Давайте пожалеем Юру Игната и F-16

В чем проблема у многих там, на Украине? В том, что они не читают нас. «Военное обозрение». Если бы читали, особенно комментарии к определенным статьям, то вопросов бы и удивлений таких не возникало бы.
Согласно заявлению пресс-секретаря Юрия Игната от 3 июня, украинские ВВС обнаружили, что их недавно приобретённые F-16 значительно уступают российским истребителям и системам противовоздушной обороны.
Удивительное рядом…
Его заявление было сделано менее чем через месяц после того, как ВВС потеряли свой третий F-16, который был уничтожен 16 мая во время столкновения с «российскими целями, предположительно беспилотниками или крылатыми ракетами». Предположительно.
Как пишут на той стороне, пилот героически атаковал стаю «Гераней», а такие вещи происходят над областями Центральной Украины постоянно, там можно почти безбоязненно заниматься перехватами того, что летит со стороны Крыма в центральную часть. Три сбил, а потом «возникли непредвиденные обстоятельства».
Летчик «увел самолет от населенного пункта и успешно катапультировался». Есть два варианта: летчик просто врезался в один из атакуемых БПЛА или в него что-то прилетело. Учитывая, что Киев изо всех сил скрывает место, где это случилось, то все могло произойти и в зоне действия какой-либо российской ракеты. А ракеты — они такие, они кое-что видят, но только не тип самолета и его принадлежность. Потому «Сокол» получил куда-то и пошел вниз.
Ракета могла быть любой. И «земля-воздух», и «воздух-воздух». Вторая даже вероятнее, с той стороны уже жаловались на то, что Р-37М летят очень издалека и плоховато видны. Да еще и попадают.
И еще из того заявления Игната:
С чего он вот так, как вы думаете? Вот и мне кажется, что как-то неспроста. Но так как ни одна из сторон не привела координат, где был сбит самолет, то и мы не будем сильно на этом заострять внимание. Просто потому, что заострять его особо не на чем.
Предыдущая потеря F-16, о которой было объявлено 12 апреля, произошла глубоко внутри контролируемого Украиной воздушного пространства, и многие аналитики сочли это вероятным результатом поражения российскими наземными системами ПВО с использованием ракеты класса «земля-воздух» 40Н6 большой дальности.

Здесь стоит уточнить: если это была 40Н6Е, да, эта ракета способна пролететь до 400 км, и если уж решили потратить такую современную (2015 год принятия на вооружение) красотку, то F-16 – самое то, чтобы проверить боеспособность этой ракеты. Проверили…

Давайте теперь поиграем цифрами. Сперва стоит посмотреть на поставки, потом на потери, а уж затем заняться сравнениями, ибо в этом некоторые господа такого наворотили, что ум с разумом вприпрыжку куда-то бегут.
Украина получила в качестве помощи около 80 боеспособных истребителей F-16, в том числе 30 из Бельгии, 24 из Нидерландов, 19 из Дании и 12 из Норвегии, а также дополнительные небоеспособные самолёты, которые Норвегия и США пообещали разобрать на запчасти. Первые F-16 прибыли в страну 1 августа прошлого года. Некоторые все еще готовятся к передаче. Точное количество полученных самолетов с нашей стороны подсчитать невозможно, но явно, что работают в ВВС ВСУ не все 80.
На той стороне ни для кого не секрет, что F-16 не пойдут на линию фронта, чтобы отражать атаки российских Су-34, закошмаривающих бомбами с УМПК передний край обороны ВСУ. А зачастую и не только передний край, там прилетает, скажем прямо, в соответствие с генератором случайных чисел, и никто на украинской стороне не возьмется предсказать, куда прилетит полутонное чудо в очередной раз.
Так что не так-то, Юра? Ну вот как так: президент бегал, прыгал, умолял, столько кокса вдул с различными ответственными лицами, столько рассказывал электорату, что вот сейчас придет «чудо-оружие», непобедимые самолеты F-16, и все наладится. Русские побегут, отдадут все обратно, включая и Крым, и все станет как было раньше.
Но еще классик, русский писатель советского периода, врач, драматург, театральный режиссёр и актёр, автор романов, повестей, рассказов, пьес, киносценариев и фельетонов, родившийся в Киеве Российской империи, сказал, что никогда не бывает так, чтобы стало как раньше. Но если того, что написал Михаил Афанасьевич, украинским недостаточно — не вопрос, добро пожаловать на своей шкуре.
Странно получилось: так хотели F-16, чтобы смести с неба всё российское, а получилось, что всё, на что годны «Соколы», — это гоняться за «Геранями», летно-технические характеристики которых, признаем, ну не сравнимы с ЛТХ таких самолетов, как F-16. Как, простите, из шестиствольной АК-630 сбивать нелегально запущенные «Мавики»: можно, но смысла маловато, потому что как бы дороговато.
Военно-воздушные силы Украины ранее указывали на недостатки F-16 по сравнению с российскими истребителями, которые не только намного современнее, но и намного больше, имеют радары в несколько раз большего радиуса действия и значительно более дальнобойное вооружение.

В общем, мы об этом писали. Уже тогда, когда идея вымолить F-16 только-только вошла в мозг (или как там эта субстанция называется) Зеленского и была впервые озвучена. И, надо сказать, что мы весьма вдумчиво отнеслись к вопросу и, совершенно не умаляя возможностей F-16, спокойно так объяснили: идея хороша, но не взлетит. По многим причинам, главная из которых – «Сокол» тех модификаций откровенно староват для такой войны. Вот где-нибудь в Ливии или Сирии – да, но не здесь.
И вот через два года до Игната дошло. Хорошо, не вопрос, в конце концов, чего требовать от человека, на которого просто нацепили погоны полковника ВВС, при всем том, что он по образованию журналист. Но уж если до Юры дошло, то всё, «штурман, сброс…» (с).
Итак, Игнат в марте сравнил F-16 с российским истребителем 4-го поколения Су-35, заявив:
Всё смешал. Это уже не «Дом Облонских», это коктейль Brain Tumor. Нет, ну как так можно: просили F-16, получили F-16, а реально нужен какой-то другой самолет, в комплексе поддержанный еще и какими-то другими ЗРК. Хочется сказать: да вы определитесь, в конце концов, чего вам надо! А то такое «дайте и дайте еще» до добра не доведет.
Но давайте к самолетам.

Все F-16, поставленные Украине, были подержанными моделями не самых поздних годов. И это логично, кто отдаст, да еще и бесплатно, новый самолет? Да еще и для войны против русских? Ну так себе смотрится, нелогично и с точки зрения собственной обороноспособности, и с точки зрения экономики и финансов.
Так что Украину одарили самолетами, выпущенными в 1980-х годах, и оснащены они не только устаревшими радарами с механическим сканированием, но и не имеют системы передачи данных Link 16, что сильно ограничивает их возможности работы в составе сети с другими объектами. Да, именно потому (мы писали об этом) первый F-16 и получил от «Пэтриота».
Старье? Да, но для того, чтобы гоняться за беспилотниками, этого более чем достаточно, а вот лезть против реально современных самолетов – это глупость.
Варианты модернизации… сомнительны. Затраты на модернизацию F-16 до стандарта F-16V или на приобретение современных истребителей F-16 Block 70/72 более чем значительны. Это значит, что поставки современных вариантов вряд ли состоятся в обозримом будущем, особенно если учесть серьёзные производственные проблемы, которые замедляют поставки даже платным клиентам.
Современные F-16 стоят в несколько раз дороже, чем самолёты времён холодной войны. Средняя стоимость истребителей F-16 Block 70, закупленных для ВВС Болгарии в июле 2019 года, составляет 157,5 млн долларов за самолёт, включая сопутствующее вооружение, запасные части и инфраструктуру для технического обслуживания. Об этом обычно забывают, но для того, чтобы самолёт летал и воевал, необходима сумма, сопоставимая со стоимостью самолёта.
Мягко говоря, непонятный пассаж. МиГ-31, если и присутствует периодически в украинском небе, то в версии МиГ-31К, что забыл там высотный перехватчик — это вопрос на миллион. По сути своей, МиГ-31БМ — это самолет для решения задач, которые в конфликте с Украиной не возникают. Потому сравнение F-16 и МиГ-31 — оно некорректное, и можно его простить Игнату только потому, что в авиации он ничего не понимает.
И уж тем более, с чего вдруг ровесник американского самолета, МиГ-31, стал более современным и совершенным? F-16A пошел на вооружение в 1978 году, а F-16C/D – в 1984-м. Ну а МиГ-31 аккурат меж ними – в 1983 году. И, если посмотреть на количество модификаций и их суть, то МиГ-31 прошел не вполне сопоставимый путь с американским самолетом. То есть, МиГ-31БМ ушел от МиГ-31Б не так далеко, как F-16 Block 50/52 от F-16 Block 5.

Су-57 — ну такой же «гнилой отмаз», поскольку 12 изготовленных и готовых к боевому использованию Су-57 не в состоянии оказать никакого влияния на события в небе над Украиной. И по причине своей малочисленности, и по причине редкого применения, потому как всё это пока испытания.
Про С-400. Здесь тоже так себе жалоба, все-таки основной комплекс, которым оснащена армия России массово, это С-300 в разных модификациях. Правда, С-300 ничем не уступит С-400 при работе по такой крупной и не малозаметной цели, как «Сокол». Про С-400 бахнуто так, по-максимуму, дескать, хотели бы, но не можем.
На самом деле, «Буки» и «Торы» на своих дистанциях тоже шансов не оставят. Оно и С-300, если только это не С-300ПМУ1 с ЗУР 48Н6Е, что на 200 км бьет, будет рядом с теми же «Бук-М3», и на дистанциях от 1 до 70 км вопрос, кто лучше, потому что «Бук» ну очень сложный в отражении.
Ну а таким образом можно и на С-500 жаловаться. Почему нет, есть в металле? Есть. Значит, жаловаться можно. Толку с этого, правда, ноль.
Так и на «Пэтриоты» жалобы идут. MIM-104 «Пэтриот» — не сильно уступает в возможностях самым современным системам, стоящим на вооружении стран НАТО. Тем не менее эффективность «Пэтриота» подверглась резкой критике, и после нескольких последовательных поражений российскими баллистическими ракетами «Искандер-М» украинские ВВС в конце мая признали серьёзные недостатки в защите от таких атак.
Тоже странно. То пачками сбивают вместе с «Кинжалами», то вдруг всё плохо. Впрочем, это не так важно, важно то, что есть на что пожаловаться Игнату. С другой стороны, не было бы — придумали.
Но в одном он прав: не надо для борьбы с украинскими F-16 привлекать тяжелую артиллерию в лице МиГ-31БМ и тем более Су-57. Самолет, проходящий испытания на профпригодность в центре Украины (а у передовой F-16 не летают, там могут сбить к шутам) – ну у нас всё не настолько глупо, как некоторым хотелось бы.
Да и зачем, если есть Су-35, который превосходит F-16 по всем статьям?

Здесь даже сравнения проводить некорректно: ну как можно сравнивать рядовой Су-35 и F-16, полученный из Норвегии, если это F-16А? Да и голландские ничуть не моложе. 1978 г. — начало поставок самолетов F-16 в Европу, с 1978 по 1980 год Бельгия получила 116 экземпляров, Нидерланды — 102, Норвегия — 72, Дания — 58 самолетов.
И обратите внимание, в списке донатеров присутствуют все четыре страны. То есть господа европейцы сбагрили Зеленскому то, что у них по факту отлетало свое. Конечно, вполне возможно, что часть самолетов из более свежих поставок, но, скажите, какой нормальный человек отдаст в другую страну (на убой) хорошие самолеты, а себе оставит хлам?
Вот и я о том же. Нет, они вполне себе ничего, они летают, в Бельгии и Нидерландах наладили производство запасных частей для самолетов, так что тут всё нормально. Но вот так как воевать эти страны точно ни с кем (в смысле — с СССР/Россией) не собирались, то и модернизациями не особенно баловали своих «Соколов». Смысл? Ну только ради нагрузки на бюджет…
Сравнивать ЛТХ/ТТХ самолетов нет никакой нужды. Понятно, что F-16А/В – это так… Для охоты за беспилотниками и крылатыми ракетами самое то. Радар позволяет, хоть на украинских самолетах установлен импульсный доплеровский радиолокатор с плоской антенной решеткой. С ним можно осуществлять поиск и сопровождение воздушных целей при наличии местных помех с дальностью обнаружения 28-37 км в нижней полусфере и 37-46 км в верхней. Для озвученных задач – более чем достаточно. Тем более, что 2М скорости более чем достаточно для того, чтобы догонять такие цели, как крылатые ракеты и беспилотники.
F-16 берет до 6 «Сайдвиндеров» плюс пушка. Для уничтожения по принципу «дешево и сердито» — более чем достаточно. Судя по тому, что третий потерянный F-16 использовал пушку по «Гераням» — с ракетами у них хреновато. Скоро таранить будут. Оно и этот бы случай можно было запросто выдать за героический таран, но как на такое западные партнеры посмотрят — вопрос. Если каждый подаренный самолет о «Герани» бить — где их напастись?
Сложно Юрию Игнату жить и работать. Работать сложно, потому что все (особенно на Западе) ждут победных рапортов и выполнения того, что обещал Зеленский, когда вымогал самолеты, а с победами так себе. Как летало все, так и летает. Получается, что кто-то наврал, и «Соколы» не помогут.
А жить потом будет еще сложнее. После «окончательной и бесповоротной победы», после изгнания России из Крыма, после всего, что наобещал Зеленский, наверное, всё, что останется, – это бежать. Пока не догнали наши, а ведь это будет не самый плохой вариант: если догонят свои, будет еще хуже.
Что делать, в такие времена живем… Непростые и неспокойные. Украинские F-16, думаю, долетают до своего финала каждый отдельно взятый, и в итоге все окажутся на свалке.
Совершенно ничего не имел бы против подобного финала для всех остальных, ибо не одним Игнатом, как говорится.
Информация