КМП США заказал строительство десантных катеров ASC-M

14 962 18
КМП США заказал строительство десантных катеров ASC-M
Проектный облик катера ASC-M


Корпус морской пехоты США собирается развивать парк своих десантно-высадочных средств. С этой целью ведётся разработка ряда образцов нескольких классов, и недавно стартовал новый подобный проект. В рамках перспективной программы ASC-M планируется создать средний десантный катер, способный доставлять к берегу личный состав, технику и различные грузы. КМП уже выбрал компанию, которой предстоит разрабатывать и строить эту технику.



Средний вспомогательный катер


В настоящее время КМП США выполняет амбициозный план развития Force Design 2030, направленный на обновление его облика и улучшение всех основных параметров. План предусматривает изменения организационно-штатной структуры, создание и закупку новых образцов техники, а также внедрение новых тактик и концепций.

В частности, программа Force Design 2030 предлагает изменить стратегию развертывания морской пехоты и оптимизировать процессы её переброски между базами или зонами боевых действий. Для этого КМП требуется новое поколение морского транспорта и десантно-высадочных средств. Как следствие, в последние годы стартовало несколько новых проектов разработки такой техники.

Один из таких проектов получил название Ancillary Surface Craft — Medium (ASC-M) и предусматривает создание «среднего вспомогательного катера». Предполагалось, что разработка такого плавсредства не займет много времени, и в средней перспективе оно сможет дополнить существующий парк десантно-высадочных средств.

В 2023-24 г. Лаборатория боевых действий КМП (MCWL) начала конкурсный этап программы ASC-M. Она сформировала общие требования к перспективному катеру и приняла заявки от компаний, желающих участвовать в его разработке. К настоящему времени Лаборатория изучила предложения и выбрала наиболее удачное.

Контракт на строительство


21 мая 2025 г. MCWL объявила победителя конкурса. Им стала компания австралийская Birdon Pty Ltd. Эта организация имеет большой опыт строительства судов и кораблей разных классов и разного водоизмещения, и в КМП посчитали, что она способна справиться с поставленными задачами.


Новые разработки компании Birdon: катер ASC-M (слева) и десантный корабль H260

По условиям недавно подписанного контракта, компания Birdon должна в ближайшее время завершить разработку своей версии проекта ASC-M и подготовиться к строительству. Затем будут построены два катера. Любопытно, что подряд на непосредственную постройку двух вымпелов передали американской компании C&C Marine and Repair.

По планам, первый из двух ASC-M будет заложен уже этим летом. Его строительство займет около года. Сроки закладки и постройки второго катера пока назвать не могут. Кроме того, остаётся неизвестной стоимость работ. Вероятно, все эти подробности раскроют в ближайшем будущем.

Планы на будущее


Не позднее лета-осени 2026 г. первый катер ASC-M от компании Birdon выйдет на испытания. Ему предстоит подтвердить расчётные тактико-технические характеристики и показать рабочие возможности. Позже к нему присоединится второй вымпел, и это позволит проводить более сложные испытания разного рода.

На первых этапах два катера не рассматриваются в качестве полноценных боевых единиц. В ближайшие годы их собираются использовать в качестве опытовых судов. В рамках различных экспериментов и учений они будут выполнять те или иные задачи, связанные с доставкой грузов, и помогать в отработке новых концепций.

В зависимости от особенностей таких концепций и тактик, катера ASC-M будут работать самостоятельно или в связке с другими десантно-высадочными средствами. В настоящее время КМП и ВМС активно прорабатывают разные вопросы развития десантного флота, и некоторые предложения в этой сфере будут доводиться до проверки на практике.

Как долго будут продолжаться подобные испытания и опты, пока неизвестно. Если средние катера нового типа справятся со всеми проверками и хорошо покажут себя, то в средней перспективе КМП может заказать их полноценное серийное производство. Для удовлетворения всех потребностей, текущих и ожидаемых, ему требуется до нескольких десятков катеров такого класса.

Технические особенности


Заказчик и исполнитель уже опубликовали общий облик перспективного десантного катера и назвали некоторые его характеристики. В целом речь идёт о плавсредстве средних размеров, способном перевозить значительные грузы и обеспечивать их выгрузку непосредственно на неподготовленное побережье.


Современные десантные катера на воздушной подушке LCAC

С точки зрения общей архитектуры и ключевых решений, проект Birdon ASC-M принципиально не отличается от некоторых других современных десантных катеров американской и иностранной разработки. При этом, как сообщается, в нём используются самые современные решения и компоненты, позволяющие получить высокие технические, рабочие и эксплуатационные характеристики.

Изделие ASC-M представляет собой плоскодонный катер длиной ок. 45 м и шириной ок. 9 м. Водоизмещение не сообщается, но информация о полезной нагрузке позволяет предполагать, что оно находится в пределах 100-110 т.

Катер имеет корпус с откидной носовой аппарелью и палубой максимальной площади, огороженную бортами. В корме корпуса находится двухъярусная надстройка. Она вмещает рубку управления и другие помещения.

Судя по конструкции корпуса, ASC-M будет скоростным катером. Однако информация о двигательной установке и движителе пока отсутствует. Также не раскрываются основные ходовые характеристики. По аналогии с другими подобными катерами, можно предполагать, что максимальная скорость хода достигнет 30-35 узлов.

Для размещения грузов предназначена палуба, занимающая около двух третей общей длины катера. Погрузка и разгрузка осуществляются через носовую откидную аппарель. ASC-M сможет перевозить 54 т груза. Это могут быть несколько десятков морпехов с вооружением и снаряжением либо та или иная техника. Катер сможет десантировать автомобили, лёгкие бронемашины, артиллерийские системы и т.д.

ASC-M получит вооружение для самозащиты или поддержки десанта. Так, в носу корпуса и на корме надстройки предлагается установить боевые модули с 30-мм пушкой и 7,62-мм пулеметом. Также предусмотрены тумбовые установки с крупнокалиберными пулемётами.

Катер должен иметь радиоэлектронное вооружение, соответствующее его задачам. Ему требуются средства навигации и связи, радиолокатор для поиска угроз и т.д. Также подразумевается установка системы дистанционного управления вооружением.


Выгрузка техники с борта LCAC

Промежуточное решение


КМП США планирует крупное обновление своего флота десантно-высадочных средств, и по его заказу уже разрабатывается ряд проектов такой техники. Реализовать эти планы в полной мере удастся не ранее конца текущего десятилетия, причём работы по наиболее сложным проектам могут затянуться.

В то же время, разрабатывается и доводится до строительства новый проект среднего катера ASC-M. Он отличается определённой простотой и не предлагает никаких революционных нововведений. Тем не менее, и в этом случае такой катер должен показывать высокие характеристики и делать свой вклад в развитие КМП.

С технической точки зрения, перспективный катер ASC-M отличается, главным образом, новизной и должен дать все связанные с нею преимущества. Он должен быть проще и дешевле в производстве и эксплуатации. Кроме того, новые катера будут иметь полный запас ресурса и задел для будущих модернизаций.

Впрочем, КМП не собирается ограничиваться только техническими аспектами. Для новых катеров прорабатываются те или иные способы развёртывания и тактики боевого применения. Они должны учитывать опыт операций прошлого и технические особенности современной техники. Кроме того, такие тактики сразу создаются с прицелом на конкретные театры и регионы.

За счёт катеров ASC-M предполагается частично закрыть потребности КМП в средней перспективе. Затем в серию должны пойти десантные корабли и катера новой разработки, основанные на более сложных концепциях и отличающиеся более высокими характеристиками.

В целом, в текущих планах КМП проект катера ASC-M получает роль промежуточного решения. Он должен обеспечить сохранение и рост основных показателей в требуемый период и затем уступить ведущую роль другой технике. Однако такой статус не умаляет значения нового проекта. Без него развитие КМП может столкнуться с дополнительными проблемами разного рода.
18 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    24 мая 2025 04:29
    У нас десантный катер проект "Дюгонь" уже в строю. По ТТХ один в один с АSC-M, которого ещё нет. Чудеса!
    1. +6
      24 мая 2025 09:09
      У нас 5 шт . У амеров будет 100 шт через 2 года.
      1. -4
        24 мая 2025 14:46
        Цитата: zxc15682
        У нас 5 шт . У амеров будет 100 шт через 2 года.

        Вопрос зачем? По сравнению с LCAC это шаг назад. Зато дешевле. Трудно поверить что американский ВПК вдруг задумался об экономии.
    2. +5
      24 мая 2025 14:57
      Цитата: Солдатов В.
      "Дюгонь" уже в строю. По ТТХ один в один с АSC-M,

      У Дюгоня масса полезной нагрузки заявлена в два с половиной раза больше, чем у американца, и это при сопоставимых размерах, что удивительно...
      1. +2
        24 мая 2025 15:08
        Чем мне нравится наш "Дюгонь" он подходит для речных перевозок по притокам сибирских рек не оборудованных нормальными причалами, из за резких колебаний уровня воды. Конечно с экономичными двигателями позволяющими развивать скорость до 20- 25 км\час. При 35 узлах (60 км\час) большой расход топлива. Плюс с раздвижной палубой закрывающей трюм, позволяющей нести на ней лёгкий груз.
        1. Всё бы хорошо, но в боях за остров Змеиный, вдруг выяснилось, что нет ни одной десантной самоходной баржи способной принять на борт и выгрузить "Панцирь". Кран брали взаймы у гражданских моряков.
        2. 0
          13 августа 2025 15:03
          у дюгоня осадка 1.9-2.2 метра , какие перевозки по рекам не оборудованным причалами ? как к берегу подходить на выгрузку ? на глиссировании и выходить носом на берег ? двигатели м507 по 4500 лошадок это экономичные ? 4500х0.2 =900 литров в час на один , а там их два !
          1. 0
            13 августа 2025 15:17
            Я ходил по притокам Енисея осадка 2.2 метра самая оптимальная. Заходишь в приток по большой воде, а выходишь по малой воде, пустой при осадке 1.5, 1.2 метра как можно быстрей. Главное это носовая аппарель через которую можно загружать, выгружать без крана, выкатом или автопогрузчиком. Такие двигатели как М500 там не нужны, достаточно 300-500 л\с. и скорости 20-25 км, это экономично. Причалов там хватает.
            1. 0
              13 августа 2025 15:30
              понятно , м500 избыточен , могло хватить и какого нибудь ямз 240 с турбиной
    3. +3
      24 мая 2025 17:58
      Цитата: Солдатов В.
      У нас десантный катер проект "Дюгонь" уже в строю.

      и ни одного вымпела на ЧФ
  2. 0
    24 мая 2025 11:45
    ASC-M сможет перевозить 54 т груза.
    То есть Абрамс не потянет. Недальновидненько... Понятно, что у КМП абрамсов не будет, но вдруг потребуется?
    1. +2
      24 мая 2025 12:26
      Видать забили на Абрамсы. Похоже амеры решили что плевать на всё, лиж бы связь. Есть связь, есть разведка, есть цель. А там большой выбор чем бахнуть. winked
      1. +4
        24 мая 2025 15:03
        Цитата: zxc15682
        Похоже амеры решили что плевать на всё, лиж бы связь. Есть связь, есть разведка

        И вместо танков принято решение об увеличении в подразделениях КМП
        артиллерийских систем и пусковых установок ОТР, а также ударных и разведывательных БПЛА, подвижных ЗРК малой дальности...
    2. 0
      24 мая 2025 13:14
      Цитата: bk0010
      То есть Абрамс не потянет. Недальновидненько... Понятно, что у КМП абрамсов не будет, но вдруг потребуется?

      M10 Booker потянет. А по джунглям и островам тихоокеанского региона тягать абрамсы ну такое себе.
    3. +3
      24 мая 2025 15:00
      Цитата: bk0010
      То есть Абрамс не потянет.

      КМП США снял всё танки со своего баланса. 70-тонные туши заявлены как малополезные для военно-морских десантных операций будущего...
      1. -1
        24 мая 2025 21:22
        Да они уже и Букеры надорвались таскать. Идиоты.
  3. +1
    24 мая 2025 22:53
    Великоват для катера... Быстроходная десантная баржа?
  4. 0
    13 августа 2025 14:56
    "Изделие ASC-M представляет собой плоскодонный катер длиной ок. 45 м и шириной ок. 9 м. Водоизмещение не сообщается, но информация о полезной нагрузке позволяет предполагать, что оно находится в пределах 100-110 т."-не верю !
    45х9х1=405 , с учетом коэффициента полноты для такого типа корпуса будет 405х0.9=360 тонн водоизмещения . соответственно полезная нагрузка будет тонн 200 или более !наш 21820 дюгонь имеет водоизмещение 280 тонн и грузоподьемность 140 . очень похож.