«Лейтенантская проза». Константин Воробьёв

5
Константин Дмитриевич Воробьев – русский писатель, принимавший участие в Великой Отечественной войне, один из ярких представителей «лейтенантской прозы», хотя его произведения в советской России задвигались, печатались с купюрами или не публиковались. Так повесть «Это мы, Господи!» увидела свет уже после смерти писателя, спустя более чем 40 лет после того, как была напечатана. В 1994 году писатель был посмертно удостоен премии им. Сергея Радонежского, а в 2001 году премии им. Александра Солженицына.

Константин Воробьев родился 24 сентября 1919 года в селе Нижний Реутец Курской области. По слухам его настоящим отцом мог быть белый офицер. Но точно о нем ничего не известно. По словам сына писателя, Константин не знал своего отца, а Воробьев была не его фамилия. Необыкновенно красивая мать будущего писателя Марина была по природе очень любвеобильной женщиной. Константин появился на свет, пока ее муж был на германском фронте. Вернувшись домой, Дмитрий Матвеевич Воробьев простил грешницу и дал ребенку свою фамилию и отчество. Марина же так и не посвятила никого в свою тайну. При этом папины родственники называли 2-х возможных отцов мальчика – богатого человека по фамилии Письменов, в дом которого Марина ходила заниматься уборкой, а также австрийца, стоявшего у них на постое.

Детство писателя пришлось на становление советской власти в стране. Но в 20-е годы семья Воробьевых жила достаточно благополучно, в том числе и благодаря тому, что глава семейства работал заведующим сельским магазином. Но однажды в сельмаге была обнаружена недостача, и Дмитрий Матвеевич был арестован. Вскоре после этого центральные области страны накрыл страшный голод, который стал следствием проводимой в СССР коллективизации. В 1933 году село Нижний Реутец вымирало целыми семьями. Все то, что он пережил в детстве, Константин Воробьев впоследствии отразил в своих произведениях. В первую очередь речь идет о его деревенской прозе повести «Друг мой Момич», а также «Почем в Ракитном радости» и «Синель». Свои лучшие произведения о войне он написал также, основываясь на своем собственном опыте, том, что ему пришлось пережить самому.
«Лейтенантская проза». Константин Воробьёв

Для того чтобы спасти свою семью от голода, Константин Воробьев в возрасте 14 лет стал работать в местном магазине, где ему платили хлебом. После окончания сельской школы он некоторое время проучился в сельскохозяйственном техникуме в Мичуринск, а после этого окончил курсы киномехаников, возвратился назад в свое родное село и устроился литературным сотрудником в районную газету. В 1935 году будущий писатель написал стихотворение на смерть Куйбышева, в котором были такие строки: «Ты не один, в аду с тобою и Сталин будет в краткий срок». После таких стихов Воробьев из газеты был уволен, хотя официально ему в вину ставили хранение книги «Война 1812 года», которая была для будущего писателя настольной.

Последовав советам знакомых, Константин Воробьев не стал ждать худших мер в свой адрес и переехал в Москву к своей сестре. В Москве он учился в вечерней школе и одновременно с этим продолжал свою литературную деятельность, работая в редакции газеты «Свердловец». Во время службы в РККА с 1938 по 1940 годы он также работал на этом поприще, сотрудничая с армейской газетой «Призыв», а после окончания службы работал в газете Академии им. Фрунзе. Отсюда он был направлен на учебу в Московское Краснознамённое пехотное училище им. Верховного Совета РСФСР. Благодаря высокому росту и своему происхождению из крестьян Константин Воробьев был зачислен в роту курсантов Кремлевского училища.

По сути, писатель оказался в элитной части Красной Армии, тогда это считалось удачей. Никто не мог подумать, что в 1941 году этих молодых ребят, отборные кадры, всех как на побор высокого роста со стрелковым оружием и бутылками с зажигательной смесью бросят навстречу наступающим на столицу немецким танкам. Для абсолютного большинства из них эти первые бои под Москвой станут последними в их жизни.

Константин Воробьев оказался на фронте в октябре 1941 года в разгар немецкого наступления на столицу, когда в котлах переваривались целые дивизии Красной Армии, части гибли практически в полном составе, многие попадали в плен, который в СССР приравнивался к измене Родине. Позднее эту обстановку до мельчайших деталей писатель воспроизведет в своем самом известном произведении, повести «Убиты под Москвой». В данной повести писатель не утаил одного из главных предметов той эпохи – безотчетного страха не перед врагом, а перед другом. Это видно даже по такой детали из повести: никто из роты кремлевских курсантов не решался взять листовку, что были сброшены с немецкого самолета. Глядя на это, капитан Рюмин задавался вопросом: «кого они боятся, меня или друг друга?». Этот же мотив проходит и во время встречи капитана Рюмина с командиром отряда НКВД, образ которого отражается в одной единственной характеристике – «щупающей душу усмешке». Кажется, что ни в одном из советских произведений о войне не было показано ее оборотной стороны так, как это было свойственно всем произведениям Воробьева.

В декабре 1941 года под Клином лейтенант Константин Воробьев контуженым попадает в плен к немцам, после чего долгое время до 1943 года содержится в различных концентрационных лагерях, откуда он дважды бежал. В 1943-1944 годах, бежав из лагеря, расположенного на территории Литвы, он возглавляет партизанский отряд, сформированный из бывших военнопленных. За свое участие в партизанском движении писатель был награжден медалью «Партизану Отечественной войны» 1-й степени. Во время своего нахождения в литовском подполье он написал свое первое большое произведение – автобиографическую повесть «Это мы, Господи!», которая была посвящена времени проведенному в плену. В 1946 году уже после войны он передал данную рукопись в журнал «Новый мир», но тогда публикация ее не состоялась, да, скорее всего, это было просто невозможно, так как данная повесть шла вразрез с тем, что тогда публиковалось о войне. Лишь в 1986 году, спустя 40 лет, данная повесть была обнаружена в архивах «Нового мира». Обнаружила ее Ирина Соколова аспирантка Ленинградского Государственного педагогического института. Повесть была напечатана в том же году в журнале «Наш современник».

С 1947 года Константин Воробьев жил в Вильнюсе. Здесь он сумел сменить большое количество профессий, он работал и шофером, и киномехаником, и конторщиком, заведовал магазином промтоваров. В 1952-1956 годах работал в редакции ежедневной газеты «Советская Литва», где заведовал отделом искусства и литературы. Именно в Вильнюсе вышел первый сборник его рассказов «Подснежник» (1956), а также сборники повестей и рассказов «Седой тополь» (1958) и «Гуси-лебеди» (1960). Первые произведения автора конца 1940-х начала 1950-х годов в основном повествовали о буднях литовской деревни.

После выхода сборника рассказов «Подснежник» Константин Воробьев стал настоящим литератором. Но известность ему принесли его повести 1960-х годов. Это были повести «Алексей, сын Алексея» (1960), «Крик» (1962) и «Убиты под Москвой» (1963). Все они были задуманы как единое произведение со сквозным героем, но в итоге вышли в разное время и зажили своей самостоятельной жизнью. В повести «Алексей, сына Алексея» действие происходило еще в довоенной деревне в 1920-1930-е годы. Главные герои данного произведения дед Митрич и Алешка-матросенок становились свидетелями трагического слома крестьянской жизни.

Повести «Крик» и «Убиты под Москвой» относятся к тем, которые критики привыкли называть «лейтенантской прозой». В них писатель рассказывал о том, чему сам стал свидетелем во время ожесточенных боев под Москвой в конце 1941 года. Трагедия главного героя повести «Крик» – гибель от взрыва его любимой девушки – стала символом трагедии всего поколения, юность которого совпала с этой страшной войной. Манеру, в которой было написано это и последующие произведения автора, критики позднее назовут «сентиментальным натурализмом». Позднее данные повести были дважды экранизированы. В 1983 году вышел фильм «Экзамен на бессмертие», а в 1990 году «Это мы, Господи!». Первый из них строился на сюжете повестей «Крик» и «Убиты под Москвой», а второй только на повести «Убиты, под Москвой», при этом авторы последнего использовали для фильма название другой повести Воробьева.

В середине 1960-х годов Константин Воробьев писал повести, в которых стремился донести до читателя «правду о гибели русской деревни». Это его стремление воплотилось в повестях «Почем в Ракитном радости» (1964) и «Друг мой Момич» (1965). Из-за того что вторая повесть не соответствовала официальным идеологическим установкам при жизни автора она полностью не публиковалась, купированный вариант был опубликован в 1967 году под названием «Тетка Егориха». Герой повести Воробьева «Почем в Ракитном радости» всю жизнь винил себя за то, что написанная им, еще будучи мальчиком-селькором, газетная заметка стала причиной ареста его родного дяди. Много лет спустя дядя и его племянник встретились в сталинском лагере, в который бывший сельский корреспондент попал после фашистского плена. В этом произведении Воробьев старался провести важную для него мысль о том, что трагедии русской деревни, войны и плена имели под собой общие корни: разрушение социальных и нравственных основ жизни при Сталине. Герои и «деревенских», и «лейтенантских» повестей и рассказов Константина Воробьева после выпавших на их долю страшных испытаний оказывались способными на духовный взлет и через душевную боль приходили к катарсису.
Памятник писателю в Курске

Жизненный и творческий путь писателя оборвала тяжелая болезнь, 2 марта 1975 года он умер от опухоли мозга в Вильнюсе. В 1995 году прах писателя был перезахоронен в Курске на Офицерском кладбище.

Источники информации:
-http://www.rummuseum.ru/portal/node/2205
-http://www.litra.ru/biography/get/wrid/00056701184773068125
-http://lit.1september.ru/2005/09/75.htm
-http://ru.wikipedia.org
5 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    9 апреля 2013 09:21
    Мужественные люди! Нелегкая им досталась судьба и ответственность за свою Родину и государство.
    А наше поколение смогло бы повторить их подвиг? Достойны ли мы подвига своих отцов и дедов?
    Поколение потребителей легко отдавших, в мирное время, за заграничные шмотки и колбасу, Родину предков на поругание и разрушение. Поколение, которое считает себя "гражданами мира", которое стремится получить достойное образование на Родине, а затем слинять зарубеж, вряд ли способно повторить подвиг отцов и дедов.
    Система СМИ, образования и воспитания нынешней России, сделав акцент на воспитание человека - потребителя, потеряла главное - перестала возрождать патриотизм в наших людях, а следовательно мы все можем потерять нашу Родину - Россию.
  2. +1
    9 апреля 2013 09:27
    Читала его книги. Читала и плакала.
  3. 0
    9 апреля 2013 10:15
    И этот достойный человек, замечательный, правдивый писатель, после смерти стал вынужденным переселенцем1
    1. voichuk2010
      +1
      9 апреля 2013 23:04
      Я бы сказал так: "После своей смерти этот непревзойдённый писатель-фронтовик перестал быть переселенцем и вернулся с почестями из деградирующего ныне недогосударства "Эстония" на свою историческую Родину".
    2. Комментарий был удален.
  4. 0
    9 апреля 2013 18:42
    Читал Константина Дмитриевича благодаря деду , который собрал обширную библиотеку .Задевающие за живое произведения.Вечная ему память .Он увековечил себя своими трудами , и тех о ком писал книги.
    Отдельная благодарность автору