Безэкипажные катера «Водяной»

25 564 25
Безэкипажные катера «Водяной»
Современный отечественный БЭК «Визир-Одуванчик». Фото КМЗ


Российские предприятия и организации продолжают разработку перспективных безэкипажных катеров разных классов и разного назначения. Так, на днях представили очередные образцы такого рода — многофункциональные катера под общим названием «Водяной». Сообщается, что они имеют необычную модульную архитектуру, благодаря которой способны нести различную аппаратуру и выполнять широкий круг задач.



Двойной проект


О разработке двух новых катеров с разными характеристиками и потенциалом сообщает издание «Известия». Информацию о проекте «Водяной» оно получило от неназванных источников в министерстве обороны. Приводятся основные данные технического и иного характера, но внешний вид катеров показать пока не могут.

Как сообщается, перспективный модульный БЭК разработали специалисты Балтийского высшего военно-морского училища им. Ф.Ф. Ушакова (г. Калининград). Первый его показ состоялся на недавней выставке.

Цель проекта заключалась в создании безэкипажных катеров малого и сверхмалого водоизмещения, способных нести различное оборудование и оснащение. Оба БЭК имеют модульную архитектуру, причём такой принцип затрагивает не только целевую аппаратуру, но и конструкцию самого катера.

В БВВМУ уже проработали первые варианты оснащения новых БЭК. За счёт установки разных средств катера должны выполнять транспортную функцию, нести приборы для поиска подводных объектов или решать задачи противоминной обороны. Очевидно, что в случае дальнейшего развития проекта появятся и другие варианты катеров с иными функциями.

Проект перспективных БЭК под общим названием «Водяной» пока находится на стадии разработки, но БВВМУ уже может раскрыть общую информацию о нём. По всей видимости, работы по катерам продолжатся с получением тех или иных результатов. Два БЭК в опытной конфигурации должны будут пройти испытания и показать свой потенциал.


Опытный катер от «ОСК-Технологии» и ВИТ «Эра». Фото «ОСК»

Дальнейшее будущее проекта «Водяной» пока остается неизвестным. Если опытные катера подтвердят расчётные характеристики и покажут заявленные ранее возможности, то ими заинтересуются потенциальные заказчики. Прежде всего, такую технику может закупить Минобороны. Тем не менее, перед этим предстоит решить ряд организационных и иных вопросов.

Модульные катера


По данным «Известий», проект «Водяной» предусматривает строительство двух вариантов безэкипажного катера-платформы разных размеров. Первый относят к малому классу, и он имеет общую длину 2,5 м. Также предлагается сверхмалый катер длиной 1,4 м. При этом водоизмещение обеих модификаций БЭК не сообщается.

Для «Водяных» разработаны корпуса модульной конструкции. Они должны состоять из нескольких модулей-секций, которые вместе образуют полноценное плавсредство. Каждый из модулей вмещает те или иные механизмы и системы, как общего назначения, так и специализированные. Из нескольких таких модулей можно собрать катер с необходимыми функциями.

Тип двигательной установки новых БЭК не сообщается. Вероятно, используются навесные лодочные моторы, мощность которых соответствует массе конструкции. Можно предполагать, что двигательная установка монтируется на кормовом модуле. Вместе с мотором такой модуль должен нести средства подачи топлива, некоторые устройства управления и т.д.

Также один из модулей корпуса должен вмещать системы управления, навигации и связи. Как именно будет работать такая электроника, неизвестно. Открытые данные позволяют предположить наличие режима дистанционного управления, при котором БЭК выполняет команды оператора. Также человек должен контролировать работу целевого оборудования на борту катера. Возможно, предусматривается некоторая автоматизация вождения и других процессов.

Большой интерес представляют модули полезной нагрузки для «Водяных». Уже предложено несколько таких секций корпуса, и в будущем могут появиться новые с иным оснащением. Следует отметить, что именно эти модули определят реальный потенциал всего проекта. Вне зависимости от наполнения, такие секции корпуса позволяют «тяжёлому» катеру нести 40 кг, а меньший «Водяной» перевозит только 6,5 кг.


Применение катера-камикадзе в ходе Спецоперации, май 2024 г. Фото Telegram / «Там за туманами»

Самым простым из анонсированных является модуль транспортного назначения. По всей видимости, это простой лодочный корпус, внутри которого есть место для размещения груза. Размеры такого отсека пока не сообщались, но общие габариты двух БЭК и заявленная грузоподъёмность в обоих случаях говорят о существенных ограничениях.

Также анонсирован модуль с гидроакустической станцией. Модель такой станции и её характеристики пока не уточняются. ГАС оснащается буксируемой антенной. Такой вариант «Водяного» должен изучать подводную обстановку и искать различные объекты. Такие функции могут использоваться в сфере противолодочной обороны, для борьбы с диверсантами и т.д.

«Тяжёлая» модификация БЭК может быть носителем необитаемых подводных аппаратов, имеющих соответствующие размеры и водоизмещение. Так, «Водяной» может перевозить и обеспечивать работу двух аппаратов, предназначенных для борьбы с минами. Вероятно, возможны и иные комплектации.

Ключевые идеи


Российские предприятия и организации достаточно давно занялись темой безэкипажных катеров военного назначения и уже успели представить несколько таких разработок. «Водяной» от БВВМУ является очередным проектом такого рода и, в первую очередь, демонстрирует готовность разных организаций участвовать в развитии важной и перспективной области.

Значительная часть современных отечественных БЭК построена по схеме платформы с модульной нагрузкой. Это даёт известные преимущества на уровне разработки, производства и эксплуатации. Перспективный «Водяной» в обеих версиях тоже построен по модульному принципу, но в его случае эта идея реализована иначе.


Современный йеменский БЭК кустарного производства. Фото Минобороны Саудовской Аравии

Катера от БВВМУ являются модульными уже на уровне базовой платформы. Это отличает их от других разработок своего класса, а также должно дать определённые преимущества. В ходе испытаний «Водяные» должны показать потенциал подобного решения и, возможно, превосходство над другими архитектурами.

Проект «Водяной» позволяет сделать полезную нагрузку частью конструкции БЭК. Благодаря этому можно уменьшить массу и габариты катера и его агрегатов, что должно быть полезно с учётом ограниченных размеров и водоизмещения платформы. Также оптимизируется размещение агрегатов, за счёт чего им можно дать дополнительную защиту.

Авторы проекта «Водяной» активно используют новые компоновочные и архитектурные решения. Они уже предложили три варианта модулей нагрузки разного назначения. В пределах одного корпуса удалось разместить грузовой отсек, ГАС и даже малогабаритные подводные аппараты. При этом возможно создание новых модулей иного назначения.

Теория и практика


В теории, безэкипажные катера способны нести самые разные нагрузки и решать широкий круг боевых и вспомогательных задач. Такие концепции и возможности могут реализовываться разными способами и за счёт различных технических решений. Именно этим сейчас занимается отечественная промышленность в рамках ряда перспективных проектов.

Недавно к этим работам присоединились специалисты Балтийского высшего военно-морского училища им. Ф.Ф. Ушакова. Они уже представили свои первые разработки и, вероятно, будут развивать их. Какими будут результаты нынешнего проекта «Водяной», пока неизвестно. Однако он позволит наработать необходимый опыт и проверить многообещающие концепции, которые могут найти применение в следующих проектах.
25 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    20 мая 2025 04:43
    В теории, безэкипажные катера способны нести самые разные нагрузки и решать широкий круг боевых и вспомогательных задач.
    Заместо линкоров и крейсеров....
    1. +11
      20 мая 2025 05:01
      Разработкой БЭК занимается военно-морское училище. fool
      Как раз пару дней назад был день КБФ. wink
      Ну хоть кто-то понимает, что у нас ситуация с БЭК полная полундра.
      Похоже, что калининградские преподаватели-моряки хотят сделать БЭК для Александрита заместо французского, который к тому же не влезает на корабль. Настоящие кулибины, но выглядит всё очень кустарно.
      Особенно порадовали фотографии к статье: у хусситов просто "линкор" по сравнению с нашей резиновой лодкой.
      Похоже, кто-то из дома свою старую рыбачью лодку приволок для НИОКР. laughing
      Рад за калининградцев, что не сидят без дела, изобретают на коленке в инициативном порядке.
      Что касается руководителей флота - им бы застрелиться, если есть честь. Стыдоба.
      1. 0
        20 мая 2025 11:38
        Цитата: Бородач
        но выглядит всё очень кустарно

        Потому что этим должны заниматься профессионалы, настоящее КБ а не "петрович скачал автокад"(в варианте с квадриком - "купил 3дпринтер и\или сходил на Алиэкспресс").
        И настоящие судостроители(авиастроители в варианте БПЛА) а не "Васян в гараже".
  2. +10
    20 мая 2025 05:28
    Странная статейка....В кружке "Умелые руки" в военно-морском училище решили сделать бэк winkего никто не видел и показать не могут... на фото резиновая лодка с лодочным мотором из магазина"Охота и рыбалка"далее текст ни о чем....А где же реальные серийно выпущенные бэк,участвующие в СВО?
    1. +5
      20 мая 2025 05:33
      Цитата: next322
      Странная статейка....В кружке "Умелые руки" в военно-морском училище решили сделать бэк wink на фото резиновая лодка с лодочным мотором из магазина"Охота и рыбалка"далее текст ни о чем....А где же реальные серийно выпущенные бэк,участвующие в СВО?

      Потуги кремлевских СМИ сделать хорошую мину при плохой игре.
      На самом деле девиз Путина - все купим в Китае и Северной Корее!
      И кукурузники (Ан-2) то же.
      Все прожекты - типа Байкала - дать друзьям гаранта возможность "заработать".
    2. +4
      20 мая 2025 06:07
      Немного добавлю про практику "все купим".
      Довелось мне поучаствовать в одном проекте, как подрядчику или субподрядчику - изготовление некоторых "железок".
      Что за проект - мирный, двойного назначения или ближе к военному - не знаю и не интересуюсь - не мое дело.
      Требование по оборудованию и электроприводам - взрывозащищенное по пыли, то есть группа электрооборудования IIIBT6.
      Это оборудование есть в гостах. есть в каталогах.
      Но!
      Его нет в России. Поскольку европа поставки перекрыла, а китайские нормы мягче и у них только IIBT4.
      А как же наше? Производство? Импортозамещение?
      Оказалось - никак. Все заказывают в китае, только шильдики свои.
      1. +1
        20 мая 2025 12:56
        Цитата: Владимир-ТТТ
        Поскольку европа поставки перекрыла, а китайские нормы мягче и у них только IIBT4.

        Когда вместо "все купим" хотят говорить "все сделаем", то для начала надо иметь населения при нынешнем количестве номенклатуры потребляемых пром.изделий не менее 300 млн жителей в стране при владении всеми технологиями современных требований. Сегодня нет стран, которые способны жить с состоянии автаркии. Даже Китаю (про индусов не говорю) приходится значительную часть товара именно покупать, а не делать у себя.
        1. Цитата: Hagen
          Сегодня нет стран, которые способны жить с состоянии автаркии.

          И нам не надо. Только вот мы должны осознанно делать выбор "мэйк ор бай" (покупать или производить). Если товар производится по множестве стран европы и азии, как легковой автомобиль, например, то его можно самим и не производить. Ибо массовость производителей - гарантия того, что при санкциях отдельных стран или блоков стран мы все равно их где-то да купим. Не в Европе так в Азии, не в Японии, так в Китае и т.д. Но есть куча важных, ключевых технологий, которыми мы владеть обязаны
          1. +1
            20 мая 2025 18:38
            Цитата: Андрей из Челябинска
            И нам не надо. Только вот мы должны осознанно делать выбор "мэйк ор бай"

            Даже не пытаюсь оспорить. Ну, кроме чистоты языка... русского. wink
            1. Цитата: Hagen
              Ну, кроме чистоты языка

              А вот это замечание даже и пытаться оспаривать не буду уже я:)))))
          2. 0
            21 мая 2025 04:58
            Цитата: Андрей из Челябинска
            Но есть куча важных, ключевых технологий, которыми мы владеть обязаны

            Да, но обычно вот таким "словоблудием"
            Цитата: Андрей из Челябинска
            И нам не надо. Только вот мы должны осознанно делать выбор "мэйк ор бай" (покупать или производить). Если товар производится по множестве стран европы и азии, как легковой автомобиль, например, то его можно самим и не производить.

            объясняют отсутствие оных ключевых технологий, вроде производства электродвигателей, редукторов, подшипников и прочего прочего, что должно быть у страны. На всем это держится оборонка - танк не поедет, самолет не полетит. А уж про электронику и говорить нечего.
        2. 0
          21 мая 2025 04:51
          Цитата: Hagen
          Когда вместо "все купим" хотят говорить "все сделаем", то для начала надо иметь населения при нынешнем количестве номенклатуры потребляемых пром.изделий не менее 300 млн жителей в стране при владении всеми технологиями современных требований.

          Очередное кремлевское оправдание.
          На самом деле - все намного проще. Так как я занимаюсь "железками" то есть производством уже почти 30 лет - очень хорошо все наблюдаю, и неоднократно.
          У нас в стране чиновник - это путь к личному благосостоянию. И это не обязательно взятки.
          Есть простая методика.
          Действующее производство чего нибудь относительно не сильно сложного, но массового. Например - подшипники.
          Выбрана цель. Чиновник включает связи вплоть до самого верха - и создают предприятию трудности. Пожарные, экологи, налоговая, и все остальные службы.
          Доводят до банкротства. Если не получается - то друзья президента делают рейдерский захват.
          Обанкроченное предприятие покупают за два рубля. Людей на улицу, оборудование в металлолом, помещения под склады.
          При этом потребность в поставке подшипников остается.
          Чиновник создает фирму по поставке подшипников из китая. Владеет жена, любовница, родственники, дети.
          Все, благополучие чиновника обеспечено.
          1. 0
            21 мая 2025 06:49
            Цитата: Владимир-ТТТ
            я занимаюсь "железками" то есть производством уже почти 30 лет

            Если не секрет, на каком уровне вы занимаетесь "железками"? Чтобы было понятно, каким боком вы боретесь с пож., потреб. и прочими надзорами, банкротитесь сами или те, на кого работаете. Был бы интересен ваш личный опыт с "друзьями президента", а не ОБС.
            1. -1
              21 мая 2025 09:13
              Цитата: Hagen
              Если не секрет, на каком уровне вы занимаетесь "железками"?

              Наберите в поиске КЕ Техника.
              Все "железки" которые вы там увидите (почти, за исключением некоторых позиций) - производим.
              Более того - это все наши разработки - то есть что то конкретно разработано и доведено мной, а что то нашей конструкторской группой.
              Цитата: Hagen
              Чтобы было понятно, каким боком вы боретесь с пож., потреб. и прочими надзорами, банкротитесь сами или те, на кого работаете.

              Стараемся максимально полно выполнять требования.
              Банкротятся и наши субподрядчики - то есть поставщики, и наши заказчики - комы мы ставили линии и заводики.
              1. 0
                21 мая 2025 11:54
                Цитата: Владимир-ТТТ
                Наберите в поиске КЕ Техника.

                Спасибо, что нашли возможность ответить на вопрос. И без излишних эмоций. Насколько я понял, вы больше занимаетесь проектированием оборудования по требованиям заказчика. Администрирование работы предприятия очевидно проходит этажом выше. Я по сути решаемых проблем больше занят администрированием - вс надзоры проходят или прямо через меня, или заглядывают ко мне в кабинет. Некоторых приходится посещать самому. Поэтому как проявляют себя наши люди, заняв ответственное место, знаю не понаслышке. Соглашусь, люди проявляют себя очень по-разному. Мы не лучше, чем многие в этом мире. А потому средняя статистика преступлений примерно соответствует мировым тенденциям. И чиновники - наши соседи, с которыми мы быть может когда-то в карты играли и что-то вкусное пили. Нам не на кого в этом плане обижаться. Путин в каждый отдел администрации самолично дуремара не приводил, мы их вырастили сами. И если всех их, как многие уверяют что надо..., посадить, то это будет страна-лагерь. Но положа руку на сердце, скажу, что во многих случаях претензии надзорников, в рамках нашего законодательства, вполне имеют под собой основания. А банкротятся часто от неумения руководства предприятия вести дела. Например, привлекать инвестированные средства в том числе и от населения (IPO). Наши в этом деле на три головы хуже чем в Китае, не говоря о штатах. Поэтому сторонние деньги берем только в банках. А у населения больше 40 трлн руб, и почти все вложено в банки. Тема долгая, но подозреваю, что Набиулина высокой ставкой пытается натолкнуть наш бизнес на прямое акционирование. Так что есть у нас провалы, согласен. И есть как субъективные, так и объективные причины сложностей в жизни. Но живем ведь, всем чертям назло, в том числе и своим... winked
      2. 0
        21 мая 2025 19:13
        Владимир, могу подсказать где заказать: г. Торез, ДНР, ЭЛЕКТРОТЕХЗАВОД. Раньше выпускал электроаппаратуру во взрывоискробезопасном исполнении для горной промышленности. Если его не уничтожили, то помогут.
        1. -1
          21 мая 2025 19:56
          Спасиб) провентилирую этот вопрос. Это не их стезя - горное оборудование защита в основном по метану, а тут надо по пыли - но всяко может быть. Если выпускают одно - то почему бы и не другое.
          Там же разница невелика - к примеру дополнительно заливают клеммную коробку компаундом и, самое главное - ставят буковки в исполнении защиты - они имеют право.
          Я и сам могу залить коробку компаундом, только это для себя, для гаражного производства, и то может прийти проверка.
    3. +3
      20 мая 2025 13:07
      Первая стадия - на совещании в кремле заявляют о создании нацпроектов о создании дронов
      Вторая стадия - на данные цели выделяют десятки миллиардов рублей
      Третья стадия - населению показывают картинки
      Четвертая стадия - всё затихает, население забывает
      Пятая стадия - СМИ показывают как волонтеры смастерили из того, что было, что-то примитивное.
  3. +1
    20 мая 2025 11:48
    Ещё лет так 15 назад надо было заняться проблемой БПЛА и БЭК, их разработкой и особенно разработкой систем противостояния им, особенно на Чёрном море и на Балтике. А сейчас необходимо наверстывать разработки в темпе сайгака, пока ещё у нас есть флот.
    1. +1
      20 мая 2025 13:01
      лет так 15 назад надо было заняться проблемой БПЛА
      так активно занялись, на бпла аист от концерна "Вега" пять лярдов вроде выделили, и таких проектов - иркутов и прочих альтаиров - было дофига. Просто всё украли, а потом сделали вид что ничего не было
  4. 0
    20 мая 2025 14:53
    Помнится, пару лет назад каким-то БЭКом пытались взорвать бык моста в Затоке, но неудачно. Не этим?
  5. 9PA
    +1
    20 мая 2025 17:08
    Как связь в водяном реализована?
  6. +1
    20 мая 2025 18:03
    Это какой уже по счёту разработанный у нас БЭК? request Только что-то не слышно, и не видно ничего об их боевом применении! negative hi Зато от вражеских БЭК-ов еле успеваем отбываться! hi stop Или эти БЭК-и (как и много другое) у нас только для выставок и презентаций? fool
    1. 0
      20 мая 2025 18:36
      Вспомнилась грустная песня
      "Я Водяной, я водяной
      я в перспективе боевой,
      пока ж мои подружки... ."
  7. 0
    23 мая 2025 11:47
    Тем не менее, перед этим предстоит решить ряд организационных и иных вопросов.
    Договориться о суммах откатов? Да, это самое сложное.