Китайская МБР «Дунфэн-5»

13 045 2
Китайская МБР «Дунфэн-5»
Ракеты DF-5 первых модификаций. Для транспортировки изделия разделены на ступени


На вооружении ракетных войск Народно-освободительной армии Китая состоят межконтинентальные баллистические ракеты нескольких типов. Одной из самых старых является «Дунфэн-5», принятая на вооружение в начале восьмидесятых годов. Эта МБР обладала высокими тактико-техническими характеристиками, благодаря которым до сих пор остается в строю и участвует в процессах стратегического ядерного сдерживания.



Несекретная разработка


Как в прошлом, так и сейчас, Китай создает новые типы вооружения с соблюдением необходимой секретности. Открытая информация о подобных проектах появляется достаточно поздно и редко отличается подробностью. Все это в полной мере касается ракетных комплексов стратегического назначения.

Например, не позднее середины шестидесятых годов Китай начал разрабатывать свою первую межконтинентальную ракету под названием «Дунфэн-5» или DF-5. За рубежом об этом проекте узнали только в начале семидесятых, уже после начала лётных испытаний. В дальнейшем появлялись новые отрывочные сообщения разного рода. Кроме того, по доступным данным иностранные специалисты пытались оценивать тактико-технические характеристики этого изделия.

Официальная информация о параметрах и возможностях изделия «Дунфэн-5» появилась лишь недавно. В начале июня 2025 г. один из государственных телеканалов КНР показал репортаж об этой МБР и назвал основные её характеристики.


«Дунфэн-5» на испытаниях

Любопытно, что это первый в истории случай подобного раскрытия информации. Ранее НОАК тщательно скрывала данные даже о старых образцах стратегического ракетного вооружения, пока не снятых с эксплуатации. Почему она решила поделиться информацией о самой старой из строевых МБР, неизвестно.

По известным данным


Известно, что проект «Дунфэн-5» создавался в шестидесятых годах Китайской академией технологий ракет-носителей. Требовалось разработать новую МБР с повышенными характеристиками, превосходящую актуальные китайские и иностранные образцы.

Первый испытательный запуск опытной МБР DF-5 состоялся в 1971 г. Ввиду высокой сложности проекта и различных недочётов, испытания и доводка конструкции продолжались в течение следующего десятилетия. Завершить этот процесс удалось только в 1980 г.

Вскоре завод №211 освоил серийное производство ракет нового типа и начал их поставки в части НОАК. К этому времени в разных регионах Китая были построены шахтные пусковые установки. Первые комплексы нового типа заступили на боевое дежурство в 1981 г. В дальнейшем развертывание «Дунфэн-5» продолжилось, и к концу восьмидесятых в шахтах разместили десятки таких ракет.


Ракеты «Дунфэн-5B» в парадном строю

Уже в середине восьмидесятых началась модернизация имеющейся ракеты. В проекте DF-5A собирались увеличить дальность пуска, массу полезной нагрузки и точность наведения. Работы завершились к концу десятилетия, и в девяностых годах изделия «Дунфэн-5А» частично заменили МБР базовой версии.

В двухтысячных годах провели следующую модернизацию. Ракета DF-5B получила разделяющуюся головную часть с боевыми блоками индивидуального наведения. Такую МБР впервые показали публике на параде в 2015 г. Уже в 2017-м иностранная пресса сообщила о разработке модификации с литерой «C». На этот раз речь шла о совершенствовании «Дунфэн-5B» с повышением основных характеристик.

Ракеты на службе


Объёмы и темпы производства ракет DF-5 всех версий, по понятным причинам, неизвестны. Согласно зарубежным оценкам, в течение восьмидесятых годов Китай изготовил и поставил на дежурство до сотни таких МБР. В дальнейшем часть изделий использовали в учебных пусках.

По мере необходимости, осуществлялась ротация ракет на боевом дежурстве. Кроме того, выпускались новые изделия, в т.ч. следующих модификаций. При этом, «Дунфэн-5» достаточно быстро заняла нишу основной межконтинентальной ракеты в НОАК и сохраняла такой статус в течение долгого времени.


Вторая ступень и ступень разведения на транспортировочной тележке

Впрочем, уже в девяностых годах началось сокращение парка DF-5. В связи с выработкой ресурса и появлением новых МБР такие ракеты постепенно снимались с дежурства. По данным иностранных разведок, сейчас в строю остается не более 20 МБР «Дунфэн-5» всех модификаций.

Вероятно, служба этих ракет постепенно подходит к своему завершению. В последние годы на вооружение ракетных войск НОАК поступил ряд современных комплексов, которые по всем параметрам, как минимум, не уступают старому DF-5. Кроме того, они не сталкиваются с проблемой морального и физического устаревания.

Технические особенности


«Дунфэн-5» — жидкостная баллистическая ракета с межконтинентальной дальностью полёта. При её создании использовались технологии, доступные Китаю в конце шестидесятых годов, но это не помешало получить рекордный уровень характеристик. В дальнейшем конструкция и оснащение такой МБР неоднократно улучшались, что давало прирост разных параметров.

DF-5 построена по двухступенчатой схеме. Обе ступени получили несущий корпус, разделённый перегородками на баки для топлива и окислителя. В поздних модификациях ракета имеет ступень разведения боевых блоков с собственными маневровыми двигателями.


Первая ступень DF-5B

Ракета имеет общую длину 32,6 м и максимальный диаметр 3,35 м. Стартовая масса, в зависимости от модификации, не превышает 180-183 т. Полезная нагрузка базовой DF-5 составляла 7 т. Впоследствии её довели до 12 т.

Обе ступени МБР оснащены жидкостными ракетными двигателями неизвестного типа. В качестве топлива они используют несимметричный диметилгидразин, окислитель — азотный тетраоксид.

На момент разработки «Дунфэн-5» китайская промышленность не владела технологиями ампулизации топливных баков. В связи с этим подготовка ракеты к пуску включает заправку, на которую требуется до часа. С полными баками изделие может находиться на дежурстве ограниченное время, после чего компоненты топлива нужно сливать и проводить иные процедуры.

Согласно недавним сообщениям, дальность полёта DF-5 достигает 12 тыс. км. Любопытно, что ранее за рубежом давались более высокие оценки. Предполагалось, что ракеты поздних модификаций доставляют нагрузку на дальность до 13-15 тыс. км.

Все модификации МБР имеют традиционную для такого вооружения систему управления на основе инерциальной навигации. Перед запуском или во время дежурства в электронику ракеты вводятся координаты пусковой установки и назначенной цели. Далее полёт и управление осуществляются автоматически. Китайское телевидение недавно сообщило, что достигается круговое вероятное отклонение не более 500 м.


МБР в шахтной пусковой установке

Ракеты DF-5 и DF-5A несли моноблочную специальную боевую часть мощностью до 3-4 Мт. Такая нагрузка скрывалась под коническим головным обтекателем. В проектах с литерами «B» и «C» ввели разделяющуюся головную часть. Она несёт до 10-12 боезарядов индивидуального наведения по 1 Мт каждый. Ракету с РГЧ можно определить по оживальному обтекателю.

В составе комплекса «Дунфэн-5» используется шахтная пусковая установка. Взлёт осуществляется «горячим» способом — за счёт тяги двигателей первой ступени. В рамках лётных испытаний с ракетой DF-5 использовалась пусковая позиция со стартовым столом. Рассматривалась возможность сохранения такого пускового комплекса, однако уже в конце шестидесятых появилась возможность убрать ракету под землю и получить очевидные преимущества.

Историческая роль


Почти полвека назад изделие «Дунфэн-5» стало первой межконтинентальной баллистической ракетой на вооружении НОАК. Благодаря её появлению возможности ракетных войск существенно выросли, и Китай получил полноценный инструмент стратегического ядерного сдерживания.

Ракета DF-5 показывала выдающиеся характеристики для своего времени, и до сих пор может составлять конкуренцию современным образцам. По этой причине в прошлом было предпринято несколько попыток модернизации с теми или иными целями и результатами. С их помощью удалось получить новые боевые возможности, а также продлить сроки службы первой МБР.

Тем не менее, даже самые успешные образцы вооружения со временем устаревают. Комплекс «Дунфэн-5» по объективным причинам постепенно выводится из эксплуатации. На смену ему приходят новые системы с близкими или более высокими характеристиками. Как долго удастся эксплуатировать их, покажет время.
2 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    Вчера, 05:17
    Почему она решила поделиться информацией о самой старой из строевых МБР, неизвестно.
    Скорее всего, ракету скоро выведут из эксплуатации. Жидкостная, значит - время подготовки к пуску продолжительное: заправленной ее можно хранить очень ограниченное время, а заправка дело не быстрое...
    1. +4
      Вчера, 10:42
      Цитата: Дед-дилетант
      Скорее всего, ракету скоро выведут из эксплуатации. Жидкостная, значит - время подготовки к пуску продолжительное: заправленной ее можно хранить очень ограниченное время, а заправка дело не быстрое...

      Кхм... я крайне сомневаюсь, что ракетная промышленность Китая осталась в 60-х годах прошлого века, когда практиковалась заправка жидкостных ракет перед пуском.
      Со времён введения ампулизованного хранения компонентов жидкого топлива на УР-100 (середина 60-х) заправленная жидкостная ракета может стоять в ШПУ от 10 (первые модификации) до 25 лет (последние модификации).