Standard Missile-6 — зенитная и противокорабельная в одной ракете

3 801 10
Standard Missile-6 — зенитная и противокорабельная в одной ракете
Эсминец USS John Paul Jones (DDG 53) класса Arleigh Burke запускает ракету Standard Missile-6 (SM-6) во время тестовых испытаний системы вооружения Aegis 27 июня 2014 года.


В настоящее время японские силы самообороны и японский флот находятся в процессе масштабного перевооружения и оснащения новейшими видами вооружения, произведённого в США. На УР SM-6 возлагаются большие надежды и особая стратегическая роль по противодействию угрозам, исходящим от баллистических и крылатых ракет вероятных противников.



Государственный департамент США одобрил продажу 150 ракет SM-6 Block I (Standard Missile-6 Block I) стоимостью 900 миллионов долларов Японии в рамках усилий по противоракетной обороне (ПРО) в Тихом океане, сообщило Агентство по сотрудничеству в области обороны и безопасности (DSCA) 31 января 2025 года. Ракеты SM-6 могут быть развернуты на существующих и будущих кораблях, оснащённых системой Aegis Weapon System (AWS) Морских сил самообороны Японии (JMSDF), «для защиты Японии и местных союзных сухопутных войск и значительно повысят вклад Японии в интегрированную противоракетную оборону в Индо-Тихоокеанском регионе».

Другие компоненты FMS (Foreign Military Sale) включают пусковые контейнеры MK 21 Mod 3 VLS (Vertical Launch System), компоненты, детали, вспомогательное, тестовое и транспортное оборудование. В то время как Япония находится в процессе массового перевооружения американским оружием, включая истребители F-35B , УР AGM-158 JASSM , модернизацию своих истребителей F-15J Eagles и УР AIM-120 AMRAAM , покупка крупной партии ЗУР SM-6 предоставляет Японии особую стратегическую возможность противостоять растущему арсеналу баллистических ракет Северной Кореи (и в определенной степени Китая).

«Эта предлагаемая продажа будет поддерживать внешнеполитические цели и задачи национальной безопасности Соединенных Штатов за счет повышения безопасности крупного союзника, который является силой политической стабильности и экономического прогресса в Индо-Тихоокеанском регионе»
— добавили в DSCA.

ВМС США и MDA (Агентство по противоракетной обороне) периодически проводят учения по ПРО в Тихом океане. Последние такие учения, учения Pacific Dragon 24, проводились в период с июля по август 2024 года и стали свидетелями первого использования новой IAMD-T (Интегрированная противовоздушная и противоракетная оборона — Target).

Австралия также является партнером в более широких усилиях по противоракетной обороне в Тихом океане. Во время тех же учений PD-24 корабль Королевского австралийского флота (RAN) HMAS Sydney впервые провел испытания SM-6 в начале августа 2024 года.

Растущая значимость ЗУР SM-6 как основного ракетного оружия флота также отражается в том факте, что ВМС США находятся в процессе приобретения ее авиационной версии AIM-174B, которая была замечена на самолетах F/A-18E Super Hornet в эскадрильях VFA-192 «Golden Dragons» и VX-9 «Vampire», о чем подробно сообщал журнал The Aviationist.

ЗУР RIM-174 Standard Extended Range Active Missile (ERAM), или Standard Missile 6 (SM-6) — ракета, в настоящее время находится в производстве для ВМС США. Ракета была разработана для целей противовоздушной войны увеличенной дальности поражения целей (ER-AAW), обеспечивая возможность борьбы с аэродинамическими целями (самолетами, беспилотными летательными аппаратами, противокорабельными крылатыми ракетами в полете), как над морем, так и над сушей, а также для противоракетной обороны на конечном участке траектории полёта БР. Она также может использоваться в качестве высокоскоростной противокорабельной ракеты.

Ракета создана на базе планера и двигателей РДТТ старой версии ракеты SM-2ER Block IV (RIM-156A), это сделано для уменьшения срока разработки ракеты, ее стоимости и повышения надежности, для этого была использована давно испытанная, надежная конструктивная база ракеты SM-2 Block-IV, оснащённая двухрежимным маршевым двигателем Aerojet General Mk 104 (DTRM) тягой 15 kN и стартовым двигателем Thiokol Mk 72 тягой 35 kN, осколочно-фугасной БЧ Mk125 Mod 1 весом 140 фунтов (63,5 кг), заменена ГСН на активную радиолокационную головку самонаведения, взятую от AIM-120C AMRAAM вместо полуактивной головки самонаведения предыдущей версии ракеты.

АРЛГСН представляет собой увеличенную версию, адаптированную из головки самонаведения AIM-120C AMRAAM, диаметр полотна 13,5 дюйма (34 см) против 7 дюймов (18 см) у УР AIM-120C AMRAAM. Это улучшило возможности ракеты Standard против активно маневрирующих целей и целей за пределами эффективной дальности действия радаров подсвета целей кораблей-носителей.

Стартовый вес ракеты остался прежним — 1500 кг, длина ракеты — 6550 мм, диаметр корпуса ракеты по миделю стартового ускорителя — 530 мм, по миделю маршевого двигателя — 343 мм, размах крыльев — 1570 мм. Скорость полёта ракеты в конце активного участка — 3,5 Маха (1050 м/с), досягаемость по высоте по аэродинамическим целям — 33 км. Дальность полета — от 370 км (по воздушным целям) до 480 км по надводным, морским и наземным целям.

Впервые на ракете применена сетевая система коррекции, аналогично противоракетам SM-3, Cooperative Engagement Capability (CEC). Если классическая радиокомандная система коррекции, которая используется на ЗУР предыдущего поколения SM-2, даёт ошибку на каждые 100 км – 100 ярдов (90 метров), то система CEC не зависит от дальности и даже на 500 км даёт ошибку в один фут (30 см), и это по трём координатам GPS. Эта система настолько точна, что позволяет при применении SM-6 в качестве ПКР полностью отказаться от радиовысотомера.

Но есть вопросы как к системе как таковой, так и к самой ракете, первый, к примеру, — новейшая модификация «Томагавка» в противокорабельном варианте RGM/UGM-109E Tomahawk TLAM-E Block Va, Maritime Strike Tomahawk (MST) на маршевом участке полёта держит высоту 100 футов (30 метров), на конечном 50 футов (15 метров) при помощи радиовысотомера Honeywell AN/APN 194, который работает постоянно в импульсном режиме в течение всего полёта, ракета «видит» под собой подстилающую поверхность. Задача радиовысотомера — постоянно мониторить эту самую подстилающую поверхность и при возникновении заложенных в программу полёта препятствий, таких как горный рельеф или габаритные постройки на земной поверхности, или же динамических препятствий, таких как крупная волна в свежую погоду над водной поверхностью, дать команду на рули высоты на кабрирование во избежание столкновения с препятствием или зарывания в воду.


Пуск ЗУР ЗРК «Си Дарт»

Первым универсальным корабельным ЗРК, способным бороться не только с воздушными аэродинамическими, но и с морскими надводными целями, безусловно, является советский М-1 «Волна» (SA-N-1 Goa). Работы по созданию ракетного комплекса М-1 «Волна» начались в августе 1956 года в НИИ-10 (позднее «Альтаир») . Базовым элементом являлась двухступенчатая ракета В-600 (4К90), ракета с радиокомандной системой управления. Испытания ракеты начались в 1957 году и оказались настолько успешными, что было принято решение использовать эту ракету также в наземном комплексе С-125 «Нева».

Параллельно с ракетой разрабатывались двухбалочная стабилизированная пусковая установка ЗИФ-101 и радиолокационная станция сопровождения целей и наведения ракет (СНР) 4Р90 «Ятаган». ЗРК был установлен на 9 модернизированных эсминцах проекта 56А и 56АЭ (обозначение НАТО Kotlin-Mod ), 20 эсминцах проекта 61 (обозначение НАТО Kashin ) и 4 ракетных крейсерах проекта 58 (обозначение НАТО Kynda ) . Последние пусковые установки были установлены на 5 эсминцах проекта 61МЭ («Раджпут») для Индии, вступивших в строй в 1979-87 годах.

В 1974 году ЗРК «Волна» прошёл модернизацию до уровня «Волна-П». Помехозащищённость комплекса была повышена на радиоканалах управления ракетой, также был введён оптико-электронный канал полуавтоматического сопровождения цели (ТОВ 9ШЗЗ), он позволял поражать низколетящие цели (на высотах до 5 метров), а также вести ракетный огонь по надводным целям. Несмотря на свои недостатки (отсутствие ГСН на ЗУР В-600/601), ЗРК М-1 «Волна» считался очень надёжным, устанавливался на многих кораблях различных проектов и после серии модернизаций оставался на вооружении до конца XX века.

В середине 1960-х годов моряки научились стрелять ракетами этого комплекса по морским целям в пределах радиогоризонта и в периоды обострения международной обстановки надеялись на него как на средство борьбы с кораблями больше, чем на ПКРК П-35, так как тот имел большую «мёртвую зону» (по одним данным — 25 км, по другим — 29,6 км) и имел на порядок меньшее время реакции.


Атомный крейсер УРО «Лонг Бич»

До 1976-77 годов единственными средствами борьбы с надводными целями в ВМС США были палубные штурмовики А-6 и А-7 и... корабельные ЗРК, практически любой из них — компании Bendix RIM-8 Talos (большой дальности), компании Convair RIM-2 Terrier и компании General Dynamics RIM-24 Tartar (оба средней дальности) — могли применяться для стрельбы по морским надводным целям, а также все морские ЗРК могли применяться и по наземным целям.

Для борьбы с групповыми воздушными целями на всех высотах, а также для борьбы с надводными целями использовалась ядерная версия ракеты RIM-8B (SAM-N-6bW) – удлиненная на 2 фута (60 см) версия штатной ракеты RIM-8A (SAM-N-6b) Tactical Talos , оснащенная ядерной боевой частью W30. ЯЗУ W30 разработки ЛЛНЛ (Лоуренс Ливерморской национальной лаборатории), существовало три модификации изделия, немного отличавшиеся весом: W30 Mod 1 весила 438 фунтов (199 кг), Mod 2 — 450 фунтов (204 кг) и Mod 3 — 490 фунтов (222 кг).

Все модификации имели одинаковую мощность — 5 кт (4,7 кт на испытаниях). Управление в полёте и наведение на цели зенитных ракет ЗРК RIM-8 Talos осуществлялось системой управления огнем Mk-77, и сам процесс можно разделить на два этапа: на первом этапе на начальном и среднем участке траектории ракета управлялась «в луче» («оседланный луч») РЛС типа AN/SPW-2 на дальности до 40 миль (64 км) по высотным воздушным целям, РЛС типа AN/SPG-49 отвечала за отслеживание цели и “подсветку” цели для полуактивной РЛ ГСН ЗУР на конечном участке траектории на дальности до 100 морских миль (185 км). В состав каждого комплекса RIM-8 Talos входили две пары РЛС — AN/SPW-2 и AN/SPG-49, каждая пара отвечала за отдельный канал управления огнем.

Режим стрельбы по надводной цели — штатный режим стрельбы, хотя ракета Talos и являлась в первую очередь зенитной ракетой, но её масса, высокая скорость на конечном участке траектории, более 3 Махов (около 1 000 м/с), и мощная боевая часть делали ЗУР RIM-8 Talos более чем эффективным противокорабельным оружием. Для этого требовалось всего лишь зафиксировать луч РЛС AN/SPG-49 на вражеском корабле, достаточно было, чтобы из-за горизонта выступала хотя бы верхушка металлической мачты, и перевести компьютер в «противокорабельный» режим.

Запущенная по надводной цели ЗУР Talos взлетала нормально, набирала высоту, а затем практически вертикально пикировала на «подсвеченную» РЛС цель. Чтобы сложная форма цели, порождающая вблизи множество отдельных радарных «эхо», не сбила ракету с толку, на последних секундах полета подсветка цели отключалась, и ЗУР Talos просто поддерживал курс на гироскопах вслепую до попадания в цель.

Британские морские ЗРК GWS.30 Sea Dart, GWS.1/2 Seaslug Mark 1/2 и даже ЗРК малой дальности GWS.20/21/22/24 Seacat имели весьма ограниченные возможности, но всё же способны были поражать морские цели. Британцы неоднократно предпринимали попытки оснастить свои морские ЗУР ядерными боеголовками, более всех для этих целей подходил комплекс GWS.2 Seaslug Mark 2, имевший довольно крупную осколочно-фугасную БЧ весом 200 фунтов (91 кг), позволяющую разместить вместо неё ядерный заряд приличной мощности.

Программа Seaslug Mark 2 была продолжением прерванной программы Blue Slug по разработке противокорабельной ракеты с использованием ракеты Seaslug и её системы наведения. Проект был отменен в пользу ракеты "Green Cheese" , тактического ядерного противокорабельного оружия, который благополучно почил, потеряв финансирование. Кроме того, планировался вариант ракеты Seaslug с ядерной боеголовкой, использующий маломощную одноступенчатую боеголовку  под кодовым наименованием Winkle . Winkle так и не была доведена, поскольку её быстро вытеснила Pixie , очень маленькая одноступенчатая боеголовка с плутониевым сердечником, прошедшая испытания в Маралинге , которая, в свою очередь, была заменена Gwen — британской копией американского заряда W54 Gnat с приблизительной мощностью 0,5–2 килотонны тротилового эквивалента.

Окончательным выбором для боеголовки ЗУР Seaslug стало ЯЗУ Tony — британская версия американского ЯЗУ W44 Tsetse , но все ядерные варианты для Seaslug были впоследствии заброшены, и ни один ядерный вариант Seaslug так и не был развернут. ЗРК GWS.30 Sea Dart, которым вооружались эсминцы пр 42  типа Sheffield  (14 единиц), эсминец пр 82 Bristol и лёгкие авианосцы типа Invincible способен поражать воздушные цели на дистанции не менее 30 морских миль (35 миль; 56 км) в диапазоне высот от 30 до 18 300 метров . Комплекс имеет вторичную способность борьбы с небольшими надводными целями.

В 1976 году с эсминца Sheffield проводились опытные стрельбы по цели — списанному патрульному катеру типа Brave (водоизмещение около 100 тонн). Крошечная боеголовка Sea Dart весом 24 фунта (11 кг) стержневого типа, да ещё с радиовзрывателем, откалиброванным на дальность подрыва в 30 футов (9 метров), была очевидно бесполезна против любой надводной цели. Поэтому в комплексе GWS.30 Sea Dart в режиме «стрельбы по кораблям» предохранитель с БЧ не снимался, и, таким образом, нанесенный ущерб вражескому кораблю ограничивается физическим воздействием 360-килограммового корпуса ракеты и неизрасходованной частью 46 литров (12 галлонов) керосинового горючего.

Нельзя сказать, что британцы ничего не предпринимали, чтобы вооружить предстоящую крупную серию эсминцев из 14 единиц, которые должны были стать основой надводного флота «Роял Неви» на 1980-е-2000-е годы, противокорабельным оружием. В 1969 году компания Hawker Siddley Dynamics (HSD) предложила противокорабельный вариант Sea Dart, летящей над поверхностью моря на высотах от 2 до 15 метров; маршевый прямоточный воздушно-реактивный двигатель должен был работать на специальном горючем Shelldyne вместо авиационного керосина. Горючее Shelldyne было значительно плотнее и могло бы обеспечить ракете значительно большую дальность полета, примерно 37 км, практически такая же дальность, как у ЗУР Sea Dart на обычной траектории при стрельбе по воздушным целям, летящим на средних и больших высотах.

Стандартная ЗУР Sea Dart могла применяться по надводным целям на дальностях от 4,1 км до 24 км. Усовершенствованная ракета должна была использовать тот же CW-радиовысотомер, что и ПКР Seaslug; этот высотомер был установлен также на «Фантомах», построенных для FAA. Компания Hawker Siddley Dynamics должна была установить полубронебойную боеголовку сразу за носовым обтекателем и переместить бортовую электронику ракеты обратно в пространство, обычно используемое радиовзрывателем.

Но компания не предложила техрешения проблемы выбора ракеты с конвеерных двухрядных магазинов на 22 ракеты у «Шеффилда» и «Инвинсибла» и 38 ракет у «Бристоля». Либо нужно было полностью перепроетировать и переделать магазины у восемнадцати кораблей, либо всё-таки делать универсальную ракету. Второй вариант, как менее затратный, флот больше устраивал. В конце концов так ни к чему не пришли, весь надводный флот «Роял Неви» на четверть века остался беззащитным от угроз с моря. Только несколько фрегатов типа «Бродсуорд» (пр. 22) имели по четыре французских ПКР «Экзосет» ММ38 с дальностью 40-42 км, и это вся противокорабельная защита надводного флота «Роял Неви».

Противокорабельные возможности советских комплексов М-1 «Волна» и М-11 «Шторм» были также, мягко говоря, весьма ограниченными, максимум — осыпать цель с дистанции 50 и 100 метров соответственно пакетом полуготовых осколков (10–15 000 по 3–5 грамм весом), так себе воздействие на цель. Возможно, какие-то мелкие повреждения антеннам радиотехнического вооружения и контейнерным ПУ ПКР «Экзосет» ММ-38 из алюминиевой фольги, к примеру, ракетного катера пр. 143 «Бундесмарине» или фрегата «Бродсуорд» пр. 22 «Роял Неви», и не более.

Если американские корабельные ЗРК имели специальные БЧ для этих целей, советские корабельные ЗРК М-1 «Волна» и М-11 «Шторм» таких девайсов не имели в принципе, как и сухопутный вариант «Волны» ЗРК С-125 в том числе. Не было в советском ядерном арсенале ядерных боеголовок к ракетам В-600/601 и В-611 от слова совсем. На конец 1970-х годов ядерные БЧ имели только сухопутные комплексы войск ПВО страны: С-25, С-75 и С-200.

Для ракет В-300 комплекса С-25, защищавшего Москву, разработан в конце 1950-х зарядное устройство 901А15 разработки ВНИИЭФ (Саров, Арзамас-16), позже РА52 разработки ВНИИТФ (Снежинск, Челябинск-70), оба постоянной мощностью — 10 кт (радиус поражения самолёта, летящего на высоте -10 000 метров, до 3 000 метров). Для комплексов С-75, ЗУР В-750Н и С-200, ЗУР В-880Н (5В28Н) в Снежинске созданы заряды РА6 и РА52, мощностью энерговыделения 10 и 20 кт соответственно.

Только с появлением корабельного ЗРК С-300Ф «Форт» и ЗУР 5В55 именно к ней появились ядерные боеголовки ТА-11 переменной мощности — от 1 до 10 кт, впервые на советском военно-морском флоте (торпеды, ПКР и ПЛУР в данном случае не рассматриваем). У новейших советских крейсеров проектов 1164 «Атлант» и 1144 «Орлан» наконец появилась возможность вести морской бой в мёртвой зоне противокорабельных комплексов П-700 «Гранит» и П-500 «Базальт».

У обеих ракет, и 3М45, и 3М70, минимальная дальность пуска — 35 км. Именно эту брешь призваны были перекрыть ЗУР 5В55 со специальными БЧ. ЗРК С-300Ф «Форт» позволял крейсерам проектов 1164 «Атлант» и 1144 «Орлан» надёжно прикрыть себя от угроз от БЭКов, РКА и ТКА, групповых НЛЦ, летящих на сверхмалых высотах от 2 до 5 метров в зоне радиусом от 3,5 до 35 км. То есть любая цель, будь то ракетный катер, тот же пр. 143, или группа катеров, или же групповая низколетящая цель — группа ПКР, летящих на высоте 2 метра (ММ-38), всё это сметалось одной ракетой 5В55.

При стрельбе «ядерной» 5В55 на ближние дистанции мощность БЧ с пульта управления командиром расчёта выставлялась минимальная, мощность заряда — 1 кт, чтоб не нанести повреждения своему кораблю, на дальние дистанции выставлялась максимальная мощность — 10 кт, этого было вполне достаточно, чтобы очистить морское и воздушное пространство вокруг корабля от ЛЮБЫХ угроз.

Вообще нужно особо отметить, советские крейсера проектов 1164 «Атлант» и 1144 «Орлан» были созданы именно для ядерной войны, именно оснащённые ядерным оружием корабли полностью раскрывались. Даже в мирное время они оснащались ядерным оружием. Крейсера пр. 1164 «Атлант» в мирное время выходили в море, имея одну ракету 5В55 из 64 в арсенале, оснащенной ядерной БЧ ТА-11, крейсера пр. 1144 «Орлан» две ракеты 5В55 из 96 имели ядерные боеголовки. В военное время оба проекта должны были бы быть «забиты под завязку» ядерным оружием: пр. 1164 «Атлант» — 100 ядерных боеголовок, пр. 1144 «Орлан» — 130 боеголовок.

Для справки: американские авианосцы типа «Форрестол» и «Нимиц» имели на борту от 100 до 108 ядерных авиабомб, поровну В43 и В57, причём это максимум, это количество ячеек под кофры на специальных «ядерных стеллажах». ЗРК малой дальности «Оса-М», которыми оснащались оба проекта, предназначались в основном для борьбы с ближними малоразмерными надводными целями — катерами (ТКА и РКА), а также с БЭКами. Против воздушных НЛЦ ЗРК был малоэффективен, а против ПКР типа «Гарпун» и «Экзосет» вообще бесполезен. А вот катера — это его цели, и события 08.08.08 это подтвердили. Это оружие кораблей проектов 1164 «Атлант» и 1144 «Орлан» для мирного времени.


Фотоснимок крейсера «Слава» сделанный с борта палубного вертолёта «Си Кинг» в 1983 году.

Первоначальная эксплуатационная готовность ЗУР SM-6 в ВМС США была запланирована на 2013 год и была достигнута только 27 ноября 2013 года. ЗУР SM-6 не предназначена для замены серии ракет SM-2, но будет служить вместе с ними и обеспечивать увеличенную дальность перехвата и повышенную огневую мощь. Ракета была одобрена для экспорта в другие страны в январе 2017 года. Вариант SM-6 класса «воздух-воздух», AIM-174В, первая специализированная ракета класса «воздух-воздух» большой дальности, используется ВМС США после снятия с вооружения AIM-54 Phoenix в 2004 году. SM-6 также может быть запущена с наземной мобильной ПУ Typhon армии США в рамках стратегической ракетной системы средней дальности (SMRF).



Японские ASEV, оснащенные системами Aegis и SM-6

В настоящее время JMSDF (ВМС Японии) эксплуатирует в общей сложности восемь эсминцев УРО, оснащенных системой Aegis. В их число входят четыре эсминца типа Kongo, введенные в эксплуатацию в 1990-х годах и модернизированные системой Aegis в период с 2007 по 2010 год, два эсминца типа Atago, поставленные в 2007/2008 годах и модернизированные системами Aegis в 2019 году, и два эсминца типа Maya, вошедшие в строй в 2020 и 2021 годах.

Два строящихся эсминца ASEV (корабль, оснащенный системой Aegis System Equipped Vessel) JMSDF, которые количественно доведут японский флот, способный использовать систему ПРО (противоракетная оборона), до 10 кораблей, рассматриваются как мощный щит от атак баллистических ракет. Концептуальные проекты появились в бюджетных документах Министерства обороны Японии в июле 2024 года, при этом ожидается, что первый корабль будет введен в эксплуатацию к марту 2028 года, а второй — годом позже, в 2029 году. Эти два корабля ASEV будут оснащены РЛС SPY-7 компании Lockheed Martin, который изначально предназначался для оригинальной японской системы ПРО Aegis Ashore, которая была отменена в 2020 году.

4 апреля 2024 года компания Lockheed Martin объявила об успешной демонстрации своего первого реального трека для ASEV, где радар SPY-7, также называемый AN/SPY-7(V)1, «тактическая аппаратно-программная система отслеживания объектов в космосе». Компания заявила, что это событие «проверило зрелость радиолокационной системы и ознаменовало начало комплексных испытаний».

15 января 2025 года компания Lockheed Martin объявила о поставке первой антенны радара AN/SPY-7(V)1 для ASEV JMSDF Министерству обороны Японии. Затем антенное полотно отправилось на «окончательную интеграцию с боевой системой ASEV в испытательном центре производства (PTC-2) в Морристауне, штат Нью-Джерси».

Японские корабли ASEV будут иметь 128 ячеек VLS (Vertical Launch System) по сравнению с 96 ячейками Mk.41 VLS на эсминце класса Maya (64 в носу и 32 в корме). Основным оружием этих эсминцев будут ракеты SM-6, а также SM-3 Block IIIA, обе ракеты размещенные в ПУ в носовой части корабля, за главным орудием. Корабли ASEV также рассматриваются на предмет возможности запуска будущих японских ударных гиперзвуковых ракет HGV (Hypersonic Glide Vehicle), которые в настоящее время разрабатываются, и модернизированных SSM Type-12 , согласно Naval News, для ударных ракет зарезервированы кормовой пакет ПУ на 32 ракеты .

Также важно отметить, что SM-6 (доработанный для ударов по надводным и наземным целям) и Tomahawk LACM (крылатая ракета для ударов по наземным целям) являются одним из компонентов MDTF (многопрофильной оперативной группы) армии США, называемой системой Typhon. Для этой же системы предназначены LRHW (гиперзвуковое оружие большой дальности) и PrSM (ракета высокоточного удара) компании Lockheed Martin.

Пока еще рано говорить о том, будут ли японские ракеты SM-6 перепрофилированы для нанесения ударов по наземным целям или кораблям, однако такую возможность нельзя отрицать, учитывая, что учения с применением ракет SM-6 армии США на датском острове Борнхольм проходят на морском театре военных действий, а это означает, что российские суда в Балтийском море могут стать потенциальными целями.

Разработанные компанией Raytheon, SM-6 Blосk I и Blосk IA являются усовершенствованными версиями ракетных систем класса «земля-воздух», предлагающими возможность защиты от баллистических ракет морского базирования на конечном участке полёта SRBM (Оперативно-тактические БР). У них двухрежимное наведение с полуактивной радиолокационной головкой самонаведения после пуска на начальном и среднем участке траектории полёта, и ГСН переходит в активный режим работы на конечном участке траектории полёта. Оружие также получает обновления на среднем участке маршрута полёта от AWS на корабле, в то время как на автономном конечном участке маршрута ракета также может получить дополнительную помощь подсветкой цели корабельными радиотехническими средствами.


Эсминец USS Benfold (DDG 65) типа Arleigh Burke пускает ракету Standard Missile SM - 6 во время тестового морского удара по списанному фрегату USS Vandegrift в рамках учений Valiant Shield 2022 (VS 22) 16 июня 2022 года.

В то время как ЗУР SM-6 могут применяться с подвижной пусковой платформы — боевых кораблей, даже статичные объекты, такие как Гуам, где размещены крупные военные объекты США, могут использоваться в качестве центра для пуска этих перехватчиков баллистических ракет. Мероприятия, предпринятые для усиления ПВО ВМБ «Гуам», вылились в то, что 10 декабря 2024 года на Гуаме состоялось первое испытание системы противоракетной обороны с использованием SPY-7 AN/TPY-6, которая навела SM-3 Block IIA на боеголовку перехватываемой баллистической ракеты средней дальности воздушного базирования. SM-3 была запущена с наклонной версии ПУ Mk.41 VLS (Vertical Launch System).

Семейство РЛС SPY-7 создано на основе радара дальнего обнаружения (LRDR) на Аляске, который является частью американской наземной системы ПРО на среднем участке траектории. В то время как технология SPY-7 также поставляется для испанского фрегата F-110 и канадских программ по созданию надводных боевых кораблей, компания Lockheed заявила, что «аналогичная технология, разработанная для LRDR и SPY-7, может быть использована на Гуаме в будущем».
10 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    Сегодня, 05:01
    а это означает, что российские суда в Балтийском море могут стать потенциальными целями.

    Российские суда давным давно "потенциальные цели" для стран НАТО на Балтике и не только там. И безо всяких SM-6.
  2. 0
    Сегодня, 06:12
    По моему статья перегружена ненужным экскурсом в историю во вред информации о собственно ракете.
    А по противокорабельным возможностям SM-6: не отрицая скорости, есть большие сомнения в её стойкости к перехвату во первых, и ни малейших сомнений в высочайшей заметности из-за высоты полёта во вторых. Это относится к средней и большой дальности применения, само собой.
    1. +1
      Сегодня, 10:20
      Цитата: Владимир_2У
      А по противокорабельным возможностям SM-6: не отрицая скорости, есть большие сомнения

      Именно. Слишком дорого обстреливать слабозащищенные цели ибо ракета будет стоить как сама цель, и слишком дорого обстреливать защищенные цели, которые заметят ее на макс. расстоянии и у них будет достаточно времени применить как активные, так и пассивные средства противодействия.
      Куда дешевле и эффективнее использовать NSM
      1. 0
        Сегодня, 11:19
        По американской концепции сколько- нибудь серьезного противника сначала обстреливают скоростной зенитной ракетой с малым подлетным временем с целью снизить боеспособность противника, а затем добивают ПКР и другими средствами.
        Пример- операция Богомол.
        https://ru.wikipedia.org/wiki/Богомол_(операция)
    2. -1
      Сегодня, 11:20
      Не так просто сбить маневрирующую с большими перегрузками ракету летящую со скоростью 4М.
      1. +1
        Сегодня, 11:26
        Цитата: solar
        Не так просто сбить маневрирующую с большими перегрузками ракету летящую со скоростью 4М.

        На большой дальностях ни о каких 4М и речи быть не может, двигатели суммарно 12 секунд работают. И маневрирование с большими перегрузками не равно противоракетному манёвру.
  3. +1
    Сегодня, 09:11
    Важно заметить: Противоракета SM-6 версии Block IB будет развивать гиперзвуковую скорость, в дальнейшем она может использоваться для перехвата российских и китайских ракет и гиперзвуковых блоков "Авангард".
  4. 0
    Сегодня, 09:24
    Двусредную ракету ( "земля-воздух" и "земля-земля" ) хорошо бы сделать на основе ЗУР "линейки" 48Н6 ЗРК С-300М2 и С-400 ! Дальность в режиме РЗВ до 150-250 км и БЧ до 145-180 кг привлекательны для такой идеи ! Но ,конечно же, необходима "кое-какая" модернизация , позволяющая стрелять сносно по наземным целям ! Целесообразность же "привлечения" ЗУР против наземных целей состоит в том,что 48Н6 уже устаревают постепенно , в "экстремальных " военных конфликтах типа СВО ("раз началась такая пьянка-режь последний огурец !) они могут пригодиться ! (Не выбрасывать же "добро" ! ) Модернизацию же целесообразно сделать по типу Х-58 ТП ( радарная ГСН + видеокамеры ) !
    1. +1
      Сегодня, 10:23
      Цитата: Nikolaevich I
      Целесообразность же "привлечения" ЗУР против наземных целей состоит в том

      Применять дорогущие ЗУР по наземным/надводным целям довольно расточительно.
      1. 0
        Сегодня, 10:46
        Цитата: Дырокол
        Применять дорогущие ЗУР по наземным/надводным целям довольно расточительно

        Дык,речь идёт об "устаревающих и устаревших" ЗУР ! Чтоб не "выбрасывать" ! (Напоминаю,об укропских ЗУР С-200 в варианте РЗЗ ,об китайских и арабских ЗУР С-75,С-125 в варианте РЗЗ, укропские обвинения России в применении ЗУР С-300П (5В55) по наземным целям ...) !