Проект экономичного самолёта Otto Phantom 3500

14 136 33
Проект экономичного самолёта Otto Phantom 3500
Проектный облик будущего Phantom 3500


С конца двухтысячных годов американская компания Otto Aviation ищет способы повышения эффективности и экономичности самолётов. В конце десятых она построила и испытала опытный самолёт Celera 500L, построенный с использованием ряда новых решений. Теперь накопленный опыт и новые наработки используются при создании пассажирского бизнес-джета Phantom 3500. Он должен будет подняться в воздух в 2027 г. и вновь показать высокие экономические характеристики.



Накопленный опыт


Напомним, что компания Otto Aviation Group LLC была основана в 2008 г. в Калифорнии группой специалистов в сфере авиации. Они планировали найти необходимые технологии и создать перспективный самолёт с повышенной топливной эффективностью и экономичностью.

В течение нескольких лет компания проводила различные исследования и искала оптимальные решения. В начале десятых годов на основе полученных данных она начала разработку самолёта под названием Celera 500L. В этом названии отразили скорость (celera — лат. «быстрый») и дальность полёта в милях.

В 2015 г. начали строительство опытного самолёта, а в конце 2017-го его вывели на наземные испытания. Первый полёт состоялся в январе 2018 г., и различные испытания продолжаются до сих пор. В 2021 г. на испытания вышли два дополнительных прототипа, построенных с учетом испытаний первого борта.

К середине двадцатых годов планировалось завершить все испытания и вывести Celera 500L на рынок. Насколько известно, пока самолёт не готов к серийному производству и продажам. Тем не менее, ситуация может измениться в любое время.


Экспериментальный самолёт Celera 500L

Второй проект


В сентябре 2023 г. компания Otto Aviation рассказала о разработке нового проекта. На основе имеющихся идей и решений собирались создать более крупный пассажирский самолёт с высоким уровнем экономических и эксплуатационных характеристик. Изначально этот проект носил название Celera 800.

В дальнейшем компания неоднократно сообщала о ходе работ, говорила о своих успехах и планах на будущее. Последние новости такого рода поступили в середине мая. Otto Aviation опубликовала видеорепортаж с актуальной информацией и интересными кадрами.

Сообщается, что недавно проект Celera 800 получил новое название — Phantom 3500. Как и ранее, число в его обозначении указывает на расчетную дальность полёта. При этом основные идеи и цели проекта остаются прежними. График работ тоже не претерпел принципиальных изменений.

К настоящему времени компания-разработчик завершила исследовательскую стадию проекта. В частности, проведены полномасштабные испытания модели самолёта в аэродинамической трубе. Она подтвердила основные расчетные характеристики, а в ряде случаев показала результат лучше ожидаемого.

Данные испытаний позволили внести коррективы в имеющийся проект, и сейчас его разработка приближается к завершению. Вероятно, это дело ближайших месяцев. Затем компания-разработчик сможет приступать к строительству опытного образца.


Модель Phantom 3500 в аэродинамической трубе

Сборка прототипа Phantom 3500 начнется не позднее 2026 г. В 2026-27 гг. самолёт должны вывести на наземные испытания, после которых его подготовят к первому полёту. В соответствии с планами, лётные испытания начнутся в 2027 г. Удастся ли уложиться в эти сроки, пока неизвестно.

Новые решения


В основе проекта Phantom 3500 лежат идеи и наработки по предыдущему самолёту Celera 500L, но предложены и новые решения, связанные с иными требованиями и задачами. В связи с этим два самолёта похожи внешне и по своей конструкции, но имеют ряд существенных различий.

В рамках двух проектов была проработана концепция Virtuous Cycle («благостный цикл»). Она предусматривает сокращение сопротивления воздуха, за счёт которого можно уменьшить запас топлива, затем оптимизировать требования к двигателям, а после облегчить конструкцию и снизить расход горючего. По итогам этой последовательности можно вновь уменьшить размеры самолёта и улучшить его аэродинамику, запустив новый цикл.

Новый Phantom 3500 сохранил торпедообразный или каплевидный фюзеляж с гладкой внешней поверхностью. Как и в предыдущем проекте, используется низкорасположенное стреловидное крыло большого удлинения с аэродинамическими законцовками-винглетами.

В новом проекте применена турбореактивная двигательная установка, и это повлияло на конструкцию планера. Два двигателя помещены в гондолах по бокам от хвостовой части фюзеляжа. Из-за этого пришлось отказаться от оперения традиционной конструкции и использовать Т-образное.


«Благостный цикл» аэродинамики и эффективности

Аэродинамический облик планера рассчитан на максимальное снижение сопротивления воздуха. Фюзеляж не вызывает существенных возмущений потока, а крыло показывает максимальную эффективность. Утверждается, что сопротивление упало, как минимум, на 35% в сравнении с самолётами традиционной конструкции.

Кроме того, конструкция планера имеет оптимальное сочетание прочности и массы. Самолёт, построенный с применением распространённых решений и материалов, имел бы примерно вдвое большую сухую массу.

При этом габариты и масса самолёта Phantom 3500 пока не раскрываются. Известно, что он будет крупнее и тяжелее предыдущего Celera 500L. Утверждается, что рост размеров не повлияет на аэродинамические и иные характеристики.

Новый проект предусматривает использование двух турбовентиляторных двигателей Williams FJ44 с тягой до 1600 кгс каждый. Облегчённый планер с улучшенной аэродинамикой позволил снизить требования к двигательной установке. Кроме того, сокращается расход топлива — на 60% в сравнении с другими самолётами аналогичного класса.

Phantom 3500 сможет развивать скорость не менее 650-700 км/ч. Потолок превысит 15000 м. Максимальная дальность полёта, получаемая с грузом ограниченной массы, достигнет 3500 миль — ок. 6500 км. С полезной нагрузкой на борту этот параметр будет заметно сокращаться.


В дальнейшем предполагается оснастить самолёт дополнительным внутренним топливным баком. С его помощью максимальную дальность доведут до 4300 морских миль (почти 8 тыс. км).

Новый самолёт будет исключительно пассажирским. Внутри фюзеляжа организуют кабину максимально возможного объёма. Утверждается, что её удастся сделать более просторной, чем на существующих бизнес-джетах. Количество мест и оснащение кабины будет зависеть от пожеланий конкретного заказчика.

Остекление пассажирской кабины не предусматривается — за счёт этого хотят убрать возможный источник возмущения потока снаружи фюзеляжа. Тем не менее, самолёт может получить систему Natural Vision. На стенках кабины предлагается установить широкоформатные дисплеи, выводящие видеосигнал с наружных камер. Это создаст впечатление большого и беспереплётного остекления.

Коммерческие планы


Otto Aviation пока занимается разработкой нового проекта и готовится к строительству первого опытного Phantom 3500. Лётные испытания этой машины начнутся в 2027 г., а сертификация и выход на рынок ожидаются не ранее конца десятилетия. Тем не менее, компания-разработчик уже прорабатывает планы выхода на рынок, а также рекламирует свой новый самолёт.

Предполагается, что Phantom 3500 будет интересен компаниям-перевозчикам разных размеров, а также частным заказчикам, которые желают иметь собственный бизнес-джет. Обе категории покупателей будут привлекать характерным сочетанием лётных и экономических характеристик.


Вариант интерьера пассажирской кабины с системой Natural Vision

Кроме того, в рекламных материалах упоминается возможность эксплуатации самолёта в военно-воздушных силах. В этом случае он должен стать эффективным и быстрым транспортом для переброски личного состава на большие расстояния. Экономические характеристики отходят на второй план, но остаются важным фактором.

Основной упор в рекламе делают на теме экономичности и сокращении расходов. В этом контексте фигурирует и другая актуальная тема — уменьшение негативного влияния на экологию.

Конкурентным преимуществом самолёта должны стать скорость и дальность полета. Phantom 3500 без посадки сможет пересекать Атлантический океан, совершать рейсы по всей Европе или США, а также работать на линиях между Северной Америкой и Гавайскими островами. Гипотетический модернизированный вариант с повышенной дальностью полёта сможет решать и более сложные транспортные задачи.

В ожидании успехов


Таким образом, компания Otto Aviation продолжает разработку многообещающих проектов и не забывает рассказывать о своих планах и успехах. Сейчас она хвастается разработкой нового самолёта, который в будущем выведут на рынок. За счёт особого соотношения различных характеристик будущий Phantom 3500 должен будет привлечь внимание заказчиков и занять свое место на рынке.

Тем не менее, пока речь идёт только о проведенных исследованиях и продолжающемся проектировании. Реальные результаты нового проекта появятся только в 2027 г. или позже. Справилась ли компания-разработчик с поставленными задачами, станет ясно по результатам испытаний и после появления первых заказов.
33 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    6 июня 2025 04:23
    Я как понимаю это современный аналог, близкий по ТТХ к нашему ЯК-40. Новосибирцы сделали модернизацию ЯК-40 поставив два двигателя (американских) вместо трёх наших, увеличив скорость до 700 км\ч, и дальность кажется до 5000 км. Сейчас в отстое где то 400 бортов с половиной ресурса, летают 15 штук.
    Летал на нём в советское время пассажиром, прекрасный самолёт.
    1. +4
      6 июня 2025 11:35
      Если летали на Як-40, то должны были заметить, что летал он низко. Практический потолок указан как 6000 м в ТТХ. Соответственно просто так его в эксплуатацию не вернуть, разве что только внутри страны и с оговорками. И это только одна из его проблем.
      1. +3
        6 июня 2025 12:12
        Главное что он удовлетворял требования к региональным перевозкам, где пассажирский поток не большой. Я летал много Красноярск- Игарка, Новосибирск- Красноярск. Почему то пишут в ТТХ что скорость у него 545 км\ч, а я помню 2000км он преодолевал за два часа. От Новосибирска до Красноярска 800 с чем то км, полёт был меньше часа. В ТТХ указано что он мог и на высоте 8000 метров летать. Простой хороший самолёт с встроенным своим трапом, для Сибири и Дальнего востока в самый раз.
    2. Комментарий был удален.
  2. +1
    6 июня 2025 04:24
    В этом случае он должен стать эффективным и быстрым транспортом для переброски личного состава на большие расстояния.

    Личного состава от комдива и выше? laughing

    Топливная экономичность может и высокая будет, а вот сокращение расходов сомнительно. Ибо если ценник будет выше в разы, а он будет, то так на так и выйдет, в сравнении с "обычными" самолётами. Ну, как мне кажется.
    1. +1
      7 июня 2025 15:34
      Цитата: Владимир_2У
      Личного состава от комдива и выше?

      Про личный состав это действительно смешно.
      В качестве ДРЛО будет падение характеристик.
  3. +1
    6 июня 2025 06:43
    Проект Celera 500 фактически закрылся: самолет не подтвердил заявленные характеристики. Думаю, и с этим произойдет то же самое, поскольку заложенные идеи - те же. А чудес не бывает. Проект - тупо реклама в поисках лохов-инвесторов
    1. +2
      6 июня 2025 10:56
      А идея с отсутствием окон в целом неплохая - делать проще, аэродинамика лучше.
      1. -1
        6 июня 2025 17:17
        А идея с отсутствием окон в целом неплохая - делать проще, аэродинамика лучше

        Это только планер делать проще. А вот оборудование самолета, наоборот, станет сложнее. Поэтому неизвестно, в плюс от этого пойдет экономика самолета или в минус
        1. +1
          6 июня 2025 19:22
          Цитата: sergey4791
          А вот оборудование самолета, наоборот, станет сложнее.

          Почему ?
          1. 0
            6 июня 2025 20:46
            Почему?

            Потому что вместо иллюминаторов поставят
            систему Natural Vision. На стенках кабины предлагается установить широкоформатные дисплеи, выводящие видеосигнал с наружных камер

            А это будет недешево. Существует разница между смартфоном стоимостью 200 USD, способным выполнять функции навигационной системы, и бортовой ИНС, интегрированной в БРЭО самолета. Вот и эта Natural Vision будет стоить далеко не как комнатная плазма...
            1. +1
              6 июня 2025 21:43
              Цитата: sergey4791

              Потому что вместо иллюминаторов поставят
              систему Natural Vision. На стенках кабины предлагается установить широкоформатные дисплеи, выводящие видеосигнал с наружных камер
              .

              А могут и не ставить - необходимости особой нет. В плане оборудования самолёта это всего лишь оформление салона. Да, для элитных пассажиров будут делать дорого - но и в традиционные самолёты такого класса могут напихать дорогущщей отделки из эбэбенового дерева и кожи мамонта ).
              Сам самолёт при этом будет экономичнее и проще делать.
              1. +1
                7 июня 2025 07:37
                А могут и не ставить - необходимости особой нет.

                Иллюминаторы можно не делать на всех современных самолетах. И будут самолеты дешевле. И тем не менее делают. Потому что если не делать - то повторится история развития метро. Тут дело в психологии, а не в чем-либо еще.
                https://www.techinsider.ru/technologies/1660341-zachem-v-vagonah-metro-ustanovleny-okna-esli-cherez-nih-vse-ravno-nichego-ne-vidno-net-ne-dlya-provetrivaniya/
                1. +1
                  7 июня 2025 12:37
                  Цитата: sergey4791
                  если не делать - то повторится история развития метро. Тут дело в психологии, а не в чем-либо еще.

                  Согласен, но может и не повториться ) Психологически в авиации окна мало помогают - фобии они не устраняют, доступны только двум рядам в салоне, подсознательно пассажиры не могут воспринимать их как пути к спасению - они очень маленькие для этого. В метро расклад другой, да и сделать окна в вагоне проще и дешевле, чем в самолёте.
            2. 0
              7 июня 2025 13:33
              Причем авионика? Люди хотять поставит камеры и лед экраны. Убрать иллюминаторы и так повысить прочность. Что сложного в камере и экране?
              1. +1
                7 июня 2025 13:56
                В камерах и LED-экранах ничего сложного нет. Сложности начинаются в момент их интеграции с конструкцией самолета, испытаниями, сертификацией и т.д. И все это тянет на круглую сумму. В авиации другие законы, отличные от бытовых
    2. 0
      6 июня 2025 13:26
      Темная история с этим ЛА. Основным супер преимуществом технического решения является достижение "супер-ламинарного" режима обтекания. Но это не новость в научном мире. Начали изучать этот вопрос в конце 19 века в гидродинамике, в начале 20 активно разрабатывали теорию и практически использовали в авиастроении с 30-х годов 20 века. Не понимаю что смогли открыть в небольшой фирме чтоб совершить чудовищный прыжок в технологии снизив сопротивление на десятки процентов.
      Неужели все проглядели некий тайный "способ проектирования крыла с естественным ламинарным обтеканием, чтобы снизить сопротивление давления и трения", как пишут производители.
      1. +1
        6 июня 2025 14:48
        Цитата: balabol

        Неужели все проглядели некий тайный "способ проектирования крыла с естественным ламинарным обтеканием, чтобы снизить сопротивление давления и трения", как пишут производители.

        Возможно, "идеальная" геометрия стала доступнее с применением новых материалов, или качество поверхности смогли улучшить. Но в последнее слабо верится, хотя картинка с аппаратом зеркального блеска впечатляет ).
      2. +1
        7 июня 2025 13:36
        Ничего нового они не открыли. Просто большие компании не имеют права так рисковать и эксперементировать. А маленькие - могут себе позволить,
  4. +4
    6 июня 2025 13:11
    концепция Virtuous Cycle («благостный цикл») - смысловая ошибка машинного перевода. Это частое значение в разговорной речи и художественной литературе, например, в противоположность "порочному кругу".
    В технических текстах это "эффективный цикл"
  5. -4
    6 июня 2025 13:44
    Ну что сказать … пока это как в анекдоте - а сосед говорит что может 10 раз, так и ты говори
    Когда выйдут на испытания тогда и поговорим серьезно
    1. +2
      6 июня 2025 15:48
      Так же говорили(и писали) про ракеты Э.Маска - вот когда взлетит,приземлиться......
  6. +1
    6 июня 2025 17:56
    сокращение сопротивления воздуха, за счёт которого можно уменьшить запас топлива, затем оптимизировать требования к двигателям, а после облегчить конструкцию и снизить расход горючего
    По-моему, этим занимаются все авиастроительные компании, а не только представленная в этой статье... wink
  7. +1
    6 июня 2025 19:00
    Концепция -убрать иллюминаторы и остекление кабины, вообщем, неплохая, я бы сказал, революционная.
    1. WIS
      +1
      7 июня 2025 20:21
      Цитата: Victor19
      Концепция -убрать иллюминаторы и остекление кабины... революционная.

      БПЛА не сегодня открыли. Меньше вес - лучше ТТХ. Современный ИИ значительно легче и во многом надёжнее экипажа.
      Над посадками надо работать, чтоб в автоматическом режиме проходили уже за долго до полётов, как только чиновник в руки берёт "лобзик для распила".
      Странно, почему над "формой крыла" никогда не хотят особо работать - ведь многое, если не всё дело в крыльях...?
      1. 0
        13 июня 2025 04:15
        Цитата: WIS
        Цитата: Victor19
        Концепция -убрать иллюминаторы и остекление кабины... революционная.

        БПЛА не сегодня открыли. Меньше вес - лучше ТТХ. Современный ИИ значительно легче и во многом надёжнее экипажа.
        Над посадками надо работать, чтоб в автоматическом режиме проходили уже за долго до полётов, как только чиновник в руки берёт "лобзик для распила".
        Странно, почему над "формой крыла" никогда не хотят особо работать - ведь многое, если не всё дело в крыльях...?


        Работали/ют и будут
        наверное не очень технологично пока получается.

        Ну или что-то улудшаем а что-то ухудшаем.
        1. WIS
          0
          13 июня 2025 16:13
          по картинке - улыбнуло
          даже для "тормоза" - слишком бездарно громоздко
          Всё гениальное просто.
          Для покорения Аэродинамики, учитывая, что площадь поверхности прямо пропорционально влияет на Силу сопротивления воздуха, необходимо использовать минимум плоскостей. ЗД-представление уместно для бабочки, ну-д, стрекозы, порхающей "так, что голову вскружило.."
          1. 0
            14 июня 2025 04:23
            Цитата: WIS
            по картинке - улыбнуло
            даже для "тормоза" - слишком бездарно громоздко
            Всё гениальное просто.
            Для покорения Аэродинамики, учитывая, что площадь поверхности прямо пропорционально влияет на Силу сопротивления воздуха, необходимо использовать минимум плоскостей. ЗД-представление уместно для бабочки, ну-д, стрекозы, порхающей "так, что голову вскружило.."


            Пусть будет так.
            Наверное этот вопрос (количество плоскостей и их стреловидности) уместнее решать совместно с предполагаемыми скоростями на разных режимах полета ЛА.

            В конце концов данная схема (я не автор просто картинка на глаза попалась) не далеко отходит от схемы с задним верхним горизонтальным оперением (кажется это так называется).

            Также, говорят, некто Роберт Бартини и прочие конструкторы вроде тоже неплохо относились к подобным схемам.

            Есть фотки вполне себе летающих аппаратов с подобной схемой.
            1. WIS
              +1
              14 июня 2025 09:19
              Ознакомился с вашим пристрастием - широкий фюзеляж.
              1) однозначно - это не стандартный подход
              2) целесообразно объединять классические приёмы, а не пытаться их "обломать", к примеру, пару и затем "объединив инвалидов" пытаться "изобрести велосипед".
              В данном случае, моё мнение, подход при разработке именно широкофюзеляжных машин , должен быть основан на запросе таковых. Именно так: начала заказчик - потом фантазия гения.
              Если хочется летать, да нет возможности - вот тут как раз и стоит пофантазировать "от и до".. wink .

              вопрос (количество плоскостей и их стреловидности) уместнее решать совместно с предполагаемыми скоростями на разных режимах полета ЛА.

              О 5 таки, моё мнение, для увеличения скорости полёта профиль крыла в сечении должен преобразовываться из двух искривлённых поверхностей (образно - вогнутой и выпуклой, нижней и верхней соответственно) в почти параллельные. Скольжение крыла в воздухе при большой скорости мне хочется сравн-и(я)ть с перемещением его в жидкой среде.
              Ну, это мои фантазии... drinks
              1. WIS
                +1
                14 июня 2025 09:36
                широкофюзеляжный подход
                - критически низкое, опасное скольжение вдоль водоёма для набора воды
                - взлёт на суше - посадка на воде (где по другому не получится и при этом "тяжеловес" возвращается заведомо опустошённый. что облегчает взлёт)
                1. 0
                  14 июня 2025 11:31
                  Цитата: WIS
                  широкофюзеляжный подход
                  - критически низкое, опасное скольжение вдоль водоёма для набора воды
                  - взлёт на суше - посадка на воде (где по другому не получится и при этом "тяжеловес" возвращается заведомо опустошённый. что облегчает взлёт)


                  Если под критически низким понимается полет на экране.

                  То максимальная высота экрана, насколько мне известно прямопропорциональна продольному габариту крыла и скорости ну и плюс там всякие шайбы/скеги и т.п. боковые "ограждения"

                  Т. Е. При определенных габаритах экраноплана высота может быть и не такой уж критичной величиной.
              2. 0
                14 июня 2025 11:25
                Цитата: WIS
                Ознакомился с вашим пристрастием - широкий фюзеляж.
                1) однозначно - это не стандартный подход
                2) целесообразно объединять классические приёмы, а не пытаться их "обломать", к примеру, пару и затем "объединив инвалидов" пытаться "изобрести велосипед".
                В данном случае, моё мнение, подход при разработке именно широкофюзеляжных машин , должен быть основан на запросе таковых. Именно так: начала заказчик - потом фантазия гения.
                Если хочется летать, да нет возможности - вот тут как раз и стоит пофантазировать "от и до".. wink .

                вопрос (количество плоскостей и их стреловидности) уместнее решать совместно с предполагаемыми скоростями на разных режимах полета ЛА.

                О 5 таки, моё мнение, для увеличения скорости полёта профиль крыла в сечении должен преобразовываться из двух искривлённых поверхностей (образно - вогнутой и выпуклой, нижней и верхней соответственно) в почти параллельные. Скольжение крыла в воздухе при большой скорости мне хочется сравн-и(я)ть с перемещением его в жидкой среде.
                Ну, это мои фантазии... drinks


                У меня нет пристрастия как такового к отдельным видам транспортных средств.

                Просто интересно иногда поиграться в мыслях и на бумаге с этим и посмотреть, что получится.

                Я не против "кольцепланов" (кажется они так называются) (приведенный мной пример в общем один из частных случаев кольцеплана)

                фотка просто взята из статьи (кстати вполне себе содержащей расчеты по сопротивлению крыльев) для иллюстрации возможных идей по экранопланолетам и комментария на комментарий выше.

                Я сам себе заказчик и исполнитель.
  8. 0
    7 июня 2025 13:30
    Как же тяжело читать статьи этого автора...
  9. 0
    2 июля 2025 22:04
    Если смогут установить джакузи, возьму парочку.