«Пароход Тома Сойера». Удивительный «Дальний запад»

11 539 24
«Пароход Тома Сойера». Удивительный «Дальний запад»
Пароход «Дальний Запад». Фотография тех далеких лет


Нет, ещё лучше, он присоединится к индейцам, будет охотиться на буйволов, выйдет на тропу войны в горных хребтах и на бескрайние равнины Дальнего Запада, а в будущем вернётся великим вождём…



«Приключения Тома Сойера» Марк Твен


Артефакты истории техники. В те годы, когда книжный Томас Сойер был мальчиком, осуществить подобную мечту было проще простого. Для этого достаточно было сесть на пароход, идущий к истокам Миссури. И – здравствуй, прерия, встречайте меня, братья-краснокожие.

Вспомним еще одно произведение о том же времени и месте: повесть «С индейцами в Скалистых горах» Бернарда Шульца. Там фигурирует пароход «Чиппева», доставлявший пассажиров и грузы в пограничные форты Дальнего Запада. Его осваиваемая территория манила, пароходы туда шли один за другим, и совсем не удивительно, что один из них так и назвали – «Дальний Запад».

Пароходов, подобных ему, было много, однако среди них он выделяется своей интересной судьбой, поэтому мы о нем сегодня и расскажем. Причем ему довелось «понюхать порох»: во время Великой войны сиу в 1876 году «Дальний Запад» был арендован армией США и доставлял припасы для войск, сражавшихся с индейцами, служил штабом и использовался для переправы войск по реке.


Карта «Дальнего Запада». Хорошо видно, как далеко благодаря речным пароходам могли добираться белые переселенцы…

Пароход был построен в Питтсбурге в 1870 году для компании «Пакет Коулсона», имел в длину 190 футов (58 м), ширину 33 фута (10 м), три палубы, куполообразную рулевую рубку и две высокие дымовые трубы.   Осадка без груза у него составляла всего 20 дюймов (51 см) и 30 дюймов (76 см) при полной загрузке в 200 тонн груза. В действие его приводили два мощных паровых двигателя высокого давления, построенных фирмой «Производство двигателей Гербертсона» в Браунсвилле, штат Пенсильвания. Каждый такой двигатель имел поршни диаметром 15 дюймов (38 см) и ходом поршня в 5 футов (1,5 м). Пар для них вырабатывали три котла, потреблявших до 30 кубометров дров в день. Движителем являлось одно кормовое колесо шириной 30 футов (9,1 м). Новинкой были два паровых кабестана, по одному с каждой стороны носа, поскольку до этого обходились одним.

Корпус судна мог использоваться для хранения груза в бочках или бочонках, вот только подобраться к ним можно было добраться только через люки на палубе, поэтому люди, работавшие внутри корпуса, не могли стоять выпрямившись в полный рост и вынуждены были передвигаться, согнувшись, а то и вовсе ползком. На главной палубе находились котлы и две паровые машины, и здесь же хранились дрова и опять же грузы! Самые дешевые пассажирские места также находились на главной палубе, но пассажирам приходилось самим искать себе место.

Над главной палубой находилась палуба кают. С каждой стороны судна находился ряд небольших кают с дверями, которые открывались наружу, где был крытый проход. Внутри между ними находился длинный широкий коридор, идущий от носа судна к корме. Здесь стоял длинный стол, за которым кормили пассажиров кают и персонал парохода, и где они могли проводить свободное время.


Модель парохода «Дальний Запад из Смитсониевского института. Вид слева

Выше главной палубы находилась крыша, известная как «палуба урагана», поскольку от воздействия стихии она никак не была защищена. Никаких сооружений на этой палубе, кроме рубки на «Дальнем Западе», не было. Рулевая рубка представляла собой куполообразную коробку со стеклянными окнами со всех четырех сторон. Отсюда речной лоцман (который часто был капитаном на небольших пароходах, таких как этот) и управлял своим судном, а также регулировал мощность двигателей, подаваемую на гребное колесо.

Управлялось судно при помощи штурвала, имевшего вид просто огромного колеса со спицами, которое было соединено серией канатов или цепей с рулями в задней части парохода. Для общения с механиком при паровой машине использовалась переговорная труба. Две высокие дымовые трубы возвышались над передней частью «палубы урагана», а паровыпускные трубы, выпускавшие пар из двигателей, находились сзади.

Вообще-то «Дальний Запад» внешне не был ни изящным, ни величественным, но он был мощным, быстрым, прочным и был вполне приспособлен к тяжелой работе. Большой центральной каюты у него тоже не было. Но зато он имел низкий профиль, что уменьшало сопротивление ветра. А это имело большое значение при сильных ветрах, которые в летние месяцы часто случались в таких штатах, как Монтана и Северная Дакота.


Эта же модель. Вид справа. Очень красивая и оригинальная модель, не правда ли? Тут тебе и дрова, и бочки, и ящики… И что еще очень ценно: на ней нет ни перил ни поручней, которых на миссисипских пароходах обычно было очень много и которые в масштабе делать очень и очень трудно!

А еще ему были нипочем отмели, перекаты и даже пороги, причем довольно оригинальным способом. Оказавшись на мели, знаменитый лоцман Грант Марш, который часто бывал еще и капитаном этого судна, приказывал завести канаты за толстые деревья на берегу. Потом включались паровые брашпили и… судно буквально переползало с нее на глубокую воду. Другой уникальной особенностью легких речных пароходов, таких как «Дальний Запад», была их способность пересекать мелкие песчаные отмели маневром «кузнечик». Как только передняя часть парохода оказывалась на песчаной отмели, ее крепили канатами на берегу и запускали гребное колесо на задний ход. Мощный поток воды под корпусом судна размывал мель. И пароход мог затем двигаться вперед в более глубокий канал за песчаной косой.


Модель очень украшают фигурки людей. Просто находка для моделиста, который хотел бы сделать свой собственный «пароход Тома Сойера»…

В 1870 году пароход совершал рейсы в Форт-Бентон, штат Монтана, и обратно, который был верхней конечной точкой речного путешествия по Миссури. В 1872 году он совершил самое быстрое путешествие из Су-Сити, штат Айова, в Форт-Бентон за семнадцать дней и двадцать часов. Но тут наступил 1876 год, и «Дальний Запад» был нанят армией Соединенных Штатов для участия в военной экспедиции Кастера и Терри против индейцев сиу. Теперь он возил грузы от железнодорожной станции в Бисмарке вверх по Миссури, а затем вверх по реке Йеллоустоун, туда, где военные искали деревни мятежных сиу, и также в устье реки Паудер.

Затем генерал Терри использовал его в качестве штаб-квартиры своей экспедиции. 21 июня 1876 года у ручья Роузбад состоялось совещание офицеров Терри, на котором было решено искать индейцев в долинах Роузбад или Литтл-Бигхорна. На следующий день Кастер и 7-й кавалерийский полк поднялись по ручью Роузбад в поисках индейских деревень, а уже 25 июня он столкнулся с индейцами на реке Литтл-Бигхорн и потерпел сокрушительное поражение.

Не зная об этом, Грант Марш 26 июня поставил «Дальний Запад» в устье Литтл-Бигхорна, то есть совсем недалеко от места битвы. И тут к нему из ивовых зарослей на берегу реки вышел скаут Керли – индеец из племени кроу, который был вместе с Кастером. Поднявшись на борт, он рисунками и знаками показал, что «Пахуска» («Желтоволосый» — индейское имя Кастера) мертв. Грант тут же приказал развести пары и направился к стоянке генерала Терри, чтобы сообщить ему об этом. Тот приказал Гранту готовить пароход к приему раненых, а Маршу — косить траву, укладывать ее на палубы, а сверху накрывать брезентом, чтобы хотя бы так их разместить.

Поскольку место битвы было всего в 15 милях (24 км) от него, раненные начали поступать очень быстро. 30 июня 1876 года на борту их было уже 52 человека, после чего «Грант Марш» отплыл от устья Литл-Биг-Хорна к базовому лагерю на реке Йеллоустоун. Следующие два дня пароход переправлял войска через реку и принимал на борт дрова, запас которых подошел к концу. Штабеля дров и мешки с зерном были размещены вдоль планширей, чтобы защитить экипаж от возможного нападения индейцев. Рубку заложили листами котельного железа.

В 5 часов вечера 3 июля Терри приказал Маршу отвести раненых в Бисмарк, а он находился в 710 милях (1140 км) вниз по реке. Тут-то «Дальний Запад» и показал, на что он способен, добравшись до Бисмарка в 11 часов вечера 5 июля. То есть расстояние в 710 миль он прошел за 54 часа, что стало рекордом для подобных маршрутов. За всё это время умер только один солдат, рядовой Уильям Джордж, и «Дальнему Западу» пришлось ненадолго остановиться в 4 утра 4 июля в устье реки Паудер, где его останки были переданы для захоронения находившемуся там армейскому отряду. Быстрая и относительно комфортная транспортировка раненых, несомненно, сохранила жизни многих этих людей, которые, не будь у Терри парохода, скорее всего, просто не выдержали бы тяжелого пути через прерии.

Именно «Дальний Запад» первым принес известие о гибели отряда Кастера, которые были немедленно переданы по телеграфу из Бисмарка и получены на востоке страны уже днем 6 июля, во время празднования столетия Соединенных Штатов 4 июля 1876 года. А потом всего девять дней спустя капитан Марш со своим пароходом вернулся обратно по реке с лошадьми и припасами для колонны Терри.


Возможно, что вот именно так он и затонул…Гибель парохода «Бертран» на Миссури 1 апреля 1865 года

После 1876 года пароход продолжал работать на реках Йеллоустоун и Миссури до 1883 года, когда он во время плавания налетел на что-то под водой, получил пробоину и затонул недалеко от Сент-Чарльза в штате Миссури.

Продолжение следует…
24 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +31
    14 июня 2025 06:11
    Благодарность автору от «Всѣроссiйскаго Обчеѣства Любитѣлѣй Паровозовъ & Пароходовъ».Пѣши исчо.
    1. +17
      14 июня 2025 08:20
      Благодарность автору от «Всѣроссiйскаго Обчеѣства Любитѣлѣй Паровозовъ & Пароходовъ»

      Устав вашего общества в студию. laughing
      А уж если придерживаться исторической правдивости. То....Автор из Пензы. Пенза на р. Пенза на притоке Волги Суры. Главными "тузами" судоходства бассейна рек Волга и Дон в РИ были Пароходные Общества "Кавказ и Меркурий" и "Самолет". Учитывая, что автору за семьдесят и ему надо хорошо питаться, предлагаю лучше выдать тов. Шпаковскому билет акции Пароходного Общества "Кавказ и Меркурий" на двести пятьдесят рублей серебром. smile :
      1. +11
        14 июня 2025 10:32
        Цитата: Ричард
        на двести пятьдесят рублей серебром.

        Какая красивая бумага!
        1. +4
          14 июня 2025 16:17
          А у Вас есть современные акции например Газпрома или Роснефти или Сбербанка? Как вы относитесь к владению акциями?
          1. +4
            14 июня 2025 20:49
            Цитата: Солдатов В.
            А у Вас есть современные акции например Газпрома или Роснефти или Сбербанка? Как вы относитесь к владению акциями?

            Конечно есть. За их колебаниями и получением дивидендов следит внучка. Отношусь спокойно. Когда рванула Фукусима через какой-то фонд купил акции японских строительных компаний. А потом, когда началось строительство уничтоженных цунами домов, продал их с хорошей прибылью.
  2. +13
    14 июня 2025 07:18
    Цитата: В. Шпаковский
    Оказавшись на мели, знаменитый лоцман Грант Марш, который часто бывал еще и капитаном этого судна, приказывал завести канаты за толстые деревья на берегу
    На носу установлен на рангоут и подъемное устройство, которые позволяют судну подниматься над препятствиями на мелководье. Чем-то напоминает Мюнхгаузена, который сам себя за косичку вытащил из болота...
    1. +8
      14 июня 2025 15:57
      Потом включались паровые брашпили и… судно буквально переползало с нее на глубокую воду.

      Всем доброго дня!
      По Волге еще в середине позапрошлого века ходили кабельстпны с аналогичным приводом. Пока кабельстан накручивал канат и тянул судно против течения, другой на заводной лодке завозили далеко вперед.
      По вопросу размыва гребными колесами мелей, аналогичным способом работали гребные буксиры на Верхней Конде еще лет десять назад. Более оригинальным был способ когда широкими тесинами создавали стремену которая выталкивала барку с мели. Этот способ был повсеместен на реках России.
      Вячеславу респект и уважуха!
  3. +16
    14 июня 2025 08:28
    Пароход был построен в Питтсбурге в 1870 году для компании «Пакет Коулсона», имел в длину 190 футов (58 м), ширину 33 фута (10 м)


    А первый в мире пассажирский теплоход БОРОДИНО (Россия) имел гораздо большие размеры :

    ,Место постройки: Коломенский завод (Российская империя, г. Коломна)
    .
    Серия теплоходов строилась по заказу акционерного общества "Кавказ и Меркурий".

    Длина, м: 90.00
    Ширина, м: 17.60
    Высота борта, м: 3.20
    Осадка, м
    — порожнем: 1.60
    — в грузу: 2.20
    Количество и мощность главного двигателя, л.с. 2×600)
    Марка главного двигателя: 15РК6 (Россия)
    Скорость, км/ч: 24.5
    Грузоподъёмность 300 т
    Пассажировместимость, чел
    — при постройке: 320...480


    Ирония в том, что при реконструкции в 1956 г , в индустриализированном СССР, вместо русского имперского дизеля были установлены...немецкие дизеля.
    1. +18
      14 июня 2025 10:27
      Цитата: Ольгович
      Ирония в том, что ... были установлены...немецкие дизеля.

      дык репарации-то... были "безвозмездны, т.е. даром" :)
    2. +2
      14 июня 2025 13:20
      Ольгович, Вы утром и перед сном "Боже, царя храни" поете?
      1. +7
        14 июня 2025 17:47
        Ольгович, Вы утром и перед сном "Боже, царя храни" поете?

        Подколоть Андрея решили?Напрасно.Тогда не грех поинтересоваться и Вашим репертуаром,Виктор Николаевич.Хотя возможно это тайна?На данный исторический момент? bully
    3. +5
      14 июня 2025 16:26
      Я слышал в институте другую историю. Когда списывали дореволюционные колёсные пассажирские теплоходы то установленные на них тихоходные дизеля (125 или 135 оборотов в минуту) были по состоянию как новые.
  4. +9
    14 июня 2025 12:59
    Быстрая и относительно комфортная транспортировка раненых, несомненно, сохранила жизни многих этих людей, которые, не будь у Терри парохода, скорее всего, просто не выдержали бы тяжелого пути через прерии.

    Инерция мышления не позволила речным пароходам раскрыть свой потенциал до конца. Ведь комфортная и скоростная транспортировка позволяла доставлять на таких судах свежие военные отряды и их обозы, защищенные броней и артиллерией и потом еще и поддерживать их. Индейцы, к слову, очень редко нападали на суда, хотя и на воде в каноэ чувствовали их воины себя замечательно, не хуже чем на мустанге в прерии. Зато это оценили позже - поэтому сейчас в США строят быстроходные океанские БДК.
  5. +2
    14 июня 2025 13:12
    Для этого достаточно было сесть на пароход, идущий к истокам Миссури. И – здравствуй, прерия

    Нету прерии в истоках Миссури, Вячеслав Олегович. Горы там. Скалистые называются. Очень красивые места.
    1. +3
      14 июня 2025 20:52
      Цитата: Nikname2025
      Скалистые

      Я знаю. Читал Лизелотту Вельскопф Генрих. Но прерии там рядом. Тут горы - тут прерии.
  6. +3
    14 июня 2025 13:30
    Пар для них вырабатывали три котла, потреблявших до 30 кубометров дров в день.

    Вячеслав Олегович - 30 cords of wood a day - это 30 связок дров. В то время американцы так измеряли объем дров. Это примерно 3,62 куб.метра. То ест пароход в сутки потреблял до 108 куб.метров дров или тридцать вот таких как на фото поленниц.
    1. +3
      14 июня 2025 17:36
      Ряд краеведов из Зеленодольска и Казани считают, что последние дубовые рощи на среднем течении Волги были изведены в топках пароходов.
      1. -2
        14 июня 2025 18:28
        Ряд краеведов из Зеленодольска и Казани считают, что последние дубовые рощи на среднем течении Волги были изведены в топках пароходов.

        Трудно сказать. В 1878 - 1883 гг. была проведена последняя ревизия дубовых корабельных рощ Среднего Поволжья. Таких было 207 площадью 357 000 гектаров. Это только корабельный лес. К этому времени дрова для пароходов уже были не основным видом топлива. Пароходы переходили на нефть. А вот во времена СССР впоне могли. Но ведь дрова и население потребляло в огромных количествах. Пожарными правилами предписывалось «иметь склад дров не более годовой препорции по числу имеющихся в доме печей, "полагая на каждую голландскую 7 и русскую печь 10 сажен однополенных дров". А это примерно 50-70 кубических метров. Но кто ж эти предписания соблюдал.
    2. +2
      14 июня 2025 20:54
      Цитата: Nikname2025
      В то время американцы так измеряли объем дров.

      А я-то ломал голову, чтобы это означало "связка", Понятно ведь, что не вязанка. Но что?Спасибо за столь ценное уточнение.
  7. +2
    14 июня 2025 16:04
    А я бы отметил современные технологии на то время для геноцида местного населения, биологического оружия например раздача одеял заражённых оспой. Во все времена битва за землю, особенно в этом отличаются англоязычные. Куда не плюнь в истории везде они.
  8. +3
    15 июня 2025 01:27
    Заинтересовался что же такое "паровая машина высокого давления" в 19 веке.
    Видимо пар подается в цилиндры под значительно более высоким давлением, чем в ранних моделях. Такими, как например, машинами Уатта.
     Общее определение
    Паровая машина высокого давления (High-pressure steam engine) — это тепловой двигатель, в котором используется пар с давлением выше атмосферного* (обычно от 3 до 10 атмосфер и выше), что позволяет повысить термический КПД и уменьшить размеры машины при той же мощности.
    *Атмосферные паровые машины это ранний тип паровых двигателей, в которых основным рабочим телом была не сила давления пара, а атмосферное давление. Они стали первыми практически применимыми паровыми машинами и сыграли важную роль в развитии техники в XVII–XVIII веках.
    Первая атмосферная паровая машина была создана английским изобретателем Томасом Сэйвери (Thomas Savery) в 1698 году. Она использовалась для откачки воды из шахт, но имела ограниченное применение из-за низкой эффективности и опасности взрыва.
    Более совершенная атмосферная машина была разработана Томасом Ньюкоменом (Thomas Newcomen) в 1712 году. Именно она стала первым широко используемым паровым двигателем.

    Исторический контекст
    Первые практические паровые машины высокого давления были разработаны в конце XVIII — начале XIX века, особенно благодаря работам Ричарда Тревитика (Richard Trevithick) и Оливера Эванса (Oliver Evans).
    В отличие от машин Уатта, которые работали при давлении около 1,5–2 атмосфер, машины Тревитика использовали давление до 7–10 атмосфер и выше.
    В середине и конце XIX века давление пара в промышленных машинах достигало 100–150 psi (7–10 бар), а к концу века — до 200 psi (13–14 бар) и выше.
    Типичные параметры паровых машин высокого давления (по зарубежным источникам XIX века):
    Параметр Значение (примерные диапазоны)
    Давление пара 50–200 psi (3,5–14 бар)
    Температура пара 150–250 °C (в зависимости от давления и конструкции)
    Частота вращения 50–300 об/мин (в зависимости от назначения)
    КПД 5–10% (ранние машины), до 15% (в конце XIX века)
    Материалы котлов и цилиндров Кованое железо, позже — сталь
    Тип конструкции Горизонтальные и вертикальные, одно- и позднее многократного расширения (compound engines)
    Материалы
    В ранних машинах использовалось кованое железо, но с ростом давления и температуры началось применение стали, полученной методом пудлингования (Пудлингование — это термическая и химическая переработка жидкого чугуна в пудлинговой печи, в которой углерод и другие примеси (кремний, марганец, фосфор) окисляются, а железо переходит в пластичную форму. Полученное железо отличалось высокой пластичностью и ковкостью, но содержало некоторое количество шлака. Позволил массово производить ковкое железо, необходимое для строительства мостов, рельсов, машин и судов.).
    Котлы высокого давления требовали улучшенной клепки, закалки и контроля качества металла.
    Важным шагом стало внедрение водотрубных котлов (например, котел Бабкока и Вилкокса), которые лучше выдерживали высокое давление.
     Преимущества машин высокого давления
    Более высокая мощность при меньших размерах
    Повышенный КПД
    Возможность использования в мобильных установках (локомотивы, пароходы)
    Недостатки
    Повышенные требования к качеству материалов и сборке
    Опасность взрывов котлов при нарушении эксплуатации
    Более сложное техническое обслуживание

    Благодаря им стало возможным создание паровозов, пароходов и промышленных установок с высокой производительностью.
    1. +2
      15 июня 2025 05:51
      Плюс Вам за очень информативный комментарий!
  9. +2
    15 июня 2025 20:16
    Цитата: Солдатов В.
    А я бы отметил современные технологии на то время для геноцида местного населения, биологического оружия например раздача одеял заражённых оспой. Во все времена битва за землю, особенно в этом отличаются англоязычные. Куда не плюнь в истории везде они.

    Заиконников, "История Запада. Колониальная эра". Читаем, чтобы не выглядеть, скажем так, не умно.
    Индюки действительно мерли от европейских болезней как мухи, но случай сознательной передачи индюкам одного носового платка и пары одеял был только один. Извините, не вспомню точно как назывался осажденный индейцами форт, защитники которого во время переговоров и совершили столь неоднозначное деяние.
    Оправдывает их то, что они, уже не надеясь на спасение, буквально хватались за соломинку.
    Разумеется, никакой пользы это принести не могло в силу длительности инкубационного периода.
    Не надо повторять информацию без достаточной критической оценки.
    Кстати, белым и пушистым индейцам ничего не стоило оскальпировать и выпотрошить беременную женщину (подробности в той же книге). Поэтому мне их не очень то и жаль.
    P.S. форт таки устоял и несколько сотен женщин и детей избежали возможности быть растерзанными.
  10. +2
    15 июня 2025 20:19
    Цитата: balabol
    Опасность взрывов котлов при нарушении эксплуатации

    В первую очередь, для повышения рабочего давления необходима более совершенная конструкция котла.
    Гаврилов С.В. "Судовые энергетические установки. История развития".