Амазонки с Невольничьего Берега

Королевство Дагомея европейцы называли то «Чёрной Спартой», то «Невольничьим берегом». В принципе, и то, и другое название — заслуженные. Общество здесь и в самом деле было максимально милитаризовано, и походы за рабами стали для местных жителей столь же будничным делом, как для современного горожанина прибытие в офис к 9 часам утра. До середины XIX века королевство продавало в год порядка 20 тысяч рабов. На вырученные деньги покупалось европейское оружие, и пополнившаяся армия отправлялась в новые походы. Ну и на табак с джином деньги оставались — надо же отпраздновать окончание похода?
Королевство появилось на картах в начале XVII века. По легенде, король Дакодону получил от местных правителей — вождей Гедеви — разрешение поселиться на плато Абомей. Когда он попросил у вождя по имени Да (или Дан) ещё немного земли, тот ответил: «Мне что, вспороть себе живот и построить тебе дом?». Дакодону юмора не понял и живот вождю вспорол сам. А на месте убийства построил дворец. «Да» — имя вождя, «Хо» — живот, а «Ме» — внутри. Такая вот чудная история!

Подготовка к жертвоприношению
Впрочем, вся остальная история данного государства — примерно в том же духе. Нравы здесь были «весёлыми» до невозможности! В год в жертву приносили примерно 500 человек: рубили головы, душили, топили — фантазии хватало. В случае смерти короля на тот свет отправляли сразу 4–10 тысяч человек, чтобы не скучно было его величеству. Ритуальное людоедство, использование человеческого жира в качестве магической мази и прочее, и прочее, и прочее. Постепенно короли Дагомеи решили, что торговать через посредников невыгодно, и захватили выход к морю и порт Порто-Ново. Но самое интересное — армия данного государства, точнее, её элитная часть...

Элитный полк...
Армия у королей Дагомеи была постоянная, численностью 15 тысяч человек, делившаяся на правый и левый фланги, центр и резерв (было и деление на роты и взводы). Призывали в неё в возрасте 7-8 лет, поначалу дети таскали щиты за взрослыми воинами, потом учились военному делу настоящим образом, и после нескольких лет обучения становились полноправными бойцами. Вооружались они европейскими кремнёвыми ружьями, стальными мечами, щитами и копьями. В принципе, ничего особенного для Западной Африки. Но был у короля особый «фон» (полк).

Комсомолки, спортсменки и просто красавицы...
Во всех культурах война — мужское дело. Использовать в качестве воинов женщин — неверно с точки зрения демографии: гибель мужчины — гибель одного человека, гибель женщины — гибель всех её не рождённых детей. Исключения из этого правила редки и чаще всего легендарны. Но не в Дагомее! Её короля охраняли «мино» («наши матери») или «ахоси» («королевские жёны») — женщины-воительницы. Отчего так? Есть несколько объяснений, но, скорее всего, потому, что мужчина в Африке с детства воспитывается в духе верности племени, а женщина — в верности семье мужа (есть и другие версии, например, потому, что мужчинам было запрещено оставаться на ночь в королевском дворце, а охранять-то самодержца нужно!).
Все мино считались жёнами короля. Сразу стоит отметить, титул был чисто формальный, король с ними не спал и наследников они ему не рожали (так сказать, жёны третьего сорта). Но последствия для желающего прикоснуться к мино были ровно те же, что и для прикоснувшегося к настоящей королеве. По описанию английского путешественника Сэнли Альперна, когда отряд «королевских жён» шел по столице, впереди двигалась рабыня с колокольчиком — чтобы все могли вовремя отвернуться.
Когда появились мино? В XVIII веке европейские купцы их уже упоминают. Правда, возможно, что это были гбето — охотницы на слонов (их, кстати говоря, также записывают в предки мино). Местные легенды упоминают, что королева Хангбе создала женскую охрану в 1716–18 годах. Вроде как король Агаджа использовал их в войне с королевством Сави в 1727 году.
Попасть в мино можно было по-разному. Кого-то добровольно отдавала семья, чтобы дочка жила в сытости («королевские жёны» были богаты, даже имели своих рабов). Часто в мино (впрочем, также как и в мужские части) брали пленных. Самый забавный способ пополнения личным составом — семейные ссоры: если муж жаловался на сварливую жену, её могли забрать в армию... Связь с мужчинами мино была запрещена (а вот алкоголь и табак — нет!), что и логично — она же «королевская жена». При поступлении делали «женское обрезание» для снижения сексуальной активности (в тех краях это в принципе популярно). Те, кого отправляли на службу семьи, поступали в том же возрасте, что и мужчины — 7-8 лет. Остальные — как получится.
Отбор был строгий: изначально кандидатка в мино должна была быть красивой и высокой. Впоследствии стали брать просто сильных — королю были нужны бойцы, а не фотомодели. Европейские купцы писали, что если бы не грудь, «королевских жён» можно было бы спутать с мужчинами — мускулатура была развита «на все сто». Впрочем, идеальное здоровье от «новобраниц» требовали всё время существования корпуса.

Отличница после экзамена
Подготовка была суровой и занимала несколько лет. Мино учили владеть оружием, причём как огнестрельным, так и холодным. Преодолевать препятствия, лазить по деревьям... Убивать. Это было обязательным испытанием: каждая дама должна была в качестве экзамена с одного удара отрубить голову рабу. Французский морской офицер Жан Байоль писал:
В качестве второго экзамена было преодоление стены, опутанной колючей акацией — боли мино должны были не бояться. Также в качестве испытания кандидатку могли отправить в дальний поход по джунглям с одним мачете.

Мы больше не женщины, мы - мужчины
А ещё их учили вуду. Ага, эта религия как раз в Дагомее и появилась, и «королевские жёны» должны были хорошо разбираться в вызывании духов: как раз для этого совместные попойки и устраивались — джин считался приношением духам. Сам полк имел полушаманский статус, что и логично для столь необычного подразделения. «Как кузнец берёт железный прут и огнём меняет его форму, так и мы изменили нашу природу. Мы больше не женщины, мы — мужчины», — пелось в боевой песне мино.

«Дагомейские амазонки», Ричард Бертон
Дагомейские амазонки имели униформу: полосатые туники и широкие короткие штаны. Отличительной особенностью были три белые полосы, нарисованные на ноге (возможно, это было знаком отличия), и бритая голова, к которой они крепили маленькую корону. Всего мино на пике численности корпуса было порядка 6 тысяч человек. Они, так же как и мужчины, делились на правый и левый фланги, центр — охрану короля, и резерв, скорее всего, было и деление на роты и взводы (хотя источники на это не указывают).
Среди амазонок имелось деление на лучниц (стрелы использовались отравленные), стрелков, охотниц и канониров. Командовали женскими подразделениями также женщины: офицеры — «гаху» и унтер-офицеры — «авхуанган». Из огнестрельного оружия мино пользовались кремнёвыми ружьями, на заряжание ружья у женщины уходило 30 секунд, в сравнении с 50 — у солдата-мужчины, но стреляли они, по отзывам европейских путешественников, только от бедра. В конце существования независимой Дагомеи, мино получили на вооружение винчестеры. Все противники, которые сталкивались в бою с армией Дагомеи, однозначно считали, что мино-фон был куда боеспособнее мужских частей.
А ещё «королевские жёны» были опытными шпионками. Они, изображая из себя торговок или нищенок, ходили по деревням и примечали, где сколько воинов, есть ли укрепления, где сложено оружие. А могла, например, притворившись проституткой, зарезать «между делом» вражеского командира.

Амазонки на пенсии
Основным занятием дагомейских амазонок, как и всей остальной армии, были набеги на соседние королевства ради угона на продажу их жителей. Но столь примитивно объяснять мотивацию королей Дагомеи, отправлявших своих «жён» в набеги, нельзя. Часто рабов брали не ради профита, а для принесения в жертву. А могли мино и вовсе не брать пленных — просто вырезать и спалить деревню. В чисто террористических целях: соседи должны были до поноса бояться Дагомею!

Стратегия? Это как?
Стратегия у амазонок была своеобразная: залить глаза джином и броситься в бой, не заботясь о собственной жизни. В бою они часто пытались заняться любимым делом — рубить головы убитых врагов, чтобы принести их домой в качестве трофея (в Дагомее отрубленные головы считались престижным элементом архитектурного декора). Тот же француз, Жан Бойль, описывал, что в бою увидел Наниску: она убила командира сенегальских стрелков и отделяла ему голову от тела. После боя он нашёл девушку убитой: «К её левому запястью был привязан боевой топорик с изогнутым лезвием, на котором были нанесены магические символы. В правой руке она сжимала ствол карабина, украшенный раковинами-каури».
Впрочем, о том, как французы воевали с Дагомеей и корпусом «мино», — отдельный рассказ...
Информация