Значение военного аспекта крещения Руси для датировки этого события

7 491 24
Значение военного аспекта крещения Руси для датировки этого события
Крещение князя Владимира в купели одной из церквей Херсонеса Таврического. Миниатюра из Радзивилловской летописи


В России получила широкое распространение версия крещения Руси, изложенная в летописи «Повесть Временных Лет», составленной в начале XII в. Разумеется, объективность изложения обстоятельств крещения Руси монахом Киево-Печерской лавры св. Нестором можно поставить под сомнение.



Для соблюдения объективности освещения столь значимого для России события и уточнения его датировки необходимо привлечь иноязычные источники и оценить степень их совпадения как между собой, так и с ПВЛ.

Прежде всего, речь идет о сочинении арабского историка Яхьи бен Саида аль-Антаки (ок. 980 – ок. 1066):

«И стало опасным дело его (положение императора Василия. – П.Г.), и был им озабочен царь Василий по причине силы его (Варды Фоки Младшего. – П.Г.) войск и победы его над ним. И истощились его богатства, и побудила его нужда послать к царю русов (князю Владимиру. – П.Г.), – а они его враги, – чтобы просить их помочь ему в настоящем его положении. И согласился он на это. И заключили они между собой его договор о свойстве, и женился царь русов на сестре Василия (царевне Анне. – П.Г.), после того как он поставил ему условие, чтобы он крестился и весь народ его страны, а они народ великий. И не причисляли себя русы тогда ни к какому закону и не признавали никакой веры. И послал к нему царь Василий впоследствии митрополитов и епископов, и они окрестили царя и всех, кого обнимали (охватывали. – П.Г.) его (князя Владимира. – П.Г.) земли, и отправил к нему сестру свою, и она построила многие церкви в стране русов. И когда было решено между ними дело о браке, прибыли войска русов также и соединились с войсками греков, которые были у царя Василия, и отправились все вместе на борьбу с Вардою Фокою морем и сушей в Хрисополь (нынешний Ускюдар. – П.Г.). И победили они Фоку, и завладел царь Василий приморскою областью, и захватил все суда, которые были в руках Фоки». [1]

Следующим автором, достойным упоминания, является также арабский историк Абу Шуджа Мухаммед бен аль-Хусейн Захир ад-Дин ар-Рудравари (1045–1095). Он оставил «Продолжение Книги испытаний народов и осуществления заданий», которое является продолжением сочинения Ибн Мискавайха и в некоторой степени отличается от приведённого выше изложения Яхйи аль-Антаки:

«Рассказ о том, как Вардис [Фока Младший], сын Льва [Фоки], изменнически поступив с Вардою [Склиром] и схватив его, затем переменил свое отношение к нему на лучшее и освободил его. Вардис [Фока Младший], расставшись [со Склиром], расположился вблизи Константинополя, объявляя войну Василию и Константину, византийским царям. Общее настроение было за него; войска и население присоединились к нему. И остались оба царя с малым количеством людей внутри города и его неприступных твердынь. Посредством какого приема возвратили оба византийских императора спокойствие своему пошатнувшемуся положению. Когда их положение поколебалось, они вступили в переговоры с царем русов и попросили у него помощи. На это он предложил им выдать за него замуж их сестру. Они оба на это согласились. Но женщина воспротивилась отдать себя тому, кто разнится с ней в вере. Начались об этом переговоры, которые закончились вступлением царя русов в христианство. Тогда брак был заключен, и женщина была подарена ему (царю русов. – П.Г.). Он послал им обоим на помощь великое множество своей дружины, причем все были большой силы и отваги. Когда помощь прибыла в Константинополь, они переправились через море на кораблях для встречи с Вардисом [Фокой Младшим]. Тот, глядя на них, не придал им значения и подшучивал над ними: как это они так самонадеянны в своем предприятии! Едва они высадились на берег и оказались на одной земле с врагом, как разгорелся между ними бой, и победителями вышли русы. Они убили Вардиса [Фоку Младшего], и войска его рассеялись». [2]

Нельзя не согласиться с М.В. Бибиковым, что большую роль в распространении христианства и просвещения на Руси сыграла византийская царевна Анна, сестра императора Василия II Болгаробойцы, ставшая русской княгиней – супругой князя Владимира. Этот брак, как видно, был тесно связан с обстоятельствами крещения Руси. Однако сведений об Анне сохранилось очень мало как в древнерусских, так и в византийских источниках. Из византийцев лишь автор XI в. Иоанн Скилица в сочинении «Обозрение истории» сообщает о рождении Анны сразу после известия о смерти ее отца, императора Романа II (умер 15 марта 963 г.):

«Его власть наследуют дети его Василий и Константин вместе с матерью Феофано, родившей ему за два дня до смерти и дочь, которую назвали Анной» (Scyl., 525.37–39).
Скилица также сообщает о бракосочетании Анны с русским «архонтом Владимиром», объясняя этот брак необходимостью получить военную помощь от русского князя:

«Он ведь призвал их на помощь в войне, сделав архонта Владимира зятем благодаря своей сестре Анне (Scyl. 336.89–90). Это свидетельство также попадает в византийскую историографию XII в., будучи дословно переданным Иоанном Зонарой (Zon., III.553.1–2)». [3]
Также М. В. Бибиков сообщает важную версию датировки крещения Руси:

«Одна из малых хроник, известная из Cod. Vat. gr. 840, содержит [...] краткую хронологическую запись, касающуюся русской истории: это примыкающее к текстам по русской церковной истории (т.н. "Отрывки В.Н. Бенешевича") свидетельство о крещении князя Владимира и всей Руси при нем осенью 989 г. – редчайшее в византийской традиции». [4]

Эта версия датировки крещения Руси имеет под собой основание, поскольку предоставленный Владимиром отряд численностью 6 тысяч воинов принял участие в решающем сражении 13 апреля 989 г. под городом Абидосом, расположенным на азиатском берегу Геллеспонта, где войска Варды Фоки Младшего были разбиты, а сам он погиб.

Численность русских воинов, бывших в распоряжении императора Василия, точно указана армянским историком XI в. Степаносом Таронским:

«...Весь народ рузов, бывший там, поднялся на бой: их было 6000 человек пеших, вооруженных копьями и щитами, которых просил царь Василий у царя рузов [Владимира] в то время, когда он выдал сестру свою [Анну] замуж за последнего. В это же самое время рузы уверовали во Христа». [5]

Теперь сравним приведенные выше сведения с той частью ПВЛ, которая имеет отношение к крещению Руси (подготовка текста и перевод О.В. Творогова):

«...В 6496 (988) году пошел Владимир с войском на Корсунь, город греческий, и затворились корсуняне в городе. И стал Владимир на другом берегу лимана, на расстоянии полета стрелы от города, и крепко сопротивлялись горожане. Владимир же осадил город. Люди в городе стали изнемогать, и сказал Владимир горожанам: "Если не сдадитесь, то простою и три года". Они же не послушали его. Владимир же, изготовив войско свое, приказал насыпать землю горой у городских стен. И когда насыпали они, корсунцы, подкопав стену городскую, крали насыпанную землю, и носили ее себе в город, и ссыпали посреди города. Воины же присыпали еще больше, и Владимир стоял. И вот некий муж именем Анастас, корсунянин, пустил стрелу, написав на ней: "Перекопай и перейми воду, идет она по трубам из колодцев, которые за тобою с востока". Владимир же, услышав об этом, посмотрел на небо и сказал: "Если сбудется это, – сам крещусь!" И тотчас же повелел копать поперек трубам, и перекрыли воду. Люди изнемогли от жажды и сдались. Владимир вошел в город с дружиною своей и послал к цесарям Василию и Константину сказать: "Вот взял уже ваш город славный; слышал же, что имеете сестру девицу; если не отдадите ее за меня, то сделаю столице вашей то же, что и этому городу". И, услышав это, опечалились цесари и послали ему весть такую: "Не пристало христианам жениться и выдавать замуж за язычников. Если же крестишься, то и ее получишь, и царство небесное воспримешь, и с нами единоверен будешь. Если же не сделаешь этого, то не сможем выдать сестру за тебя". Услышав это, сказал Владимир посланным к нему от цесарей: "Скажите цесарям вашим так: я крещусь, ибо еще прежде разузнал о законе вашем и люба мне вера ваша и богослужение, о котором рассказали мне посланные нами мужи". И рады были цесари, услышав это, и упросили сестру свою, именем Анну, и послали к Владимиру, говоря: "Крестись, и тогда пошлем сестру свою к тебе». Ответил же Владимир: "Пусть пришедшие с сестрою вашею и крестят меня". И послушались цесари и послали сестру свою, сановников и пресвитеров. Она же не хотела идти к язычникам и сказала им: "Лучше бы мне здесь умереть". И сказали ей братья: "Может быть, обратит Бог Русскую землю к покаянию, а Греческую землю избавишь от ужасной войны. Видишь ли, сколько зла наделала грекам Русь? Теперь же, если не пойдешь, то сделают и нам то же». И едва принудили ее. Она же села на корабль, попрощалась с ближними своими с плачем и отправилась через море. Когда прибыла в Корсунь, вышли корсунцы навстречу ей с поклоном, и ввели ее в город, и отвели ее в палату. По божественному промыслу разболелись в то время у Владимира глаза, и не видел ничего, и скорбел сильно и не знал, что сделать. И послала к нему царица сказать: «Если хочешь избавиться от болезни этой, то крестись поскорей; если же не крестишься, то не сможешь избавиться от недуга этого». Услышав это, Владимир сказал: "Если же так и будет, то поистине велик Бог христианский". И повелел крестить себя. Епископ же корсунский с царицыными попами, огласив, крестил Владимира. И когда возложил руку на него, тот тотчас же прозрел. Владимир же, увидев свое внезапное исцеление, прославил Бога: "Теперь познал я истинного Бога". Многие из дружинников, увидев это, крестились. Крестился же он в церкви святой Софии, а стоит церковь та в городе Корсуни посреди града, где собираются корсунцы на торг; палата же Владимира стоит с края церкви и до наших дней, а царицына палата – за алтарем. После крещения привели царицу для совершения брака». [6]



К.В. Лебедев. Крещение киевлян


В.М. Васнецов. Крещение Руси. Фреска Владимирского собора в Киеве

Как видно, ни о какой помощи Византии со стороны Руси в ПВЛ речи не идет.

Зарубежные же источники дружно молчат о событиях, связанных с Херсонесом.

Это можно объяснить следующим образом. В сражении под Абидосом князь Владимир участия не принимал, а при взятии Корсуни он проявил себя молодцом, поэтому св. Нестор и расписал это событие с явным приукрашиванием.

А для византийских и восточных авторов взятие русскими Корсуни не было событием, заслуживавшим упоминания. Зато сражение под Абидосом могло изменить судьбу Византийской империи, что могло в свою очередь отразиться на положении ее арабских и армянских соседей.

Одно событие не исключает другое, однако они вносят неоднозначность в хронологию. По мнению Ю.А. Артамонова, изложенному в Православной энциклопедии, «Василий и Константин, однако, не спешили, по всей видимости, выполнять взятые на себя обязательства по договору с Владимиром. Киевский князь решил силой заставить К-поль выполнить условия ранее достигнутого соглашения и захватил Херсонес (в 989 или 990) – главный опорный пункт визант. влияния на Крымском п-ове. Цари были вынуждены поспешить с отправкой сестры Анны в Херсонес, где и состоялось ее бракосочетание с Владимиром. В крещении кн. Владимир получил имя Василий в честь царствующего имп. Василия II. В рамках предложенной реконструкции событий вопрос о месте принятия христианства Владимиром и его дружиной не может быть решен однозначно: крещение могло состояться как в Киеве после заключения договора в 987/8 г., так и в Херсонесе после прибытия туда царевны Анны в 989 или 990 г.». [7]

По нашему мнению, наиболее вероятная дата крещения Руси – год 989.

Примечания.
[1] Перевод в кн.: Император Василий Болгаробойца. Извлечения из летописи Яхьи Антиохийского / Издал, перевел и объяснил В.Р. Розен. СПб., 1883, с. 23–24.
[2] Перевод в кн.: Кезма Т. Рассказ арабского историка XI века Абу-Шоджи. К., 1927, с. 393–394.
[3] Бибиков М.В. Byzantinorossica: Свод византийских свидетельств о Руси. Т. I. М., 2004, с. 66.
[4] Бибиков М.В. Byzantinorossica: Свод византийских свидетельств о Руси. Т. 2. М., 2009, с. 271.
[5] Всеобщая история Степаноса Таронского Асохика по прозванию, писателя XI столетия / Переведена с армянского и объяснена Н. Эминым. М., 1864, с. 200.
[6] Библиотека литературы Древней Руси. Т. 1. СПб., 1997, с. 155, 157.
[7] Артамонов Ю.А. Крещение Руси // Православная энциклопедия. Т. XXXVIII. М., 2015, с. 728.


См. связанные с темой статьи:

1) Военная судьба Радзивилловской (Кенигсбергской) летописи
2) Политико-религиозная дуалистичность утверждений в посланиях монаха Филофея
24 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    27 мая 2025 04:58
    Какой по счёту была женой у князя Владимира Анна?
    1. +4
      27 мая 2025 05:44
      Цитата: ee2100
      Какой по счёту была женой у князя Владимира Анна?

      Привет Александр! Автору спасибо за статью!
      «Кому - до чего, а вышивому до бани» wink
      В реалиях, описываемых событий плюс - минус год не принципиально. К слову еще Шахматов и Лихачева указывали на допуски летоисчисления в ПВЛ до восьми лет. Последний предполагал, что это связано с болгарским влиянием.
      1. +4
        27 мая 2025 07:15
        Владислав,
        доброе утро!
        Шахматов и Лихачева указывали на допуски летоисчисления в ПВЛ

        А.А. Шахматов убедительно доказал, что ПВЛ - до XI в. была изначальна не датирована, а датировка была внесена в последующих редакциях.
        И он же детально рассмотрел ситуацию вокруг крещения Руси, анализируя все письменные источники русского происхождения.
        Общеизвестный факт, к Яхье бен Саиду не ходи, что отправка русского корпуса произошла в следствие сделки между Василием и Владимиром: Анну (+крещение) в обмен на корпус, ну и Корсунь вернуть.
        Ключевым был для Василия - русский корпус, без него он бы с восстаниями полководцев не справился.
        Не вдаваясь в подробности дат:
        1.Вначале осада мятежного против Василия Херсона Владимиром по предложению Василия
        2. Потом, "такая корова нужна самому", Владимир берет себе Херсон.
        3.Мятеж полководцев против молодого императора Василия
        4.Обмен Анны на русский корпус
        5. О крещении Руси, кстати, у византийских авторов ни слова, в отличие от крещения 875 г.
        6. Анна приезжает на Русь, за ней и идёт крещение
        7. Корпус - в Византию и там он спасает Василия
        hi
        1. 0
          27 мая 2025 07:47
          Доброе утро!
          Всё верно. Креститься легко, особенно если Анна была красивая!
          Но чтобы религия стала государственной нужен священник рядом с князем, чтобы доказать её полезность.
          1. +2
            27 мая 2025 08:06
            Доброе утро Александр!
            нужен священник рядом с князем, чтобы доказать её полезность.

            а он как раз и был))))
          2. +1
            27 мая 2025 08:32
            Послали за попами
            В Афины и Царьград.
            Пришли они толпами,
            Крестятся и кадят.
            Поют себе умильно
            И полнят свой кисет.
            Земля как есть обильна
            Порядка нет как нет.
            (А.К. Толстой).
            1. +2
              27 мая 2025 09:47
              Цитата: Валерий Мамай
              Послали за попами
              В Афины и Царьград.

              Алексей Константинович с юмором написал книгу "История государства российского",наш великий прозаик и поэт,был не только православным верующим,у которого через все его произведения проходила религиозная составляющая - поэмы "Иоанн Дамаскин", "Грешница",роман "Князь Серебряный" и др.,но и был человеком со здоровым чувством юмора.
          3. -2
            28 мая 2025 04:56
            Цитата: ee2100
            Но чтобы религия стала государственной нужен священник рядом с князем,

            Русские Константинополь (Царьград по русски) целиком не брали, в отличие от католиков в 12 веке и то те ОБМАНОМ взяли. Но мы части его регулярно захватывали. Для честности и на Каспии, мы тоже шалили, Дербент, Армянское царство. В средиземном море в нынешней Италии, Испании колонии наши тоже были, хоть и небольшие и не долгие лет 8-15.

            Православные часто обсирались при обороне Царьграда (сколько нужно французов для обороны Парижа? Неизвестно, это у них ни разу не получалось). Так в последний обсир (примерно начало 9 века) родился и праздник Покрова Богородицы (празднуется только в РПЦ и на моем коротком веку наши попы уже четыре раза меняли происхождение праздника). Но после этого, поскольку в честном бою русских не победить, до сих пор так и есть, решили действовать через идеологию. Так приняли Христианство на Руси и посадили попа рядом с князем.

            Попы, а какого черта вы запрещали регулярно окунаться в прорубь и игру в шахматы (в 1262, они так с татаро-монгольским игом боролись)? Вам нужно слабовольное и тупое стадо (точнее рабы Божьи)?
        2. -1
          27 мая 2025 12:00
          Цитата: Эдуард Ващенко
          А.А. Шахматов убедительно доказал, что ПВЛ - до XI в. была изначальна не датирована, а датировка была внесена в последующих редакциях.

          Ссылаться на "Повесть временных лет" некорректно, это литературный источник, а не историческая летопись и Шахматов доказал это, в отличии от Лихачева, который всю свою карьеру сделал на ПВЛ
          1. +1
            27 мая 2025 12:22
            Ссылаться на "Повесть временных лет" некорректно, это литературный источник, а не историческая летопись

            Вы все перепутали, такого понятия как лит. источник не существует у историков.
            ПВЛ - это конструкт, который и "собрал" Шахматов. По его мнению, его особо и не оспаривают, ПВЛ - была основой для дошедших до нас реальных, более поздних, летописей: Лаврентьевской, Ипатьевской, Радзивиловской.
            Он первый выстроил систему от протографов к реальным, дошедшим до нас, летописям.
            Тоже проделал и М.Д. Приселков. Можно назвать Я. С. Лурье, Корецкий, В. И. Буганов, Зиборов как ключевых исследователей взаимодействия текстов от протографов к реальным... hi
            1. 0
              27 мая 2025 12:27
              Цитата: Эдуард Ващенко
              Ссылаться на "Повесть временных лет" некорректно, это литературный источник, а не историческая летопись

              Вы все перепутали, такого понятия как лит. источник не существует у историков.
              ПВЛ - это конструкт, который и "собрал" Шахматов. По его мнению, его особо и не оспаривают, ПВЛ - была основой для дошедших до нас реальных, более поздних, летописей: Лаврентьевской, Ипатьевской, Радзивиловской.
              Он первый выстроил систему от протографов к реальным, дошедшим до нас, летописям.
              Тоже проделал и М.Д. Приселков. Можно назвать Я. С. Лурье, Корецкий, В. И. Буганов, Зиборов как ключевых исследователей взаимодействия текстов от протографов к реальным... hi

              Скажу проще, ПВЛ это художественная литература непонятно какого года
    2. +1
      27 мая 2025 10:50
      -Какой по счёту была женой у князя Владимира Анна?
      Александр,знаем только про Рогнеду.
      Статья замечательная, ПЛЮС,но 989(988) г. это дата НАЧАЛА крещения Руси.
      Немало славян-язычников было убито/бежало в те десятилетия при насаждении христианства.
      Может поэтому практически молчат византийские(да и "наши") авторы той поры
      Читая Нестора можно найти параллели между Соломоном и РАВНОАПОСТОЛЬНЫМ Владимиром.
      И последнее.
      Все таки крещение Руси привело к развитию/прогрессу(мода,архитектура и т.д) выходу на международную арену.Бурному росту экономических связей с соседями.
      В т.ч укреплению междинастических браков.
      Примерно в тоже время крестилась Венгрия,Скандинавия
      1. -1
        27 мая 2025 11:56
        Анна была как минимум седьмая жена.
        А крещение никоим образом не имеет отношение к военному аспекту, как озаглавил статью автор.
        Всё сводится к матримониальным намерениям Владимира.
        Ромеи сами не любили воевать, вот и нанимали наёмников, а кого они вероисповедания им было всё равно.
  2. +2
    27 мая 2025 07:22
    Однако сведений об Анне сохранилось очень мало как в древнерусских, так и в византийских источниках.

    Ситуация с восстанием полководцев для Василия, будущего Болгаробойца, была столь критическая, что он отдал за князя Владимира свою сестру Анну, обещанную германскому императору Оттону III. По мнению (только мнению) немецкого анналиста и епископа Титмара (975-1018) из Мерзебурга, именно Анна и уговорила своего мужа Владимира принять христианскую веру .
  3. 0
    27 мая 2025 08:13
    Сейчас в Херсонес попасть севастопольцам проблематично. Он оккупирован попами и хозяевами нового херсонеса (понаехами). В прежние времена доступ был свободный и на руины города и на великолепные пляжи.
    1. -1
      27 мая 2025 15:20
      Цитата: Юрий Гулий
      Сейчас в Херсонес попасть севастопольцам проблематично. Он оккупирован попами и хозяевами нового херсонеса (понаехами). В прежние времена доступ был свободный и на руины города и на великолепные пляжи.

      Севастопольцы свободно могут приходить в музей -заповедник Херсонес Таврический . И даже бесплатно . Паспорт с Севастопольской пропиской и проходи в обозначенное время работы музея . А пляжи в музее это дело такое ... Всё меняется и там где проводят раскопки и научную работу жарить шашлыки и загорать с голыми задами уже нельзя .. Моря и пляжей в Севастополе полно и без этих Херсонеских каменистых . обрывов . Попы говорите .. Монастырь в Херсонесе был и до революции .
  4. -1
    27 мая 2025 08:15
    Маятник пошел в обратную сторону. Наблюдаем всплеск неоязычества на СВО. Уткин задал тренд. wink
    1. -2
      28 мая 2025 05:05
      Цитата: Arzt
      всплеск неоязычества на СВО.

      Да ладно. Попы уже не знают что делать. То мат запретить, то неоязычество придумывают. Просто тупо церквей настроили а народа в них нет. Сколько воцерковленных? У русских 5-7% и бабы во основном. Это по церковных ходам хорошо видно. Кстати так всегда на Руси было, ну не верит русский народ попам. У славян все наоборот у украинцев примерно 70% воцерковленных, про поляков вообще молчу самый верующий народ. И тд.
      1. -4
        28 мая 2025 07:45
        Цитата: bya965
        Кстати так всегда на Руси было, ну не верит русский народ попам.

        Ну не верит русский народ Христу, в первую очередь - русские попы...

        В других народах беды от воров и предателей, а у русских- от попов и полит работников..
        Что делать? В ад отправиться.
  5. 0
    27 мая 2025 20:30
    Особенно охотно крестились в христианство новгородцы, под влиянием некоего воеводы Владимира Путяты.
    Очень аргументировал, надо, мол, срочно...
    1. -2
      28 мая 2025 05:08
      Цитата: faterdom
      Очень аргументировал, надо, мол, срочно...

      Торговля дело такое. Нечестное, неблагородное вот ради бабла (точнее преференций в торговле) и по крестились. А потом Ганзейский союз и кинул, не ту веру приняли.
      1. -2
        28 мая 2025 15:46
        Цитата: bya965
        Нечестное, неблагородное вот ради бабла (точнее преференций в торговле) и по крестились

        Да...с... это же надо быть такими уродами...
  6. -1
    28 мая 2025 23:33
    Цитата: Эдуард Ващенко
    Вы все перепутали, такого понятия как лит. источник не существует у историков.
    Скорее вы не в теме. В источниковедение есть два ключевых понятия касательно письменных источников:
    1) Документальный исторический источник;
    2) Нарративный исторический источник ( от латинского "нарраре" – писать).
    Документальные источники также называют официальными, они создавались в результате работы государственных заведений или организаций. Такие источники выражают юридическое и правовое поле определённого государства. К ним относятся, например: документы делопроизводства, законодательные документы, различные акты и статистические данные.
    Нарративные источники носят не официальный характер, в них выражается мнение автора на какие-либо события. К таким источникам относятся, например: хроники и летописи, мемуары, дневники, эпистолярные источники (переписка).

    Ну и само собой, не следует забывать про то, что превалировать должны именно документальные исторические источники. А суть нарративных - всего лишь дополнить документальные каким-то личными восприятиями автора.
    Поэтому еще в 19 веке в источниковедении появилась так называемая позитивистская парадигма. В источниковедении есть позитивистская парадигма. Наиболее показательно и последовательно она представлена в труде Ш.-В. Ланглуа и Ш. Сеньобоса «Введение в изучение истории» (1898), в основу которого положен курс лекций, прочитанный ими в Сорбонне в 1896/97 учебном году. Ш.-В. Ланглуа (1863–1929) – историк-медиевист, профессор Сорбонны, обладатель диплома Национальной школы хартий, директор Национального архива (1912–1929), член (с 1917 г.), затем президент (с 1925 г.) Академии надписей и изящной словесности. Ш. Сеньобос (1854–1942) – профессор Сорбонны (1890), начинал исследовательскую деятельность с изучения древней и средневековой истории, в дальнейшем специализировался по новой истории, автор труда «Политическая история современной Европы» (1897).
    «Введение в изучение истории» начинается формулой, с течением времени ставшей афоризмом:
    История пишется по документам. Документы – это следы, оставленные мыслями и действиями некогда живших людей
    <…>.
    Всякая же мысль и всякий поступок, не оставивший прямого или косвенного следа, или видимый след которого исчез, навсегда потерян для истории, как если бы он никогда и не существовал <…>.

    Ничто не может заменить документов: нет их, нет и истории.

    hi
  7. 0
    29 мая 2025 17:28
    Цитата: Юрий Гулий
    Сейчас в Херсонес попасть севастопольцам проблематично
    Не переживайте. Не факт, что "тот самый летописный Херсонес" - в Севастополе hi
    В 988 году Владимир положил идти на Корсун. (Вероятно, что сего похода на Корсун причиною была паки неустойка грек и неисполнение тех договоров, кои, по-видимому, возобновлялись в восьмилетнее течение или по прошествии того срока. Сей раз Владимир ко прежним статьям желал прибавить новое предложение, ибо хотел просить у царя Греческого в жену себе сестру его, цесаревну Анну. Владимир был обычен избирать способы, удобные придать внушениям, предложениям и требованиям его наивящее уважение и силу.) Он собрал великое войско, пошел весною на град Корсун* греческий: корсуняне же затворились во граде. Владимир стал по Лиману от города на един перестрел и послал ко гражданам объявить, дабы город отдали; граждане же, надеяся на крепость города и получить помощь от грек, не послушали того, но оборонялись колико могли. Владимир повелел, приступя ко граду, подкопать стену и перекопать трубы водоводные. Корсуняне, видя, что будет недостаточно воды в городе, учинили договор со Владимиром, отворили ему вороты. Владимир, вшед с войском во град, послал в Царьград ко царю Василию, сыну Романову, со предложением о возобновлении вечного мира, просил в супружество сестру императора цесаревну Анну. Царь Греческий принял сие предложение со удовольствием; взял, однако, время на размышление, по долгом рассуждении положил согласиться на предложение о мире, на просьбу же Владимира ответствовал, что, если великий князь крестится, тогда цесаревну не отрицается отдать ему в супругу. Владимир, получа сей ответ, велел сказать царю Греческому: что он готов креститься, ежели к нему греческую цесаревну отправят и с нею священников, кои бы его научить и наставить могли в греко-католической вере. Император обрадовался сему ответу, начал цесаревну Анну Романовну уговаривать; она сначала никак не хотела согласиться вступить в супружество с великим князем Владимиром, пока не окрестится. Царь же и патриарх увещевали ее, говорили: во-первых, "ежели великий князь Владимир для нее примет закон православный, то имеет она от Бога ожидать великое воздаяние; второе, что она ведает сама, колико Греция много опасения, вреда и ущерба претерпела от русских, а чрез таковой союз избавит она свое отечество от многих бед и примет благодарение всенародное вечно". Сим склонили царевну Анну** идти в супружество за великого князя Владимира и, утвердя император договор со Владимиром, отправили ее, а при ней вельмож и пресвитеров ученых послали.
    ______________________
    * Писатели о сем граде Корсуне говорят разно: иные кладут точно быть Кинбурну; другие полагают нынешнюю Ахтиарскую гавань на Черном море в Крыму; третьи почитают город Кафу в том же полуострове. Но понеже летописцы именно говорят Корсун на Лимане, то вероятнее видится Кинбурн