Авианосец USS Harry S. Truman возвращается домой: обзор развёртывания

1 706 1
Авианосец USS Harry S. Truman возвращается домой: обзор развёртывания
Авианосец USS Harry S. Truman (CVN 75) типа «Нимиц» возвращается на военно-морскую базу Норфолк после восьмимесячного развёртывания в составе авианосной ударной группы Harry S. Truman (HSTCSG)


USS Harry S. Truman (CVN-75) — восьмой авианосец типа «Нимиц» ВМС США. Местом приписки является военно-морская база Норфолк, штат Вирджиния.



Harry S. Truman был спущен на воду 7 сентября 1996 года судостроительной компанией Newport News Shipbuilding, Ньюпорт-Ньюс, Вирджиния, и введён в строй 25 июля 1998 года под командованием капитана Томаса Оттербейна.

Первоначально авианосец Harry S. Truman был флагманом Второй авианосной группы, а с 1 октября 2004 года — Десятой авианосной ударной группы.

Начиная с 2001 года авианосная боевая группа Гарри С. Трумэна принимала участие в операциях Joint Endeavor, Deny Flight, Southern Watch, Enduring Freedom – Afghanistan, Iraqi Freedom, Summer Pulse '04 и операции НАТО Medshark/Majestic Eagle '04.

В первой половине 2016 года авианосец Harry S. Truman, будучи флагманом авианосной ударной группы 8, провёл восьмимесячную воздушную операцию против ИГИЛ из Восточного Средиземноморья в рамках операции «Непоколебимая решимость». Корабль является флагманом авианосной ударной группы 8 с июня 2014 года.

В 2025 году авианосец был атакован шесть раз баллистическими ракетами средней и малой дальности после ответных атак йеменской армии.

Авианосец Harry S. Truman имеет длину 1092 фута (333 м) и ширину 257 футов (78 м), а площадь его полётной палубы — 4,5 акра (1,8 га). Может вместить до 90 самолётов и вертолётов, используется четыре лифта. С боевой нагрузкой корабль имеет водоизмещение почти 97 000 тонн и имеет 6250 членов экипажа. Корабль вооружён тремя 20-мм установками Phalanx CIWS и двумя пусковыми установками ЗУР Sea Sparrow SAM. Строительство Гарри С. Трумэна обошлось в более чем 4,5 миллиарда долларов в ценах 2007 года.

В начале развёртывания уже ожидалось, что USS Harry S. Truman, скорее всего, столкнётся с противником, примет участие в боевых операциях и начнёт боевые вылеты своей палубной авиации. Покинув США в сентябре 2024 года, авианосец отправился в Европу и принял участие в учениях в Северном море, прежде чем сменить авианосец USS Abraham Lincoln (CVN 72) в Восточном Средиземноморье и Красном море.

Lincoln был развёрнут в регионе для противодействия иранским угрозам Израилю, но в конечном итоге переключил своё внимание на силы хуситов в Йемене, которые предпринимали атаки на боевые корабли союзников ракетами и беспилотниками. Контрудары, нанесённые с авианосца, позволили F-35C Lightning II выполнить свои первые боевые вылеты.

Всего через неделю после входа в Красное море «Трумэн» начал свои первые авиаудары по Йемену в рамках операции «Хранитель процветания». На следующий день произошёл первый из нескольких необычных инцидентов во время развёртывания в Красное море, когда F/A-18F Super Hornet с авианосца был сбит крейсером УРО типа «Тикондерога» USS Gettysburg (CG 64). Оба члена экипажа были спасены, хотя один получил незначительные травмы. Сообщается, что инцидент с дружественным огнём произошёл, когда F/A-18F выполнял функции самолёта-заправщика, предположительно ошибочно принятого за приближающийся беспилотник или ракету расчётом ЗРК «Иджис» на борту крейсера.

В течение января 2025 года самолёты с авианосца «Трумэн» и ракеты его эскорта продолжали наносить удары по силам хуситов в Йемене. В ответ на это хуситские СМИ и отдельные частные лица заявляли якобы при помощи изображений, созданных искусственным интеллектом, что хуситские ракетные дивизионы успешно атаковали авианосную ударную группу, но на самом деле прямых попаданий не было. 12 января авианосец посетил генерал Майкл Курилла, командующий Центральным командованием США (CENTCOM).

1 февраля внимание переключилось с хуситов на ИГИЛ в Сомали. Это была масштабная операция с участием по меньшей мере 16 Super Hornet, взлетевших с «Трумэна», что впоследствии было описано как крупнейший авиаудар в истории, нанесённый с одного авианосца. В общей сложности 125 000 фунтов боеприпасов были использованы против укрытий боевиков в пещерах, используемых лидерами ячеек ИГИЛ, убив главную цель Ахмеда Маленинина и 13 его соратников.

Столкновение


Выйдя из Красного моря для короткой остановки в заливе Суда, Крит, USS Harry S. Truman впоследствии оказался участником инцидента в море около Порт-Саида, Египет. Торговое судно под панамским флагом Besiktas-M столкнулось с правым бортом авианосца около 23:46 по местному времени 12 февраля, вызвав видимые повреждения, но без затопления. Обошлось без человеческих жертв и травм среди членов экипажа. К 17 февраля Truman снова вернулся в залив Суда для ремонта.


Внешний вид повреждения USS Harry S. Truman (CVN 75), вид с надувной лодки с жёстким корпусом после столкновения с торговым судном Besiktas-M 12 февраля 2025 года во время операции в районе Порт-Саида, Египет

Несколько дней спустя стало известно, что командир корабля, капитан Дэйв Сноуден, был отстранён от командования. На его место ВМС США назначили капитана Кристофера «Чоуда» Хилла, который ранее заслужил признание за свой стиль руководства и использование социальных сетей, командуя USS Dwight D. Eisenhower в Красном море.

Вероятно, что теперь кораблю потребуется более серьёзный ремонт для того, чтобы устранить последствия, вызванные этим инцидентом со столкновением. В настоящее время ВМС США ведут углублённое расследование столкновения.

Потери


В дополнение к потере F/A-18F Super Hornet от дружественного огня в декабре 2024 года, к концу своего развёртывания Truman потерял ещё два Super Hornet из своего авиакрыла.

28 апреля 2025 года самолёт F/A-18E Super Hornet из ударной истребительной эскадрильи (VFA) 136 был потерян за бортом во время действий авианосца в Красном море. Как сообщается, инцидент произошёл в результате того, что корабль предпринял манёвр уклонения в ответ на входящий огонь со стороны сил хуситов. Крен корабля во время крутого поворота, по-видимому, привёл к тому, что самолёт и прикреплённый к нему тягач просто соскользнули с авианосца в море.

В результате этого опасного происшествия никто не погиб, но один член экипажа корабля получил лёгкую травму.

Представитель США сообщил, что первоначальные сообщения с места происшествия указывают на то, что «Трумэн» сделал резкий поворот, чтобы уйти от огня хуситов, что привело к падению истребителя за борт,

— Наташа Бертран (@NatashaBertrand), 28 апреля 2025 года.

Всего несколько дней спустя самолёт F/A-18F Super Hornet рухнул в море при посадке на авианосец, по всей видимости, из-за неисправности троса – аэрофинишёра. Неизвестно, как именно это произошло, или почему самолёт не смог уйти на второй круг, выполнив «болтер». И снова оба члена экипажа смогли катапультироваться из самолёта и были спасены вертолётом с незначительными травмами.

Обе эти потери произошли в период интенсивных авиационных ударов США по целям хуситов в рамках операции под кодовым названием «Rough Rider». Соглашение о прекращении огня, как сообщается, в результате того, что президент Трамп устал от затянувшегося конфликта, было достигнуто с хуситами примерно в то же время, когда был потерян второй Super Hornet. Это соглашение, по-видимому, оставалось в силе, и с тех пор не сообщалось о дальнейших нападениях на судоходство.


Истребитель ВМС США F/A-18 Super Hornet заправляется над зоной ответственности Центрального командования ВВС США, 16 марта 2025 года. Super Hornet направляется в зону операций 5-го флота США для поддержки морской безопасности и стабильности в регионе Ближнего Востока

Ударная группа авианосца «Принц Уэльский» Королевского флота» прошла через Красное море в конце мая и начале июня без каких-либо сообщений о проблемах, хотя АУГ поддерживала довольно высокий уровень боевой готовности с постоянными полётами на патрулирование истребителей F-35B Lightning II и вертолётов Wildcat HMA2 в качестве меры предосторожности. За исключением Prince of Wales, Красное море было свободно от авианосцев с момента ухода авианосца Truman. Ближайший американский авианосец — USS Carl Vinson (CVN 70) — действует в Аравийском море у берегов Омана.

Возвращение на базу


USS Harry S. Truman вышел из Красного моря через Суэцкий канал 17 мая и ещё принял участие в попутных учениях НАТО, пересекая Средиземное море на запад в Атлантику и свой порт приписки. После относительно быстрого океанского транзита — развёртывание корабля уже продлевалось несколько раз — команда почти наверняка была рада вернуться домой в начале июня.

Эскадрильи палубного авиакрыла 1 (CVW-1) вернулись на свои базы за несколько дней до этого и были встречены не менее восторженными друзьями и членами семей.

Американское военное новостное издание Stars and Stripes назвало развёртывание «жестоким», а капитан Хилл сказал, что его команда «демонстрировала превосходную стойкость на протяжении более восьми месяцев».

Даже перед лицом серьезных проблем они выстояли, никогда не сдаваясь, когда их страна нуждалась в них. Для меня было честью служить вместе с такими преданными профессионалами и забрать их домой к их семьям,

— добавил он.

После нескольких лет службы в качестве одного из самых активных авианосцев ВМС США авианосец USS Harry S. Truman вскоре должен будет пройти процесс перезарядки ядерных реакторов и комплексного капитального ремонта (RCOH) стоимостью почти 1 миллиард долларов на специализированных объектах компании Huntington Ingalls Industries в Ньюпорт-Ньюсе.

RCOH занимает несколько лет и обычно проводится примерно в середине ожидаемого срока службы авианосца. Предыдущие предложения предусматривали списание авианосца Truman для экономии средств, но Конгресс отклонил это предложение. Продолжение капитального ремонта будет означать, что Truman сможет оставаться в активной эксплуатации до конца 2040-х годов и, возможно, дольше.
1 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    Сегодня, 06:33
    Наверно у экипажа ,после того как авиакрыло покидает борт авианосца наступает чувство усталости от похода .Они улетели и через час будут дома ,а нам ещё ползти до базы.