Белорусский БТР Volat V-2 поступил на вооружение

31 765 38
Белорусский БТР Volat V-2 поступил на вооружение
Volat V-2 в исходной версии с башней от БМП-2


Белорусский оборонно-промышленный комплекс завершил разработку и испытания нового колёсного бронетранспортёра МЗКТ-690003-021 Volat V-2. Недавно эту машину официально приняли на вооружение сухопутных войск Республики Беларусь, и теперь начинается её серийное производство. В ближайшем будущем новые «Волаты» помогут обновить парк строевых частей.



В процессе разработки


Идея создания собственного БТР для замены техники советского образца появилась в Белоруссии в середине двухтысячных годов. Вскоре Минский завод колёсных тягачей приступил к разработке подобного проекта. Впрочем, инициативный характер проекта помешал его успешной реализации, и в десятых годах работы остановились.

Во второй половине десятых годов началась разработка нового БТР, на этот раз по заказу и при поддержке Минобороны. Проект получил заводское обозначение МЗКТ-690003 и название Volat V-2. К середине 2021 г. МЗКТ выполнил проектирование и построил первый опытный бронетранспортёр этого типа.

Широкая публика впервые узнала о новом БТР в начале июня 2021 г. — в преддверии выставки MILEX-2021. Государственный военно-промышленный комитет раскрыл сам факт существования проекта Volat V-2, а также опубликовал внешний вид и основные особенности такой бронемашины. Через несколько недель после этого опытный БТР показали на выставке.


Сообщалось, что в ближайшее время машина-прототип выйдет на полигонные испытания. Ей предстояло показать свои возможности и подтвердить расчётные характеристики. Кроме того, планировалось выявить и исправить недочёты конструкции. На все необходимые работы должно было уйти несколько лет.

Новый БТР МЗКТ-690003 получил высокую оценку. Представители высшего руководства страны прямо говорили о возможности его принятия на вооружение в будущем. С помощью новых «Волатов» можно было бы заменить устаревшие БТР советского образца и получить ряд важных преимуществ. Впрочем, сроки начала такой замены не уточнялись.

В дальнейшем опытный V-2 неоднократно показывали на разных выставках, как в исходном, так и в доработанном виде. Например, вместо башни от БМП-2, использованной на первом прототипе, был предложен боевой модуль «Адунок-БМ30.2».

По последним данным


Насколько известно, с 2021 г. БТР Volat V-2 проходил все необходимые испытания, и параллельно велась доработка конструкции. Не так давно машину передали на государственные испытания, по итогам которых Минобороны должно было определить её дальнейшую судьбу. Результаты этого процесса стали известны несколько дней назад.


21 мая в Минске открывается выставка MILEX-2025. Накануне этого мероприятия белорусский Госкомвоенпром сделал несколько любопытных анонсов. В частности, пообещали вновь показать колесный БТР «Волат». В официальном сообщении упомянули, что недавно эта машина справилась с государственными испытаниями, после чего была принята на вооружение сухопутных войск Республики Беларусь.

Детали текущих работ пока не раскрыты. Возможно, новый БТР уже поставили в серийное производство, и вскоре строевые части начнут получать такую технику. Какое количество бронемашин собираются построить, и сколько подразделений их получат, тоже неизвестно.

Технические особенности


Следует напомнить, что белорусская промышленность практически не имела опыта в создании бронетранспортёров или иной подобной техники. Поэтому в основу проекта МЗКТ-690003 легли идеи и концепции, заимствованные в зарубежных проектах. Их реализовывали с применением опыта, накопленного при эксплуатации, обслуживании и модернизации техники советского образца. Все это определило облик, характеристики и возможности нового БТР.

Volat V-2 строится на основе сварного бронекорпуса. Лобовая проекция защищена по стандарту Бр5 и выдерживает попадание винтовочных пуль. Прочие участки корпуса имеют броню стандарта Бр4 и защищают от автоматного огня. Также приняты меры по защите от подрыва мин под колесом или днищем.


Корпус имеет традиционную для современных БТР компоновку. В лобовой части размещен двигатель, над днищем проходит трансмиссия, а прочие объемы отданы под обитаемые отсеки и боевое отделение. Отделение управления рядом с моторным отсеком имеет собственный люк в крыше корпуса, тогда как доступ в десантный отсек обеспечивается кормовой аппарелью.

По своим габаритам V-2 сопоставим с другими современными БТР с колёсной формулой 8х8. Боевая масса, в зависимости от комплектации использованного боевого отделения, достигает 22 т.

БТР оснащён дизельным двигателем Weichai WP 13.550 мощностью 550 л.с., китайской разработки и белорусской сборки. С ним соединена автоматическая коробка передач МЗКТ-55613. Ходовая часть построена на основе четырёх разрезных мостов с центральными редукторами и колёсными передачами. Также имеются два кормовых водомёта. На суше «Волат В-2» развивает скорость до 110 км/ч, на воде — до 10 км/ч. Запас хода по шоссе – 1200 км.

Экипаж бронетранспортёра состоит из трёх человек: командира, водителя и наводчика-оператора. Водитель располагается рядом с двигательным отсеком, а командир и наводчик находятся в середине корпуса. Кормовое десантное отделение вмещает восемь бойцов. Кресла десанта установлены на бортах корпуса. Амбразуры для стрельбы из личного оружия отсутствуют.


Опытный БТР МЗКТ-690003-021 с боевым модулем «Адунок-БМ30.2»

На вооружение белорусской армии поступил БТР в версии МЗКТ-690003-021. Эта модификация отличается от других применением дистанционно управляемого боевого модуля «Адунок-БМ30.2». Такой модуль представляет собой компактную башню, оснащённую 30-мм орудием 2А42 со спаренным пулемётом, дымовыми гранатомётами и ракетным комплексом «Конкурс-РБ». Боекомплект модуля включает 500 снарядов, 2000 патронов и 4 ракеты.

«Адунок-БМ30.2» несёт два оптико-электронных прицела, для командира и наводчика-оператора. Управление модулем осуществляется дистанционно с операторского пульта. Видеосигнал с прицела и иная информация выводятся на жидкокристаллический дисплей; для управления используется набор различных органов.

Первый успех


Белоруссия достаточно давно пыталась создать собственный бронетранспортёр современного облика с целью перевооружения своей армии. Решить такую задачу удалось далеко не сразу. После нескольких лет разработки и испытаний на вооружение сухопутных войск поступил новый БТР МЗКТ-690003-021 Volat V-2.

Уже сам факт принятия этой машины на вооружение является большим достижением. Это первый БТР национальной разработки, показавший такие результаты, и у оборонной промышленности есть повод для гордости.


Модуль «Адунок-БМ30.2» крупным планом

С точки зрения общего облика и заявленных характеристик, белорусский «Волат» практически не отличается от целого ряда современных образцов иностранной разработки. Обеспечены те же или близкие уровни защиты, подвижности и огневой мощи. В последней модификации с ДУБМ «Адунок» уделено большое внимание и вопросам управления вооружением.

При этом не обошлось без неоднозначных особенностей. В частности, новый белорусский БТР имеет ограниченный уровень защиты. В последние годы практика показала, что наличие только собственной или навесной противопульной / противоосколочной брони недостаточно. Впрочем, следует учесть, что Volat V-2 разрабатывался до появления ряда новых угроз, и его создатели просто не успели отреагировать на них. То же касается и основной массы зарубежных разработок, которые только сейчас пытаются адаптировать к новым условиям.

Большое будущее


В целом новый БТР МЗКТ-690003 «Волат В-2» представляет интерес как с точки зрения техники, так и в плане перевооружения. С его помощью белорусская армия, в теории, может провести переоснащение своих мотострелковых частей и получить новые возможности разного рода.

Тем не менее, перспективы такого начинания пока под вопросом. Белорусская промышленность имеет ограниченные производственные мощности, и быстрый выпуск бронетранспортёров крупными партиями затруднён или даже невозможен. Как будут решать эту проблему, и удастся ли провести желаемое перевооружение, покажет время.
38 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +8
    21 мая 2025 05:31
    Следует напомнить, что белорусская промышленность практически не имела опыта в создании бронетранспортёров или иной подобной техники.

    Несколько некорректное заявление. "140 ремонтный завод" из Борисова с советских времен был крупным и вполне современным заводом по ремонту бронетехники. На нем работы по созданию собственной бронетехники начались еще в первой половине 90-х годов, как только он вышел из под "руководства" ГАБТУ МО СССР/РФ.
  2. +4
    21 мая 2025 06:01
    следует учесть, что Volat V-2 разрабатывался до появления ряда новых угроз
    Бронирование слабовато, получается устарел как только появился. Ну лиха беда, начало положено. А там глядишь
    доведут до современных требований. Молодцы белорусы, как то про "неимеющиханалогов" сразу вспоминается и ничего кроме нехороших слов по известному адресу не получается сказать.
    1. +4
      21 мая 2025 06:19
      Белоруссия - советская республика, а Россия - дико-капиталистическое, полуфеодальное государство. Отсюда и итоговые результаты у них и у нас.
      1. +5
        21 мая 2025 07:46
        Цитата: AlexSam
        Белоруссия - советская республика, а Россия - дико-капиталистическое, полуфеодальное государство. Отсюда и итоговые результаты у них и у нас.

        Россия поставляет Беларуси множество техники в рамках одкб-самолеты, отрк, пво. Кроме того, Беларусь сидит на российских кредитах и имеет российский рынок сбыта. Поэтому ее впк не надрываясь, может позволить себе создать БТР и выпускать его малыми партиями. Траты на оборону у Беларуси и России несравнимы.
      2. +4
        21 мая 2025 15:33
        Цитата: AlexSam
        Белоруссия - советская республика, а Россия - дико-капиталистическое, полуфеодальное государство. Отсюда и итоговые результаты у них и у нас.

        Ага... главный итоговый результат "советской Белоруссии" - это от 6 до 10 миллиардов долларов в год от "полуфеодальной России" на поддержание существования.
        И невозвратные по факту кредиты: каждый раз, когда заходит речь об их возврате, Лукашенко демонстративно поворачивается к Западу передом, к России задом, и заявляет, что Россия не имеет права давить на суверенное государство. Но при этом обязана дать братскому народу ещё денег и российские цены на сырьё. smile
        Вот такое белорусское чудо...
        1. +3
          21 мая 2025 15:43
          Цитата: Alexey RA
          Вот такое белорусское чудо...

          Бесконечного строительства союзного государства.
          1. +1
            22 мая 2025 14:07
            Цитата: IS-80_RVGK2
            Бесконечного строительства союзного государства.

            Батька упирается, не хочет, чтобы российский олигархат, эффективные манагеры, хабадные банкиры и "кристально честные" чиновники поглотили и пустили по миру всё то, что он столько лет строил.
        2. 0
          22 мая 2025 14:11
          Цитата: Alexey RA
          Вот такое белорусское чудо...

          Да что вы всё на деньги переводите... Дело, в первую очередь, в совести и ответственности перед государством, законом и народом. У белорусских чиновников, бизнесменов и силовиков она есть, они её не променяли на сытую и красивую жизнь. А у наших "вериткальных", законников и лампасников, особенно перед народом? Вот и пляшите от этого.
    2. -2
      21 мая 2025 07:47
      Цитата: Алексей 1970
      следует учесть, что Volat V-2 разрабатывался до появления ряда новых угроз
      Бронирование слабовато, получается устарел как только появился. Ну лиха беда, начало положено. А там глядишь
      доведут до современных требований. Молодцы белорусы, как то про "неимеющиханалогов" сразу вспоминается и ничего кроме нехороших слов по известному адресу не получается сказать.

      Чем этот пепелац лучше бмп-3 ?
      1. 0
        21 мая 2025 07:54
        Я не писал что лучше. Я писал про белорусов, внимательнее читайте коментарий пожалуйста.
        1. +1
          21 мая 2025 10:01
          Цитата: Алексей 1970
          Я не писал что лучше. Я писал про белорусов, внимательнее читайте коментарий пожалуйста.

          Я просто задаю вопрос. Вы нахваливаете этот пепелац и тыкаете России что она не может сделать "неимеющиханалогов".
          Цитата: AlexSam
          Белоруссия - советская республика, а Россия - дико-капиталистическое, полуфеодальное государство. Отсюда и итоговые результаты у них и у нас.

          Другой господин называет свою страну феодальным государством.
          Вот я и спрашиваю, чем этот пепелац лучше, что ему дифирамбы поют
      2. +7
        21 мая 2025 10:52
        Тем, что БМП-3 это для поля боя, а белорус это для доставки личного состава до передка. Сравнивать нужно с БТР-82А. И тут наш БэТР в полной заднице. Хотя в России сделали в своё время аналогичную машину БТР-87 с комплексом Бережок. Про Бумеранг писать даже не буду, там 3 машины на параде и хватит. Была и ещё одна машина, которая была бы ой как нужна нашим пацанам на передке: БТР Тайфун. Там все есть что нужно ребятам. Машина высокая с V-образным днищем, аппарель в корме, просторный боевой отсек. В общем Российский аналог матрасовского MaxPro. Но проект похерен, как и производство стандартных унифицированных Тайфун-К.
        1. +2
          6 июня 2025 00:57
          Да там целое семейство отличных тайфунов (БТР/MRAP), которое похерили Шойгу и его кодла казнокрадов, посчитав их для себя слишком дорогими. И это после того, как стало известно что они украли более 11 триллионов рублей. Твари))
        2. +1
          30 июля 2025 02:47
          Цитата: PROXOR
          Но проект похерен, как и производство стандартных унифицированных Тайфун-К.

          Проект создавался когда ВПК РФ сотрудничали с немцами и французами, Райнметаллом, Нкстером, Талесом и тп. На бортах Тайфун К например стоят немецкие стале-керамические бронеплиты.
          1. 0
            30 июля 2025 09:12
            Т.е. делать броню для танков мы можем (а там ровно такие же пакеты стали и керамики), а сделать пакеты бронеплит стале-керамики не можем? Вопрос раздачи ЗВИЗДЮЛЕЙ, то бишь политической воли МО РФ.
      3. 0
        21 мая 2025 11:07
        Тем что это БТР. Как то так.
      4. +1
        21 мая 2025 14:36
        Цитата: Kartograf
        Чем этот пепелац лучше бмп-3 ?

        А почему не с БТР-82 сравниваешь? Это все-таки БТР, а не БМП.
      5. +2
        21 мая 2025 17:05
        Тем что это БТР а не БМП. И сравнивать его надо с БТР (70/80/82) для замены которых его и создали.
        А лучше он современным противоминным днищем, и кормовой аппарелью.
        Все остальное туда-сюда примерно такое же.
      6. -1
        6 июня 2025 01:03
        Ну это же БТР, а не БМП, поэтому сравнение его с БМП-3 совершенно не корректное.
    3. +1
      21 мая 2025 08:32
      Я сам в свое время много поездил на БТР 60 ПБ . Поэтому знаю немного проблемы и недостатки таких машин .
      Обратил внимание на водометы с каждой стороны . На БТР 60 был один в центре , задний ход обеспечивался простым закрытием заслонки .
      Знаю и как сложно было ехать назад , не было даже зеркал заднего вида . А тут на белорусском очень легко будет повредить водомет при езде назад . Но может есть камеры заднего вида ? Уже на очень многих легковушках они стоят . Облегчение водителю .
    4. +1
      21 мая 2025 09:40
      Это странно, но у него бронирование хуже чем у американского страйкера и ЕМНИП даже хуже чем у БТР-80. Но бронирование это вес, видимо решили что в на ТВД Белоруссии он важнее.
  3. +2
    21 мая 2025 07:48
    Недавно эту машину официально приняли на вооружение сухопутных войск Республики Беларусь, и теперь начинается её серийное производство.

    Собственно мысль одна - в союзном государстве можно рачительнее использовать и производственные мощности, и технические наработки для создания (выбора) наиболее оптимальных решений, а не биться головой о старые ворота...
  4. +2
    21 мая 2025 08:50
    Коллеги обратили внимание на слабое базовое бронирование, мне кажется это решаемо навесными комплектами бронирования, экранами, решетками и прочим что можно установить. Главное, что конструктивно корпус выполнен таким образом, что с этим проблем особо нет, наличие аппарели для десанта сзади позволяет усилить защиту крыши десантного отделения, с бортами и того удобнее, ровные. На башню-мангал и т.д. Интересен уровень базовой противоминной защиты, вот его так просто не нарастить. А что до водометов, то их можно демонтировать если нет в них необходимости.
    1. 0
      21 мая 2025 10:50
      Аппарель у Волата висит над землей, как та же подножка. Лучшее ли это решение?
    2. +1
      21 мая 2025 14:45
      Цитата: Blue Fox
      Коллеги обратили внимание на слабое базовое бронирование, мне кажется это решаемо навесными комплектами бронирования, экранами, решетками и прочим что можно установить.

      Даже в этом случае слабое бронирование. Тот же страйкер держит винтовочную пулю в борт, а тут только автоматная. И лоб даже от 12,7 не защищает. Это несерьезно.
  5. +1
    21 мая 2025 09:30
    Цитата: Kartograf

    Чем этот пепелац лучше бмп-3 ?


    Например тем, что когда Вас ранят, Ваше тело спокойно погрузят через кормовую аппарель, а не будут с матами перетягивать через "горб" МТО.
    1. -1
      21 мая 2025 10:11
      Цитата: deddem
      Цитата: Kartograf

      Чем этот пепелац лучше бмп-3 ?


      Например тем, что когда Вас ранят, Ваше тело спокойно погрузят через кормовую аппарель, а не будут с матами перетягивать через "горб" МТО.
      я правильно понял, что вы собираетесь эвакуировать раненого на машине с полным комплектом десанта? Один раненый спокойно поместится в десантный отсек бмп 3 с кормы
      .
    2. -2
      21 мая 2025 10:52
      Высота аппарели Волата, на той же высоте, что и "горб" у БМП-3.
      1. 0
        22 мая 2025 00:19
        Цитата: Ведьмир
        Высота аппарели Волата, на той же высоте, что и "горб" у БМП-3.

        Нет.
        На этой высоте у БМП-3 расположены откидные подножки, чтобы дальше подняться на само МТО
  6. 0
    21 мая 2025 10:08
    Цитата: rait
    Это странно, но у него бронирование хуже чем у американского страйкера...

    Странно. Сопоставимый объём и площадь поверхности, т.е. бронелистов, масса Страйкера даже поменьше... Или у белорусов ОЧЕНЬ тяжёлые двигатель и мосты, или слухи о бронировании Страйкера слегка преувеличены. Я верю во второе, т.к. Страйкер по массе сопоставим с БТР-82 при бОльших размерах.
    1. +1
      21 мая 2025 12:17
      На "Страйкер" навешена композитная броня MEXAS с керамическими плитками в составе. Какая именно керамика не нашёл. Самые лёгкие, и в то же время самые дорогие, керамические бронеплитки на основе карбида бора. Хотя конечно вряд ли, скорее всего оксид алюминия. За счёт этого и защита от крупнокалиберных пуль.

      https://en.wikipedia.org/wiki/MEXAS
      1. +1
        21 мая 2025 14:47
        Так он в базе более бронированный если судить по тому что пишут.
        1. 0
          30 июля 2025 02:55
          Все современные бронемашины, БТР, БМП на западе делают из высокотвёрдой бронестали от 550 бинелей. Точнее из пакетов листов различной толщины и твёрдости делается базовый корпус, который уже сам по себе на другом уровне защиты чем машины из алюминиевых сплавов как в 60х-70х. По этому при том же весе и габаритах уровень бронестойкости значительно выше.
  7. 0
    21 мая 2025 12:07
    По защищенности от стрелкового огня на уровне БТР-82А. Не ясна степень противоминной защиты. Не удивлюсь если этот БТР вообще не проходил испытаний на подрыв.
  8. 0
    22 мая 2025 07:06
    Что-то на всех снимках Адунки-БМ30.2 по-разному выглядят.
    И не радует на жопе белый крест.
  9. 0
    22 мая 2025 08:43
    Думал, что она потяжелее.
    По нынешним угрозам броня должна быть против 30мм .
  10. 0
    25 мая 2025 22:01
    Машина интересная, но в целом она устарела еще до появления...
    Без экранов, без защиты колес..., в итоге любой вог взорвавшийся с борта, повреждает несколько колес и скорее всего останавливает машину...
    В общем от БТР-82а он ушел не сильно...
    Хотя ездить на нем десанту точно будет комфортнее.
    Нужны сейчас бортовые экраны, причем легкосъёмные, и обязательно с гибкой частью, которая будет идти практически до уровня земли...
    Плюс легкая дз, плюс штатные "мангалы"...
    Понятное дело что в мирное время мангалы никто ставить не будет, это само собой, но штатные места их крепления должны быть...
    Кстати мангалы не плохо делают украинцы. Они у них относительно компактные, легко откидываются так что не мешают погрузке, часть решений у них явно можно перенять...
  11. -1
    26 мая 2025 15:01
    В компетенции Камаз сделать тоже самое на отечественных агрегатах. Гражданских.