Американские палубные истребители, штурмовики и самолёты РЭБ на спутниковых снимках

35 055 36
Американские палубные истребители, штурмовики и самолёты РЭБ на спутниковых снимках

В 2024 году ВМС США располагали более чем 600 достаточно современными палубными истребителями и самолётами радиоэлектронной борьбы, способными выполнять ударные задачи. Кроме того, в составе авиации Корпуса морской пехоты имеется более ста «Хорнетов», предназначенных для базирования на атомных авианосцах, около 40 «вертикалок» AV-8B Harrier II и примерно сотня СВВП F-35В, базирующихся на универсальных десантных кораблях. Кроме того, КМП США уже имеет более трёх десятков истребителей 5-го поколения F-35С, которыми заменяют изношенные самолёты F/A-18C/D. Много это или мало, можно судить, сравнив численный и качественный состав американской палубной авиации с общим парком Военно-воздушных сил других крупных государств.

Палубные истребители Boeing F/A-18E/F Super Hornet


Самыми многочисленными палубными истребителями ВМС США являются одноместные и двухместные Boeing F/A-18E/F Super Hornet.




Спутниковый снимок Google Earth: американские атомные авианосцы «Карл Винсон» и «Авраам Линкольн» у пирса военно-морской базы Норт-Айленд в заливе Сан-Диего. На снимке видно, какие самолёты преобладают в палубной авиагруппе

«Супер Хорнет», спроектированный специалистами авиастроительной корпорации McDonnell Douglas, впервые поднялся в воздух в 1995 году. Серийное производство началось в сентябре 1997 года после слияния компаний McDonnell Douglas и Boeing. Официальное принятие на вооружение состоялось в 2001 году, и через пять лет новый истребитель полностью вытеснил в строевых эскадрильях тяжёлый палубный перехватчик Grumman F-14 Tomcat. На первом этапе самолёты F/A-18E/F Super Hornet эксплуатировались параллельно с истребителями McDonnell Douglas F/A-18A/B/C/D Hornet.

На этапе разработки представители корпорации McDonnell Douglas заявляли, что «Супер Хорнет» является модернизированным вариантом «Хорнета», в связи с чем налаживание его производства и освоение в строевых подразделениях не потребует больших расходов и не вызовет особых осложнений. В реальности же «Супер Хорнет» является новым более крупным и тяжёлым самолётом, но справедливости ради стоит сказать, что определённая преемственность с предыдущей моделью есть.

В целом ставка на «Супер Хорнет» и созданный на его базе самолёт радиоэлектронной борьбы EA-18G Growler вполне оправдалась. «Супер Хорнеты» и «Гроулеры» в ходе эксплуатации и боевого применения показали себя очень неплохо и вытеснили в палубных эскадрильях не только «Томкеты», но и штурмовики A-6 Intruder, противолодочные S-3 Viking, заправщики KA-6D Intruder, а также «электронные глушилки» EA-6B Prowler.

«Супер Хорнеты» серийно строятся до сих пор. В ходе производства новых машин и капитального ремонта уже имеющихся внедряются многочисленные новшества, направленные на повышение боевого потенциала и эксплуатационных свойств. Доработка выпущенных ранее истребителей осуществляется на предприятии Air Force Plant 4, расположенном в Форт-Уэрте, штат Техас.

По сравнению с «Хорнетом», неснаряжённая масса улучшенного «Супер Хорнета» увеличилась на 20 %, а количество топлива на борту возросло на 33 %, что позволило повысить дальность полёта на 41 %. В то же время, несмотря на значительное повышение характеристик, истребитель F/A-18E по ряду показателей всё же уступает снятому с вооружения F-14. Однако «Супер Хорнет» в сравнении с «Томкетом» намного проще и дешевле в эксплуатации, имеет значительно меньшую радиолокационную и тепловую заметность, обладает большими ударными способностями и эффективней при ведении ближнего воздушного боя.

Одноместный истребитель F/A-18E имеет максимальный взлётный вес 29 935 кг. Масса пустого самолёта – 14 552 кг. Длина – 18,31 м. Размах крыльев – 13,62 м. Два турбовентиляторных двигателя General Electric F414-GE-400 с номинальной тягой 58 кН (на форсаже 98 кН) обеспечивают на большой высоте максимальную скорость полёта 1915 км/ч. Крейсерская скорость – 893 км/ч. Практический потолок – 15 940 м. Скороподъёмность – 228 м/с. Боевой радиус без подвесных топливных баков составляет 856 км, с двумя подвесными баками по 1800 л – 906 км. Перегоночная дальность – 3330 км. Истребитель вооружён встроенной 20-мм пушкой M61A2 Vulcan с боекомплектом 412 выстрелов. На одиннадцати узлах подвески может быть размещена боевая нагрузка массой 8050 кг.

«Супер Хорнет» был признан достигшим первоначальной эксплуатационной готовности в сентябре 2001 года. Первые серийные истребители этого типа поступили в 115-ю ударную истребительную эскадрилью ВМС США (VFA-115), дислоцированную на авиабазе Лемур в Калифорнии. 6 ноября 2002 года F/A-18E этого авиационного подразделения нанесли серию ударов по иракским системам ПВО и командным центрам.


Спутниковый снимок Google Earth: истребители F/A-18E/F на авиабазе Лемур

Первая подтверждённая воздушная победа зафиксирована 18 июня 2017 года. В этот день пилот истребителя ВМС США F/A-18E сбил сирийский истребитель-бомбардировщик Су-22.

После насыщения палубных истребительных авиакрыльев самолётами F/A-18E/F они стали активно применяться в боевых действиях. Так, истребители, базирующиеся на авианосце USS Dwight D. Eisenhower (CVN-69), 26 декабря 2023 года уничтожили 12 БПЛА и 5 крылатых ракет, запущенных йеменскими хуситами. После чего активно наносили удары управляемыми бомбами и ракетами по объектам на территории Йемена. Противовоздушная оборона хуситов оказалась бессильна, но 22 декабря 2024 года зенитная ракета SM-2, запущенная с американского крейсера USS Gettysburg (CG-64), поразила F/A-18F, принадлежавший 136-й ударной истребительной эскадрильи (VFA-136). Оба лётчика катапультировались и были подобраны спасательным вертолётом. 28 апреля 2025 года самолёт F/A-18F из VFA-136 упал с палубы авианосца USS Harry S. Truman (CVN-75), когда корабль совершал манёвры уклонения от противокорабельных ракет, запущенных хуситами.

По состоянию на январь 2025 года в авиации ВМС США эксплуатировалось 416 F/A-18E/F, ещё на 93 самолёта оформлен заказ. «Супер Хорнетами» вооружены 32 строевые палубные эскадрильи. Из них 14 эскадрилий F/A-18E/F Тихоокеанского флота приписаны к авиабазе Лемур. Три эскадрильи – VFA-27, VFA-102 и VFA-195, являющиеся частью 5-го авианосного крыла USS George Washington (CVN-73) – постоянно размещены на японской авиабазе Ивакуни.


Спутниковый снимок Google Earth: истребители F/A-18E/F на авиабазе Ивакуни

Пятнадцать эскадрилий Атлантического флота, вооружённых «Супер Хорнетами», приписаны к авиабазе Океана в Вирджинии.


Спутниковый снимок Google Earth: истребители F/A-18E/F на авиабазе Океана

На авиабазе Океана имеется несколько истребителей – «агрессоров», окрашенных нетипично для американской морской авиации, с красными звёздами на фюзеляжах, крыльях и килях.


Спутниковый снимок Google Earth: истребители F/A-18E/F группы «агрессоров» на авиабазе Океана

Эти F/A-18E/F используются в учебно-тренировочных целях для имитации самолётов противника в ближнем воздушном бою.


Спутниковый снимок Google Earth: истребители F/A-18E/F 9-й испытательно-оценочной эскадрильи (VX-9) на авиабазе Чайна-Лейк

Также истребители этого типа имеются в трёх испытательно-оценочных эскадрильях на авиабазах Чайна-Лейк в Калифорнии и Патаксент-Ривер в штате Мэриленд., а также в Центре боевого применения, расположенном на авиабазе Фаллон в штате Невада (подробней здесь).


Спутниковый снимок Google Earth: самолёты пилотажной группы «Голубые ангелы» на авиабазе Пенсакола

На самолётах F/A-18E/F, окрашенных в сине-жёлтые цвета, летает лётно-демонстрационная эскадрилья Blue Angels, приписанная к авиабазе Пенсакола во Флориде.

Самолёт радиоэлектронной борьбы Boeing EA-18G Growler


На базе двухместного F/A-18F построен самолёт радиоэлектронной борьбы Boeing EA-18G Growler. Эта машина, принятая на вооружение в 2009 году, вытеснила в лётных подразделениях «летающие глушилки» Northrop Grumman EA-6B Prowler.

Самолёт с максимальной взлётной массой 29 960 кг имеет лётные данные, почти не отличающиеся от двухместной версии «Супер Хорнета», но не несёт встроенного вооружения и оснащён многоканальными станциями постановки активных помех, генерирующими сигналы в диапазоне от 64 МГц до 20 ГГц. На девяти внешних точках подвески могжет быть размещена полезная нагрузка массой до 8050 кг: УР «воздух-воздух» малой и средней дальности, противорадиолокационные ракеты, корректируемые бомбы, приёмники радиоэлектронной разведки AN/ALQ-218 и контейнеры оптоэлектронной разведки AN/ASQ-228.

В настоящее время самолётами РЭБ EA-18G вооружено 16 строевых эскадрилий, они также имеются в трёх упомянутых выше испытательно-оценочных эскадрильях и в Центре боевого применения на авиабазе Фэллон.


Спутниковый снимок Google Earth: самолёты EA-18G и EA-6B на авиабазе Уидби-Айленд. Снимок сделан в мае 2015 года

Домом всех флотских самолётов радиоэлектронной борьбы EA-18G является авиабаза Уидби-Айленд в штате Вашингтон, где раньше базировались EA-6B. В 2024 году в ВМС США эксплуатировалось 153 «Гроулера».


Спутниковый снимок Google Earth: самолёты EA-18G и С-17А на авиабазе Уидби-Айленд. Снимок сделан в августе 2020 года

Самолёты EA-18G впервые были использованы в боевых действиях в 2011 году в ходе операции «Рассвет Одиссея» для обеспечения бесполётной зоны над Ливией в 2011 году. В июне 2024 года экипаж «Гроулера» управляемой ракетой «воздух-земля» уничтожил на стоянке вертолёт, принадлежащий йеменским хуситам. В это же время зафиксирована первая воздушная победа – с помощью ракеты «воздух-воздух» был сбит беспилотник. В конце 2024 года самолёты E/A-18G из состава 133-й палубной эскадрильи радиоэлектронной борьбы, прикреплённой к авианосцу «Авраам Линкольн», впервые успешно применили систему постановки помех нового поколения AN/ALQ-249.

Палубные истребители McDonnell Douglas F/A-18С/D Hornet


Истребители McDonnell Douglas F/A-18 Hornet сняты с вооружения ВМС США в 2019 году и числились в резерве до 2021 года. Однако самолёты этого типа до сих пор продолжают эксплуатироваться Авиацией Корпуса морской пехоты. Это связано с тем, что командование КМП США категорически отказывалось от «Супер Хорнетов», опасаясь, что принятие на вооружение F/A-18E/F отрицательно скажется на совершенствовании и темпах производства новых самолётов вертикального взлёта и посадки F-35В.

Предок «Хорнета», известный как Northrop YF-17, участвовал конкурсе на лёгкий истребитель, но проиграл General Dynamics F-16 Fighting Falcon. Впрочем, адмиралы скептически отнеслись к однодвигательному истребителю с узким шасси и заказали разработку универсального боевого самолёта, который должен был прийти на смену штурмовикам A-4 Skyhawk и A-7 Corsair II, а также истребителям F-4 Phantom II. Для создания нового палубного самолёта компании Northrop и McDonnell Douglas объединили свои усилия. Истребитель с расширенными ударными возможностями, получивший обозначение McDonnell Douglas F/A-18 Hornet, создавался на основе YF-17, но имел ряд существенных отличий. Для действий с авианосца были усилены планер, шасси, установлен хвостовой крюк и крепления для паровой катапульты, крылья стали складными, а шасси усилены и расширены.

Первый полёт F/A-18А состоялся в ноябре 1978 года, а принятие на вооружение произошло в январе 1983 года. Двухместные F/A-18B отличались уменьшенным запасом топлива и в основном использовались в учебно-тренировочных целях, хотя также оснащались БРЛС и несли вооружение.

В 1987 году появились модернизированные F/A-18C и D. Эти самолёты оснащались новой авионикой и радарами AN/APG-73, а также могли нести ракеты AIM-120 AMRAAM и AGM-84E SLAM. Другие усовершенствования включали катапультируемое кресло Martin-Baker NACES и станцию постановки помех. На самолётах, выпускаемых с 1989 года, появилась аппаратура, расширившая возможность действий в тёмное время суток. Шестьдесят двухместных F/A-18D (RC) сконфигурированы как ночные штурмовики с возможностью ведения разведки и выдачи целеуказания другим ударным самолётам. Они оснащены оптоэлектронной системой ATARS, которая установлена вместо пушки. Производство истребителей F/A-18C/D завершилось в 2000 году.

Истребитель F/A-18C значительно легче «Супер Хорнета», пришедшего ему на смену. Максимальный взлётный вес «Хорнета» составляет 23 540 кг. Длина – 17,1 м, размах крыльев – 12,3 м. Максимальная скорость на высоте 12 000 м – 1915 км/ч, на уровне моря – 1296 км/ч. Крейсерская скорость – 890 км/ч. Практический потолок – 15 000 м. Скороподъёмность – 250 м/с. Боевой радиус – 740 км. Перегоночная дальность – 3300 км. Встроенное вооружение состоит из 20-мм пушки M61A1 Vulcan с боезапасом 578 выстрелов. На девяти внешних узлах можно подвесить вооружение и баки с топливом общей массой 6200 кг.

Судя по всему, ранние F/A-18А/В, используемые до недавнего времени в учебных целях, уже списаны. В данный момент Авиация Корпуса морской пехоты эксплуатирует приблизительно 120 самолётов F/A-18C/D, ещё примерно три десятка машин имеется в резерве.


Спутниковый снимок Google Earth: истребители F/A-18С/D на аэродроме Форт-Уэрт. Снимок сделан в декабре 2022 года

Резервная 122-я морская штурмовая эскадрилья (VMFA-112) размещается на аэродроме Форт-Уэрт, штат Техас. Это подразделение базируется рядом с авиаремонтным предприятием Air Force Plant 4, что позволяет поддерживать возрастные и изрядно изношенные «Хорнеты» в лётном состоянии.


Спутниковый снимок Google Earth: самолёты F/A-18 на хранении в Дэвис-Монтен

Ещё примерно 120 «Хорнетов» в разной степени сохранности складированы на «кладбище костей» в Дэвис-Монтен, штат Аризона. Эти машины уже вряд ли когда-либо поднимутся в небо и используются как источник запасных частей.

1-я эскадрилья вооружения и тактики морской авиации (MAWTS-1), приписанная к авиабазе Юма в Аризоне, является Центром боевой подготовки пилотов Корпуса морской пехоты.


Спутниковый снимок Google Earth: техника Авиации Корпуса морской пехоты, представленная на авиабазе Юма в ходе проведения авиационного праздника 15 марта 2025 года

232-я и 323-я морские штурмовые эскадрильи (VMFA-232 и VMFA-323) размещены на авиабазе Мирамар в Калифорнии.


Спутниковый снимок Google Earth: истребители F/A-18C/D на авиабазе Мирамар. Снимок сделан в феврале 2024 года

312-я морская штурмовая эскадрилья (VMFA-312) дислоцирована к авиабазе Бофорт в штате Южная Каролина.


Спутниковый снимок Google Earth: истребители F/A-18C/D на авиабазе Бофорт. Снимок сделан в марте 2021 года

К 2029 году все строевые штурмовые эскадрильи КМП США перейдут на новую авиатехнику, после чего F/A-18C/D будут списаны. Хотя Корпус морской пехоты до недавнего времени отказывался закупать палубные истребители F-35C, необходимость замены «Хорнетов», которые развёртываются совместно с палубными эскадрильями ВМС на атомных авианосцах, заставила заказать 80 самолётов F-35C.

Штурмовик вертикального взлёта и посадки McDonnell Douglas AV-8B Harrier II


Уходящим типом палубного боевого самолёта является McDonnell Douglas AV-8B Harrier II, предназначенный для базирования на УДК и используемый Авиацией Корпуса морской пехоты с 1985 года.

Самолёт вертикального взлёта и посадки AV-8B является переработанной в соответствии с американскими требованиями версией британского «Харриера». Специалисты компании McDonnell Douglas значительно улучшили исходный образец, внедрив более крупное композитное крыло с дополнительными точками подвески, для лучшего обзора приподняли кабину, изменили фюзеляж, сделав конструкцию совершенней в части аэродинамики. Более поздние модификации AV-8B(NA) и AV-8B Harrier II Plus оснащались БРЛС и аппаратурой для действий ночью. Также разрабатывалась увеличенная модификация Harrier III, но реализация данного проекта не состоялась.

С 1997 года выпуском и совершенствованием AV-8B занималась корпорация Boeing. В этом процессе также участвовала британская British Aerospace. Всего до 2003 года было построено 337 американских Harrier II. Из этого количества в лётных происшествиях с 45 погибшими пострадало или было уничтожено 148 самолётов. Американская пресса писала, что уровень аварийности AV-8B в три раза выше, чем у F/A-18. Но справедливости ради стоит сказать, что во многом это было связано с непониманием командованием КМП США специфики применения СВВП, с падением в 1990-2000-е годы качества подготовки пилотов и сокращением технического состава. В целом же, для самолёта такого класса, предназначенного для базирования на ограниченных по площади площадках, осуществлять укороченный взлёт и вертикальную посадку, AV-8B был неплох.

Максимальная взлётная масса самолёта достигает 14 100 кг. При вертикальном взлёте – 9415 кг. Длина самолёта – 14,12 м. Размах крыла – 9,25 м. Турбовентиляторный двигатель Rolls-Royce Pegasus F402-RR-408 (Mk. 107) с управляемым вектором тяги имеет максимальную тягу 105 кН и обеспечивает скорость в горизонтальном полёте до 1083 км/ч. Боевой радиус – до 556 км. Перегоночная дальность – 3300 км. Практический потолок – 12 000 м. Вооружение включает подвесную 5-ствольную 25-мм пушку General Dynamics GAU-12 Equalizer с боекомплектом 500 выстрелов. На семи узлах внешней подвески можно разместить боевую нагрузку массой до 4200 кг. Самолёты поздних серий оснащены БРЛС AN/APG-65, что даёт возможность использовать ракеты «воздух-воздух» средней дальности AIM-120 AMRAAM. Подвесной контейнер AN/AAQ-28V LITENING расширяет спектр управляемого вооружения и позволяет эффективно наносить удары в тёмное время суток.

Начиная с 1990 года AV-8B, принадлежащие КМП США, активно участвовали в боевых действиях во многих «горячих точках»: в Кувейте и Ираке, в агрессии против Югославии, в Афганистане, в обеспечении бесполётной зоны над Ливией. В январе 2024 года американские «Харриеры» применялись для перехвата беспилотников, запущенных хуситами по американским кораблям в Красном море.

По информации, находящейся в свободном доступе, в настоящее время парк AV-8B, имеющихся в распоряжении КМП США, составляет приблизительно 40 единиц. Этими СВВП вооружены две штурмовые эскадрильи: 223-я (VMA-223) и 231-я (VMA-231) – дислоцированные на авиабазе Черри-Пойнт в штате Северная Каролина. Из этого количества примерно три десятка самолётов в лётном состоянии, остальные находятся в резерве.


Спутниковый снимок Google Earth: штурмовики вертикального взлёта и посадки на авиабазе Черри-Пойнт

Согласно планам, к началу 2026 года все AV-8B должны быть выведены из эксплуатации и заменены самолётами F-35B.

Истребитель с коротким взлётом и вертикальной посадкой Lockheed Martin F-35В Lightning II


В 2015 году Корпус морской пехоты официально выбрал самолёт Lockheed Martin F-35В Lightning II для замены устаревшего СВВП AV-8B Harrier II. Заключительные испытания на универсальном десантном корабле USS America (LHA-6) в условиях открытого моря завершились в конце 2016 года. Всего для базирования на УДК до 2035 года планируется приобрести 353 F-35B.

По сравнению с истребителями F-35 модификаций А и С максимальный взлётный вес СВВП F-35B меньше примерно на 4 тонны и достигает 27 200 кг. Длина – 15,6 м, размах крыла – 10,7 м. На внутреннем запасе топлива в 6123 кг обеспечивается боевой радиус до 935 км, что примерно на 300 км меньше, чем у палубного F-35С, осуществляющего взлёт при помощи катапульты. Максимальный вес боевой нагрузки F-35B составляет 6800 кг, что также хуже показателей сухопутного и палубного вариантов. Отставание F-35B от F-35А/С в дальности полёта и массе средств поражения Корпус морской пехоты пытается в какой-то мере компенсировать внедрением нового авиационного вооружения. В частности, для F-35B адаптируется УР «воздух-воздух» Meteor, превосходящая по дальности пуска ракеты семейства AIM-120 AMRAAM. Также в боевой набор нового СВВП должны войти УР «воздух-поверхность» AGM-88G AARGM-ER и SPEAR 3.

Первые предсерийные F-35B испытывались на авиабазе Эглин во Флориде. После того как самолёт в целом подтвердил заявленные характеристики, к его освоению приступили пилоты, проходящие лётную подготовку в 501-й учебной истребительной эскадрильи (VMFAT-501) на авиабазе морской пехоты Бофорт. К этой авиабазе также приписаны 533-я (VMFA-533) и 312-я (VMFA-312) истребительно-штурмовые эскадрильи, пилоты которых в настоящее время переучиваются с F/A-18C/D на F-35B.

Ещё одна 502-я учебная истребительная эскадрилья (VMFAT-502) расквартирована на авиабазе Мирамар в Калифорнии.


Спутниковый снимок Google Earth: СВВП F-35B на авиабазе Мирамар. Снимок сделан в апреле 2024 года

Истребителями F-35B оснащены или находятся в процессе перевооружения восемь эскадрилий. За пределами США развёрнута 121-я истребительно-штурмовая эскадрилья (VMFA-121), приписанная к японской авиабазе Ивакуни.


Спутниковый снимок Google Earth: СВВП F-35B на авиабазе Ивакуни

122-я истребительно-штурмовая эскадрилья (VMFA-121), получившая первый F-35B в начале 2018 года, развёрнута на авиабазе Юма в Аризоне. Там же дислоцирована 211-я истребительно-штурмовая эскадрилья (VMFA-211), пилоты которой пересели с AV-8B на F-35B в 2016 году.


Спутниковый снимок Google Earth: СВВП F-35B и истребители F/A-18C на авиабазе Юма. Снимок сделан в марте 2025 года

Переучивание лётчиков 214-й истребительно-штурмовой эскадрильи (VMFA-214), также дислоцированной в Юме, с AV-8B на истребители 5-го поколения началось в конце 2022 года, и сейчас это подразделение считается частично боеспособным.

Планируется, что к 2029 году лётный и технический состав боевых лётных подразделений, находящихся в процессе перевооружения с AV-8B и F/A-18C/D на F-35B, в должной мере освоит новую материальную часть, и они достигнут требуемого уровня боевой готовности.

Палубный истребитель Lockheed Martin F-35С Lightning II


Первым истребителем 5-го поколения, предназначенным для базирования на авианосцах с запуском при помощи катапульты и посадки с использованием тросового авиафинишёра, является Lockheed Martin F-35С Lightning II. Производство F-35 всех трёх модификаций ведётся на предприятии, расположенном в Форт-Уэрт, штат Техас.


Спутниковый снимок Google Earth: истребители F-35 в Форт-Уэрт. Снимок сделан в марте 2025 года

В ноябре 2014 года начались испытания палубного истребителя 5-го поколения на авианосце USS Nimitz (CVN-68). 28 февраля 2019 года модификацию F-35С Block 3 признали достигшей эксплуатационной готовности. 2 августа 2021 года F-35C 147-й палубной истребительной ударной эскадрильи (VFA-147) осуществили первое боевое развёртывание на борту авианосца USS Carl Vinson (CVN-70), после того как корабль в течение 17 месяцев проходил ремонт и переоборудование на военно-морской верфи Puget Sound Naval Shipyard в Бремертоне.

С принятием на вооружение нового палубного истребителя выявилось множество «детских болячек», которые пришлось устранять в ходе эксплуатации. Также имели место разного рода происшествия, так, 24 января 2022 года, когда «Карл Винсон» находился в Южно-Китайском море, F-35C ударился о палубу при посадке, в результате чего несколько американских моряков получили травмы, а самолёт упал в море. Однако пилот успел катапультироваться и был спасён. Истребитель удалось поднять спустя 37 дней.


Спутниковый снимок Google Earth: авианосец USS Carl Vinson (CVN-70) с на стоянке военно-морской базы Пёрл-Харбор. Снимок сделан в феврале 2024 года

Истребители ВМС США F-35C, базирующиеся на авианосце «Карл Винсон» совместно с кораблями ВМС Франции и Морских сил самообороны Японии, приняли участие в учениях «Pacific Stellar 2025». В апреле 2025 года истребители F-35C из VFA-97 сбили несколько БПЛА хуситов в Красном море, что стало первым случаем, когда ВМС США применили этот палубный самолёт в боевых действиях.

От истребителя F-35А, предназначенного для базирования на сухопутных аэродромах, морской F-35С отличается более прочной конструкцией, складным крылом и хвостовым оперением увеличенной площади, усиленным шасси и приспособлениями для взлёта и посадки на палубу.

Максимальный взлётный вес F-35С составляет 31 800 кг. Вес пустого самолёта – 15 686 кг. Длина – 15,7 м. Размах крыльев – 13,1 м. Максимальная скорость – 1296 км/ч. Боевой радиус на топливе во внутренних баках – 1241 км. Практический потолок – 15 000 м. Максимальная боевая нагрузка при размещении ракет и бомб во внутренних отсеках и на внешних узлах подвески – 8160 кг.

В 2024 году заказчику было передано 45 палубных истребителей 5-го поколения и ещё 204 заказано. Первоначальная, с 2012 года, подготовка пилотов и технического персонала осуществлялась на авиабазе Эдвардс в Калифорнии, однако в 2019 году домом для флотских F-35С стала авиабаза Лемур. В том же году самолёты этого типа появились в Центре боевой подготовки авиации ВМС США, расположенном на авиабазе Фэллон в Неваде.


Спутниковый снимок Google Earth: истребители F-35С и F/A-18E на авиабазе Фэллон. Снимок сделан в мае 2021 года

Согласно информации, опубликованной в открытых источниках, в начале 2024 года F-35С эксплуатировались в трёх строевых истребительно-ударных эскадрильях (VFA-97, VFA-125 и VFA-147), а также имелись в двух тестово-испытательных эскадрильях (VX-9 и VX-23).

Первым подразделением палубных F-35С, на постоянной основе развёрнутых за пределами США, стала 147-я истребительная ударная эскадрилья (VFA-147), приписанная к авиабазе Ивакуни в Японии.


Спутниковый снимок Google Earth: атомный авианосец USS Abraham Lincoln (CVN-72) у пирса военно-морской базы Норт-Айленд

Судя по всему, командование авиации ВМС США намерено эксплуатировать F-35С и F/A-18E/F параллельно. Однако по численности истребители 5-го поколения не смогут превзойти модернизированные «Супер Хорнеты», которые в течение длительного периода времени будут оставаться ядром американской истребительной морской авиации.

Продолжение следует…
36 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    2 июня 2025 03:55
    История авиации КМП в картинках, мне лично понравилась! Спасибо Сергей, оле привет!
    С уважением, Влад!
    1. +2
      2 июня 2025 06:02
      Владислав, привет!
      Серёжа сегодня на дежурстве. Насколько мне известно, будет ещё одна статья из этой серии.
      1. +4
        2 июня 2025 06:13
        День добрый Оля Сергею привет!
  2. 0
    2 июня 2025 04:15
    Красиво выстроились самолёты США на аэродромах как на параде...сразу подумал, а не разместить ли возле них по контейнеру с БПЛА.
    1. +2
      2 июня 2025 09:25
      Цитата: Тот же ЛЕХА
      Красиво выстроились самолёты США на аэродромах как на параде...сразу подумал, а не разместить ли возле них по контейнеру с БПЛА.

      Как только рыжий решит войти в историю и вернуть Сонору или Юкон в родную гавань, можно будет начать поставки Мексике и Канаде, но думаю конгресс его быстрее в дурдом сдаст.
      1. можно будет начать поставки Мексике и Канаде, но думаю конгресс его быстрее в дурдом сдаст.

        Вариант с тем, что Трамп придумает за какие выгоды купить желание народонаселения вступить в США не рассматриваете?
        Так-то самая богатая страна в мире, в которую из той же Мексики потоком едут люди.
        Вон в соседней стране тоже ж думали, если вступят в ЕС, то и жить сразц станут как там и даже на заработки ехать не надо.
        1. +2
          2 июня 2025 12:06
          Цитата: Английский тарантас

          Вариант с тем, что Трамп придумает за какие выгоды купить желание народонаселения вступить в США не рассматриваете?

          Канада живет не сильно беднее и с патриотизмом там порядок, им приколы янки с желанием лезть в каждую военную авантюру и расовые проблемы даром не нужны.
          Цитата: Английский тарантас
          Так-то самая богатая страна в мире, в которую из той же Мексики потоком едут люди.

          Едут и какая-то часть возможно захочет присоединиться к США и встретит с цветами, но большая часть будет воевать, там еще со времен Техаса, янки сильно не любят, учитывая национальный состав приграничных штатов, будет крайне весело. Войну под боком у себя конгресс Донни не простит, не те времена.
          Цитата: Английский тарантас
          Вон в соседней стране тоже ж думали, если вступят в ЕС, то и жить сразц станут как там и даже на заработки ехать не надо.

          Что бы жить как там, нужно работать как там и сразу это точно не будет, но у них был перед глазами пример Польши и Прибалтики.
          1. Канада живет не сильно беднее и с патриотизмом там порядок

            Там каждый штат патриотичный и вроде как отдельное государство.
            Если дадут широкие полномочия местным властям, то можно ещё и подумать, авось и реально выгоднее быть вместе чем номинально порознь.
            им приколы янки с желанием лезть в каждую военную авантюру и расовые проблемы даром не нужны

            А то они не в каждую дыру вместе с американцами лезут?
            Да и расовые проблемы там те же. По сути Канада, что те же северные штаты.
            Что бы жить как там, нужно работать как там

            А кого это волнует? Если работать много, хорошо, всем вместе, то даже и вступать никуда не надо.
            А оно вон аж сколько стран и сколько раз в истории на такие грабли наступает.
            но большая часть будет воевать, там еще со времен Техаса, янки сильно не любят

            Да по всякому бывает. Вон же в прошлом веке было: немцы про средневековый дранг нах остен, а поляки и прибалты ручкаются с ними.
            1. 0
              2 июня 2025 14:43
              Цитата: Английский тарантас
              А то они не в каждую дыру вместе с американцами лезут?

              Во Вьетнам не полезли, с Кубой дружат, прелести суверенитета всегда можно сказать сами справляйтесь.
              Цитата: Английский тарантас
              Да и расовые проблемы там те же.

              Все же по проще, с латиносами.
              Цитата: Английский тарантас
              Если работать много, хорошо, всем вместе, то даже и вступать никуда не надо.

              Помните анекдот про лошадь, которая работала больше всех в колхозе?
              Цитата: Английский тарантас
              Вон же в прошлом веке было: немцы про средневековый дранг нах остен, а поляки и прибалты ручкаются с ними.

              Европа, миллионы убитых, море крови, легкий налет цивилизации, поуспокоились но как выяснилось далеко не все.
        2. -1
          3 июня 2025 12:26
          в основном едут не мексиканцы а южная америка
    2. +3
      2 июня 2025 14:06
      Цитата: Тот же ЛЕХА
      Красиво выстроились самолёты США на аэродромах как на параде...сразу подумал, а не разместить ли возле них по контейнеру с БПЛА.

      Вот так выглядят некоторые современные базы сейчас
      погодно-защитные укрытия.
      Калифорния, Лемур
  3. -1
    2 июня 2025 04:40
    Хорошо бы против авианосцев США и Британии организовать что то вроде Посейдонов с плавучими контейнерами БПЛА и БЭКами.
    Доставил скрытно к месту базирования вражеский кораблей и выпустил в свободную охоту.
    С помощью спутниковой связи это вполне реальная задача может быть решена в любой точке земного шара.
    1. +6
      2 июня 2025 05:40
      Эти, в отличие от наших зажиревших генералов, быстро адаптируются под современные реалии войны и наверняка уже внедрили или во всю внедряют противодронную защиту.
      1. +1
        2 июня 2025 06:20
        Цитата: Vrotkompot
        и наверняка уже внедрили или во всю внедряют противодронную защиту.

        Возможно...вот и хотелось бы увидеть статью по этому поводу.
      2. и наверняка уже внедрили или во всю внедряют противодронную защиту.

        Очень вряд-ли.
        У США ввезти что-то на территорию, можно только двумя сторонами. С Канады и с Мексики.
        За десятилетия нарковойн методы и масштабы пограничного досмотра - аховые.
        Дроны туда вообще вряд-ли довезут.
        Да и раздолбайство это общечеловеческое, а не только отечественное.
    2. +7
      2 июня 2025 14:15
      Цитата: Тот же ЛЕХА
      Хорошо бы против авианосцев США и Британии организовать что то вроде Посейдонов с плавучими контейнерами БПЛА и БЭКами.
      Доставил скрытно к месту базирования вражеский кораблей и выпустил в свободную охоту.
      С помощью спутниковой связи это вполне реальная задача может быть решена в любой точке земного шара.


      Опять "фантазии Баранкина"...
      Опять мечты об очередном "неиеющеманалоговвмире"...
      Не надоело?
      Может просто надо понять уровень и потенциал науки нашей страны, уровень и потенциал ее промышленности?
      Уровень доходов населения и сбора налогов с населения и предприятий?
      Потом наконец то понять, что все ваши влажные меты - это несбыточное для имеющегося государства ?
      Фантазеры.
      Таким фантазерам, как вы Очень хочется напомнить анекдот про разговор трех воробьев и то, что после лошади осталось.
      1. osp
        +2
        2 июня 2025 15:44
        А странах Запада более 60% городского только населения проживает в частных домах.
        И это дает совершенно другую структуру экономики государств. Другой уровень доходов населения, другой уровень развития бизнеса и науки.
        И гораздо более низкие затраты государства на поддержание жилого фонда, на его централизацию в плане отопления, водоснабжения и прочего.
        В России же все наоборот - огромная скученность населения, многоэтажный жилой фонд не только в больших но и в маленьких городах, главным образом панельный - еще социалистических времен!
        А это совершенно другой уровень жизни населения, его доходов. Иная структура экономики и государственных расходов на поддержку жилья. Огромная централизация в плане отопления и водоснабжения. Огромное количество людей и транспорта задействованы на обслуживание такого жилого фонда.

        И я очень сомневаюсь что при таких вводных мы даже еще миллион сможем мобилизовать незаметно для экономики и уровня жизни в стране.
        Конечно за последние лет 20-25 можно было начать хоть какие-то правильные изменения в стране в ту или иную сторону.
        Особую ставку сделать на малоэтажное, автономное жилье, поддержку государства на это.
        Ведь все возможности были.
  4. 0
    2 июня 2025 08:02
    О чем эта статья? Самолеты не в ангарах, это сообщение?
  5. -8
    2 июня 2025 08:08
    Если хотя бы треть способны взлететь и то будет удивительно.
    1. +2
      2 июня 2025 08:50
      Цитата: Виктор Сергеев
      Если хотя бы треть способны взлететь и то будет удивительно.

      на чем основанно данное утверждение?
      1. +3
        2 июня 2025 09:09
        Ну, почему то некоторые считают, что если у нас раздолбайство, то и у других также.
      2. +6
        2 июня 2025 12:21
        Цитата: советник 2 уровня
        на чем основанно данное утверждение?

        На оторванных от реальности хотелках. wassat
        Ну, а если по существу вопроса, то мне в источниках заслуживающих доверия не удалось найти информации относительно коэффициента технической готовности авиапарка ВМС и КМП США. Но в свободном доступе есть информация, какие эскадрильи и как часто проходят боевое развёртывание на авианосцах и сколько часов американские пилоты проводят в воздухе. Так же на достаточно часто обновляемых спутниковых снимках американских авиабаз видно, что самолёты на стоянках не застаиваются и находятся в динамике. Это может увидеть каждый, было бы желание.
  6. Hornet сняты с вооружения ВМС США в 2019 году и числились в резерве до 2021 года. Однако самолёты этого типа до сих пор продолжают эксплуатироваться Авиацией Корпуса морской пехоты. Это связано с тем, что командование КМП США категорически отказывалось от «Супер Хорнетов»

    Да уж)
    Как-то интересно у КМП вечно получается, эксплуатируют устравшие модели техники и оружия, а тут вдруг сами отказались.
    Небось как всегда - денег не дали, сказали ждать уже следующие самолёты.
    1. +3
      2 июня 2025 12:27
      Цитата: Английский тарантас
      Да уж)
      Как-то интересно у КМП вечно получается, эксплуатируют устравшие модели техники и оружия, а тут вдруг сами отказались.
      Небось как всегда - денег не дали, сказали ждать уже следующие самолёты.

      Смотря с чем сравнивать. Да, по сравнению с "Супер Хорнетом" или с F-35C палубный "Хорнет" смотрится бледно. Но опять же всё относительно, в других странах летают гораздо более старые машины. Что касается выбора авиационного парка, то КМП являлся основным заказчиком CВВП F-35В и командование морпехов обоснованно опасалось, что в случае закупки ими "Супер Хорнетов" будет урезано финансирование на новые "вертикалки".
      1. Смотря с чем сравнивать

        Я по другим вооружениям сравниваю.
        У КМП вечно как ни глянь, они вроде и на острие копья американской военной машины, и требования самые высокие, а денег на большое финансирование им жмут.
        Обычно они самые последние перевооружаются. Новые виды и модификации оружия, обычно сначала в армию идут, и только потом КМП перевооружать начинают.
        Вспомнить только, как КМП пригнало М60 в Ирак. Весь мир охал и ахал, как Абрамсы порвали Т-55/62, а тем временем КМП пригнали свои Т-62.
        Но вообще не спорю, может и правда, надо и кораблей и авиацию и бронетехнику им, всего и сразу, и денег не хватает, поэтому выбирают что нужнее, как и сейчас.
        Всё равно перевооружаться на F-35, так зачем лишний раз прогнять деньги.
        1. +3
          2 июня 2025 15:28
          Цитата: Английский тарантас
          Вспомнить только, как КМП пригнало М60 в Ирак. Весь мир охал и ахал, как Абрамсы порвали Т-55/62, а тем временем КМП пригнали свои Т-62.

          Хе-хе-хе... ЕМНИП, КМП начал получать свои "Абрамсы" вместе с Египтом.

          И на самом деле, "Абрамсы" стали для КМП огромной проблемой. Дело в том, что старые М60 по МГХ влезали в средние десантные катера LCM-8. А "Абрамсы" - только в большие десантные катера LCU-1610 или LCAC. Которые были в разы крупнее, и которых в док-камерах помещалось не десяток, а всего 2-4. В результате, темпы высадки техники упали кратно.
          А самое забавное, что КМП заказал новые средние десантные катера, "обжатые" под "Абрамс". Но сделал он это практически перед самой реформой, по которой эти танки были выведены из состава КМП. smile
      2. osp
        +2
        2 июня 2025 15:55
        Здравствуйте Сергей!
        А Су-33 в связке с "Кузнецовым" (как и МиГ-29К) уже нет смысла рассматривать ?
        БРЭО первого на уровне Су-27П образца 1991 года примерно.
        Они на заводе раньше капитальный ремонт проходили, покраску делали, Л-150 ставили станцию СПО, часть приборов и датчиков изношенных меняли.
        Но потом завод-изготовитель перестал этим заниматься.
        И сейчас ремонтом Су-33 в Гатчине на 20 АРЗ занимаются. Но очень долго все делается.
        Возраст самолетов от 33 до 26 лет примерно.
        Притом последние машины (один с завода не выкупили и он там памятником стал) имели откидную стремянку для пилота.
        1. +1
          2 июня 2025 20:16
          Цитата: osp
          Здравствуйте Сергей!
          А Су-33 в связке с "Кузнецовым" (как и МиГ-29К) уже нет смысла рассматривать ?
          БРЭО первого на уровне Су-27П образца 1991 года примерно.

          Блин.
          Ребята!
          Вы не понимаете, что в вашем вопросе уже 99% ответа есть????
          Война и боестолкновения происходят в тот момент, когда люди воюют тем что есть здесь и сейчас.
          Во время войны никто не спрашивает, является ли Су-33 аналогом СуперХорнета, Харриера, Рафаля... Или же Ф-16, Торнадо, Кфира в конце то концов.
          Воюют тем что есть.
          Здесь и сейчас.
          В 99% случаев война Су-33 будет с палубными и береговыми самолетами противника.
          В которых Су-33 выглядит на порядок слабее, как по БРЭО, так и по оружию, так и по возможностям.
          Смысл в Су-33?
          Если их посшибают как куропаток?
          Просто потому, что их возможности устарели 40 лет назад и никто не делал ничего для их современного боевого облика?
          Может наши палубные летчики где то воевали?
          Нет .
          Им Звезды Героев давали за количество посадок на Кузнецова.
          Это факт.
          Не за боевые действия.
          А за посадки.
          Кои у любого амерского морского военлета, за год вдвое больше, чем у нашего Героя России?
          За что обесценивается звание Героя России?
          1. osp
            0
            2 июня 2025 20:52
            Я про возможности Су-33 как обычного берегового истребителя знаю.
            Они иногда поднимаются наряду с МиГ-29К для патрулирования границы, ибо в тех краях никаких других истребителей кроме мончегорских МиГ-31 нет.
            Я имел ввиду восстановление корабля.
            Он 8 лет стоит почти.
            И срок опять сдвинули на конец 2025 года.
            Сомнительно что его восстановят.
          2. +1
            3 июня 2025 10:23
            Цитата: SovAr238A
            Может наши палубные летчики где то воевали?
            Нет .
            Им Звезды Героев давали за количество посадок на Кузнецова.
            Это факт.
            Не за боевые действия.
            А за посадки.
            Кои у любого амерского морского военлета, за год вдвое больше, чем у нашего Героя России?
            За что обесценивается звание Героя России?

            Боюсь, что звание Героя России обесценивают далеко не палубные лётчики.
            Тем более, что звания им давали за взлёты-посадки далеко не с американских нормальных АВ.
            У нас - не грозный авианосец, у нас - трамплин для летных достижений, время от времени дающий ход и изредка обеспечивающий полеты корабельной авиации еще более редко работающими радиотехническими средствами.

            У нас - не авианосец, у нас - баржа с отдельными случайно сохранившимися радиоэлектронными элементами, на восстановление которых потребуются десятки миллионов и долгие месяцы, а мы представляем командира дивизии на адмирала, а командир корабля рвется в академию Генерального штаба вместо того, чтобы сухари заготавливать.
            © приписывается вице-адмиралу Радзевскому
        2. +1
          3 июня 2025 11:34
          Здравствуйте!
          Цитата: osp
          А Су-33 в связке с "Кузнецовым" (как и МиГ-29К) уже нет смысла рассматривать ?

          Не вижу смысла. Скорей всего, как это не печально но в обозримой перспективе российских палубных самолётов используемых по прямому назначению мы не увидим.
          1. osp
            +1
            3 июня 2025 16:12
            То есть теперь развитие Су-33 только на китайских авианосцах можно будет наблюдать ?
            1. 0
              5 июня 2025 14:34
              Всё таки J-15 - это не совсем Су-33, но очень близко. А так-то да, Вы правы. sad
              1. osp
                0
                5 июня 2025 16:19
                Вот как тогда, в 1991 году мог бы полковник Апакидзе подумать что его новенький Су-33 (заводской шифр установочной машины Т-10К-7) после ухода Крыма под юрисдикцию Украины из-за технической неисправности не сможет улететь на Северный флот вслед за ушедшим туда крейсером и останется на крымской аэродроме.
                С нарисованными вилами на килях и забытый до 2004 года пока Украина не продала его в Китай.
                И он стал прототипом всей китайской палубной авиации...
                Хотя конечно не имея технологии сборки Су-27СК и опыта эксплуатации Су-30МКМ Китай вряд-ли мог бы наладить производство клона Су-33.
                Тем более создать двухместную версию.
              2. Комментарий был удален.
    2. +2
      2 июня 2025 14:18
      Цитата: Английский тарантас
      Hornet сняты с вооружения ВМС США в 2019 году и числились в резерве до 2021 года. Однако самолёты этого типа до сих пор продолжают эксплуатироваться Авиацией Корпуса морской пехоты. Это связано с тем, что командование КМП США категорически отказывалось от «Супер Хорнетов»

      Да уж)
      Как-то интересно у КМП вечно получается, эксплуатируют устравшие модели техники и оружия, а тут вдруг сами отказались.
      Небось как всегда - денег не дали, сказали ждать уже следующие самолёты.


      Знали, что согласившись на "суперы" выпадут из очереди на производство Ф-35С.
      Только поэтому и ничего больше.
  7. +2
    2 июня 2025 12:31
    hi
    Как всегда, отличная статья!
    good