Напустили дым-туману – значит, точно быть обману!

29 732 68
Напустили дым-туману – значит, точно быть обману!

Ну в нашей стране совершенно не надо агитировать за святое и объяснять, что не обманешь — не проживешь. Так-то все вроде бы в курсе, но некоторые миллионы (возможно, что и честно заработанные) отправляли просто в ошеломительных количествах на «секретные счета Центробанка».

Но мы с вами сейчас не о жертвах жуликов финансового фронта, у нас все-таки про самолеты. Однако очень много схожести обнаруживается, и чем дальше к рождению этого самого суперсамолета нового поколения из США, тем больше понимания того, что далеко не все, что нам показывают, есть то, что мы хотим увидеть.



То есть, знаете, есть рисунок, а есть тут у некоторых малеванок. Рисунок, понятное дело, рисуют, ну а с малеванком… С ним тоже всё понятно.

Хорошо, жулики – жуликами, рисунки – рисунками, а при чем тут самолеты?

Поехали…



Когда в марте представители ВВС США сделали долгожданное заявление о том, что они наконец выбрали компанию Boeing для производства своего секретного истребителя шестого поколения, известного как F-47, они также опубликовали два размытых «графических изображения», якобы показывающих частичный вид самолёта спереди, который будет сочетать в себе малозаметность нового поколения, объединение датчиков и возможности нанесения ударов на большие расстояния.

«Его адаптивность и модульное проектирование обеспечивают бесшовную интеграцию с новыми технологиями, что делает его доминирующей платформой на десятилетия вперед», — говорится в пресс-релизе ВВС США, сопровождающем изображения.

Если кто-то не понял, в чем суть заявления, — не комплексуйте. Даже тот, кто писал, скорее всего, не понял, что он намалевал в итоге, но, согласитесь, звучит весьма внушительно. Особенно бесшовная адаптивная интеграция самолета в новые технологии. Лучше бы, конечно, новые технологии в самолет, но именно так было по тексту.

Однако шутки шутками, но некоторые элементы конструкции шокировали авиационных аналитиков, в частности дополнительная пара небольших неподвижных крыльев в носовой части, известных как «утиные лапки». В различных конфигурациях «утиные лапки» могут увеличивать подъёмную силу, обеспечивать горизонтальную стабилизацию и управление по тангажу. Но они также могут увеличивать лобовое сопротивление и часто ухудшают малозаметность из-за отражающей способности передних крыльев — это огромный минус для того, что, как ожидается, станет самым совершенным самолётом в мире.

Хорошо, F-47 планируется на подиум как самый современный самолет мира. Мы помним, что предыдущий «самый современный» самолет, F-22, не так давно спикировал с этого почетного места, так что да, оно вакантно.

Но почему F-47 не может быть сконструирован по схеме «утка», то есть когда стабилизатор размещается впереди крыла, в носовой части самолета?


Вообще, «утка» — это прогрессивно, хотя сам по себе принцип не просто стар — он суперстар. Самолет по такой схеме был построен бразильским талантливым инженером Альберто Сантос-Дюмоном во Франции и совершил свой первый полет в сентябре 1905 года.


Бразильцы и европейцы до сих пор пинаются с американцами, так как оспаривают первенство братьев Райт. Но это вообще отдельная тема.

Сантос-Дюмон заложил еще тогда в схеме «утка» стабилизатор, размещённый впереди крыла, который создаёт положительную подъёмную силу и поддерживает носовую часть самолёта, плюс компенсирует пикирующий момент основного крыла.

Самолёты схемы «утка» управляются по тангажу без потерь подъёмной силы на балансировку, имеют лучшую грузоподъёмность на единицу площади горизонтальных поверхностей и лучшую манёвренность по тангажу. Считается, что такие самолёты более качественные с точки зрения аэродинамики.


Ну и самое такое: самолет «утка» практически не подвержен эффекту сваливания, то есть его очень сложно ввести в плоский неуправляемый штопор. Конструкцию стабилизирует крыло, сдвинутое назад от центра тяжести. Кроме того, самолет, который теряет по какой-либо причине скорость, либо при большом угле атаки, срыв воздушного потока происходит сперва на переднем стабилизаторе, и самолет опускает нос (у летчиков это называется «клюёт»), предотвращая срыв потока на основном крыле. И тогда вместо плоского штопора — обычное пикирование.


Есть и минусы. Вот эта тенденция к «клевку» с одной стороны (описанной выше) – достоинство, с другой – недостаток. «Клевок» – очень неприятный момент во время взлета и посадки, так как срыв воздушного потока резко уменьшает подъемную силу. Конструкторам приходится очень много работать, чтобы в таких условиях стабилизатор начинал работать раньше крыла.

Правда, применение электродистанционной системы управления (ЭДСУ) значительно облегчает ситуацию. Современные компьютеры справляются с ситуацией, причем вне зависимости от того, что делает пилот с органами управления самолета. Тот случай, когда компьютер более безошибочно работает вместо человека.

В то время как одни аналитики внимательно изучали небольшое количество различимых на изображениях деталей, таких как «лапки утки», другие предположили, что рисунки, скорее всего, не отражают того, что на производственных чертежах. Более того, по их словам, рисунки могут быть даже американской пропагандой, направленной на то, чтобы ввести в заблуждение иностранные спецслужбы. Такие меры вряд ли можно назвать беспрецедентными, поскольку это нормальный процесс: скрывать или вводить в заблуждение, изменяя первоначальные изображения всех своих предыдущих самолётов-невидимок.

На самом деле, к середине апреля представители ВВС сообщили журналу Air & Space Forces Magazine, что изображения «неточно передают внешний вид самолёта», к ним «следует относиться с большой долей скептицизма», они «ничего не раскрывают» и «возможно» имеют «сходство» с окончательным вариантом самолёта. Сообщается, что художники Boeing «намеренно исказили» черты F-47, а служба внесла дополнительные изменения, чтобы скрыть секреты конструкции.

Ну и в итоге получилось нечто такое, торчащее из клубов дыма. Дыма нагнали от души, поэтому всё, что можно было по идее разобрать, — «утиные лапки», кабину и часть крыла.

Ещё одна особенность, вызывающая удивление, — это изображение крыльев с углом стреловидности, направленным вверх, так называемым дигедральным крылом. Dihedral wing в авиации — это крыло с положительным углом поперечного «V». В авиации «dihedral» означает положительный угол между левым и правым крыльями, а с префиксом «an-» («anhedral») — отрицательный угол между крыльями.

Так вот, крыло с положительным углом (дигедральное) обеспечивает большую поперечную устойчивость к кренам за счёт снижения манёвренности, в то время как стреловидные крылья с углом стреловидности, направленным вниз (ангедральные), менее устойчивы, но более склонны к кренам. Гражданские самолёты обычно имеют стабилизирующие дигедральные крылья, в то время как реактивные истребители часто имеют плоские или стреловидные крылья.

Возможно, сочетание «утиных лапок» и стреловидных крыльев помогает стабилизировать и управлять потенциально бесхвостым планером. Так как хвоста F-47 нам не показали из дыма, мы можем считать, что его и нет, не так ли?


Бесхвостый планер имеет меньший вес по сравнению с самолетом обычной конфигурации и лобовое сопротивление, что значительно повышает малозаметность. Вот, наконец, прозвучало это слово – малозаметность. Как известно, это своеобразный фетиш в США: самолет может быть в принципе любым, если в нем будет реализована малозаметность.

Однако бесхвостая конфигурация делает самолёт неустойчивым, сложным в управлении и сильно зависящим от вмешательства компьютеров, управляющих полётом. Хотя в США были созданы бесхвостые малозаметные бомбардировщики, ограничения в манёвренности препятствовали созданию бесхвостых истребителей. Но технологии управления полётом эволюционировали, что сделало такую конструкцию более возможной, в то время как потребность в максимальной манёвренности, возможно, снизилась.

Действительно, двугранные крылья F-47 и «лопата» в носовой части напоминают экспериментальный самолёт, разработанный подразделением Phantom Works компании Boeing в 1990-х годах и названный «Хищной птицей» из-за сходства с клингонским космическим кораблём из «Звёздного пути».


Бесхвостый аппарат, созданный для расширения границ технологии «стелс», оказался достаточно устойчивым, чтобы его можно было пилотировать без помощи компьютера, и впоследствии его разработки и решения были реализованы в бесхвостый прототип боевого дрона-невидимки X-45 компании Boeing.


Несмотря на возможную связь между Boeing и треугольным крылом, а также на доводы в пользу «утиных крыльев», вопрос о том, что эти проиллюстрированные особенности могли быть отвлекающим манёвром или их пропорции были преувеличены, поставлен на ребро, причем американскими же журналистами. Вероятно, более информативно было бы подумать о технологиях, которые гарантированно будут использоваться в F-47… если он будет доработан. Ну или на худой конец — когда.

Рисунки рисунками, а облик самолета может быть сформирован только тогда, когда есть понимание всех его составляющих. А сегодня нет информации о том, какими двигателями оснастят F-47. Да, это будут турбовентиляторные двигатели с адаптивным циклом нового поколения, но за них сошлись в битве две конкурирующие компании — Pratt & Whitney и General Electric.

Двигатели для F-47 должны обладать революционной способностью изменять в полете количество воздуха, обходящего компрессор двигателя. Обычно высокое соотношение воздуха, обходящего компрессор турбовентиляторного двигателя, обеспечивает максимальную топливную экономичность, в то время как низкое соотношение улучшает скоростные характеристики. Современные реактивные истребители неизменно выбирают второе за счёт первого. Что выберут создатели F-47 и как реализуют в плане формы — вопрос.

Но с двигателями с адаптивным циклом можно получить и то, и другое. F-47 может использовать режим с высоким расходом топлива для эффективного перемещения в боевом пространстве и скрытного ожидания, а затем переходить в режим с низким расходом топлива, когда боевая ситуация требует максимальной производительности, включая скорость 2 Маха.

Топливная экономичность особенно важна для реализации концепции F-47 как малозаметного истребителя дальнего действия, который лучше подходит для преодоления больших расстояний на Тихоокеанском театре военных действий и проникновения вглубь вражеского воздушного пространства для борьбы с самолётами противника или сопровождения дружественных самолётов, чем F-22 или F-35. Это также позволяет размещать F-47 на безопасном расстоянии от многочисленных китайских зенитных ракет на побережье.

Двигатели F-47 могут быть спроектированы таким образом, чтобы вырабатывать гораздо больше электроэнергии, компенсируя при этом выделяемое тепло за счёт перенаправления воздушных потоков для внутреннего охлаждения. Это позволит использовать более мощные радары и компьютерные процессоры, которые смогут обнаруживать цели на больших расстояниях или с очень малым радиолокационным сечением.

Можно много чего реализовать, но пока двигателестроители не предъявят сами двигатели, нельзя говорить о том, каким в итоге получится кормовая часть самолета.

Примечательно, что на изображениях нет и намёка на воздухозаборники двигателей F-47, которые должны быть сконструированы так, чтобы радиолокационные сигналы не отражались от лопастей вентилятора турбины, как это принято у малозаметных самолетов. И это только подтверждает сказанное выше.

Идем дальше. Говорят, что F-47 может стать первым истребителем (если опять не опередят китайцы), разработанным с нуля для управления беспилотными летательными аппаратами с реактивным двигателем под названием «Верные ведомые». И здесь тоже встает вопрос о том, как все это будет реализовано. Это не только процессоры и системы передачи данных, это еще антенны передатчиков и приемников.

Конечно, оборудование для управления беспилотными летательными аппаратами можно разместить во внешнем контейнере, который, кстати, можно адаптировать к более старым самолётам, но тогда F-47 не будет соответствовать требованиям малозаметности, поскольку контейнер с аппаратурой поддержки и связи угробит на корню все потуги малозаметности этого самолета.

Идея с дронами все еще хороша, если ее правильно реализовать. Во многих боевых сценариях F-47 могут оказаться в меньшинстве, а их внутренняя загрузка ограничена размерами оружейного отсека/отсеков, дроны позволят каждому F-47 привнести на шахматную доску воздушного боя дополнительные фигуры. По сравнению с более быстрой и ценной «королевой» F-47, менее дорогостоящие дроны под её управлением могут служить в качестве пешек или слонов, обеспечивая дополнительные ракетные залпы, отвлекая вражеские атаки, а также сканируя или подавляя радиоэлектронные системы противника с дополнительных ракурсов.

В настоящее время ВВС оценивают для этой роли конкурирующие дроны General Atomics YFQ-42 и Anduril YFQ-44 в качестве носителей ракет, в то время как более дорогой дрон Increment 2 Loyal Wingman находится на предварительном этапе оценки.



Increment 2 Loyal Wingman

В итоге получается очень забавная ситуация: мы довольно хорошо представляем, для чего ВВС США нужен этот самолёт и как они могут этого добиться. Но нет ни малейшего представления о том, как будет выглядеть F-47 тогда, когда он будет. И, боюсь, до этого момента, то есть до представления хотя бы в виде макета, еще пройдет немало времени.

На данный момент перед «Боингом» и Пентагоном стоит непростая задача завершить разработку таинственного истребителя, что и приведёт к его официальному представлению.

Пока же у ВВС США есть даже не ключ (к новому самолету), а, так сказать, рисунок ключика. Да, презентации – это их сильная сторона, а уж как хорош в этом Дональд Трамп, говорить не стоит. Умеет. И товар лицом показать, и, простите, блефануть. Как в покере.

Но извините, в любой партии, коль уж мы говорим об американском покере, приходит момент шоудаун, когда надо вскрывать карты. И здесь очень важно, чтобы карта F-47 не была побита в таких обстоятельствах. Самолета нет, чтобы там ни говорили на презентациях и как бы ни гоняли воздух эксперты.

Но чтобы весь мир поверил в мощь и могущество американских ВВС, самолет надо будет показать. Ну хотя бы так, как это сделали господа китайцы. То есть в небе. Вопрос, сколько времени уйдет у США на решение этой проблемы. Да, тут можно заметить, что явно меньше, чем у европейских триумвиратов (один триумвират с Японией), но вопрос — а где к тому времени будут китайские самолеты? И в каком количестве?

В целом, мы с большим удовольствием поговорили про новую презентацию от Дональда Трампа про F-47, обсудили и теперь будем (возможно, что и терпеливо) ждать момента появления реального самолета. И думать, что все-таки лучше, журавль F-47 в небе или синица в лице все того же Су-35 в руке?

На сколько миллиардов долларов вопрос?
68 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -1
    23 мая 2025 04:44
    На самом деле, к середине апреля представители ВВС сообщили журналу Air & Space Forces Magazine, что изображения «неточно передают внешний вид самолёта», к ним «следует относиться с большой долей скептицизма», они «ничего не раскрывают» и «возможно» имеют «сходство» с окончательным вариантом самолёта.
    Вообще для США характерно что образцы мало отличаются от принятых после на вооружение. Т.е. заявленная концепция не претерпевает изменений. Хотя этож Boeing.
    Вопрос, сколько времени уйдет у США на решение этой проблемы

    Все за что в последнее время берется Boeing превращается в... разочарование. Полагаю, что столь сложную задачу они не потянут. Все это закончится жутким скандалом.
    1. +3
      23 мая 2025 05:41
      В итоге получается очень забавная ситуация: мы довольно хорошо представляем, для чего ВВС США нужен этот самолёт и как они могут этого добиться.

      Кто это мы ? Что вы представляете ? Автор понятия не имеет, о чём он пишет. Он что привёл концепцию самолёта 6-го поколения. Для чего предназначен самолёт 6-го поколения ? Какие задачи он будет выполнять ? Отвлечённые размышления автора ни о чём. Мало что говорят американцы. У них у многих тоже нет понятия о самолёте 6-го поколения может. А может они движутся в неправильном направлении. Военно-промышленному комплексу США нужны деньги и они для этого расскажут вам любые сказки, чем и занимается автор статьи. Они ещё не разобрались до конца с 5-м поколением, а уже размышляют о 6-м. Кто знает назначение самолёта 5-го поколения на ВО ? Только не надо перечислять признаки самолёта 5-го поколения, если вы не знаете откуда они берутся. Я не собираюсь обогащать противника знаниями о самолёте 6-го поколения на открытом форуме. Но я уже не раз писал о назначении и задачах самолёта 5-го поколения и не собираюсь повторяться. Нельзя сформулировать задачи и назначение самолёта 6-го поколения, если вы не усвоили эти вопросы с 5-м. Творческих успехов сказочникам и сочинителям, в том числе и американским.
      1. +7
        23 мая 2025 06:33
        Цитата: Okko777
        Кто это мы ? Что вы представляете ? Автор понятия не имеет, о чём он пишет. ... Отвлечённые размышления автора ни о чём.

        Зато написал много и цветисто! laughing
      2. +5
        23 мая 2025 08:44
        Назначение типа 6-го поколения мне кажется достаточно очевидным - спасти корпорацию Боинг путем заказа очередной вундервафли за очередные охрениарды... А как там она будет летать - дело десятое.
  2. +5
    23 мая 2025 05:29
    1) "Не обманешь - не проживёшь" - это максима из уст буржуа и капиталистов. Из уст трудящихся звучит другое: "От трудов праведных не наживёшь палат каменных".
    2) Чем отличается подход к созданию новой техники (не важно - военной или гражданской) в социалистической и капиталистической экономиках? При социализме технику разрабатывают, испытывают, дорабатывают, модернизируют и вводят в эксплуатацию на фоне обсуждения среди специалистов и без шумихи. При капитализме это же делается на фоне широко развёрнутых пиар-компаний и бурной рекламы "чудо-техники будущего". Всё дело в конечной цели: при социализме - "создать, чтобы работало", при капитализме - "продать, чтобы урвать".
    1. +2
      23 мая 2025 06:27
      Чем отличается подход к созданию новой техники (не важно - военной или гражданской) в социалистической и капиталистической экономиках? При социализме технику разрабатывают, испытывают, дорабатывают, модернизируют и вводят в эксплуатацию на фоне обсуждения среди специалистов и без шумихи. При капитализме это же делается на фоне широко развёрнутых пиар-компаний и бурной рекламы "чудо-техники будущего". Всё дело в конечной цели: при социализме - "создать, чтобы работало", при капитализме - "продать, чтобы урвать".
      Не убавить, не прибавить! good hi
      1. +2
        23 мая 2025 07:51
        Цитата: mann
        Не убавить, не прибавить!

        Можно прибавить невероятную грызню между КБ, в которой в бой идут любые грязные средства чтобы оболгать конкурента и выставить свою разработку в лучшем свете. winked
        1. -2
          23 мая 2025 09:34
          Грызня, как Вы выразились, бывает лишь тогда, когда одних из них или обе организации надо разогнать. Личные обиды и зависть - это не социализм. Это симптомы низкого уровня организации психики. Именно за счёт таких людей и происходят социальные катастрофы.
          1. +7
            23 мая 2025 11:34
            Цитата: Юрась_Беларусь
            Грызня, как Вы выразились, бывает лишь тогда, когда одних из них или обе организации надо разогнать. Личные обиды и зависть - это не социализм.

            А при чём тут личные обиды? КБ грызутся не из-за того, что ГК Иванов видеть не может ГК Петрова. А из-за того, что оба они претендуют на один и тот же кусок бюджетного пирога. И каждый хочет открыть тему, выпустить изделие и поставить его на вооружение - чтобы КБ получило деньги и продолжило существовать.
        2. 0
          23 мая 2025 11:51
          Цитата: BlackMokona
          Цитата: mann
          Не убавить, не прибавить!

          Можно прибавить невероятную грызню между КБ, в которой в бой идут любые грязные средства чтобы оболгать конкурента и выставить свою разработку в лучшем свете. winked

          Надеюсь, вы не советские КБ имеете ввиду?
          1. Комментарий был удален.
          2. +1
            24 мая 2025 16:43
            Цитата: mann
            Надеюсь, вы не советские КБ имеете ввиду?

            Именно Советские. На ТопВар есть большой цикл статей про Советское ПРО. Правда там автор ушёл в свои воспоминания про электронику настолько глубоко, что за десяток с лишним огромных статей так и не добрались до ракет. Про электронику исключительно рассказывал. И сколько там грязи, грызни и подстав на всех уровнях описал. Просто жуть. winked
            1. 0
              25 мая 2025 12:39
              Цитата: BlackMokona
              Цитата: mann
              Надеюсь, вы не советские КБ имеете ввиду?

              Именно Советские. На ТопВар есть большой цикл статей про Советское ПРО. Правда там автор ушёл в свои воспоминания про электронику настолько глубоко, что за десяток с лишним огромных статей так и не добрались до ракет. Про электронику исключительно рассказывал. И сколько там грязи, грызни и подстав на всех уровнях описал. Просто жуть. winked

              Ссылки скиньте, пожалуйста. Авиация не мой профиль, но электронику еще помню.
              1. +1
                26 мая 2025 13:40
                Цитата: mann
                Ссылки скиньте, пожалуйста. Авиация не мой профиль, но электронику еще помню.

                Одна из статей цикла
                https://topwar.ru/191714-rozhdenie-sovetskoj-pro-iz-chego-postroili-jelbrus-2.html
                1. -1
                  26 мая 2025 16:08
                  Цитата: BlackMokona
                  https://topwar.ru/191714-rozhdenie-sovetskoj-pro-iz-chego-postroili-jelbrus-2.html

                  Огромное спасибо, помолодел лет на 45 smile Я не был разработчиком микросхем, а разрабатывал новые устройства на этих микросхемах. Но все равно очень интересно smile А особых интриг я не заметил. Что хорошо у технарей, так то, что по гамбургскому счету, все равно через какое-то время станет очевидным, чья разработка лучше.
      2. 0
        23 мая 2025 21:37
        Цитата: mann
        При капитализме это же делается на фоне широко развёрнутых пиар-компаний и бурной рекламы "чудо-техники будущего". Всё дело в конечной цели: при социализме - "создать, чтобы работало", при капитализме - "продать, чтобы урвать".

        При всей моей нелюбви к капитализму, не всё так однозначно... И мы можем быть уверены, что золотой век Земли был тогда, когда две системы противостояли друг другу. Сухой, Микоян/Гуревич, Яковлев и Туполев против Локхид Мартин, Боинг, Макдонелл Дуглас и Нортроп Грумман. Всем ведущим КБ хватало работы и продукт, ими произведённый, был каждый раз уникален, ведь была конкуренция. Но СССР умер, и... умерла конкуренция. Сухой и Локхид стали монополистами, а монополии, как известно, ведут лишь к необоснованным ценам и падению качества...
        1. +1
          23 мая 2025 22:16
          золотой век Земли был тогда, когда две системы противостояли друг другу
          Добавлю, что тогдашние правители, и наши, и западные, реально старались улучшить жизнь своих народов. Жаль, что у нас получилась уравниловка... sad Рискну повториться, гибель СССР стала трагедией не только для нас, но и для народов остального мира... sad
    2. +1
      23 мая 2025 11:30
      Цитата: Юрась_Беларусь
      2) Чем отличается подход к созданию новой техники (не важно - военной или гражданской) в социалистической и капиталистической экономиках? При социализме технику разрабатывают, испытывают, дорабатывают, модернизируют и вводят в эксплуатацию на фоне обсуждения среди специалистов и без шумихи. При капитализме это же делается на фоне широко развёрнутых пиар-компаний и бурной рекламы "чудо-техники будущего".

      Просто при социализме бурное обсуждение и пиар переносятся в высокие кабинеты. Там размахивают весёлыми картинками, дают крайне оптимистичные обещания, ставят нереальные планы ©... а потом выкатывают то, от чего Заказчик хватается за голову. Раньше он хватался за голову конструктора, но потом времена стали помягче.
      Обладатели особо волосатой лапы даже умудряются пропихнуть в производство и далее в части технику, не принятую на вооружение. А неудачники пишут мемуары, о том, как их высокие помыслы и неимеющиеаналоговвмире изделия (ну, после некоторой доработки) растоптали коваными сапогами.
      1. -1
        23 мая 2025 13:49
        Обладатели особо волосатой лапы даже умудряются пропихнуть в производство и далее в части технику, не принятую на вооружение.
        Волосатые лапы в военке при социализме??? Вы Устинова младшего имеете ввиду? Снабжение комплектующими да, в остальное не верю... больно суров был папаша. Да и вообще на "войну" и космос в СССР выделялось все в первую очередь, остальным по остаточному принципу...Может поэтому в свое время шеф затеял совместную работу с ИКИ...
        1. +5
          23 мая 2025 15:29
          Цитата: mann
          Волосатые лапы в военке при социализме??? Вы Устинова младшего имеете ввиду?

          Я имею в виду товарища Яковлева, который, умудрился пропихнуть серийное производство и сдачу ВВС не принятых на вооружение модификаций Як-28 общим объёмом в 46% от всего выпуска машин этой модели. А потом при помощи товарища Устинова ради своих СВВП последовательно убил три проекта нормальных авианосцев, поддержанных не только флотом, но и, на удивление, судостроителями (которые с флотом были вечно в контрах - "нам бы заказов попроще и побольше").
          Плюс был ещё товарищ Челомей.
          1. -3
            23 мая 2025 16:06
            Я имею в виду товарища Яковлева
            ....
            Плюс был ещё товарищ Челомей.

            Ну вы и выбрали объекты для критики...
            Яковлева, помню, либералы не любили, называли любимчиком Сталина... не от них ли это идет?
            Про Челомея знаю только то, что и любой советский человек... один из корифеев советского ракетостроения...
            А Яковлев после войны спас младшего брата моего деда, тот будучи директором завода, приказал не пускать на завод парторга(!) smile
  3. +16
    23 мая 2025 05:37
    Очередная статья от Романа о том, как всё плохо в Америке и когда она сдохнет, проклятая.
    Очень надюсь, что скоро этот автор напишет статью о наших достижениях в области самолётостроения.
    "В чужом глазу соринку видим, в своём бревна не замечаем".
    1. +1
      23 мая 2025 06:39
      Очередная статья от Романа о том, как всё плохо в Америке и когда она сдохнет, проклятая.
      Очень надюсь, что скоро этот автор напишет статью о наших достижениях в области самолётостроения.
      "В чужом глазу соринку видим, в своём бревна не замечаем".

      Не напишет. Система порочна исходно.

      Наши КБ выросли из шарашек, а шарашки исходно создавались для копирования.
      Сейчас они вообще превратились в стиралки для отмыва госденег.

      Нет такого, чтобы при МАИ и Бауманке например, были свои исследовательские центры с нормальной производственно-испытательной базой, с постоянным притоком свежей крови из самых перспективных студентов, которые бы видели и понимали весь процесс, от математической модели, до воплощения в металле.

      Какое там 6 поколение, мы БПЛА нормальный сделать не можем, летабл, который в СССР по сути школьники в кружках авиамоделирования клепали. laughing
      1. +6
        23 мая 2025 07:03
        Это я прекрасно понимаю, что не напишет.
        Недалёкому обывателю гораздо приятнее читать о том, что в америке все воруют, ничего не делают, а если и что-то делают, то это ерунда и распил.
        А вот если написать про проблемы в родной стране, то это "ципсо", "госдеп" и "сам ".
        "Клим Чугункин"
      2. +2
        23 мая 2025 08:39
        Цитата: Arzt
        Нет такого, чтобы при МАИ и Бауманке например, были свои исследовательские центры с нормальной производственно-испытательной базой, с постоянным притоком свежей крови из самых перспективных студентов, которые бы видели и понимали весь процесс, от математической модели, до воплощения в металле.

        Когда такое пытаются создать, получается Роснано.
        1. +4
          23 мая 2025 10:03
          Нет такого, чтобы при МАИ и Бауманке например, были свои исследовательские центры с нормальной производственно-испытательной базой, с постоянным притоком свежей крови из самых перспективных студентов, которые бы видели и понимали весь процесс, от математической модели, до воплощения в металле.

          Когда такое пытаются создать, получается Роснано.

          Роснано как раз наоборот, пример отдельного псевдоНИИ, непонятно кому подчиняющееся с непомерным бюджетом, без нормальной производственной базы. К ВУЗам оно не имело никакого отношения.

          Плохо, одноко то, что и "Микрон" это отдельный НИИ, варящийся в своем соку, со своими тараканами.

          При этом, если посмотреть например, количество разных научных подразделений МИРЭА, то университетская наука у нас гудеть должна на весь мир.! fellow
          На деле же там лаборатории, размером с четверть кабинета ректора с мизерным бюджетом. negative
          Утрирую конечно, но факт - до MIT им, как до Луны.

          Научные структурные подразделения МИРЭА

          Институт информационных технологий и автоматизированного проектирования
          Институт комплексных исследований национальной морской политики (ИКИ НМП)
          Инжиниринговый центр мобильных решений
          Инновационно-инжиниринговый центр микросенсорики
          Лаборатория магнитного контроля и разделения материалов
          Научно-технологический центр «Наука»
          Научно-исследовательский испытательный центр радиоэлектронных технологий
          Научно-исследовательский центр разработки специальной вычислительной техники
          Научно-образовательный центр «Магнитоэлектрические материалы и устройства»
          Научно-образовательный центр «Многомасштабное конструирование материалов»
          Научно-исследовательский институт материалов твердотельной электроники
          Научно-технологический центр «Эластомерные материалы и технологии».
          Научно-исследовательский центр «Инновационные полимерные материалы и изделия»
          Научно-инновационный инженерный центр «Силовой адаптивной фотоники и солнечной аэрокосмической энергетики»
          Наноцентр
          Научно-инжиниринговый центр специальной радиосвязи и радиомониторинга
          Научно-образовательный центр «Технологический центр»
          Научно-технологический центр «Интегральная радиофотоника»
          Центр коллективного пользования «Инструментальный химический анализ и комплексное исследование веществ и материалов»
          Особое конструкторское бюро МИРЭА
          Отдел технического контроля
          Проблемная лаборатория молекулярной акустики
          Управление научно-исследовательских разработок
          Учебно-научное объединение «Электроника»
          Учебно-научный институт информатики и систем управления
          Центр проектирования интегральных схем, устройств наноэлектроники и микросистем
          Центр исследования проблем кадового обеспчения отрасли информационной безопасности (ЦПК ИБ)
          Центр коллективного проектирования
          Лаборатория антимикробной фотодинамической терапии
          Лаборатория «Аддитивное производство электроники»
          Лаборатория «Алмазная СВЧ-электроника»
          Лаборатория керамических материалов и технологий
          Лаборатория новых функциональных материалов
          Лаборатория специализированных вычислительных систем
          Лаборатория цифровой обработки
          Научно-образовательный центр «Искусственный интеллект»
          Научно-технологическая лаборатория «Радиофотонная СВЧ-электроника»
          Научно-технологический центр "Специальные материалы, покрытия и технологии"
          Проектный офис "Наука"

      3. +1
        23 мая 2025 09:00
        Цитата: Arzt
        Нет такого, чтобы при МАИ и Бауманке например, были свои исследовательские центры с нормальной производственно-испытательной базой
        В отличие от западных университетов, у нас наука делается не в учебных заведениях, а в различных научных центрах, наподобие НИИ. Так исторически сложилось, хотя я тоже считаю, что это все должно происходить в университетских лабораториях...
        1. +2
          23 мая 2025 09:39
          В отличие от западных университетов, у нас наука делается не в учебных заведениях, а в различных научных центрах, наподобие НИИ. Так исторически сложилось, хотя я тоже считаю, что это все должно происходить в университетских лабораториях...

          Все верно. И сложилось это в конце 30-х.)) wink

          Возьмите ЦАГИ. Нормальная контора, основана Жуковским, как аэродинамическая лаборатория при МВТУ. Чаплыгин, Туполев, Архангельский Сидорин...
          Создавались с нуля рекордные самолеты, те же АНТ - 25, АНТ - 37. Если подумать, мы до 37 года чуть ли ни лидерами авиаразработок были.
          Потом бац, всех в шарагу, закрытые НИИ, прессинг... В итоге - вечно вторые. А сейчас уже наверное 22-е. wink
          1. 0
            23 мая 2025 11:21
            мы до 37 года чуть ли ни лидерами авиаразработок были.
            Чуть-чуть не считается, тем более, что война в Испании это и показала. Пришлось срочно разрабатывать новое поколение машин, а Туполев, мало того, что зажимал разработки Ильюшина, так ещё и из США привёз чертежи на 2 ненужных самолёта (один - нужный, DC-3, но пришлось ещё раз ездить за лицензией, уже не ему), вишенка на торте - оформление сделки было не через наш Амторг, где всё прозрачно, а через американскую фирму. В результате АНТ привёз кучу барахла и холодильник. Не иначе, откат был. Естественно, сел за это.
            1. +1
              23 мая 2025 11:34
              Чуть-чуть не считается, тем более, что война в Испании это и показала. Пришлось срочно разрабатывать новое поколение машин, а Туполев, мало того, что зажимал разработки Ильюшина, так ещё и из США привёз чертежи на 2 ненужных самолёта (один - нужный, DC-3, но пришлось ещё раз ездить за лицензией, уже не ему), вишенка на торте - оформление сделки было не через наш Амторг, где всё прозрачно, а через американскую фирму. В результате АНТ привёз кучу барахла и холодильник. Не иначе, откат был. Естественно, сел за это.

              Эти частные вещи всегда бывают, независимо от социального строя и организации производства. Человеческая психология. laughing

              Другое дело, что у нас сейчас СИСТЕМА не работает, старую развалили, новую не построили. Зависли в прыжке из социализма в капитализм, так бы сказал.
              1. 0
                23 мая 2025 20:27
                Почему не построили? Построили. Просто называется эта система не очень красиво и совсем не так, как ее называют в рекламе этой самой системы.
            2. +1
              23 мая 2025 23:35
              Естественно, сел за это.

              Ни в чём из перечисленного Туполев не обвинялся. Он сел совершенно за другое.
              1. 0
                24 мая 2025 09:18
                Это ему приписали, чтобы статья была построже. За холодильник так не карали.
                1. +1
                  25 мая 2025 16:41
                  То, о чём вы написали, в обвинении нигде не фигурировало. Сложно сказать, где вы прочитали, что посадили за то, что вы перечислили.
      4. 0
        23 мая 2025 15:35
        с постоянным притоком свежей крови из самых перспективных студентов, которые бы видели и понимали весь процесс, от математической модели, до воплощения в металле.

        да, когда ДАМ ездил в МГУ, ему студенты на эту тему все сказали в глаза...
    2. +7
      23 мая 2025 07:20
      Человек в комментах то не появляется, у него просто работа из недели в неделю, клепать такие статьи, как все не очень у амеров. Он уже 5 поколение амеров по кругу какой год хоронит...

      Скоро будет и китайское, они уже и 6 делают.
      1. +1
        23 мая 2025 20:34
        На тему "работы" этого человека вспоминается старый анекдот:

        Обезьяна сидит на берегу реки и сосредоточенно полощет в воде банановую кожуру. Проплывающий крокодил долго смотрит и, наконец, спрашивает:
        - Скажи, что это ты делаешь? Никак в толк не возьму.
        - Дай десятку, тогда скажу.
        - Ладно, на, скажи только.
        Обезьяна прячет десятку и говорит:
        - Полощу банановую кожуру.
        - И всё?
        - Всё.
        - Ну и дура же ты!
        - Может, и дура, а три сотни в день всегда имею.
    3. 0
      3 июня 2025 09:19
      статью о наших достижениях в области самолётостроения
      Такую статью никто не захочет читать, такова природа человека. Журналист просто пишет то, что будут читать, вот и вс его работа.
  4. +3
    23 мая 2025 06:09
    И думать, что все-таки лучше, журавль F-47 в небе или синица в лице все того же Су-35 в руке?

    Гм.... Ну такое. Вот как бы сказать... Последний индо-пакистанский конфликт показал то, как важно два фактора: эффективная отражающая поверхность влияющая на дальность обнаружения самолета и наличие автономных, дальнобойных ракет. Вот исходя из этих факторов и думайте-"какой "журавль" будет лучше" .... Причем, -с перспективой на будущее.
    1. +1
      23 мая 2025 06:36
      Цитата: Monster_Fat
      эффективная отражающая поверхность влияющая на дальность обнаружения самолета
      Вы забываете о видимости в ИК-диапазоне. Здесь необходим какой-то компромисс между радиолокационной видимостью и видимостью в ик-диапазоне. Идеала попросту не бывает
      1. +3
        23 мая 2025 06:51
        Ну, еще в середине 2000-х писалось, что будущее авиации в: уменьшении заметности в любых диапазонах, в оснащении как можно более дальнобойным оружием и средствами обнаружения противника на как можно большем расстоянии не только с применением встроенных средств, но и с применением "выносных" средств обнаружения- самолетов ДРЛО, спутников и пр. Кроме того обязательным была возможность взаимодействовать с другими родами войск и службами МО- то есть действовать в сетецентрическом поле боя. И в будущем подчеркивалась возможность действий в беспилотном варианте- вот основные показатели самолета пресловутого "шестого поколения". И никакие Су-30-35 даже близко, не вписываются в эту " парадигму".
  5. -2
    23 мая 2025 06:28
    Америкосы очень переживают, что утрачивают высокотехнологичное лидерство, отдавая его китайцам. По этому, они продолжают пиарить, на весь мир свои фантастические проекты, и в надежде на приток денег извне, в том числе. А у них самих и деньги кончаются (огромные финансовые пузыри, которые могут лопнуть в любой момент) и мозги, которые они скупали ещё недавно, со всей планеты.
    1. +4
      23 мая 2025 07:18
      У них бюджет из года в год увеличивается, технику они клепают в товарных количествах, проблем с кадрами нет, заказы на ф35, ф16, ф15 и ф18 не иссякают. Они даже спокойно могут тратить гигантские деньги на "бесполезный" б-21.

      И да что-то гигантской очереди нет за су35 и су57.
      1. -3
        23 мая 2025 08:53
        Невозможно конкурировать экономическими методами, если вмешивается политика. Амеры рынки для своей техники защищают всей мощью государства, продавливают продажу тех же Ф-35, а наши "верят" в свободу и святость рынка.
        1. 0
          23 мая 2025 09:35
          Ну кто победил в холодной войне, тот музыку и заказывает.
          Но все равно, даже индийцы до сих пор не взяли су57, хотя самолёт реально хороший.
  6. fiv
    -2
    23 мая 2025 07:07
    Тут специалисты писали, что есть правая и левая консоль крыла, а не правое и левое крыло. Это до сих пор так? И вот угол отрицательный - это из области мнимых чисел, типа корень из минус единицы?
    1. +1
      23 мая 2025 23:18
      Тут специалисты писали, что есть правая и левая консоль крыла, а не правое и левое крыло. Это до сих пор так?

      До сих пор так. Особенности терминологии- в английском языке два крыла- левое и правое, в русском - крыло одно, но у него две консоли- левая и правая.
      И вот угол отрицательный - это из области мнимых чисел, типа корень из минус единицы?

      Ещё одна особенность, вызывающая удивление, — это изображение крыльев с углом стреловидности, направленным вверх, так называемым дигедральным крылом. Dihedral wing в авиации — это крыло с положительным углом поперечного «V». В авиации «dihedral» означает положительный угол между левым и правым крыльями, а с префиксом «an-» («anhedral») — отрицательный угол между крыльями.
      1. fiv
        0
        24 мая 2025 07:30
        Solar, hi , спасибо! А автору перевод с англ на русский надо адаптировать к российской технической терминологии.
  7. 0
    23 мая 2025 08:32
    Автору стоило бы пояснить-"может использовать режим с высоким расходом топлива для эффективного перемещения в боевом пространстве и скрытного ожидания, а затем переходить в режим с низким расходом топлива, когда боевая ситуация требует максимальной производительности, включая скорость 2 Маха."- где здесь правда! Это про максимальную производительность, на скорости 2М
    1. 0
      23 мая 2025 22:48
      Цитата: Совещание или Семь красных линий
      — Все, вы меня запутали окончательно, — говорит Недозайцев, переводя взгляд с одного участника собрания на другого. — Так у нас с чем проблемы? С цветом или с перпендикулярностью?
      Морковьева издает растерянные звуки и качает головой. Она тоже запуталась.
      — И с тем, и с другим, — тихо говорит Петров.
      — Я ничего не могу понять, — говорит Недозайцев, разглядывая свои сцепленные в замок пальцы. — Вот есть задача. Нужно всего-то семь красных линий. Я понимаю, их было бы двадцать!.. Но тут-то всего семь. Задача простая. Наши заказчики хотят семь перпендикулярных линий. Верно?
      Морковьева кивает.
      — И Сидоряхин вот тоже не видит проблемы, — говорит Недозайцев. — Я прав, Сидоряхин?.. Ну вот. Так что нам мешает выполнить задачу?
      — Геометрия, — со вздохом говорит Петров.
      — Ну, вы просто не обращайте на нее внимания, вот и все! — произносит Морковьева.
      Петров молчит, собираясь с мыслями. В его мозгу рождаются одна за другой красочные метафоры, которые позволили бы донести до окружающих сюрреализм происходящего, но как назло, все они, облекаясь в слова, начинаются неизменно словом «Бл*ть!», совершенно неуместным в рамках деловой беседы.
      Устав ждать ответа, Недозайцев произносит:
      — Петров, вы ответьте просто — вы можете сделать или вы не можете? Я понимаю, что вы узкий специалист и не видите общей картины. Но это же несложно — нарисовать какие-то семь линий? Обсуждаем уже два часа какую-то ерунду, никак не можем прийти к решению.

      Игнорировать какую-то физику да и другие вещи автор научился давно, раньше его еще поправляли, но это сошло на нет, как попытки понять загадочную русскую душу. Статью можно (и даже наверное нужно) рассматривать как повод, как тему для дискуссии в коментах, не более того.
    2. 0
      27 мая 2025 08:20
      Автор сам не понял что написал, ибо скопипастил откуда то кривой машинный перевод! Но признайтесь, звучит внушительно!
  8. -1
    23 мая 2025 08:43
    Вне сомнения американская машина со скрипом, лоббизмом и коррупцией но справится с развертыванием программы F47. Те же F35 уже наклепали свыше 1000 штук. В свое время российская промышленность за небольшие сроки и деньги смогла произвести свыше 670 Су30 причем это не было длительной программой а серией заказов, и совершенно неясно почему для своей армии сделали только 120.
    Если же говорить о РФ то давно пора производить Су57 серийно, не дожидаясь соответствия эфемерным требованиям "5го поколения", сейчас главной проблемой этого проекта называют двигатель для бесфорсажного сверхзвука, только вот загвоздка что это сама по себе сложнейшая инженерная задача, которая вряд ли вообще решаема на нынешнем уровне технологий.
  9. 0
    23 мая 2025 08:45
    Упрощение конструкции (делающее невозможным ручное пилотирование) и компьютерное управление - будущее военной авиации. Амеры приблизились к идеалу: только крылья, элероны... Но, всё же без стабилизаторов (спереди или сзади) обойтись сложно. Можно, конечно, как у мухи, гироскопы поставить, но это лишний вес... Да и размещать их надо в центре масс, а там движки. Раздвинуть их?

    Однако, быстродействия стандартных компов для управления не хватит, а наши начальнички нестандартные разработки понять не могут и не финансируют. Соответственно, ждём успеха амеров. Потом начальнички поймут, что надо делать.

    Пока электроники для управления нет, нам такие схемы недоступны, а корреспонденты будут над ними издеваться.
    1. 0
      23 мая 2025 08:56
      Цитата: тоже-врач
      только крылья, элероны... Но, всё же без стабилизаторов (спереди или сзади) обойтись сложно
      Оперение самолета совсем не способствует его скрытности от РЛС. А проблему рулей высоты и направления с легкостью могут решать отклоняемые сопла, имеющие как горизонтальные, так и вертикальные векторы тяги. Я почему-то уверен, что именно так это все там и реализовано...
      1. 0
        23 мая 2025 09:44
        Думаю, будущее будет без всех этих отклоняемых векторов и изменяемой геометрии. Сверхманёвренность (а значит и все эти вектора и избыточная аэродинамика) станет бесполезной и ненужной по мере прогресса зенитных и прочих ракет. На первый план выйдут малозаметность и экономичность. Для фронтовых машин станут обязательными вертикальный взлёт и посадка, что можно сделать уже сегодня.

        Поэтому стабилизатор неизбежен.
        1. 0
          23 мая 2025 13:00
          стабилизатор неизбежен

          Dassault Mirage III Первый полёт 17 ноября 1956
          А из него выросли прочие Миражи, без ПГО и с. Поинтересуйтесь на досуге, сколько их наклепали, как и где они воевали... Совсем без стабилизаторов.
          1. 0
            23 мая 2025 15:40
            Всему своё время. Но хвататься за старые победы без осмысления изменившихся условий глупо.
            .
            Повторю свой тезис из первейшего коммента: аэродинамика представленного самолёта близка к идеалу, но для управления таким чудом у современной электроники не хватает скорости. Я ещё где-то с 2006 года знаю, как решить это противоречие, где-то в 21-22 были короткие заметки о движениях в правильном направлении на Западе... Последние три года - полное молчание.
        2. +1
          23 мая 2025 17:20
          Цитата: тоже-врач
          Сверхманёвренность (а значит и все эти вектора и избыточная аэродинамика) станет бесполезной и ненужной
          Если говорить о беспилотных системах, то все эти ваши столь "необходимые" стабилизаторы только будут сдерживать сверхманевренность машины, да еще и давать лишние целеуказания системам ПВО...
          Цитата: тоже-врач
          Для фронтовых машин станут обязательными вертикальный взлёт и посадка
          Вы вообще-то представляете себе, сколько будет кушать топлива машина при выполнении вертикального взлета и посадки? А представляете, какая сложная и тяжёлая эта будет конструкция? wink wink
  10. +5
    23 мая 2025 09:10
    А , Скоморохов...
    еще ничего не известно, а уже статья за статьей... и по сути ниочем...
  11. +3
    23 мая 2025 09:38
    Но чтобы весь мир поверил в мощь и могущество американских ВВС, самолет надо будет показать.

    А вот Су-75 Checkmate,как обещал Мантуров в 2023 г,покажем в конце 2025 года?Так интересно просто
    1. +2
      23 мая 2025 11:00
      К сожалению, про Су75 вообще ничего особо не слышно, кроме как пасквилей с улюлюканьем от западных осинтеоов и аналитиков, что проект вообще не взлетит
  12. BAI
    +5
    23 мая 2025 09:38
    что все-таки лучше, журавль F-47 в небе или синица в лице все того же Су-35 в руке?

    Главное - чтобы не было утки под кроватью
  13. +4
    23 мая 2025 10:07
    Цитата: Skif3216
    Цитата: Arzt
    Нет такого, чтобы при МАИ и Бауманке например, были свои исследовательские центры с нормальной производственно-испытательной базой, с постоянным притоком свежей крови из самых перспективных студентов, которые бы видели и понимали весь процесс, от математической модели, до воплощения в металле.

    Когда такое пытаются создать, получается Роснано.

    Роснано не делалась для создавания чего-то полезного для общества. Это был изначально проект для отмыва денег для Семьи и верхушки компании.
  14. -6
    23 мая 2025 10:55
    Мне кажется Штаты сейчас в полной засаде. Гиперзвуковую крылатую ракету так и не сделали, к самолетам 5-го поколения у всех очень много вопросов. Вот они и разводят лохов на бабки, так как у самих траты огромнейшие, а на выходе полуфабрикаты. В общем хороший понт дороже денег.
  15. 0
    23 мая 2025 17:38
    Самолет плюс беспилотник ( или несколько) имеет смысл как для увеличения боекомплекта, так и для выдвижения к противнику беспилотника ( не так жалко). Но управлять связкой должен не оператор, а ИИ.
  16. +2
    23 мая 2025 19:31
    Если коротко и по - существу: статья г - на Скоморохова - "воспоминание о будущем", а если, ещё короче: дайджест американских авиационных "хотелок" от Романа Скоморохова....
  17. +1
    24 мая 2025 19:16
    Не хочу душить, но режет взгляд фраза
    положительный угол между левым и правым крыльями
    , у самолётов одно крыло и две консоли крыла.
  18. +1
    27 мая 2025 08:16
    А можно автора указывать в начале статьи? Чтобы не читать всю ту ахинею, которую копипастер несет в своей как бы оригинальной статье?
  19. 0
    3 июня 2025 09:11
    пара небольших неподвижных крыльев в носовой части, известных как «утиные лапки»
    Что еще новый термин такой «утиные лапки»? Ни в одном языке ни про какие лапки и слова нет. Если это canards имелось в виду о там "лапок" никаих нет. По-русски оно так и будет "канарды".