Американская палубная авиация на спутниковых снимках: учебно-тренировочные, транспортные и самолёты ДРЛО

Помимо боевых самолётов, способных нести различные средства поражения, в палубной авиации ВМС США имеется значительное количество машин другого назначения. Самолёты дальнего радиолокационного дозора «Хокай» достаточно известны, но про палубные транспортно-пассажирские машины, предназначенные для оперативного снабжения авианосцев в походе, и учебно-тренировочные самолёты, необходимые для отработки взлёта и посадки на авианосец, большая часть читателей знает немного.
Палубный учебно-тренировочный самолёт Boeing T-45С Goshawk
В конце 1970-х командование ВМС США начало поиск реактивного учебно-тренировочного самолёта, который мог бы заменить устаревающие T-2 Buckeye и TA-4 Skyhawk, используемые для обучения взлёту и посадке на авианосец.
В конкурсе принял участие консорциум, состоящий из британской авиастроительной компании British Aerospace и американской McDonnell Douglas. Соперниками британо-американской команды были французская фирма Dassault Aviation, германская Dornier и американская Lockheed.
В конце 1981 года победителем был объявлен проект палубного УТС, основанный на конструкции британского учебно-тренировочного Hawk фирмы British Aerospace.
Самолёт, получивший обозначение T-45A Goshawk, совершил первый полёт 16 апреля 1988 года. Принятие на вооружение произошло в 1991 году. После слияния McDonnell Douglas и Boeing в 1997 году окончательная сборка самолётов модификации T-45C велась на предприятии, расположенном в Сент-Луисе, штат Миссури. Эта модель от первоначального варианта отличалась усовершенствованным БРЭО, приближенным к боевым самолётам. Впоследствии в T-45C переделали все Т-45А, построенные до 1997 года. Серийное производство завершилось в 2009 году. Всего заказчик принял 221 самолёт.
T-45 Goshawk — это палубная версия британского самолёта Hawk Mk.60. Для использования в морской авиации эта машина получила более прочное шасси и планер, устройство для крепления на катапульте и тормозной крюк. Также был внесён ряд изменений, направленных на улучшение управляемости на малой скорости, что весьма актуально при выполнении тренировочных заходов на посадку.
Максимальный взлётный вес двухместного самолёта составляет 6120 кг. Масса пустого – 4261 кг. Турбовентиляторный двигатель Rolls-Royce Turbomeca F405-RR-401 с максимальной тягой 24,6 кН способен разогнать Т-45С до 1006 км/ч. Практический потолок – 13 000 м. Перегоночная дальность – 1300 км. Обычно Т-45 не несёт вооружения, но в случае необходимости можно установить узлы, пригодные для подвески дополнительных топливных баков, авиабомб или блоков НАР.
В целом УТС T-45С удовлетворяет предъявляемым требованиям, но этот самолёт с одним двигателем подвергается критике за относительно высокую аварийность. По состоянию на 2024 год в лётных происшествиях было потеряно 34 машины, что составляет примерно 15 % от общего количества. Большая часть аварий и катастроф связана с отказом силовой установки.
В 2024 году в учебных палубных эскадрильях ВМС, где также проходят подготовку пилоты Корпуса морской пехоты, эксплуатировалось около сотни самолётов T-45С, окрашенных в бело-красный цвет. В настоящее время в Морской авиации на Т-45С обучение пилотов осуществляется в пяти учебных эскадрилий.
7-я (VT-7) и 9-я (VT-9) эскадрильи размещаются на авиабазе Меридиан в Миссисипи.

Спутниковый снимок Google Еаrth: УТС Т-45С на авиабазе Меридиан
21-я (VT-21) и 22-я (VT-22) учебные эскадрильи приписаны к авиабазе Кингсвилл в штате Техас.

Спутниковый снимок Google Еаrth: УТС Т-45С на авиабазе Кингсвилл
86-я учебная эскадрилья (VT-86) делит авиабазу Пенсакола во Флориде с самолётами пилотажной группы Blue Angels, летающей на истребителях «Супер Хорнет».

Спутниковый снимок Google Еаrth: УТС Т-45С рядом с самолётами F/A-18E пилотажной группы Blue Angels на авиабазе Пенсакола
Также учебно-тренировочные «ястребы-тетеревятники» имеются в Школе лётчиков-испытателей в Патаксент-Ривер, штат Мэриленд, и в 23-й тестово-испытательной эскадрильи, базирующейся там же.
Транспортно-пассажирский палубный самолёт Grumman C-2А(R) Greyhound
Для доставки грузов и пассажиров с берега и сообщения между авианосцами в ВМС США используются двухдвигательные турбовинтовые самолёты Grumman C-2А(R) Greyhound.
Первая машина этого типа поднялась в воздух в 1964 году, а в серийное производство её запустили в 1965 году. Столь быстрое принятие на вооружение объясняется тем, что С-2А, созданный в рамках программы Carrier Onboard Delivery (англ. грузовая доставка на борт), построен на базе самолёта ДРЛО Northrop Grumman E-2А Hawkeye, и у этих машин были одинаковые бортовые системы, двигатели и крыло. Основное отличие «Грейхаунда» от «Хокая» заключается в расширенном фюзеляже с задней погрузочной рампой.
Турбовинтовые транспортно-пассажирские С-2А в палубных эскадрильях снабжения долго эксплуатировались параллельно с поршневыми Grumman C-1 Trader, которые окончательно списали в 1988 году.
С 1965 по 1968 год было выпущено 17 самолётов модификации C-2A, которые модернизировали в 1973 году. С 1985 по 1990 год выпустили ещё 39 «перепроектированных» самолётов модификации C-2A(R). Самолёты этого типа эксплуатируются очень интенсивно, и от их работы во многом зависит боеготовность авианосного крыла. Всего за годы эксплуатации в авариях и катастрофах было потеряно шесть машин.
К 2015 году все находившиеся в строю C-2A(R) в ходе модернизации получили новую авионику, современные средства связи и навигации, а также экономичные двигатели с цифровой системой управления и восьмилопастными винтами.
Палубный транспортно-пассажирский самолёт оснащён турбовинтовыми двигателями Allison T56-A-425 мощностью по 4600 л.с. и имеет максимальный взлётный вес 24 655 кг. Масса пустого самолёта – 15 310 кг. Внутри грузового отсека может поместиться 28 пассажиров или 12 раненых на носилках. Грузоподъёмность – до 4536 кг. Максимальная скорость полёта на высоте 3600 м – 635 км/ч. Крейсерская – 465 км/ч. Практический потолок – 10 200 м. Дальность с полезной нагрузкой 4500 кг – 2400 км. Перегоночная дальность – 3700 км.
Несмотря на относительно немногочисленный парк, самолёты C-2A(R) до сих пор играют важную роль в обеспечении жизнедеятельности авианосцев, находящихся в походе.
Подготовка экипажей самолётов C-2A(R) Greyhound и E-2 Hawkeye осуществляется в 120-й резервной эскадрильи воздушного командования и управления (VAW-120) на авиабазе Норфолк в штате Вирджиния, расположенной вплотную к одноимённой военно-морской базе.

Спутниковый снимок Google Еаrth: самолёты C-2A(R) Greyhound и E-2 Hawkeye на авиабазе Норфолк. Снимок сделан в апреле 2023 года
К авиабазе Норфолк также приписана 40-я эскадрилья логистики и поддержки, в которой эксплуатируется 14 транспортно-пассажирских «Грейхаундов». До недавнего времени два C-2A(R) имелось в 20-й тестово-испытательной эскадрильи (VX-20) на авиабазе Патаксент-Ривер, штат Мэриленд.

Спутниковый снимок Google Еаrth: самолёты C-2A(R) на авиабазе Норт-Айленд. Снимок сделан в ноябре 2022 года
Впрочем, в связи со спецификой использования самолётов C-2A(R) нередко их можно увидеть на других аэродромах, расположенных как на территории, так и за пределами США. Согласно имеющейся информации, «Грейхаунды» в 2027 году будут сняты с вооружения и полностью заменены конвертопланами CMV-22B Osprey.
Палубные самолёты ДРЛО Northrop Grumman E-2 Hawkeye
Важным звеном в обеспечении боевой деятельности американской палубной авиации являются самолёты ДРЛО Northrop Grumman E-2 Hawkeye. Согласно справочным данным, по состоянию на 2024 год в ВМС США эксплуатировалось 83 самолёта этого типа, и ещё 25 машин модификации E-2D было заказано.

Спутниковый снимок Google Еаrth: авианосец USS Ronald Reagan (CVN-76) на стоянке корейской военно-морской базы Пусан. На верхней палубе среди истребителей F/A-18E/F Super Hornet и самолётов РЭБ EA-18G Growler видны два E-2D Advanced Hawkeye
До сих пор в строю имеется некоторое количество самолётов Е-2С поздних серий. В 2004 году, практически одновременно с установкой РЛС AN/APS-145, «Хокаи», построенные в 1980-1990-е годы, вместо прежних четырёхлопастных получили новые восьмилопастные винты NP2000 из углепластика, усиленные стальными вставками. Также при этом была модернизирована система управления двигателями. После введения в её состав цифровых контролеров и датчиков значительно сократилось время реакции на изменение тяги, и улучшилась топливная эффективность. Благодаря данному нововведению возросли взлётно-посадочные характеристики, дальность и продолжительность полёта. Многие самолёты Е-2С, имевшие большой остаточный ресурс, были модернизированы до уровня Hawkeye 2000.
Наиболее совершенной на сегодняшний день является модификация E-2D Advanced Hawkeye. На этой машине, впервые поднявшейся в воздух в 2007 году, внедрены самые современные разработки по улучшению условий работы экипажа. Помимо новой связной, навигационной и аппаратуры отображения и обработки данных, наиболее заметным нововведением стала установка РЛС AN / APY-9 с АФАР, которая способна видеть высотные воздушные цели на дальности более 600 км и благодаря высокому энергетическому потенциалу эффективно контролировать полёты летательных аппаратов, выполненных по технологии малой радиолокационной заметности. Кроме руководства действиями перехватчиков, вооружённых ракетами AIM-120 AMRAAM, самолёты ДРЛО «Усовершенствованный Хокай» должны выдавать целеуказание корабельным зенитным ракетам большой дальности RIM-174 Standard ERAM (SM-6).
Кардинально модернизированный «Хокай» имеет максимальный взлётный вес 26 082 кг. Масса пустого самолёта – 18 234 кг. Длина – 17,596 м. размах крыла – 24,56 м. Два турбовинтовых двигателя Allison/Rolls-Royce T56-A-427A мощностью 5100 л.с. каждый обеспечивают максимальную скорость 650 км/ч. Крейсерская скорость – 474 км/ч. Самолёт может вести патрулирование в течение 6 часов. Перегоночная дальность – 2700 км. Экипаж состоит из двух пилотов и трёх операторов РТК.
Передача первого E-2D ВМС состоялась в начале 2010 года. 27 сентября 2011 года Е-2D был успешно запущен с электромагнитной катапульты на авиабазе Лэйкхёрст.

Спутниковый снимок Google Еаrth: самолёт Е-2D на катапульте в испытательно-тренировочном комплексе Лэйкхёрст
Эта авиабаза в Нью-Джерси является аналогом российского испытательно-тренировочного комплекса НИТКА в Крыму. Но, в отличие от российского объекта, здесь имеется несколько катапульт различного типа и наземный лабораторный комплекс для тестирования и отладки различных бортовых электронных систем.
Самолёты радиолокационного дозора на постоянной основе эксплуатируются в составе эскадрилий раннего предупреждения, приписанных к авианосцам, а также в 20-й тестово-испытательной эскадрильи (VX-20) на авиабазе Патаксент-Ривер, штат Мэриленд, и в 30-й тестово-испытательной эскадрильи (VX-30) на авиабазе Пойнт-Мугу, штат Калифорния.

Спутниковый снимок Google Еаrth: самолёты ДРЛО Е-2 рядом с самолётом ДРЛО P-3AEW на авиабазе Пойнт-Мугу
На авиабазу Пойнт-Мугу иногда совершают посадку самолёты ДРЛО P-3AEW Пограничной таможенной службы, также оснащённые РЛС AN/APS-139 и AN/APS-145, и используемые для выявления незаконной доставки наркотиков в США.

Спутниковый снимок Google Еаrth: самолёт ДРЛО Е-2С рядом с истребителями F-35C и F/А-18F на стоянке авиабазы Фаллон
Несколько палубных самолётов ДРЛО Е-2С, предназначенных для наблюдения за ходом учебных воздушных схваток, имеется в Центре боевого применения, расположенном на авиабазе Фаллон в штате Невада
Во время длительной стоянки авианосца у причальной стенки порта приписки большая часть авиакрыла размещается на сухопутном аэродроме.

Спутниковый снимок Google Еаrth: самолёты ДРЛО Е-2С/D на авиабазе Норфолк Чамберс-Филд
В ВМС США самолётами ДРЛО Е-2С/D вооружено десять эскадрилий. Пять из них приписаны к авиабазе Норфолк Чамберс-Филд, а четыре – к авиабазе Пойнт-Мугу.

Спутниковый снимок Google Еаrth: самолёты ДРЛО Е-2D и истребители F/A-18E/F на авиабазе Ивакуни
Местом постоянной дислокации 125-й палубной эскадрильи управления (VAW-125), входящей в постоянный состав 5-го авиакрыла, прикреплённого к авианосцу USS Ronald Reagan (CVN-76), является авиабаза Ивакуни в Японии.
Окончание следует...
Информация