Жизнь такая, как надо!

14 617 48
Жизнь такая, как надо!


Всегда считал, что умный и поживший человек всегда может написать интересный материал о своей жизни и ее интересных моментах. Просто люди часто боятся «белого листа бумаги». Боятся сесть и начать, потому, что написание статьи дело для них новое и они ему не обучались. Но… страх этот преодолим, о чем говорит весь мой многолетний журналистский опыт. Вот и на этот раз он меня не подвел. Одному из наших постоянных читателей и комментаторов я предложил написать материал о своей жизни. И, на мой взгляд, у него получилась отличная жизненная история да еще и на совершенно малоизвестную тему… Мне лишь осталось чуть-чуть подредактировать текст Владимира Лисовского и… предложить ее вниманию уважаемой читательской аудитории «Военного обозрения».



В. Шпаковский


Родился я в Приморье в семье военнослужащего. Батя прошел всю войну, крутил баранку и по жизни был шофером. После войны остался на сверхсрочную и служил в в/ч 11011, в автошколе, в автомастерских. Автошкола готовила военных водителей. Жили мы в гарнизоне. Так что детство мое прошло среди курсантов, на автодроме и на двух стрельбищах.

Мои друзья были дети сверхсрочников, прошедших войну, и игры наши были в войну, благо окопов и капониров хватало. Два моих дядьки были моряками, они приезжали в отпуск, рассказывали о своей работе. Один ходил в море механиком, другой был начальником портофлота — он и предложил мне поступить в мореходку в его городе. Окончил я школу и рванул на Сахалин, в Невельск — город рыбаков.

Хотел поступить на судоводителя, но дядька отсоветовал, и поступил я на радиста. Учили нас добротно, преподаватели были компетентными и доброжелательными. Преподавали нам морзянку по 6–8 часов. Преподаватель манипуляции Горяев Николай Варламович, военный радист, ставил нам «руку», поэтому почерк у многих его выпусков был очень похож. Потом я об этом расскажу подробнее. После третьего курса – практика на море, причем направили меня в УМРЗФ – Управление морского и зверобойного флота, на плавзавод «Феликс Дзержинский» дублером начальника радиостанции.

Прибыли мы в район лова на попутном пароходе... Должность у меня была такая: дублер начальника радиостанции. Малость пообтерлись, и начальник воткнул меня на вахту с 04 до 08. В это время работы мало — вахта на 500 кГц, да взять один прогноз погоды. К 4 утра я шел в кают-компанию, тихонько открывал дверь и включал свет. Вся палуба была серая от крыс! Они все кинулись в угол и уходили в подволоку по трубам. Трубы были паровые, шли к бойлеру, изоляция давно отлетела, и крысы мчались по горячим трубам в очередь, не мешая друг другу. Такое я проделывал каждое утро, так интересно было на это смотреть. Потом ко мне присоединился механик, и мы вместе устраивали крысиные бега.

«Феликс Дзержинский» был легендарный пароход, построен в Англии в 1926 году, кабелеукладчик, прокладывал кабеля между Европой и Америкой. Как он к нам попал, я не знаю, но в начале был назван «Нарком Ежов», а после переименован в «Феликс Дзержинский». Ходил на линии Ванино — Магадан, возил ЗК. Актер Георгий Жжёнов шел на нем по этапу и много позже хотел еще раз повидать этот пароход.

Практика проходила нормально, со мной еще было два моих однокурсника. Плавзавод был переоборудован из плавбазы и начал выпускать консервы: сайра, скумбрия, кальмары. Вот там я попробовал настоящие, вкусные консервы из рыбы-сырца. Нет никакого сравнения с тем, что сейчас продают под видом консервов.

Мы изучали аппаратуру, обслуживали, чинили, что могли. Был один случай, начальник послал нас ремонтировать РЛС «Дон» — не вращается антенна. Мы разложили схемы, тычим тестером куда только можно — тишина. Тут поднялся кэп. А у него идет коридор и трап прямо из каюты. Мы в очередной раз включаем радар — и чудо, антенна вращается! Собираем инструменты, портянки схем... Капитан уходит, и антенна встала... Мы чешем репу...

Тут меня что-то тыркнуло — капитан уходя выключил свет в тамбуре своего коридорчика. Я подошел и включил там свет — антенна завертелась! Как это было взаимосвязано не понятно до сих пор. Спускались мы и в машинное отделение. Шатуны ходят туда-сюда и машинист Федорович с масленкой, показывал нам свое мастерство, проверяя рукой температуру подшипников на шатунах! Пароход был хоть и старый, но мореходный, правда, во время шторма скрипел переборками.

«Рыбачки» швартовались к нам сдавать улов. Особым шиком было включение записи Высоцкого на верхнюю палубу. И мы бегали к радистам и обменивались записями. Так я собрал бобину записей Высоцкого. На 7 ноября, собрав все пленки на пароходе, я крутил по трансляции эстраду, а в конце запустил Высоцкого! Через 15 минут прибежал помполит и велел убрать «хрипуна»... Включил в трансляцию Москву.

Однажды мы зашли в бухту Церковную на Шикотане брать воду. Пока была стоянка, свободные от вахт решили сходить в Крабозаводск, благо недалеко, через весь остров. Отправились веселой компанией, в Крабовой был магазин, мы отоварились и подались обратно, в темноте заблудились, потерялись, и я с одной девицей остался ночевать и только утречком добрался до парохода. Так я прошел поперек острова туда и обратно и побывал на мысе Край света.

Жизнь на плавзаводе была интересная — многие жили семьями и «семьями», по окончании заезда он уезжал к своей жене, а она к своему мужу... И так до следующего заезда. И, видимо, всех это устраивало.

Потом мы работали у Магадана на селедке, на минтае на Камчатке, в бухте Русская брали воду и пошли в Находку, практика моя закончилась.


ПКЗ «Феликс Дзержинский»

Приехали мы в нашу бурсу: проветрены, просолены, нам шторма нипочем, после гавани в тихом плавании вспомнить будет о чём... Малость поучились, сдали экзамены за 4 курс, пришили по пять лычек и стали готовится к госам…


Мы после практики. Я справа

Но вот мы и госы сдали... И повезли нас в Сов. Гавань на военную стажировку. 45 суток службы, старшина 2 статьи в военном билете…

Возвратились в Невельск, получили свои дипломы радиотехника и оператора 2 класса. Отметили выпуск в ресторане и утром со слезами и соплями прощались на вокзале. Разбросало нас от Северо-Курильска до Озерска. Я поехал в контору, где проходил практику, и называлась она УМРЗФ — Управление морского рыболовного и зверобойного флота. Флот был разношерстный и состоял из транспортников, рыболовных судов разного класса, плавбаз и плавзаводов и зверобойной флотилии, базирующейся во Владивостоке. Оформился и получил направление на РС-300 «Космонавт Беляев».

После ремонта, в январе, пошли мы на Камчатку через Сангарский пролив гонять «кареглазого Кешу» — ловить минтай. Работали на трале. Потом сельдяная экспедиция под Магаданом, работали кошельком.

Потом я получил направление на «Лахтак», на зверобойную шхуну, во Владивосток, в зверобойную флотилию. Шхуны были деревянные, парусно-моторные, финской постройки. Корпус был «яйцом», без бортовых килей, и шкивало их в любую погоду, и со временем выработалась привычка или размещать свое тело в уголке, или прислоняться к переборке. Только во льдах качка была минимальная. После шестимесячного рейса и походка на суше была соответствующая, вразвалку.


Зверобойная парусно-моторная шхуна

Во флотилии их было десять. Вышли мы в апреле, зашли в Холмск, получили снабжение, оружие, патроны и пошли Лаперузом в Охотское море бить зверя: лахтак, ларга, акиба. На шхуне было пять фангсботов, по три человека промысловиков, остальные работали на борту. Каждые два часа боты выходили на связь, докладывали обстановку, связь держали по портативной радиостанции «Недра-П». Хорошая была радиостанция, частота 1740 Кгц. При хорошем прохождении связывались с другими шхунами за 200-300 миль.

Вечером подходили боты, сдавали шкуры, т.к. зверя разделывали на льдине. На палубе стояла мездрильная машина, на ней сдирали жир, он шел в салотопку, и получался рыбий жир. Шкуры на кожу солились в трюме, а на мех стирались пастой «Новость», и я их засаливал на корме. Получался эдакий «Наполеон» из 5 тысяч шкур. Мех и кожу в Магадане сдали на местную фабрику, а самый ценный отправляли в Татмехобъединение для дальнейшей обработки. На аукционе в Лондоне мех шел до 25 долларов за шкурку. Зверобои был народ рукастый, сам обрабатывал шкурки, шил шапки и реализовывал по случаю... Я от них не отставал и тоже, обработав шкурку, сшил себе финку.

Работа на промысле была тяжелая, но интересная. Ботовые ходили к берегу на охоту, добывали горных козлов, медведей и однажды добыли лося, так что свежее мясо у нас было. По весне привозили с берега полные корзины черемши и лука — всё съедалось влёт. В конце июня появилась талая вода на льдинах, и мы запасались пресняком. В Аяне, Инюхе ходили в «гастроном», меняя шкурки на курево и спиртное. И на другой день все были как штык — сказывалась закалка! Был на «Лахтаке» медвежонок Яшка, ботовые привезли с берега…. Поначалу он скучал, потом прижился и был любимцем команды. К осени он подрос, и его отдали в цирк во Владивостоке…


Медвежонок Яша, я и сгущенка

Закончив со зверем, мы шли на селедку, принимали у рыбаков, солили полуфабрикат и сдавали на плавбазы или возили на остров Спафарьево. Работенка еще та, работали все, и днем, и ночью. Приемка соли, бочки, разбондарка, посол селедки, укладка в бочки, бондарка, раскатка бочек в трюме, потом их выемка и сдача. А мне еще РДО принимать и передавать, принимать циркулярные передачи, прогнозы погоды, проводить капчасы и сдавать суточную сводку по флотилии. Работа у радиста специфическая: нужно знать и уметь ремонтировать и эксплуатировать аппаратуру, знать расписание работы радиоцентров, рабочие частоты, прохождение частот в зависимости от времени суток, ну и, конечно, знать азбуку Морзе... И чем дольше работаешь, тем выше поднимаешься по профессионализму.

Радиооборудование было 60-х годов: 100-ваттный радиопередатчик «Ёрш-Р», приемник «Волна-К», РЛС «Донец», эхолот НЭЛ-5Р, радиостанция РТ-20. Бортсеть была постоянной 110 вольт, поэтому для РЛС и передатчика стояли преобразователи АЛП-1,5, вырабатывающие 220 в 400 Гц. Остальная радиоаппаратура работала от других преобразователей на переменный ток в 50 Гц. И это все было в моем заведовании. В зверобойке я отработал на «Лахтаке», «Воямполке», «Бельке» и на «Нерпе». Экипажи были в основном владивостокские, чужаки почти не приживались, но я как-то вписался, и меня на «Нерпе» уже встречали как родного.

Следующая экспедиция была в августе на РС «Дунаево» на сайру на Шикотане. Коротко, как проходил промысловый день: взяли на борт лед и ящики, вышли в район промысла, переход небольшой, 2–3 часа. Стемнело, зажгли сайровые люстры, стала собираться «ночная жемчужина». Спустили сайровую ловушку. Вокруг нас ночной город — на всех сайровиках горят люстры, привлекая сайру. Собралась рыбка и у нас. Гасим люстры с левого борта, сайра переходит под правый борт. Гасим люстры с бака и с кормы. Остается одна, самая яркая. Гасим и её и включаем люстру с красной лампой. Вода начинает «кипеть» — сайра начинает сбиваться в косяк. Выбираем низа, и ловушка захлопнулась! Каплером выбираем рыбу, расфасовываем по ящикам, пересыпаем льдом и ящики составляем в трюме. И так всю ночь. Лед и ящики закончились, я их все перетаскал с кормы. Идем на сдачу, можно поспать пару часов.

Пришли на Шикотан, стали в очередь, выгрузили ящики на причал, на транспортер, перешвартовались за льдом, потом перешвартовались за ящиками. Дело к вечеру, пошли на лов... Вот так проходят промысловые сутки изо дня в день, кроме штормовых. А у меня еще работы по заведованию — я же начальник радиостанции. По экспедиции мы заняли третье место, и на экипаж выделили мотоцикл «Урал». Правда, куда он ушел, я так и не знаю…

На флот пришли новые ЗРС — зверобойно-рыболовные суда. Польской постройки, дизель-электроходы, морозили до 20 тонн продукции. Я отработал на двух ЗРС «Звягино» и «Заречье». Эти пароходы были тоже ледового класса, корпус «яйцом» и бортовая качка донимала весь рейс. Балластная система была так себе, и поэтому все ЗРС ходили с креном на правый или левый борт. Радиоаппаратура была уже современная — передатчик «Бриг» на 1,5 кВт, СВ-передатчик «Муссон», оба с автоматической настройкой. Два РЛС «Дон» на 48 миль и рыбопоисковые гидролокаторы «Кальмар» и «Палтус». И кроме связи по азбуке Морзе уже применялось буквопечатание.


Зверобой

На первом били зверя, на втором ловили скумбрию на юге Хоккайдо. Всё как всегда...


На промысле морзверя

УМРЗФ преобразовали в ХБПТФ — Холмская база производственно-транспортного флота. Мы подчинялись Сахалинрыбпрому, который, в свою очередь, подчинялся Дальрыбе. Весь добывающий флот передали в Невельск в УТФ и в Северо-Курильск. Наши ЗРС передали в Корсаковский БОР, я не остался, сдал «Заречье» своему однокурснику Толе Лобанову и вернулся в Холмск. В ХБТФ собрали транспортный флот, плавбазы и плавзаводы. Я был направлен на пароход «Юлия Жемайте». Грузились мы в Невельске всякими разными грузами, потом зашли в Малую Кему, взяли лес-кругляк и пошли по Курилам развозить то, что нам загрузили. Мало-Курильск, Южно-Курильск, Курильск, Северо-Курильск — выгрузка на рейде. В первом номере был полный трюм водки. И в каждом порту требовали первый плашкоут грузить водкой, а уж потом остальное снабжение.

Так, выгружаясь и забирая продукцию с консервных заводов, мы добрались до Петропавловска. Выгрузили остатки и пошли в Находку сдавать груз. Дальше — Владивосток, опять Невельск. Дело в том, что набрать груз было проблематично, так как мы были не линейщики, те шли в первую очередь, и поэтому были долгие стоянки в портах. Я списался в отгулы. Начальник службы связи направил меня на плавбазу. Я уже был женат, родился пацанчик, получил квартиру, и, зная, какая жизнь на плавбазах, я категорически отказался по состоянию здоровья. Меня послали работать на радиоцентр. И так моя морская жизнь завершилась. Такая вот она была. Без прикрас!
48 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +10
    28 мая 2025 04:03
    Спасибо за рассказ! Было интересно узнать про тяжёлую работу промысловиков. Плюс статье.
    1. +3
      28 мая 2025 09:29
      Плюс статье.

      Присоединяюсь. Статья, что называется- "зашла". Было очень интересно.
      Большая просьба, Владимир, пишите ещё.
  2. +4
    28 мая 2025 05:51
    Хотел поступить на судоводителя, но дядька отсоветовал

    Что послужило аргументом в пользу профессии радиста?
    1. +4
      28 мая 2025 16:27
      Совет старшого моряка, послушался.
      1. +2
        28 мая 2025 19:16
        У меня товарищ, школьный, то же пошёл радистом в ЛВИМУ, значит что-то не догоняю. Думал, что все хотят капитанить, а точнее заканчивать факультет судовождения
      2. +3
        28 мая 2025 20:42
        Спасибо Вам,за статью о начале своей трудовой жизни, ни каждый сподобится.
        Но то, что Вы написали, это правда того времени. У меня двое знакомых,которые закончили таллиннскую мореходку, 3 года отходили на Дальнем востоке, наверное как и Вы. Говорили,что было не просто,и всё, а сейчас я понимаю, что это было.
        Ещё раз спасибо, жаль, что наши коллеги по сайту не готовы поделиться своими вопоминаниями,как Вы, определенной жизненной вехой
  3. BAI
    +6
    28 мая 2025 06:16
    Ботовые ходили к берегу на охоту, добывали горных козлов, медведей и однажды добыли лося, так что свежее мясо у нас было. По весне привозили с берега полные корзины черемши и лука — всё съедалось влёт.

    Хорошее примечание к недавней дискуссии о питании викингов в походах
    1. +3
      28 мая 2025 09:51
      привозили с берега полные корзины черемши и лука — всё съедалось влёт.

      У нас на Кавказе черемшу именуют медвежьим луком или медвежьим чесноком, а по народному -колбой. Запах у свежесобранной черемши для непревычного человека не самый приятный, но вкус - выше всяких похвал. Не знаю правда или нет, но врачи утверждают, что для профилактики и лечения цинги и авитаминоза черемша -лучший природный продукт.
      Интересно, лингвисты связывает это слово с тюркским сарымсак — «чеснок». Слово имеется во многих тюркских и некоторых монгольских языках, в частности: тур. sarımsak, sarmisak, азерб. sarimsaq, тат. сарымсак, каз. сарымсақ — «чеснок», кирг. сарымсак — «чеснок (главным образом, дикий)», монг. саримсаг.
      1. +5
        28 мая 2025 16:31
        Вячеслав исправил на корзины, а это были целофановые мешки (вкладыши) на 120 литров.. Такую сочную черемшу и лук я больше нигде не видел.
        ..
        1. +1
          6 июня 2025 20:02
          Замечательный рассказ good про замечательную жизнь, уважаемый Владимир Владимирович! hi И комментарии к рассказу тоже хорошие дружеские. А уж фотографии так вообще супер! Ваши однокурсники, комсомольцы, наверно.Пейзажи морские завораживают. Нравятся мне. А уж с медвежёнком так особенно. Тут я просто обзавидовался.÷÷÷÷÷÷÷÷÷÷÷÷
          Здоровья Вам ото всей души желаю , чтобы скорей домой.
  4. +6
    28 мая 2025 06:26
    Всегда было интересно, как питались и пили чай моряки во время даже небольшой качки? Так и ложку с супом или стакан с чаем, или не приведи Господь чего-нибудь покрепче, мимо рта можно очень даже легко пронести. Не было за всю жизнь ни одного знакомого моряка, вот и спросить было не у кого. Вот теперь и спрашиваю. А статье, однозначно, плюс!
  5. +7
    28 мая 2025 06:48
    Последний представитель " зверобоев" польской серии В422 ( 27 судов) после переооборудования на " Севмаше" в судно спецназначения "Лименда" трудится на Севмаше .Если оно появилось в море ,значит севмашевцы что то сдают заказчику ( что сдают в кадр не попадает bully )Пару недель назад она была в море( Белом море).
    1. +3
      28 мая 2025 18:58
      "Если оно появилось в море ,значит севмашевцы что то сдают заказчику ( что сдают в кадр не попадает bully )Пару недель назад она была в море( Белом море)." Совсем не факт! У Севмаша целый цех обеспечивает испытания, да ещё от "Звёздочки" суда в моря выходят на заказы Севмаша, да от Беломорской ВМБ. И то, что Севмаш и "Звёздочка" сдают стране и флотам союзников и бывшим партнёрам снимается с разных ракурсов с разных носителей на разную аппаратуру, в том числе на плёнки.
  6. +9
    28 мая 2025 07:00
    Цитата: Голландец Михель
    Всегда было интересно, как питались и пили чай моряки во время даже небольшой качки? Так и ложку с супом или стакан с чаем, или не приведи Господь чего-нибудь покрепче, мимо рта можно очень даже легко пронести. Не было за всю жизнь ни одного знакомого моряка, вот и спросить было не у кого. Вот теперь и спрашиваю. А статье, однозначно, плюс!

    Михель ,во время шторма ешь в кают компании первое держа тарелку в руках, балансируя чтобы через края не переливалось.Но пару раз кастрюля с первым поднималась с штатного места на столе в воздух и летела по салону только ей ведомом направлении.Раз неведомыми путями прилетела в помещение буфетчицы влупила по полке с посудой ,которая ( посуда ) упала на палубу - буфетчица упала на палубу на пару секунд позже и была " эвакуирована " в лазарет с осколком в ноге.К на ужин уже была на боевом посту с перебинтованнной ногой.Да нормально всё и всех в каютах были " штормовки" или штатные или самоделки.У меня за 27 лет ни одна бутылка не пострадала ,в отличие от стаканов ,кружек - эти были расходные материалом.
    1. +7
      28 мая 2025 16:41
      Во время шторма на стол стелили мокрую скатерть и поднимали бортики на столах.. А с тарелкой левой рукой манипулировал в противофазе качке - это те, кто мог есть во время шторма... Как-то неделю питались консервами, готовить было невозможно и ели всего несколько человек, остальные в лежке.
    2. +3
      29 мая 2025 00:10
      Цитата: tralflot1832
      во время шторма ешь в кают компании первое держа тарелку в руках,

      И держись ногами, чтобы не упасть. И не тарелку а глубокую, люминевую миску. ( бывший радист по северам ).
      1. +2
        29 мая 2025 07:52
        А это зависит от парохода и посуды на нём... На РС очень ценился глубокий судок с ручками. Была и другая посуда, от мисок, до сервизов.
  7. +4
    28 мая 2025 07:37
    Не все так гладко с эксплуатацией зверобоев проекта 422 ,море ошибок не прощает.
    1. +7
      28 мая 2025 07:52
      Мурманчане и архангелоглродцы на этих зверобоях били тюлешек в Белом море и у Гренландии ." Бельков " жалко.Мясо тюлешек морозили на корм пушным зверям.В посёлок Пушной на звероферму Мурманская обл ,очень часто приезжал главный по мехам, представитель уже покойной королевы Англии Елизаветы.Любила она русские меха.
  8. +7
    28 мая 2025 07:53
    подошел и включил там свет — антенна завертелась! Как это было взаимосвязано не понятно до сих пор.

    Через пускатель это элементарно делается smile.
    Только вот кому и главное зачем это извращение понадобилось? what
    1. +5
      28 мая 2025 16:21
      Цитата: Тот же ЛЕХА
      Только вот кому и главное зачем это извращение понадобилось?

      Известно кому - флотским юмористам)) Тонкий флотский юмор)
    2. +3
      28 мая 2025 16:23
      Никаких пускателей там не было! Загадка электрического тока 220 постоянного, как на э/двигателе вращения антенны!
      1. fiv
        0
        30 мая 2025 23:43
        Чтобы не тянуть до щитка, подключились к зажтмам выключателч. Только надо было до выключателя, чтобы напряжение юыло всегда, а подключились после. Включплся свет - включался радар.
        1. +1
          31 мая 2025 03:17
          Глупости ! Мы там все обшарили с революционной бдительностью - никаких посторонних подключений, все закрашено трехсантиметровых слоем краски ! Пять специалистов чесали репу по этому поводу. Да у местных "умельцев" тяму и знаний бы не хватило совершить такую диверсию. hi
          1. fiv
            +2
            31 мая 2025 07:56
            Uncle Lee, hi ! Со флотским электричеством незнаком, надо признать, только с наземным. На флоте, может, ток вообще не электронами создается, а морской солью laughing .Тут я пас!
            1. +2
              31 мая 2025 10:24
              Цитата: fiv
              Со флотским электричеством незнаком

              "Ток электрического напряжения имеет одну гальваническую основу" -Закон Попова-Ломоносова.... feel
  9. +6
    28 мая 2025 09:25
    Вячеслав ,спасибо за статью - читал помолодел.Но думал это другой автор с Сахалина UncuI Lee .У вас трудовые биографии очень схожи .Спасибо!!!
    1. +6
      28 мая 2025 16:19
      Статью писал я, Uncle Lee , внимательнее, комрад... Жаль, я нонче в больничке
  10. +3
    28 мая 2025 09:28
    Цитата: ee2100
    Хотел поступить на судоводителя, но дядька отсоветовал

    Что послужило аргументом в пользу профессии радиста?

    Спирт ,для регламенты работ
    с радиооборудованием .Шутка если что ! wassat drinks
    1. +6
      28 мая 2025 09:40
      Рефиеханикам при СССР выдавалось 40 литров спирта на судах с рефустановками работающих на фреоне - 22 на рейс в 6 месяцев.Чистейший "использовался" в галлоидных лампах для поиска утечек фреона.2 раза получал.Потом начали получать американские течеискатели ( электронные).В гробу я видал этих американских масков с такой засадой. laughing drinks
      1. Спасибочки, что напомнил про
        пресловутую "галлоидную лампу" :-)))
        Лично я НЕ "морской", а
        "железнодорожный" реф.механик.
        В 90-м году, когда я только устроился
        в реф.депо после дембеля, так в рейс
        выдавали литруху (а то и полторы)
        жуткой ярко-ЗЕЛЁНОГО цвета болтухи
        с запахом абсолютно нормального
        медицинского спиртяги...
        Как потом оказалось, это был
        чисто пищевой краситель, которым
        при саффке красили всем известный
        "Тархун" и мармелад на кондитерских
        фабриках :-)))
        Вот тогда сразу и понеслось...
  11. +4
    28 мая 2025 12:31
    связь держали по портативной радиостанции «Недра-П». Хорошая была радиостанция, частота 1740 Кгц.
    Как раз на этих частотах работали радиохулиганы в 60-е года Оренбурге, да и по всей стране (длина волны 200-160 м), их регулярно пеленговали и штрафовали, а потом этот диапазон отдали радиолюбителям. В Оренбурге радиохулиганов называли шарманщиками. Дальность связи была в пределах города, то есть около 5 км, дальше начиналась степь, а в деревнях шарманщиков не было.
    1. +3
      29 мая 2025 00:34
      Не только в Оренбурге, но и везде радиохулиганов называли "шарманщиками". Два моих троюродных брата (будучи тогда школьниками - семиклассниками) занимались этим популярным тогда, хотя и предосудительным, делом, но в конце концов были запеленгованы и попались. В их квартире провели обыск и конфискацию всей пригодной для радиохулиганства аппаратуры (один, как подпольщик, спрятал в ящике швейной машинки передатчик, но его всё равно обнаружили и изъяли). Разгневанные отцы отроков, мои двоюродные дядья, лишившись телевизоров и элитных радиоприемников, как следует отдубасили за это обоих "шарманщиков", "стимулировав" тем самым завязать с радиолюбительством. Правда, видимо, только на время: после школы один из упомянутых кузенов закончил радиотехнический институт и до пенсии работал начальником дистанции связи управления одной из украинских железных дорог, другой закончил в Ленинграде академию связи им. Буденного и вышел в отставку полковником. Неисповедимы пути господни, или все - таки исповедимы? laughing
    2. +2
      29 мая 2025 18:56
      Как раз на этих частотах работали радиохулиганы в 60-е

      Было дело laughing
      И сейчас могу безо всяких схем собрать передатчик, по памяти... laughing
      1. +2
        29 мая 2025 20:40
        И сейчас могу безо всяких схем собрать передатчик, по памяти... laughing
        А что, и исходник - ламповый приёмник - тоже есть? drinks
        1. +2
          30 мая 2025 05:27
          Лампового приемника нет. Но недолго собрать усилок на 3 лампах, тем более для этого всë есть. laughing
          Начал заниматься радиотехникой еще в конце 50-х прошлого века, да так и осталось это любимым делом на всю жизнь! drinks
          1. +2
            30 мая 2025 08:12
            У меня это период с середины 60-х до 1972, как уехал учиться, не до того стало. drinks
            1. +2
              30 мая 2025 09:15
              В авиации прошла ваша жизнь?
              В какой то степени мы с вами коллеги. Я срочную служил с 1966 по 1969. Сначала учебка 11 мес, потом полк в Завитинске, 2 года стрелком на АН 12.
              В учебке комвзвода капитан Поляков, тоже был страстный радиолюбитель!
              Общем в учебке мне жилось хорошо laughing
              Да и в полку тоже. Не жалуюсь.
              Об одном не раз пожалел. Предлагали остаться на с/срочную, неее... на гражданку! А вторая любовь у меня осталась к авиации... drinks
              1. +2
                30 мая 2025 13:04
                Почему прошла? До сих пор идёт. Началась с того времени, как меня отец в детсадовском возрасте сажал в штурманскую кабину ИЛ-28, я там играл, а он вёл занятия с курсантами. Было это в Оренбурге в 1959-60 годах, в конце 1960 Оренбургское штурманское училище по приказу Хруща Кукурузного было ликвидировано. После средней школы - факультет аэромеханики и летательной техники в МФТИ, потом ЦАГИ. Сейчас вдобавок ещё и завкафедрой физики в МАИ.
                1. +2
                  30 мая 2025 13:22
                  Ооо, у вас послужной список богатый!
                  Я на втором году службы ездил поступать в Балашовское училище летчиков. Поступил. Но! Ездили мы трое из нашего полка, все из одной эскадрильи. И вздумалось нам уже после зачисления отметить это, естественно в самоволке. Ну и отметили. Получилась драка с абитуриентами-моряками. Патруль. На утро приказ начальника училища, генерал-майора ( фамилию не помню) о нашем отчислении!
                  Замполит полка сказал после нашего приезда: - Сколько буду служить, ни одного срочника больше не отпущу поступать! laughing drinks
  12. +5
    28 мая 2025 16:36
    Цитата: Uncle Lee
    Статью писал я, Uncle Lee , внимательнее, комрад... Жаль, я нонче в больничке

    Надо выздоравливать ,поправляйтесь!
  13. +2
    28 мая 2025 16:45
    Цитата: Uncle Lee
    Во время шторма на стол стелили мокрую скатерть и поднимали бортики на столах.. А с тарелкой левой рукой манипулировал в противофазе качке - это те, кто мог есть во время шторма... Как-то неделю питались консервами, готовить было невозможно и ели всего несколько человек, остальные в лежке.

    Меня три дня в первом рейсе лечили от морской болезни кто как мог.На четвёртый день море приняло .
    1. +4
      28 мая 2025 23:31
      Мутило, один раз рыгнул за борт и больше не болел в любой шторм.
  14. +3
    29 мая 2025 06:28
    Пароход был хоть и старый, но мореходный, правда, во время шторма скрипел переборками.
    В те времена корпуса делали ина заклёпках, а не сварные, вот т скрипел пароплав. Как говорили старые мариманы -"Если пароход перестал скрипеть, значит скоро утонет".
    1. +3
      29 мая 2025 20:13
      carpenter (Dimon), уважаемый, сварные суда скрипят не меньше. Зашивка подволоков, всех помещений - как бы стен кают, камбуза, кают-компании, рубки, пайолы- не на сварке. Ящики с ЗИПом хоть и стоят в приваренных уголках, а уголки те загрунтованы и окрашены, через пару месяцев в морях начинают чуть-чуть скрипеть и стучать - краска начинает шелушится. Как не реализуют мероприятия по снижению шумности АПЛ, через месяц-два мебель начинает поскрипывать, а корпус АПЛ с первого глубоководного погружения поёт...
      1. +2
        30 мая 2025 13:27
        Цитата: Тестов
        carpenter (Dimon), уважаемый, сварные суда скрипят не меньше.

        Кто не ходил на старых пароплавах 30-х годов выпуска, тот не поймёт, что такое -скрипят.
        1. +1
          30 мая 2025 15:58
          Наверное, Вы правы. Мне довелось много раз путешествовать в качестве пассажира на пароходах 1940 и 1944 годов постройки, но корпуса у них были сварные...
  15. +1
    2 июня 2025 14:59
    Прекрасная статья! И язык вполне читаем!
    Родился и жил в Южном 54 года, сейчас переехал в Питер родителем в старости помогать. Всё что вы написали близко и знакомо. Бывал и в Холмске и Невельске неоднократно.
    За статью несомненный огромный +!!! Жду продолжение!
    И огромное Спасибо за воспоминания ожившие!