Проект транспортного БПЛА Airvolve Airlift

10 635 35
Проект транспортного БПЛА Airvolve Airlift
Общий вид будущего БПЛА Airlift


Активно развивается направление тяжёлых беспилотных летательных аппаратов транспортного назначения. Очередной проект такого рода сейчас разрабатывает компания-стартап Airvolve из Литвы. Она собирается построить беспилотник, способный взлетать вертикально и перевозить объёмные грузы массой в сотни килограммов. Для получения оптимальных характеристик его собираются выполнить по схеме циклокоптера с двумя барабанными роторами.



Перспективная идея


Литовская компания Airvolve начала работу несколько лет назад, и в ней работает менее десятка специалистов. К настоящему времени она успела найти инвесторов и запустить свой первый проект под названием Airlift. Его целью является создание нового тяжёлого транспортного БПЛА.

Недавно компания Airvolve начала необходимые исследовательские работы. В частности, весной изготовили макетный образец БПЛА, а осенью построили полноразмерный стенд для отработки несущей системы. Также ведется разработка документации по основному проекту, и этот этап планируют завершить в ближайшие месяцы.

В этом году компания собирается построить полноценный опытный БПЛА и начать его испытания. Это изделие должно будет показать потенциал новых технических решений и подтвердить расчётные характеристики. Также с его помощью будет осуществляться дальнейшая доводка и совершенствование имеющегося проекта.

Кроме того, прототип «Эйрлифта» будет использоваться в рекламных целях. Компания-разработчик хочет вывести свой БПЛА на международный рынок и получить заказы от зарубежных государств. В качестве потенциальных покупателей рассматриваются армии разных стран, которым требуются воздушные платформы с хорошим сочетанием лётных, технических и экономических характеристик.


Разработчики рассматривают свой БПЛА как современную альтернативу вертолётам некоторых классов. Они указывают, что в ряде ситуаций пилотируемая авиационная техника не может использовать весь свой потенциал или сталкивается с рисками. В таких случаях полезными будут БПЛА вертикального взлёта наподобие перспективного Airlift.

В рекламе имеют место и более эмоциональные высказывания. Так, руководство компании «Эйрволв» цитирует неназванных партнеров, которые считают, что вертолёты уже уходят в историю. Насколько такие оценки соответствуют реальному положению дел — вопрос риторический.

Необычная схема


В основе проекта Airlift лежит необычная концепция, пока не нашедшая широкого применения в пилотируемой или беспилотной авиации. Этот БПЛА предлагается построить по схеме т.н. циклокоптера. В качестве несущей системы будет использоваться пара особых роторов с лопастями. Они должны дать некоторые технические и эксплуатационные преимущества.

Новый летательный аппарат будет иметь характерную коробчатую форму. Основой конструкции станут два бортовых агрегата-корпуса, между которыми в центре будет находиться грузовая кабина. В носу и хвосте между боковыми корпусами поместят роторы. Аппарат будет иметь лыжное шасси, допускающее вертикальный взлёт и посадку.

Общая длина такого БПЛА будет превышать 6 м. Другие габариты и весовые параметры пока не сообщаются. Возможно, эти данные раскроют позже.


«Эйрлифт» получит гибридную силовую установку. Аппарат хотят оснастить двигателем неназванного типа, который будет приводить в действие генератор. Электроэнергия будет подаваться на два электромотора, вращающих роторы. Общая мощность такой установки достигнет 100 кВт.

Новый БПЛА будет летать при помощи пары роторов необычной конструкции. Каждый такой агрегат состоит из двух вертикальных вращающихся пятилучевых крыльчаток, между которыми находятся лопасти. Также в конструкции должна присутствовать система управления циклическим шагом лопастей.

При вращении ротора, лопасти, проходящие верхнюю и нижнюю точку траектории, должны создавать подъёмную силу. Так же за счёт изменения угла атаки лопастей возможно создание тяги, направленной вперёд или назад относительно направления полёта.

Два ротора, синхронно создавая вертикальную тягу, должны обеспечивать взлёт БПЛА с места или висение. Дифференциальное изменение тяги позволит менять тангаж и выполнять некоторые манёвры. Горизонтальный полёт возможен как за счёт тангажа, так и при помощи горизонтально направленной тяги роторов. Как будет организовано управление по рысканью, не сообщается.

БПЛА Airlift получит систему управления, способную контролировать работу двух несущих роторов на всех режимах полёта. Она должна выполнять команды оператора или осуществлять полёт по заранее загруженной программе. В этом отношении новый литовский беспилотник не будет принципиально отличаться от других современных БПЛА.


Опытный стенд для отработки конструкции ротора

В центре аппарата, между роторами, помещается грузовая кабина. Её габариты не сообщаются, но утверждается, что общий объём достигнет 5 куб.м. БПЛА сможет перевозить до 200 кг различных грузов. Для погрузки и выгрузки будут использоваться двери в бортах.

Компания-разработчик сообщает, что дальность полёта нового БПЛА достигнет 100 км. Другие лётно-технические характеристики аппарата пока не уточняются.

Ожидаемые преимущества


Главная идея проекта Airvolve Airlift заключается в использовании необычной подъемной системы. Именно с её помощью планируется получить высокие лётные и рабочие характеристики, а также преимущества иного рода. При этом реализация новой концепции может быть связана с некоторыми трудностями — и нет гарантий, что с нею справится молодая компания без большого опыта.

Несущая система с горизонтально ориентированными роторами способна показывать характеристики на уровне традиционных конструкций с лопастями той же геометрии. При этом она отличается более удачной компоновкой и имеет меньшие размеры. За счёт этого можно оптимизировать конструкцию всего летательного аппарата и уменьшить его габариты.

Эти возможности уже реализуются в проекте. Так, два необычных ротора помещены в пределах корпуса и не выступают за его пределы, и у БПЛА отсутствует ометаемый диск винта. Всё это резко уменьшает требования к взлётно-посадочным площадкам, а также повышает безопасность эксплуатации в разных условиях.

Также появилась возможность оптимизировать размещение грузового отсека. Он находится вблизи геометрического центра и центра масс. Кроме того, будет обеспечена удобная загрузка с двух сторон.


Демонстрация применения перспективного БПЛА

В то же время создание циклокоптера представляет определенную сложность, в основном из-за специфики горизонтального ротора с лопастями. Литовские авиастроители собираются справиться с такой задачей за счёт использования композитов и других современных материалов. Часть своих решений они уже проверили на практике.

Также компании Airvolve предстоит разработать новую систему управления, способную контролировать полёт БПЛА необычной схемы. Возможно, при её создании пригодятся наработки по коптерам или иной подобной технике. Тем не менее, без нововведений обойтись не удастся, и такие идеи повышают сложность проекта.

Следует отметить, что реализации проекта мешают не только технические сложности. Компания «Эйрволв» начала работу не так давно, не обладает опытом в создании авиационной техники и имеет ограниченные возможности. Она вполне способна предложить и предварительно проработать концепцию нового БПЛА, но возможность проведения всех дальнейших работ пока под вопросом.

В частности, вызывает сомнение способность компании из 8-10 человек построить полноценный беспилотник и провести его испытания. Возможно, к таким работам привлекут некоего субподрядчика, но и в этом случае будущее проекта туманно.

Неясные перспективы


Таким образом, на примере проекта Airvolve Airlift можно наблюдать типичную и знакомую ситуацию. Молодая и перспективная компания предложила оригинальную идею и смело взялась за её реализацию. Разрабатываемый БПЛА должен иметь ряд важных преимуществ и может заинтересовать потенциальных заказчиков.

Тем не менее, перспективы такого проекта пока под вопросом. Он отличается значительной сложностью, а его создатели имеют весьма ограниченные возможности. Удастся ли компании Airvolve выполнить все свои планы, неизвестно.
35 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -2
    29 мая 2025 03:48
    Так, два необычных ротора помещены в пределах корпуса и не выступают за его пределы, и у БПЛА отсутствует ометаемый диск винта. Всё это резко уменьшает требования к взлётно-посадочным площадкам...
    ...Также появилась возможность оптимизировать размещение грузового отсека.

    То что корпус резко подрос в объёмах, видимо несчиитово... То что обычные пропеллеры можно вписать в корпус, в крайнем случае разместить в насадках - тоже.
    Про "оптимизированное размещение" - смешно. А уж про никакую горизонтальную маневренность даже уже не смешно читать.
    В общем "окромя вреда, никакой пользы"...

    Циклолёты вероятно аэродинамически эфективнее вертолётов, но заметно сложнее, из за количества механизмов управления лопастями. А уж насколько они сложнее электро мультикоптеров, где нет вообще никаких перекосов винта, и посчитать трудно...
    1. +2
      29 мая 2025 08:33
      Понеслись соревнования по язвительности. Тож самое было про БПЛА до СВО.
      1. -3
        29 мая 2025 09:04
        Цитата: Гражданский
        Понеслись соревнования по язвительности.

        Извините, но конкретно этот образец несуразен сам по себе, и его "преимущества" яйца выеденного не стоят.
        1. +2
          29 мая 2025 09:11
          Цитата: Владимир_2У
          Цитата: Гражданский
          Понеслись соревнования по язвительности.

          Извините, но конкретно этот образец несуразен сам по себе, и его "преимущества" яйца выеденного не стоят.

          Надо не на внешний вид смотреть, а на суть. Сколько ржали над J-10 Пакистана, над Оспреями, МАВиками...
          1. -1
            29 мая 2025 09:33
            Цитата: Гражданский
            Надо не на внешний вид смотреть, а на суть.
            Если конкретно вам глупые рекламные завлекалки глаза закрывают, то что смотри, что не смотри.
            У конкретного образца нет средств обеспечения горизонтальной маневренности, а его завлекалки откровенно глупы, потому что легко повторимы на намного более дешёвых и маневренных аппаратах.

            Цитата: Гражданский
            Сколько ржали над J-10 Пакистана, над Оспреями, МАВиками...
            Не удивлюсь, что такие как вы, и ржали.
    2. 0
      30 мая 2025 09:17
      Мне кажется, что они не так аэродинамически эффективные как вертолетная схема, к тому мне думается курсовая устойчивость будет не лучшая - таскать её будет из стороны в сторону любым сквозняком дующим под углом к курсу
      1. 0
        30 мая 2025 18:29
        Цитата: Nikrus
        Мне кажется, что они не так аэродинамически эффективные как вертолетная схема

        Конкретно этот образец вряд ли вообще управляем, но есть четырёхроторные, а они уже как минимум вменяемы.
        1. -1
          31 мая 2025 15:29
          может это пока первую половинку построили, учтут недостатки и построят вторую и переделают эту, экономия
  2. +3
    29 мая 2025 03:51
    Порой я завидую американским разработчикам, они там интереснее живут...
    1. +2
      29 мая 2025 05:35
      Цитата: AlexSam
      они там интереснее живут...
      Если бы у вас тоже было столько много денег, ваша жизнь тоже была бы веселой wink
      1. 0
        29 мая 2025 07:54
        Цитата: Голландец Михель
        Если бы у вас тоже было столько много денег, ваша жизнь тоже была бы веселой

        Вы бы наняли мексиканских "ценных специалистов" и они щекотали бы вам пятки ...обхохочешься !
        1. 0
          29 мая 2025 10:42
          Цитата: Nikolaevich I
          Вы бы наняли мексиканских "ценных специалистов" и они щекотали бы вам пятки ...обхохочешься !
          Денег нет! wink
    2. 0
      29 мая 2025 08:52
      Цитата: AlexSam
      Порой я завидую американским разработчикам


      Литовская компания Airvolve начала работу несколько лет назад, и в ней работает менее десятка специалистов. К настоящему времени она успела найти инвесторов и запустить свой первый проект под названием Airlift.
      1. +2
        29 мая 2025 13:21
        Заметьте, литовская. Эстонская к этому времени успела бы только найти 10 специалистов. Но они находят и начинают работать. А у нас есть всё, но все наработки тут же отправляются в мусорную корзину или на полку. В итоге люди уезжают. Они не хотят работать в корзину.
        1. +2
          29 мая 2025 13:32
          Цитата: AlexSam
          А у нас есть всё, но все наработки тут же отправляются в мусорную корзину или на полку. В итоге люди уезжают. Они не хотят работать в корзину.

          Привыкли к изобилию творческих людей. К сожалению эта тенденция возникла не вчера, и не завтра кончится.
          1. +2
            29 мая 2025 16:00
            Эта традиция тянется ещё с советских времён. Десятки тысяч изобретений,тонны патентов и авторских свидетельств. Только реализовывалось всё это в США, Японии, Израиле и позже в Китае.

            На днях посмотрел интервью одного из создателей "Лауры", в нём ярко описано отношение чиновников и производителей к талантливым изобретателям.
            https://www.youtube.com/watch?v=TLEB8CdjTbA
            1. 0
              29 мая 2025 16:23
              Цитата: AlexSam
              Только реализовывалось всё это в США, Японии, Израиле и позже в Китае.

              в 90-е японцы откровенно скупали патенты, общаясь напрямую с изобретателями, а иногда и с их наследниками.
  3. 0
    29 мая 2025 05:39
    идея может быть и интересная, но абсолютно не жизнеспособная .
    1. 0
      29 мая 2025 08:04
      Ну да, ну да. Вы видно опытный конструктор и эксперт )
  4. +1
    29 мая 2025 08:02
    Против "Проект транспортного БПЛА Airvolve Airlift " выставим наше родное...ВВП-6 ! Даёшь "обратно в СССР" , даешь реинкарнацию ВВП-6 ! fellow
  5. +5
    29 мая 2025 08:03
    Тема с таким типом привода интересная. Тем более гибрид с небольшой литиевой батареей для компенсации повышенной мощности при взлёте и посадке (подзаряда от двигателя перед взлётом и для посадки на режиме снижения). У данного типа есть большое преимущество в виде много векторности по оси вращения, простота (относительно классического винта вертолёта). Это позволяет садить данный аппарат с сильным наклоном без потери подъемной силы. Так же и зависать. Полёт может быть чисто в горизонтальном положении, а не как у квадрокоптера или вертолёта. Есть проблема с балансировкой данных роторов. У нас тоже подобные разработки ведутся, есть летающие крупные модели.

    https://pikabu.ru/story/krasnoyarskie_konstruktoryi_proveli_ocherednyie_ispyitaniya_tsiklolyota_7998847
    Тут даже статья была
    https://topwar.ru/192080-v-rossii-vernulis-k-idee-cikloleta.html
    1. -4
      29 мая 2025 08:33
      Пустая демагогия. Полное отсутствие понимания физических процессов на лопастях движителя. Разговор об эффективной полезной нагрузке вообще не имеет смысла, поскольку авторы даже не понимают математических зависимостей позитивных параметров и негативных.
      1. 0
        29 мая 2025 12:42
        Вообще-то, даже обычный гладкий цилиндр, при вращении, "генерирует" хорошую подъёмную силу. Так что без конкретных расчётов и моделей ваше заявление, по меньшей мере, голословно.
        1. 2al
          +1
          29 мая 2025 13:46
          Именно так, основная проблема циклолетов не вертикальный подьём/спуск, хотя есть проблема с остойчивостью, а именно перемещение и именно в этом проблема, желательно иметь изменяемые характеристики(геометрию) лопастей отличные от взлёта/посадки и полёта. Что существенно удорожает конструкцию в отличии от применения обычных схем.
          1. +1
            29 мая 2025 19:22
            А еще эти "гребные колеса", пардон, роторы достаточно массивные. Что дает значительную инерцию и гироскопический эффект.
            1. 2al
              -1
              30 мая 2025 09:41
              Да, это так, но есть патенты на специализацию режимов работы роторов, их размещения. Но их реализация затратна и на данный момент наиболее перспективны биофизические подходы, которые реализуют схему работу крылатых насекомых - шмелей, саранчи и т.д. Современные композитные материалы это во многом позволяют.
              1. 0
                30 мая 2025 10:05
                на данный момент наиболее перспективны биофизические подходы, которые реализуют схему работу крылатых насекомых - шмелей, саранчи и т.д.
                Можно чуть более развернуто по этому вопросу, для конкретизации? А то я не очень представляю, какая связь может быть между маховым "полетом" насекомых и вращением вполне себе массивного ротора. Слово "полет" применительно к насекомым я поставил в кавычки не случайно. При размерах и массе насекомых, при их передвижении в воздушной среде уже весьма ощутимо сказывается плотность и вязкость воздуха. Из-за чего ряд исследователей достаточно обосновано считают передвижение насекомых ближе к плаванию (с оговорками). Как для гораздо более крупных организмов передвижение в водной среде.
              2. 0
                31 мая 2025 16:07
                Насколько Реален Орнитоптер? | Дюна 2021 | Ammunition Time
                [media=https://dzen.ru/video/watch/64e7455711b0295145bd62a9]
        2. 0
          29 мая 2025 14:49
          Вот и генерируйте! Весь инженерный мир стоит десятилетия на месте и даже не понимает о чем идёт речь.
  6. +1
    29 мая 2025 08:37
    хотелось бы поподробнее о принципе работы данной схемы, могу сделать собственные предположения (которые возможно неверные) что данный девайс похож на беличье колесо, в котором лопасти размещены последовательно вдоль окружности цилиндра, лопасти наверное имеют аэродинамический профиль и возможность менять угол атаки во время вращения, так чтобы подъемная сила создавалась как в процессе набегания так и в процессе убегания лопасти, предполагаемые преимущества по сравнению с вертолетом следующие: равномерное создание подъемной силы на каждой лопасти по всей длине ( у вертолета максимальная подъемная сила создается ближе к законцовкам где скорость лопастей максимальная), меньший габарит ( у вертолета при одинаковой длине лопасти, размер ометания будет в два раза шире) недостатки очевидно тоже есть, наверное меньшая эффективность лопасти на разных этапах пути, у вертолета более равномерная, хотя набегающая лопасть вертолета тоже создает большую подъемную силу чем убегающая, но эффект этот будет менее выражен.....
    1. -1
      29 мая 2025 19:24
      данный девайс похож на беличье колесо
      Думаете в этом колесе приводом будут прибалтийцы? Хм... what А это идея! feel
  7. -1
    29 мая 2025 12:38
    Если добавить горизонтальной маневренности (за счёт газовых или аэродинамических рулей), то такая машина пригодилась бы пожарным, МЧСникам и антитеррористическим подразделениям. Вот только при отказе двигателя она, скорее всего, будет падать как кирпич. Хотя для предотвращения этого можно, имхо, найти какие-то инженерные решения, типа аккумуляторов (ионисторов) или твёрдотопливных аварийных ракет, лишь бы обеспечть для этого (за счёт аэродинамики или гироскопического эффекта) стабильное (без кувырков и сильных кренов) падение.
    Пару лет назад были публикации и даже фильм про то, что наши тоже такую штуку делают. Там, кстати, в фильме у модельки была неплохая маневренность во всех направлениях. Хорошо бы прочитать, как дела у наших с этим делом обстоят сейчас. Или это те же самые, но убёгли за границу?
    1. +1
      30 мая 2025 00:42
      Есть схемы с 6 ротарами, 4 по бокам и по 2 с переди и с зади, которые расположены поперек. Они как раз для поворота, движения в бок и дополнительной подъемной силы. Так данный аппарат рассчитан на движение с любым отказавшим из 6 роторов .. А с учётом того, что ротары проводятся в движение электромотором, а управление примитивным перекосом шага лопасти, вероятность поломки вообще крайне мала. А если гибрид с небольшой батареей, то и отказ двигателя не приведет к падению аппарата, хватит энергии на посадку
  8. +1
    4 июня 2025 18:37
    Горизонтальное управление может быть достигнуто путем использования лопастей, которые являются жестковатыми в продольном направлении, но мягкими на кручение. Небольшие различия в угле наклона лопастей с обеих сторон приводят к возникновению боковых составляющих тяги.

    Сам принцип движения известен давно и время от времени применяется на специальных судах, где важна не эффективность, а быстрое изменение величины и направления вектора тяги:
    https://ru.wikipedia.org/wiki/Судовой_крыльчатый_движитель

    Были также попытки сделать этот принцип применимым в авиации, в том числе и в России:
    https://ru.wikipedia.org/wiki/Циклокоптер

    Было бы неплохо, если бы автор хотя бы затронул технические и исторические корни подобных проектов, а не просто распространял саморекламу компании.
  9. -2
    16 июня 2025 03:15
    Правильно было бы приземлить эту компанию, до вывода на рынок первого работоспособного образца, что б потом не пожинать как результат чванливого МОшного "да нафиг нам какие-то там жужжалки беспилотные" И покупки оных в израиле, кетае и иране. целиком и запчастями.