Особенности русского подводного обеда

47 195 69
Особенности русского подводного обеда

Да вот, на волне недавно отмеченного причастными Дня подводника, подумаем сегодня над тем, каково обедалось на подводных лодках. И, естественно, не на сегодняшних, там всё как в лучших кафе, чисто, светло и уютно. Энергии (на атомных) хоть залейся, потому — конвектоматы, микроволновые печи, хлебопечки и так далее. Сам бы коком пошел, благо умею в еду давно.

Но мы сегодня совсем о других подводных лодках. Вообще, признаюсь, тема «пожрать в сложных условиях» меня интересовала всегда, а уж приготовление пищи (не буду раскладывать, чем пища от жратвы отличается, хорошо?) и подавно.



Всё началось давно, лет 20 назад, с того, что я открыл для себя интересную дверь (точнее, люк) на камбуз подводной лодки. Так получилось, это была «Малютка» в воспоминаниях и рапортах, так вот в них я, к своему дикому удивлению, узнал, что на этой подлодке не было штатных артиллеристов и кока! 45-мм орудие было, камбуз был, а вот на должность артиллериста (с приданием ему двух человек расчета) и кока назначали кого-то из «огромного» экипажа лодки в 16–19 человек.

То есть кока назначали из числа экипажа, изначально этой профессии зачастую не обученного. Обычно из торпедистов и минеров, поскольку эти парни задействовались тогда, когда о еде даже думать не стоило. На больших лодках серий «С», «Щ» и уж тем более на «К» кок был постоянный.

Однако тут не надо мерить тех людей современными мерками. Учитывая, что деревня давала до 80% призывников, там умели готовить, да и процесс готовки в русской деревне происходил на глазах у детей. Так что лично меня не очень удивил такой маневр.

Дальше в голове начали роиться вопросы в стиле «Что, где и как?».

Вообще было бы жутко интересно сравнить быт подводников стран-участниц Второй мировой войны, хотя бы тех, кто реально воевал: наших, американцев, британцев, немцев, японцев. Это была бы шикарная охота, но такая статья больше будет похожа на книгу, так что придется рассматривать всех отдельно, а потом (если тема зайдет вообще) свести все в одну таблицу. Как-то так.

Итак, кок. И не простой, а подплавный. Его работа очень сильно отличалась от работы надводных коллег, хотя, казалось бы, как может отличаться готовка? А вот как!

Что является главным оружием повара? Правильно, каптерка, холодильник и плита.


У кока на подводной лодке холодильника не было. Совсем. Первые советские холодильники появились только в 1937 году, их делали на ХТЗ, Харьковском тракторном заводе, и делали немного. В 1938 году – всего 3 500 штук.

Вместо холодильника использовались места в отсеках, близкие к балластным цистернам. Из-за того, что в них была забортная вода, там поддерживалась относительно невысокая температура. В том месте, которое отводилось под продуктовую кладовую, хранилось обычно самое ценное: спирт, вино, сгущенка, сахар и так далее. А во всех более-менее подходящих местах лежали мешки с картошкой, капустой, луком, связки чеснока и вяленой рыбы.


Погрузка продуктов на лодку. Балтийский флот, ор. 1942 год.

Кстати, американский фильм «Das Boot» в этом плане весьма неплох: там есть кадр, когда лодка выходит из Ла-Рошели в Атлантику, так вот тот бардак, который царит в отсеках, — это не больная фантазия режиссера, а хорошая работа сценариста. Всё показано исторически точно.

Наши лодки мало чем отличались в этом плане от немецких – продукты были повсюду. Возникает вопрос, зачем надо было такое устраивать?

Ответ прост. Если вы посмотрите на ТТХ любой лодки, возьмем, к примеру, «Щ», в графу «автономность», то там можно обнаружить цифру 10. Десять дней – вот столько отводилось лодке на выполнение боевой задачи.

Война показала, что десять дней — это ни о чем. У немцев были те же самые проблемы: пока они не захватили Францию, у них только выход на позиции в Атлантике мог занять 5-7 дней, в зависимости от активности британского флота. Потому немцы грузились по полной и кружились в океане по 40-60 дней. В этом плане они, конечно, были красавцы. Наши уступали, но не сильно.

Когда в 1941 году у наших подводников пришло понимание, что приходить с торпедами на базу через 10 дней — так войну не выиграть, то наши тоже начали выходить на срок минимум в 2–3 раза больше. И если бы Маринеску действовал согласно нормам, то на 21-й день своего патрулирования, точнее, на ночь, «Вильгельма Густлова» бы он не встретил.

Итак, разобрались. Холодильника нет, еды берем по полной. Какой и сколько – чуть позже.

Теперь плита. Очень долго искал, на чем готовил кок на подводной лодке, и в итоге нашел. Плита называлась ЭПК-1 и делалась на базе советской двухконфорочной плиты ЭПЯ-1 производства Ярославского электромашиностроительного завода.


В 1942 году производство было передано московскому заводу имени Ленина (бывший завод Михельсона), и там, на базе ФЗУ, выпускались электроплиты для всего советского флота.

То есть благодаря тогдашним пацанам-«фабзайцам» советские моряки могли нормально питаться.

Плита типа ЭПК-1 имела духовую камеру, две плитки закрытого типа с нагревательными элементами (спирали из нихромовой проволоки на керамических основаниях), закрытые металлическими конфорками. Диаметр конфорок 145 мм. Потребляемая мощность — 600 Вт. Два трубчатых герметических нагревательных элемента мощностью 2 х 400 ватт были расположены снизу и сверху духовой камеры. Плита имела три переключателя, из которых два предназначены для переключения ступеней мощности плиток (105/470/600 Вт), а третий — для включения нагревательных элементов духовой камеры. Общая потребляемая мощность плиты 2000 Вт. На средних и больших лодках типа «К» ставили две, а на последних сериях — три таких плиты.

Был один нюанс, который решался просто: напряжение тогдашней советской бытовой сети было 127 вольт. Напряжение в сети подводной лодки – 110 вольт от дизель-генераторов, а от аккумуляторов 90-160 вольт. То есть надо было просто отмерить другое количество нихромовой проволоки и уложить на керамическую основу.

Идем дальше. Когда готовить? Когда кормить?


Обед торпедистов на подводной лодке К-22 Северного флота, 1942 г.

Здесь есть нюанс, о котором мало пишут у нас, но вот у выживших немцев об этом сказано много. Вообще, работа кока на подлодке — это баланс. Смотрите, что получается: днем на поверхности делать нечего: самолеты и корабли (если не в своих водах) противника сживут с поверхности воды враз. Днем надо маневрировать под водой, значит, каждый киловатт на счету. И вообще, в случае тревоги камбуз отрубался первым и включался последним.

Значит, ночь — наше всё? Да, но если на поверхности нет сильного волнения. Подводная лодка — это корабль, откровенно хреново приспособленный для плавания при волнении больше 2 баллов. А если волнение имеет место, то экипаж очень быстро становился нежно-салатового цвета. И здесь аромат жареной картошечки мог только навредить. Ну и готовить в условиях непроветриваемых помещений — сами понимаете, удовольствие так себе.

Итого: вечер-ночь — наше всё! Если нет сильного волнения, то лодка всплывает, врубаются дизеля, идет заряд аккумуляторов, а кок на камбузе изо всех сил пашет, как Стаханов в забое. Если нет волнения, прием пищи осуществляется на воде с выставленными дежурными сигнальщиками, но проще даже сделать «нырок» метров на 30-50 и там спокойно заняться поздним обедом или ранним ужином.

Вообще по Уставу подводник должен был принимать пищу 4 раза в день, но на деле приём пищи был три раза в сутки. В надводном положении ввиду того, что личный состав при сильном волнении вообще страдает отсутствием аппетита, делалось одно второе и компот. А в подводном положении сразу же после утреннего погружения выдавался так называемый горячий завтрак, состоящий из первого, второго и третьего, который готовился перед этим в надводном положении.

Таким образом, распорядок приема пищи был такой:
1. Горячий завтрак — 09:00 утра.
2. Полдник — 17:00.
3. Обед — 23:00.

Время, естественно, приблизительное, корабельное. Зависело от многих показателей: широты, времени года, погоды и т. п.

Можно понять, что большая часть пищи выдавалась в подводном положении, так как экипажу было проще и удобнее принимать пищу под водой. А на лодке, где, собственно, не заметна смена дня и ночи, а жизнь подчинена вахтенному расписанию, это и не так важно, как на надводных кораблях.

Что кок брал в поход?


Всё лучшее, несмотря ни на что. Я бы сказал, что так, как кормили подводников, не кормили даже лётчиков. И в этом была определенная суть: лётчик — он на виду. Да, он поднимается в небо, у него очень тяжёлая работа, на чём бы он ни летал, но световой день закончен — и можно отдохнуть. Пообщаться с людьми, подышать свежим воздухом, да всё, что угодно. И даже в бою, если не повезло, всё равно были шансы. Парашют, вынужденная…

И сравните с подводной лодкой. Тусклый свет, спертый воздух, пропитанный запахами солярки и масла от дизелей, электролита от батарей, гальюнов и немытых тел… Влажных салфеток еще не изобрели, а душ на подводной лодке появился у немцев и американцев ближе к концу войны, но разрешение на пользование им давали врач и командир. Три минуты счастья, если подцепил что-то на кожу. В общем, разница понятна. Да еще и шансов на спасение никаких, как показала практика подводной войны. Нет, были случаи, когда какое-то количество людей спасалось с лодки, но это были случаи, когда лодка находилась в надводном положении. В подводном – увы.

Так что хотя бы еда должна была быть хотя бы хорошей… Но здесь есть нюансы.

В фондах Архивного отдела Центрального военно-морского архива хранятся отчёты по нескольким боевым походам подводных лодок КБФ за январь, февраль, март месяцы 1945 года.

Документ составил и подписал флагманский врач бригады подводных лодок Краснознамённого Балтийского флота, заслуженный врач РСФСР, полковник медицинской службы Кузьмин.

Вот несколько выдержек из меню, которое составлялось из расчета завтрак-обед-ужин-вечерний чай. Обращаю ваше внимание на то, что это уже январь 1945 года.

23.01.1945
Хлеб белый, колбаса, консервы овощные, масло, чай, сахар.
Селёдка, водка, борщ с мясом, котлеты с рисом, компот.
Суп-рассольник, лапша с мясом, какао, печенье.
Хлеб белый, масло, сыр, чай.

24.01.1945
Хлеб белый, рыбные консервы, масло, чай, сахар.
Щи кислые с мясом, котлеты с гречневой кашей, компот из сухофруктов, квашенная капуста, водка.
Суп крестьянский, оладьи с маслом, кофе, галеты.
Хлеб белый, рыбные консервы, масло, чай, сахар.

25.01.1945
Сухари белые, сыр, масло столовое, чай, сахар.
Борщ мясной, жареный картофель с колбасой и огурцами, компот из сухофруктов.
Суп-лапша молочный, рисовый пилав, кофе, баранки.
Не было.

26.01.1945
Булки белые (свежие), омлет, чай, сахар, варенье.
Щи кислые мясные, фасоль с мясом, компот, вино красное.
Суп рисовый мясной, пельмени, какао, квашенная капуста с растительным маслом.
Не было.

Из приведенного меню видно, что на столах у команды был и борщ, и котлеты, и селедка с картошкой. В теории. В документе, который составил флагманский врач, полковник. К меню претензий совершенно никаких, но выше я написал, что холодильных установок на наших лодках не было. Целлофан и полиэтилен появились в СССР только в 70-х годах, хотя в Европе их производили с 1932 года.

Я бы поставил под сомнение наличие на борту подводной лодки белых (и особенно свежих!) булок на четвертый или пятый день плавания. Печь их реально не было возможности, а так долго хранить хлеб не умели.

Василий Дмитриевич Киселев, участник 10 боевых походов, за которые награжден медалью «За отвагу» и орденами Красной Звезды и Отечественной войны II степени, в своей статье «Кок», опубликованной в 1943 году в газете Наркомата ВМФ, пишет:

«Продукты приходилось размещать в отсеках, не предназначенных для их хранения. Резкие перепады температур и повышенная влажность не способствовали длительному хранению продуктов. Повара брали свежие овощи и фрукты только на первые три дня. Уже на четвертый день хранения скоропортящиеся продукты могли стать источником кишечных инфекций, что в условиях автономного похода было абсолютно недопустимо.

Это же касалось и хлеба, который в условиях повышенной влажности плесневел моментально. Поэтому через 3-4 дня с хлеба переходили на галеты и сухари».

Ну и примерно на тот же срок брали свежее/замороженное мясо. Здесь надо «почувствовать разницу»: борщ и щи с мясом – это одно, а вот борщ или суп мясной – совершенно другое. Второе – это уже из консервов.

И можно с уверенностью сказать, что через пять дней экипаж четко садился на консервы. Понятно, что та же картошка и морковка могли полежать и дольше, но в основном всё скоропортящееся готовилось в первые дни, а вот потом всё было несколько скромнее. И тут уже главную роль играла удаль кока, который мог приготовить что-то такое, чтобы взбодрить экипаж.

Выходило так, что кок — это такой вот волшебник в боевых условиях: должен четко рассчитать, сколько и чего взять, сроки хранения, места размещения (очень важный момент) и очередность применения.

Как я уже сказал, в провизионке/баталерке хранили самое «лакомое»: вино/водку, туалетный спирт (20 гр. на человека в день) для протирки личного состава, шоколад, печенье, сгущенное и сухое молоко, сахар и прочее.

Все остальные продукты: крупа всех видов, рыбные и мясные консервы, сухофрукты, сушеный картофель и капуста, галеты, сухари белые и черные, вяленая рыба и другие продукты размещались в отсеках.

Главным образом, сыпучие продукты и сухари размещались в 6-м и 7-м отсеках, где была наименьшая влажность воздуха. Сухари и все консервы размещались в жилом 2-м отсеке. Продукты упаковывались в мешки или деревянные ящики. Вяленую рыбу нанизывали на шпагат и протягивали через весь 5-й отсек над дизелями.

В общем, лодка, которая собирается выходить в море на 30 дней с экипажем из 40-45 человек, — это то еще зрелище внутри.

А еще вода! Так, чтобы хватило хотя бы для варки супов, чая и компота (ну что за флот без компота!) и мытья рук и посуды. Да и просто для питья. Пресную воду для питья и приготовления пищи заливали даже в торпедо-заместительные цистерны. Это цистерны для заполнения забортной водой для компенсации веса выстрелянной торпеды. Пока лодка шла на позицию, воду можно было брать из этих цистерн, пусть и весьма извращенным способом – через торпедный аппарат! Кто придумал, история не сохранила, но пользовались все. А потом, если что, в ход шла и морская вода.

Сложности меню



Две проблемы, которые оказывали большое влияние на экипаж и создавали геморрой коку: штормовая погода и вторая неделя боевого похода. Волнение и качку подводникам было переносить сложнее, чем морякам с надводных кораблей, а через неделю, когда заканчивались свежие продукты, у моряков пропадал аппетит. Ну а если сходились оба фактора…

Тогда в ход шла острая и соленая еда. Селедка, маринованный перец, квашеная капуста, вяленая рыба. Реально помогало. Но если действительно сильно штормило, то просто вводился несколько иной расклад по еде. Взято из того же источника, но за 1944 год, первый поход подводной лодки К-53, первые дни (расклад по времени тот же, завтрак (9:00), полдник (17:00), обед (23:00)):

25.11.1944
Суп с клёцками, селянка мясная, компот.
Какао, сыр, печенье, масло.
Макаронная запеканка, компот

26.11.1944
Щи свежие с мясом, омлет с колбасой, компот.
Какао, сыр, печенье, масло.
Рис с консервами, компот

27.11.1944
Суп макаронный, картофель жареный, компот.
Чай, ветчина, печенье, сыр.
Виноград, кофе.

28.11.1944
Суп картофельный, гречневая каша с консервами, компот.
Кофе, консервы рыбные, печенье, сухари белые.
Макароны жаренные, компот

29.11.1944
Борщ, рисовая каша молочная, компот.
Какао, сыр, печенье, масло.
Омлет с колбасой, компот

30.11.1944
Суп рисовый, гречневая каша, компот.
Чай, консервы овощные, печенье.
Макароны с сухарями сладкими, компот

Из этого меню видно, что штормило неслабо, потому ел экипаж нормально один раз в день, перед всплытием.

Наверное, стоит обратить внимание на то, что в 1944 и 45 годах, когда со снабжением было, можно сказать, хорошо, из круп по меню можно увидеть только рис и гречку. Возможно присутствие в рассольнике перловки. Но в целом ассортимент круп был очень мал. Американские консервы оказались очень большим подспорьем, но в целом приедались довольно быстро, хотя являлись постоянным компонентом вторых блюд, особенно мясных: бекон, сосиски, шпик, тушенка.

В целом питание подводников было полноценным и калорийным, а его разнообразность зависела от умений кока. В походы подводники получали сыр, копченую колбасу, масло, икру, ветчину, бекон, мясные и рыбные консервы, сухофрукты и многое другое. Калорийность суточного пайка составляла 4200–4500 калорий, что в целом более чем достаточно.

Конечно, по мере расходования продуктов и экипажу, и коку становилось непросто, и меню первых дней похода могло очень разительно отличаться от последних. В последние дни могли появиться совсем уж причудливые блюда типа «картофель жареный с рисом и ветчиной», «омлет с рыбными консервами», «сосиска с фасолью и рыбными консервами».

На пиратских кораблях и чайных клиперах такие блюда назывались «потаж», а у наших подводников просто соединялось вроде бы несоединяемое, но оставшееся в кладовой: рыбные консервы и яичный порошок, или американские консервированные сосиски с фасолью и рыбные же консервы. Хотя… За день до прихода на базу можно и из консервной банки обед вышкрябать, не так ли?

Теперь о самом вкусном. Что самое вкусное на флоте? Правильно, борщ, макароны по-флотски и компот. И тут сейчас всплывут два момента, почему эти блюда получались такими вкусными. Макароны по-флотски вкусны своей простотой, о них говорить особо и нечего.

У подплавовского компота тех времен есть секрет: откровенно небольшая мощность нагревательных элементов, дающих, однако, весьма ровный нагрев. Поэтому сухофрукты, залитые водой, не столько варились, сколько томились. И вроде бы компот становился скорее узваром: густым кисло-сладким напитком с ярко выраженным фруктовым вкусом. А кислинку давала аскорбиновая кислота, которую именно как витаминную добавку давали морякам именно в компоте.

Отсюда и пошла, кстати, легенда, что в компот и кисель бром добавляют. На самом деле – витамин С и не более того.

А вот флотский борщ — тут я готов поделиться секретом, как сварить настоящий флотский борщ. Я перевел, наверное, штук шесть кастрюль в поисках «того самого» вкуса, но в итоге получилось. Увы, фото на этот раз не приложу, у меня сейчас нет в распоряжении электроплиты, а на газу получается так себе. Но если у вас есть конфорка с «двойной короной», обеспечивающая ровный нагрев — это просто прекрасно.

Итак, товарищ Борщ по-флотски мясной образца 40-х годов прошлого столетия



Основа. Основы было две: бульон либо вода. На надводных кораблях, естественно, варили на бульоне, в условиях подводной лодки — вода. Далее были либо копчености, либо тушенка. Для подплава в первую неделю могли быть и копченые ребрышки запросто, а тушнина была все время похода. Так что делаем из тушенки, но если кто-то захочет сварить нечто эпохальное — сделайте некрутой бульон из нормальной говяжьей костомахи и небольшой свиной косточки. Это все приобретается в любом мясном магазинчике легко и непринужденно.

Будем считать, что у нас есть 3 литра такого бульона. Не забудьте 2-3 лавровых листа и десяток горошин перца.

Теперь мы переходим к главному секрету коков с моей современной и очень важной доработкой.

Свекла. Это главное таинство флотского борща. Для нашего борща потребуется пара увесистых свеколок, грамм на 700-800 чистого веса. Чистим, режем соломкой и кидаем в сотейник. Можно в глубокую сковородку, не важно. Немного (2 ст. л.) подсолнечного масла и не то чтобы обжариваем, скорее, хорошо так прогреваем с маслом.

Дальше творим такое безобразие: отправляем в сотейник хорошую жменю… сахара! Вот 2–3 столовых ложки! Чайную ложку соли и пару столовых ложек томатной пасты. Прогреваем это всё, пока не разойдутся кристаллы, и заливаем всё, чтобы чуть скрыло свеклу. Чем? А у вас бульон в кастрюле слева стоит! Вот его туда и заряжаем!

Теперь САМАЯ ГЛАВНАЯ тайна, которая стоила мне пары угробленных варок. Во всех справочниках и интернетах пишут, что свеклу надо томить 1,5 часа. ЭТО ОШИБКА!!! Все дело в том, что 80 лет назад в ходу были совсем другие сорта свеклы. Сам ее всю жизнь нежно люблю во всех блюдах, помню, что в детстве ее варили по 3-4 часа. Но нет. Сегодня сорта другие совершенно, и так долго томить не надо, получите свекольное пюре.

Потому 30-40 минут на слабом огне, чтобы не кипело ни в коем случае, а побулькивало, и заправка для борща почти готова.

Лук и морковь. Одна большая или две средних луковицы, приличная по размерам морковка. Если для тех, кто любит точность, пусть будет 200-300 граммов лука и 200 граммов моркови. Сковорода, пара столовых ложек масла, пассеруем.

Пока всё это шкворчит, чистим 5–6 картофелин общим весом граммов 300–400, режем кубиком, дальше беремся за капусту, четверти небольшого кочана (400–500 г.) будет достаточно, режем соломкой.

Заправка к этому времени должна быть готова, так что водружаем кастрюлю с бульоном на конфорку.

Если у вас есть корень петрушки… или корень сельдерея… А если и то, и другое, то возьмите, как получится, грамм по 30–50, порежьте мелким кубиком и в бульон.

Дальше в бульон идет картошка. И тут надо уже за ней смотреть, как за вражеским корветом. Как только она сварится до полуготовности, в дело идет тушенка. Сколько? Ну, я на такую милую кастрюлю брал две банки по 325 граммов. Это самое то, одна банка в 525 грамм – явно маловато, а две по 525… Ну, вкусно будет, вкусно. Главное, чтобы в банках была не «тушенка», а «мясо говядины тушеное».

Булькает всё это минут 10, картошка доваривается в компании тушенки, и вот тогда заряжаем заправку. И свеклу, и лук с морковкой. Сразу.

Варим до готовности картошки и засыпаем капусту. И тут еще одна хитрость. Если не хотите, чтобы капуста «съела» красный цвет борща, подкислите его. Тогда это делали уксусом (9%), я предпочитаю лимонный сок. 2 чайных ложки.

Варим буквально 5 минут, если хотите, чтобы капуста была «с хрустом», или 10 минут для размягчения. И вот только тогда пробуете на соль. Досаливаете, если необходимо, размешиваете соль и выключаете плиту. Минут через 10–15 борщ можно раздавать по отсекам.

Чтобы совсем прочувствовать ТОТ вкус, попробуйте этот борщ с ржаными сухарями. Ну а кто не хочет полного погружения в историю – ломоть хлеба, намазанного горчицей, и ломтики сала из морозилки вам в помощь. Ну и ложечка сметаны тоже не лишней будет.

Вот такое историческое исследование.

В целом, стоит отметить, что, несмотря на все проблемы с продовольствием в 1941-42 годах, моряки подплава никогда не испытывали проблем с продуктовым обеспечением, что не может не радовать. Все-таки, если и есть военные профессии сложнее и тяжелее, то все равно, их надо очень долго искать и оценивать. А у моряков-подводников и жизнь под волнами непростая была, а про смерть и представлять не хочется даже.
69 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +12
    Вчера, 03:40
    Дядя мой подводник рассказывал ,что-то по теме еды в подводных лодках,но я ничего вспомнить не могу,ибо был мелким детсадовским когда дядя мне рассказывал про Могучий Тихоокеанский Флот !
    1. -2
      Вчера, 14:29
      Вот поэтому Вы не Роман! Он тоже не в курсе, но статью сваял. И неплохо, кстати:-)
  2. +20
    Вчера, 03:49
    О! Ну наконец то-отличная статья, которых так не хватает, теперь! В великолепном фильме "Das Boot" ("Лодка»)— западногерманском художественном фильме 1981 года, снятом режиссёром Вольфгангом Петерсеном, по одноимённому роману 1973 года, хорошо показано, как получали продукты немецкие подводники во время Второй мировой войны, как их размещали по отсекам лодки и как менялось питание в зависимости от времени нахождения в море...
    1. +7
      Вчера, 09:54
      Вообще-то, о кормёжке подводников во время ВМВ говорилось и писалось много, даже про японских. Просто - эта тема для любителей, ее надо как следует поискать. Был на пр. 633, неистребимый запах машинного масла и ДТ, даже в базе, когда открыты все три люка и работает вентиляция - аппетита не улучшают. Ну, и то, что кок приготовил из сухой картошки - даже затрудняюсь сказать, как оно называется, на вкус абсолютно не съедобно.
  3. +20
    Вчера, 04:20
    Статья действительно великолепна, Роман, спасибо огромное!
    1. +15
      Вчера, 06:00
      Статья познавательная, особенно для тех, кто далëк от моря!
      Понравился рецепт борща laughing , надо попробовать!
      Спасибо Роман! Всегда читаю ваши статьи с интересом!
      1. +7
        Вчера, 10:41
        Прочел на одном дыхании . Отличная статья . Спасибо .
        Хотелось бы добавить . Насколько мне известно , макароны по флотски готовят с фаршем . Естественно , без холодильника фарш можно хранить максимум пару часов . Поэтому готовят и с тушенкой . Мне с ней даже больше нравиться .
        Что то вспомнился фильм ( не помню названия) где на буксире с командой из женщин , какой то корреспондент готовил макароны . Может кто помнит ?
        1. +3
          Вчера, 11:56
          Что то вспомнился фильм ( не помню названия) где на буксире с командой из женщин , какой то корреспондент готовил макароны . Может кто помнит ?

          Макароны те не съели laughing Фильм - "Берегите женщин" 81 года.
        2. +1
          Вчера, 12:07
          фильм назывался ..Берегите женьщин...
        3. +2
          Вчера, 12:07
          "Берегите женщин"
          А ещё в том фильме прекрасные песни Ю.Антонова (в исполнении С.Беликова и группы "Аракс")
          good
    2. +3
      Вчера, 08:13
      Цитата: Дед-дилетант
      Статья действительно великолепна, Роман, спасибо огромное!

      Присоединяюсь к добрым словам Камрадов!
      Это уже добрая традиция Авторов ВО писать о «военной кухне и не только», которую я приветствую всеми лапами!
      Хорошего дня!
      1. +3
        Вчера, 09:54
        Это уже добрая традиция Авторов ВО писать о «военной кухне и не только», которую я приветствую всеми лапами!
        Ну, коты - известные гурманы! wink Отличная традиция. Служившие знают о многих нюансах, но только о нюансах своего места службы. Поэтому всегда интересно узнать, как обстояли или обстоят дела где-то еще.
    3. +3
      Вчера, 08:55
      Присоединюсь и буду ждать
      сравнить быт подводников стран-участниц Второй мировой войны, хотя бы тех, кто реально воевал: наших, американцев, британцев, немцев, японцев.
  4. +21
    Вчера, 05:39
    Спасибо за вкусную статью на вкусную тему! Мне лично от морской болезни не соленое, а сухари помогали, боцман в ГСК ставил, кому сколько надо брали..Но были пара парней, кому эта качка как и не было ее..Завидовал.
    1. +14
      Вчера, 07:59
      По разному качку переносили. В первый день после выхода в море я чувствовал дискомфорт, на второй день уже легче, на третий всё уже было нормально. Следующий выход в море - всё повторялось по новой. Кто-то в качку есть не мог, поковыряется в тарелке и всё, другой наоборот - ест за себя и за товарища. У нас вертикальный наводчик на башне был, вообще качку переносить не мог, держит наводку во время стрельбы, рядом обрез стоит, он туда периодически «травит». Если выходили в море на большой срок, то наверху тоже продукты находились, что-то типа ящиков с банками консервированного борща, был и такой. Чёрные сухари и бочка с селёдкой были в свободном доступе, сухари помогали действительно, селедку тоже иногда брали.
  5. +16
    Вчера, 05:42
    В 2001 году в Сан Франциско я разговорился с одним менеджером в энергетической компании. Он побывал на старой советской ПЛ, не знаю какого проекта - стоит в
    Лос Анжелесе как музей или аттракцион, купили ее на Кубе в 90-х. Он сказал, что не представляет, как на той лодке можно воевать, когда просто находиться в ней тяжело. Он бывший подводник, тему знал хорошо.
    https://www.drive2.ru/b/2578448/ - здесь про американские проблемы на ПЛ.
  6. +12
    Вчера, 06:12
    Спасибо за интересную статью. Даже аппетит разыгрался от названия блюд и рецептов.
  7. +12
    Вчера, 06:18
    Спасибо! Аж аппетит разгулялся с утра! Читал как то у Соболева в сборнике "Морская душа" рассказ как кок на подводной лодке готовил, понятно книга художественная, но представление даёт в каких это было условиях. Железные люди!
  8. +12
    Вчера, 06:45
    Спасибо за статью, Роман! Чувствуется, что готовить умеете , и покушать тоже. laughing
    Успехов и на данном поприще.
    1. -1
      Вчера, 14:28
      Я не уверен, что Роман служил на ПЛ, умеет готовить борщ или пилотировать истребитель. Он умеет искать интересный материал в интернете и готовить статьи, причем от своего имени. Но хоть чем....
      1. 0
        Сегодня, 04:16
        Цитата: Касатик
        Я не уверен, что Роман служил на ПЛ, умеет готовить борщ или пилотировать истребитель. Он умеет искать интересный материал в интернете и готовить статьи, причем от своего имени. Но хоть чем....

        Уже довольно продолжительное время читаю статьи Р.Скоморохова. И пришёл к выводу , что это коллектив авторов под одним ником!
  9. +9
    Вчера, 06:50
    Какая чудненькая статья! Прочитал на одном дыхании!
  10. +9
    Вчера, 07:12
    было бы жутко интересно сравнить быт подводников стран-участниц Второй мировой войны, хотя бы тех, кто реально воевал: наших, американцев, британцев, немцев, японцев.

    Был я на борту USS Ling, Balao-class submarine. До недавних времен там был активный музей, пока не возникли проблемы с собственником прибрежного участка земли. Там на камбузе была электроплита с двумя нагревателями и невеликий прилавок, и с этого кок ухитрялся кормить команду.
    1. 0
      Вчера, 15:45
      замечательная комедия " убрать перископ " как раз там снималась эта подводная лодка
  11. +6
    Вчера, 07:32
    Весьма интересно и познавательно.
    Напоминаю, что есть подобная статья о питании летного состава в прошлой жизни:
    https://topwar.ru/188793-pitanie-letnogo-sostava.html
  12. +14
    Вчера, 07:48
    Я бы поставил под сомнение наличие на борту подводной лодки белых (и особенно свежих!) булок на четвертый или пятый день плавания. Печь их реально не было возможности
    Духовка на борту имела место быть. Белая мука отлично хранится, если не подмочить. Дрожжи непонятно, были ли в числе того, что грузили на лодку, но можно было и вести закваску. В зависимости от объема теста и температуры, оно должно ходить от часа до трех. На самый худой, можно поднимать тесто и содой, сам я таким извращением не занимаюсь, но рецепты видел. Для выпечки булок в полкило весом при температуре 200°C достаточно 45 минут, а таких булок в эту духовку можно запихать штуки 4-6 за раз.
    Так что булка вполне могла быть. Вот черный хлеб требует вокруг себя шаманских ритуальных плясок, на которые у кока просто могло не быть времени. Хотя, если этим заниматься "между делом", и иметь возможность печь 3 часа подряд без перерыва, то в принципе и черный хлеб реально. У меня процесс изготовления хлеба берет 12-14 часов, правда сама работа суммарно меньше часа, а все остальное уходит на процессы ферментации и выпечки.
    1. +1
      Вчера, 12:17
      Приготовление черного хлеба сильно энергетически затратно. Так что, разве что, на атомных субмаринах...
      1. +1
        Вчера, 19:20
        Цитата: ulembeck
        Приготовление черного хлеба сильно энергетически затратно.
        Это не говоря о том, что в те времена белый хлеб считался полезней и престижней черного, на фронте его давали элите, типа летчиков или тех же подводников. Так что, с учетом энерго и трудоемкости, врядли его пекли на подводных лодках, разве что если белую муку не завезли и заменили черной.
        А вкус во многом функция психологического восприятия. В частности, на заре английской индустриализации рабочие бунтовали, и одним из их требований было чтоб их кормили лососем не более 4х дней в неделю. В довоенной Америке омары считались пищей бедноты, а еще раньше ими вообще кормили рабов. Это теперь черный хлеб стал дорогим и престижным, потому что способствует потере веса, а в те времена ожирение, особенно в подплаве, проблемой не было, скорее можно было встретить дистрофика.
        1. 0
          Вчера, 20:21
          Это не говоря о том, что в те времена белый хлеб считался полезней и престижней черного,
          Ну, это со времён моды на всё французское пошло среди господ laughing В СССР уже знали вред быстрых углеводов.
          Так что, с учетом энерго и трудоемкости, врядли его пекли на подводных лодках

          К тому же, кондиционировать придётся: выделенное печкой тепло никуда не девается..
  13. +10
    Вчера, 08:36
    Подводники и сегодня мужественные парни, а во время Великой отечественной- настоящие герои. А борщ из тушёнки это объедение. Есть тушёнка, в принципе, можно обойтись без морозилки. Спасибо за статью.
  14. +7
    Вчера, 09:36
    "Что самое вкусное на флоте? Правильно, борщ, макароны по-флотски и компот."
    Ишь оно чё. Значит, я сейчас, читая эту статью, вот прям "по-флотски" откушал на завтрак )
    Навернул борщ-свекольник, макароны-спиральки с куриным фаршем (те самые "макароны по-флотски")
    Правда, чай с какавой вместо комота. Так ведь - завтрак, компот будет "попизжее" :))
    Всё, а теперь "отдать швартовы, поооолный вперёд!" и работать )
  15. +8
    Вчера, 09:41
    Цитата: Ватервейс 672
    По разному качку переносили

    это да, прям 100% согласен. Помню, всей семьёй из Одессы в Николаев "шли" на "Комете" (на подводных крыльях). И волнение было достаточно сильным, открытые боковые проходы на палубе периодически заливало. Мне лет 15, мутило порядком, но сдержался. Меньшие братья и мама "орали в пакеты" периодически. А батя только ходил и посмеивался над нами ) Хотя ни разу не моряк.
    1. 0
      Вчера, 16:29
      Цитата: Tarasios
      это да, прям 100% согласен

      Я в первый раз тарелки сепаратора мыл. Горизонта не видно -- понятно, но инстинкт повёл меня к раковине в МО. Сделал свои дела и продолжил помывку тарелок. И так ещё пару раз. wassat
  16. AMG
    +7
    Вчера, 09:48
    Крайне познавательно! Спасибо! Убедительный рецепт флотского борща. А про водку и вино, как-то так... Наверняка для поднятия аппетита во второй части похода. Желательно продолжить про времена атомного флота.
  17. +7
    Вчера, 09:51
    Да, представления о подводниках имею мало, но статья на мой взгляд нужная, историческая и познавательная. Отлично.
  18. +5
    Вчера, 10:28
    Уважаемый Роман, спасибо, прочитал с интересом и удовольствием!
  19. +6
    Вчера, 11:37
    Интересная статья. Только в одном месте автор лопухнулся -
    Целлофан и полиэтилен появились в СССР только в 70-х годах, хотя в Европе их производили с 1932 года.
    Полиэтилен в СССР появился в начале 60-х годов, а целлофан - в конце 30-х. А в остальном - респект Роману.
    1. +2
      Вчера, 21:00
      Цитата: Авиатор_
      Интересная статья. .... респект Роману.

      Присоединяюсь, Сергей Иванович. Очень хорошая внимательная статья. Вспоминаю, что у Романа это совсем не единственная статья по теме.
      1. +1
        Вчера, 21:22
        По-моему, полиэтилен за рубежом тоже появился не в 30-х, а в начале 50-х
        1. +1
          Вчера, 21:47
          Родственники вспоминали, что первые пакеты люди берегли.
          Пока вспомнил статью Романа про продукты И приготовление в РИ. Ещё хорошая статья была про солдатских платки. Трудно всё искать. Но хотелось бы
          1. +1
            Вчера, 22:11
            Родственники вспоминали, что первые пакеты люди берегли.
            Это были не копеечные пакеты, а большие и красивые, с рисунками. Такое было.
            1. +1
              Вчера, 22:58
              С рисунками -----да! Тут даже кто-то писал про пакеты с группами! Как их берегли и гордились. А вот копеечные как. Например, если булка-хлеб? Или конфеты recourse
              1. +1
                Сегодня, 08:01
                если булка-хлеб? Или конфеты recourse
                Хлеб иной раз был в бумажных пакетах, но обычно покупатели сами его в газету заворачивали. Конфеты на вес отпускались в кульки, сворачиваемые из серой бумаги. Например, фильме "Деревенский детектив" продавщица Дуська так отпускает конфеты.
                1. +1
                  Сегодня, 09:18
                  Про бумагу я и не догадался, laughing газета ---- аморально. Мама вообще забыла про бумагу. request Хотя с детства в булочную ходила рядом с домом.
                  Бутылок пластиковых, я понимаю при СССР не было. Но вот разные пластмассы ведь были. И очень удачные. Дома есть некоторые давние предметы.
                  1. +1
                    Сегодня, 11:05
                    Ничего аморального в использовании газет не было, тем более, что они даже в качестве туалетной бумаги использовались. Пластиковые бутылки в массовом количестве появились году в 89-90, до того они были редко. Как ни странно, но соевый соус производства КНДР был в пластиковой бутылке 0,5 л. Я его покупал году в 1981. Насчёт пластмасс советского периода: целлулоид был, наверное, с довоенного времени (у меня отцовский штурманский транспортир 1947 года), целлулоид очень хорошо горел, из него делались дымовушки. Клеился ацетоном. Самый распространённый - карболит (накладки на рукояти пистолета ПМ из него), карболит - это чуть ли не фамилия самого изобретателя 30-х годов. Карболит не горел. Понятно, был капрон (50-е года), нейлон (60-е года). Конец 60-х - лавсан, чисто наш (расшифровка - лаборатория высокомолекулярных соединений академии наук). Полистирол - начало 60-х, хорошо клеится дихлорэтаном. Из него много корпусов всего делают до сих пор. Это тоже начало 60-х. Винипласт. Текстолит, гетинакс - пропитанные фенолформальдгидными смолами ткань и бумага, соответственно. До сих пор используются в качестве основы печатных плат (стеклотекстолит). Полихлорвинил. Всё это за 60-е годы.
                    1. 0
                      Сегодня, 11:17
                      Большое спасибо за такой подробный ответ, Сергей Иванович! Обязательно посмотрю подробно про все. Знаю, что на ЛНПО ПОЗИТРОН в 70х был разработан такой пластик ФТОРОПЛАСТ-4. Не вступал в реакции ни с чем, не горел. Кусочек небольшой дома был. Потерялся. Примерно тогда стали в продаже появляться разные фигурки, посуда, сувениры ..... были дома ещё лет 10 назад ..... Сейчас, вспоминая их внешний вид думаю, какие-то пробы, эксперименты ....
  20. +1
    Вчера, 12:12
    Как-то читал некий "интересно-поучительный" рассказ о периоде 1МВ ...В рассказе кок подлодки с жесточайшего бодуна утопил субмарину,открыв (!) люк в камбузе над плитой ...(подгорело что-то!) во время пребывания подлодки в подводном положении ! (Вроде бы,известный (впоследствии !) писатель это писал ) Люк ! В камбузе ! Который можно открыть в подводном положении ! belay Ну ладно люк ! Пусть люк! Но делать люк на подводной лодке в камбузе ,открывающийся внутрь ? fool
    1. +3
      Вчера, 14:29
      Цитата: Nikolaevich I
      Люк ! В камбузе ! Который можно открыть в подводном положении !
      Ну ещё на крышу специальный наряд посылают, веником помехи от антенны разгонять wink
  21. +3
    Вчера, 12:13
    Все-таки, если и есть военные профессии сложнее и тяжелее, то все равно, их надо очень долго искать и оценивать. А у моряков-подводников и жизнь под волнами непростая была,...
    Они дышали гипоксическим найтроксом. Процент кислорода в газовой смеси снижался - это резко уменьшало вероятность пожара на судне. Меню на подводной лодке - результат научного исследования. Так что, подводники в чём-то ещё и сродни космонавтам.
  22. +1
    Вчера, 13:19
    На малоразмерных лодках можно было б использовать и компактное технически продвинутое питание тех лет, например отечественный аналог жидкой говядины Джонстона (Bovril). Ее производят до сих пор в зарубежье.
  23. +1
    Вчера, 13:27
    В юнные года читал несколько книг о подводниках второй мировой. Книг написанных подводниками. Истории рассказанные там касались и Малюток и "К" ашек и самых разных прочих моделей подводных лодок.
    И как я понял хлеб пекли на лодках. Почему автор обходит эту тему стороной. И почему говорит о галетах. Хлеб в приготовлении прост и достаточно калориен. И безопасен в отличии от отсыревших сухарей.
    Кто в теме на 100 процентов?
    Разясните ситуацию. Хлеб пекли или возили готовый?
    1. +3
      Вчера, 18:27
      Подводники используют консервированный хлеб или обработанный парами спирта для длительного хранения.
      У немцев во время войны консервированный хлеб уже был.
      Хлеб хранился в герметично упакованных цилиндрических банках около 10 см в диаметре и 23 см в длину. В таком виде он сохранялся очень хорошо и, пожалуй, был лишь немного суховат».

      Советским морякам чаще выдавали галеты вместо хлеба.
      На фото- это современный для примера.
      1. 0
        Сегодня, 00:05
        У немцев во время войны консервированный хлеб уже был.

        В 1992 на сборах в Калининградской нас кормили немецким консервированным хлебом.
        Жуткая гадость.
        1. +1
          Сегодня, 01:39
          Мне приходилось пробовать хлеб из банки, не помню только производителя. Не то чтобы очень вкусно, но есть можно, если свежего нет.
      2. 0
        Сегодня, 08:19
        Получается не пекли.
        Спасибо.
    2. +1
      Вчера, 18:46
      Цитата: garri-lin
      Хлеб пекли или возили готовый?

      На Сахалине были известны истории,когда ,спустя много лет после войны ,находили японские склады,в т.ч. и с провиантом, подземные мастерские,казармы,госпитали... Так о провианте...был там ,по рассказам, и консервированный хлеб в герметичной упаковке ! Только перед "употреблением" его надо было подогреть ,тогда он увеличивался в размере,становился мягким и "съедобным" !
      1. 0
        Сегодня, 08:24
        Люблю пробовать всякую еду для выживания, ИРП, и прлчий "вечный хлеб". Лет 5 назад пробовал финский консервированный хлеб со сроком хранения в 5 лет, и просроченный на тот момент, уже на пару лет. Тактильно, для языка хлеб. А на вкус чёйто непонятное. Но голод уталяет.

        Консервированный хлеб в НЗ это я понимаю но вот чего не могу понять почему бы при наличии духовки не печь обычный хлеб. Вкусней он. О доме напоминает.
  24. +1
    Вчера, 14:07
    Меня сильно укачивало в самолетах старой конструкции типа ил18, Ли-2, Ан-2, а на палубе теплохода, МРС или СРП в море как ни странно нет. В студентах мы даже во время адского шторма ночевали на палубе тпх"Туркмения" в спальниках и спасались водкой и килькой прянаго посола. Естественно от укачивания спасает и кислое -рислинг к примеру, коньяк или водка. Когда на пароме при очередном проскоке через Керченский пролив лицо жены слегка позеленело я быстренько предложил ей коньячок из чекушки, которую припас заранее, и приступ мор.болезни был успешно преодолен.
  25. +2
    Вчера, 14:51
    Маленький лайф хак, для цвета и добавляю когда все кипит чуть свекольный сок :)) а морковку не кладу, только при варке бульона... А так, спасибо за статью!
  26. +1
    Вчера, 15:59
    Цитата: Nikolaevich I
    Но делать люк на подводной лодке в камбузе ,открывающийся внутрь ?

    Ну а вдруг подгорит, что делать то? Потому люк нужен обязательно...
  27. +1
    Вчера, 18:10
    Меню, конечно, впечатляет - сам бы не отказался, но что-то мне подсказывает, что в реальной боевой обстановке питались сухпаем, консервами, а из горячего были только чай/какао/кофе. Продолжительных патрулей в 1-2 месяца на счету советских ПЛ не так уж и много.
  28. +2
    Вчера, 18:38
    Ёклмн ! Опрст ! А где жареные поросята ? Куда дели ? belay Почему забыли ?! Да.... с собой подводники поросят не брали ! Но встречали их при возвращении поросятами ! А так как речь шла о питании подводников не только "под водой" ,но и "вабче",то можно было бы и упомянуть ! fellow
  29. +2
    Вчера, 18:47
    О питании подводников ЧФ во время войны.
    хранящиеся ныне в фондах Архивного отдела Центрального военно-морского архива в Москве отчёты по нескольким боевым походам двух черноморских подводных лодок-«малюток» - М-54 и М-55 - за период с августа 1943 года по январь 1944-го. За это время обе лодки совершили 8 походов на боевые позиции, пробыв в море в целом 89 дней, на каждый из которых сохранилось отдельное меню экипажа, подписанное лодочным коком.

    Советским подводникам в море полагалось трёхразовое питание - завтрак (именуемый также утренним чаем), обед и ужин. Первый в сутки приём пищи был наиболее лёгким из всех. Обязательными элементами завтрака был чай с сахаром и белый хлеб со сливочным маслом. При этом на практике могли быть отступления от этих правил: редко (лишь в 3 случаях) чай заменяло какао, а масло - паштет (2 раза) или даже омлет (1). Чаще - 14 раз - вместо свежего хлеба выдавали галеты. В дополнение к такому лёгкому завтраку черноморским подводникам в боевом походе могли иногда выдавать различные «импортные консервы» (включая овощные; 8 раз), яйца (3), сыр (2); по разу в их боевом рационе на завтрак появлялись маринованая сельдь и варенье.

    Самым обильным был второй в сутки приём пищи. Обязательным его элементом были 250 грамм вина. Традиционным первым блюдом был флотский борщ - со свежей капустой или с мясом (заправленный «импортными мясными консервами»). Вместо него готовились также супы - фасолевый (12 раз), картофельный (3) и рисовый (3) с теми же консервами; частой была замена борща супом из концентратов (10 раз). Обязательным элементом вторых блюд были всё те же различные «импортные мясные консервы», включая сюда сосиски, ветчину (бекон), колбасу и сало шпик. ... был рис, вместо которого по 6 раз давали гречневую кашу, фасоль и картофельный соус или пюре. ... Третьим блюдом был обязательный флотский компот...

    На практике меню было разнообразнее- иногда давали кисель и какао вместо компота, манная или сладкая рисовая каша на сгущённом молоке, иногда - один только гарнир: рис со сливочным маслом, картофельный соус или фасолевое лобио.
    Самым разнообразным по ассортименту был ужин. Традиционным его элементом было какао, вместо которого выдавали так же компот (10 раз) ... На гарнир преобладал в различных видах картофель - соус (13 раз), пюре (10), отварной (7), жареный (4). Вместо него всё к тем же «импортным мясным консервам» (30 раз) или к рыбным консервам (26; в основном - маринованная сельдь) подавался так же рис..., гречка (2), по разу - фасоль и солянка... ужин обычно представлял из себя повторение второго обеденного блюда. Обычно к концу боевого похода подводники переходили со свежего белого хлеба (запас которого был ограничен) на галеты

    Редко на ужин могли дать гречку, фасоль или солянку, вместо киселя- чай.
    Более подробно можно почитать здесь
    https://1941-45.livejournal.com/234172.html
    К вопросу о нормах питания советских подводников в 1943-45 гг.

    или здесь
    http://forum.patriotcenter.ru/index.php?topic=23357
  30. +1
    Вчера, 19:51
    Особенности русского подводного обеда
    так статья называется, а в тексте речь идёт о ВОВ и ВМВ.
    Почему-то преподносится и романтизируется борщ. Но на лодках его называют "борщ с гидравликой". К концу первого месяца аппетита нет, поковырялся ложкой, и потом всё за борт. Коки говорят, закладку можно половинить, что бы не выбрасывать. И здесь есть приёмчик, первое готовится со светлыми, прозрачными бульонами, лёгкие супчики, вот их съедают. Второе первое блюдо - молочный суп, тоже идёт очень хорошо (в статье есть).
    Ничего не говорится про шоколад, воблу, чернослив. Сухари (чёрные, белые), сушки в герметичных жестяных коробках. К этому добавить витамины гексоген, по всей лодке постоянно стоят открытые банки. И это всё, от шоколада до гексогена (сексогена) подводники постоянно жуют ...
    1. +1
      Вчера, 22:24
      добавить витамины гексоген

      У вас забавная описка. :))
      Гексоге́н (циклотриметилентринитрамин[2], RDX, T4) — (CH2)3N3(NO2)3, вторичное (бризантное) взрывчатое вещество. Чувствительность к удару занимает среднее положение между тетрилом и тэном.

      Гексоген- мощная взрывчатка, ядовитая к тому же.
      Поливитамины- это Гексавит. :))
  31. 0
    Вчера, 20:25
    Представляю изумление тех подводников военного времени, попади они на современную АПЛ, или хотя бы на "Варшавянку":
    -А что,так можно было???
    Не менее тяжело и опасно в замкнутом пространстве (правда и сроки походов сильно больше могут быть), но в плане быта - звездолет по сравнению с гравицапой.
    1. +1
      Вчера, 22:16
      Представляю изумление тех подводников военного времени, попади они на современную АПЛ, или хотя бы на "Варшавянку":

      На Варшавянке не был, а на массовой океанской ДЭПЛ пр.641 почти с таким же водоизмещением пришлось побывать во время службы (летчики ходили в гости к морякам на день ВМФ). Страх и ужас по просторности! Единственное просторное помещение- торпедный отсек. По поводу всего остального- я и не подозревал, что в таких тесных условиях можно жить:((
  32. +1
    Вчера, 20:38
    Замечательная статья! Надеюсь на продолжение!
  33. 0
    Сегодня, 01:28
    Роману спасибо за статью! Комменаторам отдельное спасибо! Прям зачитался ))