«Пароход Тома Сойера» в литературе и в кино…

10 030 34
«Пароход Тома Сойера» в литературе и в кино…
Пароход из кинофильма «Приключения Тома Сойера» (1971)


Ах, что такое движется там по реке,
Белым дымом играет и блещет металлом на солнце.
Что такое слышится там вдалеке,
Эти звуки истомой знакомой на встречу летят.



Ах, не солгали предчувствия мне,
Да мне глаза не солгали.
Лебедем белым скользя по волне,
Плавно на встречу идет пароход.


А. Д’Актиль


Артефакты истории техники. Мы начинаем новый цикл статей, посвященный артефактам истории техники. В материалах цикла будет рассказываться о тех или иных технических конструкциях, каждая из которых по-своему уникальна, имеет интересную историю, а также и о том, как… сделать ее модель или макет. В общем, это, по сути, более развернутый вариант более ранней серии статей «История своими руками». Просто статьи данного цикла будут более обширными по содержанию. Ну, а начнем мы с… путешествия в детство, то самое, наше детство, из которого, как мы, кстати говоря, это здесь давно уже выяснили, «растут ноги» многих наших дел и увлечений, как в зрелом возрасте, так и под старость. И начнется это самое путешествие с чтения отрывков из наших любимых детских книг, среди которых, наверное, одна из самых хорошо известных и популярных – книга американского писателя Марка Твена «Приключения Тома Сойера».


Пароход из кинофильма «Приключения Тома Сойера» (1968)

Кто именно прочитал мне ее в раннем детстве, я сейчас уже не помню. Но хорошо помню, что смеялся я чуть ли не непрерывно и что она мне очень понравилась. А еще меня очень заинтересовало в ней одно место, которое вы все, наши уважаемые читатели, конечно, помните. Это эпизод с побелкой забора, когда Том, сам того не подозревая, открыл «великий закон: чтобы мальчику или взрослому захотелось чего-нибудь, нужно только одно — чтобы этого было нелегко добиться». И вот Том превращает скучную и будничную работу в игру, вовлекая в нее чуть ли не всех мальчишек города. Первый, кто попался на его обман, был Бен Роджерс, мальчик, чьих насмешек Том боялся больше всего на свете. Появление Бена Роджерса имеет почти прямое отношение к теме нашего материала, поэтому мы приведем его целиком.

«Бен жевал яблоко и время от времени издавал протяжный, мелодичный гудок, за которым следовало: «динь-дон-дон», «динь-дон-дон» на самых низких нотах, потому что Бен изображал собой пароход. Подойдя поближе, он убавил ход, повернул на середину улицы, накренился на правый борт и стал не торопясь заворачивать к берегу, старательно и с надлежащей важностью изображал «Большую Миссури» и имел осадку в девять футов. Он был и пароход, и капитан, и пароходный колокол — всё вместе, и потому воображал, что стоит на капитанском мостике, сам отдавал команду и сам же ее выполнял.

— Стоп, машина! Тинь-линь-линь! — Машина застопорила, и пароход медленно подошел к тротуару. — Задний ход! — Обе руки опустились и вытянулись по бокам.

— Право руля! Тинь-линь-линь! Чу! Ч-чу-чу! Чу! — Правая рука тем временем торжественно описывала круги: она изображала сорокафунтовое колесо.

— Лево руля! Тинь-линь-линь! Чу-ч-чу-чу! — Левая рука начала описывать дуги.

— Стоп, правый борт! Тинь-линь-линь! Стоп, левый борт! Малый ход! Стоп, машина! Самый малый! Тинь-линь-линь! Чу-у-у! Отдай концы! Живей! Ну где же у вас канат, чего копаетесь? Зачаливай за сваю! Так, так, теперь опусти! Машина стала, сэр! Тинь-линь-линь! Шт-шт-шт! (Это он выпускал пары)».


Кадр из фильма «Приключения Тома Сойера (1968). Что-что, а вот трубы на пароходе из этого фильма были весьма впечатляющими!

Из написанного, а также и текста самой книги я понял так, что это был большой пароход с двумя бортовыми гребными колесами, которые могли вращаться как вместе, так и порознь, но внешнего вида этого судна представить себе я все-таки не мог. Но понятно, что я тут же потребовал прочитать мне еще и «Приключения Гекльберри Финна», и там тоже были такие же пароходы. А потом я узнал, что и сам Марк Твен в юности несколько лет работал лоцманом на пароходах, плававших по Миссисипи, и что его литературный псевдоним означает «Марка два!» и что так кричали лоцманы в тех местах, где пароход мог пройти свободно.

Став старше я уже сам прочитал его книгу «Жизнь на Миссисипи», где Марк Твен написал, что, когда он был мальчишкой, у его товарищей в городке Аннибал была «одна неизменная честолюбивая мечта — поступить на пароход». А все потому, что тогдашние американские пароходы могли поразить воображение не только мальчишек, но и любого взрослого.

«На пароход приятно смотреть,— читаем мы у Марк Твена.— Длинный и остроносый — он изящен и аккуратен. На нем—две высокие, вычурные трубы, и между ними вьется золоченая надпись. Нарядная лоцманская рубка, вся из стекла и филенок, возвышается за ними над верхней палубой. Кожухи под колесами пышно расписаны, и золотые лучи расходятся под названием парохода. Все три палубы разукрашены белыми чистыми поручнями; смело вьется флаг на флагштоке; двери топки открыты, и бойко пышет пламя. На верхней палубе черно от пассажиров; капитан стоит у большого колокола, спокойный и внушительный, он является предметом всеобщей зависти; из труб валят и расходятся огромные клубы черного-пречерного дыма— экономная роскошь, достигаемая посредством двух смолистых сосновых поленьев, подброшенных перед самым приходом в город; команда собралась на баке, широкий трап выступает далеко за борт, и палубный матрос, на зависть всем, живописно стоит на самом его конце, держа свернутый канат. Пар с визгом прорывается сквозь прорезь свистка; капитан поднимает руку, колокол звенит, колеса замедляют ход, затем начинают вращаться в обратном направлении, пеной взбивая воду, и пароход останавливается».


Типичный миссисипский пароход. Рисунок того времени

Как оказалось, пароходы такого типа плавали в то время почти по всем рекам Северной Америки. Они перевозили поселенцев и пионеров, отправлявшихся искать счастья на новых землях, а следом за ними шли золотоискатели и фермеры, авантюристы и торговцы. Постоянными спутниками пассажиров были длинноствольный кольт 38-го калибра или многозарядный винчестер калибра 45. Вооружалась также и команда парохода, так как нападения речных пиратов* были нередки, как и нападения банд грабителей на дорожные дилижансы и почтовые поезда.

Чтобы представить общий вид такого парохода, обратимся ещё раз к Марку Твену:

«...Трубы наверху вырезаны в виде венца развевающихся перьев, а иногда и выкрашены в красный цвет; лоцманская рубка, верхняя палуба, нижняя палуба — всё обнесено деревянными перилами с филигранной резьбой замысловатых узоров. У подъемных кранов верхушки в виде золоченых шишек; золоченые оленьи рога над большим колоколом; на кожухе колеса иногда какая-нибудь кричащая символическая картина. Большая, просторная нижняя палуба выкрашена голубой краской, уставлена виндзорскими креслами...»

И они действительно были очень красивы!

Ну а потом в собрании сочинений Майн Рида, в самом первом томе, в романе «Квартеронка» я нашел не менее красочное, но в то же время еще более подробное описание точно такого же американского речного парохода середины XIX века…

«Однако я не даром потратил время — я провел его с пользой, изучая своеобразное строение судна, на которое взошел. Я сказал «своеобразное», ибо пароходы, плавающие по Миссисипи и ее притокам, совершенно не похожи на пароходы других стран и даже на те, что плавают по рекам Восточных штатов».

Это чисто речные пароходы, они не могут выходить в открытое море, хотя некоторые из них и осмеливаются плавать вдоль техасского берега от Мобила до Галвестона.

Корпус у них построен так же, как и у морских судов, но значительно отличается глубиной трюма. У этих судов такая мелкая осадка, что остается очень мало места для груза, а палуба поднимается всего на несколько дюймов над ватерлинией. Когда же судно тяжело загружено, вода доходит до самого фальшборта. Машинное отделение находится на нижней палубе; там же установлены и большие чугунные паровые котлы с широкими топками, так как эти суда ходят на дровах. Там же из-за тесноты трюма размещают и большую часть груза; по всей палубе вокруг машин и котлов навалены кипы хлопка, бочки с табаком и мешки с зерном. Таков груз на судне, идущем вниз по течению. На обратном пути пароход везет уже другие товары: ящики с различной утварью, сельскохозяйственные орудия, модную галантерею, доставленную на пароходах из Бостона, кофе в кулях из Вест-Индии, рапс, сахар, апельсины и другие продукты тропических стран.


А вот так на этих пароходах перевозили грузы. В данном случае это бочки!

«…Чтобы покончить с описанием корпуса, скажу еще, что постройка судна с такой мелкой осадкой очень разумна. Это делается для того, чтобы оно могло идти по мелководью, весьма обычному на этой реке, особенно в периоды засухи. Вот почему чем меньше осадка, тем лучше. Один капитан на Миссисипи, хвастаясь своим судном, уверял, что, если выпадет сильная роса, он берется провести его даже через прерии».


Приставать к берегу они могли практически в любом месте. Малая осадка это позволяла!

«Если у парохода на Миссисипи лишь очень небольшая часть скрыта под водой, то можно сказать обратное о его надводной части. Представьте себе двухэтажный дощатый дом длиною около двухсот футов, выкрашенный в ослепительно белый цвет; представьте вдоль второго этажа ряд окошек с зелеными переплетами или, вернее, дверей, открывающихся на узкий балкон; представьте себе плоскую или полукруглую крышу, покрытую просмоленным брезентом, а на ней ряд люков для верхнего света, словно стекла в парнике; представьте себе два огромных черных цилиндра из листового железа, каждый десяти футов в диаметре и чуть ли не ста футов высотой, возвышающихся, как башни, — это дымовые трубы парохода; сбоку — цилиндр поменьше, или труба для выпускания пара, а впереди, на самом носу корабля, длинный флагшток с развевающимся звездным флагом, — представьте себе всё это, и вы будете иметь некоторое понятие о том, что такое пароход на Миссисипи…»


Билеты разных классов на миссисипский пароход

«Войдите внутрь — и в первую минуту вас поразит неожиданное зрелище. Вы увидите роскошный салон длиной около ста футов, украшенный богатыми коврами и красиво обставленный. Вы отметите изящество обстановки, дорогие кресла, диваны, столы и кушетки; красоту расписанных и отделанных позолотой стен; хрустальные люстры, спускающиеся с потолка; по обеим сторонам салона десятки дверей, ведущих в отдельные каюты, и громадные раздвижные двери из цветного или узорчатого стекла, за которыми находится запретное святилище — дамский салон. Короче говоря, вы увидите вокруг богатство и роскошь, к которым вы совершенно не привыкли, путешествуя по Европе. Вы только читали о подобной обстановке в какой-нибудь волшебной сказке или в «Тысяче и одной ночи»».


Цифровая реконструкция парохода «J.M. White» Дженса Миллельбаха

«И всё это великолепие порой находится в досадном противоречии с поведением того общества, которое тут расположилось, ибо в этом роскошном салоне встречаются грубые невежи наравне с изысканными джентльменами. Вы можете с удивлением увидеть сапог из свиной кожи, положенный на столик красного дерева, или черный от никотина плевок, измазавший узор на дорогом ковре. Но это случается редко, и теперь — еще реже, чем в описанные мною дни».


А вот так выглядел пароход«J.M. White», так сказать, «в металле». Правда это всего лишь его модель!

Осмотрев внутреннее помещение «Красавицы Запада», я вышел на палубу. Здесь, на носу корабля, было оставлено свободное пространство, обычно называемое тентом, — прекрасное место для отдыха мужской части пассажиров. Верхняя палуба, на которой расположены каюты, выдается тут вперед; ее поддерживают колонки, опирающиеся на нижнюю палубу. Крышей ей служит штормовой мостик, выдвинутый вперед, как и палуба, и укрепленный на тонких деревянных стойках…


Главная лестница этого парохода. Цифровая реконструкция Дженса Миллельбаха

Все эти описания произвели на меня очень сильное впечатление, и мне очень захотелось на такой пароход посмотреть. Правда, пароход с двумя трубами, про который очень даже забавно пели: «Америка России подарила пароход, у него колеса сзади и ужасно тихий ход», я уже тогда же увидел в кинофильме «Волга-Волга», но чувствовалось, что это «не совсем то».

И вот тут в 1968 году в кинофильме «Приключения Тома Сойера» (1968), снятого Румынией, Францией и ФРГ, с отличным советским дубляжом, я его и увидел. И хотя в этом фильме «пароход Тома Сойера» был маленьким и довольно бутафорским, это было хотя бы что-то. Причем особенно меня впечатлили его резные трубы… В советском кинофильме 1971 года пароход сделали побольше, но тоже… Какой-то был он странный и не впечатляющий. Но как бы там ни было, захотелось узнать о таких пароходах побольше, и вот тут-то мне в руки и попала книга «От драккара до крейсера» М. Михайлова и О. Соколова 1975 года издания с чертежами модели американского речного парохода «Алек Скотт».


Две проекции парохода «Алек Скотт» из книги «От драккара до крейсера»

Наконец-то я увидел, как именно выглядели такие суда, и мне очень захотелось модель этого парохода построить, но из чего и как я тогда совершенно себе не представлял, и потом еще много лет собирал об этих пароходах информацию, настолько они почему-то с детства запали мне в душу. Потом я узнал, что и в техническом плане это очень интересные суда, у которых и конструкция является чрезвычайно интересной, и история самая что ни на есть захватывающая. Одним словом, эти пароходы как нельзя лучше подходят для того, чтобы о них рассказать и сделать красивую модель одного из них.

*См. «Пираты с Миссисипи» (1963). Вообще-то явная сказка, но само нападение индейцев на пароход снято неплохо.
**Очень хорош и голливудский фильм «Приключения Тома Сойера» 1938 года, вот только парохода там нет.


Продолжение следует…
34 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    25 мая 2025 04:00
    Приветствую Камрады hi
    Мы начинаем новый цикл статей, посвященный артефактам истории техники.

    Отличная тема для цикла, думаю будет «ажиотаж» в обсуждениях, и комментарии будут не хуже самих статей!
    P.s прикольная модель «пароходика», интерьерная, Я бы приобрёл подобную.
    1. +5
      25 мая 2025 08:11
      Цитата: Охотовед 2
      Мы начинаем новый цикл статей, посвященный артефактам истории техники

      в этой связи можно вспомнить, что ровно 125 лет назад, в Петербурге, был спущен на воду красавец русский крейсер "Аврора".

      А старейшему русскому колеснику пароходу "Н.В. Гоголь" , построенному а Н.Новгороде, сегодня 104 г и он до сих пор работает, перевозя пассажиров.
      1. +5
        25 мая 2025 11:48
        Ольгович (Андрей), уважаемый, "Н.В. Гоголь", как и "Аврора" - новодел. Ещё в 1941 году корпус "Гоголя" во время капремонта заменён, в 1959 пароход переведён с угля и дров на мазут. Остались ли на нём настоящие детали паровой машины и котлов - большой вопрос. Всё остальное уже в начале 80-ых годов 20 века на нём было новодельное. Мне "Н.В. Гоголь" в 1981-82 г. довелось ремонтировать на "Звёздочке". В середине 90-ых его переделывали под круизы, есть ли там сегодня что-то, кроме закладной доски, старше 50-ых годов 20 века - не знаю.
        1. +3
          25 мая 2025 15:23
          Здравствуйте, Евгений,

          Аврора в надводной части , во многом, сохранена, "Гоголь" почти нов, но исторический облик сохранен.

          Храм Христа Спасителя, колонна Славы в Питере, главный памятник Бородино, могила Баггратиона и пр были вообще уничтожены, без следа, но восстановлены и , по прежнему, на мой взгляд, являются памятниками
          1. +3
            25 мая 2025 16:54
            Ольгович (Андрей), здравствуйте, и Вам доброго тёплого дня! Как мимо "Авроры" иду - глаза сразу цепляются за ровные сварные швы автоматической сварки под флюсом корпуса, вместо клёпок. Ну куда деваться, если я, благодаря неустанной заботе о народе партии, эмблемой которой служит синий, после эпиляции, бурый медведь, трудовую деятельность начал электрогазосварщиком на "Звёздочке". С Вашим взглядом на восстановленные памятники я согласен. Но! Про стоящий сегодня восстановленный Храм Христа Спасителя в Москве мы не говорим, что он построен в 19 веке и освящён в 1883 году.
            1. А вам было бы приятнее,
              если бы "Аврора" прогнила
              насквозь и в конце концов
              затонула прямо в центре
              Питера под вопли :
              "-P@шк@ фcьйo !!!" и бурные
              аплодисменты Запада ?!?
              Или по-вашему, новую
              подводную часть "Авроры"
              нужно было лепить лишь при
              помощи расово правильной
              клёпки образца конца 19-го века ?!
              P.S.
              "-Дурят нашего брата... Ой, дурят...
              Внутри средневекового рыцаря -
              наши опилки !?" (А. Райкин) :-)))
            2. Кстати, именно благодаря этому самому
              синему медведю, вы сегодня НЕ стоите
              в километровых очередях за Синей Птицей
              и вонючими Ногами Буша, как стояли
              раньше при Святом Саффке :-)))
              Но всем доступное ведь никто
              уже НЕ ценит, правда же ?!
              Молятся лишь на запретный плод...
              1. 0
                26 мая 2025 13:54
                Шариков Полиграф Полиграфович, Вы изволите быть не довольны, что Вас превратили в человека? Может быть, Вы предпочитаете снова бегать по помойкам? Мёрзнуть в подворотнях? Пальцами блох лови, пальцами! Не понимаю, откуда Вы их только берёте...Северодвинск мой родной не стоял: "... в километровых очередях за Синей Птицей и вонючими Ногами Буша, как стояли раньше при Святом Саффке ". Была Северодвинская птицефабрика, была Архангельская птицефабрика, была Няндомская птицефабрика, был "148 Военный совхоз КСФ" в Нёноксе, откуда дважды в неделю в Северодвинск везли в свободную продажу диетические куриные яйца. Благодаря неустанной заботе о народе партии, эмблемой которой служит синий, после эпиляции, бурый медведь, все вышеперечисленные предприятия, работавшие прибыльно со времён СССР, были обанкрочены. Алиса Вам в помощь, по датам банкротств всех вышеперечисленных предприятий.
                1. Hexep мне тут цитировать Булгакова,
                  красно}|{oпая ты коммунячья :-)))
                  Я его тексты и так лучше тебя знаю и помню !!!
                  А про yблюдoчный саффковый типО "достаток",
                  ты, престарелый 80-летний саффкадрочер,
                  можешь втюхивать лишь тем зелёным соплякам,
                  кто при твоём любимом, уг@ндошившемся
                  в корчах, саффке, ни единого дня НЕ жил :-)))
                  Это лично для тебя, лучше всяких пустых слов :
                  Ахахахахаха...
                2. Комментарий был удален.
            3. +1
              26 мая 2025 07:25
              Цитата: Тестов
              Но! Про стоящий сегодня восстановленный Храм Христа Спасителя в Москве мы не говорим, что он построен в 19 веке и освящён в 1883 году

              именно так и говорят:построен в 19 веке и освящён в 1883 году, взорван в 19310 восстановлен в 90е
              1. 0
                26 мая 2025 14:13
                Ольгович (Андрей), уважаемый, "Помор тур" на своём сайте выдаёт: "Пароход-колесник «Н.В.Гоголь» - старейшее пассажирское судно России, находящееся в регулярной эксплуатации, уникальный памятник отечественного судостроения, лауреат Национальной премии Юрия Сенкевича, достопримечательность Русского Севера! " "Алиса" выдаёт первым предложением ту же информацию. Русскоязычная "Википедия" более точна:«Н. В. Гоголь» — двухпалубный круизный пассажирский речной колёсный пароход. Самые старые части судна относятся к 1911 году, поэтому «Н. В. Гоголь» является самым старым пассажирским судном России, всё ещё находящимся в регулярной эксплуатации[1]" А про Храм Христа Спасителя даже в самом храме говорят все по разному. Кто-то только дату восстановления и первой службы называет, кто-то подробно рассказ ведёт с возникновения идеи постройки и со сбора народных денег на храм, с проектирования. Все же люди разные...
                1. +1
                  27 мая 2025 09:46
                  Цитата: Тестов
                  Кто-то

                  есть официальная точка зрения , изложенная Патриархией-это памятник ОВ 1812, созданный тогда-то, разрушенный тогда-то и возрожденный тогда-то.

                  С чем и согласен.

                  Конечно, хотелось бы побывать в аутентичном Храме, в аутентичной Иверской часовне, увидеть подлинный памятник Нахимову и гробницу Пожарского и пр, но что делать , если зверье это все пустило на щебень ?
                  1. +1
                    27 мая 2025 10:09
                    Наверное, остаётся только помнить. Да говорить об этом близким лично, ну а дальним, как я и другие камрады по "В.о.", писать в комментариях.
                    1. +1
                      28 мая 2025 10:00
                      Цитата: Тестов
                      Наверное, остаётся только помнить. Да говорить об этом близким лично, ну а дальним, как я и другие камрады по "В.о.", писать в комментариях

                      согласен
    2. +2
      25 мая 2025 14:30
      Цитата: Охотовед 2
      P.s прикольная модель «пароходика», интерьерная, Я бы приобрёл подобную.

      Хотите? Будет она у Вас!
  2. +4
    25 мая 2025 04:49
    А ещё:" Америка России подарила пароход...." Незабываемая классика.
    1. +4
      25 мая 2025 07:13
      Была еще: - "Шидарба-давыдарба, "Севрюга" - пароход! Пасажиры - публика, а грузчики народ!"
      ))))
  3. +3
    25 мая 2025 06:48
    Пароходы прикольная штука, у нас по Лене ходили колёсники - "Иркутск", "Красноярск", "Хабаровск" и "Благовещенск", венгерской постройки, проект 737, один утопили в 99г, один порезали на металл, а два вроде еще живые....
    1. +4
      25 мая 2025 07:14
      А в Енисейске строили колесные буксиры,для сибирских рек .В 70-е,последний построили кажется в 90-м..А потом это не нужно стало..
      1. +2
        25 мая 2025 11:23
        А у нас в Тюмени, тоже было Тюменской пароходство.
        1. +1
          25 мая 2025 11:57
          Maxim G (Максим), уважаемый, в ноябре 2024 г. ЗАО «Тюменьсудокомплект» г. Тюмень был спущен на воду второй колёсный буксир тип БТК пр.ТСК.566. Первый передали заказчикам из Казахстана в августе 2024 г.
          1. +1
            25 мая 2025 14:23
            Какое отношение это имеет к пароходам с Мисиписи или старинному тюменскому пароходу?
            1. +1
              25 мая 2025 16:41
              Maxim G (Максим), бедная надежда, которая всегда умирает последней. Надежда на то, что ЗАО «Тюменьсудокомплект» в г. Тюмень получит заказы на новые колёсники БТК пр. ТСК.556, которые будут тянуть баржи в интересах РФ на реках мелких с сильным течением, какой является Тура в верхнем течении, особенно в августе-сентябре.
    2. +1
      25 мая 2025 18:16
      Проект этих пароходов очень интересный. Назывался "Рязань". Не знаю сейчас есть на ходу представители
  4. +1
    25 мая 2025 08:11
    Утро доброе!
    Вячеслав Олегович,а нет ли у Вас желания упомянуть в Вашем цикле *Султаншу*? hi
    1. +1
      25 мая 2025 14:28
      Цитата: АрхиФил
      Вячеслав Олегович,а нет ли у Вас желания упомянуть в Вашем цикле *Султаншу*?

      Так ведь была статья об этой катастрофе? Я не помню чья, но была...
      1. +1
        25 мая 2025 15:02
        Я не помню чья, но была...

        Точно.Посмотрел по предложенной ссылке.Статья за 2018-ый год.
    2. +1
      25 мая 2025 14:40
      Цитата: АрхиФил
      Утро доброе!
      Вячеслав Олегович,а нет ли у Вас желания упомянуть в Вашем цикле *Султаншу*? hi


      Так ведь была статья об этой катастрофе? Я не помню чья, но была...


      https://topwar.ru/138144-sultansha-v-ogne.html?ysclid=mb3l5d63kx699953918
      1. +1
        25 мая 2025 14:59
        Ответить
        Цитата

        Спасибо! hi
  5. +4
    25 мая 2025 08:54
    в этом фильме «пароход Тома Сойера» был маленьким и довольно бутафорским, это было хотя бы что-то. Причем особенно меня впечатлили его резные трубы

    в гамбургском порту колесный пароход экскурсии по порту и эльбе делает, "миссисипи квин", гребное колесо сзади, 63х12м, в 1987-м году построенная копия, до 600 пассажиров на двух палубах с блэкджеком и прочими развлечениями :)
  6. Комментарий был удален.
  7. +2
    25 мая 2025 10:38
    Интересно. С этой статьёй перекликается статья этого автора, опубликованная на ВО 10 лет назад.
    Пассажирские каюты были трех классов и находились на верхней (3-й) палубе, где ближе к носу поднимались две высокие узкие трубы, установленные поперек корпуса, что дало волгарям основание называть новые парохода «козами».

    https://topwar.ru/80294-parohody-zeveke-nesostoyavshiesya-bronenoscy-korichnevoy-vody.html
    1. +2
      25 мая 2025 21:47
      Интересно. С этой статьёй перекликается статья этого автора, опубликованная на ВО 10 лет назад.

      На ВО это довольно обычная практика.
  8. +1
    26 мая 2025 21:39
    его литературный псевдоним означает «Марка два!»

    Как мне помнится, это укороченное Mark Tweny, что, в свою очередь, "американизированное" английское Twenty, то бишь ДВАДЦАТЬ...
  9. 0
    30 мая 2025 23:05
    Лет 15 назад в Дисней парке во Флориде ходила неплохая реплика. Причем, там даже переключение хода вперед- назад осуществлялось вручную матросом прямо на нижней палубе перестыковкой карданных валов