Сквозь смех: правь, Британия, морями!

Положительно, этот мир катится куда-то не туда. Уже не первый год наблюдаем, как в Европе политики и чиновники тихо теряют последние куски черепицы с крыш, но вот теперь и оплот русофобии присоединился к ним. Причем чисто по-украински, с перемогой!
Это не издевательство, это не преувеличение. Сразу несколько изданий там вышло именно с такими заголовками.

Если кто не верит — вот, пожалуйста. Если есть еще варианты перевода слова «giant», то можно их рассмотреть. Но мы имеем то, что имеем: гигантский военный корабль — это фрегат.
Нет, можно было бы понять, если бы речь шла о какой-нибудь не очень продвинутой морской державе, типа Парагвая или Швейцарии. Но бывшая «Владычица морей», строившая в недалеком прошлом авианосцы водоизмещением 65 000 тонн, называет «гигантским» корабль в 11 раз меньше.
Это, знаете, неспроста.
О чем вообще идет речь: 27 мая на верфи Babcock в Росайте был спущен на воду HMS Venturer, первый корабль в программе строительства фрегатов Королевского флота типа 31.

Если представитель британской прессы позволяет такое заявление, дела, похоже, идут хуже некуда. Демонстрация способности судостроения такой страны на примере фрегата – по меньшей мере просто странно. Авианосцы, атомные подводные лодки – это же вот совсем недавно…
Непонятно. Вот хоть убей, а непонятно. Либо мы чего-то такого не знаем о судостроении Великобритании. Я вот помню нашу щенячью беспредельную радость, когда после стольких лет застоя и неспособности построить хоть что-то на воду пошли и подводные крейсера, которые поддали адреналина по полной тем, кто не с нами, и вполне современные фрегаты проекта 22350 «Адмирал Горшков», которые некоторые считают полноценными боевыми кораблями с приличным потенциалом.
И вот именно с «Горшковым», который, по сути-то, не нов, очень хочется сравнить британское чудо техники, которое, понимаешь, «создает историю».

Впрочем, стоит заметить, что историю можно создавать по-разному. И с разными результатами.
Итак, что из себя представляет «Венчурер» и настолько ли это прорывной корабль, который сможет «обеспечить безопасность Великобритании на десятилетия вперед».
Для начала: разработка, как бы это помягче сказать, неоригинальная. Более того, она еще и не британская: прототипом стал датский фрегат класса «Ивар Хюитфельдт», три корабля этого класса вошли в строй КВМС Дании в 2011 году.

Корабль реально интересный, модульной схемы, собирается из шести отдельных секций, каждая из которых представляет собой изолированную зону со своей фильтровентиляционной установкой и шлюзами для перехода в другие зоны. Для действий в условиях атомного или бактериологического заражения весьма перспективно.
Датские корабли зарекомендовали себя весьма хорошо, принцип «ладно скроен и крепко сшит» соблюдался, плюс корабли оказались недорогими что в постройке, что в эксплуатации. Правда, размеры у них были… приличные. «Ивар Хюитфельдт» создавался, в свою очередь, на базе универсального корабля поддержки и управления «Абсалон», потому водоизмещение датского фрегата было аж 6 645 тонн, и вооружения он тащил очень приличное количество.
Британцы очень сильно подрезали проект, так что «Венчурер» / «Вдохновение» стал намного (почти на 1000 тонн водоизмещения) легче и меньше. Но меньше — значит, дешевле, так что тут всё понятно.
Ожидается, что каждый корабль будет стоить примерно 250 миллионов фунтов стерлингов (337,5 миллионов долларов). Индонезия и Польша уже выбрали британский проект для модернизации своих военно-морских сил, что повышает привлекательность платформы для экспорта и обеспечивает совместимость с военно-морскими силами союзников. Экспортные заказы – это, конечно, счастье для любого судостроителя.

Корабли класса «Вдохновение» предназначены для операций общего назначения, включая обеспечение безопасности на море, гуманитарную помощь, борьбу с пиратством и сопровождение. Достаточно размытые формулировки, особенно относительно безопасности на море, но давайте сравним фрегат и фрегат. Тем более, что они имеют все шансы сойтись где-нибудь «в квадрате 36-80» или поблизости.
Размеры. «Адмирал Горшков»/«Вдохновение»
Водоизмещение полное, т: 5400/5700
Длина, м: 135/139
Ширина, м: 16,4/17,1
Ходовые характеристики:
Скорость полная, узлов: 29,5/28
Скорость экономическая, узлов: 14/14
Дальность плавания экономическим ходом, миль: 4 500/9 000 (расчетная)
Дальность плавания британского корабля пока поставим под сомнение, испытания покажут, а на бумаге циферки красивые рисовать все умеют. Но у кораблей реально разные силовые установки.
У «Горшкова» CODOG, комбинированная дизель-газотурбинная корабельная энергетическая установка, в которой дизель и газовая турбина работают на один вал гребного винта, однако возможность их одновременной работы не предусмотрена.
CODOG использует маломощный и высокоэкономичный дизель для экономического хода и турбину высокой мощности для максимального хода. Коробка передач позволяет работать на вал любому из двух двигателей, но не обоим одновременно. Благодаря этому, в отличие от системы CODAG, отсутствует необходимость в сложных и потенциально ненадёжных передаточных механизмах. Однако требуется более мощная по сравнению с системой CODAG турбина полного хода.
У британского фрегата как раз CODAD, схема с двумя дизелями, работающими через коробку передач на один винт. Потому у «Вдохновения» четыре дизеля от «Роллс-Ройса» будут крутить один винт с изменяемым шагом.
Какая схема лучше? Российская более громоздкая и тяжелая, но, как ни странно, более простая, чем британская. При поломке одного из агрегатов корабль реально может «на честном слове и на одном винте» дохромать до базы, но вот поломка очень сложной КПП у британского корабля превращает его в «Замволт».
Экипаж.
«Адмирал Горшков» — 186-210 человек.
«Вдохновение» — 110-190.
Британцы гордятся высочайшим уровнем автоматизации, благодаря которому удалось так сократить экипаж. А ресурсы корабля позволяют взять на борт, например, пару взводов морской пехоты. Спорно и действительно до первого серьезного прилета, когда надо тушить, заделывать, заменять раненых и так далее.
Радиоэлектронное вооружение.
Для того чтобы сравнить и оценить мощь и возможности кораблей, потребуется пара статей, поскольку нафаршированы фрегаты от души. Anschütz Warship и Thales – известные производители корабельной электроники, немцы вообще претендуют на лидерство в производстве мостикового коммуникационного оборудования, так что тут порядок у всех.
Удивило полное отсутствие упоминаний о наличии у британского фрегата гидроакустического оснащения. Если у «Горшкова» есть комплект из гидроакустического комплекса «Заря-3» и буксируемой ГАС «Виньетка-ЭМ», то наличие такого оборудования у «Вдохновения» пока не оглашается. Очень интересно, как и что британцы разместят на своем фрегате, поскольку оставить боевой корабль такого класса без возможности отрабатывать задачи по поиску подводных лодок – это, как минимум, странно.
Артиллерия.
У «Горшкова» — 130-мм артиллерийская установка А-192М «Армат» с дальностью стрельбы до 22 км и скорострельностью 30 выстрелов в минуту. Практический круговой сектор обстрела (170 градусов) позволяет при необходимости неплохо оперировать орудием.
«Вдохновение» (о чем прям с восторгом все отметили) вооружено 57-мм автоматической пушкой от «Бофорса».

Орудие дистанционно управляется компьютером системы управления огнем, но в качестве крайней меры может также управляться вручную экипажем с помощью приборных панелей, расположенных на орудии. Максимальная дальность стрельбы – 17 км, эффективная – 8,5 км. Скорострельность у версии Mark 3 до 320 выстрелов в минуту.
В целом, оба орудия весьма хороши, но созданы под несколько разные задачи.
Вспомогательное вооружение.

«Горшков» имеет на борту два «Палаша», которые установлены по обеим сторонам от ангара для вертолета. «Палаш» — это два шестиствольных 30-мм орудия АО-18КД, скорострельностью 5 000 выстрелов в минуту, то есть 10 000 в/мин на два орудия. Дальность стрельбы до 4 км, боекомплект 1500 снарядов на орудие, то есть всего 6 000.
Так как «Палаш» — это зенитный артиллерийский комплекс, то есть ЗАК, изначально на флоте его не очень-то приветствовали. Однако с появлением дронов морских и воздушных набор из четырех шестиствольных орудий — это перспективно. То есть шанс отбиться будет.
Можно и нужно сравнивать возможности различных боевых систем, но то, что «Палаш» не хуже, а в чем-то даже лучше привычных АК-306 и АК-360 – факт. Впрочем, это тема отдельного разговора. Хочу только добавить, что ЗАК «Палаш» не имеет своего радара наведения, использует данные РЛС «Полимент-Редут», не мешает остальным радарам. Есть как плюсы в этом, так и минусы.
Для того, что пройдет сквозь «Палаши», на российском фрегате есть два «Жала» — МТПУ Владимирова калибром 14,5-мм. Очень сомнительная эффективность, поскольку наведение исключительно ручное, но по нашим временам — лучше, чем ничего.
Что у британца?
А там Bofors 40 Mk4, новейшее орудие от BAE Systems. 40-мм калибр, дальность стрельбы до 12,5 км. Скорострельность 300 выстрелов в минуту. На корабле будет стоять два таких орудия.

В качестве оружия последнего шанса на британском фрегате есть четыре пулемета 7,62-мм. Марка не уточняется, просто факт их наличия по штату. Ценность определить можно, только зная, что за пулеметы, а там может быть что угодно из обширной номенклатуры НАТО.
Переходим к ракетному вооружению.
Тактическое ракетное вооружение.
Так сказать, главный калибр кораблей. У «Горшкова» это ожидаемо универсальный корабельный стрельбовый комплекс 3С14 (УКСК), из которого можно запустить всё, что есть из современного ракетного вооружения для флота: 3М55 «Оникс», все ракеты семейства «Калибр-НК», ракеты 3М22 «Циркон». 16 ячеек на первых четырех кораблях, начиная с пятого («Адмирал Амелько») будет 32 ячейки.

«Вдохновение» имеет 32 ячейки системы вертикального запуска Mark 41. С одной стороны, универсальность, то есть в ячейки Mark 41 можно запихнуть всё, что угодно из натовской номенклатуры, с другой — начинается конкуренция между ударными и оборонительными ракетами. Заявлены к применению ракеты «корабль-воздух» Sea Ceptor ближнего радиуса действия. Сколько — тут вопрос к конфигурации миссии. Теоретически могут появиться и «Томагавки», хотя до этого британские корабли этого класса не несли таких ракет.
Возьмем в среднем: 16 противокорабельных ракет и 64 ракеты ПВО малой дальности.
А вот у «Горшкова» всё несколько иначе. Там в носовой части корабля, перед УКСК, смогли разместить «Редут», четыре модуля по 8 ячеек. В каждой ячейке комплекса может быть размещена одна зенитная управляемая ракета средней дальности 9М96, либо одна ракета большой дальности 9М96М, а можно модуль, содержащий четыре ракеты малой дальности 9М100.
Таким образом, общий боезапас зенитного ракетного комплекса может насчитывать от 32 до 128 ракет в 32 ячейках. Хотя наиболее эффективно будет разместить 8 ракет большой дальности, 8 средней и 64 ракеты ближнего радиуса действия. И это уже приличная такая эшелонированная оборона от всего, что летает.
В целом «Горшков» имеет приличное преимущество в ракетном залпе, особенно те версии, что будут с 32 ячейками УКСК.
Но тут еще такой вопрос, как противолодочное вооружение. У «Вдохновения» его вообще не заявлено. И надо понимать, что фрегаты либо будут совершенно слепы и глухи к тому, что будет происходить под водой, либо будут чем-то дооснащаться потом, и, как несложно догадаться, за счет имеющихся пусковых ячеек.
В этом отношении «Горшков» снова впереди, потому что у него есть и гидроакустическое оборудование, и есть противолодочный комплекс «Пакет-НК», на каждом борту по 4 пусковых, из которых можно отправить как торпеду по подводной лодке противника, так и противоторпеды по уже запущенным торпедам противника.

Авиационное вооружение примерно одинаковое: один вертолет в ангаре, оба корабля имеют и ангары, и приемные площадки. Правда, в случае «Адмирала Горшкова» это Ка-27ПЛ или Ка-31, в общем, машины далеко не первой свежести. У «Вдохновения» роль палубной машины, скорее всего, будет играть AgustaWestland AW159 Wildcat, машина лет на двадцать моложе российских вертолетов.

Вот такое интересное сравнение новейшего британского фрегата и его российского коллеги. Нет, назвать фрегаты проекта 22350 старыми ни у кого язык не повернется, это вполне современные корабли, реально способные выполнять широкий спектр боевых задач. И мы так на них и смотрим.
Конечно, если правительство Великобритании считает программу Type 31 ключевой для обеспечения устойчивости оборонной промышленности и экономического развития, то деваться им некуда – строить «Вдохновения» будут, никуда не денутся.
Министр обороны Великобритании Люк Поллард:
Стив Рэнъярд, руководитель группы Type 31 в DE&S:
Командор Крис Козенс, старший военно-морской офицер на борту HMS Venturer:
Вы поняли: на переднем плане восторг от того, какой классный корабль и как будет прекрасно, когда все фрегаты серии войдут в строй. И на заднем плане – рабочие места и прибыли. Нет, всё логично, но… Но это не лучший и современнейший корабль. Он, как ни крути, а сильно уступает по возможностям русскому фрегату. Конечно, мы можем не знать каких-то скрытых подробностей, но из опубликованных британцами данных фрегат ну никак не выглядит средством укрепления глобальной морской мощи.
А тем более — серией в пять кораблей.
Да и когда эта серия будет готова? Помните, когда в 2015 году было впервые объявлено о строительстве фрегатов Type 31, предполагалось, что первый корабль будет введён в эксплуатацию к 2023 году. Мы тогда очень скептически высказались о сроках и… сглазили.
Начался ковид, в 2020 году сроки были пересмотрены: первый корабль должен был быть спущен на воду в 2023 году, а полностью введён в эксплуатацию — к 2027 году. В настоящее время программа отстаёт от графика примерно на 15 месяцев, но есть возможность наверстать упущенное и ввести HMS Venturer в эксплуатацию к 2027–2028 годам.
Компания Babcock по-прежнему рассчитывает ввести в эксплуатацию все 5 кораблей к 2030 году, и сегодня сложно сказать, чего здесь больше – самонадеянности или расчета. Работы над третьим кораблём начнутся в течение 24 часов после спуска на воду «Вдохновение», но на третий корабль можно даже не смотреть, внимание надо обратить на первый, точнее, на то, как оперативно его введут в строй.
Тут, знаете, морская мощь Британии ни при чем. Деньги. Вообще с самого начала проект 31 был довольно рисковым: построить серию фрегатов в рамках крайне ограниченного бюджета в 250 миллионов фунтов стерлингов на каждый корабль – это был действительно определенный риск. Даже если учесть, что в стоимость не входили некоторые виды вооружения и датчиков, которые производились на государственных арсеналах Великобритании, «сдвиги вправо» и постоянный рост цен висели дамокловыми мечами над кораблями.
Но если со сроками не получилось, то вот в плане цены — вполне смогли. И тут, естественно, открылись определенные возможности для импорта. Как говорится, «ну так бы сразу и сказали», а чего скрывать, если сам исполнительный директор Babcock Marine сэр Ник Хайн признался, что, помимо уже заключённых контрактов на 10 кораблей (5 для Королевского военно-морского флота, 2 для Индонезии и 3 для Польши), к 2031 году было бы неплохо построить (для других) или заказать (для КВМС) 31 единицу Type 31 по всему миру.
Собственно, вот и всё. Много красивых слов, громких заявлений, но на деле — максимально ужат по возможностям, но просто шикарный по цене фрегат.
И никого не будет волновать, что русский фрегат выиграет техническим нокаутом просто потому, что у него ракет больше, а калибр пушки увесистее. Что с британским «суперфрегатом» сделает китайский «проект 055» — просто молчу, это будет ирландский бифштекс с кровью.
И чем эти пять фрегатов смогут кардинально улучшить обстановку в Королевских ВМС, сказать сложно. Основу флота составляют эсминцы ПВО типа «Даринг» (тип 45), сильной стороной которых является их гендерная нейтральность (на них комфортно служить представителям обеих полов), а о слабых сказано уже столько, что повторять этот длинный список просто не хочется.

Корабли получились настолько «прекрасными», что в декабре 2020 года министр оборонных закупок Джереми Куин сообщил, что в соответствии с текущими планами эсминцы типа 45 будут выведены из эксплуатации в период с 2035 по 2038 год. То есть через 10 лет Британия начнет лишаться своих самых мощных кораблей и через 13 лет лишится эсминцев окончательно.
Учитывая, что эсминцы вошли в состав флота с 2010 по 2013 годы, то приговорить их к списанию через 10 лет службы — да, такое могли сделать только с очень «хорошими» кораблями.
Идем дальше. Фрегаты типа 23.

Там всё ничуть не лучше, корабли вступали в строй с 1990 по 2002 годы. Из 13 кораблей два списаны вчистую, один прекратили капиталить, видимо, осознав тщетность этого дела. Итого осталось 10 кораблей, из которых половина, то есть 5 кораблей, имеют возраст 30+ лет.
То есть через 10 лет всё, что останется из боевых надводных кораблей, — это 5 (!!!) фрегатов преклонного возраста. Мы не будем считать тральщики и прибрежные сторожевики за серьезные корабли.
Британии нечем править морями.

Морями правят именно при помощи крейсеров, эсминцев и фрегатов, которые могут обеспечить безопасность большим плавучим корытам с плоскими палубами. Без свиты эти величества – легкая добыча тех же подводных лодок, причем самая убогая ДЭПЛ отправит того же «Принца Уэльского» на дно.
Именно потому сегодня у британских ответственных за безопасность столько восторга: при полном кошмаре с надводными кораблями, когда на участие в программах НАТО морская держава не может отрядить больше одного эсминца, обещанные пять кораблей – это что-то существенное при полном ничего.
Будет очень интересно через десять лет посмотреть на то, что станет представлять из себя Королевский военно-морской флот Великобритании. Интересно, авианосцы к тому времени уже разберут, или туристы будут делать селфи на фоне ржавых двугорбых монстров?
Давным-давно, в 1740 году, Томас Арн и Джеймс Томсон написали тот самый гимн о том, что Британия правит волнами, а британцы никогда не станут рабами. Сегодня даже представлять не хочется, каково им там, на том свете, в свете происходящего.
Насчет свободы британцев — это отдельная песня, сложно произносимая, а вот с волнами вообще выходит всё печальнее. Реально речь идет о борьбе за сохранение судостроения Великобритании, а через это — и британского флота.
Все возможно, любой вариант развития событий. Но пока что «Правь, Британия» очень сложно произнести без усмешки.
Информация