Паровозный музей в Сантьяго

В парке Кинта Нормаль (Quinta Normal) чилийской столицы Сантьяго на территории площадью 2 гектара располагается крупнейший в Латинской Америке Железнодорожный музей (Museo Ferroviario de Santiago), где демонстрируются паровозы и вагоны различных типов и времен. Автору в феврале 2017 года удалось посетить музей и ознакомиться с его экспонатами.
Договор между муниципалитетом Сантьяго и Государственными железными дорогами о создании музея был заключен в декабре 1980 года, а через четыре года он принял первых посетителей. В 2006 году экспонаты музея были объявлены национальными историческими памятниками (Monumento Histórico Nacional).
В музее экспонируются 16 паровых локомотивов, построенных в 1893-1953 годах:
• три паровоза, построенных в 1893-1901 гг. американской компанией Rogers Company;
• семь локомотивов немецких фирм Borsig, Henschel и Jung (1906-1935);
• паровоз британской компании Kitson-Meyer (1909);
• паровоз производства чилийской фирмы la Sociedad de Maestranzas y Galvanización (1911);
• два локомотива производства американской компании American Locomotive Company (1919, 1940);
• локомотив японской фирмы Mitsubishi (1953);
• паровоз швейцарской компании Smocheweren (1945).
Все локомотивы находятся в нерабочем состоянии, выполнен только косметический ремонт.
Хотелось бы обратить внимание на наиболее примечательные экспонаты музея.
Паровоз типа Z

Локомотив построен на заводе английской фирмы Kitson-Meyer в городе Лидс в 1909 году для чилийской железной дороги Ferrocarril Transandino Chileno и находился в эксплуатации с 1911 до 1971 года. Всего было построено 9 таких машин (3 для Чили и 6 для Аргентины).
Основные технические данные паровозов типа Z
Осевая формула: 0-8-0+0-6-0Т
Вес, т: 90,7
Длина, м: 15,0
Максимальная скорость, км/ч: 35
Мощность, л.с.: 850
Ширина колеи, мм: 1000
Запас угля, т: 3
Запас воды, м³: 9
Давление пара, кг/см²: 12,6
Поверхность нагрева котла, м²: 176,2.
Локомотивы этого типа использовались для трансандийского железнодорожного сообщения между Лос-Андес (Чили) и Мендоса (Аргентина). Строительство этой дороги, пересекающей горный хребет Анд, является одним из наиболее выдающихся инженерных решений в мировой истории.
Проект дороги был представлен в 1872 году девятнадцатого века аргентинскому и чилийскому правительствам чилийцами братьями Матео и Хуаном Кларк (рис. 2). Они предлагали по кратчайшему пути соединить чилийский порт Вальпараисо на тихоокеанском побережье с аргентинским Буэнос-Айресом в противовес более протяженному морскому пути через Магелланов пролив. Концессия на строительство и эксплуатацию была получена, но преодолеть возникшие трудности удалось не скоро — работы на аргентинском участке начались только в 1887 году, а на чилийском — в 1889. Финансовые проблемы, частые политические перемены в обеих странах и технические проблемы затянули сдачу дороги до апреля 1910 года — к столетнему юбилею провозглашения независимости южноамериканских республик. Чилийский участок носил название Ferrocarril Transandino Chileno (FCTC), аргентинский — Ferrocarril Transandino Argentino (FCTA). В первые два десятилетия эксплуатации дороги среднегодовой пассажирооборот составил 100 000 человек, грузооборот — 25 000 тонн.

Братья Кларк
«Великая депрессия» 30-х и сопутствующие экономические трудности сказались и на Ferrocarril Transandino — с 1934 до 1944 года движение по ней остановилось. В начале 70-х годов паровая тяга на магистрали ушла в прошлое — в 40-х годах дорога была электрифицирована. В 1984 году движение по дороге прекратилось, чему способствовал аргентино-чилийский территориальный спор из-за пролива Бигль, едва не приведший к войне.
Маршрут проходил по сложнейшему горному рельефу с крутыми склонами, снегами и льдом. Его общая протяженность составляла 248 км, максимальная высота над уровнем моря — 3176 м. Потребовалось построить несколько мостов и туннелей. Длина наибольшего туннеля составила 3,2 км.
Для преодоления крутых участков магистрали использовалась кремальера Абта (22 км на чилийском и 13 км на аргентинском участках). Устройство представляло собой третий зубчатый рельс, в зацепление с которым входила зубчатая шестерня с приводом от дополнительной двухцилиндровой паровой машины (рис. 3, 4). Скорость поезда в кремальерном режиме не превышала 15 км/час. Для преодоления заснеженных участков локомотивы были снабжены снегоочистителями.

Кремальерный участок Трансандийской магистрали

Устройство кремальеры Абта
Паровоз Rogers Type 22


Этот старейший экспонат музея построен еще в 1893 году на заводе американской компании Rogers Locomotive Company в городе Патерсон (штат Нью-Джерси) и эксплуатировался до 1970 года.
Основные технические данные паровозов типа 22:
Осевая формула — 0-6-0ST
Вес, т — 34,8
Длина, м — 15,0
Ширина колеи, мм — 1676
Мощность, л.с. — 468
Запас угля, т — 0,9
Запас воды, м³ — 1.
Паровоз типа 110


Локомотивы данного типа были одними из крупнейших как в Чили, так и на всем южноамериканском континенте. Паровоз построен на заводе американской компании American Locomotive Company (ALCO) в 1940 году и находился в эксплуатации до 1966 года.
Основные технические данные паровозов типа 1-10:
Осевая формула — 4-8-2
Вес, т — 220
Длина, м — 25,765
Ширина колеи, мм — 1676
Максимальная скорость, км/час — 90
Расход угля, кг/км — 34
Расход воды, л/км — 302
Мощность, л.с. — 2338.
В связи с большим расходом угля, эти локомотивы были снабжены механической системой подачи угля в топку (стокером).
Паровоз типа 100


Этот паровоз также относился к числу самых мощных и скоростных в Чили. Построен в Германии фирмой Henschel & Sohn в 1935 году и эксплуатировался до 1970 года для экспрессного пассажирского сообщения на севере Чили.
Основные технические данные паровозов типа 100
Осевая формула — 4-8-4
Вес, т — 185,35
Длина, м — 25,410
Ширина колеи, мм — 1676
Максимальная скорость, км/час — 120
Расход угля, кг/км — 34
Расход воды, л/км — 274
Мощность, л.с. — 2355.
В связи с большим расходом угля, эти локомотивы были снабжены стокером.
Паровоз типа A


Самым маленьким локомотивом в коллекции музея является паровоз типа А, построенный в 1945 году швейцарской компанией Smocheweren. Эта машина использовалась на построенной в 1908-1918 годах узкоколейке протяженностью 35 км, связывавшей пять железнодорожных станций в провинции Мальеко.
Основные технические данные паровозов типа А
Осевая формула — 0-6-0
Вес, т — 34,8
Длина, м — 5
Ширина, м — 1,62
Высота, м — 2,7
Ширина колеи, мм — 600
Максимальная скорость, км/час — 30.
Кроме локомотивов, в музее экспонируются и несколько железнодорожных вагонов. Среди них пассажирский вагон американской фирмы Pullman Car, использовавшийся в 1911-1938 годах чилийскими президентами и генеральным директором Государственных железных дорог, пассажирские и товарные вагоны.

Президентский вагон фирмы Pullman Car с локомотивом типа 20 производства чилийской компании La Sociedad de Maestranzas y Galvanización (1911 г.)

Пассажирский вагон с локомотивом фирмы Borsig (1906 г.)

Пассажирский вагон производства немецкой компании Linke Hoffmann (1923 г.)

Интерьер вагона компании Linke Hoffmann
Информация