Дональд, дружище, зачем тебе F-55?

Америка в шоке, остальные в удивлении и напряге: президент Трамп, выступая в Катаре 15 мая, добавил ещё больше интриги в планы США по созданию истребителей, упомянув новый «F-55».
Он описал этот самолёт как двухмоторный «супер-модернизированный F-35». Это заявление, сделанное в присутствии оборонных подрядчиков, последовало за более ранними разговорами о «F-22 Super» и идёт параллельно с текущей программой F-47 NGAD шестого поколения.

Самое интересное, что в США никто не в курсе того, что есть F-55. Вообще это неизвестное обозначение, которое наводит на мысль, что Трамп оговорился, имея в виду истребитель шестого поколения F/A-XX ВМС США, или просто придумал новое название, как в случае с «F-52». Ждём разъяснений от Пентагона. Но увы, Пентагон пока молчит… совсем молчит.
Вообще Дональд Трамп почти ежедневно выступает перед СМИ и известен своими… преувеличениями. Но нужно отдать ему должное за искренность и открытость, особенно когда речь идёт о новых системах вооружения. Теперь Трамп рассказывает о новом самолёте, о котором никто никогда не слышал.

Тут можно провести некую такую параллель. Помните, как полмира ржало над «Кинжалом», «Калибром», «Ониксом», «Цирконом» и «Посейдоном»? Ладно, хорошо, в «Посейдон» я и сам не верю, и есть дому причины, но как насчет всего остального? Остальное регулярно прилетает куда надо на Украине и вызывает недовольство у командования ВСУ. И если про «Кинжал» соседи одно время рассказывали сказки про перехват, то об «Ониксе» говорили как о ломе, против которого приема нет. А про «Калибр» могут рассказать эти, которые в Сирии теперь командуют. Они его ой как хорошо знают.
Трамп называет его F-55. Возможно, он перепутал его с F-35, всякое может с кем угодно случиться. Но, похоже, он хочет совершенно новый истребитель. Ну или не новый, но кардинально переработанный старый. В чем «засада»? Да в том, что в начале этого года Трамп объявил об успехах с F-47 от «Боинга».
Вроде бы работы идут так успешно, что Военно-воздушные силы хотят получить более 185 этих новых военных самолётов. Нет ничего плохого в том, чтобы этим хвастаться, особенно если все идет по плану.
Но мы-то с вами знаем, уважаемые, куда могут привести все эти планы.

Туда, где ржавеют безвылетно все эти F-22, которым не могут дать ума в Пентагоне, а ВВС просто хотят от них избавиться, потому что известно, насколько эффективный из «Раптора» вышел уничтожитель бюджетов.

F-35… Головная боль, потому что несмотря на огромное количество изготовленных самолетов, неплохие летные данные, этот самолет не решает своей главной задачи: безопасности США и стран, купивших этот самолет. Но о сути проблем 35-го мы поговорим чуть ниже.
F-47… Ну это пока проект на стадии прототипа. Пять, десять, двадцать лет и столько же мешков с миллиардами – вот что такое F-47.
Остается этот загадочный истребитель F-55. Тут надо понимать, что Трамп не просто выступал 15 мая на авиабазе аль-Удейд в Катаре, потому что ему так захотелось. Он выступал перед приглашенными, в числе которых было приличное количество оборонных подрядчиков и заказчиков. Два перед одним, так сказать. Вероятно, поэтому он говорил о новых самолетах столь подробно.
Говоря о F-55, он сказал:
«Мы собираемся создать F-55 и — я думаю, если мы получим правильную цену, а мы должны получить правильную цену, — это будут два двигателя и супермодернизированный F-35, а затем мы создадим заново F-22».
Сумбур? Бред? О нет, тут надо тоньше. Давайте попробуем разобраться в его заявлении.
Да, у F-35 один двигатель, но он позволяет «Лайтнингу II» развивать неплохую скорость (тут с кем сравнивать, конечно), ускорение и маневренность. По какой-то причине Трампу не нравятся одномоторные самолеты — видимо, он считает, что два двигателя — это надежнее. Что ж, с этим трудно спорить. Но не факт, что если один двигатель выйдет из строя, самолет сможет благополучно вернуться домой. Чем, как говорится, его портить. Если С-400 – то вот без шансов.
Хотя если вот посмотреть на мировые авиационные державы типа России и Китая – там как-то от одномоторных самолетов уходят (в случае с Китаем) или уже ушли (в случае с Россией). Доживающие по углам огромной страны в третьестепенных частях МиГ-29 не в счет. Линейка МиГ закончилась.
У американцев несколько иное мнение, ибо F-16 все еще в строю и покидать его не собирается, дело одномоторных самолетов продолжил F-35, и в целом ничего не предвещало (до выступления Трампа) беды, в смысле, отказа от одномоторных самолетов. И вот – «все смешалось в доме…»
F-55. Непоняток много, потому что неясно главное: будет проведена какая-то модернизация F-35, которую Трамп называет «супер», и сколько она будет стоить американскому бюджету?
Давайте примем, что мы не Трамп, а значит, понимаем: сделать из одномоторного самолета двухмоторный в рамках какой-то модернизации, даже с приставкой «супер» - это фантастика! Оно в старые времена, 80-100 лет назад это было сделать не так просто, а сегодня и подавно. Так что – добавить двигатель, увеличить количество топлива, сменить управление – по сути, это новый самолет.
Трамп настолько не понимает в авиации, что может выдать такую глупость?

И тут еще один гвоздь не пойми куда забитый: он также говорил о некоей модели F-22 Super. А это ещё один загадочный модернизированный истребитель на базе Raptor, и Трамп не упоминает о его новых функциях или возможностях.
Действительно, как-то все сложно: модернизированный F-22, модернизированный F-35, плюс еще F-47, а не стоит забывать про F/А-ХХ для ВМС вместо устаревающего F/A-18… А с В-21 за спиной и вообще все смотрится какой-то фантасмагорией. Простите, тут самолет президенту США пять лет построить не могут, а на такой программе американский авиапром просто морским узлом завяжется.
Что-то дружище Трамп выдает на-гора нечто несусветное.
Вот что я могу понять. Возможно, он путает F-55 с новым самолётом F/A-XX, который разрабатывают для ВМС США.

Это палубный истребитель шестого поколения, который заменит в будущем F/A-18 E/F Super Hornet. ВМС очень нужны F/A-XX, но в программе уже возникли проблемы. Из-за разногласий по финансированию выпуск новой машины может задержаться на три года. Если это произойдёт, проект фактически прекратит своё существование, поскольку контракты будут расторгнуты.
Возможно, Трампа проинформировали об этом самолёте, но он просто забыл название F/A-XX и назвал его F-55. В этом нет ничего страшного. Он сделал то же самое с самолётом следующего поколения для завоевания превосходства в воздухе (NGAD).
Так что если Трамп переименовал F/A-XX в F-55, то в ВМС могут радоваться: они получат новый истребитель. Со временем, конечно. Если ВВС получат NGAD, то будет справедливо, если ВМС получат F/A-XX. Но для этого необходимо идеальное стечение обстоятельств, превращающее США в идеальный мир с неограниченным количеством времени, денег и ресурсов.
Однако есть вероятность, что Трамп совершенно не прав насчёт этого F-55. Возможно, это просто плод его воображения. В 2018 году он разговаривал с премьер-министром Норвегии и удивил мир новым истребителем под названием F-52, который якобы продавался скандинавской стране. Но возникла проблема. Этот самолёт, F-52, существовал только в видеоигре Call of Duty. И Норвегия никогда не заключала никаких сделок по покупке таких истребителей.
Второй расклад для нас, конечно, более приятен.
Могут ли почти одновременно появиться модернизированный F-35, F-55 и F-22 Super? Если воспринимать слова Трампа буквально, то именно это и произойдёт. Но, скорее всего, он оговорился. Вот почему я думаю, что Трамп просто назвал F/A-XX F-55. Да и появление трех новых самолетов в современных США не смотрится чем-то реальным.
Возможно, что-то прояснится в будущем, например, на стандартной пресс-конференции главы Пентагона или еще кого-нибудь из военного ведомства. А еще лучше, если профессионалы из «Боинга» или «Локхида» выдали информацию, которая помогла бы ответить на кучу имеющихся вопросов.
Кое-что: они проводят модернизацию (видимо, это о F-22) и также разрабатывают F-55 или то, что Трамп собирается назвать F-55. То есть, уверен, что речь и идет об F/A-XX.
Перестройка F-35 в двухдвигательный самолет потребует много времени и денег. Здесь подчеркну: конструкция любого американского (именно американского) самолета последних 30 лет есть сплошной компромисс между весом, тягой, малозаметностью и стоимостью. Как было замечено выше, простое добавление второго двигателя к F-35 не может быть простым. Оно потребовало бы полной перепроектировки планера, что фактически привело бы к созданию нового дорогостоящего самолёта и свело бы на нет преимущества F-35, которых у него и так не много.
Вопрос не в том, что лучше — одномоторные или двухмоторные истребители. У обоих типов есть свои преимущества и недостатки: одномоторные истребители меньше, дешевле и маневреннее. Двухмоторные модели тяжелее, но могут нести больше вооружения и топлива, имеют большую дальность полёта и теоретически могут продолжать полёт, если один из двигателей выйдет из строя.
Сравнивать двухмоторный 16-тонный F-15 с одномоторным 10-тонным F-16 бессмысленно: они оптимизированы для разных задач и отражают разные концепции военно-воздушных сил. Примерно так же, как разделялись задачи МиГ-29 и Су-27.
Одномоторный F-35 — один из самолётов с одним двигателем. У многих современных истребителей по два двигателя: у американского F-18 E/F Super Hornet, французского Rafale, европейского Eurofighter Typhoon, российского Су-30 и китайского J-20. Но прилично и одномоторных самолётов: F-16, шведский Gripen и китайский J-10.
Как и следовало ожидать от политика и бизнесмена, который считает, что чем больше, тем лучше, неудивительно, что Трамп думает, что чем больше двигателей, тем лучше истребитель. Этот уровень мышления высмеян в классической книге американца Джорджа Оруэлла «Скотный двор», где животных, восставших против своих хозяев-людей, учат повторять: «Четыре ноги хорошо, две ноги плохо».
Сколько двигателей должно быть у F-35? Ровно столько, сколько нужно. Самолёты, как и танки, и военные корабли, представляют собой баланс конкурирующих факторов, таких как вес, требования к тяге, манёвренность и грузоподъёмность.

Изначально F-35 был задуман более 30 лет назад как малозаметный ударный самолёт, а не истребитель завоевания превосходства в воздухе, как F-15 или F-22. Есть веские основания сомневаться в некоторых аспектах философии F-35, и не в последнюю очередь потому, что решение о создании общего проекта, который мог бы служить в качестве наземного истребителя ВВС, палубного истребителя ВМС и самолёта вертикального взлёта и посадки Корпуса морской пехоты, было принято в целях экономии. Учитывая эти ограничения, второй двигатель увеличил бы размер и вес самолёта и усложнил бы и без того сложный процесс его эксплуатации.
По сути, из проекта F-35 было выжато по максимуму. То есть, у американцев получилось то, что еще не получалось ни у кого: создать на базе одного прототипа три самолета с различной тактикой применения. Сделать из обычного наземного истребителя самолет палубной авиации – это делали еще в прошлом веке британцы и немцы. Но самолет с вертикальным взлетом и посадкой – это более серьезное добавление. Особенно в свете требований Корпуса морской пехоты к такому самолету.
Каким был бы F-35 со вторым двигателем? Ответ заключается в том, что это был бы не F-35.

Разработка оригинального F-35 была достаточно сложной задачей с учетом различных потребностей ВВС, ВМС и Корпуса морской пехоты, и особенно требований морской пехоты к самолетам вертикального взлета. Мысль о необходимости пройти этот процесс еще раз – на этот раз с двумя двигателями – количество самоубийств в среде авиаконструкторов резко скакнуло бы вверх.
А если здесь же учесть историю последних американских проектов истребителей, F-55, который будет готов вовремя и в рамках бюджета, станет настоящим чудом. Так что – не при дядюшке Дональде, никак не при нем это чудо может подняться в воздух.
Но это же не все!
Как будто модернизации того, что должно стать основным истребителем США и Европы, недостаточно, Трамп также хочет изменить дизайн F-22, который впервые поднялся в воздух в 1997 году.
На самом деле ВВС купили всего 187 самолётов F-22, каждый из которых обошёлся примерно в 350 миллионов долларов (F-35 стоит менее 100 миллионов долларов за штуку). Учитывая, что оригинальному F-22 почти 30 лет, переделка, скорее всего, будет настолько существенной, что в результате получится совершенно новый самолёт.
Действительно, Трамп также хвастался, что Америка будет производить F-47, истребитель нового поколения, который очень похож на F-22, включая цену, который уже оценивается в 300 миллионов долларов за самолёт.
Итого: F-22 Super, F-35/F-55, F-47. Если задуматься над этим списком, то понятно, что вероятность того, что все эти проекты истребителей будут реализованы, равна нулю. Проблемы в авиационной отрасти США, бюджетные ограничения, а также предстоящая неоднократная смена руководства в Белом доме неизбежно приведут к смене приоритетов.
То есть, какой-то из проектов (а то и не один) попросту отменят из экономии. Слишком много проблем технического, производственного и финансового характера.
Количество двигателей на истребителе будет наименьшей из этих проблем.
Дональд Трамп… да, он эпатажен и эксцентричен, особенно в высказываниях, в этом с ним мало кто из предыдущих президентов США мог бы сравниться. И часто он несет своим гражданам примерно ту же субстанцию, коей оделяет нас господин Песков (по выражению Владимира Владимировича) по поводу и без.
И данный случай – не исключение, тут дело в том, что Трамп говорит так, как будто он на 105% уверен в том, о чем он глаголит. Но увы, вот в плане авиации его стоило бы поднатаскать. И слушающим/читающим будет проще переводить для себя и понимать сказанное, и не выглядел бы президент США… странно.
Зачем президенту Трампу понадобилось это все с F-55, сказать сложно. Скорее всего, просто забыл и бабахнул первое, что пришло в голову. Но это ничего. Сложность в том, что за слова людям такого уровня приходится отвечать, а вот как потом с выполнением обещанного у дядюшки Дональда будет – сказать очень непросто.
А мы в свою очередь посмотрим, как там у него F-55 будет летать. И куда.
Информация