С красной звездой на броне

С красной звездой на бронеВ 1942 году начались массовые поставки авто- и бронетанковой техники в СССР по ленд-лизу. Тысячи американских, английских, канадских танков, грузовиков, джипов и мотоциклов стали поступать на вооружение Красной армии. Это помогло фактически заново моторизировать советские войска, восполнить тяжелые потери лета-осени 1941 года, приступить к формированию новых танковых и механизированных соединений. И хотя танковый ленд-лиз не превысил 13% от советского производства, поставки по одному из видов бронетехники составили все 100%.

Речь идет о колесных, гусеничных и полугусеничных бронетранспортерах союзников.

Пятнадцатого сентября 1916 года летящий в районе реки Соммы британский самолет-разведчик передал в тыл сообщение, которое тут же попало в мировую прессу: «Танк движется по главной улице деревни Флер, и английские солдаты идут вслед за ним в хорошем настроении». Это был танк МК-1.


32 его собрата атаковали немцев и сумели продвинуться в течение дня в глубь германской обороны на 5 км, причем потери англичан составили в 20 раз меньше обычных. Так появилось во время Первой мировой новое грозное оружие. Его психологический эффект было невозможно переоценить, но вскоре выяснилось, что сильно страдает взаимодействие танков с пехотой. По изрытой воронками земле пехотинцы не успевали за танками, пехоту отрезали пулеметным и артиллерийским огнем, она несла большие потери.

Солдат надо было как-то прикрыть броней и «доставить» до вражеских окопов, где бы они действовали самостоятельно, закрепляя успех и прикрывая танки. Поэтому командование британского танкового корпуса после сражения у Камбре в ноябре 1917 г. заказало и танк специальной конструкции — транспортер пехоты.

Первый в истории бронетранспортер получил название МК-9. За его основу была взята конструкция первого танка МК-1, с которого демонтировали вооружение и бортовые спонсоны. Корпус немного удлинили, разместив на каждом борту по две овалообразные двери с лючками для стрельбы из винтовок. Машина могла брать на борт до 30 пехотинцев или 10 т груза. По современной классификации это был тяжелый бронетранспортер, но с противопульным бронированием. Всего было выпущено около 35 таких машин, однако принять участие в боевых действиях до подписания перемирия они не успели.

Массовое применение танков привело к системе формирования бронетанкового вооружения. Во время крупнейшего танкового сражения Первой мировой, Амьенской операции 1918 года, союзники уже расширили «ассортимент» и применяли транспортеры, радиотанки, танки-мостоукладчики, танки инженерного разграждения, танки — тягачи артиллерийских орудий.

Новая модель танка МК-5 благодаря своему размеру уже сама позволяла брать на борт небольшой десант. Во время Амьенской операции танки МК-5 доставили к границам прорыва два пулемета «Льюис» и два пулемета «Гочкисс» вместе с расчетами, которые, высадившись из танка, отражали немецкие контратаки.

Танкам в этом сражении неоднократно приходилось возвращаться и снова зачищать окопы противника, увлекая за собою пехоту. Они коренным образом изменили общий характер боя при условии массированности, внезапности применения их на широком фронте с эшелонированием в глубину. Но танкам была нужна поддержка артиллерии, чтобы подавлять огонь вражеских орудий и огонь ПТО; необходимо было сопровождение пехоты, которая обеспчивала бы охранение и занимала местность; требовались саперы для преодоления препятствий; необходимы были моторизированная разведка и служба тыла. Стало очевидным, что все эти части надо включать в состав бронетанковых войск Но и другие рода войск тоже не могли успешно взаимодействовать с танками без механизированных средств передвижения…

Британский путь

Инициатива в развитии механизированных войск в 20–30-е годы принадлежала Англии. Сторонники механизации в британской армии, генералы Б. Лиддел Гарт, Дж. Мартель, Д. Фуллер, предлагали усилить танковые части пехотой и артиллерией на специальных бронированных машинах и полностью механизировать службу связи, тыла, разведки и саперов. Но мнения разделились. Одни авторитетные военные считали, что необходимы крупные смешанные соединения, где танки действовали бы при поддержке других родов войск, другие не менее авторитетные специалисты настаивали на сплошной механизации, при которой соединения состояли бы только из танков и бронемашин. Кстати говоря, последнее направление было взято на вооружение руководством РККА.

В 1927 г. на британском военном полигоне Солсбери-плейн формируется первое в истории тактическое объединение, использующее только двигатели внутреннего сгорания. Оно получило название экспериментальной механизированной бригады. На учениях скоро выяснилось, что колесный транспорт не может сопровождать танки на пересеченной местности. Пришлось пересмотреть требования к вспомогательным гусеничным машинам, таким как бронированный пулеметовоз, бронированный транспортер орудий, бронированный транспортер снабжения и пехоты.

С красной звездой на бронеИ в конце 1928 г. появилась машина, оказавшая огромное влияние на развитие легкой бронетехники во всем мире. Речь идет о танкетке британского инженера Д. Кардена и его партнера по фирме В. Ллойда «Карден-Ллойд МК- 6», которая прижилась во многих странах и во множестве модификаций. Опыт эксплуатации танкетки позволил конструкторам фирмы «Виккерс-Армстронг» на основе не пошедшего в серию плавающего танка «Виккерс-Карден-Ллойд» в 1936 г. приступить к созданию транспортеров для новых пулеметов: тяжелого «Виккерс» и легкого «Брен». Открытая сверху легкобронированная машина (10 мм) массой 3,7 т и высотой 1,58 м имела 8-цилиндровый карбюраторный двигатель мощностью 60–85 л.с, который позволял развивать скорость до 48 км/ч при запасе хода в 180–225 километров. Ее вооружение составляло 1–2 пулемета и 14-мм противотанковое ружье «Бойс», а экипаж — в зависимости от модификации 2–3 человека, десант — 3–4. Благодаря низкому удельному давлению на грунт порядка 0,45 кг/см2, бронетранспортер обладал высокой проходимостью.

В 1937 году машина получила название «Юниверсал-ган-карриер» и стала первым и самым массовым легким многоцелевым гусеничным бронетранспортером Второй мировой войны. Он был основным бронетранспортером Британского содружества, к 1945 году было выпущено в Англии около 57 000 ед., в Канаде — 29 000 ед., в Австралии — ок. 5000 ед., в Новой Зеландии — ок.1300, в США — ок.20000 ед. Настолько же многочисленным было количество его модификаций. Это и бронетранспортер пехотных подразделений, и носитель вооружений, и подвозчик боеприпасов, и артиллерийский тягач, и разведывательная машина, и огнемет, санитарная машина и др.

Первыми этими машинами в английской армии были вооружены разведывательные (бывшие кавалерийские) полки, в которых имелось 28 легких танков и 44 бронетранспортера. В состав Британских экспедиционных сил во Франции в мае 1940 г. входили 7 таких полков (308 ед. плюс 31 ед. в танковых частях). Но англичане практически лишились всех этих машин в основном в районе Дюнкерка.

Эти же машины первыми были отправлены по ленд-лизу в СССР. В 1941 г. прибыло 330 единиц, в 1942 г. — 903, в 1943 г. — 408, в 1944 г. — 351, в 1945 г — 16 ед. Всего за годы войны было получено 2008 бронетранспортеров как английских, так и канадских.

«Полутанк»

«Полутанк» или «Русский тип танка» — так обозначил австрийский майор Фриц Хейгль в своем очень популярном тогда справочнике «Танки» выпуска 1936 г. полугусеничный бронеавтомобиль периода Первой мировой войны «Остин-Кегресс».

Конструкцию движителя бронеавтомобиля запатентовал еще в 1914 г. заведующий технической частью императорского гаража и одновременно личный водитель Николая II французско-русский инженер Адольф Кегресс. По проходимости и скорости этот бронеавтомобиль превосходил даже первые английские и французские танки. Эмигрировав из России в 1917 году, Кегресс продал свое изобретение французской компании «Ситроен», и оно быстро нашло свое применение в Европе.

Полугусеничный тип движителя позволял избавиться от дороговизны и тихоходности гусеничного движителя и одновременно придавал колесной технике неплохую проходимость. Важна была и конструктивная простота, ведь в колесном автомобиле на гусеничный движитель заменялся только задний мост.

Пристальный интерес к этому виду машин проявила и Германия, имевшая опыт их использования в Первую мировую войну. По Версальскому договору Германии было запрещено иметь боевую бронированную гусеничную технику, поэтому немцы сосредоточились на проблеме будущей моторизации армии. Благодаря экспериментальным опытам в середине 20-х годов они пришли к выводу, что необходимо принять на вооружение систему полугусеничных тягачей с тяговым усилием 1, 3, 5, 8, 12, 18 т. С 1934 г. эта программа стала претворяться в жизнь. С этого времени до 1945 г. в Германии было выпущено более 50 тыс. тягачей всех типов.

Под влиянием трудов теоретиков танковой войны Л. Эймансбергера и Г. Гудериана «Танковая война» (1934) и «Внимание, танки!» (1937) в стране была разработана программа создания универсального среднего бронетранспортера для перевозки пехотного отделения и более легкого, вмещавшего половину отделения.Это бронетранспортеры семейства Sd.Kfz. 251 и Sd.Kfz.250, для производства которых были использованы базы полугусеничных тягачей: трехтонного Sd.Kfz.11 (фирма «Ханомаг») и однотонного Sd.Kfz.10 (фирма «Демаг»). Именно эти машины стали визитной карточкой немецких панцергренадеров во Второй мировой войне, их было выпущено более чем 22 тыс. единиц и более чем в 40 модификациях. Первый из них был запущен в производство в1938 г., второй — осенью 1940 г.

Войну в Польше немцы начали, имея всего лишь 68 Sd.Kfz.251, a при оккупации Франции — не более 300. В дальнейшем они старались оснастить бронетранспортерами один батальон в танковой дивизии, реже полк. Заметим, что по штату в 1935 г. в немецкой танковой дивизии надо было иметь 421 бронетранспортер, хотя таковой не был создан еще даже на бумаге!!!


С красной звездой на броне«Арсенал демократии»

Успех блицкрига летом 1940 г., преимущество в подвижности и защищенности мотопехоты вермахта заставили серьезно задуматься военных за океаном. Находившиеся в зачаточном состоянии американские танковые войска требовали срочной модернизации… и моторизации. Главной автодержаве мира следовало решить, каким типом бронетехники оснастить свою армию и какие виды запустить в производство, чтобы по-настоящему стать «арсеналом демократии».

И хотя американцы вели работы над полугусеничными машинами, или, как они их называли, «хаф-траками» еще с 1932 г., когда приобрели французское шасси «Ситроен-Кегресс С417», в первую очередь в массовое производство в 1941 г. был запущен колесный разведывательный бронетранспортер фирмы «Вайт» М3 А1 «Скаут», выпускавшийся малыми партиями с 1937 г. Машина весом 5,62 т с рядным шестицилиндровым карбюраторным двигателем мощностью 110 л.с и колесной формулой 4 х4 развивала скорость на шоссе 81 км/ч, с запасом хода до 400 км. Оснащенная броней в 12 мм и вооруженная одним 12,7-мм и одним 7,7-мм пулеметами Браунинга, имела экипаж из одного человека и десант из 5–7. Машина использовалась в качестве разведывательно-дозорной, командно-штабной, санитарной, носителя миномета, легкого бронетранспортера и легкого орудийного тягача.

С красной звездой на броне«Скауты» с 1942 г. находились на вооружении разведбатальонов пехотных, танковых дивизий и бронекавалерийских частей. Всего в 1941–1944 гг. было выпущено 20994 «скаутов». Эти бронетранспортеры активно поставлялись по ленд-лизу (11 тыс. ед.). Начиная с 1942 г. Советский Союз получил 3034 машины.

Фирма «Диамонд Т Мотор Компани», используя капот и кабину водителя от бронетранспортера М3 А1 «Скаут», агрегаты от грузовика «Форд v 8» с колесной формулой 4 х2 и резинометаллическую гусеницу «Тимкен», выпустила бронированный полугусеничный артиллерийский тягач М2 «Хаф-трак-кар» и бронированный полугусеничный бронетранспортер М3 «Хаф-трак Персонел Карриер». Однотипные машины незначительно отличались весом (М2–8 –98 т; М3–9,06 т), длиной (М3 был на 250 мм длиннее), экипажем (М2–2 чел., М3–3 чел.), десантом (М2–7 чел., М3–10 чел.), и М3 имел кормовой люк для высадки десанта. В остальном они имели одинаковую броню (13 мм), вооружение (1 х12,7 и 1 х7,7-мм пулеметы), оба ведущих моста, шестицилиндровый карбюраторный двигатель мощностью 147 л/с, который развивал скорость до 72 км/ч при запасе хода в 321 км.

С красной звездой на бронеОсенью 1940 г. обе машины были приняты на вооружение и запущены в серию. Всего в 1941–1945 гг. было выпущено М2 во всех модификациях более 13 тыс. единиц, а М3 и его более улучшенной версии М5 и М9 во всех модификациях — более 31 тыс. единиц, став самыми массовыми полугусеничными бронетранспортерами Второй мировой.

Во всех частях американской танковой дивизии должно было быть ни много ни мало 733 «хаф-траков» (!). «Хаф-траки» тоже поставлялись по ленд-лизу в различные страны, в том числе и в СССР, но не так уж и много: всего 1158 машин, из них М2–342, М3–2, М5 A — 401, М9–413 единиц. Правда, в Советский Союз было доставлено несколько видов самоходных артиллерийских установок на базе «хаф-траков». Это были 57-мм противотанковая САУ на базе М3-Т48, получившая в Красной армии обозначение СУ-57 (650 ед.); 37-мм зенитная САУ на базе М3-м15 (100 ед.); 12,7-мм счетверенная пулеметная зенитная САУ на базе М5-м17 (1000 ед.)

РККА. Свой путь

Вступив в «Танковый клуб» позже других его участников, СССР начал быстро наверстывать упущенное. Форсированная индустриализация страны позволила создать мощную танковую промышленность.

Именно качественный скачок в танкостроении подтолкнул группу советских военных теоретиков В. К. Триандафилова, К. Б. Калиновского, С. Н. Аммосова к разработке концепции «глубокой наступательной операции», которая предусматривала массированное использование механизированных войск на важнейших направлениях. Уже в 1932 г. был сформирован первый механизированный корпус, включавший в себя около 500 танков и 200 автомашин. Вне всякого сомнения, в период с 1933 по 1937 г. Красная армия по инициативе маршала М. Н. Тухачевского и его единомышленников находилась в фарватере вопросов теории и боевого применения танковых войск, а также оперативно-тактического использования вооруженных сил в целом. Подтверждением этому стали масштабные маневры РККА в 1935 г. на Украине и 1936 г. в Белоруссии.

К концу 1937 г. в Красной армии было 4 танковых корпуса, 24 отдельные легкие и 4 отдельные тяжелые танковые бригады и 3 отдельные бронебригады. Увы, на огромную армаду в 17 тыс. танков и бронемашин не приходилось ни одного бронетранспортера. Это было вызвано наличием серьезного кавалерийского лобби, опиравшегося на опыт Гражданской войны и выступавшего за применение конно-механизированных групп (кстати, оправдавших себя во время ВОВ). Свою негативную роль сыграли, безусловно, репрессии, практически уничтожившие руководство бронетанковых войск, а также ошибочные выводы из войны в Испании. И к тому же явно разработчики отечественных бронетранспортеров не могли похвастаться успехом.

С красной звездой на бронеВ середине 30-х гг. на базе серийного легкого танка Т-26 были сконструированы опытные машины ТР-26 и ТР-4 на 14 и 15 десантников соответственно. Машины оказались перетяжеленными и крайне неудобными для десанта. В результате они не были приняты на вооружение. Также неудачной оказалась конструкция колесного санитарного транспортного бронетранспортера Б-22 на база Газ-ААА, созданного в 1938 г.

Более успешным шагом в развитии легкой бронетехники в предвоенные годы стал принятый на вооружение в 1937 г. бронированный артиллерийский гусеничный тягач Т-20 «Комсомолец», выпускавшийся до 1941 г. серией в 7780 машин. Эта машина, созданная на базе танка Т-38, при весе в 3,5 тонны имела броню в 10 мм, была вооружена пулеметом ДТ и развивала скорость в 50 км/ч при запасе хода 250 км, могла перевозить 6 членов расчета и двух членов экипажа. Тягачи «Комсомолец» позволили большей частью моторизировать противотанковую, батальонную и полковую артиллерию. Но в войну РККА вступила, не имея собственного бронетранспортера, a это заставило массово применять танковый десант на броне…

С красной звездой на броне

Первые бронетранспортеры по программе ленд-лиза начали поступать в СССР осенью 1941 г. Английские, а с 1942 года и американские машины проходили через отделы приемки бронетанковой техники сначала в Архангельске и Мурманске, затем в Баку и Владивостоке, а к концу войны и в Одессе. В марте 1942 г. в Урюпинске создается 20-й отдельный учебный танковый полк для подготовки экипажей бронетранспортеров всех типов, который позже был переведен в Рязань. На подготовку командного и технического состава было ориентировано 3-е Саратовское училище бронемашин и бронетранспортеров. Экипажи для САУ Т48, М15, М17 проходили специальную подготовку. Ремонтировали бронетранспортеры в основном на ремонтной базе № 2 в Москве.

В боевые части первые бронетранспортеры (английские «Универсалы») попали перед началом контрнаступления под Москвой. Как правило, они поступали на вооружение разведывательных рот танковых бригад — по 3–10 машин. В дальнейшем они состояли на вооружении разведывательных и мотоциклетных батальонов танковых и механизированных корпусов, а в некоторых случаях отдельных мотоциклетных полков танковых армий (5 ед.).
К маю 1945 г. в составе Красной армии действовали 11 отдельных полков и 41 мотоциклетный батальон, в различной степени укомплектованные импортными бронетранспортерами. Так, в составе 91-го отдельного мотоциклетного батальона 19-го Перекопского танкового корпуса имелось 2 танка «Валентайн»,10 бронеавтомобилей БА-64 и 10 бронетранспортеров «Юниверсал-карриер».

Бронетранспортер завоевал уважение советских солдат за надежность, маневренность и проходимость. Часто на эти машины устанавливалось советское вооружение: пулеметы ДТ, ДШК, противотанковые ружья ПТРД и ПТРС.

Самый известный случай боевого применения «универсалов» произошел в конце 1943 г. в Таврии в районе Перекопа. Разведгруппа 19-го танкового корпуса 51-й армии 4-го Украинского фронта под командованием лейтенанта Галямова в составе двух «универсалов» отслеживала перемещение отступающих немецких частей. Получив от пленного данные о расположении колонны штаба, разведгруппа в 10 км южнее села Новосычевка сумела захватить в плен заместителя командира горнострелковой дивизии, начальника штаба и начальника санитарной службы…

Но самой массовой моделью, поставляемой в СССР, стал бронетранспортер М3 А1 «Скаут». Оказался неприхотлив и не вызывал нареканий. В Красной армии «скауты» поступали на вооружение разведывательных частей, а также использовались как штабные машины. Разведрота танковой бригады получала 3–4 «Скаута», разведбатальон корпуса — 6–8, а мотоциклетный полк танковой армии — 13–16 машин.

В 1944 г. стали формироваться разведроты танковых и механизированных бригад в составе 6 «скаутов» и 4 СУ 57 (Т 48). Разведка танковых частей всегда была на острие главного удара, первой врывалась в города, захватывала мосты и переправы, брала пленных. Советский разведчик на «Скауте» стал символом воина-освободителя не только у нас в стране, но и в Восточной Европе.

25 апреля 1945 г. разведрота старшего лейтенанта И. Матушкина из 4-й гвардейской механизированной бригады 2-го гвардейского механизированного корпуса первой ворвалась на восточную окраину чешского города Брно. «Скаут» сержанта Б. Баязиева, преодолев заграждения и сильный огонь противника, оторвался от своих. Внезапно сержант заметил орудие ПТО, которое расчет разворачивал на позиции. Быстрым маневром, а затем очередью из пулемета расчет был уничтожен. Разведчики продвинулись дальше, и основные силы 4-й механизированной бригады смогли вступить в город.

Бронетранспортеры М2, М3, М5, М9 в основном использовались как артиллерийские тягачи в истребительно-противотанковой артиллерии.118 машин применялись в качестве штабных. В частности, в декабре 1943 г. на бронетранспортере М2 передвигался член военного совета 1-й гвардейской танковой армии генерал-майор Н. К. Попель. Более активно применялись самоходные артиллерийские установки на их базе. САУ 57 (Т48) состояла на вооружении 16-й,19-й, 22-й самоходно-артиллерийских бригад (60–65 САУ в бригаде), приданных 3-й,1-й и 4-й гвардейским танковым армиям. С 15 июля по 31 августа 1944 года 19-я сабр уничтожила 18 пулеметов,16 орудий, 4 миномета, 36 танков,13 броневиков, 33 автомашины и 230 солдат. Но по существу, СУ 57 являлась бронетранспортером с усиленным вооружением, поэтому остальные машины получили разведывательные части. Так, в разведроте танковой бригады полагалось иметь батарею (4 САУ), а отдельному мотоциклетному полку или батальону дивизион (8 САУ).

Машины, как правило, довооружались пулеметом ДТ и тремя ППШ и успешно использовались в составе разведгрупп. 14 января 1945 г. в районе переправы через реку Оджувол в Польше разведгруппа 6-го отдельного мотоциклетного полка 1-й гвардейской танковой армии 1-го Белорусского фронта под командованием майора Иванова догнала отходящую колонну противника, и разведгруппа в составе шести танков «Валентайн» и 8 СУ 57 с десантом автоматчиков на борту обошла колонну с фланга, неожиданно захватила мост и открыла огонь по противнику. В результате колонна, растянувшаяся на 5 км, была уничтожена…

Зенитные САУ М15 и М17 поступали в Красную армию на вооружение зенитно-артиллерийских полков механизированных и танковых корпусов или зенитно-артиллерийских дивизий танковых армий. В 7-м гвардейском танковом корпусе было 10 ЗСУ М17, а в 8-м гвардейском мехкорпусе — 19 ЗСУ М 17. Высокая скорострельность до 2000 в/м позволяла эффективно прикрывать наступающие войска, а нередко и поддерживать их огнем. Очень часто ЗСУ включались в передовые отряды танковых частей.

2 мая 1945 г. батарея старшего лейтенанта Суркова из 359-го гвардейского зенитно-артиллерийского полка 4-й гвардейской танковой армии была атакована большой группой немцев на окраине Берлина. Вовремя подоспевший взвод ЗСУ М17 шквальным огнем счетверенных крупнокалиберных пулеметов спас ситуацию. Только убитыми немцы потеряли 138 солдат и офицеров, а 76 сразу сдались в плен.

Нельзя не упомянуть и о поставках плавающих автомобилей в СССР. За годы войны мы получили из США 3500 плавающих автомобилей — 0,25-тонных «Форд GPA» и 586 3,5-тонных DUKW 353 6 x6, которые поступили на вооружение отдельных моторизированных батальонов особого назначения. Особенно они пригодились при форсировании рек в Восточной Европе и Маньчжурии.

С красной звездой на бронеКонечно, 6442 бронетранспортера и 1802 САУ на их базе, поставленные нам по ленд-лизу, выглядят не очень убедительно по сравнению с 90 тыс. английских, 41 тыс. американских и 22 тыс. немецких бронетранспортеров, выпущенных в годы войны. Но они позволили создать подвижные разведывательные части танковых войск, так необходимые для наступления во второй половине войны, послужили импульсом для развития этого типа бронетехники у себя в стране.

Уже в начале 1943 г. на московском заводе «ЗиС» был построен макет бронетранспортера ТБ 42 на базе полугусеничного автомобиля «ЗиС 42», но из-за ненадежности ходовой части работы были прекращены. В 1944 г. конструкторы «ЗиС» создали опытный полугусеничный образец Б-3 на базе грузовика «ЗиС 5» и танка Т 70 с десантом из 10 человек, но из-за низкой скорости и ненадежности он тоже не был принят на вооружение.

Опыт использования американского бронетранспортера М3 А1 «Скаут» привел к созданию уже после войны в 1947 г. на базе грузовика «Газ-63» первого советского серийного бронетранспортера БТР-40. Даже внешне в нем отчетливо прослеживалось влияние американского аналога. Именно рождение этой машины послужило основой для создания в дальнейшем таких машин, как БРДМ-1, —2 и БТР-60. С этого момента колесный движитель стал основным и превратился в национальную особенность советских и российских бронетранспортеров.
Автор: Евгений Музруков
Первоисточник: http://www.bratishka.ru/


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 55
  1. Денис 13 апреля 2013 08:19
    Но в войну РККА вступила, не имея собственного бронетранспортера, a это заставило массово применять танковый десант на броне
    Несколько другие взгдяды были,в роли теперешних мотострелков выступала кавалерия.По-этому и бронетранспортёров не было,не то что их самих,даже попыток создать.Были бронеавтомобили,но им ставились другие задачи
    бронированный артиллерийский гусеничный тягач Т-20 «Комсомолец»
    Тоже не транспортёр,даже из названия ясно
    Вот и приходилось пользоваться ленд-лизом.Благо после ВОВ эту проблему решили и весьма неплохо решили,БТР-152 в некоторых странах до сих пор используется
    1. BigRiver 13 апреля 2013 12:22
      Цитата: Денис
      ...Несколько другие взгдяды были,в роли теперешних мотострелков выступала кавалерия.По-этому и бронетранспортёров не было...

      Не выступала. Кавалерийских частей в составе МК и ТК не было.
      Был опыт в 1942-м, когда в танковых армиях первого формирования смешивали СД и КД, но быстро отказались.
      Мотопехота РККА передвигалась на обычных грузовиках. Как, впрочем, в большинстве своем, и в Вермахте.
      А бронетранспортерами не занимались, поскольку мощности автомобильной промышленности СССР не покрывали потребностей армии даже в простых грузовиках.
      1. svp67 13 апреля 2013 13:08
        Цитата: BigRiver
        А бронетранспортерами не занимались, поскольку мощности автомобильной промышленности СССР не покрывали потребностей армии даже в простых грузовиках.


        Мало того, еще и использовалась на производстве легких танков и САУ
      2. Мурат 09 13 апреля 2013 14:28
        "А бронетранспортерами не занимались, поскольку мощности автомобильной промышленности СССР не покрывали потребностей армии даже в простых грузовиках."

        Вот в этом и кроется вредительство Тухачевскго, если бы он вместо 20 000 бесполезных, но очень дорогих в производстве, легких танков выпустил бы 40 000 БТРов,и САУ, и других спец.машин, то его можно было бы назвать стратегом, а так он полоумный, жестокий садист и редиска))) сайт не пускает более крепкие выражения. Почитайте про его методы подавления крестьян Тамбовской губернии и Кронштадтского мятежа.
        Мурат 09
        1. BigRiver 13 апреля 2013 15:28
          Цитата: Мурат 09

          Вот в этом и кроется вредительство Тухачевскго, если бы он вместо 20 000 бесполезных, но очень дорогих в производстве, легких танков выпустил бы 40 000 БТРов,и САУ...

          Полагаю, винить тут одного Тухачевского неправильно:))
          Вообще, если лезть в глубину вопроса, то очевидно, идея массированного применения подвижных соединений принадлежит Буденому.
          Далее, в 30-х, Триандафилов и Калиновский апгрейдили эту тему, применительно к механизированным войскам, предложив "Теорию глубокой операции".
          Тухачевский был "один из", работая над стратегией, теорией операции, боя.
          Все это были вещи дискуссионные, которые принимались/отвергались достаточно широким кругом людей.
          Одним словом, взгляды были такие. Во многом, обусловленные опытом Первой мировой войны.
        2. yurta2013 1 мая 2013 08:40
          Из этих 20 тысяч танков половина была выпущена уже после ареста Тухачевского, с 1937 по 1941 год. И вовсе не все они были лёгкими. Достаточно много выпускалось при нём и средних и тяжёлых танков. Кстати, танки времён Тухачевского нисколько не уступали танкам наших вероятных противников, а по многим показателям даже превосходили их. По своей танковой мощи СССР действительно был тогда сильнейшей державой мира. Что же касается подавления крестьянских восстаний во время гражданской войны и сразу после неё, то таких "полоумных жестоких садистов" из числа красных героев гражданской войны в этом деле участвовало достаточно много. Котовский например.
          yurta2013
      3. huginn 14 апреля 2013 12:31
        "на период проведения крупных наступательных операций стали создаваться конно-механизированные (или конно-танковые) группы, которые сыграли во многих из них если не решающую, то весьма заметную роль."http://tankfront.ru/ussr/groups.html
      4. huginn 14 апреля 2013 12:33
        Оттуда же "Некоторые подвижные группы, создававшиеся в общевойсковых армиях при переходе советских войск в контрнаступление в битве под Москвой в 1941/42 и в других операциях, по существу, представляли собой армейские КМГ. Так, например, подвижная группа 16-й А в Клинско-Солнечногорской наступательной операции состояла из кавалерийской дивизии, танковой и стрелковой бригад, которые под командованием генерал-майора Ф. Т. Ремизова в декабре 1941 успешно развивали наступление в направлении Владычино (20 км сев.-зап. Крюково), Истра, обошли Истринское водохранилище с севера, создали угрозу выхода в тыл немецким войскам, оборонявшимся на его западном берегу, и принудили их к отходу. Примерно такой же состав (кавалерийская, танковая и стрелковая дивизии и др. части) и задачи имела подвижная группа под командованием генерал-майора В. С. Попова, созданная в 50-й А, которая успешно развивала наступление в Калужской операции 1941 и овладела г. Калуга.
    2. poligraf 13 апреля 2013 23:02
      Во многих странах мира десандные, вертолетные, мотострелковые части оставили названия кавалерийских.
      То есть они оператывны, как кавалерия.
      А я , напроимер, большие грузовики и джипы иначе, как "студебеккерами" не называю.
      Отличный был грузовик.
      Если не ошибаюсь идеи студебеккера до сих пор использованы в УРАЛе. А Урал - отличный автомобиль.
      poligraf
      1. huginn 14 апреля 2013 12:45
        "Русским языком ему говорят, что "студебеккер" в последний момент заменен "лорен-дитрихом", а он морочит голову!" )))
  2. Мурат 09 13 апреля 2013 09:24
    "Вне всякого сомнения, в период с 1933 по 1937 г. Красная армия по инициативе маршала М. Н. Тухачевского и его единомышленников находилась в фарватере вопросов теории и боевого применения танковых войск, а также оперативно-тактического использования вооруженных сил в целом"
    Опять троцкистская пропаганда, Тухачевский был тупым карателем, травившим газом своих же крестьян, и не выигравшим ни одного сражения со внешним врагом. Ведь автор ниже сам же и пишет "Увы, на огромную армаду в 17 тыс. танков и бронемашин не приходилось ни одного бронетранспортера" Добавлю от себя, что не было не только ни одного БТР, но не было ни одного самоходного зенитного орудия, ни одного САУ доя поддержки танков, ни одного ремонтного танка, ни одного специализированного заправщика или подносчика боеприпасов, три рации на всю армию, ни одной саперной спец.машины и т.д. и т.п.И сами танки в основе были негодные,с броней 10-13 мм, которую пробивали даже спец.патроны к обычной винтовке, а с воздуха расстреливал любой самолет с пулеметов. А ведь этим и должен был заниматься Стукачевский на должности зам.наркома обороны по вооружению.
    А танки т-34 и КВ заказали уже после того, как шлепнули Тухачевского.
    Мурат 09
    1. rexby63 13 апреля 2013 13:00
      Да, есть мнение, что своим появлением и Т-34. и Кв-1, и БМ-13 обязаны, скорее, кавалеристу Ворошилову, чем "танкисту" Тухачевскому. И единственным "прогрессивным нововвведением" этого "стратига" были химические газы под Тамбовом в 21-м
      1. Мурат 09 13 апреля 2013 14:03
        100 плюсов за ответ)))
        Мурат 09
        1. BigRiver 13 апреля 2013 15:35
          rexby63
          Мурат 09

          laughing love
          Парни, шли бы вы в библиотеку читать 4-х томник дяди Миши Свирина "Стальной кулак Сталина. История советского танка".
          1. rexby63 13 апреля 2013 21:06
            Михаил Николаевич Свирин, как Вы его назвали - "дядя Миша"(родственник?), в своих книгах участие Тухачевского описывает, как косвенное, но никак не активное, которое ему приписывают либеральные граждане. Им, либеральным гражданам, проще было бы петь "осанну"" Халепскому да Гинзбургу. Вот уж кто действительно проявил максимум усилий, да и пострадали опять же
            1. стас57 14 апреля 2013 11:44
              "дядя Миша"(родственник?)

              старое, форумное, вы видимо это не застали,кстати, легко дает понять с каких пор человек в теме,
              а еще Малыш был....:)
      2. yurta2013 1 мая 2013 09:18
        Появление Т-34 и КВ стали естественным следствием развития нашего танкостроения. Они просто не могли ещё появиться во времена Тухачевского, также как не могли появиться тогда самолёты Миг, Ил, Як и Ла.
        yurta2013
        1. Денис 1 мая 2013 20:52
          Цитата: yurta2013
          Появление Т-34 и КВ стали естественным следствием развития нашего танкостроения. Они просто не могли ещё появиться во времена Тухачевского, также как не могли появиться тогда самолёты Миг, Ил, Як и Ла.
          Вообще то они в то время и появлись
          Ла как марка несколько позже
    2. yurta2013 1 мая 2013 09:13
      Тухачевский во внешних войнах командовал войсками (фронтом) только один раз - против поляков в 1920 году. При этом осуществлённая им наступательная операция развивалась очень успешно и закончилась провалом только из-за несогласованности действий советских фронтов. Обвинять же его в том, что советская промышленность в то время была просто не в состоянии выпускать в больших количествах качественные автомобили разных типов и рации, совершенно несправедливо. Что же касается САУ, то во времена Тухачевского они особо и небыли нужны. Подавляющее большинство танков наших вероятных противников были лёгкими, с очень слабой бронёй, легко пробиваемой даже из 37-мм противотанковых пушек, которыми вооружалась тогда пехота. Немцы начали серьёзно развёртывать бронетанковую технику только начиная с 1935 года. Даже к началу 2-й мировой войны они ещё сильно уступали по числу средних танков и Англии с Францией и СССР.
      yurta2013
      1. Денис 1 мая 2013 20:59
        Цитата: yurta2013
        Что же касается САУ, то во времена Тухачевского они особо и небыли нужны. Подавляющее большинство танков наших вероятных противников были лёгкими, с очень слабой бронёй, легко пробиваемой даже из 37-мм противотанковых пушек, которыми вооружалась тогда пехота
        Это о чём?
        САУ-самоходная артиллерийская установка,т.е. та же пушка,только передвигающаяся с боезапасом сама,а не тягой.Расчет защищён бронёй от пуль и осколков.И где тут борьба с танками?
        Учите матчасть
  3. ALEW 13 апреля 2013 10:14
    Мерить современной линейкой то время? Ставить в пику РККА бронетранспортёры. Не удивлюсь уэнать в будующем о 25000 танках и ещё большей роли ленд-лиза.
    ALEW
    1. Мурат 09 13 апреля 2013 10:51
      Алеу, почему современной меркой, БТР в массовом порядке были у немцев, и у них были по настоящему танковые войска, то есть танки с поддержкой мотопехоты на БТРах, СЗАУ и САУ,и т.д. весь спектр войск, которые взаимодействуя были крайне эффективной боевой единицей. А у танковых корпусов по Тухачевскому масса танков без поддержки и их немцы жгли почем зря. Самым ценным трофеем для наших танкистов были именно БТР, которые они очень берегли, и на которых передвигались мотострелки поддержки.
      Мурат 09
      1. ALEW 13 апреля 2013 11:01
        Вы наверное ветеран и сами принимали участие в боях
        ALEW
      2. BigRiver 13 апреля 2013 12:34
        Цитата: Мурат 09
        ... БТР в массовом порядке были у немцев, и у них были по настоящему танковые войска, то есть танки с поддержкой мотопехоты на БТРах, СЗАУ и САУ,и т.д. Самым ценным трофеем для наших танкистов были именно БТР, которые они очень берегли...

        Самое большое количество "Ганомагов" и "Грифов" было в ТД Вермахта - чуть более 100 штук. Т.е., грубо, на 2 батальона. Но, это в идеале. В реальности - много жиже.
        Вы совершенно зря делаете из БТР - вундерфаффе:))
        По большому счету, какая разница, на чем мотопехота подъедет к месту развертывания: на грузовике, мотоцикле или БТРе? Был бы "воздух" нашим winked
        Была бы артиллерия, танки, работающие тылы, т.д.
        1. Мурат 09 13 апреля 2013 14:20
          Я говорю про танковые войска, которые идут в прорыв на сотни километров, у немцев в их танковых корпусах было все сбалансировано для глубоких прорывов, то есть у них все было с собой и все было мобильным и защищенным, ведь в тылу противника за сотни километров от фронта "воздух" не всегда бывает своим, и там нужны БТРы, ведь грузовик или мотоцикл любая летающая этажерка с пулеметом сожжет,от осколков снарядов тоже БТРы неплохо помогают, так же у немцев на базе шасси БТР и танков были самохо- дные гаубицы и пушки, зенитные и ремонтные машины, тягачи, БТРы с длинноволновыми рациями ,наводчики авиации и корректировщики артиллерии, перевозчики боеприпасов и горючего и т.д.
          Представьте себе ситуацию - наш танковый корпус идет в прорыв, в тылу за ним едут грузовики с горючим и снарядами,преймущество в "воздухе" есть , но случайная пара мессеров увидела колонну с горючкой и снарядами, прошлась несколько раз над ней, и все, корпус встал без горючего и БК. А у немцев топливозаправщики и перевозчики БК сделаны на базе БТР, обладают пулезащищенностью и высокой проходимостью. Что бы их уничтожить, надо вызывать штурмовики, их найти, отличить от других боевых БТР и уничтожить прицельным бомбометанием, что наверное в сотни раз сложнее сожжения нашей колонны на грузовиках.
          Мурат 09
          1. BigRiver 13 апреля 2013 15:56
            Цитата: Мурат 09
            ...танковые войска, которые идут в прорыв на сотни километров, у немцев в их танковых корпусах было все сбалансировано для глубоких прорывов, то есть у них все было с собой и все было мобильным и защищенным, ведь в тылу противника за сотни километров от фронта "воздух" не всегда бывает своим...

            Летом 1944 году, после начала "Оверлод" в Европе, несмотря на супер-пупер сбалансированность немецких ТД, они были полностью ПАРАЛИЗОВАНЫ по всей оперативной глубине в светлое время суток.
            Т.е., не имели возможности передвигаться. БТРы им не помогли против "Мустангов", "Тайфунов" и "Темпестов":))
            Для любого прорыва, контрудара, авиа-фактор является одним из главных и определяющих успех. Это мы начали понимать уже в 41-м.
            Ваще, конечно, хорошо быть здоровым и богатым laughing И иметь бездонную Родину-универмаг. Но, в реальности, приходится выбирать: или относительно защищенная повозка на ограниченном отрезке коммуникаций - или легкая САУ для боя.
            1. Я так думаю 13 апреля 2013 18:50
              Ну Вы не ровняйте немцев образца 1944, когда Красная Армия уже в рейхе и немцев образца 1941, когда вермахт под Москвой ... Это ДВЕ БОЛЬШИЕ РАЗНИЦЫ. Тем более, что немецкие генералы ДИВИЗИЯМИ сдавались союзничкам, а те их даже НЕ РАЗОРУЖАЛИ.
              1. BigRiver 14 апреля 2013 05:52
                Цитата: Я так думаю
                Ну Вы не ровняйте немцев образца 1944, когда Красная Армия уже в рейхе и немцев образца 1941...

                Вы не улавливаете тему разговора.
                Насыщенность БТРами любого соединения 2-й Мировой - это неплохое качественное усиление, но никак не вундерваффе. Об этом речь.
                А если говорить про Вермахт 44-го в Европе, можно отметить следующее.
                Благодаря развитой дорожной сети, возможность быстро реагировать на изменяющуюся обстановку у немецких ТД была во много раз больше, чем осенью под Москвой. Но, полное превосходство в воздухе союзников обнулили и фактор дорожной сети и степень моторизации Вермахта.

                немецкие генералы ДИВИЗИЯМИ сдавались...

                Назовите, пожалуйста, номер дивизии Вермахта или SS и имя ее командира, сдавшейся союзникам без боя летом 44-го.
                Если Вы имеете в виду Фалезский котел, то это позже и это... - котел.
                1. rexby63 14 апреля 2013 10:26
                  Фалезский котел


                  Ну-у, сравнивать "Дас Райх" образца августа 44-го и июля 43-го , марта 42-го тоже не совсем логично. Хотя поддержка авиации для Монтгомери была совсем не лишней
          2. seafarer 14 апреля 2013 07:24
            Под Германией в 40м году уже была ВСЯ Европа. И исправно работала на Вермахт. Кроме того, вся бронетехника Франции, Чехиии, Польши тоже стала трофеем немцев.
            А уж хваленый "ордунг" позволил Германии модернизировать неподходящие под тактическую модель танки во вспомогательные подвозчики боеприпасов, саперные танки, бронированные заправщики, ремонтные и т.д.
            seafarer
        2. huginn 14 апреля 2013 12:51
          "По большому счету, какая разница, на чем мотопехота подъедет к месту развертывания: на грузовике, мотоцикле или БТРе?"Или на лошади.
      3. yurta2013 1 мая 2013 09:27
        В те времена, когда Тухачевский создавал свою теорию глубокой операции и советские танковые корпуса, ещё в принципе не существовало немецких танковых войск. Они будут развёрнуты и станут серьёзной силой уже после ареста и расстрела Тухачевского. Теперь никто не может доказательно утверждать, что Тухачевский не смог бы перестроить танковые войска СССР в соответствие с появлением новой угрозы. Всё-таки год-полтора, что были у Тухачевского - слишком маленький срок, чтобы успеть подготовить и провести кардинальные реформы в структуре и вооружении танковых частей.
        yurta2013
        1. Aleksys2 1 мая 2013 10:55
          Цитата: yurta2013
          В те времена, когда Тухачевский создавал свою теорию глубокой операции

          Тухачевский НЕ СОЗДАВАЛ теорию глубокой операции:
          Зарождение теории глубоких операций относится к концу 1920-х годов. Она явилась переработкой идеи массирования подвижных соединений придуманной Буденным и с успехом применявшейся Красной Армией во время Гражданской войны (Первая Конная Армия). Основной предпосылкой её появления стало масштабное перевооружение Красной армии после окончания Гражданской войны. «Теория наступления современных армий в современной войне», разработанная заместителем начальника Штаба РККА Владимиром Триандафилловым и главным инспектором танковых войск Калиновским (гибель Триандафилова и Калиновского в 1931 г. в авиакатастрофе прервала их плодотворную деятельность) демонстрировала огромный потенциал автобронетанковых войск в ведении наступательных операций.
          В 1931 году Триандафиллов представил Штабу РККА доклад «Основные вопросы тактики и оперативного искусства в связи с реконструкцией армии», в котором в виде тезисов были изложены основные взгляды на характер глубокого боя и операции. 20 апреля и 20 мая 1932 года в Реввоенсовете был заслушан доклад «Тактика и оперативное искусство РККА на новом этапе». На основе данного доклада были разработаны Временные указания по организации глубокого боя, которые в феврале 1933 года после утверждения Наркомом по военным и морским делам были направлены в войска.
          В марте 1933 года был разработана организационно-штатная структура для танковых подразделений, частей и соединений. В Красной армии появились механизированные корпуса, состоящие из механизированных бригад, танковые бригады Резерва Главного Командования, механизированные полки в кавалерийских корпусах и танковые батальоны в стрелковых дивизиях. Это, в свою очередь, целиком изменило боевой порядок РККА. Так, например, глубина боевого порядка дивизии в обороне достигала 10 км, ширина фронта — от 6 до 12 км.
          Теория принята в РККА и включена в Полевой устав 1936 года и в проект Полевого устава 1939 года.
  4. ALEW 13 апреля 2013 12:23
    "сбережённая техника"
    ALEW
  5. Karlsonn 13 апреля 2013 14:24
    во-первых:
    если я ошибаюсь то поправьте меня feel ,
    а каких тысячах поставленных в СССР канадских танках идет речь? belay
    лично мне известен только один танк, который с натяжкой можно назвать канадским это "Cruiser Tank Ram Mk I" и "Cruiser Tank Ram Mk II ", да и то он разработан с использованием шасси американского среднего танка М3, причем танк никогда не применялся в бою, а активно использовался в канадских и британских войсках для учебно-тренировочных целей.

    Сейчас кто-нибудь может сказать:
    - а как же 1388 "Валентайнов", поставленных в СССР Канадой?
    Но постойте stop MК.III "Валентайн" (по документам РККА "Валентин" или "Валентина") был разработан британской фирмой "Vickers-Armstrongs, Limited" в 1938 году, а в Канаде он только выпускался по лицензии фирмой "Canadian Pacific Railway" --- так что поставляемые из Канады "Valentine Mk VII" и "Valentine VIIA" скорее британские танки, выпускаемые по лицензии в Канаде, чем канадские. hi

    на фото:

    Канадские танкисты готовят обед у танков Ram Mk.I во время маневров.
    1. huginn 14 апреля 2013 13:01
      В Советский Союз отправили 1380 канадских танков Валентайн мк3.http://lib.rus.ec/b/200316/read
    2. huginn 14 апреля 2013 13:04
      Кстати,Рам-2 один из самых фановых танков в ВОТ,хорошая броня,скорострельная пуха с малым уроном.
    3. huginn 14 апреля 2013 13:08
      А по поводу сборки,формально вся военная техника СССР,разработанная в СССР, должна принадлежать России,как правоприемнице.Но украинцы считают,что это их танк,казахи,что их пулемет,узбеки,что их самолет и т.д.
  6. Karlsonn 13 апреля 2013 15:52
    во-вторых:
    автор забыл --- Средний бронеавтомобиль БА-10, во всех его модификациях, общее количество которых было 3311 штук.



    БА-11 – танк на колёсах,
    советский тяжёлый пушечный бронеавтомобиль на базе армейского грузовика повышенной проходимости ЗИС-6.
    25 июня 1941 года в войну против нам вступила Финляндия. Однако ещё до формального вступления финнов в войну немецкие самолёты высадили в Карелии батальон финских диверсантов, в задачу которых входил захват шлюзов на Беломорканале. Советских войск в этом тыловом районе не было, и финны, перестреляв из автоматов «Суоми» военизированную охрану, вооруженную лишь винтовками и револьверами, начали захватывать объект за объектом. Тогда навстречу финнам прямо с завода выехали 18 только что собранных БА-11. Противотанковых средств финские десантники не имели, а автоматные пули броню БА-11 не брали. Весь батальон был перебит к концу дня – оставшиеся в живых 16 финнов были взяты в плен.
    В сентябре 1941 года Ижорский завод оказался в блокаде вместе с Ленинградом, и производство БА-11 прекратилось.
    Тем не менее, все БА-11 приняли участие в боевых действиях на Ленинградском фронте, и несмотря на то, что многие из них были потеряны ещё летом 1941 года, даже летом 1942 несколько БА-11 имелось в составе 2-го отдельного автобронебатальона 42-ой армии.
    1. Karlsonn 13 апреля 2013 15:55
      БА-3.
      Средний пушечный бронеавтомобиль.

      Производство БА-3 было налажено на Ижорском заводе и на Выксинском заводе дробильно-размолочного оборудования, которые в 1934 — 1935 годах изготовили 168 бронемашин этого типа.
      Бронеавтомобили БА-3 поступали на вооружение разведывательных подразделений танковых, кавалерийских и стрелковых соединений РККА. Они принимали участие почти во всех военных конфликтах тех лет, в которых принимала участие советская техника, в частности, в испанской гражданской войне, в боях с японскими войсками у озера Хасан и у реки Халхин-Гол, в советско-финской (Зимней) войне и польском освободительном походе, и даже в ВОВ — на 14 апреля 1945 года 97-я рота охраны штаба 19-й армии всё ещё использовала три БА-3М и три БА-10.
      На 1 января 1941 года в частях Красной Армии насчитывалось 96 БА-3.
      1. Karlsonn 13 апреля 2013 16:01
        БА-6.
        Средний пушечный бронеавтомобиль.

        С 1936 по 1938 год Ижорский завод выпустил 386 бронеавтомобилей БА-6. Было изготовлено и небольшое количество броневиков этого типа в варианте БА-6 жд.

        Броневики БА-3 приняли участие в польском походе, в войне с Финляндией, а также в Великой Отечественной войне На 1 января 1941 года в частях Красной Армии насчитывалось 219 БА-6. При этом большинство из них находилось в Закавказье и на Дальнем Востоке. В действующей армии эти боевые машины встречались, как минимум, вплоть до середины 1942 года.
        Куда дольше эксплуатировались они в финской армии, которой они достались в качестве трофеев в 1939 и 1941 годах: один броневик БА-3 нес службу до конца 1954 года.
        1. Karlsonn 13 апреля 2013 16:06
          БА-64.
          Самый массовый бронеавтомобиль Великой Отечественной.

          Всего за период с 1942 по 1946 годы завод выпустил 3901 бронеавтомобиль БА-64 и 5209 БА-64Б. В послевоенной Советской Армии бронеавтомобили БА-64Б (узкоколейных БА-64 практически не осталось) использовались как учебно-боевые, примерно до 1953 года. В других странах их использовали гораздо дольше. Польша получила 81 машину, Чехословацкий корпус-10, в ГДР они хорошо зарекомендовали себя как полицейские машины. Много машин было отправлено в Югославию, КНДР и Китай.

          на фото:

          Советский бронеавтомобиль БА-64 с солдатами. В полевых условиях с бронеавтомобиля демонтирована башня и установлено противотанковое ружье.
          1. Karlsonn 13 апреля 2013 16:11
            ФАИ-М - лёгкий пулеметный бронеавтомобиль.

            К началу Великой Отечественной войны в частях Красной Армии числилось 376 ФАИ и ФАИ-М (в документах того периода не проводилось четкого деления на ФАИ и ФАИ-М). Известно, что к 22 июня 1941 года небольшое число машин этого типа имелось в 34-й танковой дивизии (8-й механизированный корпус), 24-й танковой дивизии (10-й механизированный корпус), 17-й танковой дивизии (5-й механизированный корпус) и в некоторых других частях. Практически все они были потеряны в первые месяцы войны, хотя отдельные бронеавтомобили этого типа встречаются в списках танковых частей Красной Армии весной-летом 1942 года.
            1. Karlsonn 13 апреля 2013 16:14
              БА-20 – лёгкий пулемётный бронеавтомобиль.

              Бронеавтомобиль БА-20 выпускался с 1936 года до 1941 года (небольшое количество машин БА-20 ещё было выпущено в начале 1942 года из оставшихся деталей). Всего с 1936 по 1942 год было выпущено 2013 БА-20, причем 1557 из них было выпущено до начала Великой Отечественной войны.
              В числе трофеев, захваченных финской армией и оставшихся или эвакуированных на территорию Финляндии в период Зимней войны 1939 года было, среди прочего, 22 бронеавтомобиля БА-20 и БА-20М. На вооружении финской армии они простояли до 1957 года.
              Кроме того, летом 1941 года немецкие войска захватили около сотни советских бронеавтомобилей БА-20 и БА-20М. Трофейные машины попали в полицейские части и войска СС. Одна или две машины, состоявшие на вооружении немецкой полиции, были захвачены польскими повстанцами во время Варшавского восстания в августе 1944 года. В немецкой армии бронеавтомобили БА-20 получили обозначение Panzerspaehwagen BA 20 (r), a БА-20М – Panzerspaehwagen BA 202 (r). Бронеавтомобили BA 202 (r) состояли на вооружении разных частей, в том числе 7-й горнострелковой добровольческой дивизии СС «Принц Ойген».
              1. Karlsonn 13 апреля 2013 16:19
                БА-И - бронеавтомобиль ижорский.

                Первые модернизированные БАИ-М поступили в войска уже в октябре 1939 года, а к лету 1940 года модернизация всего парка бронемашин БАИ была завершена. Несмотря на проведённые мероприятия по модернизации, большинство БАИ-М были направлены на Дальний Восток, где в 1945 году в составе Забайкальского и Дальневосточного военных округов встретили войну с Японией. На советско-германском же фронте БАИ-М встречались лишь единицами, в каждом из военных округов и особым ничем не запомнились.
                Примерное количество поступивших в войска 259-309 штук.
                1. Karlsonn 13 апреля 2013 16:27
                  А так же незабываем о том, что проведенные Красной Армией наступательные стратегические операции, связанные прежде всего с окружением и разгромом крупных группировок противника, приводили к захвату трофеев, в том числе большого количества исправных автомобилей, бронетранспортеров и другой техники. Только за зимнюю кампанию с ноября 1942 г. по март 1943 г. наши войска захватили 123 тыс. немецких машин. К 1945 г. трофейные автомобили составили 9,1% парка действующей армии.

                  на фото:

                  Жители чешского города Лоуны встречают советских солдат-освободителей, которые едут на трофейном немецком бронетранспортере Sd.Kfz. 251 Ausf. C..
                  1. Karlsonn 13 апреля 2013 17:02
                    берем 8 244 "броника" поступивших по ленд-лизу и сравниваем с 15 641 отечественными "брониками" , прибавляем к нашим еще и немецкие трофеи , а теперь те кто в теме объясните как у автора статьи получилось, что вся "броня со звездочкой" на 100% ленд-лизовская belay request
                    я конечно не умаляю значение и вклад в Победу бронетехники купленной у союзников, но все равно этот вопрос остается для меня пока открытым what .

                    на фото:

                    Советские солдаты-зенитчики перед своим замаскированным бронетранспортером с счетверенной зенитной установкой американского производства.
                    1. Karlsonn 13 апреля 2013 17:04
                      на фото:

                      те же яй.. кхммм feel только в профиль.
                      1. ALEW 13 апреля 2013 22:06
                        Karisonn браво Поддерживаю вас В СССР тогда была канцепция бронеавтомобилей Немцы тоже ислользовали наши БА
                        ALEW
                      2. Karlsonn 13 апреля 2013 23:41
                        Цитата: ALEW
                        Немцы тоже ислользовали наши БА


                        сегодня с удивлением узнал, что с конца 41, начала 42 года в советских частях были формирования вооруженные трофейной бронетехникой belay , фотки остались на работе, завтра закину drinks
  7. Ser 47RUS 13 апреля 2013 16:13
    Броня хе..ня и танки как солома !
    Ser 47RUS
  8. Альф 14 апреля 2013 00:15
    Цитата: Karlsonn
    а теперь те кто в теме объясните как у автора статьи получилось, что вся "броня со звездочкой" на 100% ленд-лизовская я конечно не умаляю значение и вклад в Победу бронетехники купленной у союзников, но все равно этот вопрос остается для меня пока открытым .

    Когда говорят о 100%, то имеют ввиду бронеТРАНСПОРТЕРЫ, которые в СССР вообще не выпускались.
    1. Karlsonn 14 апреля 2013 00:49
      Цитата: Альф
      Когда говорят о 100%, то имеют ввиду бронеТРАНСПОРТЕРЫ, которые в СССР вообще не выпускались.


      автор статьи считает по ленд-лизу такое гуано как «Брен», поставленный в СССР за золото в котором может расположиться 3 десантника, БА-64Д он не считае , хотя — БА-64Д — опытный вариант БА-64 с установкой крупнокалиберного 12,7-мм пулемёта ДШК. В отличие от штатного ДТ-29, бронепробиваемость ДШК давала бронеавтомобилю возможность бороться с лёгкой бронетехникой, а в сочетании с в разы большим весом секундного залпа — резко повышала его эффективность в обеспечении ПВО. Работы по БА-64Д были начаты уже в сентябре 1942 года, однако уже на начальном этапе выяснилось, что размеры и отдача ДШК, намного большие, чем у штатного пулемёта, а также необходимость установки коллиматорного прицела К-8Т для зенитной стрельбы, требуют создания новой, более жёсткой конструкции башни. Работы по перепроектированию начались 3 октября 1942 года, а опытный образец БА-64Д был закончен 20 марта 1943 года. От серийной машины его отличала, прежде всего, новая башня увеличенного размера, с увеличенной до 12 мм толщиной броневых листов. Башня устанавливалась на шариковой опоре на крыше боевого отделения, которую также пришлось расширить и усилить, и наводилась по горизонтали при помощи винтового механизма. Поскольку стандартную коробку с патронной лентой ДШК в тесной башне разместить не удалось, конструкторам пришлось заменить её барабанным магазином на 30 патронов.

      в БА-64Д то же помещалось три десантника, автор статьи это игнорирует - почему?
  9. Альф 14 апреля 2013 00:18
    Цитата: Ser 47RUS
    Броня хе..ня и танки как солома !

    Ну, у Т-1, -2 броня противоснарядная и танки великолепные, куда уж до них тридцатьчетверкам.
    1. Karlsonn 14 апреля 2013 00:56
      Цитата: Альф
      Ну, у Т-1, -2 броня противоснарядная и танки великолепные, куда уж до них тридцатьчетверкам.


      не обращайте внимание это либо троль, либо второй аккаунт .
  10. knn54 14 апреля 2013 12:30
    РККА получила 110 зенитных самоходок- зенитные САУ на базе бронетранспортеров. У нас отечественная ЗСУ-37 была изготовлена только после окончания ВОВ(летом 1945 года) в количестве 70 экземпляров.
  11. Aleksys2 1 мая 2013 10:49
    В 1942 году начались массовые поставки авто- и бронетанковой техники в СССР по ленд-лизу. Тысячи американских, английских, канадских танков, грузовиков, джипов и мотоциклов стали поступать на вооружение Красной армии. Это помогло фактически заново моторизировать советские войска, восполнить тяжелые потери лета-осени 1941 года, приступить к формированию новых танковых и механизированных соединений. И хотя танковый ленд-лиз не превысил 13% от советского производства, поставки по одному из видов бронетехники составили все 100%

    Статье минус. Автор кое что забывает указать(спасибо Karlsonn), кое что немножечко перевирает. Как известно - "Дьявол кроется в мелочах".
    И так, автор считает, что поставки по ленд-лизу в 1942 году были массовыми и позволили "фактически заново моторизировать советские войска, восполнить тяжелые потери лета-осени 1941 года, приступить к формированию новых танковых и механизированных соединений." Конечно, если смотреть на общие цифры, то это может и так, а если глянуть на то сколько чего было поставлено в СССР по годам, то выясним, что подавляющее большинство техники, оборудования и материалов было поставлено в СССР в 1943-1945 годах.
    Пример: Из обещанных Англией 800 самолётов и 1000 танков, которые СССР должен был получить в октябре–декабре 1941 г., поступило 669 самолётов и 487 танков. США с октября 1941 г. по 30 июня 1942 г. направили в СССР 545 самолётов, 783 танка, в 3 с лишним раза меньше обещанных, а также 16 502 грузовые автомашины, то есть в 5 с лишним раз меньше, чем было запланировано.
    Паровозы, вагоны и рельсы начали поставлять только в 44-м году. Более половины автомобилей было поставлено в 44-45 годах. Две трети продовольствия поставили в 44-45 годах. В автомобильном парке Красной Армии импортных автомашин в 1943 г. было 5,4 %, в 1944 г. в РККА — 19 %, на 1 мая 1945 г. — 32,8 % (58,1 % составляли машины отечественного производства и 9,1 % — трофейные автомашины).
  12. Денис 1 мая 2013 21:06
    И хотя танковый ленд-лиз не превысил 13% от советского производства, поставки по одному из видов бронетехники составили все 100%
    Весьма хитропопо не сказать по какому.Это бронетранспортёры,их и не разрабатывали.Мотострелками тогда были кавалеристы.Мобильные пехотинцы,а не с "шашками на танки" как враг хрюкает

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня