КМП США заказывает серийное производство боевых машин пехоты ACV-30

24 043 29
КМП США заказывает серийное производство боевых машин пехоты ACV-30
БМП ACV-30 на испытаниях


Корпус морской пехоты США и корпорация BAE Systems продолжают работу над перспективным семейством бронетехники ACV. В конце апреля стороны заключили первый контракт на полномасштабное серийное производство плавающих боевых машин пехоты ACV-30. По его условиям, BAE Systems должна изготовить и передать КМП первую партию из 30 БМП, и затем производство будет продолжено.



В ходе разработки


Следует напомнить, что программа ACV (Amphibious Combat Vehicle — «Амфибийная боевая машина») стартовала еще в 2011 г. Её целью являлось создание новой плавающей колёсной платформы и техники на её базе для переоснащения частей КМП. Конкурсная часть программы продолжалась до 2018 г., и её победителем стала корпорация BAE Systems. Вскоре она запустила производство бронетранспортёров нового семейства.

В 2019 г. на базе новой платформы начали разрабатывать боевую машину пехоты под названием ACV-30. В этом проекте использовалась незначительно доработанная колёсная платформа и дистанционно управляемый боевой модуль с 30-мм пушкой от компании Kongsberg Defense Systems.

Проектирование ACV-30 завершилось в середине 2022 г. Тогда же КМП заказал предсерийную (production-ready test vehicles) партию новой техники общей стоимостью 88 млн долларов. Поставки этих машин начались в январе 2024 г., и они сразу отправились на полигон для всесторонней проверки.


Серийное производство


Производственная линия компании BAE Systems показала свой потенциал. Кроме того, к настоящему времени предсерийная техника прошла необходимые испытания и подтвердила расчётные характеристики. Благодаря этому было принято решение о запуске полноценного серийного производства.

29 апреля 2025 г. Корпус морской пехоты США и BAE Systems заключили соглашение о запуске полномасштабного серийного производства (full-rate production) новых БМП. Документ предусматривает изготовление 30 машин ACV-30 и сопутствующего имущества на общую сумму 188,5 млн долларов.

В производстве новой техники будут заняты три предприятия компании BAE Systems в Пенсильвании и Южной Каролине. Несмотря на готовность производственных мощностей, темпы производства пока будут ограниченными. Последние машины первого заказа ожидаются только в конце 2026 г.

Планы на будущее


В ноябре 2023 г. КМП США раскрыл планы по производству плавающих БМП. В ближайшее время он собирался разместить заказы на 175 таких машин. Первый контракт на 30 БМП ACV-30 был подписан в конце апреля 2025 г., и в ближайшем будущем должны появиться новые соглашения. Общая стоимость всех планируемых бронемашин пока не разглашается.

Так же осенью 2023 г. Пентагон заказал агрегаты для будущего производства новых БМП. Компания Kongsberg получила заказ на поставку 175 боевых модулей MCT-30. Первые изделия этого типа ожидались в 2024-25 гг., а завершатся поставки в 2028-м.


Согласно планам позапрошлого года, первые партии ACV-30 поступят в войска в 2025-26 гг. Последние БМП ожидаются в конце текущего десятилетия. Будут ли продолжать закупки такой техники позже, пока неизвестно.

Следует отметить, что график поставок может меняться. Например, в 2024 г. из-за недостатка финансирования скорректировали объёмы закупок. Планы на 2025-26 гг. пришлось сократить на 48 новых машин. Вероятно, часть этой техники могла бы войти в недавний контракт, но её придется заказывать позже.

Машина для КМП


Целью проекта ACV-30 являлось создание новой плавающей боевой машины пехоты, способной перевозить, защищать и поддерживать огнём личный состав. При этом к БМП предъявлялись специфические требования, связанные с особенностями службы и боевой работы КМП. Новую БМП выполнили на базе ранее разработанной платформы ACV и оснастили одним из доступных на рынке боевых модулей.

Платформа ACV — это четырёхосное шасси с броневым корпусом, внутри которого можно разместить десантное отделение или необходимую полезную нагрузку. На крыше устанавливается вооружение. Проект предполагает использование одного шасси для создания техники разного назначения.

Унифицированная платформа имеет сварной броневой корпус. Лобовая проекция защищена от малокалиберной артиллерии, остальные проекции — от пуль и осколков. Имеется противоминная защита. Также предусмотрена установка дополнительных модулей защиты.


Используется традиционная для современных БТР и БМП компоновка корпуса. В носовой части помещено моторное отделение, за которым находятся места водителя и командира. Вся центральная и кормовая части корпуса отданы под десантное отделение.

Общая длина машины ACV достигает 9,2 м, ширина — 3,1 м и высота (без боевого модуля) — 2,9 м. Снаряжённая масса платформы составляет 32 т, а целевое оснащение или нагрузка могут весить до 3 т.

Бронемашина оснащена дизельным двигателем Iveco Cursor 16 мощностью 700 л.с. и автоматической трансмиссией Allison 4800SP. Двигатель передаёт мощность на все восемь колёс или на два кормовых водомёта. Максимальная скорость на суше — 100 км/ч, на воде — 10 км/ч. Запас хода на шоссе — до 500 км, на воде — всего 20 км.

В конфигурации БМП платформа оснащается боевым модулем Kongsberg MCT-30. Он несёт 30-мм автоматическую пушку Northrop Grumman XM813 Bushmaster Mk 44 и 7,62-мм пулемёт. Имеется полноценная система управления огнём с комбинированными прицелами, стабилизатором и т.д. Модуль является необитаемым и управляется оператором со своего рабочего места.


Бронетранспортёр ACV-P

Экипаж БМП состоит из трёх человек. Командир, водитель и оператор-наводчик располагаются в носовой части обитаемого отсека. Десантное отделение имеет 13 мест. Посадка и высадка осуществляется через кормовую аппарель с встроенной дверью.

БМП, БТР и т.д.


Следует напомнить, что БМП ACV-30 — уже не первый образец на базе унифицированной колесной платформы. Ещё несколько лет назад КМП заказал, а BAE Systems начала выпускать технику других типов. В первую очередь, в серию поставили бронетранспортёр ACV-P и командно-штабную машину ACV-C.

Стартовый контракт на БТР ACV-P появился в 2018 г., вскоре после объявления результатов конкурса. Первая партия таких машин была передана заказчику в октябре 2020 г. Тогда же первое подразделение КМП, получившее новую технику, вышло на стадию начальной оперативной готовности. В дальнейшем компания-подрядчик продолжала строительство техники и регулярно передавала заказчику новые партии БТР.

Разработка КШМ на базе ACV стартовала в 2019 г. Несмотря на определённую простоту такого проекта, его создание заняло несколько лет. Тем не менее, BAE Systems выполнила заказ, и в начале 2024 г. КМП получил первую партию изделий ACV-C. В ближайшие годы ожидается поставка новых партий.

С 2022 г. велись работы по ремонтно-эвакуационной машине ACV-R. В апреле 2024 г. КМП заказал производство такой техники, и в 2025-26 гг. ему передадут первую серийную партию.


Посадка десанта в бронетранспортёр

Согласно исходным планам, сформированным в начале прошлого десятилетия, КМП должен был заказать и получить порядка 1100 бронемашин семейства ACV. Впоследствии эти планы пришлось пересмотреть и сократить. Сейчас предполагается построить только 630 изделий ACV всех версий. Более половины этой техники составят бронетранспортёры ACV-P, около четверти — боевые машины пехоты ACV-30. Оставшаяся доля придется на КШМ и БРЭМ.

Актуальные планы производства и поставок бронемашин ACV расписаны до 2030 г. После этой даты могут появиться новые контракты на ту или иную технику. Также рассматривается возможность глубокой модернизации платформы и техники на её базе. Однако все вопросы такого рода будут решаться позже и с учетом успехов текущего производства.

В процессе перевооружения


Таким образом, КМП и BAE Systems постепенно выполняют планы по производству новой бронетехники семейства ACV и осуществляют переоснащение строевых частей. По разным данным, к настоящему времени в морской пехоте получили и осваивают не менее нескольких десятков изделий ACV.

До недавнего времени основную массу выпускаемой продукции составляли колесные БТР ACV-P. Затем началось производство техники иных классов, в т.ч. БМП с пулемётно-пушечным вооружением. Последние успехи производства дают корпусу морской пехоты повод для оптимизма, но реальные результаты программы ACV станут известны только через несколько лет.
29 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +13
    16 мая 2025 04:11
    Для тех, кто думает, что нельзя совместить плавучесть и защиту - вот вам пример. В более ранних статьях подробнее расписывалась защита, на уровне MRAP.
    1. 0
      16 мая 2025 05:39
      Цитата: Мекей Иптышев
      Для тех, кто думает, что нельзя совместить плавучесть и защиту - вот вам пример. В более ранних статьях подробнее расписывалась защита, на уровне MRAP.

      Что-то на СВО не видно успешных действий плавучей техники. no
      Пока не найдут решения по ликвидации угроз атак дронов, такая техника - всего лишь труповозка, потому что мангал на неё не поставишь.
      1. +5
        16 мая 2025 06:11
        Цитата: Бородач
        потому что мангал на неё не поставишь.

        И что мешает, мачта и паруса? Всё так же ставится, просто утрачивается возможность плавать...
        1. +6
          16 мая 2025 06:46
          Всё так же ставится, просто утрачивается возможность плавать...
          Необязательно. Навесные поплавки решат проблему. Вообще странно, что обсуждая военную технику, некоторые комментаторы опираются на опыт лишь текущей компании, как будто ей всё и навсегда закончится и не будет других условий ведения БД.
          1. +1
            16 мая 2025 10:00
            Цитата: ИВЗ
            Всё так же ставится, просто утрачивается возможность плавать...
            Необязательно. Навесные поплавки решат проблему. Вообще странно, что обсуждая военную технику, некоторые комментаторы опираются на опыт лишь текущей компании, как будто ей всё и навсегда закончится и не будет других условий ведения БД.


            Вероятность что вернется к тому привычному по второй мировой войне и Буре в пустыне - нулевая.
            Это уже факт.
            Вероятность что имеющаяся компания станет основой на ближайшие 20-30 лет - примерно 60-70%.
            Эта компания показала, как танковые клинья уничтожаются , как ближайшие тылы уничтожаются.
            Как охотятся днем и ночью за каждым солдатом.
            И любые стороны будущих конфликтов - обязательно начнут повторять именно этот опыт.
            1. +5
              16 мая 2025 12:50
              Вероятность что вернется к тому привычному по второй мировой войне и Буре в пустыне - нулевая.
              Это уже факт.
              Будущего не знает никто и вот это уже факт, а не предположение.
              И любые стороны будущих конфликтов - обязательно начнут повторять именно этот опыт.
              Не повторять, а учитывать, искать новые тактические приёмы. Создавать новые технику, вооружение, экип учитывающие опыт этой войны и позволяющие нивелировать новые угрозы и получить преимущество хотя бы в начальный период боевых действий. Так было всегда начиная с доисторических времён и дубины в качестве оружия.
            2. +2
              16 мая 2025 21:19
              Цитата: SovAr238A
              Эта компания показала, как танковые клинья уничтожаются , как ближайшие тылы уничтожаются.
              Как охотятся днем и ночью за каждым солдатом.
              И любые стороны будущих конфликтов - обязательно начнут повторять именно этот опыт.

              То что мы сегодня видим на СВО это в следствии отсутствия у обоих сторон современных ВВС. По этой причине сначала ВВС заменяли артой, из-за чего её чрезмерное применение, ну и соответственно пришли к дронам камикадзе. Скажем НАТО, с её обширной технической разведкой, от спутников, ДРЛО и тяжёлых высотных дронов, с РТР, РЭБ и прочим, не будет возиться на позициях запуская дроны. Просто на СВО у обоих сторон мало возможностей вскрывать позиции ПВО и дроноводов, но имея в наличии современные ЛА ДРЛО с РТР, всё это станет крайне уязвимо вглубь на сотни км и будет соответственно атаковано КР. Конечно много чего с этой войны будет учитываться и перениматься, но чтоб РФ, или КНР могли НАТО навязать возню в окопах, что-то очень сомнительно.
            3. 0
              17 мая 2025 12:10
              А подробней,где и когда танковые клинья уничтожались, в странной операции? Не подготовленные и не прикрытые мобильной ПВО,на не подавленных на большую глубину арты, дроноводов и ПВО , максимум танковой ротой? Это типа клинья были? Просто эта операция потому и странная,что в ней всё миминизировано.
              1. 0
                17 мая 2025 18:47
                Цитата: Essex62
                А подробней,где и когда танковые клинья уничтожались, в странной операции? Не подготовленные и не прикрытые мобильной ПВО,на не подавленных на большую глубину арты, дроноводов и ПВО , максимум танковой ротой? Это типа клинья были? Просто эта операция потому и странная,что в ней всё миминизировано.

                Знаете ли, в чем проблема…
                То что любая войсковая «идеализированная на планах система», рассыпается в пух и прах, при воздействии неучтенного фактора.
                Ни одна войсковая и мобильная ПВО не справится с сотней Ланцетов или Спайков. Направленных конкретно против ПВО.
                А потом уничтожай колонны и клинья, как курят…
                То, что вы думаете, это основа мнения, сформированная на основании концепций 80-х годов.
                Ее раздолбают за пару часов в современном мире.
                1. 0
                  18 мая 2025 01:19
                  Дык, прежде ,чем клинья запускать всё, что может запускать БПЛА должно быть выжженно, км на 200 вглубь и вширь. И сотня ланцетов ,кстати сносится так-же как и сотня вертушек. Надо только средствами обладать. То, что мы наблюдаем в странной операции это не желание ставить и выполнять задачи освобождения территорий и соответственно не ставятся задачи конструкторам "кровь из носа" создать эффективные системы противодействия новой угрозе. Так как это ,было в СССР. Помните про бомбу и носитель?
      2. То, что этого не показывают на видео, не означает, что этого нет.
    2. 0
      16 мая 2025 13:51
      Цитата: Мекей Иптышев
      Для тех, кто думает, что нельзя совместить плавучесть и защиту - вот вам пример.

      И тут выходят на сцену адепты секты "мечта гранатометчика"... Хочешь плавать и броню - увеличивай объем!
      Это я про то, что для загоризонтной высадки десанта нужна очень специфическая бронетехника. И ее общеармейским аршином мерить нельзя. Возможно, что для загоризонтного десантирования целесообразно разделить боевую машину и индивидуальный транспортный модуль, который быстро и безопасно доставит бронетехнику до берега. Но стоить это будет, соответственно, почти в полтора-два раза дороже.
    3. -1
      20 мая 2025 18:41
      Это БТР! Кроме него у американцев есть ещё БМП Бредли. Потому что у американских военных есть мозги, и они понимают, что кроме плавучей умеренно защищённой колёсной боевой машины, должен быть непробиваемый тяжёлый гусеничный монстр, способный надёжно защитить десант и экипаж.
    4. -1
      4 июля 2025 23:17
      Цитата: Мекей Иптышев
      вот вам пример

      это всё понятно, но есть вопросы насчет плавучести. Странно, что американцы стали игнорировать удачный японский опыт в машине Ка-Ми. Ранее они исходили из этой концепции. А теперь явно пожертвовали мореходностью машины. У Китайцев другой подход - они сосредоточились на скорости десантирования.
  2. +1
    16 мая 2025 08:57
    Высота почти в 3 метра без башни впечатляет. На такую даже не аппарель а лифт ставить надо. Может пора колеса на складных штангах делать?
    1. +2
      16 мая 2025 10:53
      По данным из других источников
      2,20 м она без башни, и 2,9 м с башней ...
      1. +1
        16 мая 2025 12:53
        Судя по фотографии в тексте, где посадка десанта, высота дана по корпусу.
  3. 0
    16 мая 2025 13:47
    Колесная техника в качестве амфибии - плохая идея. Ей будет проблематичнее вылезти на пляж и отойти от берега, что является именно для нее важнейшей задачей.
    1. +2
      16 мая 2025 21:25
      Цитата: bk0010
      Колесная техника в качестве амфибии - плохая идея. Ей будет проблематичнее вылезти на пляж и отойти от берега, что является именно для нее важнейшей задачей.

      Это же не паром чтоб постоянно туда-сюда вылазить. Раз переплыть 30-50 метров в специально разведанном месте, да и вылезти поди поможет кто то если вдруг завязнет. Так то и в чистом поле то канавы с овражками , то мокрый холмик. В воронках и окопах вон куча застрявшей бронетехники встречается, но это уже у мехвода руки не туда вставлены..
      1. 0
        16 мая 2025 21:44
        Цитата: Saxahorse
        Это же не паром чтоб постоянно туда-сюда вылазить.
        Да, это не паром. Это - машина для загоризонтной высадки с УДК. Сначала проплыть десяток-другой километров по морю с волнением SS3 (так было у AAV7), потом вылезти на пляж не завязнув в песке, проскочить береговую линию, высадить десант и вступить в бой. Во время всего этого процесса ему будут "помогать" из всех видов вооружения, пытаясь сбросить десант в море.
        1. -1
          16 мая 2025 22:16
          Цитата: bk0010
          Это - машина для загоризонтной высадки с УДК.

          В каком то смысле да, в плане мореплавания это конечно слабая замена AAV7 (на фото), с другой стороны у американцев концепция изменилась. И основным средством загоризонтной высадки считают сейчас паромы на воздушной подушке типа LCFC-100 (см. два фото). 74 тонны, 35 узлов, хорошая игрушка. Тоже хочу! wassat
          1. 0
            17 мая 2025 13:00
            Цитата: Saxahorse
            И основным средством загоризонтной высадки считают сейчас паромы на воздушной подушке
            Дурацкая затея, ИМХО: так они всей толпой плыли, был шанс проскочить, а таких игрушек в УДК пара штук влезет, пока они будут туда-сюда эти БТРы возить их всех перебьют. На таких штуках танки доставлять надо.
            1. 0
              17 мая 2025 22:31
              Цитата: bk0010
              так они всей толпой плыли, был шанс проскочить, а таких игрушек в УДК пара штук влезет, пока они будут туда-сюда эти БТРы возить их всех перебьют.

              Вы видимо все время высадку на Омаха Бич вспоминаете. В том и фишка что американцы от силовой высадки решили отказаться в принципе. Это и есть та самая смена концепции, т.е. предполагается что сопротивления в точке высадки либо вовсе не должно быть, либо оно минимально и давится огнем с кораблей и с воздуха.
        2. 0
          12 июня 2025 11:40
          Цитата: bk0010
          Цитата: Saxahorse
          Это же не паром чтоб постоянно туда-сюда вылазить.
          Да, это не паром. Это - машина для загоризонтной высадки с УДК. Сначала проплыть десяток-другой километров по морю с волнением SS3 (так было у AAV7), потом вылезти на пляж не завязнув в песке, проскочить береговую линию, высадить десант и вступить в бой. Во время всего этого процесса ему будут "помогать" из всех видов вооружения, пытаясь сбросить десант в море.



          Если в статье нет ошибки про 20км запас хода по воде то это не совсем загоризонтная высадка
        3. 0
          4 июля 2025 23:44
          Цитата: bk0010
          Во время всего этого процесса ему будут "помогать"

          если десант уже ждет теплый прием, то он обречен на провал. Даже с учетом поддержки вертолетов и катеров, кучка защитников способна перебить очень многих. Сейчас вооружение пехоты стало куда эффективнее, чем во временя операции оверлорд. Но и там 1 единственный Северлох с пулеметами умудрился убить и ранить 3 батальона пехоты. А сейчас у него и ПТУР найдется, и АГС, и тяжелый пулемет и еще что-нибудь такое же приятное.
    2. 0
      12 июня 2025 13:03
      Цитата: bk0010
      Колесная техника в качестве амфибии - плохая идея. Ей будет проблематичнее вылезти на пляж и отойти от берега, что является именно для нее важнейшей задачей.


      И даже добраться до пляжа со сколь нибудь приличной скоростью (существенно более 10 км/ч) в указанном исполнении ввиду большого сопротивления движению в воде неубранных колес.
  4. 0
    16 мая 2025 17:00
    Защита у этого пепелаца STANAG 4569 Level 4:

    - противопульная защита: пуля Б-32 патрона 14,5 мм x 114 на дистанции 200 метров при скорости встречи 911 м/с: 360° (кругом)
    - противоосколочная защита: подрыв 155 мм осколочно-фугасного снаряда на дистанции 25 м; направление подхода осколков: - 360° (кругом); углы возвышения 0 - 90°
    - противоминная защита: подрыв противотанковой мины фугасного действия (масса заряда 10 кг ВВ):
    4а — подрыв мины от нажимного действия при наезде колесом или гусеницей, 4b — подрыв мины под днищем.
    1. 0
      16 мая 2025 21:44
      Цитата: Melior
      Защита у этого пепелаца STANAG 4569 Level 4:

      Чуть лучше чем у БМП-1. В принципе вполне достаточно , колеса дают мобильность если есть дороги но минус в карму если через буераки..
  5. +1
    14 августа 2025 10:49
    Высота 2,9 метра - это не «без боевого модуля», а как раз с боевым модулем.