Средства индивидуальной мобильности наземных бойцов на линии боевого соприкосновения

25 501 55
Средства индивидуальной мобильности наземных бойцов на линии боевого соприкосновения

Большую часть человеческой истории солдаты наземных сил передвигались пешим способом. Да, существовала кавалерия, но лошадей в данном случае можно считать составной частью комплекса «лошадь-всадник-копьё», а не средством передвижения пехотинца.

Во времена Второй мировой войны (ВМВ) началась механизация вооружённых сил ведущих стран мира – лошади уступили место внедорожным автомобилям, грузовикам и бронетранспортёрам, в принципе, использовались ещё и мотоциклы, но в ограниченных количествах, для патрулирования или почтовой связи. Однако грузовики и бронетранспортёры использовались лишь для доставки пехоты к линии боевого соприкосновения (ЛБС), а в атаку бойцы вновь шли «на своих двоих».




Во времена ВМВ бойцы впервые стали передвигаться с относительным комфортом (далеко не все, многие так и прошли всю войну пешком)

Впервые вступать в бой «с колёс», точнее, «с гусениц», бойцы стали после появления боевых машин пехоты (БМП), обладающих бронезащитой и предназначенных для действий на переднем крае – на линии боевого соприкосновения. Впрочем, первые советские БМП предназначались для применения в условиях, когда участок наступления предварительно был зачищен тактическими ядерными зарядами, так что бронезащита БМП-1 оставляла желать лучшего.


Боевые машины пехоты, такие, как БМП-1, предназначались для доставки бойцов к месту выполнения боевой задачи

Ну и наконец – российская специальная военная операция (СВО) на Украине. Изначально предпринимались попытки ведения наступательных действий на ЛБС путём транспортировки пехоты на бронетранспортёрах (БТР) и БМП с нашей стороны, а также на БМП и бронеавтомобилях повышенной защищённости (MRAP) со стороны противника. Периодически такие попытки предпринимаются обеими сторонами и сейчас.

Однако засилье беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) всех типов, в первую очередь FPV-дронов, превращает такие атаки лишь в высокоэффективный способ уничтожения собственного личного состава, особенно при наличии у обороняющихся дополнительно ещё и минно-взрывных заграждений (МВЗ), артиллерийской и/или авиационной поддержки.


MRAP – это хорошо, но на переднем крае эти машины долго не живут

Кроме того, нехватка средств передвижения приводит к тому, что зачастую бойцы пытаются создать импровизированные средства передвижения – различные гражданские автомобили и автобусы оснащаются сетками и решётками, что вовсе не превращает их в штурмовые «боевые колесницы».

Фактически сохранить жизнь личному составу можно, только перемещаясь на JIBC небольшими рассредоточенными группами, собственно, именно так ВС РФ сейчас и ведут наступательные действия на различных участках ЛБС. Однако даже перемещение малыми группами на ЛБС можно механизировать, о чём мы сегодня и поговорим. Для этого вначале рассмотрим революцию, которая в настоящее время происходит в области транспорта на «гражданке».

На «гражданке»



Глубокие изменения в сфере индивидуальной мобильности граждан произошли примерно за последние пять лет.

Многие годы основным средством передвижения граждан был общественный транспорт, но постепенно, по мере увеличения благосостояния граждан, значительно возросло количество личного транспорта – легковых автомобилей и мотоциклов, в некоторых городах распространение получили велосипеды.

Однако где-то во второй половине второго десятилетия ХХ века стали получать распространение такие индивидуальные средства передвижения, как электросамокаты и электровелосипеды, причём большая часть электросамокатов и электровелосипедов не находится в собственности отдельных граждан, а арендуется в многочисленных сервисах с помощью установленных на смартфон приложений.

Этому способствовал определённый прогресс в области электродвигателей и литиевых аккумуляторов, который, несмотря на мнение скептиков, всё же потихоньку движется. В процессе изучения спроса производители предлагали множество вариантов средств индивидуальной мобильности, в их числе сигвей, моноколесо, гироскутер и тому подобное, но в конечном итоге в городской среде победили электросамокаты и в значительно меньшей степени электровелосипеды.


Но что, если указанные транспортные средства, в частности электросамокаты, могут быть использованы бойцами для перемещения на линии боевого соприкосновения?

«За» и «против»


Начнём с того, что средства индивидуальной мобильности наземных бойцов не являются заменой БМП, бронетранспортёрам и MRAP – до ЛБС пехота должна добираться так же, как и раньше, разумеется, не забывая о запрете на движение колоннами. Также необходимо отметить, что случаи применения электросамокатов на ЛБС уже есть, однако всё это гражданские, чаще всего городские модели.

Какие преимущества есть у электросамокатов как у транспортного средства на ЛБС?

Начать можно с того, что современные электрические транспортные средства являются практически бесшумными – настолько бесшумными, что на электромобилях приходится искусственно воспроизводить звук двигателя, разумеется, это относится и к электросамокатам.


Полноприводный электросамокат Citycoco WS-PRO 4000W 2WD 60V20Ah с двумя электродвигателями по 2000 Вт, грузоподъёмностью до 260 кг, скоростью до 60 км/ч и дальностью хода до 60 км.

Даже обычный «гражданский» электросамокат, особенно внедорожная модель, скорее всего, защитит бойца от серьёзных травм при наезде на мину типа «лепесток», а если предусмотреть дополнительное усиление конструкции, то, возможно, что и от более серьёзных изделий. При этом некоторые минно-взрывные средства, например, противотанковые мины, не будут срабатывать из-за недостаточной массы электросамоката и бойца.

Здесь надо сделать ремарку – во многих гражданских моделях установлены литиевые аккумуляторы, которые при физическом повреждении или перегреве могут загореться или даже взорваться, однако в настоящее время производители аккумуляторных батарей (АКБ) постоянно работают над повышением их безопасности. Также существуют электросамокаты, оснащённые свинцово-кислотными аккумуляторами и другими типами АКБ.


Электросамокат OFFROADER MAD 2500W с литиевой АКБ ёмкостью 2 А⋅ч, грузоподъёмностью до 150 кг, скоростью до 60 км/ч и дальностью хода до 55 км

Кроме того, в военных моделях могут использоваться новые натрий-ионные аккумуляторы, которые незначительно уступают литиевым по ёмкости, но не склонны к возгоранию и взрыву, а также лучше переносят минусовые температуры. На подходе также перспективные твердотельные аккумуляторы, сочетающие безопасность использования с высокой плотностью хранения энергии.


Военный электросамокат латвийского предприятия Wolftrike (он-же на изображении в начале статьи) с дальностью хода до 100 км

И, кстати, в случае лёгкого ранения передвигаться на электросамокате бойцу явно будет проще, чем на «своих двоих».

Максимальная скорость некоторых электросамокатов превышает 40 километров в час, внедорожные модели могут перемещаться по достаточно сильно пересечённой местности. В зависимости от конструкции и размеров электросамокаты могут оснащаться сиденьем и креплением для какого-либо груза – в такой конфигурации они становятся уже чем-то вроде скутера или электробайка.

Мощные аккумуляторы электросамокатов могут обеспечить подзарядку аккумуляторов средств связи, тепловизоров или иных потребителей электрической энергии, использующихся бойцами.


Внедорожный военный скутер HD4 израильской компании DSRider, грузоподъёмностью до 200 кг, скоростью до 40 км/ч и дальностью хода до 80 км

Какие недостатки есть у электросамокатов как у транспортного средства на ЛБС?

От FPV-дрона на электросамокате всё равно не убежать?


Да, это так, но убежать ногами от FPV-дрона ещё сложнее, да и никто не мешает бойцу бросить электросамокат при необходимости. Также электросамокат может быть оснащён, например, системой постановки дымовых завес – две-четыре дымовые шашки с электровоспламенением в задней части корпуса, которые последовательно активируются нажатием кнопки на руле.

При передвижении на электросамокате у бойца будет выше силуэт, в результате чего по нему будет проще попасть?


Электросамокат UM-1000LB, оснащённый мощным двигателем 1000 Вт и двумя свинцово-кислотными АКБ 12Ач/36В

Во-первых, боец может передвигаться, пригнувшись или присев. Во-вторых, для FPV-дрона или разведывательного БПЛА, наблюдающего сверху, силуэт уже не имеет особо важного значения. Ну и в-третьих, применение электросамоката — это возможность, а не обязанность, всегда необходимо учитывать ситуацию на месте.

Кстати, не стоит зацикливаться на украинских полях с редкими посадками деревьев – боевые действия могут вестись и в других условиях: в городской местности, когда электросамокат позволит броском преодолеть расстояние между зданиями, в горно-лесистой местности, где перемещаться можно лишь пешком, на лошади или на внедорожном электросамокате (разумеется, не стоит доводить до абсурда, говоря об отвесных скалах или глухой чащобе).


Концепт полноприводного электросамоката-квадроцикла 4X4 Gladiator, оснащённый литий-железо-фосфатной пожаро-взрывобезопасной АКБ 60 В / 2,4 кВт⋅ч с запасом хода до 100 км

Выводы


Если во времена Первой мировой войны позиционный тупик был обусловлен окопами, пулемётами и колючей проволокой, то в наше время медленное продвижение наступающих на ЛБС является следствием распространения FPV-дронов.

Тем не менее, штурмовые операции ведутся, а это значит, что бойцам штурмовых подразделений приходится перемещаться, причём перемещаться между укрытиями и атакуемыми объектами необходимо максимально быстро и незаметно. Возможно, что электросамокаты различного исполнения, а также иные электрические средства передвижения схожего типа станут для этого оптимальным решением.
55 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +9
    26 мая 2025 04:04
    Всё что повышает подвижность - должно использоваться. А электросамокат - норм вещь. Не на тротуарах само собой.
    Автор не упомянул что уже во время ПМВ появились самокатные (велосипедные) части, как раз реализовавшие идею повышения индивидуальной подвижности пехотинца.
    1. +8
      26 мая 2025 04:39
      Цитата: Владимир_2У
      Автор не упомянул что уже во время ПМВ появились самокатные (велосипедные) части, как раз реализовавшие идею повышения индивидуальной подвижности пехотинца
      Они появились значительно раньше в США, еще в конце XIX века...
      1. +9
        26 мая 2025 05:03
        Цитата: Luminman
        Они появились значительно раньше в США, еще в конце XIX века...
        А вот этот противотанковый скутер с безоткатным орудием появился уже после войны, в 50-х годах, и предназначался для французских десантников wink
      2. +2
        26 мая 2025 07:02
        Цитата: Luminman
        Они появились значительно раньше в США, еще в конце XIX века...

        Интересно, но если это были эксперименты, то одно, а если массово, то совсем другое.
        1. +3
          26 мая 2025 14:09
          Если честно, отношение к данному типу транспорта не очень серьезное, но при этом сразу вспоминается, что и к квадрокоптерам не так давно тоже скептически относились. Однако для применения в боевых условиях чего либо, должна быть отработана и тактика и создана структура их обеспечения тыловыми структурами и... в общем как и все в армии должно чем то регламентироваться.
        2. +4
          26 мая 2025 16:16
          Цитата: Владимир_2У
          Интересно, но если это были эксперименты, то одно, а если массово, то совсем другое
          Это были конкретные войска, которые передвигались на велосипедах и прошли войны с индейцами и с Мексикой. Отошли в небытие только тогда, когда начали появляться первые автомобили, что и понятно...
          1. 0
            26 мая 2025 16:24
            Цитата: Luminman
            Это были конкретные войска, которые передвигались на велосипедах. И они отошли в небытие только тогда, когда начали появляться первые автомобили, что и понятно...

            Самокатные части активно использовались в годы ПМВ, так что автомобили тут не вполне при чём.
            1. +3
              26 мая 2025 16:27
              Цитата: Владимир_2У
              Самокатные части активно использовались в годы ПМВ, так что автомобили тут не вполне при чём
              Говорю очень условно, но когда в Европе катались на самокатах и велосипедах, а Америке автомобиль давно уже был уже не роскошью...
  2. +2
    26 мая 2025 05:21
    Всем сторонникам появления в войсках этих самокатов или чего то подобного я задам ТОЛЬКО один вопрос - вы по грязи на этом самокате куда уедите???
    У нас, откровение, наверное, есть и осень и весна,про зиму - вообще молчу,так и летом дожди идут....
    Где хранить эти самокаты в подразделениях?
    Кто-то пробовал на багги в ноябре - марте по Средней полосе России кататься? По снегу... И это - всё таки 4 колеса...
    1. +4
      26 мая 2025 07:12
      Цитата: Кощей - из Глуши
      ТОЛЬКО один вопрос - вы по грязи на этом самокате куда уедите???

      В грязи и танки застревают - ХВАТИТ ЭТО ТЕРПЕТЬ!

      Цитата: Кощей - из Глуши
      У нас, откровение, наверное, есть и осень и весна,про зиму - вообще молчу,так и летом дожди идут...
      На самое нижнее фото гляньте - очень проходимая машинка. И даже если получится десять из 20 км проехать а не пройти, то это уже огромный плюс.

      Цитата: Кощей - из Глуши
      Кто-то пробовал на багги в ноябре - марте по Средней полосе России кататься? По снегу... И это - всё таки 4 колеса...
      Это ещё что, Вы на лыжах попробуйте летом погонять! Вот где мучение, хоть на дорогах, хоть по грязи!
      1. +3
        26 мая 2025 07:43
        Если бы не гонял в ноябре, когда мы зашли в Курскую область на багги - пробовал бы на лыжах летом...
        И поскольку знаю,про что говорю, и Вам пытаюсь объяснить!
        Тех придурков из ССО ВСУ что на квадроциклах ночью летели через Павловка на Новый Путь обнаружили мои подчинённые( уже без меня,я уже в госпитале лежал)... Трупы можно посмотреть, вроде в открытом доступе есть..
        Ваша "проходимая машинка" имеет ряд эксплуатационных особенностей... У меня было три- все встали...(хотя, одну забили, забыл...)
        Сможете понять,что если машину эксплуатируют зимой ей НЕОБХОДИМА зимняя резина??? ( так угробился взводный и один разведчик, катаясь на багги в начале декабря...)
        1. -2
          26 мая 2025 08:16
          Цитата: Кощей - из Глуши
          Сможете понять,что если машину эксплуатируют зимой ей НЕОБХОДИМА зимняя резина??? ( так угробился взводный и один разведчик, катаясь на багги в начале декабря...)

          И что теперь, если у машины есть сезонные ограничения, то машиной не пользоваться в принципе? Вообще то даже обмундирование по сезону используют, и никто от зимнего не отказывается, хотя летом его носить невозможно.

          Цитата: Кощей - из Глуши
          Тех придурков из ССО ВСУ что на квадроциклах ночью летели через Павловка на Новый Путь обнаружили мои подчинённые( уже без меня,я уже в госпитале лежал)..
          Может потому, что квадры орут как коты мартовские, в отличие от электротехники?

          Цитата: Кощей - из Глуши
          Ваша "проходимая машинка" имеет ряд эксплуатационных особенностей... У меня было три- все встали...(хотя, одну забили, забыл...)
          Всё ломается, буквально всё, это вопрос снабжения. Зато там, где не пройдёт грузовик, хотя дорога есть, там проскочат десяток пехотеев на тех же скутерах, с каким никаким грузом.
          Вот что я Вам пытаюсь объяснить...
          1. +1
            26 мая 2025 08:28
            С человеком,который несёт чушь,что там где не пройдет Урал проскочит "пехотей на скутере" спорить бесполезно....
            Видимо,Вы не видели грунтовых дорог ни в Луганской,ни в Курской областях...
            И ССО ВСУ в Павловка обнаружили с использованием приборов ночного видения, звук работы двигателя ни при чем....
            Такие цели у арты зовутся - открыто расположенная группа пехоты...
            1. -3
              26 мая 2025 11:17
              И ССО ВСУ в Павловка обнаружили

              вы принципиально не склоняете данное название?
          2. +1
            26 мая 2025 08:36
            И на один распиаренный штурм с использованием мототехники придётся с десяток провальных, которые ни чем, кроме потерь, не сопровождались....
            И бесполезных потерь.... боевые задачи не выполнялись....
            Война и телевизор с интернетом - разные вещи!
            1. -4
              26 мая 2025 08:47
              Цитата: Кощей - из Глуши
              С человеком,который несёт чушь,что там где не пройдет Урал проскочит "пехотей на скутере" спорить бесполезно....

              Что то доказывать человеку, который не в курсе про дороги забитые сожжёными грузовиками, буханками и прочей техникой и бредущими на своих двоих бойцах с парой баклаг воды или цинков с патронами - бесполезно вдвойне.

              Цитата: Кощей - из Глуши
              И на один распиаренный штурм с использованием мототехники
              Т.е. вы только штурмы увидели, а вопросы логистики мимо вас совершенно прошли? А вы точно хоть какой то военный?
              1. +3
                26 мая 2025 08:56
                Какой то- не то слово)))
                Точно - военный!)))
                Я больше того - я воевавший военный))), с таким опытом,что и врагу не пожелаешь!)))
                И вопросы СНАБЖЕНИЯ ( Вы сами то русский?))) мимо меня не проходили никогда, хоть по должности я занимаюсь совсем другим)))
                Но вот какую проблему я точно вижу в СОВРЕМЕННОЙ российской Армии - решения принимаемые, в первую очередь штатные- дилетантские! Не просчитанные решения, основанные на заметках в интернете....
                1. 0
                  26 мая 2025 09:18
                  Цитата: Кощей - из Глуши
                  Я больше того - я воевавший военный))), с таким опытом,что и врагу не пожелаешь!)))

                  Остаётся только верить на слово.

                  Цитата: Кощей - из Глуши
                  И вопросы СНАБЖЕНИЯ ( Вы сами то русский?))) мимо меня не проходили никогда, хоть по должности я занимаюсь совсем другим)))

                  Снабжение - это про каптёра на складе. А логистика - это про всё остальное, в т.ч. и пополнение и ротация ЛС под ударами противника. 21 век на дворе, вообще то.

                  Цитата: Кощей - из Глуши
                  Но вот какую проблему я точно вижу в СОВРЕМЕННОЙ российской Армии - решения принимаемые, в первую очередь штатные- дилетантские! Не просчитанные решения, основанные на заметках в интернете..
                  О, так это блогеры виноваты в том, что вы про ФПВ не в курсе...
                  1. +3
                    26 мая 2025 10:43
                    Так в чем дело?
                    Вперёд,в войска, через военный комиссариат!))))
                    Господи,как надоели трепачи инертные...причем, не имеют они ни опыта,ни знаний... только длинные языки...
                    Давайте прощаться, мне уже пора на процедуры в госпитале идти...
                    Переубеждать Вас я не намерен,да и бесполезно это...
                    ПОКА сами не увидите все СВОИМИ глазами- ничего не поймёте...
                    1. -2
                      26 мая 2025 10:55
                      Цитата: Кощей - из Глуши
                      Господи,как надоели трепачи инертные...причем, не имеют они ни опыта,ни знаний... только длинные языки...


                      Может это и не про Вас, но далеко не все кто воевал, понимают как воевать. Многие из разряда "бухал, воевал". А уж те кто рекомендует замирать при виде ФПВ... Тоже вроде воевали...
                      Цитата: Кощей - из Глуши
                      Вперёд,в войска, через военный комиссариат!))))

                      На войну не просись, от войны не беги.
                      Призовут - пойду.

                      Цитата: Кощей - из Глуши
                      Давайте прощаться, мне уже пора на процедуры в госпитале идти...

                      Выздоравливайте.
                      1. +2
                        26 мая 2025 13:44
                        Товарищи! Мы на одной стороне, не переходите на личности. Самокаты нужны однозначно, пусть лучше будут чем их не будет в самый ответственный момент. Это все инструменты типа бензиновой лопаты для выкапывания укрепа в корнях и замерзшем грунте(да есть такие), бензо/электро пилы, станции зарядные, батареи всех модификаций (раз не успели создать единую). Это ИНСТРУМЕНТЫ. Все это нужно.
                2. +1
                  26 мая 2025 16:57
                  Цитата: Кощей - из Глуши
                  Но вот какую проблему я точно вижу в СОВРЕМЕННОЙ российской Армии - решения принимаемые, в первую очередь штатные- дилетантские! Не просчитанные решения, основанные на заметках в интернете....

                  Хорошо, Сергей, ни у кого нет причин вам не верить. Вам действительно виднее. Но, критикуя, предлагай! На ваш объективный взгляд, на основании рассматриваемой в статье темы, весьма острой, кстати, есть альтернативы? И если есть, то какие? И сможет ли их реализовать, не надорвавшись, Государство? И захочет ли?
                  1. +3
                    27 мая 2025 04:46
                    Хммм)))) Вопрос - а откуда имя знаете?))) В Глушково встречались?)))
                    Давайте так- все равно ВСЕГО я не скажу! Причина проста- идёт СВО и каждое необдуманное слово будет использовано против нас же...
                    Противник))), что поумнее))), тоже читает)))
                    Давайте с конца! А у Государства есть иной выход? Сейчас на кону как раз и стоит государственность Страны... Захочет- не захочет,сможет не надорвавшись- или надорвётся,но сделает- значения не имеет!
                    ДЕЛАТЬ НЕОБХОДИМО!
                    Армия очень, по здоровому, консервативный механизм, ТАМ это зовут боевым опытом, зачастую - кровью оплаченным. Поэтому все нововведения должны быть досконально просчитаны и научно обоснованны...
                    Смотрите - из личного опыта и без смены воинской специальности:
                    - ещё Советский Афганистан - подготовка военнослужащих - не менее 6 месяцев на территории Союза - единственное подразделение по специальности в полку,где не было погибших (технику теряли,ранения получали, погибших - нет)
                    2023 год- формирование новой части - подготовка по специальности -4 месяца - год боевых действий на территории ЛНР- один погибший. Но там и тогда мы огребли по полной- уйдя в полосу другого полка для решения задач по специальности в количестве 7 человек - 1-200, 6-300, двоих потом комиссовали...
                    Как можно подготовить специалистов ЗА ПОЛТОРА месяца??? Ладно,пока сердце не стало троить, давление скакать и пневмония в придачу- один за полгода в Курской области, сейчас уже больше,как в госпиталь увезли...
                    Выводы помочь сделать? Готовить людей к войне нужно...
                    Все знают - ЗАСИЛЬЕ дронов! Но по какой причине Армия на вооружение берет средства РЭБ аэропортового назначения? Это не вопрос оперативных средств РЭБ (эти есть, но они очень быстро обнаруживаются технической разведкой противника и очень быстро уничтожаются при действии в Первом эшелоне) , это
                    вопрос тактических средств...ГДЕ они?
                    В кратчайшие сроки необходимо насытить именно средствами РЭБ подразделения! И если в батальонах уже есть взводы БпЛА,то есть необходимость думать и об отделениях РЭБ, способных надёжно закрыть район обороны...с учётом технической оснащённости и характеристик средств следует принять и штатные
                    изменения...
                    Какие трудности? Бумаги с одного стола на другой переложить в МО....
                    А вот производственные мощности и возможности не волнуют ВООБЩЕ! Мало 8 часов работать? Пусть 28 работают!
                    Опять-таки личный опыт -2024 год- ЛНР- за двое суток обрушили 9 птиц...но всем полком собирали эту группу! Так мало того,что спасли сколько то народу- по минимуму - один Урал,пару Нив, так ещё и ВЕРТОЛЕТ!!!
                    Стоит Игра свечь?
                    Противник оставил район на ДВОЕ суток!
                    А эти самокаты....если бы кто знал, сколько случаев гибели мотоциклистов на ЛБС знаю я- меня бы поняли...
                    Но не страшно!))) Смотрите как мои расчехвостили ССО ВСУ в Павловке на квадроциклах - это есть в открытом доступе...)))
                    Армия нуждается в мобильности - это без вопросов! Однако - гражданские или спортивные средства - непригодны!
                    Кстати, можно и кино посмотреть!))) где фашистов на мотоциклах бьют в хвост и в гриву))))- уверяю- наши солдаты из таких же костей и мягких тканей....
                    Виллисы нужны! Газ-69! Числом больше - ценой меньше...
                    К примеру - каждая советская мср в группах войск имела ТПК (транспортер переднего края - ЛуАЗ по простому В ВОЕННОМ варианте)
                    И чем раньше поймём,что идёт Третья Мировая - тем больше шансов у нас выжить....а значит - победить.
                    А ломать ВСЕ - не стоит! Нужно довести ДО УМА что есть....
                    1. +1
                      27 мая 2025 16:03
                      Такие люди, как Вы, должны писать статьи на ВО. Именно исходя из собственного опыта. Само собой, что ВО читают не только в ВСУ, но и во всём мире. Но на сегодня СМИ - это единственный способ хоть как-то достучаться до тех, кто принимает решения в нашей стране. К сожалению. Может хоть тогда на СВО будет поступать то, что там остро необходимо, а не то, что им выгодно. И может откажутся от убийственной практики не поставлять то, что они считают несущественным и что бойцы сами купят за свои деньги или на деньги от сборов. За одно только это лампасников нужно разжаловать и в траншею.
                      1. +1
                        27 мая 2025 16:46
                        Не печатает ВО мои статьи - пробовал)))
                        Анализ развития событий на Теткинском и Глушковском направлении...
                        "Не будем размещать!" )))- где-то ЗА СУТКИ, или сразу после...)))
                        Но и одна из причин нашей устойчивой обороны ТАМ- тоже результат моего труда...
                        Да и многого СЕЙЧАС нельзя! Когда комиссуют,если комиссуют))) - будет можно!)))
                        Возраст совсем не юношеский,мне не нужно ничего выдумывать,мне достаточно вспомнить))))
                        А положение с нашими гуманитарами- нетерпимое! У меня есть две женщины,которые на этой СВО содержали три подчинённых мне роты...я им руки готов целовать,но почему это делали они- не понимал,не понимаю и не смогу понять....
                        Телевизор - одно, реальность - несколько другое...
                      2. 0
                        27 мая 2025 17:15
                        ВО стало интенсивно съезжать в сторону либерализма, политкорректности и всего этого. ИМХО, конечно.

                        Моя мама, в свои за 70, с такими же, как она, сети плетут. И они со своей "конской" пенсии (нижайший поклон сами знаете кому) ежемесячно деньги собирают на те же сети, пайки, средства личной гигиены. Закупают, фасуют, отправляют. Это необъяснимо.

                        На фоне это в Чечне хотят построить 400-метровый "Ахмат-Тауэр". Воистину, неисповедимы пути господни...
                      3. Комментарий был удален.
                    2. 0
                      29 мая 2025 11:47
                      Ну вот...- конструктивно, на опыте! Спасибо.
                    3. 0
                      Вчера, 13:39
                      Виллисы нужны! Газ-69! Числом больше - ценой меньше...
                      К примеру - каждая советская мср в группах войск имела ТПК (транспортер переднего края - ЛуАЗ по простому В ВОЕННОМ варианте)

                      Не сочтите, что цепляюсь за слова. Хотелось бы понять чем вот это все лучше или принципиально отличается от квадроциклов и багги.
                      И вот здесь нет ли противоречия :
                      Но вот какую проблему я точно вижу в СОВРЕМЕННОЙ российской Армии - решения принимаемые, в первую очередь штатные- дилетантские! Не просчитанные решения, основанные на заметках в интернете.
                      и
                      Армия очень, по здоровому, консервативный механизм, ТАМ это зовут боевым опытом, зачастую - кровью оплаченным.
                      А потом оказывается что : "Генералы всегда готовятся к прошедшей войне."
        2. 0
          29 мая 2025 11:39
          Вам конечно видней, но мы за разнообразие "инструментов" понятно для чего-"наиболее эффективного выполнения БЗ, в соответствии с замыслом вышестоящего начальника"
      2. 0
        26 мая 2025 20:24
        Эти проходимые машинки стоят ого го. И кто ее вам купит .
        1. 0
          27 мая 2025 03:13
          Идут эти машинки...в разведподразделения идут...
          Но разработанная для какой-нибудь Сирии-Ливии она что в Луганске,что под Курском становится колом через 2.5-3 тыс.км...
          Что такое ехать на условном мотоцикле при отрицательных температурах представляет любой..
          Как себя ведёт летняя резина на льду тоже не сложно представить...
          Но какой-то идиот же на них вариатор поставил,так когда на ходовой застыла грязь - она тронуться не может,пока не оттает!
          Самое страшное другое! У нее водяной радиатор, расположение - впереди... Влетела в лужу- вода и грязь - на горячий радиатор - через 5 минут - корка, через 10- перегрев, даже при отрицательных температурах...
          Три-четыре перегрева- движок в ремонт, ВСЁ....
          1. 0
            27 мая 2025 03:39
            Цитата: Кощей - из Глуши
            Что такое ехать на условном мотоцикле при отрицательных температурах представляет любой..

            Бежать то безусловно лучше...

            Цитата: Кощей - из Глуши
            Но какой-то идиот же на них вариатор поставил,так когда на ходовой застыла грязь - она тронуться не может,пока не оттает!
            Самое страшное другое! У нее водяной радиатор
            Какой вариатор? Какой радиатор на элетроцикле???

            Цитата: Кощей - из Глуши
            Как себя ведёт летняя резина на льду тоже не сложно представить...
            Может ещё слики вспомните? Шипованная резина на кроссовых машинах - стандарт и зимой и летом.
            1. 0
              27 мая 2025 05:21
              С Вами о чем то говорили?
              Разговор ведут о багги...
              1. 0
                27 мая 2025 05:35
                Цитата: Кощей - из Глуши
                С Вами о чем то говорили?
                Разговор ведут о багги...

                А статья о чём?
              2. 0
                29 мая 2025 11:50
                Что про электрические багги скажите? Ваше мнение?
        2. 0
          27 мая 2025 03:43
          Цитата: dimon642
          Эти проходимые машинки стоят ого го. И кто ее вам купит .

          А БМП стоит ещё дороже, однако же покупают. И "огого" - чушь. Внедорожный элетроскутер - 70-200 тыс.р.. А для прифронтовой зоны и ЛБС их нужно вообще упрощёнными делать.
          1. 0
            28 мая 2025 08:09
            Доброе утро, ясно,что у Вас не будет возможности получения данных радиоперехватов, да и анализ некрологов ВСУ Вы вести не сможете, но попробуйте как то поинтересоваться потерями мотоциклетной роты 425 ошп ВСУ... В свое время пиарились они сильно, впрочем,это касается всех ВСУ...
            Они предприняли попытку наступления на мотоциклах на направлении Ободы- вероятно - ст.Глушково..
            Атака успеха не имела, потери - до утраты боеспособности подразделения!
            Это- прошедшие максимально двое суток...
            Это-в продолжение НАШЕЙ дискуссии..
            1. 0
              28 мая 2025 09:05
              Цитата: Кощей - из Глуши
              Они предприняли попытку наступления на мотоциклах на направлении Ободы- вероятно - ст.Глушково..

              Да уже понятно, что Вам что штурм, что переброска резервов, что снабжение, что перемещения в ближнем тылу - всё едино.
              Вы штурм от ротации похоже не отличаете...
  3. +1
    26 мая 2025 05:44
    Тут вопрос в зарядке батарей. Если их 10-20, то конечно вопрос решить можно, но если их будет 100-200, то уже проблема.
    1. 0
      26 мая 2025 06:02
      Проблемы в головах штабных!!!
  4. +1
    26 мая 2025 06:07
    То есть эти два колеса по бездорожью полетят с приличной скоростью? Себя вспомните на велосипеде, много и с какой скоростью вы на нем "носились", не будем сейчасо спортсменах на горных велосипедах. Это с учётом что у велика и колеса больше, про грязь тоже не стоит забывать. Использование самокатов не от хорошей жизни, а не "оптимальное решение".
    1. +1
      27 мая 2025 05:08
      Тинейджеры, детский сад - штаны на лямках...
      В бронированном порядке умные люди должны наступление вести!
      А вот вопросы и инженерного обеспечения, и защиты от удБпЛА противника - это отдельная песня Армии нового облика....
  5. 0
    26 мая 2025 06:08
    Ничего за столетия не меняется. "Манёвр плюс огонь!" Александр Васильевич вечен! Господам в "высоких шапках" этого бы не забывать. Ну и так "по мелочи" учебники по тактике (Советские) периодически штудировать wink
    1. 0
      27 мая 2025 05:17
      Наверное,у Вас нет возможности изучить современные Уставы....уверяю Вас- тактические нормативы не претерпели никаких изменений!
      Но сами Уставы стали раза в три толще - за счёт лозунгов и деклараций - ЗАЧЕМ в Боевой Устав внесены теоретические основы - понять невозможно....
  6. +5
    26 мая 2025 06:46
    После утверждения "но лошадей в данном случае можно считать составной частью комплекса «лошадь-всадник-копьё», а не средством передвижения пехотинца" возникли сомнения стоит ли читать дальше. Многотысячелетнюю историю применения лошадей упихать в одну фразу.... Неверную фразу т.к. копейная кавалерия это лишь мизерная часть применения лошади. Просто как транспорт на войне она применялась во все века.
  7. +4
    26 мая 2025 08:13
    вы по полям погуляйте на досуге и посмотрите что такое поле, в реальности, а не из компьютерного кресла, во первых все поля покрыты муравейниками они как огромные кочки покрывают все поля которые не обрабатываются, также необработанные поля могут зарастать золотарником, малиной, ежевикой, в низинах камышем, а еще там есть рытвины и канавы, в определенных условиях конечно можно и на самокате проехать, но это если очень повезет, а так лучшим средством доставки пехоты по моему мнению является легкий вертолет, на подобии американского litle bird, вертолету также не страшны мины, он быстро достигает любой точки, так что противник до последнего момента не знает куда будет направлена атака, он почти не уязвим для дронов, разве только в момент зависания и десант может осуществлять с него спешивание при более выгодных условиях находясь с превышением над противником, можно к примеру вести огонь на подавление сверху вниз, пока часть десанта спускается по тросам....
    1. 0
      29 мая 2025 11:28
      Категорически согласен!
  8. +1
    26 мая 2025 09:35
    У меня вопрос, а где и как сие чудеса с батарейкой на линии фронта будут заряжаться? Тарахтящий дизель-генератор, как я полагаю, довольно заметная и значит приоритетная цель будет. И к нему ещё и регулярные и бесперебойные подвозки топлива надо организовать, а бпла врагов тоже не дремлют по этому случаю.
    1. +1
      26 мая 2025 09:40
      Цитата: AdAstra
      а где и как сие чудеса с батарейкой на линии фронта будут заряжаться?

      Думаю, примерно так же, как "заряжаются" прокатные самокаты (чтоб их не было): приезжает мальчик с горстью заряженных аккумуляторов, меняет, незаряженные увозит с собой.
      1. -1
        26 мая 2025 10:00
        "и регулярные и бесперебойные подвозки..., а бпла врагов тоже не дремлют по этому случаю."
        С этим как, всё нормально будет?
        1. +1
          26 мая 2025 10:05
          Цитата: AdAstra
          а бпла врагов тоже не дремлют по этому случаю

          С продовольствием, БК, прочими расходниками - вопрос как-то решается? Это просто еще один расходник, электричество называется. А аккум - это банка, чтобы это электричество привезти. И все.
          1. 0
            26 мая 2025 10:56
            Так надо чтобы было не как-то, а постоянно и бесперебойно, чтобы эти чудеса техники не были потом чемоданами без ручки и бесполезными памятниками извечному "гладко было на бумаге, да забыли про овраги...".
            1. +2
              26 мая 2025 11:15
              Цитата: AdAstra
              Так надо чтобы было не как-то, а постоянно и бесперебойно

              БК тоже надо. Постоянно и бесперебойно. Оно решается?
              Топливо надо. Кушать-пить надо. Оно решается?

              И что вы теперь до аккумуляторов домотались - не понимаю. Чем они от прочего отличаются? Да ничем, по-моему request
    2. +1
      29 мая 2025 11:30
      "Надытысь" скидовались на 30кв генератор мотострелкам по их просьбе. Довольны.
  9. +2
    26 мая 2025 12:27
    Цитата: Владимир_2У
    Выздоравливайте.

    Сдается мне, нормально у него со здоровьем.
    с таким опытом,что и врагу не пожелаешь!)))
    Давайте прощаться, мне уже пора на процедуры в госпитале идти...
    Прочитавший это психоаналитик скажет о желании писавшего во что бы то ни стало убедить слушателей в своем статусе.
    Вспомнился фильм "Зеркало для героя": "Ты войну помнишь? - Я, Саня, такое помню...!"
    "- эти часы мне лично подарил командующий союзными войсками Эзенхауэр. Встречу на Эльбе помнишь?)))).
    Причем в том фильме врал герой бескорыстно, от чувств и водки,