Зачем Франции авианосец?

32 987 78
Зачем Франции авианосец?

Представитель ВМС Франции представил обширный план развития авианосного крыла страны до 2045 года.

Хотя этот план, вероятно, отражает лишь одно из возможных представлений о том, какие самолёты мы в будущем увидим на борту авианосца ВМС Франции, если у ВМС Франции вообще будет авианосец. Да, у Франции есть в теории единственный атомный авианосец «Шарль де Голль», который в настоящее время условно находится в эксплуатации (из одного ремонта в другой), и она, Франция, планирует построить ещё более мощный авианосец на замену ему примерно к 2038 году.



Вот просто хочется воскликнуть: «Месье, у вас есть Бордо и Анжу, зачем вам Лыхны и Апсны?».

План был представлен в виде слайда на брифинге, проведённом представителем ВМС Франции на Объединённом военно-морском мероприятии (CNE), которое состоялось в Фарнборо, что в Великобритании. Мероприятие проводилось по правилам Chatham House, что означает, что информацией можно свободно делиться, но личность докладчика не может быть раскрыта.


На слайде представлены три разные комплектации для авиакрыла авианосца ВМС Франции, начиная с 2038 года. Случайно или нет, но примерно в это время «Шарль де Голль» должен быть заменён на авианосец нового поколения Porte-Avions de Nouvelle Génération, или PA-NG.


Заострять внимание читателей на этом проекте пока нет никакого смысла, так как этот авианосец существует пока только на картинках. Строительство его планируется позже, а готовность ожидается лет через десять. Что там получится к указанному 2038 году — посмотрим, времени, сами понимаете, слишком много для того, чтобы сейчас делать какие-либо прогнозы.

Представитель ВМС Франции представил обширный план развития авианосного крыла страны до 2045 года. Хотя этот план, вероятно, отражает лишь одно из возможных представлений о том, какие самолёты можно будет увидеть на борту авианосца ВМС Франции в будущем, примечательно, что он включает в себя значительное количество беспилотных летательных аппаратов наряду с передовыми пилотируемыми самолётами (насчёт «передовых», если это будут «Рафали», есть много сомнений уже сегодня).

По состоянию на 2038 год авиакрыло по-прежнему базируется на двух основных типах самолетов, которые в настоящее время находятся на вооружении на борту «Шарля де Голля»: многоцелевого истребителя Rafale M и самолета E-2D Hawkeye раннего предупреждения и управления в воздухе (AEW&C). Они показаны в комплекте с винтокрылым дроном, который, по-видимому, является Airbus Helicopters VSR700, но вообще нарисовать можно что угодно ради демонстрации концепции как таковой.


VSR700 разрабатывается довольно давно, а первый полет был совершен в 2019 году. Для ВМС Франции лётные испытания демонстрационной версии проводились на одном из фрегатов FREMM в 2023 году. Беспилотник предлагается использовать для разведки, наблюдения, целеуказания и рекогносцировки (ISTAR), а также для противолодочных операций, но он может выполнять и другие задачи, особенно на борту авианосца.

Правда, стоит отметить, что ЛТХ аппарат не блещет. Скорость у него неплохая, а вот в плане дальности и грузоподъёмности аппарат так себе. Виной тому дизельный двигатель, на которых Европа явно слетела со стопоров и пихает их куда можно и куда не стоило бы. С другой стороны – не на солнечных батареях – уже по нашим временам хорошо.


VSR700 во время испытаний садится на палубу фрегата FREMM

Существуют, правда, и другие альтернативы VSR700, в частности австрийский винтокрылый беспилотник Schiebel S-300, который запросто составит ему конкуренцию в борьбе за заказы ВМС Франции.

На слайде указано, что к 2038 году ВМС Франции будут использовать версию F5 истребителя Rafale M, которая будет обладать множеством новых возможностей по сравнению с текущей моделью F3. Версия F5 истребителя Rafale, которая будет выпускаться как в наземном, так и в палубном вариантах, вызывает очень неоднозначные ощущения.


В принципе, «Рафаль» — неплохой самолет, этакий крепкий середнячок. И сегодня он может вполне эффективно применяться против устаревших марок советских и американских самолетов, китайских усовершенствованных копий советских самолетов и так далее. Но (не раз это подчеркивал) любой реально современный самолет сделает из «Рафаля» отбивную.

И вот не сказать, что в конструкции самолета заложены какие-то глобальные ошибки, нет. Но в совокупности… Впрочем, в ближайшее время «Рафаль» снова будет у нас в прицеле вертеться, посмотрим, поговорим.

Планируется, что Standard F5 будет находиться на вооружении до 2060 года. Эта последняя версия самолёта будет ориентирована на совместные боевые действия, а также на вооружение нового поколения, в том числе на ядерное оружие наземного базирования следующего поколения ASN4G.

Собственно, а почему нет? F-15 в строю с 1976 года и пока на покой не собирается, более того, это один из лучших и опаснейших самолетов мира… Вот только «Рафаль» «Ударному орлу» ну совсем не конкурент, на мой скромный взгляд.

Ожидается, что другие новые виды вооружения для Standard F5 будут включать в себя преемников обычной крылатой ракеты SCALP и противокорабельной ракеты Exocet, при этом для последней рассматривается гиперзвуковая конструкция. Боеприпасы класса «воздух-воздух» должны включать в себя модернизированную ракету Meteor для применения за пределами прямой видимости.

Версия F5 также планируется к использованию вместе с новым беспилотным боевым летательным аппаратом (БПЛА) французской разработки, о котором тоже пока нет никаких подробностей.

Следующая конфигурация авиакрыла авианосца рассчитана на 2040 год, когда на вооружении будут находиться два новых типа беспилотников. На слайде они обозначены как беспилотный летательный аппарат (БПЛА) и беспилотный боевой летательный аппарат (ББЛА) и проиллюстрированы MQ-9 и демонстратором Dassault nEUROn соответственно.


Демонстрационный самолет nEUROn и Rafale M пролетают мимо «Шарля де Голля»

На данный момент в эксплуатации также останутся версии F5 Rafale M и E-2D.

Беспилотный летательный аппарат с изменяемой геометрией крыла, представленный в виде малозаметного летательного аппарата nEUROn, вполне может представлять собой беспилотник, который Франция планирует использовать как вместе с истребителем F5 Rafale, так и самостоятельно. Мы уже знаем, что эту программу беспилотников возглавит компания Dassault Aviation, которая будет опираться на опыт в разработке nEUROn.

Новый БПЛА уже заявлен как «дополняющий Rafale и пригодный для совместных боевых действий». Он также будет обладать характеристиками малозаметности, включая внутреннюю полезную нагрузку. Беспилотник будет иметь автономное управление с участием человека (в случае совместных операций — пилота Rafale).

По словам представителей Dassault, БПЛА UCAV «будет очень универсальным и сможет развиваться в соответствии с будущими угрозами». Ожидается, что его задачи будут включать подавление и уничтожение средств противовоздушной обороны противника (SEAD/DEAD), в чём «Рафалю» очень поможет малозаметный беспилотник типа «ведомый», который будет работать в связке с пилотируемым истребителем.


Демонстрационный дрон nEUROn

Сразу несколько «кислых» моментов, главный из которых то, что летчик «Рафаля», у которого в бою и так проблем до космоса, должен будет тратить время на управление беспилотником. Двухместные варианты «Рафаля» существуют, но выпускают их не то чтобы с трудом, но явно неохотно. И всё это неспроста: у двухместной машины еще больше слабых мест, чем у одноместной, а уж если мы говорим о палубном варианте, то там вообще тихий ужас под волнами. Как всё это будет реализовано — вопрос пока открыт, но он явно за пределами общемировой концепции применения «верных ведомых».

Что касается MQ-9, то Reaper наземного базирования уже состоит на вооружении Франции, но его производитель, компания General Atomics Aeronautical Systems, активно ищет способы адаптации дронов серии MQ-9 для использования на авианосцах. Компания разработала комплект крыльев, который превращает MQ-9B в большой палубный дрон, размещаемый на корабле и способный взлетать с укороченных ВПП. Она также продемонстрировала свой Mojave, специально разработанный для выполнения коротких взлётов и посадок, в том числе с различных авианосцев.


Если бы ВМС Франции заинтересовались размещением на борту своего авианосца дрона из более широкого семейства Q-1, это, безусловно, было бы даже перспективнее. Дрон такого типа мог бы также служить платформой для управления морскими операциями/противолодочной борьбы, а также выполнять другие функции, такие как бортовой радар раннего предупреждения и сетевой передатчик информации. В то же время в условиях низкой угрозы его можно было бы использовать даже для разведки и нанесения ударов.

Показанная конфигурация авиакрыла авианосца рассчитана на 2045 год, когда более значительные изменения преобразят облик самолётов на палубе авианосца ВМС Франции. Если, конечно, всё пойдёт по заранее намеченному плану.

В 2045 году авианосная авиация будет представлена военно-морской версией истребителя нового поколения (NGF). Он будет оснащён собственными дистанционно управляемыми носителями, которые всё больше будут стирать границы между крылатыми ракетами и беспилотными летательными аппаратами и будут наносить кинетические удары, а также нести другие типы полезной нагрузки.


Концептуальное изображение, демонстрирующее работу истребителя NGF с экипажем в составе «команды» удалённых носителей. MBDA

Уже не раз мы поднимали вопросы летательных аппаратов будущего, и здесь стоит повториться в плане того, что требование к NGF в плане возможности эксплуатироваться с авианосцев ВМС Франции создаст дополнительные трудности при проектировании, в первую очередь в виде шасси, способного выдерживать посадку на палубу, а также катапультного старта и тормозного устройства.

Планер также должен быть более прочным для эксплуатации на авианосцах, что увеличит его массу, и эти требования ВМС должны быть учтены при проектировании крыла и более эффективных поверхностей управления, чтобы обеспечить оптимальное применение на авианосце. По крайней мере, для этого потребуется специальный авианосный вариант, предназначенный для работы в таких условиях, что увеличит и стоимость, и сроки реализации проекта.

Также сообщалось, что NGF может быть слишком большим, чтобы его можно было легко разместить на «Шарль де Голль». Вес нового истребителя составит около 33 тонн по сравнению с примерно 27 тоннами у полностью загруженного «Рафаля». Увеличенный планер может обеспечить значительную дальность полёта, а также возможность нести значительную полезную нагрузку внутри. Однако, поскольку планируется, что новый авианосец будет доступен примерно с 2038 года, NGF, скорее всего, не придется отправляться на «Шарль де Голль».


Концептуальное изображение пилотируемого истребителя-невидимки NGF

В то же время версия F5 Rafale M и E-2D будут продолжать служить вместе с NGF, по крайней мере какое-то время. Rafale M также может стать потенциальной платформой для запуска беспилотных летательных аппаратов.

NGF разрабатывается как центральный элемент общеевропейской (Великобритания, Германия, Испания) боевой авиационной системы будущего (FCAS), которую не следует путать с одноимённой системой, разрабатываемой в Великобритании с участием Японии и Италии. Общеевропейская FCAS будет включать в себя беспилотные летательные аппараты, а также беспилотные исполнительные механизмы и вышеупомянутые беспилотные носители.

Возможно, самым интригующим является то, что беспилотный компонент авианосного авиакрыла 2045 года теперь также включает в себя беспилотный концепт-самолёт Airbus Wingman, который изначально не предназначался для авианосных операций.

Военно-морские силы Франции явно задумываются о потенциале истребительного малозаметного дрона в составе своего авианосного авиакрыла, а также о возможности его внедрения после создания БПЛА с крылом изменяемой стреловидности.

«Напарник», представленный компанией Airbus прошлым летом, также предназначен для выполнения совместных задач вместе с истребителями с экипажем. Он позиционируется как недорогое решение, стоимость которого в три раза ниже, чем у современного истребителя с экипажем, и которое можно быстро запустить в производство и поставить на вооружение.

Концептуальный самолёт Airbus Wingman, о котором стало известно ранее на этой неделе, был официально представлен на аэрокосмической выставке ILA в Берлине. Также стали известны более подробные сведения о программе, которая, по словам руководства Airbus, должна обеспечить себестоимость единицы продукции, эквивалентную одной трети стоимости современного истребителя с экипажем.


Полноразмерная модель Airbus Wingman

По данным Airbus, ВВС Германии «выразили явную заинтересованность» в беспилотнике такого типа, который мог бы работать в связке с пилотируемыми истребителями до поступления на вооружение общеевропейской системы FCAS.


Вариант MQ-9B с укороченным взлётом и посадкой

Опять же, следует отметить, что это всего лишь предположение о возможных конфигурациях авиакрыльев авианосцев до 2045 года, а не официальная программа. Тем не менее интересно видеть, что ВМС Франции рассматривают возможность использования различных типов дронов на борту своих авианосцев, в том числе истребителей-беспилотников Wingman и какой-то разновидности nEUROn или его эквивалента, которые при необходимости могут обеспечить мощные ударные возможности и играть роль вспомогательных летательных аппаратов.

Временная шкала также указывает на то, что Франция в первую очередь стремится представить более тяжёлый палубный БПЛА с пониженной заметностью и дополнительными возможностями для совместной работы, а не дрон типа «верный ведомый». Вероятно, одной из причин этого является необходимость сочетать не обладающий пониженной заметностью Rafale с более совершенным дроном-партнёром, чтобы в будущем оставаться востребованным в условиях ожесточённых боевых действий.

Дальность действия также, вероятно, является проблемой, поскольку радиус действия БПЛА обычно в несколько раз больше, чем у пилотируемых истребителей. Это ключ к повышению значимости авианосца в будущем. Также стоит отметить тот факт, что Китай, по-видимому, делает большую ставку на аналогичную концепцию, начиная с беспилотных летательных аппаратов палубного базирования, от которых ВМС США полностью отказались.

Французские военно-морские силы со своим всё более беспилотным авиационным крылом следуют более широким тенденциям в Китае, Соединённых Штатах и других странах.


Наземный истребитель Rafale B летит рядом с демонстрационным самолётом nEUROn

В прошлом ВМС США тоже заявляли, что хотят, чтобы беспилотные платформы составляли большую часть их будущих авианосных авиационных групп, и что до 60 процентов всех самолётов на каждом авианосце в ближайшие десять-двадцать лет будут беспилотными. Однако в последнее время ВМС говорили о снижении своих амбиций в отношении разработки и ввода в эксплуатацию палубных совместных боевых самолётов, по крайней мере, в отношении того, насколько быстро они могут быть внедрены.

Учитывая это, особенно примечательно то, что ВМС Франции рассматривают малозаметные БПЛА как часть своего будущего авиакрыла. Несомненно, интерес к малозаметным БПЛА растет по всему миру, в том числе для размещения на авианосцах. Будет интересно посмотреть, в каком направлении двинутся ВМС Франции, когда начнут собирать авиакрыло для своего авианосца нового поколения.

Пока же все смотрится очень неоднозначно: у нас на дворе 2025-й год, и у Франции, кроме картинок и планов, нет больше ничего. Нет нового авианосца, предварительные проектные исследования авианосца все еще не завершены. Более того, из-за отставания в графике разработок конструкция PA-Ng не будет окончательно утверждена до 2025 года. Решение о начале этапа разработки и производства будет принято не раньше, чем закончатся проектные работы, то есть никак не в конце 2025 — начале 2026 года, как было объявлено раньше. Если оно будет принято со «сдвигом вправо», будет сдвинут и десятилетний период, отведенный на постройку. То есть к 2036 году корабль готов не будет.

Оно понятно, что постройка такого корабля — дело не простое, и за эти десять лет в его конструкцию могут внести сотню изменений. И это, в принципе, нормально, потому что прогресс развивается сегодня так, что за эти десять лет могут много чего напридумывать. К такому развитию событий тоже надо быть готовым и предусмотреть возможность установки новшеств.

Ожидается, что корабль будет построен в Сен-Назере, на западном побережье Франции. Док Chantiers de l’Atlantique построил много славных кораблей («Магистр оперы», «Владыка морей», «Королева Мария», «Симфония моря» и т.д.) для мирного мореплавания, и вот пришло время построить что-то для военных. Да, опыт был, эти «Мистрали», с которыми так обманули Россию, строились там же.

Первые ходовые испытания авианосца заявлены на конец 2035 или начало 2036 года, а передача флоту состоится в конце 2036/начале 2037 года. Если всё пойдет так, как надо, то PA-Ng вступит в строй в конце 2037 или начале 2038 года, когда «Шарль де Голль» будет выведен из эксплуатации.

Подытожим: когда будет построен этот авианосец, можно точно сказать, что дело нелегкое. И здесь, кстати, вопрос не только в том, построят к сроку новый корабль или нет, а в том, дотянет ли «де Голль» до этого момента.

Ведь ни для кого в мире не исключение, что авианосец «Шарль де Голль» — это плавучий критосборник всех времен и народов, обогнавший в этой категории даже российского «Адмирала Кузнецова» в плане поломок. Тут французскому кораблю можно припомнить всё, от просто шедевральных аварий до отравления радиацией членов экипажа.

Очень, честно говоря, сложная ситуация. Ведь реально «де Голль» просто может не дотянуть до того момента, как будет готов новый корабль, а сегодня боеспособность французского корабля под большим вопросом.


С самолетами не менее интересная история.

Совместная франко-германо-испанская программа истребителей следующего поколения Future Combat Air System (FCAS), несмотря на все ожидания, не приведет к созданию истребителя в течение более двух десятилетий.


То есть того самого самолета, на который рассчитывают в Минобороны Франции, в указанные сроки не будет. Генеральный директор французской аэрокосмической компании Dassault Эрик Траппье подробно рассказал о состоянии программы:

«Рубеж 2040 года уже пропущен, потому что мы уже застопорились, и обсуждения следующего этапа, безусловно, также будут долгими... Поэтому мы скорее нацелимся на 2050-е годы».

Таким образом, самолет поступит на вооружение примерно на 20 лет позже американских и китайских истребителей шестого поколения. Если вообще поступит, все прекрасно понимают, что за такое время может произойти всё, что угодно.

А отсутствие современных истребителей ставит под вопрос целесообразность разработки нового дорогостоящего авианосца. Ни для кого не секрет, что здесь очень непросто: «Рафаль» с перспективой прослужить еще 25 лет – это ненормально. Это совершенно не жизнеспособное воздушное крыло, что ни делай с «Рафалем».

Конечно, можно по примеру тех же британцев и итальянцев закупить F-35С, чтобы хоть как-то поддержать боеспособность морской авиации.

Другой вопрос: а зачем?


Франция не ведет ни с кем войн, которые потребовали бы присутствия авиации на большом удалении от ее территории. Франция не участвует флотом в операциях НАТО, если не считать участием то позорище, которое было в Сирии.

Тут, извините, авиакрыло с «Адмирала Кузнецова» совершило на 100% больше боевых вылетов на террористов, чем самолеты французского авианосца. Тем более, что «Рафали» вообще по-боевому не летали, только совершали тренировочные полеты.

Что может быть унылее и бестолковее, чем авианосец без самолетов? Даже палубные самолеты на берегу можно использовать как боевые единицы, а вот авианосец без самолетов – это «Синано». Примерно с таким же финалом и ролью беззащитной жертвы.

Действительно, вопрос «зачем Франции авианосец» — он хорош. Такой же вопрос неоднократно задавали и в сторону российского собрата. Авианосец — это инструмент проекции силы на большие расстояния. За 35 лет своего существования «Адмирал Кузнецов» принял участие в одной операции. С примерно нулевым итогом и двумя потерянными самолетами.

Если положить руку на сердце и включить мозг – крошечные (по сравнению с «Кузнецовым») малые ракетные корабли Каспийской флотилии с крылатыми ракетами нанесли урона намного больше. Ну а что сделали российские сухопутные летчики – и подавно сравнивать неудобно.

«Шарль де Голль» тоже изображал что-то такое. Примерно с тем же успехом. Вопрос только в том, что вообще забыли в Сирии французы, их туда никто не звал, если что. Но в целом, за 25 лет, авианосец тоже не особо блистал участием в военных операциях. В обеих, 2001 и 2015 годов, в основном принимали участие старые и ушедшие в том же 2015 году «Супер Этандары», самолеты в целом неплохие, просто древние. А вот «Рафали» как-то не отметились боями…

В общем, французам неплохо вообще было бы определиться, зачем им это корыто и что с ним делать дальше. Тактика, стратегия и так далее. Наводить порядок по миру, как США? Не смешно. Район Средиземного моря? Да он весь перекрывается с береговых аэродромов раз, а уж если реально надо Израиль от ракетных атак спасать, так для этого намного лучше годятся американские корабли и самолеты.

Время на подумать есть. Но если новый супер-авианосец французы будут строить с таким же тщанием и прилежанием, как строили «Шарля де Голля», то это судно лучше сразу назвать «Жак Ширак». Согласно принципу «Как вы яхту назовете», оно потонет, не отходя от пирса, сразу после спуска на воду. Не мучая никого, так сказать.

В остальном планы и картинки не заменят настоящих современных самолетов и безотказных кораблей. Пока что у Франции наблюдаются большие проблемы как с первым, так и со вторым. Чудо? Маловероятно. «Рафаль» уже через 10 лет будет откровенным музейным экспонатом, а будет ли на плаву «Шарль де Голль» — вообще вопрос на пяток миллионов евро.
78 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    27 мая 2025 04:06
    wassat
    Если положить руку на сердце и включить мозг – крошечные (по сравнению с «Кузнецовым») малые ракетные корабли Каспийской флотилии с крылатыми ракетами нанесли урона намного больше. Ну а что сделали российские сухопутные летчики – и подавно сравнивать неудобно.

    Ща....
    Вот АндрейизЧелябинска придет hi и в комментариях к статье и руки good приложит и мозг good включит.
    А самостоятельная попытка в целом неудачная, ИМХО.

    Но так как тема "про ненужные авианосцы" местной публике "заходит на ура" давайте уж отличному сайту Военное Обозрение в статью дадим побольше просмотров и минимум 80 комментариев. feel
    Не будет 80 комментариев - напишу статью в раздел Мнения на тему "Зачем и как хоронить Ленина" crying . Вот там оставшиеся комментарии и наберем...
    1. +6
      27 мая 2025 08:32
      Зачем зачем? Потому что могут, и потому что может понадобиться, а нету...

      Если положить руку на сердце и включить мозг – крошечные (по сравнению с «Кузнецовым») малые ракетные корабли Каспийской флотилии с крылатыми ракетами нанесли урона намного больше. Ну а что сделали российские сухопутные летчики – и подавно сравнивать неудобно.

      Вот наблюдаем мы печаль с Хмеймимом. Авиабаза есть, а авиация с неё действовать не может. А будь Кузнецов на дежурстве в пару сотен миль от Хмеймима, то и вся игиловская нечисть к Химкам бы не совалась...
      Никакой МРК в тысячах км не поможет, там где нужна авиаподдержка...
      1. +2
        27 мая 2025 10:25
        Ну и какое "а-та-та" сделает бармалеям полтора десятка Су-33 с двумя самыми лёгкими бомбочками и половинной заправкой топливом?
        1. Цитата: Топтыгин
          Ну и какое "а-та-та" сделает бармалеям полтора десятка Су-33

          Су-33- немного, а вот МиГ-29КУБ - вполне себе
          Цитата: Топтыгин
          и половинной заправкой топливом?

          С третьей позиции и Су-33 может взлетать с полным запасом топлива
        2. +4
          27 мая 2025 11:14
          Цитата: Топтыгин
          Ну и какое "а-та-та" сделает бармалеям полтора десятка Су-33 с двумя самыми лёгкими бомбочками и половинной заправкой топливом?

          О, вы знаток ТТХ? 4 ракеты 266 мм по 400 кг - это 1600 кг, или 3 пятисотки, или 6 250 килограммовок или 12 соток. Если вдруг не в курсе, то есть комплекты УМПК.
          А если совсем не в курсе то 8*500, 28*250 и 32*100 кг.
          Ну и даже половинная заправка - это 1500 км, или 800 миль.
          Что там Бендер про "знатоков" говорил?
          1. 0
            27 мая 2025 18:13
            Цитата: Владимир_2У
            или 3 пятисотки, или 6 250 килограммовок или 12 соток.

            кидаемых Су-33 по сапогу?
            1. +1
              28 мая 2025 03:17
              Цитата: clou
              кидаемых Су-33 по сапогу?

              Поздравляю, КАБам уже 60 лет, и даже УМПК три года.
              Откуда вы такие лезете?
              1. +1
                28 мая 2025 18:25
                Цитата: Владимир_2У
                Поздравляю, КАБам уже 60 лет, и даже УМПК три года.
                Откуда вы такие лезете?

                А су-33 их способны были нести? А так да, массовым кабам уже за 60, 35 лет назад буря в пустыне была с их массовым применением, а отечественным УМПК всего 3 года. Всего то 30 лет прошло.
                1. 0
                  29 мая 2025 03:10
                  Цитата: clou
                  А су-33 их способны были нести?

                  Если есть возможность нести бомбы, а она есть, то и бомбы с УМПК так же подвешиваются.
                  Цитата: clou
                  а отечественным УМПК всего 3 года. Всего то 30 лет прошло.

                  Отечественным КАБам разных конструкций лет 30.
                  Откуда вы такие лезете...
                  1. +1
                    31 мая 2025 16:07
                    Цитата: Владимир_2У
                    Отечественным КАБам разных конструкций лет 30.
                    Откуда вы такие лезете...

                    это те КАБы, которые Чемезов с Криворучко 20 лет по выставкам возили в единичных экземплярах?
        3. +2
          27 мая 2025 11:58
          Цитата: Топтыгин
          Ну и какое "а-та-та" сделает бармалеям полтора десятка Су-33 с двумя самыми лёгкими бомбочками и половинной заправкой топливом?
          Минусы компенсирую плюсом ибо вопрос задан реальный.. Да ущерб был бы минимален даже при потопления авианосца, но в глобальной политике рассуждать стоит в условиях принятия всех сфер ущерба. Имея в виду не только материальную часть. К примеру потопив авианосец страна выходит на несколько иную сферу в глобальной политике.Странно конечно рассуждать о выходе на глобальную политическую арену того же Сомали, но это в зависимости кто за ней стоит.
      2. +2
        27 мая 2025 12:57
        Вот наблюдаем мы печаль с Хмеймимом. Авиабаза есть, а авиация с неё действовать не может. А будь Кузнецов на дежурстве в пару сотен миль от Хмеймима, то и вся игиловская нечисть к Химкам бы не совалась...

        Всё верно говорите good
        Прям вот вспоминаю те статьи, про авианосцы от Андрея и прочих авторов и какие там баталии были, и как вчера помню, там затрагивались и гипотетическое противостояние в Сирии, Ливии, и как ръяно там осприавалась надобность авианосцев, что сухопутные аэродромы всё зарешают, в итоге, реалии показали совсем другой исход
        1. Цитата: Сангвиний
          в итоге, реалии показали совсем другой исход

          Не показали. Если Вы про Кузнецова, то они показали лишь одно - не надо корабль, который только что из ремонта и не восстановил боеспособности, да еще и с не освоенными машинами на борту (МиГ-29КУБ) отправлять на боевые операции.
          Особенно не надо его отправлять, если кораблю и до того, как поставили его в очередной ремонт, никто не ставил задач нанесения ударов по берегу, и работала его авиация практически исключительно на ПВО.
          И, наконец, совершенно бессмысленно проецировать опыт ТАВКР, который создавался как авианосец ПВО, на ударный авианосец
          Цитата: Сангвиний
          и как ръяно там осприавалась надобность авианосцев, что сухопутные аэродромы всё зарешают

          Правильно, потому что при прочих равных задачи ВВС лучше решать с сухопутных аэродромов.Но вот задачи ВМФ надо решать с палубы
          1. +2
            27 мая 2025 18:35
            Если Вы про Кузнецова,

            Я про надобность авианосцев в целом, а не именно про Кузнецова.
            С учётом сложившейся недавно обстановки в Сирии...полностью боеготовый авианосец у берегов Сирии не помешал бы. Как доп.помощь для сухопутного аэродрома Хмеймим. Вы же сами насколько я помню отстаивали эту точку зрения.
            1. Цитата: Сангвиний
              Вы же сами насколько я помню отстаивали эту точку зрения.

              Так и есть. Видимо, я Вас неправильно понял.
              1. +2
                27 мая 2025 18:42
                Ничего страшного, бывает drinks
      3. 0
        27 мая 2025 15:37
        А будь Кузнецов на дежурстве в пару сотен миль от Хмеймима, то и вся игиловская нечисть к Химкам бы не совалась...
        ну когда игиловцы были вдали от Хмеймима бомбили их довольно вяло, и чем ближе они были - тем слабее. Возможно и с авианосцем бы такое случилось. В кремле махнули рукой и по традиции помогли султану удержаться у власти, ведь лучше такой сильный враг, чем более злой враг с разваленной экономикой и внутренней нестабильностью. В рамках нашей альтернативной геополитики, понять которую дано не всем. Я вот например не понимаю request
        1. 0
          28 мая 2025 03:27
          Цитата: alexoff
          ну когда игиловцы были вдали от Хмеймима бомбили их довольно вяло, и чем ближе они были - тем слабее.

          Потому что поддерживать было уже некого, сдриснули "тигры" Асада со всех позиций. Да и состав авиагруппы уже ограничен был, скорее всего сильно. Но дело не в этом.

          Цитата: alexoff
          Возможно и с авианосцем бы такое случилось.

          Авианосец, в данном случае, позволяет нашему гарнизону не быть заложником воли новых властей Сирии. Т.е. даже просто сняться и отойти в порты для эвакуации под прикрытием нескольких истребителей с десятком бомб, а не под огнём игилы, с неизвестным потерями - очень дорогого стоит, от престижа до просто жизней. Именно в этом дело...
          1. 0
            28 мая 2025 11:56
            Ну и сильно бы помогли эвакуироваться с кучи баз пара десятков самолётов? Всех бы они не перестреляли, а выжившие бы продолжили стрельбу по нашим отступающим. Против пехоты в городских условиях авиация не очень полезна. Вертушки были бы более эффективны.
            А ещё было б неплохо заградотряды сформировать где-нибудь в Дамаске, а не плыть бревном в потоке истории - они разбежались, а мы... а что мы? Мы ничего request
            1. 0
              28 мая 2025 16:27
              Цитата: alexoff
              Ну и сильно бы помогли эвакуироваться с кучи баз пара десятков самолётов?

              Да, сильно. Потому что мало кто понимает, как получилось из Афгана нам выйти под знамёнами, а амерам без знамён, но в обоих случаях без потерь. А под прикрытием авиации.. И даже не непосредственным прикрытием, а психологическим. В виде возможности нанести удар. Ну и само собой масштабы - одна база далеко не контингент.

              Цитата: alexoff
              Всех бы они не перестреляли, а выжившие бы продолжили стрельбу по нашим отступающим.
              Не путайте обстрелы из стрелковки в сомалийском стиле по бронемашинам, и целенаправленные обстрелы и огневые мешки. И вот дежурный самолёт - пара, с десятком бомб каждый, эти мешки может купировать, при должном целеуказании само собой.

              Цитата: alexoff
              Против пехоты в городских условиях авиация не очень полезна. Вертушки были бы более эффективны.
              Вертолёты даже частную застройку складывают с трудом, в отличие от хотя бы соток.

              Цитата: alexoff
              Мы ничего
              Тут и сказать нечего, кураторы Сирии обгадились не хуже чем кураторы Украины в 22 году...
              1. +1
                28 мая 2025 16:34
                Авианосная ударная группа, да и вообще весь флот в целом, если не использует спец.боеприпасы, то это инструмент строго точечного воздействия. Предлагаете использовать его для охоты на снайперов, кочующие минометы и операторов бпла? Причем там, где и сухопутные войска с ввс не справились? А будет какой-то толк при безумных затратах?
                1. 0
                  29 мая 2025 03:21
                  Цитата: ВлК
                  Авианосная ударная группа, да и вообще весь флот в целом, если не использует спец.боеприпасы, то это инструмент строго точечного воздействия.

                  Какая то мантра... А на приморском направлении?
                  Цитата: ВлК
                  Предлагаете использовать его для охоты на снайперов, кочующие минометы и операторов бпла?

                  Это нормальные цели для пехотных частей. При обеспечении разведки, с воздуха кстати.


                  Цитата: ВлК
                  Причем там, где и сухопутные войска с ввс не справились?
                  Это где?

                  Вы разницу между широкомасштабными действиями на фронте и возможностью спокойной эвакуации не видите? Без авиаподдержки, наши в Хмеймиме - заложники.
                  1. 0
                    30 мая 2025 13:27
                    ну какая мантра, Вы на приморском направлении по береговым целям с куг (или ауг) чем долбить будете, желательно с дистанции, куда ответка от сухопутной артиллерии и дронов не прилетит? А в нашем случае - еще и чем освещать обстановку и выдавать целеуказания для куг(ауг)?

                    Обеспечить авиаподдержку эвакуации базы - ну может быть, если как бы самим наличием возможности нанесения удара, хотя на практике реальное прикрытие даже от обстрелов сложно представить, кмк
                    1. 0
                      30 мая 2025 18:27
                      Цитата: ВлК
                      ну какая мантра, Вы на приморском направлении по береговым целям с куг (или ауг) чем долбить будете, желательно с дистанции, куда ответка от сухопутной артиллерии и дронов не прилетит? А в нашем случае - еще и чем освещать обстановку и выдавать целеуказания для куг(ауг)?

                      Аллес. Авиация вообще то намного дальнобойнее даже ОТРК, не говоря об РСЗО и тем более артиллерии.
                      И работать она может по целеуказанию с земли, от ПАНов. И разведку вообще то авиация ведёт.
                      Элементарные же вещи...

                      Цитата: ВлК
                      хотя на практике реальное прикрытие даже от обстрелов сложно представить
                      Напрягите воображение.
              2. +2
                28 мая 2025 18:15
                Потому что мало кто понимает, как получилось из Афгана нам выйти под знамёнами, а амерам без знамён, но в обоих случаях без потерь.
                по политическим договоренностям. Американцев могли бы задолбать до смерти минометчики, пока там самолёт прилетит, сбросит бомбы, а вот они кончились и надо обратно лететь. В городской и горной партизанщине авиация не панацея. Но, конечно, раз в десять количество потерь могут уменьшить.
                А те, кто нас типа обжал - были бомжи бомжами, я подозреваю их мотострелки могли и без авиации размотать. Но мы чего-то прям боялись, вдруг они огорчатся? Я на 99% уверен что это был очередной тухлый договорняк - мы выбираем позор, не бейте по нашему кошельку! Ведь именно тогда неведомые спекулянты рубль обвалили, а новатэк побежал в США просить не накладывать санкции.
                1. 0
                  29 мая 2025 03:15
                  Цитата: alexoff
                  по политическим договоренностям.

                  Договорённости обеспечиваются силой. Сейчас это очевидно как никогда.

                  Цитата: alexoff
                  А те, кто нас типа обжал - были бомжи бомжами, я подозреваю их мотострелки могли и без авиации размотать.
                  Размотать, отряды с Градами, артиллерией и миномётами? Как в Грозном 95-го?
                  Если нет угрозы авиацией, огневое поражение с непрямой наводки организуется очень просто. Тем более по достаточно компактной цели.
                  1. 0
                    29 мая 2025 12:47
                    Договорённости обеспечиваются силой. Сейчас это очевидно как никогда.
                    наши силовики во власти разворовали весь ГОЗ и любят денежки с отдыхом за бугром. Перед последними радостями они бессильны. Сила хороша когда есть смелость и мозги, но до Гудвина наши властьимущие всё никак не дойдут request
                    Размотать, отряды с Градами, артиллерией и миномётами?
                    дронами например
                    Как в Грозном 95-го?
                    а что, мы набитые террористами города брали? А как они туда набились? Мне что-то подсказывает что несколько десятков мотоциклистов можно было с одной точки с АГС и пулеметом положить
                    огневое поражение с непрямой наводки организуется очень просто.
                    ага, особенно по пикапу бородачей
                    1. 0
                      30 мая 2025 03:00
                      Цитата: alexoff
                      Размотать, отряды с Градами, артиллерией и миномётами?
                      дронами например

                      А кто эти дроны поставит в осаждённую базу? Типа Хмеймима.

                      Цитата: alexoff
                      а что, мы набитые террористами города брали? А как они туда набились? Мне что-то подсказывает что несколько десятков мотоциклистов можно было с одной точки с АГС и пулеметом положить
                      Похоже вы не то что о городском бое что то понимаете,вы вообще о бое мало что понимаете.

                      Цитата: alexoff
                      ага, особенно по пикапу бородачей
                      Алло. Какой пикап? Огневое поражение осаждённой БАЗЫ или отходящей с неё колонны.
                      1. 0
                        30 мая 2025 12:33
                        А кто эти дроны поставит в осаждённую базу? Типа Хмеймима.
                        обычно предполагается что на военной базе сидят не дегенералы, которые просыпаются только когда базу со всех сторон окружили. Кто им еду тогда доставит, если их окружили? Лекарства? Батарейки в рацию чтоб с авиацией связываться
                        Похоже вы не то что о городском бое что то понимаете,вы вообще о бое мало что понимаете.
                        уверен, сейчас вы просветите меня? Что в Сирии случилось?
                        Алло. Какой пикап? Огневое поражение осаждённой БАЗЫ или отходящей с неё колонны.
                        а откуда и на чем бородачи приехали базу осаждать? Или они заспавнились там? А с каким оружием, огневым? Такое ощущение что вы в какой-то компьютерной игре, где загружаетесь в критический момент, а до того ничего не было
                      2. 0
                        30 мая 2025 18:23
                        Цитата: alexoff
                        обычно предполагается что на военной базе сидят не дегенералы, которые просыпаются только когда базу со всех сторон окружили. Кто им еду тогда доставит, если их окружили? Лекарства? Батарейки в рацию чтоб с авиацией связываться

                        И что же мы СЕЙЧАС видим в Хмеймиме?

                        Цитата: alexoff
                        уверен, сейчас вы просветите меня? Что в Сирии случилось?
                        А у нас база, во враждебном окружении. Пока еще без огневого поражения. Вы этого не заметили?

                        Цитата: alexoff
                        а откуда и на чем бородачи приехали базу осаждать? Или они заспавнились там? А с каким оружием, огневым?
                        Вы от жизни вообще оторваны? Вы положение нашего гарнизона в Хмеймиме не видите?
                        Вы не в курсе о вооружении у новых "властей"Сирии, РСЗО, артиллерия, уж не говоря о массах дронов - это аллес какой то...
                        База элементарно простреливается хоть Градами, хоть Д-30, причём без возможности ответить, если нет авиации, а её нет.
                      3. 0
                        30 мая 2025 18:36
                        И что же мы СЕЙЧАС видим в Хмеймиме?
                        мы видим клинический маразм российского военного и политического командования
                        А у нас база, во враждебном окружении.
                        ну разумеется, мы ведь решили не формировать какую-нибудь Латакскую Народную республику с раздачей алавитам калашей и массовой пропагандой.
                        Вы от жизни вообще оторваны? Вы положение нашего гарнизона в Хмеймиме не видите?
                        так, допустим, с неба вам падает авианосец, даже два, на каждом по сотне палубных Су-57 и бесконечное количество бомб. Вы как, будете каждую гаубицу в кустах бомбить? Ровнять городскую застройку чтоб никто не приблизился к базе, как в Палестине? Какой план?
                      4. 0
                        30 мая 2025 18:49
                        Цитата: alexoff
                        допустим, с неба вам падает авианосец, даже два, на каждом по сотне палубных Су-57 и бесконечное количество бомб. Вы как, будете каждую гаубицу в кустах бомбить? Ровнять городскую застройку чтоб никто не приблизился к базе, как в Палестине? Какой план?

                        Вы по моему не совсем понимаете о чём пишете, особенно если вы воображаете что гаубицы под каждым кустом растут. И да, гаубица - это цель для авиации. Пулемёт цель для танка, а гаубица и РСЗО объект для авиаразведки и цель для авиаудара.

                        Цитата: alexoff
                        Ровнять городскую застройку чтоб никто не приблизился к базе, как в Палестине? Какой план?

                        Полоса отчуждения уже есть. Хмеймим - авиабаза, вообще то. И то что можно протащить по застройке - цели для наземного прикрытия базы. Авианосец - страховка для обеспечения действия авиации с базы и спаскруг при эвакуации с базы.
                      5. 0
                        30 мая 2025 19:16
                        Вы по моему не совсем понимаете о чём пишете, особенно если вы воображаете что гаубицы под каждым кустом растут.
                        боюсь это вы не совсем представляете, какие планы могут быть у противоположной стороны. Минометов и прочего они могут подтащить изрядно, так как им множество складов оставили. И они вполне могут успеть не раз выстрелить прежде чем по ним прилетит авиабомба.
                        Полоса отчуждения уже есть.
                        и сколько она? Хотя бы 20 км? А как с дронами быть? Врагам-то незачем их держать равномерно по всей стране, могут и в одно место стащить и кошмарить.
          2. 0
            28 мая 2025 19:20
            сдриснули "тигры" Асада со всех позиций.
            Тигры были персидские. Их в то время под Дамаском не было. Султан точно выбрал момент со своими басмачами. А "армия" Асада привыкла ничего не делать, пока за неё воевали тигры и Вагнер. Она и раньше кроме как убегать ничего не умела.
    2. +2
      27 мая 2025 09:10
      Если положить руку на сердце и включить мозг
      Ну знает, если включить мозг то уж... ну сами домыслите, я даже против не буду.
  2. 0
    27 мая 2025 04:55
    В общем, французам неплохо вообще было бы определиться, зачем им это корыто
    Ну как зачем? Чтоб триколор на фотосессии вывозить - мол и мы великая держава.
    а будет ли на плаву «Шарль де Голль» — вообще вопрос на пяток миллионов евро.
    За пять лямов на нем только малярно-штукатурные работы сделают, чтоб на первый взгляд был "небитый, без пробега по РФ". А что посерьезней делать, эт нолик припишите. Может даже и не один.
  3. +5
    27 мая 2025 04:55
    С одной стороны Франция как бы суверенное государство и она сама решает чем и как ей оборонятся, с другой стороны она член НАТО, организация которая отвечает за оборону всей западной Европы или нападения на вероятного противника. И она расписывает или определяет странам какое вооружение им иметь. Авианосцы могут построить в Европе только три страны Великобритания, Франция и Италия. Вот они и выполняют план НАТО по морским вооружениям. А нам остаётся только разрабатывать план уничтожения этих авианосцев в "час Х или Ч". soldier
    1. +3
      27 мая 2025 07:10
      Испанию куда дели? Турки закончили проектирование - готовятся к закладке первого своего авианосца. А так да- флот НАТО надо рассматривать в совокупности.
      1. 0
        27 мая 2025 08:18
        Готовятся то они готовятся))) только испанцы никогда АВиков не делали. Про "Принца Астурийского" я говорил. Это не АВик - это одоробло, к тому же построенное на американские деньги. Если турки построят такое же - желаю им творческих узбеков)))
  4. -5
    27 мая 2025 05:04
    Как зачем? Чтобы устраивать на нем ЛГБТ вечеринки!
    1. -2
      27 мая 2025 11:48
      Цитата: Умник
      Как зачем? Чтобы устраивать на нем ЛГБТ вечеринки!

      Это про англов: ром, плеть и содомия - фишка флота Гр. Бр. laughing
  5. +3
    27 мая 2025 05:52
    У Франции ПОКА есть "Заморские территории". А как поддерживать в них "волеизлияния аборигенов" по "единству" с метрополией без авианосца. Будут много выступать - приплывет авианосец и научит их демократии.
    1. +2
      27 мая 2025 09:18
      Да!!! пока демократию не поддержат ВСЕ ни кто. Это касаемо ВСЕХ и даже России , пример не далеко Горбачев. Даже с заглавной буквы написал, чтобы не хейтерили
    2. 0
      27 мая 2025 17:23
      Да и не только местные аборигены могут, так сказать, побузить.
      1. -6
        27 мая 2025 17:26
        Против "неместных аборигенов" у французского авианосца "кишка тонка". Хуситы даже американский авианосец смогли выгнать. А французский просто потопят.
  6. 0
    27 мая 2025 06:24
    "Дорогой ,мне нужен авианосец защищать наши колонии.У Гренландии был бы авианосец ,Дания бы не волновалась.Идиотка ,какой авианосец - я хочу брюлик с кулак от Алросы .Дорогой Алроса это Россия.Хочу и заткнись !- а дальше все видели".Франции жизненно необходим авианосец - колонии, морские пути сообщения,для проецирования силы .
    1. -3
      27 мая 2025 06:39
      Цитата: tralflot1832
      Франции жизненно необходим авианосец - колонии, морские пути сообщения,для проецирования силы .

      Мечтать, конечно, не вредно. Аж до 2050 года все распланировать. И завещать все планы внукам и правнукам. ))) А пока что просто выкачать деньги надо. Дурной пример Зели заразителен.
      1. +2
        27 мая 2025 09:11
        Зеля осваивает бюджетные деньги налогоплательщиков гейропы и матрасов. Подход кардинально другой.
    2. 0
      27 мая 2025 09:07
      Французский "петушок" должен распушиться и показать всем, мол и мы могем. Мы страшные, бойтесь, а то убежим. В общем из серии: Мы ребята вячкие, мужики хвачкие, семеро одного не боимси. Мы бы им дали, если бы они нас догнали...
  7. +5
    27 мая 2025 06:43
    Спасибо, Роман, за статью.
    В общем, французам неплохо вообще было бы определиться, зачем им это корыто и что с ним делать дальше.

    Любой авианосец - это готовый полигон и учебный класс. На нём можно решать задачи отработки перспективных боевых действий на море, и готовить моряков и лётчиков.
    Кроме того, если США действительно сосредотачиваются на глобальном Тихоокеанском проекте, то европейцам нужно думать о собственных полноценных вооружённых силах, что подразумевает мощный флот со всеми компонентами.
    1. 0
      28 мая 2025 18:30
      Сейчас американцы подумают и запилят какую нибудь новую генерацию турбовинтового скайрэйдера с дешевыми нурсами с лазерной головой как палубный патрульник и уничтожитель летающих и плавающих дронов.
  8. +4
    27 мая 2025 07:49
    Другой вопрос: а зачем?

    Затем, что сейчас у Франции звездный час, США (на удивление врагов и друзей) добровольно отказалось от роли гаранта безопасности Европы и теперь только Франция подходит для этой роли. А положение обязывает ибо "не важно быть сумей прослыть"
    1. +1
      27 мая 2025 08:18
      Цитата: Дырокол
      Франция подходит для этой роли
      Они в 1940 году сами себя-то защитить не смогли wink
      1. +5
        27 мая 2025 08:57
        В 1914-1918 смогли, исторические параллели, так себе аргументация.
        1. +1
          27 мая 2025 10:22
          Цитата: mr.ZinGer
          В 1914-1918 смогли
          Смогли, да к 1940 году надорвались wink
          1. +2
            27 мая 2025 10:33
            Увы это так, через Верденскую мясорубку прошла не только французская армия но и вся страна. Они боялись повторения.
            1. +1
              28 мая 2025 00:18
              Цитата: mr.ZinGer
              через Верденскую мясорубку прошла не только французская армия но и вся страна

              После войны герой защиты Вердена, национальный герой всея Франции, маршал Петен сказал, что в начале битвы он не представлял, какую цену в итоге придется заплатить. А если б знал, то сдал бы Верден, даже если бы оно привело к капитуляции Франции. А когда в 1940 ему доверили "спасение Франции", он так и поступил, "как ему велела совесть", и сдал Гитлеру доверенную ему страну.
              1. 0
                28 мая 2025 08:45
                Спасибо не знал, одна фраза и весь человек как на ладоне. Я полагаю он жил мерками франко-прусской войны, в которой фатальная катострофа по сути для Франции гичего не изменила.
          2. -1
            28 мая 2025 00:12
            Сколько Франций вмещается в территории СССР с западных границ до Москвы и Волги и сколько французских армий в 3 Мио пленных и убитых красноармейцев за первые 6 месяцев ВОВ? Я уже не говорю о том что Франция у немцев под боком, в отличии от СССР. Не понятно ёрничание над французами во время 2й МВ от каких-то диванных патриотов, которые никакого отношения ни к французам, ни к красной армии не имеют.
        2. -2
          27 мая 2025 23:51
          Цитата: mr.ZinGer
          В 1914-1918 смогли

          Ну да, смогли, когда половину германских сил отвлекала на себя РИ. А к тому времени, как РИ развалили р-р-р-революционеры на деньги немецкого генштаба, в Европе высадились американцы.
          1. 0
            28 мая 2025 08:50
            А сколько сил французы отвлекали? Было хоть одно сражение на восточном фронте сапостовимое с Верденом. Западный фронт был приорететным. В просторах России рейхсвер растаял бы как и Великая армия.
      2. +3
        27 мая 2025 09:38
        Цитата: Голландец Михель
        Они в 1940 году сами себя-то защитить не смогли

        А в 9 веке всю Европу захватили. И что? Какое отношение современная Франция имеет к тому, что было 85 лет назад?
        1. 0
          27 мая 2025 10:23
          Цитата: Дырокол
          А в 9 веке всю Европу захватили
          В IX веке ещё никакой Франции не было wink
  9. 0
    27 мая 2025 08:36
    1 авианосец,конечно,маловато для морской державы.
    Это отличная мишень для ПКР,прежде всего.
  10. +3
    27 мая 2025 08:48
    Опять статья все тупые, одни мы умные и знаем как и что строить для войны.
  11. +1
    27 мая 2025 09:10
    Да пусть планируют и строят, такая штука для экономики Франции, если не будет приносить денег разорительна на всех этапах, от проектирования, до строительства, эксплуатации и даже утилизации.
    А вот каким образом авианосец может ныне повлиять на политические и экономические реалии в той же Африке или Океании, каким образом окупиться и давать прибыль - мне лично не понятно.
    А тем более вмешиваться в игру "взрослых" - США, России и Китая с иными классами оружия и систем он никак не позволяет.
    Турцию, и то в противостоянии с Грецией не напугает.
  12. +7
    27 мая 2025 10:41
    Франция не ведет ни с кем войн, которые потребовали бы присутствия авиации на большом удалении от ее территории. Франция не участвует флотом в операциях НАТО, если не считать участием то позорище, которое было в Сирии.

    Тут, извините, авиакрыло с «Адмирала Кузнецова» совершило на 100% больше боевых вылетов на террористов, чем самолеты французского авианосца. Тем более, что «Рафали» вообще по-боевому не летали, только совершали тренировочные полеты.

    За 35 лет своего существования «Адмирал Кузнецов» принял участие в одной операции. С примерно нулевым итогом и двумя потерянными самолетами.

    Автор вместе эти два абзаца читал? Не видит противоречий между ними?
    А в целом Шарль де Голь неоднократно принимал участие в боевых действиях, в ходе которых палубная авиация совершила тысячи боевых вылетов. участвовал в патрулировании во время ирано- иракской войны, активно действовал с множеством боевых вылетов во время войны в Афганистане, принял активное участие в войне в Ливии в 2011, в операции Шамаль против ИГ в Персидском заливе в 2015 году, авиакрыло авианосца приняло активное участие в боях в Сирии из Восточного Средиземноморья в 2015-16 году, в том числе во время боёв за Мосул. В 2019 году самолеты авиакрыла авиносца участвовали в боях против ИГ при Багуз-Фаукани. Авианосец неоднократно участвовал в операциях контроля в Восточном Среземноморье и Персидском заливе, также многократно участвовал в совместных учениях.
    Автор просто плохо знаком с темой, о которой взялся писать. :((
    1. 0
      28 мая 2025 19:27
      Автор просто плохо знаком с темой, о которой взялся писать. :((
      Не стреляйте в пианиста. Он играет, как умеет. Причём всегда с завидным постоянством.
  13. +5
    27 мая 2025 10:57
    В общем, французам неплохо вообще было бы определиться, зачем им это корыто и что с ним делать дальше. Тактика, стратегия и так далее.

    Автор просто не в курсе известного факта- наибольшая сухопутная граница у Франции с Бразилией, составляет около 650 км. И вообще прилично Заморских территорий, разбросанных практически по всем континентам и океанам по всему миру. Если бы автор это знал, он не задавался бы вопросом- зачем Франции авианосец?
  14. +3
    27 мая 2025 13:05
    Авианосец необходимо строить, как минимум, для сохранения соответствующих судостроительных и авиастроительных компетенций и технологий. Про варианты принять участие в боевых действиях уже написали выше.
  15. +2
    27 мая 2025 13:06
    Далась эта Франция.Что ей нужно,что ей не нужно.А нам, например, нужны вертолетоносцы?Их там вроде строили ,когда дружественными партнерами были,потом Египту перепродали,а мы якобы всю техничку на них получили.Заложили че нить?Так копья ломались тут,об их необходимости..И?
  16. AVP
    +4
    27 мая 2025 14:51
    опять бесполезный писака рассуждает о том. о чем не знает: рассуждает в духе - я не знаю что за кораблик будет и будет ли вообще, и зачем он франции, как они его будут использовать, как видят его в свое структуре ВМФ. Но давайте отбросим эти ненужные мелочи и поговорим о авиационной части этого самого кораблика.
  17. 0
    27 мая 2025 20:43
    Очевидно, что очень приличные деньги отмываются при постройке авианосцев)) Сам не могу понять, почему АУГи бороздят просторы морей и океанов, в то время когда страны их приписки поставляет ракеты и оружие хохлофашистам?? Куда смотрит наше руководство?? Топить корыта без доли сомнения!! Воевать так воевать, а не красные линии чертить... А если самим слабО, то хоть с территории хуситов запускать...
  18. +1
    27 мая 2025 21:02
    Что значит сухопутное мышление... laughing

    1. Франкофония. 50 стран, в которых французский язык основной или один из основных. И почти все - за океаном, от Мадагаскара до Камбоджи. Там надо держать руку на пульсе. wink
    2. НАТО. Франция член НАТО, если кто забыл и в случае чего, в составе эскадры этот АВ потребует значительных сили средств для подавления.
    3. Сирия. Что там забыли французы? Да они основали Сирию, как государство по соглашению Сайкса-Пико, после Первой мировой.
    И сейчас у них наверняка огромные планы на эту территорию, особенно если американцы действительно вернуться к изоляционизму.
    4. Флот как таковой. Французы знают и понимают прекрасно значение и роль ВМФ для своей страны, это у нас флот - якорь, который в каждой войне тянет страну на дно. А Франция - морская держава, которая не уступала англосаксам в свое время, но так сложилось, что они проиграли эту гонку.
    Но амбиции остались. Огромные амбиции, побольше наших, так думаю. yes
    1. +1
      30 мая 2025 19:31
      Ещё можно добавить, что почти вся центральная и западная Африка - это их бывшие колонии. На словах они теперь независимы, но по факту там марионеточные режимы Франции. И им нужно их как то поддерживать, или защищать от тех - кто захочет усомниться в "легитимности" руководства их колон.... ой, их стран.
  19. 0
    28 мая 2025 01:49
    Ответ прост: колонии, коммуникации, участие в дерибане. Страны Африки вот-вот снова отрежут доступ к своим ресурсам, а кто-то заодно начнет блокировать французскую транзитную торговлю и тогда будет ОООООЧЕНЬ грустно.
  20. 0
    28 мая 2025 15:16
    Интересно, какой смысл в перспективной связке ведущий-ведомый у пилотируемого истребителя и бпла? Если истребитель используется для бпла как воздушный кп управления или хотя бы ретранслятор связи, то его собственные ударные функции не востребованы и скорее даже мешают, тк его надо отодвигать как можно дальше от целей, чтобы одним ударом не выбили наиболее уязвимое звено, без которого бпла не смогут выполнять свои задачи. И зачем вообще тогда истребитель, а не что-то более подходящее для продолжительного пребывания в воздухе и управления группой ударных бпла? А если есть надежный и достаточно широкий канал связи, то зачем, собственно, выносить управление бпла на воздушный кп, логичнее его осуществлять сразу хоть из базы флота, хоть прямо из его штаба из столицы. Тем более перегружая этими функциями пилота истребителя, у него и так уже есть свои ударные бпла - ракеты класса воздух-воздух и воздух-поверхность.
    Какая-то это сильно промежуточная схема взаимодействия, возможно актуальная чисто для ежемоментного текущего уровня развития технологий и представлений о возможностях, такое ощущение. Если вообще не тупиковая ветвь эволюции.
  21. 0
    30 мая 2025 19:29
    Не понимаю сути вопроса, изложенного в статье и названии.
    "Зачем Франции авианосец?"

    Видимо автор думает что Франция не захочет удерживать свои марионеточные режиме в странах западной и центральной африки (бывшие колонии). Буд то бы Франция будет сидеть сложа руки, смотря на то, как Китай потихоньку переманивает марионеточные режимы в африке под себя.
    + сохранение опыта и компетенции как проектировщиков судов, так и судостроителей на верфях. Потому будут строить один-два. Для полноценного флота, как то не много, но зато этого хватит для сохранения опыта. Все остальные проблемы - решаемы.
    Посмотрят на Британцев, и тоже закажут себе F-35. Только не модификации "В", а нормальную палубную модификацию "С" (на которую кстати особо американцы не жалуются, в отличии от "В"). Они чуть проще, дешевле, обладают большим боевым радиусом и в целом лучше адаптированы как самолёт для авианосца.