Краткая история StG 44: отца штурмовых винтовок

19 488 53
Краткая история StG 44: отца штурмовых винтовок

Жили-были два патрона: винтовочный и пистолетный. Первый далеко и больно бьет, но сложен в управлении, а второй удобен, из него уже научились делать хорошие пистолеты-пулеметы, но он ограничен дальностью эффективного применения и не особо любит броню. Немецкий истеблишмент, чесавший репу левой рукой при переоснащении вооруженных сил на качественно новый уровень, а также вскидывавший правую руку в направлении светлого будущего, плохо себе представлял, что способен проиграть войну, особенно в первые два года. Однако еще слабее солнцеликие немцы себе представляли, что плоды коллективного интеллекта тевтонского гения будут повсеместно использоваться в будущем весьма-весьма интенсивно и экстенсивно.

Одним из таких плодов был промежуточный патрон (появлявшийся, естественно, до «Штурмгевера», к примеру, в пистолете-карабине Манлихера М1903), как и явление первой стоявшей на вооружении и широко производимой штурмовой винтовки (ведь термин как таковой был придуман раньше, как и, естественно, всяческие образцы, к примеру, Assault Phase Rifle конструкции Айзека Льюиса 1919 года).



Концепцию немецкого промежуточного патрончика заложил инженер-полковник Фридрих Киттель, занимавший должность референта во втором департаменте Управления вооружений вермахта, отвечающем за пехотное вооружение и снаряжение, в период с апреля 1935 по август 1940, а с апреля 1942 по апрель 1944 был непосредственным начальником этого департамента. Практически под его руководством создавалась вся линейка MP-38/40, MG-42, а также наш гвоздь программы.


Фридрих Киттель

Немцы, естественно, еще до StG хотели и делали себе оружие, которое имело бы хорошую дальность прямого выстрела, мобильность (вес), кучность одиночной и автоматической стрельбы, приемлемую цену и прочее-прочее.

Параллельно с выбором патрона под такую хотелку конструкторы Vollmer, Walther и Mauser занимались разработкой нового оружия. Работу по созданию оружия под промежуточный патрон Фридрих Киттель и Генрих Фолльмер начали и замутили автоматический карабин M35 под патрон Geco 7,75х40 мм (существует еще и в вариантах х39,5 или х40.5).



Поскольку это немцы, поскольку Фолльмер сам немец, то была использована автоматика с отводом пороховых газов от дульного среза, а не через боковое отверстие в стволе. Страшнейшая в своем подробном описании автоматика не будет разобрана, просто потому что разговор не об этом образце, а о том, который будет в будущем, этот-то интересен чисто в контексте пути к ШВ. В целом пушка у Фолльмера получилась нормальная, но очень дорогая. Еще и отличилась тем, что поначалу в ней был совершенно лютый темп стрельбы (до 1000 в/мин), который пришлось уменьшать путем установки внутрь пневматического буфера, что обеспечило самую немецкую конструкцию из всех возможных, что как бы можно было изготовить несколько штук из интереса, но отдавать в войска — страшнейший кошмар.


Но в результате этих работ Киттелем были разработаны окончательная концепция и технические требования к новому патрону и оружию под него. Зоркий глаз инженера остановился на 7,92x33 Kurz от фирмы Polte, о котором пойдет речь ниже. Поэтому предприимчивый Киттель заключает договор с директором CG Haenel Гербертом Хэнелем на разработку образца под их патрон. И по чистейшей случайности главбухом этой фирмы был Ганс Шмайсер, а его брат Хуго работал конструктором.

Тактико-технические требования (ТТТ) к новому образцу, составленные Управлением вооружений сухопутных сил (Heereswaffenamt — HWaA), начиналось с требования разработать патрон уменьшенной мощности для стрельбы на расстоянии до 1000 метров.

HWaA обратила внимание на патронную компанию Polte из Магдебурга, где в 1938 году по собственной инициативе был создан 7,92-миллиметровый проект «короткого» патрона с длиной гильзы 30 мм и высокой начальной скоростью и массой пули 3,7 г. В результате подписания контракта этой компании с армейцами в 1941 году были проведены подробные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по 7,92-миллиметровому «короткому пехотному» патрону. В 1941 году завершилась работа с довольно большим количеством опытных образцов патронов, в результате которой для использования был рекомендован 7,92-мм «промежуточный» патрон с длиной гильзы 33 мм, массой пули 8,2 г и начальной скоростью 694 м/с. Так и родился 7,92x33 Kurz!


Первоначальные ТТТ, определившие основные особенности конструкции оружия под «промежуточный» патрон, после исследований 1935–1937 годов были переработаны, и к 1938 году была сформирована концепция программы легкого автоматического стрелкового оружия, призванного заменить ПП, магазинную винтовку и, отчасти, ручной пулемет. Это позволило бы иметь в войсках только две (вместо прежних трех) системы стрелкового оружия: автоматическую винтовку и единый пулемёт для всех задач. Экономично, не правда ли?

Все эти наработки привели к появлению строгих Тактико-Технических Характеристик (ТТХ) для будущего оружия, установленных HWaA.

18 апреля 1938 года НИБ HWaA подписало контракт с владельцем оружейной компании C.G. Haenel Waffen und Fahrradfabrik (г. Зуль, Тюрингия) — оружейником Хуго Шмайсером, которого мы можем знать по MP 28/II и MP 41, на возглавление разработки автоматического карабина, получившего официальное наименование Mkb (Maschinenkarabin).

В начале 1940 года Шмайсер передал HWaA первый прототип автоматического карабина под «короткий» патрон той самой фирмы Polte, о детище которого говорилось выше. Относительно долгое изучение комплекса «плевок-плевало» позволило заложить основные принципы автоматики, очевидное в современности: отвод пороховых газов из ствола. Впоследствии этот принцип будет реализован почти во всех штурмовых винтовках послевоенных лет. Но только к моменту 1942-ого года до немцев окончательно снизошло просветление: они поняли, что сверлить дырки в стволе не так страшно, даже не смертельно, что позволило им использовать газоотвод с чистой совестью. Это такой кивок в сторону разработки Gewehr 41 в частности.

Проектирующаяся автоматическая винтовка Шмайсера очень заинтересовала военных, которые оценили ее как перспективное оружие. После довольно длительной доработки, которая продолжалась весь 1941 год, в конце того же года компания C.G. Haenel получила заказ на производство пятидесяти прототипов для военных испытаний.

Наряду с вышеупомянутой конторой Шмайсера несколько других оружейных компаний начали разрабатывать новый тип стрелкового оружия: Carl Walther GmbH, Erma и другие. В борьбу за приз в виде гитлеровских оваций и потных ручек военных вступился Вальтер, уверенный в своей победе, что способен производить более качественное оружие, чем его конкуренты, благодаря наличию мощной производственной базы и более высокому научно-техническому и конструкторскому потенциалу, который формировался на протяжении многих десятилетий его работы. Правда, ему сказали использовать готовую систему Mkb Шмайсера за основу.

В короткие сроки был изготовлен первый прототип, который в начале 1941 года Вальтер представил офицерам отдела артиллерии и технического снабжения HWaA. Несмотря на то, что карабин показал удовлетворительные результаты при стрельбе на полигоне в Кумерсдорфе, работа по доработке этой несовершенной конструкции продолжалась в течение всего 1941 года.

В конце января 1942 года, чтобы провести обширные испытания на соответствие требованиям, HWaA потребовала от CG Haenel увеличить первоначальный заказ на производство Mkb в 1942 году до 200 единиц, а Walther должна была представить автоматические карабины своей разработки к июлю 1942 года. Обе системы HWaA получили название Mkb-42, продукт CG Haenel с индексом «H» — Mkb-42 (H), а образец Walther, соответственно, «W» — Mkb-42 (W).


Сверху - Mkb-42 (H), снизу - Mkb-42 (W).

После демонстрации прототипов Mkb-42 (H) и Mkb-42 (W) на официальной выставке в июле 1942 года руководство Министерства вооружений Германии и HWaA оставалось убеждено, что обе фирмы вскоре завершат разработку своих детищ, получат по эрзац-шоколадке и одобрение от ефрейтора. Но этому не суждено было сбыться. В августе 1942 года HWaA предъявило новые требования к первоначальным спецификациям. Опыт войны, короче, показывал, что перспективное пуляло должно быть мультифункциональным, будто его собирали швейцарцы: и стрелять пули, и штыком закалывать, и прикладом забивать, и гранаты запускать со ствола, как это научился делать Kar98k. В общем, к октябрю конструктора ни одного образца не изготовили.

Скудные цифры выпуска никого не устраивали, но рейхсминистр вооружения Альберт Шпеер захотел изучить образцы и приказал отправить карабины на Восточный фронт для военных испытаний.



В общем, оба образца из-за идентичных требований HWaA имели множество конструкционных сходств друг с другом. Испытания показали, что хоть Mkb-42 (W) был легче, компактнее и лучше сбалансирован, но его сложная автоматика не подходила для использования в неблагоприятных полевых условиях. Mkb-42 (H) был проще и надежнее вальтеровского образца. В результате, HWaA решила отдать предпочтение конструкции Шмайсера, но только после внесения в нее некоторых изменений.

Компания CG Haenel в то же время, когда проводились работы по доработке детища, с февраля по июнь 1943 года продолжала выпускать небольшое количество Mkb-42. Всего до середины 1943 года было произведено около восьми тысяч автоматических карабинов, из которых примерно 2800 — Mkb-42 (W) и 5200 — Mkb-42 (H). А благодаря поддержке рейхсминистра Шпеера в июне того же года модернизированное оружие под обозначением MP 43 (Maschinenpistole-43. Пистолет-пулемет, да-да. Почему так? Да просто нужно было обмануть кое-кого недовольного, чтобы он ничего не заметил. Гитлера, который был категорически против нового образца оружия, считая, что куча винтовочных патронов на складах Рейха станут никому не нужны, поэтому Шпеер сделал такой финт ушами, правду о котором Алоизович узнал только через два месяца).

А немецкие военные-то уже признали эффективность (не без грехов) MP 43 и его боеприпасов. Новое оружие значительно повысило огневую мощь пехотных подразделений и снизило потребность в использовании ими легких пулеметов для огневой поддержки. Вот генералы СС думали так же, поэтому в своих первых отчетах попросили Фюрера разрешить немедленное массовое производство этого агрегата. Правда, солдаты говорили еще о том, что к оружию обязательно должна прилагаться логистика, способная обеспечить его стрельбу соответствующим количеством патронов, но про это скромно умалчиваем.


К нашим образец Шмайсера также попадал, как неудивительно.

Младший капрал Шёнеберг, 7 августа 1943 года:

Что касается использования MP-43(A) в обороне. Испытание прошло очень хорошо и превзошло карабин 98k. Поскольку противник в большинстве случаев находится на расстоянии не более 300 м, вы можете сражаться с ним с помощью MP-43(A). Наличие одиночной стрельбы дает возможность производить прицельные выстрелы.
... В то время как с Karabiner 98k вам нужно перезаряжать оружие после каждого выстрела, вы можете сделать 30 выстрелов без перезарядки. Это увеличивает огневую мощь группы и затрудняет подход врага к нашей позиции. Перезарядка магазинов не занимает больше времени, чем зарядка карабина.
... Если Karabiner 98k будет заменен на MP-43, было бы целесообразно ввести больше винтовок с оптическим прицелом, чтобы можно было эффективно бороться с противником даже на расстоянии более 300 м.


6 октября 1943 года, попытка убедить Гитлера в порядочности новоиспеченного ствола. На столе Mkb-42(H) и MP-43. Слева министр вооружений Шпеер, прямо за ним, похоже, Гудериан. Круглолицый и в шляпе неизвестны, далее Карл Вольф, Алоизович, за ним дъютант Отто Гюнше и Карл Зеннер, начальник отдела снабжения главного офиса СС. Ну и, самый правый, Фридрих Киттель.

В общем, Гитлер под всеми просьбами не мог не разрешить запуск столь расхваленного образца вооружения в производство. Приняв на вооружение MP 43, его развитие не заставило себя ждать. Например, разработали снайперский MP-43/1, на который установили фрезерованное крепление для четырехкратного прицела ZF-4, а также инфракрасные прицелы ночного видения Zielgerät 1229 Vampir.


6 апреля 1944 года верховный главнокомандующий ВС Рейха издал приказ, посвященный системе стрелкового оружия вермахта, в котором MP 43 переименовали в MP 44, при том, что никаких нововведений не было. Осложнение военной ситуации привело к тому, что в октябре 1944 года Гитлеру пришлось издать еще один приказ, согласно которому MP 44 теперь назывался наконец-таки StG 44 (Sturmgewehr). Новое (правильное) название стало более точно отражать роль и основное назначение этого оружия в бою, хотя изначально оно было введено для поднятия духа войск. В конструкцию автомата не было внесено никаких изменений, за исключением штампа.


Штурмгеверы находились в первую очередь в руках отборных войск — моторизованных подразделений и формирований вермахта и полевых войск СС. А их история применения не закончилась с падением Третьего Рейха. После войны они с 1948 по 1956 год состояли на вооружении казарменной полиции ГДР, а в 1945–1950 годах — воздушно-десантных войск Югославской народной армии.


Ну и про непосредственное наследие: в конце 1944 года немецкий конструктор Людвиг Форгримлер спроектировал экспериментальную винтовку StG 45(M). Но поражение Германии в войне не позволило завершить разработку штурмовой винтовки.


Sturmgewehr 45 (M)

После войны Форгримлер переехал в Испанию, где устроился в конструкторское бюро оружейной компании CETME. В середине 1950-х на основе своей конструкции StG 45 Людвиг создал штурмовую винтовку CETME Model A.


Через какое-то время появилась Model B...


В 1957 году лицензию на автоматическую винтовку CETME приобрела немецкая компания Heckler & Koch. Данная компания была основана в 1948 году тремя бывшими инженерами всё того же разрушенного завода Маузер в Обендорфе. Основываясь на CETME, немецкая компания создает винтовку H&K G3, которая поступает на вооружение Бундесвера в 1959 году.


Конечно, винтовки CETME, H&K G3 и другие их современники в наше время являются устаревшими, но стоит признать немалую заслугу немецких инженеров в толчке развития многих образцов стрелкового оружия. Людвиг Форгримлер вернулся в Германию в конце 1950-х годов и вновь стал работать в компании «Маузер». До своей смерти в 1983 году получил еще ряд патентов на свои изобретения. А всё началось с хотелки немецких военных совместить пистолетный и винтовочный патрон!


Отцы и дети

Продолжение следует...
53 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +19
    9 июня 2025 03:58
    Честно говоря, не понял смысла сего опуса. Автор, не сумев добавить ничего нового в историю Sturmgewehr 44, решил переписать уже известную по фене?
    1. +13
      9 июня 2025 04:33
      Цитата: Nikname2025
      решил переписать уже известную по фене?

      Возможно посчитал, что такое ироничное повествование может вызвать интерес. Выглядит конечно несколько дешево.
      1. +11
        9 июня 2025 06:14
        Цитата: Дырокол
        Возможно посчитал, что такое ироничное повествование может вызвать интерес.
        Ирония допустима в разделе Мнения. А писать на технические темы с иронией не комильфо.
        1. +8
          9 июня 2025 07:35
          Цитата: Добрый злыдень
          А писать на технические темы с иронией не комильфо.

          Невозможно не согласиться. К сожалению многие так поступают и делают это очень неумело.
    2. +4
      9 июня 2025 05:16
      Цитата: Nikname202
      Автор, не сумев добавить ничего нового в историю Sturmgewehr 44, решил переписать уже известную по фене?
      На сеансе гипноза всегда повторяют по нескольку раз одно и тоже. Чтобы лучше усваивалось. Но по-любому, Автора с почином! wink
  2. +4
    9 июня 2025 04:56
    Жили-были два патрона: винтовочный и пистолетный.

    Очень странно, что никто из государственных деятелей не смог понять (или им не смогли объяснить) преимущество промежуточного патрона.
    1. Винтовочный патрон избыточен по энергетике, попадаются конечно уникумы способные вести прицельный огонь далее 300 м. с открытого прицела, но основная масса мобилизованных (далеко не все с 100% зрением) это делать не способна.
    2. Пистолетный патрон слаб, 200 м. для него это потолок, тем более из ПП на таком расстоянии вести прицельный автоматический огонь вообще невозможно. А одиночный огонь в большинстве ПП не предусмотрен конструкцией.
    3. Сам бог велел сделать что-то между ними, т.к. это снизит массу оружия (в варианте автоматической винтовки конечно), сэкономит огромное количество пороха и металла.
    Ошибкой немецкий конструкторов то, что они делали увеличенный пистолет-пулемет, а не уменьшенную винтовку. StG 44 по причине того, что основной огонь должен вестись очередями стал очень тяжелым, а необходимость таскать большое количество патронов явно не обрадовало ни пользователей, ни снабженцев, ни производителей. И т.н. "ефрейтор" был прав в том, что штурмовая винтовка станет головной болью для промышленности в условиях дефицита материалов и пороха. Если бы ему предъявили MP-43 и на пример Gewehr 43 только под промежуточный патрон, то скорее всего он бы выбрал последнее.
    1. +2
      9 июня 2025 05:10
      Очень странно, что никто из государственных деятелей не смог понять (или им не смогли объяснить) преимущество промежуточного патрона.

      Наличие трех патронов для легкого стрелкового оружия - кошмар для интенданта. Ведущие армии мира шли по другому пути самозарядная винтовка.
      Хорошего дня!
      1. +3
        9 июня 2025 05:19
        Цитата: Коте пане Коханка
        Наличие трех патронов для легкого стрелкового оружия - кошмар для интенданта
        Ну если на войну смотреть глазами интенданта.......... Мне даже подумать об этом страшно wink
      2. +3
        9 июня 2025 05:23
        Цитата: Коте пане Коханка
        Наличие трех патронов для легкого стрелкового оружия - кошмар для интенданта.

        История показывает, что этих товарищей никто особо не жалел. Разнообразие одних только снарядов переплюнет три калибра патронов.
        1. +1
          9 июня 2025 07:12
          Разнообразие формирует эволюционный фактор. Первые отечественные попытки стандартизации артиллерии относят к эпохе Ивана Васильевича IV и его сына Федора Иоанновича. Определенный успех имела реформа Петра Алексеевича, однако свое заключительное слова в унификации гладкоствольной артиллерии сказал Аракчеев. Потом революции с области нарезного ствола и бездымного пороха. Даже Советский союз с дуплексами и триплексами не смог до конца победить «разброд» в артиллерийском парке.
          С легким стрелковым оружием проще и сложнее одновременно. Сегодня только пистолетных патронов в вооруженных силах 5 видов, а на начало Великой Отечественной их было только - три.
          Ну где-то так!
          1. +2
            9 июня 2025 07:41
            Цитата: Коте пане Коханка
            Ну где-то так!

            Справились же. Так то и Арисаки в бой пошли, а по ленд-лизу Томпсоны поступали. А в 1944 промежуточный патрон на вооружение поступил, видать плач интендантов был проигнорирован.
          2. +4
            9 июня 2025 08:57
            Просветите, я всегда думал что только два типа пистолетнвх патронов, для нагана и ТТ.
            1. +2
              9 июня 2025 11:04
              Цитата: mr.ZinGer
              я всегда думал что только два типа пистолетнвх патронов, для нагана и ТТ.

              Очевидно, коллега имеет в виду патрон к пистолету Коровина 6.35х15 в девичестве Браунинг
            2. 0
              9 июня 2025 11:30
              В СССР серийный выпуск идентичного 6,35-мм пистолетного патрона (индекс ГАУ — 57-Н-112) был начат в 1934 году на патронном заводе № 3 им. тов. Володарского в Ульяновске (входившем в трест «Патрубвзрыв»). Патроны производились для пистолета ТК и находившихся на вооружении 6,35-мм пистолетов иностранного производства[3][6]. Производство патрона продолжалось до начала Великой Отечественной войны. Упаковка маркировалась как «Патроны к пистолету „Браунинг“».
        2. +3
          9 июня 2025 10:56
          Цитата: Дырокол
          Разнообразие одних только снарядов переплюнет три калибра патронов.

          У немцев было не просто разнообразие, а разнообразие в пределах одного калибра. Чёрт с ними, с курц- и ланг-версиями - у нас тоже были полковушки и дивизионки. Но когда выстрел для противотанкового орудия не подходит для стрельбы из танкового орудия, при том, что танковое орудие разработано на базе этой самой ПТП... belay
          1. +1
            9 июня 2025 19:01
            Вот именно. Но ведь справлялись же.
      3. 0
        10 июня 2025 15:05
        Наличие трех патронов для легкого стрелкового оружия

        Ну вот, американцы, например:
        .30-06 в Гаранд, .30 в Карабин, .45 в Томми ган.
    2. +3
      9 июня 2025 05:12
      Очень странно, что никто из государственных деятелей не смог понять (или им не смогли объяснить) преимущество промежуточного патрона.

      Наверное все же некоторые понять смогли, поскольку первый промежуточный патрон 10,4x38ммR ( .41 Swiss) для винтовок Peabody и Vetterli швейцарцы разработали и приняли еще в 1867 году.
      1. +1
        9 июня 2025 05:19
        Цитата: Nikname2025
        швейцарцы разработали и приняли еще в 1867 году.

        Это же не стало мировым стандартом, как после Второй Мировой Войны.
        1. +5
          9 июня 2025 07:11
          потому что это не были по настоящему промежуточные патроны. Из-за баллистики.
      2. +2
        9 июня 2025 15:27
        Такие пули находил в Севастополе на Корабельной стороне . При строительстве дома знакомому нашли несколько таких пуль( крупные , тяжёлые ! ) и пуговицы от мундиров ... английских .
      3. +1
        9 июня 2025 21:46
        Цитата: Nikname2025
        10,4x38ммR
        а с чего Вы взяли что это промежуточные патроны?
        1. -2
          9 июня 2025 22:42
          А что этому патрону мешает быть промежуточным?
      4. 0
        10 июня 2025 15:15
        поскольку первый промежуточный патрон 10,4x38ммR

        Увы, но такое сравнение некорректно.
        Там пороха совсем другие были, намного слабее.
        Таким макаром, можно и патрон для берданки обозвать патроном для винтовки вида ВССК Выхлоп.
        Он номинально 10,75х58, а вот пулю он разгонял меньше чем на 500м/с.
        По цифрам, он, вроде, как на какой-то магнум патрон тянет, а по мощности как современный промежуточный.
        Боюсь, что 10,4х38 ближе даже к .45ACP
        1. -2
          10 июня 2025 17:22
          Увы, но такое сравнение некорректно.
          Там пороха совсем другие были, намного слабее.

          Определение термину "промежуточный патрон" дать можете?
          1. +1
            10 июня 2025 22:17
            промежуточный патрон

            Так он промежуточный между винтовочными патронами на бездымных порохах, с соответствующими формами и калибрами пуль, и также пистолетными патронами на бездымных порохах.
            А чо вы пулю из мушкета 20го калибра не показываете? Там в зависимости от навески пороха, тоже можно было "промежуточный" выстрел сделать. Промежуточный между обычной навеской для ружья и обычной для пистоля.
            По той же причине патроны 12го калибра для гладкоствольных ружей промежуточными не называются, да и винтовочными тоже. Вот какой это патрон? Винтовочный? Килоджоули у пулевых патронов там винтовочные. Промежуточный? Длины гильз и пороховые заряды там соответствующие.
            А может это всё же ружейный патрон? Патрон с малым пороховым зарядом и большим калибром, для гладкоствольного оружия. Который не получится определять как винтовочный, промежуточный или пистолетный, потому что он работает абсолютно по другому и характермстики имеет несравнимые.
            1. -2
              10 июня 2025 23:59
              Да, текста много...
              Комментарий короткий...
              1. 0
                11 июня 2025 15:48
                Да, текста много...
                Комментарий короткий...

                По существу больше сказать нечего?
  3. 0
    9 июня 2025 06:04
    Давно хочу написать, М-16 это чистый гевер 43 и не надо ля-ля, что пингвины сами разработали свою М-16, немецкий след он есть и в АК и М-16 и вообще космос состоялся только из-за немцев am
    1. 0
      9 июня 2025 07:28
      Вы забыли в конце добавить "Зиг хайль!!!"
    2. 0
      9 июня 2025 09:04
      Давно хочу написать,

      да, очень плодотворно работали:
      разработали снайперский MP-43/1, на который установили фрезерованное крепление для четырехкратного прицела ZF-4, а также инфракрасные прицелы ночного видения Zielgerät 1229 Vampir.
    3. -1
      10 июня 2025 15:17
      Давно хочу написать, М-16 это чистый гевер 43

      А я напишу, что М16 это чистая французская полуавтоматическая винтовка 19го века.
      И что?
  4. +11
    9 июня 2025 06:21
    "замутили автоматический карабин"
    Что за подростковый жаргон? Вы - нормальное издание, или или сборище дворовой гопоты?
  5. +8
    9 июня 2025 06:36
    А всё началось с ХОТЕЛКИ немецких военных совместить пистолетный и винтовочный патрон!
    Владислав! На будущее. Жаргонные словечки портящие великий русский язык из своего словаря исключите.
  6. +5
    9 июня 2025 06:41
    Похоже скандинавы со своим 6.5×55 Swedish еще в 1891 угадали. Самое смешное, что он и сейчас вероятно, лучший промежуточный. yes
    1. +2
      9 июня 2025 06:55
      6.5×55 Swedish - патрон винтовочный yes
      1. 0
        9 июня 2025 08:44
        . 6.5×55 Swedish - патрон винтовочный yes

        Это условности. Где заканчивается винтовочный и начинается промежуточный?
        Где заканчивается винтовка и начинается автомат и есть ли он вообще? Или это тоже винтовка только автоматическая?
        Патрон Арисаки винтовочный или промежуточный?
        И т.д.

        Ключевое: оптимальный патрон для стрелковых дистанций для. Остальное - методологические измышления для теоретиков стрельбы)). hi
    2. 0
      10 июня 2025 15:18
      что он и сейчас вероятно, лучший промежуточный

      Скорее умеренный винтовочный.
      Всё-таки в оружие вида АКМ оно не влезет, избыточно.
  7. +4
    9 июня 2025 07:00
    Замечательная компиляция с использованием копипасты:
    https://dzen.ru/suite/feb7cf11-b9fa-4430-ac45-6c8d002a5550
  8. +3
    9 июня 2025 07:09
    Штурмгеверы находились в первую очередь в руках отборных войск — моторизованных подразделений и формирований вермахта и полевых войск СС.


    Да не было этого! Штурмгеверы лежали на складах из-за нехватки патронов. В качестве исключения, их выдавали фольксштурму с несколькими десятками патронов, всё равно больше не успеют выстрелить.
  9. +6
    9 июня 2025 07:16
    Неужели, оказывается, можно написать про Sturmgewehr 44, ни разу при этом не упомянув по тексту фамилию Калашников?! С тревогой и замиранием сердца жду продолжение...
    1. +5
      9 июня 2025 07:45
      Цитата: severok1979
      ни разу при этом не упомянув по тексту фамилию Калашников?!

      Было бы совсем "зашквар" в терминологии автора. Если уж упоминать, так А.И. Судаева ибо его АС-44 делался с оглядкой на тему автора.
    2. +3
      9 июня 2025 11:05
      Цитата: severok1979
      Неужели, оказывается, можно написать про Sturmgewehr 44, ни разу при этом не упомянув по тексту фамилию Калашников?!

      Невозможно. Даже если опустить известный миф про АК-47, то всё равно останется былинный отказ с памятником Михаилу Тимофеевичу, на котором была изображена взрыв-схема упомянутого в статье предка Sturmgewehr 44, а именно Mkb 42(H).
  10. +3
    9 июня 2025 08:36
    В целом пушка у Фолльмера получилась нормальная
    Повеселило... wink
  11. +4
    9 июня 2025 09:03
    А где главные минус МР-43/44 ? Выдавали огнеупорную варежку,так как не было охлаждающего кожуха ствола,как на ППС-43,ППШ-41. Ожог легко было получить.
    1. +1
      9 июня 2025 13:26
      Цитата: dragon772
      А где главные минус МР-43/44 ?

      Штурмгевер не давал возможность внести интенсивный автоматический огонь. Задержка могла появиться даже в рамках первого магазина. Основная причина - это неточности в штамповке ствольной коробки, в местах хода затвора.
    2. 0
      9 июня 2025 14:14
      Цитата: dragon772
      Выдавали огнеупорную варежку
      это для MG, вынуть горячий ствол невозможно без варежки. А в штурмгевере было штампованное цевье. К тому же по инструкции автоматический огонь короткими очередями разрешалось вести только в исключительных случаях. Основной огонь предусматривался одиночный.
      1. 0
        9 июня 2025 16:08
        Нет.Варежка была обязательным атрибутом. По хроники стреляли короткими очередями,ствол перегревался и держали за магазин в верхней части.За цевье,уже головой рукой невозможно было притронуться без ожога.
        1. +1
          9 июня 2025 21:42
          Цитата: dragon772
          Варежка была обязательным атрибутом

          Кроме как ОБС, у Вас есть источники подтверждающие "обязательность" применения этих варежек при эксплуатации Stg-44?
  12. +1
    9 июня 2025 13:21
    Цитата: Дырокол

    Очень странно, что никто из государственных деятелей не смог понять (или им не смогли объяснить) преимущество промежуточного патрона.
    1. Винтовочный патрон избыточен по энергетике, попадаются конечно уникумы способные вести прицельный огонь далее 300 м. с открытого прицела, но основная масса мобилизованных (далеко не все с 100% зрением) это делать не способна.
    2. Пистолетный патрон слаб, 200 м. для него это потолок, тем более из ПП на таком расстоянии вести прицельный автоматический огонь вообще невозможно. А одиночный огонь в большинстве ПП не предусмотрен конструкцией.


    Консервативность плюс опыт предыдущей войны.
    Винтовочный патрон обладает избыточной мощностью, но благодаря этому может поражать противника за некоторыми преградами (бруствер, доски и т.п.)
    ПП показали себя эффективными в зачистке окопов противника и городском бою.
  13. 0
    9 июня 2025 13:27
    Цитата: Arzt
    . 6.5×55 Swedish - патрон винтовочный yes

    Это условности. Где заканчивается винтовочный и начинается промежуточный?
    Где заканчивается винтовка и начинается автомат и есть ли он вообще? Или это тоже винтовка только автоматическая?
    Патрон Арисаки винтовочный или промежуточный?
    И т.д.

    Ключевое: оптимальный патрон для стрелковых дистанций для. Остальное - методологические измышления для теоретиков стрельбы)). hi


    Винтовочный и пистолетный - исходные варианты. Промежуточный - нечто среднее, что появляется позже исходных.

    Автомат - это штурмовая винтовка. Можно сделать и автоматическую винтовку под винтовочный патрон, но ресурс службы такого оружия будет невелик, да прочие ТТХ будут так себе. Уместно вспомнить АВС. (автоматическую винтовку Симонова).

    Патрон Арисаки - винтовочный. Промежуточные варианты обычно получаются за счет укорачивания исходного боеприпаса.
  14. +1
    9 июня 2025 15:33
    Цитата: Старший матрос
    Цитата: mr.ZinGer
    я всегда думал что только два типа пистолетнвх патронов, для нагана и ТТ.

    Очевидно, коллега имеет в виду патрон к пистолету Коровина 6.35х15 в девичестве Браунинг

    7.65 Браунинг еще выпускался - иномарок было немеряно на руках
  15. +1
    9 июня 2025 15:36
    Бывает в продаже охотничий вариант. Дорого. crying
    https://gunsbroker.ru/hunting/481685_karabin-ohotnichiy-stg44-shturmgever-stg44.html