Где искать российские мега-проекты

25 969 91
Где искать российские мега-проекты


Тревогу пока бить рано?


В начале истории обратимся к одному характерному примеру, касающемуся выпускников факультетов радиоэлектроники российских вузов. Напомним, что в последние годы на данное направление, как и на все остальные инженерные специальности, государство увеличило бюджетные квоты. Но треть дипломированных специалистов в области радиоэлектроники идут в гипермаркеты торговать бытовой техникой. В лучшем случае, занимаются корпоративными продажами для промышленности.



Вроде бы оставшиеся 70 процентов выпускников, работающих по специальности, — это хорошо. Только вот сколько из них уходят из профессии в первый же год? Или три года? Точной статистики нет, но известно, что спрос на инженеров в ближайшие пять лет составит более 600 тысяч человек. Это прогноз Минпромторга. А реальность диктует совсем другие условия. По статистике, по 40 процентов студентов, поступивших на инженерные направления в вузы, не получают диплома. Сложно, долго и недешево, особенно если студент иногородний. И соблазнов получать достойно и быстро предостаточно: склады, пункты выдачи маркетплейсов, доставка и фастфуды.

Радиоинженеры далеко не единственные выпускники, не готовые идти в разработку и промышленность. Если смотреть масштабнее, то одна четверть молодых конструкторов и инженеров не идут на работу по специальности. С учетом всего вышесказанного, до половины будущих работников КБ и НИИ отсеиваются на разных этапах подготовки. Даже из сугубо меркантильных соображений это очень невыгодно – естественнонаучные и инженерные факультеты поглощают много государственных средств. А на выходе 50-процентная эффективность.

До сих пор мало кто понимает, в чем причина такого феномена. Частично вину можно возложить на процедуры профориентации в старших классах школы. Школьника завлекли из физико-математического или инженерного класса в чуждую ему отрасль. Либо не показали ему специфику судьбы конструктора, и он подал документы на факультет, где побольше бюджетных мест. Отсюда и отчисления, и работа не по специальности. Ответственность лежит и на работодателях, предлагающих молодым инженерам, мягко говоря, скромную зарплату. Рывок в ВПК за последние три года исправил эту проблему, но только в отдельных отраслях. Гражданский сектор повышение заработной платы коснулся в меньшей степени.

Если смотреть на проблему стратегически, то налицо еще один феномен – отсутствие масштабных проектов, привлекающих амбициозных инженеров и конструкторов. Чем сейчас занимаются, например, в автомобильной промышленности? Тем же самым, что и пять лет назад, то есть адаптацией иностранных проектов под отечественные реалии. Единичные случаи наподобие суверенного электромобиля «Атом» лишь подтверждают правило. Если раньше на АвтоВАЗе «творчески переосмысливали» наследие Renault, то сейчас осваивают китайские агрегаты. Молодым и горячим это может быть интересно только в качестве способа заработка, а не самореализации.


Теперь самое время взглянуть на «Концепцию технологического развития на период до 2030 года», о которой шла речь в самом начале. В документе всё красиво. Очень хорошо, что в правительстве понимают необходимость технологического роста и вполне трезво оценивают современное состояние дел. Цели, как это обычно бывает, ставятся грандиозные. В следующем году коэффициент технологической зависимости России должен составлять 47,5. Не станем досконально разбираться в семантике этого «коэффициента», отметим лишь, что у США сейчас он примерно 52. Обгоним и перегоним? И вот, например, такое:

«Необходимо обеспечить запуск новых инструментов технологического развития, создающих "вытягивающий" эффект и ускоряющих развитие приоритетных технологий. Ключевыми инструментами станут: индустриальные мега-проекты, нацеленные на выведение на рынки крупных линеек высокотехнологичной продукции, созданных с использованием собственных линий разработки технологий, реализуемых на принципах государственно-частного партнерства…»

Идея и подача очень неплохие. В советские времена именно такие «вытягивающие» проекты обеспечивали отечественный суверенитет. Атомный проект, космос, авиация, БАМ и прочее.

Кто будет «вытягивать»?


Самое интересное в Концепции начинается на странице 44, когда взгляд прямо-таки спотыкается на следующем:

«В 2023–2030 годах будет развернута реализация не менее 10–15 мегапроектов».

Еще раз – 10-15 мегапроектов, на реализацию которых осталось чуть больше пяти лет. Что это за мегапроекты? Читаем здесь же:

«В качестве первоочередных мега-проектов следует выделить производство линейки гражданской авиатехники, включая беспилотные авиационные системы, разработку и производство средне- и высокооборотных дизельных двигателей, станков и робототехники, оборудования для производства сжиженного природного газа, турбин, микроэлектроники, малотоннажной химии и фармацевтических субстанций».

Вот теперь и приходит понимание, почему начинающие инженеры не горят желанием работать по специальности. За редким исключением, все указанные проекты не имеют никакого отношения к мега или даже супер. Исключение с натяжкой – это разработка линейки отечественных гражданских самолетов и авиадвигателей к ним. Почему с натяжкой? Потому что реальные успехи только по двум машинам – SSJ-100 и МС-21. И по двум двигателям – ПД-8 и ПД-14. Для понимания, на каком уровне сейчас авиационный мега-проект, предлагаем познакомиться с успехами в разработке малой авиации. Невеселая судьба ЛМС-901 «Байкал» тому самое явное подтверждение.


Пройдемся по всем пунктам, указанным в Концепции. С линейкой гражданской авиации разобрались – посмотрим на беспилотные авиационные системы. Если не брать в расчет технику военного назначения, то любая беспилотная система (за исключением квадрокоптеров) – это логическое продолжение пилотируемой техники. Здесь необходимы аналогичная авионика и силовые установки. Разумеется, с адаптацией под нужды БПЛА. Но если свои самолеты не выпускаем, то о каких беспилотниках может идти речь? Хорошо строим вертолеты, оттого и дронов вертолетного типа в полноразмерном классе в России больше, чем самолетного типа.

Следующие на очереди средне- и высокооборотные дизельные двигатели. Пусть скромные, но успехи здесь имеются. Речь о ЯМЗ-770, представляющем собой 12,4-литровый 6-цилиндровый рядный дизель с максимальной мощностью до 620 л.с. Агрегат действительно мирового класса, и в серию его обещают в 2026 году. Но вот КамАЗ занимается очередным «творческим переосмыслением» техники Cummins и агрегатов из дружественного Китая. Самый локализованный дизель КамАЗ-667.510, и только 40 процентов его комплектующих производятся в России. Самостоятельность постепенно повышается, но разве это можно назвать мега-проектом? Хотя труд инженерный корпус автозавода из Набережных Челнов совершает титанический.

Далее идут станки и робототехника. По робототехнике вопрос отдельный. Насколько она вообще сейчас нужна России в формате мега-проекта? А вот со станкостроением надо что-то решать. Это десятилетиями была одна из самых импортозависимых отраслей. Например, в 2020 году 83 процента станков завозилось из-за рубежа. В цифрах всё хорошо – по итогам 2024 года рост отечественного производства составляет 40 процентов. Самое интересное, что себестоимость станков одновременно выросла в 1,5–2 раза. Инфляция? Не совсем. Отрасль до сих пор критически зависит от импорта. Только теперь не от станков целиком, а от комплектующих. И эту зависимость предполагают сократить вдвое только к 2030 году. Было 80 процентов – станет 40. Снова мега-проект?

Прямым следствием развития машиностроения становится рост химического производства. Если проще, то если мы не будем делать суверенные самолеты и автомобили, то и малотоннажная химия не будет развиваться. Кому реализовывать, если потребитель не готов покупать? За рубеж нельзя – либо санкции, либо свои не хуже делают. Но отрасль, похоже, раскручивается – в прошлом году в химии индекс промышленного производства был 102,4 процента. Главное понять, сколько приходится на ВПК, а сколько на гражданский сектор. Это важно, так как после победного завершения СВО именно гражданский сектор «химии» потянет за собой остальные сектора экономики. Запустили недавно нацпроект «Новые материалы и химия» – ждем ощутимых результатов.

О том, как идут дела с производством отечественных турбин, очень характерно расскажет «Татнефть», предлагающая запустить на внутренний рынок иранского производителя Mapna. Сейчас рассматривается вариант организации в России лицензионной сборки данной техники. Это без комментариев.

Аналогично складывается ситуация с «мега-проектом» отечественного фотолитографа для производства микрочипов. В Зеленограде собрали прототип для 350-нм технологического цикла, используя наработки белорусской компании «Планар». Но даже это изделие еще очень далеко до серийного воплощения. Мега-проект и его мега-результаты пока откладываются. И это пока, к сожалению, ключевая максима всего вышеописанного.
91 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +9
    30 мая 2025 03:48
    Автор хочет чтоб наши мегапроекты были больше, но при это в начале статьи рассуждает о нехватке инженеров. К тому же, а потянем ли мы эти мегапроекты? Нужно в первую очередь решать самые важные задачи. Сейчас самое важное это наша армия, а потом следует все остальное. Понятно что нужно развивать и другие направления.
    1. +47
      30 мая 2025 04:12
      Потянем,не сумлевайтесь.Потянули же города-миллионники, 25 миллионов высокотехнологичных и высокооплачиваемых рабочих мест и всё остальное. Подтянем пояса и сплотимся вокруг элиты нашей любимой,встанем стеной крепкой вокруг ротенбергов,набиулиных,дерипасок,хуснулиных и прочих наших вождей.Так победим.
      1. +30
        30 мая 2025 07:52
        Мегапроекты уже есть: трубопроводы по вывозу ресурсов "партнёрам" и "друзьям",
        многомиллионные дворцы, виллы, яхты за границей и внутри страны для управленцев- эффективных менеджеров и социально ориентированных патриотов-олигархов. По моему -достаточно, еще больше "мегапроектов" страна, просто, не потянет, в условиях главного "мегапроекта"-СВО....
        1. +18
          30 мая 2025 09:35
          В России скоро появится лекарство от старости, заявила вице-премьер Татьяна Голикова. По ее словам, это произойдет в 2028–2030 годах. Разработки ведутся в рамках национального проекта «Новые технологии сбережения здоровья», на реализацию которого планируется потратить 2 трлн рублей. «К концу проекта наши ученые предполагают получить и внедрить лекарственные препараты, восстанавливающие стареющие клетки и их функции»


          Вот же мега-проект за мега деньги! Как вам всем не стыдно тут ерничать. laughing
          1. +11
            30 мая 2025 09:47
            Кстати да. Хороший пример распила.
          2. +10
            30 мая 2025 13:10
            Цитата: Гражданский
            В России скоро появится лекарство от старости, заявила вице-премьер Татьяна Голикова. По ее словам, это произойдет в 2028–2030 годах. Разработки ведутся в рамках национального проекта «Новые технологии сбережения здоровья», на реализацию которого планируется потратить 2 трлн рублей. «К концу проекта наши ученые предполагают получить и внедрить лекарственные препараты, восстанавливающие стареющие клетки и их функции»


            Вот же мега-проект за мега деньги! Как вам всем не стыдно тут ерничать. laughing

            А под это суперпупермегаультрапроект и пенсионный возраст сдвинуть вправо. Лет так на 20...
            1. +4
              30 мая 2025 15:02
              Цитата: Альф
              А под это суперпупермегаультрапроект и пенсионный возраст сдвинуть вправо

              Дайте уже сдохнуть спокойно, сдвигатели хреновы...
              1. +1
                30 мая 2025 15:59
                Цитата: AlexSam
                Дайте уже сдохнуть спокойно, сдвигатели хреновы...

                Это Вы мне ?
                1. +4
                  30 мая 2025 16:02
                  При чём здесь Вы? И без Вас найдётся кому сдвинуть, у нас уполномоченных целая Власть)
                  1. +5
                    30 мая 2025 16:03
                    Цитата: AlexSam
                    При чём здесь Вы? И без Вас найдётся кому сдвинуть)

                    Мне уже сдвинули, пятерик накинули. "Рад" безмерно...
                    1. +3
                      31 мая 2025 10:55
                      Это вообще не показатель. Подумаешь, пятирик. Там в недрах зреют более амбициозные проекты.
                      1. +3
                        31 мая 2025 14:43
                        Цитата: Essex62
                        Там в недрах зреют более амбициозные проекты.

                        Этого-то я и опасаюсь...
                      2. +3
                        1 июня 2025 10:36
                        Это неизбежно. Пробные выбросы в Госдуму идут постоянно.
          3. +8
            30 мая 2025 13:45
            Так уже есть лекарство от старости , пенсионная реформа , мало кто до старости доживет .
          4. +8
            30 мая 2025 14:09
            Цитата: Гражданский
            По ее словам, это произойдет в 2028–2030 годах


            "Жаль только — жить в эту пору прекрасную
            Уж не придется — ни мне, ни тебе"
          5. +1
            31 мая 2025 04:16
            В России скоро появится лекарство от старости, заявила вице-премьер Татьяна Голикова.
            … и это на полном серьезе…! Это как хвост у ящерицы - отрастает новый. Или как зимняя спячка у медведей - стареют позже. А может, это метаморфоз как у насекомых - завернемся в кокон, и выпорхнем оттуда мухой - дрозофилой. Или уговоры Кашпировского…

            Надо-же такое на уровне вице-премьера произнести… И еще это неопределенное «скоро»…
          6. +1
            1 июня 2025 12:36
            "В России скоро появится лекарство от старости, заявила вице-премьер Татьяна Голикова. По ее словам, это произойдет в 2028–2030 годах"
            лекарство от старости в рф несколько лет назад создал некий путин, повысив пенсионный возраст. опоздала мадам арбидол laughing
      2. +10
        30 мая 2025 12:23
        И окажемся как всегда там, где наша жизнь берет свое начало!
      3. Комментарий был удален.
    2. +15
      30 мая 2025 04:28
      Цитата: Епифанцев Сергей
      Нужно в первую очередь решать самые важные задачи. Сейчас самое важное это наша армия, а потом следует все остальное.

      Так в нашей армии отличия не сильно видны от нашей промышленности.
      1. +9
        30 мая 2025 06:14
        Согласен что отличий не много. Но распылять и так не большие наши силы на целую кучу мегопроектов как предлагает автор, расточительно.
        1. +8
          30 мая 2025 13:11
          Цитата: Епифанцев Сергей
          Согласен что отличий не много. Но распылять и так не большие наши силы на целую кучу мегопроектов как предлагает автор, расточительно.

          Это не автор предлагает, это наша власть так хочет.
    3. +3
      31 мая 2025 09:32
      Цитата: Епифанцев Сергей
      Понятно что нужно развивать и другие направления.

      Другие направления тоже развиваются. В Чечне планируют построить "Ахмат Тауэр" - самое высокое здание в Европе. Чем не мега-проект в сфере строительства?
      https://overclockers.ru/blog/GOTREK/show/226291/V-stolice-Chechni-postroyat-samyj-vysokij-neboskreb-Evropy-v-sejsmoopasnoj-zone
  2. +12
    30 мая 2025 04:42
    . Невеселая судьба ЛМС-901 «Байкал» тому самое явное подтверждение.

    Уже веселая! Там продолжение проекта началось. Снова стали вымучивать. Только зачем нужна архаичная схема с подкосами-подпорками крыльев и шасси с хвостовым колесом? Нельзя ли сделать современный самолёт в XXI веке?
    1. +16
      30 мая 2025 05:13
      Цитата: Stas157
      Только зачем нужна архаичная схема с подкосами-подпорками крыльев и шасси с хвостовым колесом? Нельзя ли сделать современный самолёт в XXI веке?

      У каждой схемы есть свои преимущества и недостатки.
      К примеру - хвостовое колесо, или правильно двухстоечное шасси с хвостовым колесом.
      Схема принципиально плоха тем, что способствует "капотированию". от которого свободна схема с носовым колесом (трехстоечная).
      Но!
      На слабых грунтах носовое колесо погружается в этот грунт, сильно затрудняя или делая вообще невозможным взлет. Разбег идет с малым углом атаки, или вообще с нулевым (от конструкции самолета зависит).
      Двухстоечное шасси с самого начала разбега разгружается крылом и тягой двигателя, а если колеса не маленькие - так вообще вездеход получается.

      То же самое и со схемой моноплан или биплан, низкоплан высокопан, безподкосный или подкосный.

      Цитата: Stas157
      Уже веселая! Там продолжение проекта началось. Снова стали вымучивать.

      Там, судя по всему, нет задачи сделать самолет. Есть задача напилить бюджета.
      Ведь если разработать хороший самолет, нужный и дешевый - его же производить придется...
      А это столько проблем для наших "слуг народа", которые контролируют денежные потоки - они их просто не способны решать.
      Потому как и Чубайс с Роснано - дружно берутся за разработку, пилят бюджет на разработке - и на том все.
      1. +2
        30 мая 2025 12:31
        На мой взгляд, как ранее имевшего отношение к финансирования новых производств, имеет место просто неправильное выделение и направление денег. Деньги на тот же кукурузник выделили УЗГА, который добрую часть, если не основную потратил на ликвидацию своих застарелых болячек-долгов и провалов, все при этом списывает на новый кукурузник. То же самое и на двигатель 800. Всё таки следовало производить проектное финансирование: т.е. организовывается новое предприятие, в т.ч. и с участием УЗГА, который выделяет часть своих производственных мощностей в это предприятие в виде полного вклада или аренды. Т.е. это по типу СП с иностранными вложениями. Иностранцы же, как правило, не вкладывают деньги при организации новых производств в российскую материнскую фирму.
        1. +1
          30 мая 2025 16:24
          УЗГА принадлежит "технодинамике", которая была куплена на закрытом конкурсе банкиром, который личным банком Чемезова руководит. Я думаю там просто воровали деньги, а не ошибались.
          1. +1
            30 мая 2025 19:25
            Я думаю там просто воровали деньги, а не ошибались.

            Не обязательно воровали. Можно просто получить бесплатное финансирование из бюджета, а на этих деньгах уже заработать (сотня и один способ) не заморачиваясь при этом авиапроизводством. И это не будет воровством.
            1. +3
              30 мая 2025 19:29
              УЗГА получила контракты на байкал, альтиус и прочие ладоги. На выходе пшик. Учитывая, о ком идёт речь, деньги украли. Но наверняка через схему, а не как в Курской области методом тупого перевода денег на свой личный счёт
              1. 0
                30 мая 2025 19:33
                Но наверняка через схему,

                Может быть и так, но скорее всего меньшую часть, часть разбазарили, часть в дело пошло. Что то там шевелится, но медленно.
                1. +5
                  30 мая 2025 19:47
                  Мне УЗГА сильно сколтех напоминает - много презентаций, много молодежи, высокие оклады, всё красиво в докладах, яркий завтрашний день. И не сказать что ничего не делают, просто раз в сто меньше ожидаемого за такие то деньги
    2. +2
      30 мая 2025 18:43
      Цитата: Stas157
      Нельзя ли сделать современный самолёт в XXI веке?

      Нельзя. Цессны то новой пока нет, не с чего скопировать...
    3. +1
      31 мая 2025 00:56
      Цитата: Stas157
      Нельзя ли сделать современный самолёт в XXI веке?

      14 марта 1958 года состоялся первый полёт опытного двухдвигательного многоцелевого самолёта Ан-14 "Пчёлка". Ан-14 – настоящая находка для малой авиации и достойный конкурент вертолёту: для взлёта или посадки ему достаточно 100 метров грунтовки.
      Единственный в России Ан-14, восстановленный до лётного состояния, находится в Новосибирске.
      Было построено более 330 самолётов, что гораздо меньше в сравнении с Ан-2, заменить который должна была "Пчёлка".
      Развитием Ан-14 стали турбовинтовые Ан-28 и Ан-38.
      Китай, Ан-2, БПЛА (FH-98, HY100)
      Китай, Ан-14, БПЛА (CH-YH1000)
      Германия (D328eco)



      1. +1
        31 мая 2025 05:00
        Да, Пчелка был замечательный самолет. Особенно первый вариант - когда его ставили поперек взлетки и взлетали - вроде 40 м на взлет.
        Двигатели - М14-П или что то по мотивам - производи - даже сейчас актуально.
    4. +1
      3 июня 2025 09:53
      Если уж такая необходимость в малой авиации, неужели нельзя освоить АН-2, если нельзя, то хоть ПO-2. Нет же это старьё никому не надо. А чем собственно «Байкал» лучше? Тем что его нет, но над ним работают?
  3. +15
    30 мая 2025 04:42
    Да как то нам сейчас и не нужны эти супер проекты, нам хотя бы просто работу наладить. А выпускники идут не потому что нет каких то супер проектов, все таки на рынке труда инженер (да и вообще многие специалисты) сейчас откровенно не конкурентоспособны. Я сам инженер, но ушел в госсектор хоть и по специальности, но со многим столкнулся. Ну смотрите сами, учиться кучу лет чтобы пойти на завод на далеко не самую высокую зарплату, и в первый же день столкнуться с тем что на тебе как на специалисте экономят буквально на всем, ну так производство у нас построено, да есть отдельные предприятия где все хорошо но таких единицы, в основном творилась какая то дичь, да это было 10 лет назад с лишним, но что то мне не кажется что сильно поменялось все к лучшему. Еще одна проблема Вы можете выучиться, устроиться, и через год Ваше предприятие обанкротится, и закроется, и Вы снова не конкурент на рынке труда. При нашем капитализме никогда не будет сильного производства без непосредственно господдержки и вливания денег. А когда деньги дают, то зачем стараться, а когда их не дают то эффективный менеджер занимается не производством, а его оптимизацией, поэтому не редкость увидеть станок на авито, а то и в металлоломе, а штучных специалистов на бирже труда, завод в кирпичи, и строим новый ЖК или ТЦ. А вообще нашу политику вертит как флюгер, сегодня нужны подшипники, завтра не нужны, послезавтра мы их купил, а через месяц изобретем, а через год а что это такое?
  4. +11
    30 мая 2025 04:46
    Дело не только и не столько в нехватке инженерных кадров.
    Более важно - наличие и особенности наших "слуг народа" - то есть чиновников.
    Ни для кого не секрет, что путь в бизнес, в том числе и большой, в нашей стране идет через институт чиновничества.
    Схема проста - нужно возглавить систему поставок чего либо из Китая и других дружественных стран. Или организовать таковую, если ее нет. Для этого нужно ликвидировать аналогичное производство в России.
    Потому несмотря на все замечательные призывы, степень локализации не растет, а наоборот снижается.
    В статье примеры именно об этом и говорят.
    1. +7
      30 мая 2025 08:26
      ...Более важно - наличие и особенности наших "слуг народа" - то есть чиновников.
      Ни для кого не секрет, что путь в бизнес, в том числе и большой, в нашей стране идет через институт чиновничества.


      Точное наблюдение.
      Хочется добавить следующую цитату к Вашим словам. Очень интересная статья про российскую элиту.

      ...Некоторые исследователи отмечают изменения типа организации властной элиты. Так, О.В.Гаман-Голутвина[8] выделяет два типа: бюрократический и феодальный (олигархический). Бюрократический основан на разграничении функций экономического и политического управления, олигархический базируется на их слиянии. Исторически основу российского государства составляла всеобщность обязанностей перед государством, что предполагало служебный принцип рекрутирования элит, который обеспечивал приоритет политической элиты над экономической. В результате проведенных реформ служебный принцип стал вытесняться олигархическим. В результате была воспроизведена модель образования элит, характерная для феодального, а не современного Запада. Одной из наиболее характерных черт современной правящей элиты России является теневое сращивание государственной власти с бизнесом. Этот процесс охватил все звенья государственной власти. Место и связи в политической системе стали главным фактором приумножения собственности, а собственность превратилась в мощный источник политического влияния... https://virmk.ru/read/b/BARANOV_PROCESS/06.htm


      Принимая во внимание выше приведённую цитату, можно предполагать, что «Концепция технологического развития на период до 2030 года» является разновидностью распределения бюджетных денег между российскими субэлитами и отраслевыми элитами. Эти мегапроекты отдаются под контроль элитам, которые не участвуют в получении доходов от продажи природных ископаемых и строительства.
      ("...Элита – это полноценная социальная группа, имеющая сложную структуру. Различные части единой правящей элиты называют субэлитами, которые могут быть отраслевыми (политическая, экономическая), функциональными (администраторы, идеологи, силовики), иерархическими (субэлитные слои), рекрутационными (назначенцы, избранники).

      Что это распределение бюджетных ресурсов, хорошо показал в своей статье В. Катасонов: "Профессор Катасонов: Так выполнили мы «шестилетку» Путина по нацпроектам или провалили?
      Красивая отчетность министров — еще не показатель реальных дел..." https://svpressa.ru/economy/article/458086/

      ...На днях в ТГ был выложен исследовательский материал канала «Равенство. Медиа». Его эксперты сделали оценку выполнения по итогам шести лет 10 нацпроектов. И результат их оценки очень неутешительный: 8 из нацпроектов не были выполнены. Показателей по каждому проекту несколько, но эксперты брали ключевые...
      https://svpressa.ru/economy/article/458086/
  5. +7
    30 мая 2025 05:43
    Примеров можно много привести, ну например наше судостроение, мне не очень понятно кто и где будет строить наш океанский флот, кто создаст 2х тактные илии4х тактные среднеоборотные отечествннные двигатели, сепараторы и прочее судовое оборудование?
    Вложения в этот мега - проект огромные...
    1. +7
      30 мая 2025 06:30
      Создавать что-то принципиально новое - сил нет и долго не будет. Но реверс- инжиниринг - вполне возможен.
      Главное - сосредоточение средств на заданном направлении и подбор кадров.
      А насчет дизелей скажу так: их место в малом и среднем тоннаже. Для крупного тоннажа реально перспективна ПГУ, только вот ОДК не способна ни нормально выполнить проект такой установки, ни нанять квалифицированную организацию для его выполнения.
      1. +4
        30 мая 2025 12:32
        Реверс инжиниринг полезен когда технологическое и производственное отставание не большое, скажем не больше чем 1-2 поколения, если больше то он ни чем не поможет. Вот мы сейчас можем купить процессор интел, нам (в России) его реверс-инжиниринг не поможет ни на шаг приблизится к созданию полноценного аналога, так же и с условной современной АКПП, даже сделать аналог бошевской ABS оказалось вообще не просто.
        1. +3
          30 мая 2025 13:02
          В машиностроении все немножко по-проще. Дизель можно воспроизвести на уцелевших заводах, но для этого нужно мало что оборудование и технологии, но и еще научное сопровождение. А с последним плохо от слова ужасно. Но ничего не делать тоже нельзя - мы и так стремительно деградируем.
        2. 0
          3 июня 2025 10:30
          его реверс-инжиниринг не поможет

          Во время перестройки отставание от Intel, Texas instruments, AMD, .... , было примерно 8-10 лет, сейчас 40. Так что даже послойное стравливание чипов и оже-сперктроскопия (определение атомарного состава приповерхностного слоя) невозможна в отечественных реалиях.

          Из глубокой ямы можно выбраться только используя собственные силы и инструменты. Наличие денег, в этом случае, совершенно не существенно.
  6. +15
    30 мая 2025 06:28
    Мега-проект и его мега-результаты пока откладываются. И это пока, к сожалению, ключевая максима всего вышеописанного.

    Автор реально считает, что только МЕГА нам поможет. Гигантомания это больше показуха на фоне разрухи. Если автор хочет промышленной независимости страны, то должен понять, что это невозможно без помощи извне. Китай без помощи США и Европы никогда не стал бы тем, чем является сегодня. Сначала делал для других, покупал лицензии, воровал, учился делать сам и по итогу вырастил кадры обеспечивающие его уровень. У России был шанс, были деньги, много денег, огромные средства на которые можно было превратить страну в цветущий сад - образец для окружающих в дружбе с которой стремились бы жители соседних государств. Но воровать и пропивать оказалось приоритетней. А сегодня, когда жажда воровать не исчезла, а денежные потоки скукожились нет ни одного варианта, ни какие "мегапроекты" не помогут.
    1. +9
      30 мая 2025 08:45
      А сегодня, когда жажда воровать не исчезла, а денежные потоки скукожились нет ни одного варианта, ни какие "мегапроекты" не помогут.

      А сегодня, когда жажда воровать не исчезла, а денежные потоки скукожились - остались только "мегапроекты", но они для избранных
  7. -2
    30 мая 2025 06:53
    "Бить тревогу" - наше любимое развлечение. laughing
    Спрос на всяческие полезные профессии может быть большим, но как он связан с зарплатами? Человек, который оплачивает свое обучение, зачастую не знает своего ожидаемого заработка через 5 - 10 лет. А может тогда опять все изменится?
    Как очень мудро заметил спикер Володин :"Будет Путин-будет и Россия!"... Дерзайте-молодые....
  8. +12
    30 мая 2025 07:00
    Тревогу пока бить рано?
    Да похоже поздно...
  9. +19
    30 мая 2025 07:08
    По поводу понимания какие специалисты нужны, посмотрим на общую картину управления этим процессом и в целом.
    Во-первых, В стране понятия не имеют, какие нужны инженеры, куда и в каких количествах.
    Все основывается на визге, поднимаемой в прессе, по теме какой-нибудь союз предпринимателей отметил, что по их данным, не хватает 100-500, далее фантазия разняться: миллионов или секстиллионов инженеров? Точных данных «0».
    Во-вторых, ресурс СССР заканчивается, и это мы наблюдаем везде, если еще десять лет назад были активные специалисты, родом из СССР, сейчас они просто физически не в состоянии трудится, если живы: калоши всё.
    В-третьих, в руководстве страны, особенно в экономическом блоке, отсутствуют в принципе, представители промышленности, т.е. в целом нет понимания, что же это за зверь, «промышленность» и с чем ее едят? Периодическое посещение первыми лицами какого-нибудь цеха, только подчеркивает ситуацию: или отваленные взгляды: о чём это вы? Или, в виде «интуриста» на экскурсии «Ленин в шалаше».
    Часто вождям просто демонстрируют бутафорию, но никому до этого нет дела, нет ни Брежнева, ни Петра I (тех, кто не просто имел отношение к «промышленности», а делал ее своими руками), да даже пресловутого, сейчас полетят помидоры, Хрущева, которые разбирались в производстве.
    В-четвертых, все предпринимаемые усилия носят нарочито декоративный характер, формалистический, как пиар акции, как и положено среди чиновников. Главное, чтобы входящий и выходящий правильно располагались на странице.
    Кстати, нет проблем с чиновниками во всех отраслях, а с «исполнителями» же поголовно. В «экс-Районо» полный комплект, а физику преподает физкультурник.
    В-пятых, для развития «всего подряд» в промышленности мы слишком маленькая страна по населению, с огромными территориями непригодными для жизни и сложной логистикой. Ресурсов нет на все подряд, а они еще фантастически бездарно тратятся, делая заложниками будущие поколения: от смены зимней плиточки на летнюю, до бесконечного разбазаривания средств на «Проектах» и «майских» указах.
    В-шестых, в отличие от «благоприятных» условиях периода модернизации или вынужденного тотального заимствования технологий при Петре Великом, при последних трех Романовых и Советской власти, в условиях очередного кризиса капитализма, у России всё с этим сложно: благоприятное время для этого в нулевых и десятых было упущено.
    В-седьмых, развития в промышленность требует планомерности и жестких соблюдений планов, поэтапность…как и подготовка инженерных кадров…вообщем скука полная. А система управления государством построена на принципе «невмешательства» при демонстрации бурной деятельности, и замедленной реакцию на внешние вызовы, ситуативное управление, что бы снова впасть в спячку, т.е. прямо противостоит пром. развитию.
    Это не весь список, но достаточный.
    1. +11
      30 мая 2025 07:23
      Плюс комменту - все по делу.
      Добавил бы:
      В-восьмых. за последние лет десять - примерно с 2014 года воспитали (власть и оф СМИ) такое количество "ура-патриотов" и "турбо-патриотов", (намного большее, чем реально нужных инженеров), что реальная и нужная информация (та самая горькая правда) тонет под лавинами их бодрого информационного мусора.
    2. +4
      30 мая 2025 11:57
      Да современные технологические процессы стали настолько сложными что уже не доступны одной стране в одиночку, и на этом, собственно, можно ставить точку, сейчас на данном этапе любое технологическое развитее возможно только в международной кооперации.
      Как пример взять ИТ в России развитее ИТ произошло только благодаря этой кооперации, такие успешные ИТ компании как Яндекс, Касперский полностью были встроены (да и остаются даже сейчас) в мировое разделение труда в ИТ сфере. Касперский не делал с нуля операционную систему, не разрабатывал средства разработки (начиная с языка программирования, заканчивая библиотеками и компиляторами) нет он использовал готовые решения и на основе них создал свой конкурентный продукт под уже готовые операционные системы.
      1. +1
        30 мая 2025 17:25
        Да современные технологические процессы стали настолько сложными что уже не доступны одной стране в одиночку, и на этом, собственно, можно ставить точку
        да нет, они недоступны странам с экспортноориентированной экономикой, где руководство постоянно роняет курс местной валюты с целью экономии на гражданах для большего вывода капитала. У нас из-за этого неплатежеспособное население и крошечный рынок, который нашим-то производителям неинтересен - выгоднее тот же металлопрокат толкать за бугор. Понятно, что всё не произведешь, но размер нашего рынка и например рынка Японии при таком же населении отличаются в разы и их экономика на порядки сложнее.
  10. +10
    30 мая 2025 07:14
    Существующее в России государство по своей природе не способно выигрывать войны, развивать экономику, реализовывать мегапроекты, у данного государства иное целеуказание - это извлечение прибыли для своих учредителей.
  11. +12
    30 мая 2025 07:23
    Я когда из армии ушел, работу не мог найти долго. Считаюсь инженером, куда не приду, девочки из кадров на меня смотрели как на нечто со словами "а что вообще делают инженеры?" "Знаем юристов, экономистов и маркетологов, ну есть какие то программисты, а инженеры это кто?" Было давно но было. Вот и сменил работ без счёта. Поэтому и не идут сейчас ребята в инженеры, до сих пор не престижно и с невнятным будущем. Подростки вообще блогерами хотят быть, кривляться на камеру и иметь в месяц столько я за пол года. Надо в головы закладывать что то для начала, тогда и остальное пойдет.
  12. +8
    30 мая 2025 07:35
    Не работают по специальности потому, что при приходе на производство в лучшем случае становятся инженером 3-ей категории с соответствующей зарплатой. А тут рядом
    соблазнов получать достойно и быстро предостаточно: склады, пункты выдачи маркетплейсов, доставка и фастфуды.

    Поэтому остаются на производстве единицы, по настоящему увлечённые профессией. И работодателя здесь трудно обвинять. Если дать высокую зарплату вновь пришедшему зелёному инженеру, которого ещё учить и учить, то нужно поднять зарплату тем, кто давно работает и имеет при этом громадный опыт, а при нынешней системе налогообложения - это непомерные расходы.
  13. +5
    30 мая 2025 07:51
    Все отрасли народного хозяйства взаимосвязаны.Упадок в одной отрасли тянет за собой отставание в другой.Вытянешь одну ногу,другая увязнет. Независимых друг от друга отраслей нет.Можно конечно закупать недостающие комплектующие за границей.Но на этом кончится собственное развитие.Не надо изобретать велосипед.Не хотите пользоваться прошлым опытом.Пользуйтесь заграничным.Все давно придумано.Осталось только взять накопленное на воооружение.
  14. +4
    30 мая 2025 08:08
    Очередная статья ради статьи! Колониальная политика принятая "элитой" пришедшей к власти в 1991 году до сих пор ни как не изменилась и пока эта т.н. "элита" управляет страной ни чего не изменится! У нас правительство как в басне И.А.Крылова:
    Квартет
    Проказница-Мартышка,
    Осел,
    Козёл,
    Да косолапый Мишка
    Затеяли сыграть Квартет.
    Достали нот, баса, альта, две скрипки
    И сели на лужок под липки, —
    Пленять своим искусством свет.
    Ударили в смычки, дерут, а толку нет.
    «Стой, братцы, стой!» кричит Мартышка: «погодите!
    Как музыке итти? Ведь вы не так сидите.
    Ты с басом, Мишенька, садись против альта,
    Я, прима, сяду против вторы;
    Тогда пойдет уж музыка не та:
    У нас запляшут лес и горы!»
    Расселись, начали Квартет;
    Он всё-таки на лад нейдет.
    «Постойте ж, я сыскал секрет»,
    Кричит Осел: «мы, верно, уж поладим,
    Коль рядом сядем».
    Послушались Осла: уселись чинно в ряд;
    А всё-таки Квартет нейдет на лад.
    Вот, пуще прежнего, пошли у них разборы
    И споры,
    Кому и как сидеть.
    Случилось Соловью на шум их прилететь.
    Тут с просьбой все к нему, чтоб их решить сомненье:
    «Пожалуй», говорят: «возьми на час терпенье,
    Чтобы Квартет в порядок наш привесть:
    И ноты есть у нас, и инструменты есть:
    Скажи лишь, как нам сесть!» —
    «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье
    И уши ваших понежней»,
    Им отвечает Соловей:
    «А вы, друзья, как ни садитесь,
    Всё в музыканты не годитесь».
    1. +6
      30 мая 2025 08:28
      Цитата: Gomunkul
      Очередная статья ради статьи! Колониальная политика принятая "элитой" пришедшей к власти в 1991 году до сих пор ни как не изменилась и пока эта т.н. "элита" управляет страной ни чего не изменится!

      Действия "элиты" понятны - они отстаивают свои интересы.
      Действия же нашего народа малопонятны - он тоже отстаивает интересы "элиты". Это я про выборы 2024.
      1. +7
        30 мая 2025 08:47
        Действия же нашего народа малопонятны
        Всё имеет цикличность развития в том числе и страны. Мы живём во времени упадка империи когда у народа имеются всего лишь две потребности: "Хлеба и зрелищ". wink
  15. -3
    30 мая 2025 08:44
    Все студенты-бюджетники обязаны подписывать контракт или договор о том что обязуются по окончании обучения проработать по специальности по направлению. Или компенсировать затраты на обучение. Ну собственно как в военных вузах и происходит
    1. +2
      30 мая 2025 09:56
      Все студенты-бюджетники обязаны подписывать контракт или договор о том что обязуются по окончании обучения проработать по специальности по направлению. Или компенсировать затраты на обучение. Ну собственно как в военных вузах и происходит

      не сравнивайте - несравнимое...
      в военных вузах подписывают контракт с единственным работодателем и на "всю жизнь" - МО РФ
      а в гражданских, с кем? - с дерипаской или потаниным?
      нет государства в промышленности - и подписывать не с кем...
      а по поводу:
      компенсировать затраты на обучение

      ну, это - феодальные замашки: за время своей работы, тот же инженер, каждый месяц недополучает заработную плату в таком количестве, что все указанные вами "компенсации" он косвенно выплатит 1000 раз...
      1. -2
        30 мая 2025 16:09
        Цитата: Дедок
        в военных вузах подписывают контракт с единственным работодателем и на "всю жизнь"

        На 5 лет вообще-то. Не на всю жизнь.
        Я считаю, что если ты учишься за счет государства, то должен отработать эти деньги. По специальности.
        У нас очень много владельцев высшего образования ради образования. Много дипломиррванных учителей, работающих не учителями
        1. 0
          1 июня 2025 19:10
          Нет, ты учишься не за счет государства, ты учишься за счет всех тех налогов, которые заплатили твои родители в бюджет государства и за счет всех тех богатств страны, которые государство реализует. Это не люди служат государству, а государство людям, хватит этих подмен. Далее почему "должен" что-то только несчастный студентишка, при этом почему-то чем выше кресло, тем меньше становится человек государству должен и тем больше становятся все остальные ему должны? Пока с этим бороться не будете, причем не с помощью дешевой показухи, - все ваши крики про "долг" перед государством будет просто смешно слушать, все видят перед кем это "долг".
          Ну и в третьих вы вообще понимаете, почему учителя и инженеры идут работать курьерами и репетиторами? Вы вообще видели нагрузки и зарплаты у тех же учителей, особенно не в Москве? Знаете, сколько зарабатывает средний инженер на заводе, а сколько курьер? А сколько стоит жилье, продукты? Сначала это изучите, а потом уже кричите про "неблагодарных" студентов.
          Ну и напоследок даже если вы и заставите студентов отрабатывать "барщину", то в лучшем случае получите просто низкомотированную рабсилу, которая будет саботировать производство, а в худшем - агрессивно настроенную по отношению к стране группу людей с доступом на производство.
    2. +2
      30 мая 2025 11:26
      Цитата: Pablo Blade
      студенты-бюджетники обязаны подписывать контракт или договор

      Для этого учебное заведение должно получать заказ на выпускников от работодателей, с которыми, по идее, студент и должен подписывать договор.
      Конкретика нужна. Тогда и студент будет знать - куда он по окончании учёбы пойдёт, а не в "тёмную" играть - куда пошлют, да на каких условиях..
    3. +3
      30 мая 2025 15:38
      Все студенты-бюджетники обязаны подписывать контракт или договор о том что обязуются по окончании обучения проработать по специальности по направлению


      Бесплатное высшее образование гарантированно конституцией если не ошибаюсь, предложенная вами мера ситуацию ни как не исправит. Какой толк от условного учителя который пошёл в пед.университет только ради диплома, ну отработает он спустя рукава в школе нужное время, кому лучше от этого будет?

      Ну собственно как в военных вузах и происходит


      Военные вузы немного другая область.
  16. +8
    30 мая 2025 08:47
    По статистике, по 40 процентов студентов, поступивших на инженерные направления в вузы, не получают диплома.

    Уважаемый автор, а Вы не пробовали учится на инженерной специальности? Там 30% отсева закладывается изначально. Вы знакомы лично с такими предметами как "Математический анализ", "Линейная алгебра и аналитическая геометрия", Вы матрицы вручную считали? Хотя бы 4х4?
    Далее, как мне объясняли на экономике в МАИ, в себестоимости любого изделия закладываются затраты на НИОКР, или R&D по современному. Научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, разработка и дизайн. И чем больше мы сделаем в штуках тем меньше будет доля разработки в себестоимости изделия. По той же электронике наш рынок 10-15% от мирового, может и меньше. Соответственно в себестоимости каждой микросхемы доля НИОКР выше мировой раз так в 10.
    По поводу литографов. Ну сколько нам их надо, именно таких которые позволяют выпускать микросхемы по нормам 28нм? Штук 10-20? Вы представляете долю НИОКР в себестоимости?
    1. +2
      30 мая 2025 09:59
      по той же электронике наш рынок 10-15% от мирового, может и меньше. Соответственно в себестоимости каждой микросхемы доля НИОКР выше мировой раз так в 10.

      ++++
      но это, для очень многих - "тайна за 7 печатями"
      а слово себестоимость, для современных менагеров(чиновников) - слово ругательное: с них спрашивают за "выполнение поручения", а не за показатели выполненного...
  17. +8
    30 мая 2025 08:48
    Кто будет «вытягивать»?

    Таджики с узбеками.Среди них много талантливых инженеров и радиоэлектронщиков.
    Пyтин и Ко завозит специалистов десятками тысяч в Россию.
    1. +2
      30 мая 2025 10:02
      Таджики с узбеками.Среди них много талантливых инженеров и радиоэлектронщиков.

      мне колодец копала бригада, где старшим был хирург из травмы...
      я в это поверил после того как увидел, что он сделал при полученной травме соседа по деревне на следующий день...
    2. +1
      30 мая 2025 15:13
      Цитата: Million
      Среди них много талантливых инженеров и радиоэлектронщиков

      А ещё учителей и врачей. Врачи уже отжигают, учителей увидим очень скоро.
      1. +3
        30 мая 2025 17:30
        У нас ещё 25 лет назад кирпичную кладку ставил учитель русского языка из Душанбе. Не слишком была востребованная профессия видимо...
  18. +13
    30 мая 2025 09:10
    Из свежих новостей:
    Финансирование робототехники сократят на 1,7 млрд рублей
    Федеральный проект по промышленной робототехнике лишится 1,7 млрд рублей — вместо запланированных 5,6 млрд останется 3,9 млрд.
    В Минпромторге заявили, что сокращение субсидий не обязательно ударит по отрасли.

    Федеральный проект по роботизации целой страны. Аж 4 млрд! Гыгы. Орденоносцу Адамке на мегапроект - резиденцию ща из федерального бюджета 2,5 млрд дают.

    Вчерашняя новость:
    Правительство продвигает идею повышать цены на газ на десять процентов два раза в год — в первом и четвертом кварталах. Такое повышение могло бы улучшить финансовую ситуацию «Газпрома», который столкнулся с падением доходов. По итогам 2024 года компания продемонстрировала убыток по РСБУ превышающий триллион рублей.

    Зато вот, победные реляции, МЕГАПРОЕКТ:
    Строительство Лахта Центра обошлось примерно в 120,7 миллиардов рублей, что составляет около 1,8 миллиардов долларов. Строительство башни на берегу Финского залива обошлось дороже Petronas Twin Towers в Малайзии ($1 млрд) и самого высокого здания в мире Burj Khalifa, возведение которого оценено в $1,5 млрд, уточняется в сообщении.

    И вот ещё один мегапроект по покупке негров:
    В январе 2025-го, вдруг удивил «Зенит», объявивший о трансфере Луиса Энрике Андре. По информации Transfermarkt, 24-летний бразилец перешел в петербургский клуб из «Ботафого» за €33 млн


    Что для вождей главное? Грамотно распределять отжатые у нас налоги. Вот они и распределяют их самым нужным образом, молодцы!!
    1. 0
      30 мая 2025 15:19
      Цитата: Mishka78
      Правительство продвигает идею повышать цены на газ на десять процентов два раза в год — в первом и четвертом кварталах. Такое повышение могло бы улучшить финансовую ситуацию «Газпрома», который столкнулся с падением доходов.

      Ну а как вы хотели?! Уважаемые люди, хранители национального достояния, уже второй год сами себя дивидендов лишают. Какие сознательные, совестливые люди! А ведь им не просто жить, а ЖИТЬ как-то надо. Поиздержались...
  19. +6
    30 мая 2025 09:13
    Любой мегапроект - это конкретный человек-руководитель, и екго команда.
    Условно - тов. Берия и его Курчатов, Харитон, Ландау. С полным карт-бланшем дейстовать хоть против устарелых законов физики, хоть даже Набиулиной с Силуановым, но с жесткими сроками и жесточайшей ответственностью.
    Можем мы это сейчас обеспечить, хоть на государственном уровне, хоть на "частном" по типу "бизнесмена" Илона Маска?
    Думаю, можем, вопрос политической воли, только не на банки и финансовых спекулянтов надо работать, а на интересы народа.
  20. +7
    30 мая 2025 09:40
    Какие "мега проекты" могут сформировать и реализовать в среде "эффективных менеджеров", созданной в интересах банкиров и торговцев сырьем?
  21. +6
    30 мая 2025 09:47
    Есть еще один мегапроект- здравоохранение. Вроде как далеко от инженерных специальностей, а проблемы те же.
    Прочитал статью под громким названием "Куда исчезли медики..." в "Новых известиях".Открыть на компе не получилось,но... .
    Чиновники, зарплаты, переработки, планы по выручке даже в бюджетных организациях, бюрократическая отчетность... . Главная проблема Минздрав.
  22. +5
    30 мая 2025 09:49
    1. К каждому мега проекту нужна независимая экспертная оценка, и независимый финансовый контроль.
    2. У нас бы начать производить токарные станки и фрезерные для начала. Пожалуйста, параллельно можно и с промышленными роботами работать, но на какой базе их делать? Так что дом нужно строить с фундамента, а не с крыш.
    3. Кадры решают всё. Большая часть студентов использует навыки вместо знаний. А навыки сейчас - это "Алиса, скажи". Воспитали мега проект "Обезьяна с телефоном".
  23. +8
    30 мая 2025 10:06
    Неужели не привыкли ,что все это вранье и вранье?

    из недавнего ВО: 3000 армат, Шахимат, сверхзвуковой новый лайнер, луна к 2015, марс к 2019 ,, войны небудет - они все врут, импортозамещение до СВО и тд и т.п

    А реальность: недавно видел: Дробышевский, кандидат наук, доцент, москвич. Ставка 20 тыщ.
    Знакомые по програмированию и радиотехнике: все эти исследования на госгранты - показуха ради бабла.
    Из недавнего тоже: вся Россия получает в год 1/10 патентов ,что получает , например, один только Боинг....
  24. BAI
    -3
    30 мая 2025 11:34

    Еще раз – 10-15 мегапроектов, на реализацию которых осталось чуть больше пяти лет.

    Это не реализация. Это должны быть НАЧАТЫ. А реализация = ЗАВЕРШЕНИЕ. Это совсем другое.
  25. -2
    30 мая 2025 12:06
    Ну потенциально микроэлектроника это этот самый "мегапроект" т.к это вал смежных отраслей (многие из которых нужно будет создавать с нуля) , активирование всех направлений,которым можно будет впендюрить отечественные чипы (для удешевления их цены через увеличения партийности хотя бы) ,и решение самой задачи поэтапно (машины на 350 нм это не то же,что машина на 193 нм ,а та,в свою очередь это не тоже что машина для чипов под 23 нм хотя бы, это разные принципиально вещи) , и , наконец, потенциально микроэлектроника может быть драйвером развития кучи других направлений -упомянутой вами робототехники,станкостроения, отраслей хранения,вычислений и работы с данными.
    Если реально делать свои чипы и понимать,что конечный продукт может приносить нам выгоды (продажа ФЛ,продажа решений и продукции) - это это именно что масштабнейший мегапроект,и именно таким его и надлежит делать.

    Однако я боюсь что мы ко многим из этих вещей подойдем через очень олдовую систему взглядов , мы будем двигаться в прорывное игнорируя прорывные решения и тенденции в силу традиционной косности-иерархичности нашего мышления. Однако, покажет время.

    Что касается "люди не идут в инженеры" - в современном обществе и не должно быть 100500 инжей , для этого ВРОДЕ КАК и разрабатывались разнообразные приложения и компьютерные модели - чтобы облегчить работу реально спецам,снизив кол-во рабочих пчел. Для снижения зависимости от рабочих рук-же нам и требуется робототехника и её приоритетное развитие. Потому что сейчас не совок , все меньше будет желающих куковать в моногородах при заводе. Государство должно уловить что вот так как было в СССР с кучей инжей, кумачовыми плакатами и героями труда - уже не будет,придется искать новые решения. Будет конкуренция за раб.силу между гос и частниками (чего не было в СССР) ,будут ИПшники,будут дистанционщики - и все это гос-во может либо тупо убить ,задавив кирзовым сапогом , либо научится с этим сосуществовать и двигаться в направлении развития. Может-ли наше государство это ? Тут я полон скепсиса.

    Что до других проектов - планов громадьё , были бы деньги на это адекватные и амбициозные ,реалистичные дорожные карты. Надеюсь они будут и "2030" не останется таким же ф*флом как "2020" .
    1. 0
      1 июня 2025 17:11
      Цитата: Knell Wardenheart
      Будет конкуренция за раб.силу между гос и частниками (чего не было в СССР)

      Каким государством? Тем которое на этого частника и работает? Тем которое ценных иностранных специалистов завозит миллионами в интересах этого частника дабы снижать расходы на рабочую силу?
      Цитата: Knell Wardenheart
      Надеюсь они будут и "2030" не останется таким же ф*флом как "2020" .

      Ты все еще надеешься? Завидую твоему оптимизму.
  26. +3
    30 мая 2025 14:19
    Невеселая судьба ЛМС-901 «Байкал» тому самое явное подтверждение.

    А что, к судьбе "Байкала" да и многих других проектах в авиации, станкостроении, приборостроении, радиоэлектронике и к массе других проектов во всех отраслях экономики, какое-то отношение имеют молодые инженеры? Смешно! Руководство такими проектами, да и самими отраслями, отдано "в руководство" "эффективным менеджерам", которые ничего не понимают ни в деле, которым поставлены руководить, ни в экономике, которой их учили "по егоровски-тимуровски" и умеющих только в лучшем случае разбазарить деньги, а в худшем - просто украсть. Поэтому и результаты такие. Пример: Рогозин-сын и Ил-112. "Тышшу" других примеров может привести любой желающий.
    Для того, что бы молодые инженеры не шли в мерчандайзеры (во какое пакостное слово- синоним "продавец" придумали, что бы не стыдно было), нужно, что бы во главе проектов, да и экономики и промышленности пришли тоже инженеры, которые знают и умеют ЧТО делать и КАК делать, а не непонятно кто.
    1. 0
      30 мая 2025 17:47
      нужно, что бы во главе проектов, да и экономики и промышленности пришли тоже инженеры, которые знают и умеют ЧТО делать и КАК делать
      надо чтоб они ещё собирались делать. А то немало встречал именитых учёных, которые были большими молодцами в 30-40 лет, а в 60 лет им бы финансовое состояние семьи поправить, внучке квартиру купить, внуку мерс подарить, да и самому свой особняк не помешал бы.
  27. +2
    30 мая 2025 15:16
    В Зеленограде собрали прототип для 350-нм технологического цикла.. даже это изделие еще очень далеко до серийного воплощения

    А ведь это уровень первых Pentium (120МГц и выше), пошедших в серию 30 лет назад. По современным меркам - копролиты. Зачем нам "мега-проект" по археологии?! Очевидно, в данной сфере имеет смысл вкладываться только в квантовые или фотонные технологии..
  28. +2
    30 мая 2025 16:03
    Уж не знаю с чего смеяться
    С того что взялись за мегапроекты не решим проблему образования (недостаток инженеров)?
    С того что уверены что страна сможет потянуть более десятка мегапроектов меньше чем за 5 лет?
    Или с того что они эти проекты называют "мега-", при том что из них только парочку соответствуют заявленному уровню, а остальное уровень необходимого шага отраслевой разработки для соответствия мировым стандартом? Но даже не близко к "Мега-"!

    Литографы - очень нужны. Только микроэлектроника нуждается не только в них. Нужна ещё отлаженная технология выращивания кристаллов необходимой чистоты, плотности и размера. Нужны ещё специалисты что спроектируют этот самый микропроцессор. Нужно ещё разработать собственные пакеты интерфейсов и драйверов для работы этих процессоров. А потом всё это, ещё и в серию запустить.
  29. -1
    30 мая 2025 16:10
    Цитата: cpls22
    учебное заведение должно получать заказ на выпускников от работодателей, с которыми, по идее, студент и должен подписывать договор.

    Я примерно это и имел ввиду
  30. -3
    30 мая 2025 16:12
    Цитата: fsvlad
    ведь это уровень первых Pentium (120МГц и выше), пошедших в серию 30 лет назад. По современным меркам - копролиты. Зачем нам "мега-проект" по археологии?! Очевидно, в данной сфере имеет смысл вкладываться только в квантовые или фотонные технологии..

    Мне кажется что мощности современных компьютеров имеют несколько малое КПД. У меня телефон с которого я смотрю тиктоки и прочее деграданство в разы мощнее компьютера, который запускал людей на луну (ну ок, не людей, а луноход), но что-то мой смартфон до луны не может добраться. Видимо не только нанометры решают
  31. +4
    31 мая 2025 00:08
    с момента перестройки начала80х прошлого века непрерывно слышу о прорывных проектах в нашей стране....и до сих пор пользуюсь уличной уборной ....в любое время года. многие вокруг не выдерживают такой комфортной российской среды и отдают раньше времени богу душу....или в лучшем случае сбегают куда глаза глядят, мыкаясь потом по съёмным углам. вымирающая необустроенная для комфортного проживания населения страна .
    а стареющие кремлёвские мечтатели непрерывно выдают на гора новые мега проекты. полная оторванность от реальности на земле.
  32. +1
    1 июня 2025 11:38
    Поржал конечно со статьи, автор негодует что мало обещают, по мне пусть это завершат в установленный срок, про новые рядные моторы ЯМЗ и КамАЗ тоже поржал, мол ЯМЗ весь наш а КамАЗ камминс адаптирует, у КАМАЗа флагманский дизель разрабатывался на основе бульдозерного мотора Liebherr, а у ЯМЗ грузового мотора Renault, даже запчасти реношные к нему подходят а вот на камазовском моторе все оригинальное, даже блоки отличаются. Ну и вишенка на торте Суперджет и МС21 не мега проекты! Предполагаю автор каждым вечером за кружкой чая по такому проекту реализует, про станки даже говорить не буду.
  33. 0
    1 июня 2025 12:50
    Мегапроекты анонсирует государство. Государством управляют люди. Люди (все, от избирателя до избираемого) могут ошибаться.
    Те, кто закончил обучение, пошли искать работу. Нашли какую то и начали работать. Чем дольше на одном месте работаешь, тем выше эффективность в сравнении с начальным периодом. Если кто то считает, что грузчики, дворники и продавцы не растут в эффективности - Вы не правы.
    Может нужна финансовая поддержка от государства для тех, кто работает длительное время? И не прямая, а косвенная. Сотрудник в штате до 3 лет - отчисления в бюджет как в НК. Больше 3 лет - снижение отчислений до 80 процентов от НК. Больше 7 лет - снижение отчислений до 50 процентов от НК. Больше 12 лет - 20 процентов.
  34. +2
    1 июня 2025 13:59
    Ну вы неправы, смотрите сколько успешных мега-проектов. Количество олигархов и их состояния непрерывно растут это первый пример, второй, эпическая борьба ЦБ РФ с инфляцией, они это называют таргетирование инфляции, и что только не делали, и курсом рубля вверх-вниз играли, и ставку рефинансирования задирали до небесных вершин, даже правительство им помогает, каждый год повышение тарифов утверждает, ведь все точно знают, повышение тарифов и акцизов точно снижает инфляцию, даже пошли на неординарные меры, сделали банковскую сферу самой доходной отраслью, но не смогли победить проклятую инфляцию. Третий мега проект- осваивание бюджетных денег чиновничеством, вполне успешно развивается, судя по посадкам, кстати удивительно что в какого проворовавшегося не ткни, так он член Единой России, но это уже часть четвертого мега проекта.
  35. 0
    1 июня 2025 23:01
    Уже действует проект - СВО- специальная военная операция. Действительным мегапроектом он будет когда превратиться (трансформируется) в ВОСВО- Великую Отечественную Специальную Военную Операцию. После этого ВОСВО станет осью на которой и будут крутиться другие проекты. Малые, большие, мегапроекты. Кадры для этого уже есть. Нынешний министр обороны думаю потянет. Аминь
  36. 0
    8 июня 2025 13:10
    А сам автор с высшим, что-нибудь создал кроме этой статейки? Даже не мега прожект. На данный момент в производстве наблюдаю засилье с высшим лаборантов и желающих руководить. Но идти в проектировщики и разработчики станков и электроники полученная в институтах религия не позволяет.