«Пароход Тома Сойера». История становления…

10 599 40
«Пароход Тома Сойера». История становления…
Пароход на Миссисипи. Картина Уильяма Е. Рида


Ах, кто стоит на палубе там у перил,
И смеется, и плачет, и машет приветно платочком.
И по ветру весеннему нежно поплыл,
Мне истомой знакомой на встречу тот голос родной.



Ах, не солгали предчувствия мне,
Да мне глаза не солгали.
Ту, что я видел когда-то во сне,
В гости на встречу везет пароход.

А. Д’Актиль


Артефакты истории техники. В предыдущем материале нашего нового цикла мы рассмотрели отражение «парохода Тома Сойера» в литературе и в кино. Но… А откуда вообще в Америке взялись речные пароходы и какую роль они сыграли в ее истории? Сегодня мы как раз об этом и расскажем.

Ну а начнем мы с того, что вспомним о человеке, построившем в США самый первый пароход. И был это вовсе не всем известный Роберт Фултон, а… Джон Фитч, дальновидный американский изобретатель, который сыграл основополагающую роль в истории пароходного дела в Штатах.

В 1787 году Фитч построил первый пароход в Соединенных Штатах, чем доказал возможность использования энергии пара для передвижения по воде. Его пароход успешно плавал по реке Делавэр, привлекая внимание общественности и вызывая всеобщий интерес. С 1785 по 1796 год Фитч продолжал заниматься инновациями в области пароходов и построил в общей сложности четыре вполне успешных парохода.

Вот тут-то в историю пароходов и вписал свое имя Роберт Фултон. В 1807 году его пароход «Клермонт» совершил историческое путешествие из Нью-Йорка в Олбани, преодолев 150 миль всего за 32 часа. «Клермонт» был длиной 142 фута и шириной 12 футов, имел гребные колеса и небольшую осадку, причем достигал в плавании средней скорости около пяти миль в час. Так пароходное путешествие стало вполне жизнеспособным и эффективным видом американского транспорта.


Пароходы на Миссисипи под погрузкой. А это уже не картина а фотография того времени…

Уже к 1814 году пароходы совершали регулярные плавания из Нового Орлеана в Натчез со скоростью восемь миль в час по течению и три мили в час против течения. А уже в 1816 году пароход Генри Миллера Шрива «Вашингтон» совершил «невероятное путешествие» из Нового Орлеана в Луисвилл, штат Кентукки, всего за 25 дней. Эти суда оказались очень полезными для перевозки хлопка и сахара и способствовали экономическому развитию поселений вдоль берегов реки.

К 1853 году путешествие из Нового Орлеана в Луисвилл занимало уже четыре с половиной дня, тогда как в 1816 году — 25 дней. В 1814 году в Новый Орлеан прибыл 21 пароход, а в 1846 году город зарегистрировал 2770 прибытий пароходов, так что он стал четвертым по загруженности торговым портом в мире! Причем газеты писали, что эти пароходы движутся «с захватывающей дух скоростью пять миль в час».


По каким только узким притокам Миссисипи не приходилось пробираться «пароходам Тома Сойера». «Пароход «Куахита» ночью». Картина Роберта М. Раклера.

Вот так, причем очень быстро, колесные пароходы завладели практически всеми водными путями в США. Ну а река Миссисипи быстро стала их главным торговым путем с севера на юг и с юга на север. Естественно, что он привлек внимание множества людей с большими деньгами. Привлекал он также профессиональных игроков, так что культовый образ мужчин с картами в руках и сигарами, свисающими изо рта, стал неизбывной частью американской культуры.


Его же картина. Пароход «Дан Велли». И тоже в какой-то узкой протоке…

Что, впрочем, совсем неудивительно. Ведь река Миссисипи течет от северной Миннесоты через Луизиану к заливу Мексиканскому заливу практически через всю территорию Соединенных Штатов, а ее протяженность составляет 2350 миль. Кстати, и ее название, происходящее из языка индейцев оджибве, означает «Большая» или «Великая река».

До 1810-х годов единственным доступным видом речного транспорта были плоскодонные и килевые лодки, которые в среднем проходили до двадцати миль в день. «Речные рабочие» на этих лодках путешествовали сотни или тысячи миль в зависимости от места назначения, а по прибытии распределяли товары, продавали плоскодонные лодки на пиломатериалы и возвращались домой… пешком. Путешествие некоторых речных рабочих домой продолжалось, таким образом, до четырех месяцев. Однако теперь все изменилось…


Маленький такой пароходик, причем почему-то буквально набитый совершенно бесстрашными женщинами…

По сравнению с плоскодонными и килевыми судами пароходы могли проходить в среднем по пятьдесят миль в день (в 1810-х годах) и сто миль в день (в 1820-х годах). Пароходы имели узкие корпуса, имели плоское дно, а еще им требовалось всего лишь три фута воды, чтобы плавать.

Именно пароходам историки приписывают быстрый рост поселений вдоль реки, поскольку они упростили путешествие на незаселенную западную территорию. Например, с 1800 по 1860 год белое население Миссисипи выросло с 5179 до 353 901; численность рабов также резко возросла. Аналогичным образом, население города Новый Орлеан увеличилось с 17 242 до 116 375 в период с 1810 по 1850 год.


Акварель Роберта М. Раклера. «Пароход «Квин Сити»

Предлагалось три типа пароходных услуг. «Transient» был специальной внештатной операцией без фиксированного расписания; это был самый дешевый для пассажиров способ путешествия, когда ты просто ожидал на пристани прихода очередного попутного парохода и брал на него билет непосредственно при посадке. «Packet» и «Line» осуществляли регулярные поездки, в которые пароходы отправлялись и прибывали в строго определенное время. Стоимость проезда для пассажиров зависела от того, было ли путешествие вверх по реке или вниз по реке, а также от типа билета. Пассажиры делились на каютных и палубных. В любом случае даже палубным пассажирам, особенно если плыли они не очень далеко, было намного удобнее и комфортнее плыть пароходом, нежели передвигаться в тряском экипаже по пыльным дорогам.


Рисовали пароходы не только мужчины, но и женщины. «Салон парохода с Миссисипи «Принцесса»». Мари А. Персак, 1861.

Хотя для перемещения судна* рабочая сила больше не требовалась, именно пароходы создавали многочисленные рабочие места. В зависимости от размера судна им могло потребоваться от пяти членов экипажа до нескольких десятков. Офицерами обычно были белые американцы, а экипаж состоял из иммигрантов, свободных негров и рабов. Эти люди поддерживали работу котлов, загружали и выгружали груз, чистили судно и обслуживали пассажиров. На некоторых пароходах были рестораны и залы с известными шеф-поварами и оркестрами на борту.

На суше пароходам тоже требовалось обслуживание, управление перевозками, страхование, снабжение, ремонт и заправка топливом. Часто пароходы строились на реке Огайо. Ремонтные и заправочные станции располагались вдоль реки на различных причалах, что способствовало развитию экономики речных портовых городов и посёлков.

Помимо создания рабочих мест, пароходы кардинально изменили торговлю вдоль реки. До их изобретения у фермеров на Западе было мало вариантов транспортировки своей продукции, кроме как сплавлять ее по реке на плоскодонных или килевых лодках, которые были небольшими и медленными. Пароходы, с другой стороны, перевозили свежие продукты быстро, дешево и в больших количествах. Тарифы на перевозки постоянно менялись в зависимости от предлагаемого груза, тоннажа и глубины воды. Например, 450-тонный пароход мог перевозить около 280 тонн товаров, сотни тюков хлопка и около 100 пассажиров.

Для удобства плантации часто располагались вблизи причалов пароходов. По мере увеличения использования пароходов росло и производство хлопка. Между 1820 и 1860 годами производство хлопка в Миссисипи выросло с двадцати миллионов фунтов до 535 миллионов фунтов; это был самый большой показатель в стране. Во вторник, 15 ноября 1859 года, газета «New Orleans Crescent» сообщала, что более 4500 тюков хлопка прибыли на пароходе из Виксбурга. То есть в период до Гражданской войны более половины всего хлопка США проходило через Новый Орлеан. Помимо хлопка, основными товарами, перевозимыми вниз по реке, были скот, мука, зерно, свинина, древесина, кукуруза, сахар, табак и патока. В обмен на это вверх по реке везли такие товары, как стеклянная посуда, мыло, текстиль и свечи.

Некоторые плантаторы считали пароходы настолько ценными, что покупали их или вкладывали средства в пароходы, чтобы облегчить торговлю своими товарами. Пароходы также обеспечили быструю связь для людей на Западе, поскольку еще и перевозили почту, почтовые переводы и… газеты! Специальный почтовый маршрут № 5711 курсировал между Новым Орлеаном и Виксбургом ежедневно в течение десяти месяцев в году и обеспечивал «единственную регулярную связь, которую внутренняя часть Луизианы и Миссисипи может иметь с Новым Орлеаном и Югом».

Конечно, у пароходного сообщения были и свои недостатки. Пароход мог застрять на песчаной отмели, загореться или столкнуться с чем-то в воде. Происходили на пароходах и взрывы котлов.


Художник Дин Конвелл. Пароход на обложке журнала «Тру»

Считается, что до начала Гражданской войны в США из-за крушений и аварий пароходов на Миссисипи погибло более 4000 человек. Тем не менее, пароходы оставались ключевым средством перевозки пассажиров и грузов на Западе, пока в 1850-х годах не произошло значительное улучшение железнодорожного сообщения.


Модель парохода «Дж. M. Уайт» в Смитсониевском институте в Вашингтоне

Впрочем, плавание по американским рекам в середине прошлого века было трудным и опасным не только из-за нападений речных пиратов, о которых рассказывалось в предыдущем материале: не было бакенов, маяков, фарватеры рек часто менялись...

«Один фермер с иллинойского берега рассказывал, — вспоминал Марк Твен, — что двадцать девять пароходов сложили свои косточки перед самым его домом. Между Сент-Луи и Каиром почти на каждую милю приходится одно разбитое судно: до двухсот погибших кораблей». Поэтому основной фигурой на пароходе был вовсе не капитан, власть которого кончалась с отходом от пристани, а лоцман. Он мог вести судно, руководствуясь только своим опытом, вести, как ему заблагорассудится. Лоцман определял и необходимую скорость движения, сам намечал стоянки судна, устанавливал количество перевозимого груза. Права лоцмана охранялись законом, который категорически запрещал ему слушаться чьих бы то ни было приказаний или следовать советам. Лоцманов нанимали на один или несколько рейсов, и капитан, который чаще всего являлся владельцем парохода, платил ему огромные деньги.


Модель парохода «Сити оф Монро» Джима Хейла

Продолжение следует…
40 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +9
    8 июня 2025 04:59
    Когда Наполеону один из его приближенных объяснил как работают паровые суда, то он заметил - неужели корабль может плыть против ветра и течения только потому, что там разжигают костер под его палубой? Прошу прощения, но у меня нет времени слушать такую чушь...
    1. +10
      8 июня 2025 08:10
      Здесь про устройство паровоза, правда.
      «Вершалинский рай» А. Карпюк.
      Испуганные женщины смотрели на все это с настороженным интересом.
      — Как керосином воняет! — поморщилась Руселиха.
      — А машина и вправду вся из железа! — удивилась ее подруга. — Смотрите, смотрите, дым-то — и сверху, и снизу, и с боков! Фу, страшилище какое!.. Альяш, а как же эта черная холера едет?
      — Вон в той пузатой бочке большой котел. В нем греют воду, чтоб закипела. Углем греют, видишь черные камни? Ничего, что камень, он горит! Пар из котла хлещет по колесам, вагоны толкает…
      — А-а! — хором удивились бабы тому, что так просто устроено это чудовище, и потеряли к нему интерес.
  2. +13
    8 июня 2025 05:13
    "Всё было нормально, только взорвалась головка цилиндра.
    Ах, какое несчастье. Кто-нибудь пострадал?
    Нет, никто. Только одного негра убило"
    (неточная цитата "Приключения Тома Сойера").
    1. +7
      8 июня 2025 11:16
      "Приключение Геккельбери Финна" вроде. Пишут, в современных изданиях в штатах эти строки вырезаны.
      1. +5
        8 июня 2025 12:23
        Да, скорее всего это 2-я книга.
        Даже уже в зрелом возрасте с удовольствием читал эти книги.
  3. +3
    8 июня 2025 05:16
    Цитата: Luminman
    Прошу прощения, но у меня нет времени слушать такую чушь...

    К нашему времени это тоже применимо. smile
    В фильмах вестернах про индейцев часто показывают такие пароходы...Ульзана...Оцеола и так далее.
    Примитивная техника ,но рабочая...ломаться там нечему.
    1. +4
      8 июня 2025 05:35


      Примитивная техника ,но рабочая...ломаться там нечему

      Это да, если бы не человеческий фактор. Дух соревновательности помноженный на соглашение о призовом фонде, породил своего рода спорт -- гонки на пароходах.

      «Как вдохновенно звучали песни матросов в старые времена, когда два парохода пускались наперегонки, а большая толпа народа смотрела на них, особенно когда дело шло к ночи и на баке играли красные отсветы факелов! Гонки были чудеснейшим развлечением», - писал Марк Твен в своих мемуарах 1883 года «Жизнь на Миссисипи». Твен считал скачки довольно приземлёнными и скучными по сравнению с гонками на пароходах, отмечая, что он никогда не видел, чтобы на скачках кто-нибудь погибал.

      https://jaaj.club/article.aspx?enname=history&id=19359
    2. +6
      8 июня 2025 08:09
      Цитата: Тот же ЛЕХА
      ломаться там нечему

      Аполитично рассуждаете. Паровая машина это тот ещё геморрой. А колёсный привод требует ухода намного больше, чем винто-моторная группа.
      1. +5
        8 июня 2025 08:50
        Чтобы добраться до винтомоторной группы нужна специальная снаряга, ну или док. Ну поймал ты винтом рыбацкую сеть как чистить винт будешь? Так что с уходом проблем все таки меньше.
        Один из главных факторов популярности таких пароходов - малая осадка, меньше метра что прекрасно иллюстрировано в статье. То есть если глубина по пояс, этот пароход пройдет. На мелкой воде колесо все таки лучше.
        1. +4
          8 июня 2025 08:58
          Цитата: Не_боец
          Ну поймал ты винтом рыбацкую сеть как чистить винт будешь?

          Те сети что попадаются на реке винт парахода прожует и не заметит. Это вам не морские сети. Согнуть винт вполне реально, но не смертельно, это хода не лишает.
          Цитата: Не_боец
          малая осадка, меньше метра

          Да, на перекатах колесник лучше, осадка минимальная. Но речь шла о эксплуатации. Обслуживание колёс это жуткий геморой. Там куча соединений требующих смазки и подтягиваний ослабленных болтов. В СССР на речфлоте пробовали в колёсные толкачи, но быстро отказались.
          1. +4
            8 июня 2025 15:36
            Дырокол (Евгений), уважаемый, Вы не правы,написав "но быстро отказались." Буксиров тип БТК разных проектов строили с начала 1970-ых до 1990 года на разных заводах Казахской ССР и РСФСР. Было построено около 50 судов. Их около десятка и сегодня эксплуатируется. В Тюмени на верфи ЗАО «Тюменьсудокомплект» для Казахстана в 2024 году был построен новый колёсный буксир по пр.ТСК.566, второй буксир планировали сдать в 2025 году.
            1. +2
              8 июня 2025 16:59
              Цитата: Тестов
              Было построено около 50 судов

              Не встречал их у нас в Сибири. Да и 50 шт. это очень мало. Как мне рассказывали колесники работали там, где были проблемы с перекатами, до которых тех участок не добирался. Хотя я вот работал на севере там вообще земснаряды фарватер не чистили ибо не было их. Проходили перекаты со скрежетом жутким... В любом случае колесники не прижились, т.к. обслуживать колёса очень муторно.
              1. +2
                8 июня 2025 18:27
                Дырокол (Евгений), они по Иртышу, Тоболу, Алдану и Лене ходят последнюю пятилетку. "Свирь"- единственное судно, что по Печоре ходило, на иголки разделали её на Северной Двине. А 50 штук совсем не мало. Из пассажирских можно вспомнить теплоходы "Соталия 1 "пр. 03850 и "Иния"пр. 04860.1, что построены каждый в единственном экземпляре на "Ушаковских верфях" в Калининградской области. Звездежа на Петербургском экономическом форуме по каждому проекту было!..."Инию" собирались для Псковской и Новгородской области заказывать для перевозки туристов, оба теплохода и губернаторы областей Поволжья обещали заказывать, но...
                1. 0
                  10 июня 2025 06:45
                  Цитата: Тестов
                  А 50 штук совсем не мало

                  Для нынешнего речфлота может и не мало, а для советского мелкая серия.
                  Цитата: Тестов
                  Из пассажирских можно вспомнить теплоходы "Соталия 1 "пр. 03850 и "Иния"пр. 04860.1

                  В описаниях и на фото на них водометы.
              2. +1
                9 июня 2025 20:56
                Может быть нужны были сменные колеса - одно оставил на обслуживание на заводе или ремцехе, а уже подготовленное вставил в судно и потом периодически меняешь их местами. Правда, отчего в колесах не стали делать неразъемные и необслуживаемые заклепочные соединения и шарниры не слишком понятно - например, если нужен люфт или подвижность такого заклепочного узла то его склепывают с расчетным зазором и все, вместо прессового сдавливания.
    3. +5
      8 июня 2025 08:46
      А еще есть австралийский сериал "Все реки текут". Там про пароход. В сериале есть эпизод как они при помощи груза взрывчатки пробивали себе дорогу.
  4. +14
    8 июня 2025 08:36
    Какая разница в развитии речного флота у нас в России и у Америки. Наша делегация речников была в 70 годах в Америке и потом рассказывала невероятные истории по организации службы на судах. У нас например штурманам и капитану не разрешат ходить по району плавания пока не сдашь экзамен по лоции района плавания не хуже лоцмана. В любом случае ответственность несёт капитан. Ещё изюминка в рубке у американцев стоит унитаз "на всякий случай". Команды судов сокращены донельзя, и подменить некому.
    У нас в рубке несут вахту рулевой и штурман. Хотя тоже сократили экипажи, оправдывая автоматизацией и береговыми техническими службами (приедут и отремонтируют что надо).
    На наших речниках и моряках держится весь север. На притоках кстати тоже нет судовой речной обстановки всё на память, летом в низкую воду на лодках учат молодых штурманов запоминать все камни и мели притока.
    1. +9
      8 июня 2025 09:53
      В том же сериале "Все реки текут" есть эпизод когда главная героиня (в те годы! Женщина!!) сдавала экзамен на капитанство.
      "У вас пробоина. Ваши действия?"
      "Прикажу заткнуть пробкой или наложить пластырь"
      "У вас нет нужного материала на борту"
      "Тогда прикажу заткнуть пробоину грузом, тюком хлопка к примеру"
      "У вас нет на борту подходящего груза"
      "Тогда я прикажу самому толстому члену экипажа сесть задом на пробоину!!!"
      Эта дама стала совладельцем парохода когда ссудила деньги капитану во время его бедственного положения, причем вопреки мнению родственников. Но впоследствии пароход стал для нее средством к существованию.
  5. +5
    8 июня 2025 08:41
    Статья отличная. Хотелось бы потом ещё увидеть продолжение и про историю железных дорог. О том, как паровозы перехватили эстафетную палочку у пароходов. Пароходы, а затем паровозы изменили облик Америки. И принесли цивилизацию в её самые потаённые уголки. Можно перефразировать, что история развития речного транспорта и сети железных дорог - это история становления самой Америки.
  6. +6
    8 июня 2025 09:59
    "Я не знал, что отвечать: ведь неизвестно было, откуда должен идти пароход — сверху или снизу. Но я всегда больше руководствуюсь чутьём; а тут чутьё подсказало мне, что пароход должен идти снизу — от Орлеана. Хотя мне это не очень помогло: я ведь не знал, как там, в низовьях, называются мели. Вижу, надо изобрести новую мель или позабыть, как называлась та, на которую мы сели, или… Вдруг меня осенило, и я выпалил:

    — Это не из-за мели, там мы совсем ненадолго задержались. У нас взорвалась головка цилиндра.

    — Господи помилуй! Кто-нибудь пострадал?

    — Нет, мэм. Убило негра."

    — Ну, это вам повезло; а то бывает, что и ранит кого-нибудь.
  7. +5
    8 июня 2025 10:48
    В 1787 году Фитч построил первый пароход в Соединенных Штатах, чем доказал возможность использования энергии пара для передвижения по воде

    Небольшое уточнение, Вячеслав Олегович.
    Первые пароходы в США одновременно построили Джон Фитч и Джеймс Рамси. Пароход Фитча приводился в движение двумя рядами весел, а пароход Рамси - водометным движителем. Поэтому патенты Фитч и Рамси получили одновременно 26 августа 1791 года, но на разные типы пароходов. А первое пароходное сообщение между Филадельфией и Берлингтоном организовал Фитч.
    На первом фото модель парохода Фитча, на втором - схема водометного движителя из патента Рамси.
  8. +6
    8 июня 2025 11:24
    Да уж. Бурлаки тащили баржи по Волге еще в начале 20- го века! В удивительной и прекрасной Российской Империи. Которую мы потеряли. Но вроде как опять нашли, в отношении коррупции, местничества и правлении аристократии точно. А там и бурлаки подтянутся.
    1. +5
      8 июня 2025 12:13
      Цитата: belost79
      Бурлаки тащили баржи по Волге еще в начале 20- го века! В удивительной и прекрасной Российской Империи.

      И при Советской власти не перестали
      А на картинке Голландия 1931 год
    2. +3
      8 июня 2025 15:19
      belost79 (Иван), тему бурлаков по многим странам обсуждали на "В.о." 18.10.2020 г. в комментариях к материалу "Бурлаки России и Европы." Если будет интерес - почитайте.
    3. +1
      8 июня 2025 16:13
      Цитата: belost79
      В удивительной и прекрасной Российской Империи. Которую мы потеряли

      это да-в России 1913 г был самый большой в мире и передовой речной флот собственной постройки, более половины теплоходов мира -российские, как и первые в мире теплоходы
      Цитата: belost79
      А там и бурлаки подтянутся.

      фотографии ВВЛепехина вам в помощь-советские бурлаки. И они явно завидовали российским....
  9. +3
    8 июня 2025 12:38
    «Один фермер с иллинойского берега рассказывал, — вспоминал Марк Твен, — что двадцать девять пароходов сложили свои косточки перед самым его домом. Между Сент-Луи и Каиром почти на каждую милю приходится одно разбитое судно: до двухсот погибших кораблей». Поэтому основной фигурой на пароходе был вовсе не капитан, власть которого кончалась с отходом от пристани, а лоцман.


    Интересный момент в плане ментальности Америки. С одной стороны это страна где изначально правит рациональность и капитал - с другой стороны капитал этот при том и технически невежественен.
    Ведь вместо одинокого лоцмана, на которого навалена вся громадная ответственность, можно было организовать техническую службу и проводить пароходы спецкатерами, на борту которого есть все необходимое оборудование, такое как лоты и тралы и механизмы вешкования и буйкования безопасных фарватеров; иметь буксиры и суда техфлота. И судоподьем тогда тоже был хорошо известен, но между тем аварийные пароходы, как засвидетельствовал Твену фермер - почти не спасали (может кто вспомнит сейчас прочтенную книжку - Джозеф Н.Горз. Подъем затонувших кораблей).
    1. +1
      9 июня 2025 10:32
      Подозреваю что половина цены парохода - это машина с котлами, корпус стоил гроши. Машину и все прочее железо поднимали, а корпус оставляли на месте.
      И все это происходило на глубине менее метра!
      1. +1
        9 июня 2025 19:49
        В основном там пароходы делали как одноразовую упаковку. Средняя продолжительность жизни парохода на реке Миссури составляла пять лет. И на той же Миссури на 2000-е годы еще оставалось на дне от 500 и до 700 старых судов. Но это при том что тогда уже умели в судоподьем и была техника - те же паровые машины и паровые насосы и краны плавучие и буксиры. В основном топили суда затонувшие бревна, но выводов не делалось - реки не чистили и корпуса судов не усиливали и не делали внутренних перегородок в слабых и опасных местах.
  10. +4
    8 июня 2025 12:59
    Вячеславу Олеговичу спасибо за интересный цикл статей! Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна - одна из любимых книг детства, одни воспоминания... Интересно бы почитать и про развитие речного транспорта (в т.ч. на паровой тяге) на Волге, Оке, Суре...
    1. +3
      8 июня 2025 15:08
      Нашел на Дзене
      "Какими были гонки пароходов на Волге"
      https://dzen.ru/a/YvomL7kqY00h4WRe

      Гиляровский о вожских пароходах

      О пароходах на Волге никто никогда не говорил: «плывет», «едет», «идет», а всегда — «бежит». Никто из пассажиров-волгарей не скажет: «Я плыл, я ехал...» — Нет! Обязательно скажут так:
      — Туда мы побежали на «Самолете», а оттуда я прибежал на «Дружине».
      И действительно, глядя, как пароход вертит огромными колесами и шлепает по воде плицами колеса, будто ногами ступает, остается впечатление, что он именно бежит...
      Итак, я побежал на изящном розовом пароходике общества «Самолет», с черной прямой трубой, опоясанной широкой красной полосой, и с белым флагом на корме. На нем желтой краской был изображен какой-то рисунок, из которого я помню две скрещенные медные трубы. Это означало, что пароход почтовый.
      А символ трубы обозначал почту, потому что у сидевших рядом с кучером провожатых почтовых дилижансов были точь-в-точь такие медные трубы, в которые они всю дорогу неистово дудели: «Берегись, мол, почта идет!»
    2. +3
      8 июня 2025 16:10
      Цитата: Alex013
      Интересно бы почитать и про развитие речного транспорта (в т.ч. на паровой тяге) на Волге, Оке, Суре...

      Будет!
  11. +4
    8 июня 2025 13:58
    Добавлю еще несколько картинок.
    1. +3
      8 июня 2025 14:06
      Ушли без комментариев и подписей.
      Первая показывает размещение паровых машин и конструкцию механизма привода гребных колес на пароходе с бортовыми колесами.
      Вторая подробнее показывает систему подачи аппарели (трапа). Каждый из пароходов был оснащен таким устройством, позволяющим пристать к не оборудованному берегу и осуществить погрузку/разгрузку.
      Третья - просто раскрашенная фото карточка.
      1. +1
        8 июня 2025 18:19
        Цитата: balabol
        Первая показывает размещение паровых машин и конструкцию механизма привода гребных колес на пароходе с бортовыми колесами.

        На американских речных пароходах паровые машины располагались иначе.
        1. +3
          9 июня 2025 01:10
          На американских речных пароходах паровые машины располагались иначе[quote][/quote]. - Верю вам
          Поясню более подробно по первой картинке.
          Во-первых, это старый чертеж, сейчас так в инженерной графике не работают, он красив и я просто не смог его не поместить.
          Во-вторых, представлена схема поворота плиц гребного колеса, обеспечивающая повышенную эффективность относительно колеса с неподвижными плицами.
          В-третьих, интересная система трехцилиндровой паровой машины. На рисунке указано что это патент. Два крайних цилиндра вертикально, один средний под углом. Диаметр цилиндров примерно одинаков. Это либо простая трехцилиндровая машина, либо машина двойного расширения со спаркой цилиндров низкого давления. И странный способ (для меня не понятный) фазировки цилиндров машины. Угол сдвига шатунных шеек крайних цилиндров - 90 градусов.Средний +-45 градусов между ними. То есть все цилиндры работают практически синфазно. Обычно стараются разнести более равномерно в течении рабочего цикла. Инженерная мысль никогда не спала.
          1. +1
            9 июня 2025 06:39
            Цитата: balabol
            Поясню более подробно по первой картинке.
            Во-первых, это старый чертеж, сейчас так в инженерной графике не работают, он красив и я просто не смог его не поместить.

            Владимир! Никак не хотел Вас задеть или блеснуть эрудицией за Ваш счет. Я сам люблю такие чертежи и очень. И пояснение хорошее. Просто подчеркнул, что на именно миссисипских пароходах они стояли иначе.
            1. +2
              9 июня 2025 15:41
              Владимир! Никак не хотел Вас задеть или блеснуть эрудицией за Ваш счет - ничуть не думал так. Картинка, вообще-то, относится к более позднему времени, нежели тема статьи. Паровые машины компаунды стали использоваться уже после гражданской войны в США. И колеса перенесли на борта.
              Фантазийные варианты в стилистике старых чертежей может генерить ИИ. Как иллюстрации к некоторым материалам могут сгодиться. Старинная мастерская.
              1. +1
                9 июня 2025 16:02
                Цитата: balabol
                Фантазийные варианты в стилистике старых чертежей может генерить ИИ.

                Не умею. Да и АСТ такого не любит. Им подавай все подлинное.
  12. +2
    8 июня 2025 14:21
    Представьте себе двухэтажный дощатый дом длиною около двухсот футов, выкрашенный в ослепительно белый цвет; представьте вдоль второго этажа ряд окошек с зелёными переплётами, или, вернее, дверей, открывающихся на узкий балкон; представьте себе плоскую или полукруглую крышу, покрытую просмолённым брезентом, а на ней ряд люков для верхнего света, словно стёкла в парнике; представьте себе два огромных чёрных цилиндра из листового железа, каждый десяти футов в диаметре и чуть ли не ста футов высотой, возвышающихся, как башни, — это дымовые трубы парохода; сбоку — цилиндр поменьше, или труба для выпускания пара, а впереди, на самом носу корабля, длинный флагшток с развевающимся звёздным флагом, — представьте себе всё это, и вы будете иметь некоторое понятие о том, что такое пароход на Миссисипи.
    Войдите внутрь — и в первую минуту вас поразит неожиданное зрелище. Вы увидите роскошный салон длиной около ста футов, украшенный богатыми коврами и красиво обставленный. Вы отметите изящество обстановки, дорогие кресла, диваны, столы и кушетки; красоту расписанных и отделанных позолотой стен; хрустальные люстры, спускающиеся с потолка; по обеим сторонам салона десятки дверей, ведущих в отдельные каюты, и громадные раздвижные двери из цветного или узорчатого стекла, за которыми находится запретное святилище — дамский салон Короче говоря, вы увидите вокруг богатство и роскошь, к которым вы совершенно не привыкли, путешествуя по Европе. Вы только читали о подобной обстановке в какой-нибудь волшебной сказке или в «Тысяча и одной ночи».
    Майн Рид
    1. 0
      9 июня 2025 21:38
      Роман "Квартеронка". Там же хорошо расписывается сцена взрыва котлов на этом же пароходе, "Красавица Запада" (если правильно помню). Капитан решил устроить гонку с конкурирующим пароходом. Причем, сам капитан этого не хотел (расписание, товары на палубе и тп.) Но пассажиры ПОТРЕБОВАЛИ! И хозяева товаров в этом активно участвовали! Гордость, типа, честь компании и всё такое.... В определённый период гонки для поднятия давления даже стали топить ОКОРОКАМИ (с разрешения азартного владельца этих окороков). Котлы такого издевательства не выдержали... Сильнейший взрыв! Веселуха! Вопли! Огонь! Дым!...
  13. Комментарий был удален.