Самый большой вертолет в мире. Ми-26

21
Добро пожаловать на борт самого большого серийно выпускаемого вертолета в мире.
Вы удивитесь, но если его поставить рядом с авиалайнером Boeing 737, он окажется длиннее! А диаметр винта на целых 4 метра больше размаха крыльев классической серии Boeing 737.
Этого летающего монстра можно сравнить с муравьем. Потому что это один из немногих летательных аппаратов, способных поднять и перенести груз, практически равный по весу себе самому. И не только поднять, но и транспортировать эти 20 тонн груза к черту на кулички - до 800 километров от базы.
Разработанный еще в середине 70-х годов, этот голиаф-трудяга выпускается до сих пор в разных модификациях - как военно-транспортный, пассажирский, гражданско-транспортный, летающий кран, медицинский и т.д.
310 единиц МИ-26, выпущенных за эти долгие годы, эксплуатируются на военной и гражданской службе в самых разных странах - России, Казахстане, Украине, Венесуэле, Индии, Китае и даже в Лаосе и Перу.



История создания МИ-26

Тяжелый вертолет МИ-26 начали разрабатывать в начале 70-х гг в качестве замены знаменитому на то время рекордсмену МИ-6. Необходимость разработки новой модели обуславливалась возрастающими потребностями как Вооруженных сил СССР, так и советского народного хозяйства. Согласно требованиям, новый вертолет должен был перевозить грузы массой до 20 т на расстояние более 500 км, а также без проблем выполнять военные и гражданские задачи на высотах более 1000 метров над уровнем моря.
Тяжелый вертолет нового поколения получил обозначение Ми-26 (или "изделие 90") и его аванпроект был одобрен научно-техническим советом МАП СССР в декабре 1971 г. Ведущим конструктором был назначен О.В. Бахов.
Постройка макета Ми-26 началась в 1972 г., а через три года его приняла Госкомиссия. К тому времени завершилось и большинство работ по проектированию машины. В том же 1975 г. новым ведущим конструктором по Ми-26 стал В.В.Шутов.
14 декабря 1977 г МИ-26 впервые поднялся в воздух, проведя в небе около 3 минут. Машиной управлял экипаж во главе с ведущим летчиком-испытателем фирмы Г.Р.Карапетяном.
Первые МИ-26 отправлялись прямиком в Вооруженные силы СССР, и лишь спустя еще несколько лет начали появляться гражданские модификации этого тяжеловеса

МИ-26Т с бортовым номером RA-06031, на примере которого подготовлен сегодняшний рассказ, был выпущен 1 августа 1990 года. Сначала компанией-эксплуатантом выступал Аэрофлот СССР, в составе которой он три года эксплуатировался в Тюмени и Нижневартовске. Затем с 1993 долгих 17 лет вертолет находился в законсервированном состоянии в Красноярске, пока в 2010 году не был приобретен авиакомпанией UTair, в составе которой эксплуатируется ныне на территории Ханты-Мансийского автономного округа России. Место постоянного базирования - аэропорт города Сургут.



Гражданская версия МИ-26

Гражданская версия вертолета, получившая обозначение Ми-26Т, была запущена в серийное производство 12 января 1985 г.. Демилитаризованный вариант отличался от военного собрата прежде всего навигационным оборудованием - на нем не устанавливались устройства выброса ЛТЦ и шкворневые установки для стрелкового оружия. Был существенно расширен состав оборудования, призванного повысить возможности машины при работе с грузами на внешней подвеске.
Вертолет был оснащен системой внешней подвески, которая смогла обеспечить транспортировку стандартных морских контейнеров без участия такелажников. Универсальная стабилизирующая платформа позволила увеличить скорость транспортировки крупногабаритных и длинномерных грузов (типа домиков, контейнеров, труб) на внешней подвеске до 200 км/ч и уменьшить расход топлива на 30%. Кроме того, в арсенал Ми-26Т вошли автоматический трубный захват для работы с трубами большого диаметра и грузозахват для транспортировки древесины в горных районах.



Интересно, что еще до массового поступления Ми-26 в Вооруженные Силы и Аэрофлот на нем был установлен ряд мировых рекордов. Например, 4 февраля 1982 г. экипаж летчика-испытателя Г.В.Алферова выполнил полет, в котором 25 т груза удалось поднять на высоту 4060 м, при этом на 2000 м вертолет забрался с полетной массой 56 768,8 кг, что тоже было высшим мировым достижением. В том же году экипаж Ми-26 во главе с Ириной Копец установил 9 женских мировых рекордов. Когда машина уже вовсю эксплуатировалась в строевых частях, военные испытатели побили еще один рекорд, установленный на Ми-8 еще в 1967 г. 7 августа 1988 г. экипаж в составе летчиков-испытателей 1-го класса А.Разбегаева, А.Лаврентьева, заслуженного штурмана-испытателя Л.Данилова и бортинженера А.Бурлакова прошел по замкнутому маршруту Москва-Воронеж-Куйбышев-Москва протяженностью 2000 км со средней скоростью 279 км/ч. Причем на завершающем этапе вертолетчикам пришлось преодолевать метеофронт с сильной болтанкой и ливнем.



В Аэрофлот Ми-26Т начали поступать в 1986 г. Первый экземпляр прибыл в Тюменское авиапредприятие после испытаний в ГосНИИ гражданской авиации. Вначале гражданские летчики переучивались на Ростовском заводе, а с 1987 г. - в Кременчугском училище гражданской авиации. Это учебное заведение получило два Ми-26, на которых до конца 1989 г. подготовило сотни командиров, вторых пилотов, штурманов, бортинженеров и бортоператоров. После того, как вертолеты вылетали межремонтный ресурс, они были направлены на Конотопский ремзавод, где находятся и поныне.



Народный труженник и рекордсмен

Центральную часть фюзеляжа МИ-26 занимает вместительная грузовая кабина с задним отсеком, переходящим в хвостовую балку. Длина кабины – 12,1 м (с трапом – 15м), ширина – 3,2 м, а высота изменялась от 2,95 до 3,17 м. Как подтвердили макетные испытания, габариты кабины позволяли перевозить все виды перспективной военной техники массой до 20 т, предназначенной для оснащения мотострелковой дивизии, такие как боевая машина пехоты, самоходная гаубица, бронированная разведывательная машина и т.п. Загрузка техники осуществлялась своим ходом через грузовой люк в хвостовой части фюзеляжа, оснащенный двумя раскрывающимися боковыми створками и опускающимся трапом с подтрапниками. Управление трапом и створками - гидравлическое.



В десантном варианте Ми-26 перевозил 82 солдата или 68 парашютистов. Специальное оборудование позволяло в течение нескольких часов превращать вертолет в санитарный для транспортировки 60 раненых на носилках и трех сопровождающих медработников. В гражданской версии задний отсек позволяет перевозить технику или любые грузы. Кроме того, крупногабаритные грузы массой до 20 т можно перевозить на внешней подвеске. Ее агрегаты были расположены в конструкции силового пола, благодаря чему не требуется демонтаж системы при перевозке грузов внутри фюзеляжа.
Грузовой отсек вертолета, помимо грузов, позволяет также размещение дополнительных топливных баков (на фото), благодаря чему увеличивается возможная дальность полета МИ-26.

Самый большой вертолет в мире. Ми-26


Внутренняя часть грузового отсека оснащена комплексом оснастки, необходимой для размещения и фиксации грузов - кран-балки, гидравлика и т.д.



При использовании в гражданских целях как нельзя кстати пришлись возможности Ми-26 по доставке крупногабаритных грузов на внешней подвеске. Многие операции стали уникальными, получили широчайшую известность в мире и самым благоприятным образом сказались на репутации вертолета. Одна из первых - транспортировка зимой 1986 г. планера Ту-124Ш массой около 18 т с аэродрома Чкаловский на территорию городка Щелково-2, выполненная экипажем во главе с С.Сугушкиным. В 1988 г. на Кавказе вертолет Ми-26Т Кременчугского училища, который пилотировал командир О.В.Мариков, поднял совершивший аварийную посадку в горах на высоте 3100 м Ми-8 и доставил его в Тбилиси. Также известна операция по эвакуации самолета Бе-12 с места вынужденной посадки на севере Ростовской области в Таганрог.
Проводились подобные операции и за рубежом. Так, интереснейшую работу выполнил в октябре 1994 г. экипаж Ми-26Т ухтинского отряда гражданской авиации во главе с А.Фатеевым во время экспедиции в Папуа-Новую Гвинею. Авиаторы получили задание вытащить из болота американский "Бостон" и перевезти его в порт Мананг. Самолет во время второй мировой войны входил в 13-ю бомбардировочную эскадрилью США, был подбит японцами в 1945 г. и совершил вынужденную посадку на "брюхо" и теперь предназначался для музея ВВС Австралии.



В кабине пилота МИ-26

В носовой части фюзеляжа Ми-26 располагается кабина экипажа с местами командира (левого летчика), правого летчика, штурмана и борттехника, а также кабина для четырех человек, сопровождающих груз, и пятого члена экипажа — бортмеханика. По бортам кабины предусмотрены люки-блистеры для аварийного покидания вертолета, а также бронеплиты в военной версии машины.



Радиоэлектронное и навигационное оборудование вертолёта позволяет выполнять боевые задачи в сложных метеорологических условиях и в любое время суток. Входящий в его состав навигационный комплекс включает в себя комбинированную курсовую систему «Гребень-2», пилотажный командный прибор ПКП-77М, радиоэлектронную систему ближней навигации «Веер-М», радиовысотомер, автоматические радиокомпасы и доплеровский измеритель скорости и угла сноса.
Пилотажный комплекс вертолёта ПКВ-26-1 состоит из четырёхканального автопилота ВУАП-1, системы траекторного управления, директорного управления и гашения колебаний груза на внешней подвеске. Вертолёт оборудован метеолокатором, средствами связи, а также телевизионной аппаратурой для визуального наблюдения за состоянием груза.



22 тысячи лошадей и 120 метров лопастей

Силовую установку МИ-26 составляют два турбовальных двигателя Д-136 производства запорожского завода Мотор-Сич суммарной мощностью 22 тысячи лошадиных сил.
Эти двигатели позволяют поднимать 28-тонную машину с 12 тоннами топлива и 20 тоннами груза на высоту до 6,5 тыс метров и перемещать ее на расстояние от 800 км (в полностью загруженном состоянии) до 2350 км (при перегоне).
Двигатель потребляет до 3100 килограмм топлива в час, а стоимость летного часа составляет около 600 тысяч рублей



Забираемся на самый верх. Совершенно невероятного вида огромная "гайка" с восемью 16-метровыми лопастями



Еще ближе.



Для понимания размеров этой верхней "гайки", фото во время обслуживания двигателя МИ-26 техниками аэропорта



Не менее поражают и лопасти главного винта. Их 8, каждая из которых имеет длину 16 метров.



Лопасти, как металлические пальцы некоего фантастического робота. Люди внизу выглядят муравьями на их фоне



Выгнутые вниз в статичном положении, во время полета под действием различных физических сил лопасти выпрямляются, а иногда даже складывается впечатления, что они выгибаются к верху



По сравнению с главным винтом, рулевой кажется совсем маленьким.
Однако его диаметр больше 7,5 метров. Т.е. почти как три этажа жилого дома..



Напоследок несколько забавных ракурсов с МИ-26.
Улыбка тяжеловеса спереди..



... и сзади. Ми-26 настоящий Двуликий Янус )



Как я уже сказал в самом начале, всего было выпущено более 310 вертолетов МИ-26 разных модификаций. Благодаря уникальной грузоподъемности эти тяжеловозы пользуются большим спросом как в России, так за рубежом до сих пор. Наибольшим гражданским эксплуатантом МИ-26 является российская компания UTair, в составе которой находится 25 вертолетов этой марки.



Хочу выразить огромную благодарность авиакомпании ЮТэйр за предоставленную возможность подготовки подробного репортажа об одном из их вертолётов, а также лично пресс-секретарю компании - Елене Галановой.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

21 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +9
    12 апреля 2013 08:58
    Спасибо за фотографии и статью.
  2. +6
    12 апреля 2013 09:07
    цитата-Разработанный еще в середине 70-х годов, этот голиаф-трудяга выпускается до сих пор в разных модификациях - как военно-транспортный, пассажирский, гражданско-транспортный, летающий кран, медицинский и т.д.

    Вот именно трудяга плюс самый крупнейший вертолет.Само название говорит за себя. good
    1. +3
      12 апреля 2013 11:26
      А вот материал для сравнения с другими вертолетами, как нашими так и нет
  3. +5
    12 апреля 2013 09:17
    В коментах пишут, что буря в пустыне дело рук МИ-26 yes
    1. 0
      13 апреля 2013 19:04
      А что? Очень даже похоже! Умели раньше и проектировать и строить!
  4. +6
    12 апреля 2013 09:20
    Великий вертолет - великой СТРАНЫ.Спасибо автору за интересный материал и отдельное большое спасибо тем кто создал этого красавца.
  5. avt
    +3
    12 апреля 2013 09:20
    good Красавец ,спору нет , за статью + А вот все таки жаль что Милю сил не хватило запустить в серию В-12 . Вот он еще монументальнее смотрится ,даже близко к такому аппарату ни кто не подошел.
  6. Ванёк
    0
    12 апреля 2013 09:53
    Много "писанины". Надо было так:

    - Ребята, расслабьтесь и получайте удовольствие от фотографий.

    Моощььь.
  7. pinecone
    0
    12 апреля 2013 10:25
    Если кто знает, сообщите, пожалуйста, сколько таких уникальных машин осталось в строю.
    1. +2
      12 апреля 2013 22:59
      Что значит осталось в строю?Их выпускает наш Роствертол.И эти "коровы" регулярно летают на испытания в район Новочеркасска.Бывает очень интересно наблюдать за ними.Ладно когда крутят кульбиты Ми-28 и Ми-24,но этот монстр...тоже поддаёт жару. smile Кстати,Роствертол загружен заказами лет на 10 вперёд.
      Вот Ми-26Т на Гидроавиасалоне-2012.
    2. +1
      12 апреля 2013 22:59
      Гидроавиасалон-2012
  8. +5
    12 апреля 2013 10:33
    В 2000г. я и ещё человек 150 катался на нём до Ханкалы, набили полный отсек, страшновато было, но блин весело, домой блин... Поразило, что экипаж был в рубашках и фуражках... На Ми-8 летчики в камках летали. А потом через год этот Ми-26 погиб в Ханкале, много ребят погибло, и экипаж, даже не знаю они тогда меня домой везли или нет...
  9. +3
    12 апреля 2013 10:41
    Чинук нервно курит в сторонке laughing
    1. +3
      12 апреля 2013 11:01
      [quote=Прапор Афоня]Чинук нервно курит в сторонке :-- чинук окурок по сравнению с нашим красавцем!!!! yes laughing
      1. +3
        12 апреля 2013 11:06
        Может продолжите, типа C-130 окурок по сравнению с Ан-124... Между Чинуком и Ми-26 общего только предназначение, транспортный вертолёт, но весовые категории разные...
      2. +1
        12 апреля 2013 11:36
        Ну ми-26 не самое большое что у нас есть( когда то было) вот Ми-12, вот это не превзойденный гигант!
        Вот ссылочка на более подробную информацию http://imworld.ru/texnika/mi-12-samyj-bolshoj-vertolet-v-mire.html
    2. +4
      12 апреля 2013 11:08
      не-а, не курит, а спокойненько себе висит laughing
      или вот еще
  10. +1
    12 апреля 2013 11:10
    Цитата: Nayhas
    Между Чинуком и Ми-26 общего только предназначение, транспортный вертолёт, но весовые категории разные...

    странно, а участвовали вместе в одном индийском тендере request
    1. +3
      12 апреля 2013 12:37
      странно, а участвовали вместе в одном индийском тендере request[/quote]
      Что тут странного, это как сравнивать карьерный самосвал и тупо ЗИЛ 130 ( самосвал) обе машины самосвалы только ниши разные, так и вертушки, ближе к Чинуку был бы МИ 6, но их уже с 79 года не выпускают.
    2. 0
      12 апреля 2013 12:45
      Просто нашим кроме Ми-26 предложить было нечего, в нас такого вертолёта нет. Это как бы промежуточный вариант между Ми-8 и Ми-26 по грузоподъёмности.
  11. sven27
    +1
    12 апреля 2013 14:22
    Цитата: lesnik.
    Младший лейтенант
    lesnik. RU Сегодня, 09:17

    В коментах пишут, что буря в пустыне дело рук МИ-26

    Это не Ирак, это мы в Афгане амеров из задницы вытаскиваем
    1. 0
      12 апреля 2013 14:31
      Это не Ирак, это мы в Афгане амеров из задницы вытаскиваем
      \
      так эт в коментах сами ам/цы пишут, шутят они так
  12. +6
    12 апреля 2013 15:59
    Просматривая комменты,замечаю нездоровую тенденцию как минимум к почиванию на лаврах,любая медаль имеет две стороны.Наметилась необходимость глубочайшей модернизации.Основное направление -уменьшение стоимости жизненного цикла,это главная причина поражения в индийском конкурсе.Напомню индусы хотели иметь машину способную,в случае обострения ситуации вокруг пограничного с пакистаном штата,закинуть взвод примерно 30 человек,в предгорные джунгли.На первый взгляд у нас такого борта нет,однако наши резонно заметили что было бы неплохо вместе со взводом забрасывать запас БК,продукты,медикаменты или допустим орудия или тр-ое средство.Чего не мог амер.Индусы восприняли идею на ура,но посчитав ресурсы,стоимости ТО и плановых замен;по результатам конкурса расход топлива оказался несколько большим чем было заявленно,констатировали,что наша машина выходит за финансовые рамки данного контракта.Оговорюсь сразу-индусы сложные переговорщики,здесь они лукавят,но это другая тема.Время показало,что данный класс вертолета нельзя считать расходным материалом,а следовательно стоит идти на некоторое увеличение себестоимости при изготовлении ради увеличения ресурсов.БРЭО-больная тема но не куда не деться,РЛС должна быть как минимум с возможностью картографирования плюс все,что есть сейчас.Стеклянная кабина.Следует увеличивать объем систем встроенной диагностики,хотя стоит признать,что по их кол-ву Ми-26 лидер среди отечественных машин.Ну и золотая мечта-цифровое управление автоматикой двигателей,что выведет машину на новый уровень в сфере коммерческих перевозок.Но не отрываясь от реальности нельзя увидеть такой двигатель в украине,однако,туманные контуры проступают в канаде.Использование западных партнеров для комплектования БЭУ коммерческой версии машины значительно упростит как сертификацию так и выход на западные рынки.Считаю,что именно в мирном использовании будущее Ми-26,его основной потенциал.И подобные работы идут,что ж подождем,только вот не хотелось бы повторения ситуации с Су-25СМ когда хотели как лучше,а получилось как всегда.
  13. Аликово
    +1
    12 апреля 2013 16:09
    гордость нашего вертолетостроения
  14. Vovka Levka
    0
    12 апреля 2013 18:16
    Машина хороша, но дорогая в експлуатации.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»