Американские авианосцы на спутниковых снимках

32 790 30
Американские авианосцы на спутниковых снимках

ВМС США являются мировым лидером по количеству авианосцев. По состоянию на 2024 год в строю находилось 11 авианосцев, и ещё два строятся. Американские авианосцы являются крупнейшими военными кораблями, и все они оснащены ядерными энергетическими установками. На каждом атомном авианосце может разместиться авиагруппа численностью до 90 летательных аппаратов.

В оперативном отношении ВМС США подразделяются на семь флотов: 2-й, 3-й, 4-й, 5-й, 6-й, 7-й и 10-й. Авианосцы постоянно входят в состав 3-го (два корабля) и 7-го флотов (один корабль). Остальные в случае оперативной необходимости придаются другим флотам, действуют в зоне их оперативной ответственности, опираясь на портовую инфраструктуру в соответствии с местом пребывания.



Атомные авианосцы ВМС США


Самым старым действующим американским авианосцем является USS Nimitz (CVN-68) – названный в честь адмирала Честера Уильяма Нимица — главнокомандующего тихоокеанским флотом США во время Второй мировой войны.

Головной корабль в серии из 10 единиц спущен на воду 13 мая 1972 года и принят в состав флота 3 мая 1975 года. Этот авианосец демонстрирует завидное долголетие – срок его активной службы уже превысил 50 лет. За эти годы корабль прошёл через череду ремонтов и модернизационных программ.

«Нимиц» является флагманом 11-й ударной авианосной группы (CSG-11) с прикреплённым к нему 17-м авиакрылом (CVW-17). На авианосце во время похода размещается штаб и командующий 9-й эскадры эсминцев.

В настоящее время местом приписки «Нимица» является третья по величине американская военно-морская база Китсап, расположенная в штате Вашингтон.


Спутниковый снимок Google Earth: авианосец USS Nimitz (CVN-68) на стоянке военно-морской базы Китсап, снимок сделан в июле 2023 года

Военно-морская база Китсап – это важный ремонтный и логистический центр ВМС США в северо-западной части страны, где работает более 15 000 человек. Эта ВМБ является второй после Сан-Диего по значимости американской военно-морской базой на Тихом океане. Она же — географически ближайшая к России. На полуострове Китсап в северо-западной части штата Вашингтон помимо стоянок крупных надводных боевых кораблей находятся базы американских атомных подводных лодок (в том числе и носителей БРПЛ UGM-133A Trident II). Здесь также расположен единственный на западном побережье сухой док предприятия Puget Sound Naval Shipyard, способный обслуживать авианосцы класса «Нимиц», а также крупные запасы топлива, материально-технического имущества, вооружения и боеприпасов.


Спутниковый снимок Google Earth: авианосцы «Нимиц» и «Рональд Рейган» на стоянке военно-морской базы Китсап, снимок сделан в феврале 2025 года

Помимо «Нимица» к ВМБ Китсап приписан девятый USS Ronald Reagan (CVN-76) (девятый в серии), вступивший в строй 12 июля 2003 года. На спутниковом снимке видно, что, исходя из опыта эксплуатации, на «Рональде Рейгане» увеличена площадь палубы, и это в свою очередь привело к росту водоизмещения до 113 600 т.

Согласно справочным данным, стандартное водоизмещение авианосца «Нимиц» составляет 112 000 т, наибольшая ширина – 76,8 м, длина – 332,8 м. Энергетическая установка общей мощностью 260 000 л.с. обеспечивает максимальную скорость до 31,5 уз. Общая численность экипажа авианосца и персонала авиагруппы превышает 5000 человек.

По состоянию на 2010 год в составе авиагруппы имелось: 55 F/A-18С и F/A-18E/F, 4 EA-6B, 4 E-2C, 4 SH-60F и 2 HH-60H. В настоящее время постановщики помех EA-6B выведены из эксплуатации и заменены современными самолётами РЭБ EA-18G. В составе боевых эскадрилий также больше не используются «Хорнеты» модификации F/A-18С.

Карьера «Нимица» близится к закату. Первоначально его планировали вывести из боевого состава флота в 2025 году. Однако в марте 2025 года было объявлено, что авианосец выполнит своё последнее развёртывание, после чего не позднее 12 апреля 2026 года прибудет в свой новый порт приписки — военно-морскую базу Норфолк в Вирджинии, где будет находиться около года, а затем его переведут на верфь Newport News Shipbuilding в штате Вирджиния для выгрузки ядерного топлива и дезактивации.

Второй в серии авианосец типа «Нимиц» – USS Dwight D. Eisenhower (CVN-69) – введён в эксплуатацию 18 октября 1977 года. Во время второго развёртывания в 1980 году корабль провёл в море 320 дней. Несмотря на солидный возраст, «Дуайт Эйзенхауэр» активно эксплуатируется до сих пор. В октябре 2023 года авианосец в составе АУГ был направлен в Средиземное море. Его палубные истребители F/A-18E/F участвовали в перехвате противокорабельных ракет и БПЛА, запущенных йеменскими хуситами, а также в ударах по целям на берегу. В боевых действиях против хуситов палубные «Супер Хорнеты» 3-го авиакрыла (CVW-3) израсходовали около 60 ракет класса «воздух-воздух» и 420 авиационных боеприпасов класса «воздух-поверхность». 14 июля 2024 года авианосец вернулся в порт приписки – Норфолк – после девятимесячного боевого развёртывания.


Спутниковый снимок Google Earth: авианосец USS Dwight D. Eisenhower (CVN-69) на стоянке в Норфолке. Снимок сделан в апреле 2023 года

Военно-морская база США Норфолк, расположенная на полуострове Хэмптон-Роудс в штате Вирджиния – это крупнейшая ВМБ в мире, с причальными сооружениями, занимающими около 6,5 км береговой черты. Здесь имеется 14 пирсов и может быть размещено более 75 кораблей. На прилегающей к территории ВМБ авиабазе Чемберс-Филд построено 11 крупногабаритных ангаров и базируется 135 самолётов и вертолётов.


Помимо «Дуайта Эйзенхауэра» военно-морская база Норфолк является местом приписки ещё четырёх авианосцев: USS John C. Stennis (CVN-74) (седьмой корабль в серии), USS Harry S. Truman (CVN-75), USS George HW Bush (CVN-77) (восьмой корабль в серии) и USS Gerald R. Ford (CVN-78) (головной корабль). Но одномоментно в Норфолке швартуется не более трёх авианосцев, остальные корабли с сопровождением находятся в районах развёртывания или в ремонте.

Последний корабль в серии авианосцев класса «Нимиц» – «Джордж Буш-старший» – введён в строй 11 мая 2009 года. Благодаря внедрению новых материалов и использованию передовых конструктивных решений его водоизмещение снижено до 104 000 т. Уменьшена радиолокационная заметность, улучшена защита наиболее уязвимых мест, и благодаря автоматизации сокращён экипаж. Максимальная скорость движения достигает 32 уз. Усовершенствованные реакторы могут работать без перезарядки 20 лет, что на 7 лет дольше, чем на первом авианосце с ядерной силовой установкой USS Enterprise (CVN-65).


Спутниковый снимок Google Earth: стоянка авианосцев в Норфолке

За годы службы «Дуайт Эйзенхауэр» прошёл через полтора десятка ремонтов, в ходе которых осуществлялась модернизация радиоэлектронного оборудования и вооружения, а также замена ядерного топлива в реакторах. Согласно планам командования ВМС США, USS Dwight D. Eisenhower (CVN-69) должен быть заменён в 2029 году новым авианосцем USS Enterprise (CVN-80) типа «Джеральд Форд».

Военно-морская база Норт-Айленд на северной оконечности полуострова Коронадо в заливе Сан-Диего, штат Калифорния, является местом приписки авианосцев USS Carl Vinson (CVN-70), USS Теодор Рузвельт (CVN-71) и USS Abraham Lincoln (CVN-72).


Спутниковый снимок Google Earth: стоянка авианосцев в Норт-Айленде

Авианосец «Авраам Линкольн» (пятый в серии), введённый в состав флота 11 ноября 1989 года, является флагманом 3-й авианосной ударной группы, и к нему приписано 9-е палубное авиакрыло (CVW-9). В эту авианосную ударную группу также входит 21-я эскадра эсминцев, состоящая из трёх кораблей класса «Арли Берк».

Использование американскими АУГ портов за пределами материковой части США


На постоянной основе американский атомный авианосец USS Ronald Reagan (CVN-76) базируется в японском порту Йокосука, где имеется необходимая инфраструктура для текущего обслуживания и ремонта.


Спутниковый снимок Google Earth: авианосец USS Ronald Reagan (CVN-76) на стоянке в японском порту Йокосука. Снимок сделан в марте 2024 года

Порт Йокосука является местом передового базирования ударной авианосной группы 7-го флота ВМС США. Для обеспечения противолодочной и противовоздушной обороны авианосца с ним постоянно находятся два крейсера типа «Тикондерога». В походе авианосец сопровождают эсминцы 15-й эскадры, состоящей из девяти эсминцев типа «Арли Берк».

На протяжении многих лет американский флот использует лагунную гавань Перл-Харбор — расположенную на острове Оаху, Гавайи, к западу от Гонолулу. Раньше здесь на постоянной основе базировались авианосцы, а на аэродроме размещались самолёты палубных эскадрилий. Однако после окончания «холодной войны» эту военно-морскую базу американские АУГ посещают эпизодически, хотя вся инфраструктура для постоянного развёртывания сохранена.


Спутниковый снимок Google Earth: авианосец USS Carl Vinson (CVN-70) на стоянке военно-морской базы Перл-Харбор. Снимок сделан в феврале 2024 года

На спутниковом снимке авианосца «Карл Винсон» видно, что на палубе наряду с самолётами F/A-18E/F присутствуют палубные истребители 5-го поколения F-35C. Этот истребитель принят на вооружение ВМС США в 2019 году.

Одним из ближайших союзников США в Азиатско-Тихоокеанском регионе является Сингапур, и американские АУГ регулярно посещают сингапурскую военно-морскую базу Сембаванг, где пополняют припасы и предоставляют отдых экипажам.


Спутниковый снимок Google Earth: авианосец USS George Washington (CVN-73) на стоянке ВМБ Сембаванг в Сингапуре

На постоянной основе американские АУГ присутствуют в Средиземном море. При этом они опираются на американскую ВМБ в Италии – Гаэта, в Испании – Рота, в Греции – Суда. Не редко авианосцы посещают порты других дружественных США государств.


Спутниковый снимок Google Earth: авианосец USS George H. W. Bush (CVN-77) в акватории хорватского порта Сплит. Снимок сделан в ноябре 2022 года

Так, в ноябре 2022 года авианосец «Джордж Буш-старший» был замечен в акватории неподалёку от хорватского порта Сплит.

Строительство, ремонт и утилизация американских атомных авианосцев


Все находящиеся сейчас в строю авианосцы построены предприятием Newport News Shipbuilding (подразделение крупнейшей американской судостроительной компании Huntington Ingalls Industries), которое является единственным проектировщиком, строителем и заправщиком реакторов авианосцев и одним из двух поставщиков атомных подводных лодок для американского флота.


Спутниковый снимок Google Earth: верфи Newport News Shipbuilding

На судостроительных верфях, расположенных в городе Ньюпорт-Ньюс, штат Вирджиния, с 1886 года построено более 800 военных и гражданских кораблей и судов различного класса. Общая площадь предприятия 2,2 км².

9 ноября 2013 года на воду был спущен авианосец нового типа USS Gerald R. Ford (CVN-78). 8 апреля 2017 года «Джеральд Форд» впервые вышел в море на заводские испытания. 22 мая 2017 года корабль официально введён в состав флота. Согласно данным, опубликованным в американских СМИ, расходы на НИОКР и постройку авианосца «Джеральд Форд» превысили $17 млрд. Однако, как заявляют проектировщики, в долгосрочной перспективе авианосцы нового проекта в силу меньших эксплуатационных расходов обойдутся значительно дешевле авианосцев типа «Энтерпрайз» и «Нимиц».

По сравнению с авианосцами типа «Нимиц» на «Джеральде Форде» реализован ряд новшеств, направленных на существенное улучшение эксплуатационных и боевых характеристик. На новом авианосце применены электрические катапульты. Это позволяет существенно повысить темп запуска самолётов и отказаться от котлов для хранения горячего пара, что освобождает полезный объём под палубой и сокращает количество персонала. «Остров» нового авианосца выше, чем у «Нимица», на 6,1 м, размещён дальше к корме и ближе к краю палубы. На корабле установлены РЛС AN/SPY-3 и AN/SPY-4 с электронным сканированием и система самообороны с ЗУР RIM-162 ESSM и RIM-116 RAM, ЗАК Phalanx CIWS и 25-мм артустановками Mark 38 (MGS). Полное водоизмещение – 100 000 т, длина – 337 м, ширина палубы – 78 м. Скорость хода – более 30 уз. Срок службы – не менее 50 лет, с перезарядкой ядерных реакторов через 25 лет. Состав авиакрыла примерно такой же, как на авианосцах типа «Нимиц».

В ходе опытной эксплуатации выявились многочисленные проблемы с работой турбогенераторов, электромагнитных катапульт и подъёмников. Также доработки потребовали радиолокационные системы и средства связи.


Спутниковый снимок Google Earth: авианосец USS Gerald R. Ford (CVN-78) на верфи Newport News Shipbuilding. Снимок сделан в ноябре 2021 года

Для исправления недостатков корабль в ноябре 2021 года был возвращён на предприятие-изготовитель. В сентябре 2022 года «Джеральд Форд» признали «достигшим первоначальной эксплуатационной готовности», после чего перевели в Норфолк. 4 октября 2022 года новый авианосец в составе АУГ вышел в Атлантику для учений. В мае 2023 года «Джеральд Форд» осуществлял своё первое полномасштабное развёртывание, действуя в зоне ответственности 2-го и 6-го флотов. 8 октября 2023 года авианосец был направлен в Средиземное море. Всего он провёл вдали от Норфолка 239 дней, пройдя 83 476 морских миль.

Второй авианосец этого типа, получивший имя USS John F. Kennedy (CVN-79), спущен на воду 29 октября 2019 года, и сейчас ведётся его доделка.


Спутниковый снимок Google Earth: авианосец USS John F. Kennedy (CVN-79) на верфи Newport News Shipbuilding. Снимок сделан в марте 2025 года

USS Enterprise (CVN-80) станет третьим авианосцем типа «Джеральд Форд», девятым военным кораблём ВМС США, носящим это имя. Планируется, что новый «Энтерпрайз» будет введён в эксплуатацию к 2029 году. Его строительство началось в августе 2017 года с церемонии резки стали.

Также запланирована постройка авианосцев USS Doris Miller (CVN-81) (церемония закладки проведена 25 августа 2021 года), USS William J. Clinton (CVN-82) (планируется заложить в 2027 году) и USS George W. Bush (CVN-83) (закладка должна состояться после 2027 года).

Помимо строительства новых авианосцев предприятие Newport News Shipbuilding занимается капитальным ремонтом уже имеющихся и перезарядкой их ядерных энергетических установок.


Спутниковый снимок Google Earth: авианосец USS George Washington (CVN-73) на верфи Newport News Shipbuilding. Снимок сделан в апреле 2023 года

Как уже говорилось выше, текущий ремонт и обслуживание авианосцев осуществляется на прилегающей к военно-морской базе Китсап верфи Puget Sound Naval Shipyard.


Спутниковый снимок Google Earth: часть причальных сооружений и сухой док с авианосцем типа «Нимиц» на верфи Puget Sound Naval Shipyard

На предприятии Norfolk Naval Shipyard, расположенном неподалёку от ВМБ Норфолк, выше по течению реки Элизабет, также имеется сухой док, способный принять атомный авианосец водоизмещением более 100 000 т.


Спутниковый снимок Google Earth: авианосцы USS Harry S. Truman (CVN-75) и USS George HW Bush (CVN-77) на судоремонтном предприятии Norfolk Naval Shipyard

После более чем 55 лет спуска на воду из эксплуатации выведен первый американский атомный авианосец USS Enterprise (CVN-65). Последний реактор был выгружен в декабре 2016 года, после чего «Энтерпрайз» 3 февраля 2017 года официально исключили из списка действующих кораблей.


Спутниковый снимок Google Earth: авианосец USS Enterprise (CVN-65) на верфи Newport News Shipbuilding. Снимок сделан в марте 2025 года

На спутниковом снимке видно, что часть «острова», почти все механизмы и антенны демонтированы, но в связи с тем, что некоторые внутренние отсеки «Энтерпрайза» загрязнены радиацией, возникли трудности с утилизацией столь крупного корабля, и его нельзя использовать в качестве мишени при учебно-тренировочных стрельбах или сделать искусственным рифом.

После долгих споров «Энтерпрайз» всё же решили разобрать, отработав на нём технологию утилизации списанных атомных авианосцев. Разборка корабля должна начаться в 2025 году. Она продлится 5 лет и потребует приблизительно $1 млрд.

Продолжение следует…
30 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -3
    20 мая 2025 03:53
    Какие жирные цели...
    .......................................
    1. +4
      20 мая 2025 12:01
      Цитата: БедМакс
      Какие жирные цели...

      Жирные, но не такие лёгкие, как кажется некоторым...
      1. +2
        20 мая 2025 21:41
        Но слюни-то не унять... Текут..
        Приветствую! hi
        1. 0
          21 мая 2025 10:54
          Цитата: роман66
          Но слюни-то не унять... Текут..

          Роман, Вы наверняка в курсе какой наряд сил и средств поражения планировалось разменивать на американскую АУГ в во второй половине 80-х ? Сейчас такой возможности у нас нет. request
          1. 0
            21 мая 2025 10:55
            Полк Ту-95 х, в открытом океане, по 2 штуки Х-22
            1. 0
              22 мая 2025 01:34
              Цитата: роман66
              Полк Ту-95 х, в открытом океане, по 2 штуки Х-22

              Достать АУГ в открытом океане шансов было не много. Нормальным разменом при уничтожении АУГ на дальности до 1500 км считался полк МРА Ту-16К-22, Ту-22К или Ту-22М2/3, поддержанный разделывательными Ту-16Р, Ту-22Р или Ту-95РЦ.
  2. -1
    20 мая 2025 04:11
    hi
    Как всегда, интересная статья!

    ИМХО, на Джордже Вашингтоне (Сингапур) не ЕА6 Праулеры ли? Вроде бы они с 2019 года все списаны... request
    1. +2
      20 мая 2025 05:08
      Цитата: Wildcat
      не ЕА6 Праулеры ли?

      Видать фото старое. А так да, они.
    2. +1
      20 мая 2025 12:01
      Андрей, здравствуйте!
      Цитата: Wildcat
      ИМХО, на Джордже Вашингтоне (Сингапур) не ЕА6 Праулеры ли? Вроде бы они с 2019 года все списаны...

      Этот снимок сделан примерно 10 лет назад.
  3. 0
    20 мая 2025 04:38
    Снимки хорошие, гугл земля. Из статьи следует срок службы таких монстров 50лет и наш Кузнецов может ещё 10 лет ходить, не беда что на мазуте, зато видно далеко.
    1. +5
      20 мая 2025 09:46
      Авианосцы служат долго. Уникальным в этом плане был Мидуэй, построенный в годы Второй мировой войны и запускавший Хорнеты во время операции "Буря в пустыне" в Ираке в 90-е годы, на котором целые поколения авиации сменились.
      1. +7
        20 мая 2025 11:29
        Цитата: solar
        Авианосцы служат долго. Уникальным в этом плане был Мидуэй, построенный в годы Второй мировой войны и запускавший Хорнеты во время операции "Буря в пустыне" в Ираке в 90-е годы, на котором целые поколения авиации сменились.

        На "Мидуэе" сменилось пять поколений палубных машин - начинал он с поршневыми, а закончил с реактивными 4-го поколения. Классический аргумент в пользу АВ большого водоизмещения - можно переделать под то, чего при постройке не было даже в головах конструкторов. smile
        Его предшественники - тип "Эссекс" - "срезались" уже на третьем поколении реактивных машин. "Фантомы" и "Интрудеры" для них оказались слишком тяжёлыми - и эти АВ перевели в противолодочные, а затем списали. 30 000 тонн стандартного водоизмещения оказалось мало для долгой службы.

        Более того, на "Мидуэе" сменилось три типа полётных палуб. smile
        Начинал он как классический АВ 40-х: единственная сквозная палуба и 2 из 3-х самолётоподъёмников в палубе (носовой и кормовой). Затем в 50-х он получил "зародыш" угловой палубы с катапультой, а кормовой самолётоподъёмник уехал на борт. И наконец в 70-х он приобрёл вид классического авианосца того времени: полноценная широкая угловая палуба и только бортовые самолётоподъёмники.
    2. +2
      20 мая 2025 11:39
      Как, хочешь дыми, а их на радаре видно еще дальше. Сейчас при модернизации поменяли всю котловую группу.
  4. +4
    20 мая 2025 05:09
    некоторые внутренние отсеки «Энтерпрайза» загрязнены радиацией, возникли трудности с утилизацией столь крупного корабля

    Беда атомной энергетики. То же самое с утилизацией АЭС.
  5. +10
    20 мая 2025 07:39
    Вдуматься в размах и масштаб их флота и сразу ощущается громадный финансовый фундамент! Вот что значит сильная экономика, основа всего! Нет экономики, и вся мощь только на бумаге. Что сказать, молодцы, завидно наверное, надо нам что то менять уже, пересматривать
    1. +6
      20 мая 2025 12:04
      Это верно... Но китайская экономика незаметно, без понтов, обогнала американскую.
      И в судостроении (гражданском) особенно - в 300 ( ! ) раз.
      А большинство китайских судов имеют двойное применение: перевоз десанта, военных грузов, возможность размещать вооружения.
      Так что у американского ВМФ возник out of the blue супер-грозный противник.
      1. 0
        20 мая 2025 20:00
        Цитата: voyaka uh
        И в судостроении (гражданском) особенно - в 300 ( ! ) раз.
        Это значит, что в США практически нет гражданского судостроения.
      2. +1
        20 мая 2025 23:54
        И американцы трезво оценивают силы Китайцев, Трамп вон запустил программу сделаем Судостроение снова великим и главная цель на весь 21 век - Китай. Китай уже 4(на этот раз атомный) авианосец строит.
    2. -2
      21 мая 2025 10:54
      а нам то это зачем- выход в океан есть только у СФ и ТОФа-толку от авиков- только демонстрация флага.
  6. -1
    20 мая 2025 08:59
    Вот они напечатанные доллары, вот это мощь good . А теперь, попросите у американцев отдать долги.Желающих нет. am
    1. +3
      20 мая 2025 18:10
      Цитата: zxc15682
      Вот они напечатанные доллары, вот это мощь good . А теперь, попросите у американцев отдать долги.Желающих нет. am

      Да ладно,
      многие страны постоянно изменяют свои количества трежерис. Китай вот в прошлом году вернул себе 57 млрд из американских долгов и ем у все оплатили.
    2. 0
      20 мая 2025 20:01
      Цитата: zxc15682
      А теперь, попросите у американцев отдать долги.Желающих нет.
      Чревато: большая часть долга у них внутренняя.
  7. +6
    20 мая 2025 09:08
    Сергей, каждая ваша статья как бальзам на душу! Спасибо за труд.
  8. +4
    20 мая 2025 09:33
    Единственный автор в разделе «Вооружение», статью которого можно начать читать и быть уверенным, что она будет достоверной и основана на фактах, а не на выдумках. Спасибо.
    1. +7
      20 мая 2025 12:04
      Цитата: Mедвежонок
      Единственный автор в разделе «Вооружение», статью которого можно начать читать и быть уверенным, что она будет достоверной и основана на фактах, а не на выдумках. Спасибо.

      Сложно, что-то придумать, когда перед читателями спутниковые снимки. Но, в любом случае, за добрые слова я благодарен!
  9. +5
    20 мая 2025 09:42
    Отличная статья, спасибо автору. Как будто окунулся в старый ВО, которого давно уже нет :((
  10. 0
    20 мая 2025 20:04
    Приведено несколько снимков, где палуба забита самолетами. Нафига так делать? Зачем подняли в таком количестве? Проветривают они их что ли?
    1. +2
      21 мая 2025 18:30
      Много самолетов на стоянке в своих портах, явно не для полетов. Скорее всего, проводят какие-то работы на ангарных палубах.
  11. -1
    20 мая 2025 20:23
    жду авианосца "Джо Байден". Хочу на него посмотреть
  12. 0
    21 мая 2025 13:15
    Видно инфраструктуру и мощь военной экономики.Но сейчас Китай активно догонят,по военному и гражданскому флоту.