Легко ли перегонять нефть?

10 557 68
Легко ли перегонять нефть?

Рассмотрение немецких технологий переработки угля: процесса Бергиуса-Пира, Фишера-Тропша-Рёлена и Потта-Брохе почему-то неизменно встречало комментарии такого рода, что это всё дорого, а вот переработка нефти дешевле. Это часто высказываемое суждение, и среди его сторонников, как мне заметилось, нет ни одного нефтяника или нефтепереработчика. Дьявол всегда кроется в деталях, и эти люди хорошо знают, сколь много возни с этой самой «дешёвой» нефтепереработкой.

Поэтому я решил сделать краткий обзор технологии первичной переработки нефти, включающей только перегонку, без более сложных технологий. В основном изложение следует учебнику И. Л. Гуревича «Технология нефти. Часть первая. Общие свойства и первичная перегонка нефтей», выпущенному в 1952 году. В нём отражены технологии первичной перегонки нефти, использовавшиеся в межвоенное и военное время.



Иосиф Львович Гуревич в 1930 году, после работы на Бакинском нефтеперерабатывающем заводе, основал кафедру технологии переработки нефти и газа в Московском нефтяном институте (ныне Российский государственный университет нефти и газа им. И. М. Губкина, также известный как «керосинка»), которой, с перерывом на войну, руководил до 1968 года.

Удалить из нефти воду и соль


Итак, нефть на устье скважины. Что делать? Сразу в перегонку? Не спешите, потому что подвох подстерегает прямо здесь. Нефть чаще всего добывают в виде эмульсии, в которой вместе с нефтью есть ещё попутный газ и вода.

В нефти в пласте всегда растворено некоторое, иногда довольно большое количество попутного газа, например, в бакинской нефти от 10 до 30 %. Для отделения газа от нефти используется газосепаратор, представляющий собой большую ёмкость, внутри которой сделаны перегородки. Нефтяная эмульсия закачивается в неё, происходит высвобождение попутного газа, который собирается и выводится в газопровод. В силу того, что далеко не всегда газ легко выходит из нефти, бывают газосепараторы вакуумные, низкого давления, среднего и высокого давления, гравитационные и центробежные. Например, уже в 1930-е годы нефтеперерабатывающие заводы использовали сепараторы или водогрязеотделители с подогревом нефти до 120-160 градусов и давлением от 8 до 15 атмосфер.

Мы ещё далеко не дошли до перегонки, а уже начались сложные технические устройства.

Газосепаратор помогает также и другой задаче — очистке нефти от воды, которой бывает много, до 90 % от веса добытой из скважины жидкости. Из многих старых скважин добывается вода, в которой есть немного нефти. В газосепараторе вода отстаивается или отжимается от нефти. Раньше она просто сливалась в канализацию, а теперь её обычно очищают и повторно используют. Нефть аккуратно переливается в приёмную часть газосепаратора, откуда поступает в накопительную ёмкость.

Вода в нефти — это проблема, поскольку она содержит в себе некоторое количество минеральных солей, из которых хлористый кальций и хлористый магний гидролизуются с образованием соляной кислоты. Если не провести очистку нефти от воды и солей, то соляная кислота будет разъедать большие и дорогостоящие перегонные установки. В 1930-х годах допускалась до переработки нефть, содержащая не более 0,3 % воды и не более 50 мг солей на 1 литр нефти.

Остатки воды из нефти извлекались самыми разными способами. Фильтрация через кварцевый песок или мелкую стружку лиственных деревьев. Центрифугирование от 15 до 45 тысяч оборотов в минуту. Химические методы разрушения эмульсии, например, введение едкого натра или извести, или пропускание подогретой нефти через слой поваренной соли. Использовался также электродегидратор — ёмкость диаметром 3 метра, высотой 3,7 метров, рассчитанная на давление в 3,5 атмосферы, внутри которой смонтированы электроды — диски из полосовой стали. Эмульсия вводится снизу через трубу, срез которой прикрыт конусом, установленным острой стороной в трубу, чтобы происходило распыление подогретой до 80 градусов жидкости на электроды. Установка могла обработать 250 тонн в сутки, добиваясь чистоты по воде 0,1 % и по соли 23 мг на литр. Но при содержании воды более 10 % установка не работала из-за замыкания.

Уже первая по И. Л. Гуревичу стадия очистки нефти сталкивается с серьёзными трудностями и требует весьма сложных по конструкции аппаратов.

«Дыхание» резервуара


Тут же, у устья скважины, возникает и другая проблема. Из добытой нефти испаряются газы: метан, этан, пропан, увлекая за собой бутан, пентан, гексан, гептан, октан и другие углеводороды ряда алканов. Эти углеводороды — ценный компонент авиационного бензина.

В Баку это была проблема, поскольку климат жаркий, особенно летом, оборудование нагревалось, тепло передавалось газам и они охотно испарялись везде, где только можно. Если фракции с температурой кипения ниже 100 градусов на очистке нефти от воды и грязи составляли 9 %, в сырьевом резервуаре — 7,88 %, то в резервуаре на нефтеперерабатывающем заводе их оставалось 6,8 %. Потери 2,2 %. При годовой добыче в 31 млн тонн в том же Баку — это 682 тысячи тонн самых ценных и самых нужных для авиации нефтяных фракций.

Эти газы обладали способностью испаряться прямо в ёмкостях, что даже получило у нефтяников особые названия. У нефтяных ёмкостей на крыше есть клапан для выпуска излишнего воздуха во избежание скачка давления. Воздух внутри ёмкости всегда насыщен парами легкокипящих углеводородов. Когда в ёмкость подавали нефть, то она сжимала воздух, и он, вместе с углеводородными парами, устремлялся наружу через клапан. Это нефтяники называли «большое дыхание» резервуара.

Когда ёмкость заполнена до установленного уровня, днём она нагревается, давление увеличивается и стравливается через клапан. Ночью — обратный процесс, воздух охлаждается, создаёт некоторый вакуум в ёмкости и через клапан подсасывает атмосферный воздух. Это — «малое дыхание» резервуара.

Для решения этой проблемы придумали, к примеру, дышащий баллон, то есть резервуар ёмкостью до 10 тысяч кубометров, сделанный из гибкой листовой стали 2 мм, соединённый с выпускными клапанами нефтяных резервуаров. Также резервуары оборудовали тонкой дышащей крышей из гибкой стали 3-5 мм, которая поднималась при увеличении давления внутри. Потом была разработана плавающая крыша, используемая на современных нефтехранилищах. Это, по сути дела, поплавок, который полностью закрывает площадь резервуара и герметизируется уплотняющими кольцами различной конструкции. Нефть закачивается под неё, без воздушной прослойки, и крыша поднимается на поверхности нефти до ограничительных упоров. Вот в таких хранилищах никакого «дыхания» уже нет. Но в 1930-е и 1940-е годы такие хранилища ещё не были совершенными и не считались надёжными.

Это всё требовалось просто для того, чтобы сберечь ценные компоненты нефти. В 1920-х и в 1930-х годах газы и легкокипящие компоненты в значительной степени летели в воздух, поскольку широко практиковалось отстаивание нефти от воды и грязи в обычных резервуарах и даже в открытых прудах. Немецкие специалисты, оценивавшие в 1935 году состояние советской нефтеперерабатывающей промышленности, считали, что один Баку теряет в год порядка 100 тысяч авиабензина за счёт испарения легкокипящих фракций.

Нефть должна быть стабильной!


Однако вопрос-то остаётся. Газы и легкокипящие фракции перед перегонкой надо из нефти убрать. Если этого не сделать, то полученный бензин будет нестабильным и при хранении может изменить свой фракционный состав и свои свойства.

И. Л. Гуревич излагал процесс подготовки нефти в том порядке, в каком он сложился на заводах Нефтесиндиката в Баку — сначала очистка от воды и грязи, а потом от легкокипящих фракций. Но в середине 1930-х годов в технологию стали вносить изменения, и в первую очередь стали делать удаление легкокипящих фракций (также стабилизацию нефтей, отбензинирование). Стабилизационные установки, по сути небольшой нефтеперерабатывающий завод, могли устанавливаться на промыслах и на заводах.

Промысловая стабилизационная установка прокачивала нефть через теплообменник для её подогрева, затем через отстойник для грубой очистки от воды и грязи, и оттуда в ректификационную колонну под давлением. Нефть внутри стекала по тарелкам, освобождаясь от газов и легкокипящих фракций. Эти газы и фракции проходили через газосепаратор, откуда сухой газ подавался в газопровод (он использовался в качестве технологического топлива), а жидкие фракции подавались во вторую ректификационную колонну с давлением 8-12 атмосфер. Там из бензина отгоняли излишек пропан-бутановой фракции, который сжижался и направлялся в газохранилище. Стабилизированный бензин либо отправляли в ёмкость авиабензина, либо подкачивали к нефти, направляемой на нефтеперерабатывающий завод.

Надеюсь, у читателей ещё не стало рябить в глазах от обилия всевозможных устройств? Это самое сокращённое изложение, не упоминающее насосов, холодных и горячих, и других вспомогательных устройств.

Если стабилизация нефти на промысле не проводилась или стабилизированный бензин и нефть смешивались, на заводе процедура повторялась. Нефть под давлением 12-18 атмосфер подавалась в 12 пар теплообменников, в которых теплоносителем были нефтепродукты только из ректификационной колонны: керосин (177 градусов) и мазут (145 градусов). Затем под давлением 5-6 атмосфер и температуре 120 градусов — в дегидраторы для очистки от воды и грязи. После этого нефть ещё раз нагревается в мазутных теплообменниках до 160 градусов и направляется в аппарат предварительного испарения, откуда пары бензина направляются в отдельную ректификационную колонну, а отбензиненная нефть — в специальную нагревательную печь.

Ещё не перегонка? Нет, ещё не перегонка. Нефть нагреть нужно.

Кубы, кубы, кубы...


Люди, делавшие самогон, безусловно знают, что такое перегонный куб и ректификационная колонна. В первом устройстве, в ёмкости, происходит нагрев перегоняемой жидкости, а во втором — её разделение на фракции по температуре кипения. Но в нефтеперерабатывающей промышленности всё немного не так.

Изначально переработка нефти — это, конечно, кубовая перегонка. Нефть наливали в куб, по конструкции жаротрубный паровой котёл, нагревали пропускаемым через жаровые трубы паром и испаряли, пары нефти выходили из куба в дефлегматор, который, в сущности, холодильник. Там пары разделялись: совсем легкокипящие фракции выходили в специальный холодильник для конденсации, а более высококипящие фракции конденсировались в дефлегматоре и оттуда стекали обратно в перегонный куб. Таким образом из нефти выгоняли все светлые нефтепродукты, до керосина, а мазут сжигали как технологическое топливо. Потом стал цениться бензин, и между дефлегматором и холодильником поставили скруббер, в котором горячие пары промывали водой, бензин охлаждался и конденсировался, смесь собирали и разделяли.

Затем придумали многокубовые установки с последовательным нагревом. В первый куб нефть попадала подогретой в мазутном теплообменнике до 100 градусов, и там сразу испарялись компоненты бензина, затем перетекала во второй куб, в третий, четвёртый и так далее, нагреваясь в последнем до 300-320 градусов — температуры выгонки мазута, после которого в кубе оставался гудрон. Каждый куб имел свой дефлегматор, свой холодильник, откуда продукты поступали в сортировочное отделение завода.


Типичный пример кубового нефтеперерабатывающего завода в Баку

В многокубовой установке, например, на 7 кубов, можно было разделить нефть по фракциям. Но не слишком хорошо. Фракции как бы «размазывались» по кубам. Например, до температуры 110 градусов в 1-м кубе выкипало 18 %, во 2-м кубе — 11 % и в 5-м кубе — 1 %. Одна бензиновая фракция оказывалась сразу в нескольких потоках и неизбежно смешивалась с лигроиновыми фракциями, особенно при нечётком контроле за температурой. Поэтому и появился «газолин», то есть лёгкие фракции первых кубов, которые собирали и второй раз перегоняли на ректификационной колонне, отделяя экстракционный бензин и бензин «калоша».

Кубовые установки совершенствовали, например, путём добавления кубов. Появились 13-кубовые и даже 20-кубовые установки. Последняя была сконструирована для перегонки мазута на смазочные масла, в первом кубе — 150 градусов, в последнем — 350 градусов. Каждый куб имел четыре последовательно соединённых дефлегматора и холодильники. Эта батарея выгоняла из мазута 80 масляных фракций, которые сортировались по вязкости и смешивались в 8 марок смазочного масла. При своих 20 кубах и 80 дефлегматорах, установка перегоняла в сутки около 50 тонн мазута.

Следующий пункт совершенствования — к группе кубов вместо дефлегматоров добавили ректификационную колонну. Сначала на 13-кубовой установке к первым кубам добавили испарительную установку и ректификационную колонну. Нефть протекала колонну сверху вниз, освобождаясь от легкокипящих фракций, и поступала в 1-й куб. Соответственно, лёгкие пары из первых трёх кубов поступали в эту же колонну, а кубовой остаток перетекал в следующий по порядку куб. Колонны добавили группе кубов с 3-го по 6-й и группе с 7-го по 10-й; у последних кубов оставались дефлегматоры. Вот такая установка давала отбор светлых нефтепродуктов в 42,5 %, но при этом 10 % бензина «размазывалось» по другим фракциям.

Наконец, решили сделать так: Каждый куб получил свою ректификационную колонну, и из каждого куба нефть подавалась не в следующий куб, а в его колонну. Самотёком, как в предшествующих конструкциях, не получалось, поэтому использовался паровой лифт для подачи нефти в следующую по порядку колонну.

Трубчатка, или печь особой конструкции


Это получилось технологическое отступление, чтобы стало ясно, что такое трубчатка и откуда она взялась.

Инженеры, обозревавшие строй ректификационных колонн, оплетённый трубами и подмостками с лестницами, приходили к мысли, что лучше бы оставить одну колонну, пусть и большую. Ректификационная колонна — изделие сложное, внутри десятки тарелок со множеством отверстий, закрытых специальными колпачками. Управлять ей непросто, чтобы получать дистилляты нужного качества.

Давайте оставим одну колонну. Но что для этого нужно? Нужно нагреть нефть до температуры последнего куба, примерно до 330 градусов, и в таком виде впрыснуть в колонну. Там нефть сразу и распадётся по фракциям. Мечта нефтяников об одной колонне не сбылась, но, по крайней мере, более эффективный процесс перегонки нефти придумали.

Как нагреть? Для этого и была построена трубчатая печь или трубчатка. Печь представляла собой устройство размером с одноэтажный дом, примерно 3х3 метра и высотой 3,7 метров, большая часть которого была занята топкой, а через боров была проложена система труб, соединённых в змеевик, в которых проходила и нагревалась нефть. В печь нефть поступала после аппарата предварительного испарения, в котором отделялись пары бензина.


НПЗ в Куйбышеве. «Домик» на переднем плане — это и есть трубчатка, или печь для нагрева нефти

Печь — вовсе не столь простое дело. Она делалась весьма своеобразной конструкции, которую не сразу довели до нужного совершенства. Например, свод печи был плоский, и огнеупорный кирпич, имевший Т-образную прорезь, надевался на балочные держатели, прикреплённые к стальному перекрытию. Сама трубчатка требовала строго цельнотянутых труб из хромомолибденовой или хромоникелевой стали, которые должны были выдерживать 500 градусов и 100 атмосфер давления. Отдельным вопросом были двойники, соединяющие трубы. И. Л. Гуревич привёл с десяток их разных конструкций; мысль по усовершенствованию их кипела. Они, выдерживая температуру и давление, должны были быть съёмными или разборными, потому что трубчатку периодически приходилось чистить от кокса. Нефть, хоть и немного, пригорала к трубам, кокс накапливался и мешал прокачке. На заводе был особый мастер, который разбирал и чистил трубчатку. Ответственная работа. Небрежность в затяжке — разогретая нефть сорвёт плохо затянутые двойники, и будет огнемётный факел.

За переход к более совершенной технологии перегонки нефти пришлось изрядно заплатить.

Перегонка раз, перегонка два...


Наконец, ректификационная колонна. На примере одноступенчатого процесса с одной колонной. Нефть, разогретая в печи до 330 градусов, подавалась в нижнюю часть колонны диаметром 2,52 метра и высотой 36,5 метров; под вводом было 6 тарелок, над вводом — 32 тарелки, всего 38 тарелок в колонне. Самые тяжёлые дистилляты: мазут и гудрон — стекали в низ колонны. Остальные конденсировались снизу вверх по тарелкам. Например, на 9-й тарелке снизу конденсировался соляр, на 11-13-й тарелках — дизтопливо, на 17-19-й тарелках — керосин, на 24-26-й тарелках — лигроин, а бензин, точнее, остатки его после отбензинирования нефти, выходили в виде пара через клапан наверху колонны.


Схема нефтяной ректификационной колонны из учебника И. Л. Гуревича


Примерно так выглядят тарелки внутри ректификационной колонны

Чтобы продукты не имели растворённых газов, лигроин, керосин и дизтопливо забирались из основной колонны в особые отпарные колонны на 6 тарелок каждая. В ней сверху подавалась фракция, снизу пар, который и выпаривал газы и оставшиеся лёгкие фракции. Пар вместе с газами подавался в основную колонну выше места забора продукта на отпаривание, а сам продукт из отпарной колонны поступал в холодильник и в резервуар.

По сравнению с кубовыми установками, колонны давали чёткое разделение по фракциям, с температурным разрывом между ними, без «размазывания» и потерь, а также стабильные нефтепродукты.


Схема одноступенчатого процесса с основной и отпарными колоннами из учебника И. Л. Гуревича

Одна колонна требовала лёгкой нефти, с большим содержанием светлых фракций, хорошо обезвоженной и обессоленной. Но советская нефть по большей части содержала в себе много тяжёлых фракций, в силу чего в СССР нефть перегонялась по двухступенчатому процессу. Первая ступень — атмосферная перегонка нефти до мазута. Вторая ступень — вакуумная перегонка мазута до гудрона или более тяжёлых остатков.

Был ещё и трёхступенчатый процесс, в котором гудрон с подогревом в отдельной печи доиспарялся в отдельной вакуумной ректификационной колонне.

Поэтому на советских НПЗ было больше одной колонны. На одноступенчатом процессе, с перегонкой до мазута, использовалась основная ректификационная колонна и меньшая отпарная ректификационная колонна. На двухступенчатом процессе, с перегонкой до смазочных масел и асфальта: основная ректификационная колонна и меньшая отпарная колонна — атмосферные, основная ректификационная колонна и меньшая отпарная колонна — вакуумные.


На этом фото 1943 года НПЗ в Плоешти с многоступенчатой схемой переработки

Так нефтеперерабатывающий завод и превращался в нагромождение колонн, оплетённых трубами, подмостками и лестницами.

И это мы ещё не добрались до крекинга и гидрокрекинга, где были отдельные, весьма сложные по устройству установки.

Техническое преимущество нефтепереработки


Ну как, легко перегнать нефть? Это же казалось так просто!

Уже из этого обзора видно, что относительная дешевизна нефтепродуктов основывается на высоком техническом уровне нефтеперерабатывающей промышленности, и в особенности на рациональном подходе к расходу тепла. Используя развитую систему теплообменников, можно провести все операции практически с одного нагрева нефти в печи. Если, к примеру, из ректификационной колонны керосин выходит с температурой 177 градусов, а соляр — 227 градусов, то их можно использовать на аппаратах предварительного испарения и даже для получения пара или, по крайней мере, подогретой воды, существенно экономящей расход топлива в паровых котлах. Даже в двухступенчатых процессах, где нужно было нагреть мазут в печи, строили сдвоенные печи, чтобы экономить топливо.

Это и не удивительно. В ту пору, когда Бергиус, Фишер и Тропш конструировали свои установки, за нефтепереработкой уже стояло 65 лет развития с момента появления первых нефтеперегонных заводов (в 1859 году — в России, в Сураханах близ Баку, в 1861 году — в США, в Пенсильвании). На тот момент в технику нефтепереработки уже были вложены колоссальные усилия десятков учёных самого крупного масштаба, сотен исследователей, тысяч инженеров и техников. Причём в процесс, гораздо более простой с точки зрения физико-химической сущности, чем тот, с которым работали немцы.
68 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    29 мая 2025 03:58
    Вероятно, что перегонка нефти и строительство нефтеперерабатывающих заводов - дело затратное, но необходимое. А «втирать» нам про «дороговизну» и специфику нефтяной промышленности не нужно...Лучше расскажите про блеск Сечина (и ему подобных) и нищету пользователей отечественным ГСМ по взятым с потолка ценам...Особенно, сельхозпроизводителей в период весенних полевых работ и уборки урожая...А ещё владельцев транспорта, работающего с использованием нефтепродуктов...А то мы не можем понять, отчего в России рыба дороже мяса...
    1. +5
      29 мая 2025 05:13
      Цитата: ROSS 42
      А то мы не можем понять, отчего в России рыба дороже мяса...
      Вот и Матвиенко из Совета Федерации тоже не может никак этого понять. Все так сложно и запутанно wink
    2. +7
      29 мая 2025 08:43
      Цитата: ROSS 42
      Особенно, сельхозпроизводителей в период весенних полевых работ и уборки урожая

      Тонна семечки подсолнечника примерно 50 000 руб стоит если покупать
      Тонна семечки обжаренной и фасованной реализованные - от 600 000.
      При том что затраты на упаковку, обжарку и транспортировку - копеечные.

      А уж вода продаваемая на розлив по 4 рубля за литр - при отпускной цене Водоканала для юриков 120руб за куб! Сечин от зависти грызет ручку - 4000 рублей с тонны при затратах около 150 руб!!
      1. +3
        29 мая 2025 09:04
        Статья как всегда огонь! Отлично, надо бы жареных фактов добавить для популяризации. Ждем продолжения цикла. Особенно про бензин из природного газа.
        1. +3
          29 мая 2025 09:33
          Да , прочитал с интересом . Естественно знал что нефть надо перегонять , но что так сложно …. .
          Заводы для перегонки нефти строят под опредеренный сорт нефти , и нельзя там перерабатывать все сорта . Поэтому и цены на различную нефть разные .
          Спасибо , проделана большая работа . Надеюсь и дальше будет интересно .
      2. -2
        29 мая 2025 09:41
        Цитата: свой1970
        А уж вода продаваемая на розлив по 4 рубля за литр - при отпускной цене Водоканала для юриков 120руб за куб! Сечин от зависти грызет ручку - 4000 рублей с тонны при затратах около 150 руб!!

        Так вы сами попробуйте продавать, тут же миллион расходов всплывёт, вами не учтённых
        1. -1
          29 мая 2025 10:07
          Цитата: BlackMokona
          Цитата: свой1970
          А уж вода продаваемая на розлив по 4 рубля за литр - при отпускной цене Водоканала для юриков 120руб за куб! Сечин от зависти грызет ручку - 4000 рублей с тонны при затратах около 150 руб!!

          Так вы сами попробуйте продавать, тут же миллион расходов всплывёт, вами не учтённых

          Так у Сечина их больше намного - там миллиардные проблемы.Сечин же просто так цены на топливо задирает - как народ считает....
          У нас в районе периодически работают геофизики - на кабелях раньше платили 70 000 и народ шел, а сейчас 160 000 предлагают и желающих месяц не найдут никак( зп платят вовремя и в полном объёме до копеечки - проверено).
          И это тоже расходы заложенные в цену
  2. +6
    29 мая 2025 04:02
    Поэма, а не статья! Автор настоящий молодец, спасибо!
  3. +3
    29 мая 2025 07:28
    Цитата: Владимир_2У
    Поэма, а не статья! Автор настоящий молодец, спасибо!

    Да, очень интересно!
  4. +3
    29 мая 2025 07:29
    Цитата: ROSS 42
    А «втирать» нам про «дороговизну» и специфику нефтяной промышленности не нужно...

    Если Вам не интересно, не читайте, а скакать лучше в специально приспособленном для этого месте.
    P.S. позволю себе предположить, что Вам просто непонятно...
  5. 0
    29 мая 2025 07:49
    Бывал в командировках в московском РГУ нефти и газа. Больше всего поразили мощные зарплаты сотрудников.
    Столовая и поликлиника тоже классные.
    1. +2
      29 мая 2025 14:20
      Больше всего поразили мощные зарплаты сотрудников.

      вы не были в Горном, в Питере - вот там - размах...
  6. +6
    29 мая 2025 08:00
    Кубовые установки совершенствовали, например, путём добавления кубов
    Домашняя вторая перегонка спирта-сырца — чем больше банок, тем чище получается конечный продукт. Примерно таким же образом в Чечне в домашних условиях в 90-х перегоняли нефть... wink
  7. +7
    29 мая 2025 08:46
    Вот что особо пугает - это то, что нонешнее население в хлам не представляет, какое гигантское количество квалифицированных специалистов в не менее гигантском количестве областей необходимо современной цивилизации для обеспечения жизнедеятельности и производства казалось бы самых обыденных вещей.. Не говоря уж о продвинутых. И - где их взять, если все хотят стать типа юристами, экономистами. манагерами и тд? И это ещё неплохой вариант по сравнению со всякими блогерами, ютуберами и тиктокерами... Если так дальше пойдёт - современный технологический образ жизни и 50 лет не протянет... Банально будут утрачены базовые компетенции...
    1. +3
      29 мая 2025 09:16
      Было бы интересно сравнить себестоимость добычи у нас 1 тонны нефти с розничной ценой полученных из нее нефтепродуктов
      1. 0
        29 мая 2025 09:43
        Цитата: agond
        Было бы интересно сравнить себестоимость добычи у нас 1 тонны нефти с розничной ценой полученных из нее нефтепродуктов

        Так всяких схем в интернете полно. Есть по бензину например.
      2. +4
        29 мая 2025 09:47
        Цитата: agond
        Было бы интересно сравнить себестоимость добычи у нас 1 тонны нефти с розничной ценой полученных из нее нефтепродуктов

        Разрыв очень небольшой

        "16 октября 2024
        569
        3 мин
        Дорогие водители, готовьте свои нервы (и кошельки), потому что новость дня: 69% от стоимости бензина — это налоги! Да-да, вы не ослышались. Заправляетесь на 2500 рублей? Смеем вас расстроить — 1725 рублей отправляются прямиком в государственную копилку. "
        НДПИ, НДС, акциз, транспортировка, зп, лицензирование, добыча.

        https://dzen.ru/a/Zw-vqcwJGRl9yK93
      3. +3
        29 мая 2025 10:15
        В розничной цене нефтепродуктов содержится до 80% налогов от государства (акциз, НДС, на прибыль, и т.д.). Например автобензин - до 12 тыс. руб/тн. Остальное себестоимость - определяемая затратами на переработку (величина постоянная) и ценой сырья - нефти. Поэтому любое измение, например снижение, стоимости нефти слабо влияет на цены нефтепродуктов.Реальная доходность НПЗ сейчас не высока. Государство фактически забирает себе большую часть прибыли.
    2. +1
      29 мая 2025 09:37
      Цитата: paul3390
      Вот что особо пугает - это то, что нонешнее население в хлам не представляет, какое гигантское количество квалифицированных специалистов в не менее гигантском количестве областей необходимо современной цивилизации для обеспечения жизнедеятельности и производства казалось бы самых обыденных вещей.. Не говоря уж о продвинутых.

      Бывает редко - но здесь абсолютно с вами согласен!!!
      1. +1
        29 мая 2025 09:44
        Ничего - ещё пообщаемся, глядишь - и почаще соглашаться станете... wink
        1. +4
          29 мая 2025 10:11
          Цитата: paul3390
          Ничего - ещё пообщаемся, глядишь - и почаще соглашаться станете... wink

          Нет, это вряд ли - меня доедают, уже полковник из генерал майоров. Видимо к концу года съедят.
          А носиться с айпи адресами, левыми почтами и прочим для перерегистрации - как и с коммунистическими лозунгами для подъёма уровня - я точно не буду....
          1. +2
            29 мая 2025 10:15
            Упс.. За что это вас, если не секрет? Можно в личку.
            1. +1
              29 мая 2025 12:03
              Цитата: paul3390
              Упс.. За что это вас, если не секрет? Можно в личку.

              А вы не знаете? За то что привожу реальные факты из СССР и этим "злобно клевещу на СССР!!".
              Причем я могу где то ошибаться, не знать- но ни один из оппонентов не смог меня поймать на умышленной лжи.При этом сам оппонент может подтверждать приведенные мной факты - но я при этом остаюсь антисоветчиком belay И такие выверты сплошь и рядом
              Я привожу реальные факты - и они сильно портят благостную картину "молочных рек и кисельных берегов СССР".
              Поэтому я - "пррроклятый прихвостень буржуев и злобный ругатель СССР" (с)- практически дословно lol
              Цитата: wehr
              У меня вообще долго был отрицательный рейтинг
              комментировать нельзя, а хороших статей стало очень мало - из-за которых стоило спорить.

              З. В
              Когда я ошибаюсь и это очевидно для меня - я всегда признаю свою ошибку в комменте письменно.
              1. +3
                29 мая 2025 12:41
                Нууууу. батенька... Знаете, сколько тут персонажей например за мной с минусами наперевес бегает? Иногда такое ощущение, что они тут на зарплате. Ничего - служу помаленьку.. wink

                Может - просто основной массе тутошнего народу не нравятся ваши взгляды? А ваши доводы - не кажутся убедительными? Не огорчайтесь - в инете полно ресурсов на которых ситуация будет ровно обратная.
                1. +1
                  29 мая 2025 12:58
                  Цитата: paul3390
                  Не огорчайтесь - в инете полно ресурсов на которых ситуация будет ровно обратная.

                  Вы мне всерьез belay предлагаете пойти на какие нибудь прости Господи "другие ресурсы"? Ради рейтинга belay ?
                  Да уж......

                  Цитата: paul3390
                  Может - просто основной массе тутошнего народу не нравятся ваши взгляды? А ваши доводы - не кажутся убедительными?

                  - ВО медленно скатывается на позиции позднего СССР с его "Одобрямсом" и "Все как один..."
                  Была б в СССР хоть какая то оппозиция- клевавшая в темечко памятники самим себе - может и выжил бы СССР.

                  Цитата: paul3390
                  Ничего - служу помаленьку..
                  я с 2013 еле до генералов дотянул, а утопить маршалла - нужен сговор генералов. А их - оппозиционных к остальным- не осталось на ВО давным давно.
                  Так что вас утопить мелкими минусами невозможно
                  1. +4
                    29 мая 2025 13:11
                    Да нет, не предлагаю - просто чтобы вы не расстраивались... feel

                    Мне кажется - вы таки ошибаетесь. Недостатков у СССР было полно, и их никто отрицать не собирается. Но есть большая разница - обсуждать их с целью дальнейших выводов, или смаковать с целью порицания Советского Союза в целом...

                    Каждый маршал - когда-то был лейтенантом... Я своих убеждений не менял и не собираюсь - однако ж не утопили таки в ходе карьеры, несмотря на все старания?
                    1. +2
                      29 мая 2025 13:25
                      Цитата: paul3390
                      Но есть большая разница - обсуждать их с целью дальнейших выводов, или смаковать с целью порицания Советского Союза в целом...

                      Когда хают нынешнюю медицину и как "все плохо" - а я привожу пример 4 боров на неделю у стоматолога в райбольнице в 1970 (и как минимум один из них для блатных) - это обсуждение или смакование?
                      Положи сейчас больного в коридоре - засыпят жалобами всех до ООН, а тогда это норма была у нас, обыденность- 3 раза лежал в больнице из них 2 раза в коридоре.
                      В СССР 3 группа положительная в военном билете и 4 отрицательная в паспорте моем - это смакование и порицание или для выводов?
                      Причем группу можно на просрочке неправильно сделать - резус не перепутать технически в принципе....
                      1. +3
                        29 мая 2025 13:40
                        это обсуждение или смакование

                        Не в обиду будет сказано - но мне кажется, что ваши проблемы на данном ресурсе происходят именно от того, что вы не видите разницы...
                      2. 0
                        29 мая 2025 16:02
                        Цитата: paul3390
                        это обсуждение или смакование

                        Не в обиду будет сказано - но мне кажется, что ваши проблемы на данном ресурсе происходят именно от того, что вы не видите разницы...

                        Обсуждать недостатки СССР с целью дальнейших выводов - это и есть смакование(с)
                        Ибо в СССР все было превосходно.
                        Акт приема Наркомата Обороны прям так и начинается словами" В Багдаде все спокойно..... ммммм... не то, там написано - "опа попная куда не коснись"(с)
                        Я его читаю и понимаю что на фоне того бардака нынешний бардак - так и ничего почти. Нынешние хотя бы численность армии знают по головам - тогда и этого не знали.
                        И тут же мне за это гневные поклонники СССР начинают накачку - "в СССР не было бардака, это на Ворошилова наговаривали" спрашиваешь " Значит подписанты - оболгали Ворошилова? В ответ "в СССР все было хорошо, это все ваша ложь!!".
              2. +3
                29 мая 2025 13:28
                Цитата: свой1970
                За то что привожу реальные факты из СССР

                Так вы не все факты приводите, а только отрицательные. И ставят вам оценку форумчане вполне заслуженно. Не за факты, а за ваше отношение к СССР. Ваш соратник по ненависти к нашему светлому советскому прошлому, Шпаковский, тоже недоумевает. Дескать, чего это в меня минусы летят, я же людям правду несу. А они не понимают!
                1. +3
                  29 мая 2025 13:41
                  А они не понимают!

                  Не тот народ достался... (с) crying
                2. +1
                  29 мая 2025 16:22
                  Цитата: Stas157
                  Так вы не все факты приводите, а только отрицательные. И ставят вам оценку форумчане вполне заслуженно.

                  В СССР некому было говорить правду о происходящем( и хорошую и плохую) - и СССР умер.
                  Потому что председатель, парторг и военком в селе в Курской области каждый год на 09.05 говорили штампы про "Никто не забыт..." , а все село видело что черепами погибших межа выложена, и совестливые трактористы те черепа на межу относили, а пофигисты дальше пахали.
                  Минимально - хотя бы перестали пахать те несчастные 3 га, в падлу захоронить- так хоть не тревожте., не - "План горит!!"
                  Так вот эти парторг председатель и военком принесли вреда больше в 5000 раз СССР - чем ЦРУ за 100 лет. Они УБЕДИЛИ население что это нормально - когда власть врет в глаза и скотское отношение к погибшим бойцам РККА.
                  Если бы это был единичный факт - "ну да гомосеки пробрались в сельсовет" - но вся пакость в том что таких случаев прорва была.
                  Когда говорили одно, делали другое, думали третье, с женой обсуждали четвертое, а на собраниях хором одобрямсали пятое.
                  И население привыкло и смирилось с враньем - и никто не пошел защищать СССР в 1991.
                  1. 0
                    29 мая 2025 16:31
                    У любого послевоенного министра обороны СССР были достаточные полномочия, чтобы отправить хоть миллион солдат для сбора и захоронения павших. Да и не только павших, а также сбора оружия, боеприпасов, разминирования и т.д. Они вообще должны были это сделать.
                    Нет же, в оккупационной зоне Германии сделали сплошное разминирование уже в 1946-1948 годах, а у себя - так и бросили.
                    1. +1
                      29 мая 2025 20:03
                      Цитата: wehr
                      У любого послевоенного министра обороны СССР были достаточные полномочия, чтобы отправить хоть миллион солдат для сбора и захоронения павших. Да и не только павших, а также сбора оружия, боеприпасов, разминирования и т.д. Они вообще должны были это сделать.
                      Нет же, в оккупационной зоне Германии сделали сплошное разминирование уже в 1946-1948 годах, а у себя - так и бросили.

                      Не надо миллиона - по уши хватило бы -3-4-5 учебных саперных центра с полигонами по всей зоне боевых действий ВОВ. Саперы обучались бы на реальных вещах, а не на муляжах и заодно - занимались бы сбором и захоронением павших.

                      "Нееее! Мы лучше кантик отобьём, снег кубиками сложим и траву покрасим!! "(С)

                      Черные копатели СОБИРАЛИ(!!) оружие - даже не копали(!!!) - в Карелии и Ленобласти в 2000. Спустя 60 лет после войны
                      1. -1
                        29 мая 2025 20:25
                        Зачем мелочиться? Тут чтобы были окружные и армейские штабы, множество генералов и все такое. Ну и награды потоком.
                        Масштаб работ был таков, что требовал участия многих частей из разных родов войск. Плюс требовалось решать множество административных вопросов. Маршалы Жуков и Гречко - оба члены Политбюро - могли бы это устроить.
                        Тут не только военные. НКВД-МВД было бы "за", чтобы пресечь поступление к уголовникам потока оружия. Тут МГБ-КГБ было бы "за", чтобы разобраться, кто из пропавших без вести в действительности убит, и не воспользовался ли какой недобитый пособник его документами.

                        Как-то вот очень странно все это выглядит.
                      2. +1
                        29 мая 2025 22:01
                        Цитата: wehr
                        Как-то вот очень странно все это выглядит.

                        Обычно это выглядит...
                        Ил-2 выпускался до 1949 года, выпустили прорву. Пусть 10 000 погибли, 11 000 разбилось - не менее 10 000 оставалось после войны. Быстро изъяли из армии.
                        Сколько сейчас летающих Ил- 2? Правильно, аж целых 2 в мире - причем 1 в Америке...
                        Памятников из Ил-2 - 9 штук на всю страну.
                        Кто не дал сохранить например пару десятков для кино, музеев, памятников? Порезали на иголки....
                        В абсолютно подконтрольной Монголии до 2010 стояли танки в районе Халхин-Гола.
                        Кто-то озаботился в СССР - что там довоенные раритеты стоят и что надо бы их вывезти в СССР?
                        Да накой? Медальков за это не дадут, маршальских звезд тоже.. Какая к чертям память, зачем?
                        Теперь они на реставрации в Японии .....
                      3. 0
                        29 мая 2025 22:22
                        Это очень странный факт, который требует своего объяснения. Оно может быть и неочевидным.
                        Не отклоняйтесь от его обдумывания - можете найти интересные вещи.

                        Ладно, про войну - могло что-то вылезти. Но Халхин-Гол всегда был образчиком победоносной операции.
                      4. +1
                        29 мая 2025 23:02
                        На каком то форуме путешествий было очень много фото техники оттуда начала 2000х. Навскидку только 1 фото нашел а там таких и лучше и хуже состояния посреди степи много было
                        В той же Курской области в леске. стояли несколько танков, автобус, машины, зенитка - видимо попавшие под авиаудар. Когда я там первый раз в деревне был. А во второй уже ничего не осталось - "колхоз порезал - дорогу делали, они мешались!" (с)
          2. +6
            29 мая 2025 11:34
            Это еще ничего. У меня вообще долго был отрицательный рейтинг. laughing
            Я бы предложил для отрицательного рейтинга на сайте ввести немецкие звания.
            1. +2
              29 мая 2025 12:42
              Хотите дослужиться хотя бы до штандартенфюрера? what wink
              1. +3
                29 мая 2025 12:59
                Цитата: paul3390
                Хотите дослужиться хотя бы до штандартенфюрера? what wink

                Нереально, утопят чисто на рефлексах - даже если писать как Татра или Михан( которого не видно давно?)
                1. +1
                  29 мая 2025 13:06
                  Дык - предлагается-то как раз за минусовой рейтинг присваивать? Как раз в жилу - быстрая карьера, чё...
                  1. +3
                    29 мая 2025 13:17
                    Цитата: paul3390
                    Дык - предлагается-то как раз за минусовой рейтинг присваивать? Как раз в жилу - быстрая карьера, чё...

                    Хм, не сообразил. Этак можно будет в Фюреры дойти, не то что в штандартенфюреры belay belay belay request lol lol
                    1. +5
                      29 мая 2025 14:40
                      - Скажите, у вас есть в продаже штандартенциркуль?
                      - Нет, это вам налево, в отдел рейхсканцелярии...
              2. +2
                29 мая 2025 14:36
                Не, ну все-таки давайте звания Вермахта, так сказать, для симметрии.

                С моими темами и склонностью поспорить, у меня есть шансы стать генерал-фельдмаршалом laughing
                1. +3
                  29 мая 2025 14:43
                  Будете спорить опять - перейдём на японские.. И станете скажем кайгун сё-шо... А то и до кайгун тай-сё дослужитесь... wink laughing
                  1. +2
                    29 мая 2025 15:27
                    Это было бы большими почестями laughing
    3. +1
      29 мая 2025 14:22
      Вот что особо пугает - это то, что нонешнее население

      стоит заметить, что населению это и не надо знать: это надо знать тем - кто нами управляет, а вот там, именно так как вы говорите...
  8. +1
    29 мая 2025 09:41
    Видел кустарную установку для перегона нефти в песках Калмыкии в 90-х, ёмкость для нефти и труба метров 100 в качестве охладителя, - все, милиция хлопнула, нас пригласили в качестве понятых, рядом работали, единственное они запускали бензогенератор для воздуходувки под емкостью, топили той же нефтью, и он на многие километры трещал, из 10 тонн нефти получалось 1,5 - 2,0 тонны бензина, около 1 тонны керосина и тонн 5-6 солярки, остатки тут же в песок сливали - грязный, коричневый парафин, бочка с керосином ещё там стояла.
    1. +6
      29 мая 2025 10:14
      Цитата: Andobor
      Видел кустарную установку для перегона нефти в песках Калмыкии в 90-х, ёмкость для нефти и труба метров 100 в качестве охладителя, - все, милиция хлопнула, нас пригласили в качестве понятых, рядом работали, единственное они запускали бензогенератор для воздуходувки под емкостью, топили той же нефтью, и он на многие километры трещал, из 10 тонн нефти получалось 1,5 - 2,0 тонны бензина, около 1 тонны керосина и тонн 5-6 солярки, остатки тут же в песок сливали - грязный, коричневый парафин, бочка с керосином ещё там стояла.

      В Чечне в 1990е полно было таких "самоваров".
      Местные покупали ресурсные справки у ГСМшиков - типа "поставил топливо в армию в Чечне", а потом с этими справками забирали НОРМАЛЬНЫЙ бензин/солярку на складах ГСМ в других регионах РФ
      1. +2
        29 мая 2025 10:29
        Там тоже этим чеченцы занимались, пасли скот типа беженцы, из неработающей трубы в низких местах нефть оставалась, ее брали и перегоняли.
  9. +6
    29 мая 2025 09:42
    Цитата: paul3390
    Вот что особо пугает - это то, что нонешнее население в хлам не представляет

    "Сейчас в психушках нет ни Наполеонов ни Чингизханов, современные психи просто не знают кто это"...
  10. +2
    29 мая 2025 10:03
    Какой смысл описывать древние схемы перегонки нефти, особенно кубовые начала прошлого века? Можно было найти учебник не 1952 г, а поновее. Современная нефтепереработка отличается от них как небо и земля. И стоит очень, очень дорого - особый привет экологам с их нормами Евро 5 и 6. Строительство небольшого по нынешним меркам НПЗ мощностью 6 млн. т. нефти в год ( типа Московского) обойдется минимум в 7-8 млрд $. Окупается медленно, плюс государственные акцизы практически на все ГСМ (20 - 50%) - например - автобензин до 12 тыс. руб за тонну, дизель до 10 тыс. руб за тонну , экспортные пошлины, НДС и другие налоги. Так что удивляться высоким ценам на рынке не стоит. И от мировых цен на нефть они зависят слабо. При падении цен на нефть владелец сразу стремится погасить свои долги, а не снижать цены на топливо. Вот такая грустная арифметика.
    1. +2
      29 мая 2025 12:26
      Какой смысл описывать древние схемы перегонки нефти, особенно кубовые начала прошлого века? Можно было найти учебник не 1952 г, а поновее. Современная нефтепереработка отличается от них как небо и земля.

      Статья идет в цикле текстов о топливе в Великой отечественной. До этого статьи были о топливе из угля. В комментариях возник диспут о дороговизне/сложности переработки. В этом контексте вышла вот эта статья. wink
      1. 0
        29 мая 2025 13:00
        В те времена и понятие топливной экономичности было другим. В карбах топливо порой текло струйкой. Сейчас такой вид из агрегата - повод для инфаркта, еще и медики запишут в медкарту юмор - "острая сердечно-финансовая недостаточность". Потому сравнивать полезно и с учетом удельных расходов двигателей. С другой стороны, в целях нефтенезависимости экономики, уже тода были и эксперименты с электротракторами.
  11. +1
    29 мая 2025 11:01
    Цитата: Юрий_К_Мск
    Какой смысл описывать древние схемы перегонки нефти, особенно кубовые начала прошлого века?

    «В основе прогресса лежат не столько перемены, сколько традиции. Те, кто не способен запомнить прошлое, обречены повторять его».
    Николай Дмитриевич Кузнецов. Тот самый, который НК.
  12. +3
    29 мая 2025 11:36
    Изобретение установки термического крекинга нефти.
    В.Г.Шухов и С.П.Гаврилов разработали процесс получения автомобильного бензина — непрерывно действующую трубчатую установку термического крекинга нефти (патент Российской империи № 12926, заявка от 27 ноября 1891 года).
    Привилегия была выдана на 10 лет.
    Через тридцать лет, в 1923 году, в Москву прибыла делегация американской компании «Синклер Ойл», чтобы получить информацию о крекинге нефти, изобретённом Шуховым. Учёный, сравнив свой патент 1891 года с американскими патентами 1912—1916 годов, доказал, что американские крекинг-установки повторяют его патент и не являются оригинальными.

    После успешной операции в США Ипатьев стал профессором Северо-Западного университета в Чикаго и работал на «Universal Oil Products Company». Он считается одним из основателей нефтехимии в США. Его крупнейшим открытием стал в 1936 году каталитический крекинг, позволивший намного увеличить выход бензина при переработке нефти.
    Вторым прославившим его изобретением стал высокооктановый бензин, позволивший самолётам США добиться решающего перевеса в скорости во время Второй мировой войны. Особенность такого бензина — стойкость к детонации, возможность форсировать режим работы двигателя, что особенно было важно в авиации. Именно благодаря ипатьевскому бензину британская армия в 1940 году смогла победить немецкую Люфтваффе в «Битве за Британию».
    До самой смерти Владимир Ипатьев мечтал вернуться на родину. Андрей Громыко, служивший в первой половине 40-х послом СССР в Вашингтоне, описывал в мемуарах, как престарелый учёный плакал у него в приёмной, бессильно повторяя: «Поймите, мне нет жизни без России».
    Надпись на могильной плите в Нью-Джерси: «In Memory of Russian Genius Vladimir Nikolaevich Ipatieff. The Inventor of Octane Gasoline».
  13. 0
    29 мая 2025 14:25
    Цитата: ycuce234-san
    С другой стороны, в целях нефтенезависимости экономики, уже тода были и эксперименты с электротракторами.

    Я стесняюсь спросить. А электричество для этих самых электрических тракторов откуда? Из розетки вестимо?
    1. +1
      29 мая 2025 18:58
      Цитата: Grossvater
      А электричество для этих самых электрических тракторов откуда? Из розетки вестимо?

      К местной ЛЭП через трансформатор подключались. Было несколько экспериментальных моделей - ВИМЭ-2, ВИМЭ-4-500, ЭТ-5-ЭНИН-ВИЭСХ, ХТЗ-12. Также был придуман и испытан электроплуг. Но схема такой техники на открытых полях тогда не прижилась а больших современных тепличных комплексов в 1940-х еще не было, где она нашла бы свое место. Зато такая техника стала применяться в добыче ископаемых и строительстве - до сих пор много применяется электрокранов и электроэскаваторов.
  14. 0
    29 мая 2025 14:30
    Цитата: Stas157
    Так вы не все факты приводите, а только отрицательные. И ставят вам оценку форумчане вполне заслуженно. Не за факты, а за ваше отношение к СССР. Ваш соратник по ненависти к нашему светлому советскому прошлому, Шпаковский, тоже недоумевает. Дескать, чего это в меня минусы летят, я же людям правду несу. А они не понимают!

    Я приношу свои глубочайшие извинения за то, что влезаю в чужую беседу, но меня так же часто минусуют по этому же поводу.
    Во всей этой ситуации сильнее всего доставляет то, что, как правило спорят между собой люди, жизни при Советском Союзе сколько нибудь серьезно не нюхавшие.
    К сожалению, на ВО невозможно понять сколько годиков оппоненту и поэтому непонятно, как относится к тому, что оппонент пишет. Может быть я не туда смотрю. Тогда научите, где в профиле можно написать и прочитать дату рождения.
    1. +1
      29 мая 2025 17:14
      К сожалению, на ВО невозможно понять сколько годиков оппоненту
      Мне это тоже не нравится. Косвенным признаком возраста автора может служить грамотность.
    2. 0
      Вчера, 00:29
      Алексей, интересный поворот в нефтяной теме. Поэтому влезу в тему к влезшему в тему.
      Вопрос ведь не в том, жил человек тогда или нет, и разбор правды и выдумок о СССР это лишь один из аспектов главного вопроса, состоящего в отношении к мнению оппонента. Достойный ли это человек с системным и ответственным подходом к написанию комментов или любитель побыть диванным стратегом, потому что в реальном мире его уже ни кто слушать не хочет. Чтоб не тратить свое время на переписку можно почитать комментарии любого участника в профиле. Люди много о себе пишут, стоит лишь по-внимательнее посмотреть.
  15. +1
    29 мая 2025 14:37
    за статью жирный +
    но кроме нефти, теперь есть и газовый конденсат
    хотелось бы о нем почитать неспешно
  16. +1
    29 мая 2025 17:12
    Интересная техническая статья. Как в средней школе тему сдал, так к нему и не возвращался. Респект автору.
  17. 0
    29 мая 2025 19:07
    Цитата: ycuce234-san
    К местной ЛЭП через трансформатор подключались.

    Значит действительно из розетки. Впрочем, в те года, при засильи угольных электростанций, смысл был и именно в уменьшении расхода дорогих и дефицитных ГСМ.
    Вот черт! Зелёные так задрали, что ничего, кроме уменьшения расхода любого топлива, в качестве смысла в голову не приходит!
    1. +1
      Вчера, 08:43
      И все же попробуем хоть как то прикинуть рентабельность переработки нефти,в 2024
      баррель это 160л
      цена барреля при продаже в Европу скажем 60 долларов ,
      себестоимость добычи нефти у нас как пишут в 2024 была 46 долларов
      глубина ее переработки тогда была 84.5%
      предположим из барреля получали 135 л бензина и дизтоплива на сумму 50руб х 135л =6750руб, , при среднем курсе в 2024 был 92руб за доллар ,это минимум 73.доллара
      В итоге получается , что экспорт давал разницу в ценах 14 долларов , а переработка и продажа нефтепродуктов в у себя 27 долларов ,
      1. +1
        Вчера, 11:36
        Не учли:
        - себестоимость транспортировки нефти на НПЗ,
        - себестоимость переработки,
        - себестоимость развоза и продажи в розницу,
        - стоимость керосина, мазута, битума с асфальтом.
        Неточный подсчет получился.
        1. +1
          Вчера, 18:53
          Конечно , что,совсем не точный , тем боле в нем отражена разница в ценах ,а нам интересней в объемах продаж , но с другой стороны транспортировка и переработка это рабочие места внутри страны