Германская передвижная огневая точка
В боях на Брянском, Харьковском и других направлениях нашими частями захвачена передвижная броневая одноамбразурная пулемётная точка.
Броневая точка состоит из верхнего литого броневого колпака, к которому приварена нижняя часть, зарываемая в землю. Основные размеры ее; высота 196 см, наибольшая ширина 162 см, длина 172 см, толщина брони колпака от 140 мм спереди до 40 — 25 мм па бортах в покрытии. Нижняя часть сварная; сделана из листовой брони толщиной в 10 мм. Весточки более 3 т.
Конструкция передвижной броневой точки и размеры ее показаны на рисунке.
Огневая точка вооружена ОДНИМ станковым пулеметом, который крепится при помощи специального станка к стенкам колпака и имеет два комплекта полозьев для пулемёта МГ-42 или МГ-34. Наблюдение ведётся с помощью перископов, обычно двухзеркальных.
Обслуживание точки производится двумя пулеметчиками — один стреляет, другой наблюдает за полем боя. Горизонтальный сектор обстрела огневой точки около 60 гр., вертикальный +/— 12 гр. Рама станка передвигается по сегменту, имеющему деления: левые — от 0 до 500 (чёрные) и правые - тоже от 0 до 500 (красные). Градуировка сегмента соответствует градуировке дуги колец перископов. При установке на пулемёт и перископы направлены по директрисе.
Огневая точка оборудована отсасывающей вентиляционной установкой. Вентилятор приводится в действие нажатием ноги на педаль. Всего имеются две педали, расположенные против сидений, так что каждый номер расчёта может приводить их в действие. Отсасывание воздуха происходит через воздухопровод в верхней части колпака и. кроме того, — из пулемёта по гибкому шлангу, отводящему стреляные гильзы в сборный короб. Выходит воздух через специальное вентиляционное отверстие, расположенное справа от входа. Кроме того, через специальный шланг с дроссельной заслонкой воздух направляется от отводящего воздухопровода в топку печи.
Для обогревания точка имеет под правым сиденьем калориферную печь, отапливаемую дровами, торфом или углем. Для улучшения теплоотдачи печь имеет три коленчатые трубы. Выводная труба выходит в правое отверстие для полуосей колёс.
Посередине точки находится сборный короб для стреляных гильз, соединенный специальным гильзоотводом с пулеметом. Короб соединен воздуховодом с вентилятором.
Внутри точки у передней стенки устроены горизонтальные переборки (полочки) для помещения коробок с пулемётными лентами, запасными частями и ящика С четырьмя запасными перископами. Железный пол колпака, покрыт деревянной решеткой. Для расчета устроены деревянные откидные сиденья.
Амбразура оптовой точки размером 15x9 см с поперечной перепонкой, разделяющей ее на две неравные части, закрывается наружной заслонкой из литой брони толщиной до 100 мм. Открывание и закрывание амбразуры производится изнутри рычагом, который закрепляется гайкой.
Расчет входит в огневую точку через лазовый люк размером 50 х 60 см. имеющийся в верхней части огневой точки с тыльной её стороны. Люк закрывается дверкой из литой брони толщиной 30 мм, открывающейся наружу н снабжённой двумя запорными рычагами и скобой. Скоба служит для подъема дверки с подножкою при влезании в люк. При желании крышка люка открывается только частично для чего используется цепь, закрепляемая к стенке колпака. Нижняя грань дверки имеет рифлёную часть, через зазоры которой при работе отсасывающего вентилятора в огневую точку поступает воздух.
Отверстия для перископов расположены в верхней части огневой точки и закрываются задвижками толщиной 30 мм. Эти задвижки запираются и поворачиваются специальным рычагом изнутри точки.
Рядом с перископом к куполу огневой точки прикреплена кожаная ручка дли удобства действий перископом.
По бокам, в верхней части Огневой точки, имеются два отверстия для полуосей, вставляемых при перевозке точки на колесах. При установке точки колеса снимаются, а отверстия заделываются специальными пробками с отверстиями для телефонного провода.
Огневая точка перевозится в перевернутом виде па специальных деревянных колесах диаметром 120 см. Полуоси колес вставляются в специальные отверстия и крепятся с внутренней стороны гайками, которые навинчиваются на концы полуосей. Металлическое дышло на одном конце имеет кольцо, на которое оно крепится к тягачу, другой конец дышла имеет резьбу, на которую навинчиваются гайки, дышло вставляется в амбразуру. Ключ для навинчивания гаек находится справа от входа. Тяговой силой при перевозке служит трактор, тягач, или танк. Скорость передвижения - до 10 км в час.
Огонь из точек можно вести лишь в определённом секторе. С флангов и тыла огневая точка сама по себе в огневом отношении беззащитна и нуждается в поддержке соседних огневых сооружений. Точка применяется противником на переднем крае обороны и на второй линии оборонительной полосы. Вследствие того, что наблюдение из амбразуры вести неудобно и просматриваемый участок местности незначителен, при блокировке подобного рода огневых точек необходимо, в первую очередь, уничтожить перископы артиллерийским, минометным огнем или огнём снайперов. При подходе блокировочной группы к огневой точке, в первую очередь, следует забросать амбразуру мешками с землёй, камнем или просто землёй, после чего взрывать точку сосредоточенным зарядом ВВ. В случае, отсутствия ВВ можно на некоторое время парализовать огневую точку, завалив ее амбразуру и лазовый люк.
Передвижная броневая огневая точка может быть использована нашими войсками для поспешного фортификационного оборудования местности. Ориентировочно следует полагать, что на установку и маскировку подобной точки, а также на оборудование возле нее двух отрытых дополнительных площадок стрелковое отделение затратит 4 часа. Огневая точка может быть вооружена трофейными пулемётами МГ-42 и МГ-34 или же нашим ручным пулеметом ДП, но для этого необходимо переоборудовать в точке станок. При использовании точки необходимо создать запас перископов (минимум 4 перископа), а также запасных зеркал. Располагать огневую точку как фронтального, так и фланкирующего действия лучше всего по переднему краю, на передних и на обратных скатах возвышенностей.
Кроме того, подобные огневые точки могут быть использованы в качестве передовых наблюдательных пунктов.
Информация