Резня на острове Бикон Айленд

62 611 44
Резня на острове Бикон Айленд


Основанной в 1602 году VOC, первому в мире акционерному обществу, были предоставлены широчайшие привилегии, не считая исключительного права на торговлю с Азией. Компания могла заключать договоры, объявлять и вести войну, основывать колонии, чеканить свою монету, судить, подвергать заключению и казнить. Ей предоставили полную власть над просторами к востоку от Мыса Доброй Надежды вплоть до Мыса Горн. За время своего существования VOC направила для торговых операций в Азии более миллиона европейцев на 4 785 судах и доставила в европейские страны около 2,5 миллионов тонн азиатских товаров. О финансовом могуществе Ост-Индской компании свидетельствует тот факт, что ее капитал, в пересчете на современный денежный эквивалент, равен суммарному капиталу 20 крупнейших современных мировых компаний.



29 октября 1628 года конвой из семи судов Компании во главе с флагманом, парусником «Батавия», вышел из голландского порта Тексель и направился в далекий путь, длившийся обычно от 8 до 9 месяцев, в Батавию (нынешняя Джакарта).


Обычный маршрут перехода судов VOC в Ост-Индию

«Батавия» была одним из крупнейших и новейших судов VOC (вошла в строй 29 июня 1628 г.). Это был трехмачтовый корабль водоизмещением 1200 тонн. Паруса площадью 3100 м² обеспечивали скорость до 5 узлов, а для самообороны «Батавия» была вооружена 24 пушками.



Реплика «Батавии»

Из порта судно вышло, имея на борту, по официальным данным, 341 человека (хотя некоторые из них, вероятно, дезертировали перед отходом): купцы VOC, 180 членов экипажа, 100 солдат, 50 пассажиров, включая 22 женщин, а также детей. Для закупки азиатских товаров, в первую очередь столь ценимых в Европе пряностей, на судно погрузили 12 сундуков с серебряными монетами стоимостью 250 000 голландских гульденов, которые сейчас оценивают в 8 млн долларов, а также драгоценности (еще 3 млн). Кроме того, в трюмах находилось снабжение для колонии на острове Ява, включая... кирпичи и камин, служившие также балластом.

На борт приняли многомесячный запас продовольствия и пресной воды, так как ближайшая возможность их пополнения могла представиться только через несколько месяцев на Мысе Доброй Надежды. Во время длительных переходов в пищу использовались солонина, вяленая рыба, сыр, бобовые и сухари. Всё это служило пищей не только людям, но и всякого рода червячкам и жучкам (конкурентами были и вездесущие корабельные крысы) и поэтому быстро приобретало весьма неаппетитный вид и вкус. Для питья полагалось 1,5 литра воды или пива на человека в сутки. Уже через несколько недель вода превращалась в зловонную жижу, поэтому дизентерия становилась частым гостем на борту судов, а нехватка витаминов приводила к заболеванию цингой. Несколько разнообразили питание погруженные на борт «Батавии» живые свиньи, козы и куры.

Для большинства жизнь на борту «Батавии», как и других судов той эпохи, протекала в спартанских условиях. Если капитан, судовые офицеры, чиновники VOC и привилегированные пассажиры еще могли рассчитывать на каюты с минимальным комфортом и некоторой интимностью, то остальная часть пассажиров, членов экипажа и солдаты ютились на батарейной палубе и расположенной ниже палубе (орлоп-деке). На голландском флоте в это время подвесные койки (гамаки) распространение еще не получили, и мужчины, женщины и дети спали вповалку на набитых гречневой шелухой или шерстью тюфяках или циновках. Вентиляция отсутствовала, и люди месяцами находились в душных помещениях, заполненных смрадом потных немытых тел. Если в тропиках приходилось страдать от жары, то в северных регионах — от холода, так как огонь разрешалось разжигать только на камбузе.



Батарейная палуба реплики «Батавии»

Настоящим бичом были тараканы. На одном из судов той поры капитан был столь измучен ими, что пообещал матросам порцию бренди за каждую тысячу убитых тараканов. Через несколько дней ему предъявили... 32 500 раздавленных насекомых!

Автору статьи посчастливилось побывать на борту современной реплики «Батавии» во время ее стоянки в австралийском порту Сидней. Удивили малые межпалубные расстояния, не позволяющие взрослому человеку выпрямиться в полный рост, и устройство расположенного на носу гальюна (морское название WC, а также носовой части парусного судна). Роль унитаза играла доска с отверстием, а туалетной бумаги — полощущийся за бортом толстый пеньковый канат.


Гальюн реплики «Батавии»

На «Батавии», как и на других судах Ост-Индской компании, существовала система двоевластия. Капитану Ариаену Якобсу (Ariaen Jacobsz) приходилось делить свою власть со старшим купцом и представителем компании Франсиско Пелсаертом (Francisco Pelsaert). Они были давно знакомы и испытывали взаимную неприязнь, близкую к враждебности.

Заместителем Пенсаерта был младший купец Йеронимус Корнелис (Jeronimus Cornelisz), ставший злым гением «Батавии» и инициатором самого кровавого мятежа в истории мореплавания. Он был последователем учения нидерландского художника Йоханнеса Симонса ван дер Беека (Johannes Symonsz van der Beeck, 1589–1644), известного под псевдонимом Йоханнес Торрентиус (Johannes Torrentius), обвиненного в ереси, богохульстве, атеизме и сатанизме. Для кальвинистской Голландии с ее строгими нравами это было очень серьезным преступлением.


Йоханнес Торрентиус

Корнелис имел весьма подпорченную репутацию. Ранее он владел аптекой, но обанкротился, вдобавок к этому его новорожденный сын умер от сифилиса, а за приверженность идеям Торрентиуса ему грозила тюрьма. Поэтому решил покинуть Нидерланды, но совершенно непонятно, как Корнелису удалось обойти строгие кадровые требования Ост-Индской компании.

Разыгравшийся в Северном море шторм разбросал суда конвоя, и теперь «Батавию» сопровождали только два судна. А в тропической зоне Атлантики эта тройка надолго застряла в полосе мертвого штиля. Запас пресной воды подходил к концу, и для его пополнения пришлось направиться к побережью Сьерра-Леоне. «Гостеприимная» Африка наградила голландцев малярией и желтой лихорадкой, а затем их посетил и тиф.

14 июня 1629 года «Батавия» наконец бросила якорь у мыса Доброй Надежды, где пополнили запасы. После короткого отдыха конвой вышел на просторы Индийского океана, и вскоре «Батавия» отделилась от своих спутников, в чем позднее заподозрили капитана. Далее судно следовало по так называемому «маршруту Броувера» (Brouwer Route). Этот маршрут был открыт голландским мореплавателем Хендриком Броувером в 1611 году и почти вдвое сокращал время перехода через Индийский океан в Голландскую Ост-Индию. При этом курс от мыса Доброй Надежды сначала прокладывался строго на восток, а в восточной части океана — на север. Но в этом случае возникал сложный вопрос с определением места поворота, так как в то время определить географическую долготу могли крайне приблизительно — для этого необходимо точно знать время в данной точке, но первые хронометры были созданы только в первой половине 18 века.

В это время в голове Корнелиса, возможно, и при участии капитана Якобса, зрели зловещие планы мятежа и захвата судна с его драгоценным грузом. По ряду свидетельств, в дальнейшем они планировали заняться пиратством, базируясь на острове Маврикий или Мадагаскар.

Корнелису удалось тайно завербовать около двух десятков сторонников, при этом он проводил с ними эффективную «идеологическую работу», основные постулаты которой состояли в следующем:

• Ад и дьявол не существуют
• Библия это всего лишь сборник сказок
• Любое человеческое деяние всегда происходит с соизволения Божьего.
Как и в любой приключенческой истории, здесь не обошлось без любовной интриги, что неудивительно при столь долгом и скучном плавании молодых и полных энергии путешественников. Главной причиной конфликта стала 27-летняя Лукреция ван дер Мийлен (Lucretia van der Mijlen), следовавшая к своему мужу в Батавию в сопровождении служанки Звантье Хендрикс (Zwaantje Hendriks). Благодаря своему богатству и знакомству с Франсиско Пельсартом дама жила в отдельной каюте и вращалась в кругу офицеров, а не на общей жилой палубе.

Капитан Якобс положил глаз на Лукрецию, но когда она отказалась отвечать на его ухаживания, то обратил свое внимание на ее служанку, которая, по-видимому, ответила ему взаимностью. Таким образом, на «Батавии» образовалось несколько лагерей: Пельсарт и Лукреция с одной стороны, и Адриан Якобс и Звантье Хендрикс с другой. Йеронимус Корнелис играл роль главного интригана, но на заднем плане.

В одну из ночей группа мужчин в масках набросилась на Лукрецию и, держа ее за ноги за бортом, грозили выбросить в море. Затем ее измазали экскрементами и смолой. Несмотря на весь ужас случившегося, жертве удалось опознать одного из нападавших, и впоследствии он был повешен в Батавии.

Случай с Лукрецией мог быть как актом мести отвергнутого капитана, так и попыткой Корнелиса спровоцировать мятеж команды. В это время Пелсарт тяжело болел, практически не выходил из своей каюты, и ему трудно было поддерживать дисциплину на борту.


Верхняя палуба реплики «Батавии»

Первоначальным планам мятежа осуществиться не удалось — ранним утром 4 июня 1629 года «Батавия» налетела на коралловый риф Morning Reef, расположенный среди островов Валлаби — северной группы островов архипелага Хоутман Аброльос. Причиной стала навигационная ошибка в определении географической долготы — поворот на север был произведен на 300 с лишним миль к востоку от расчетного места. На момент кораблекрушения на борту находилось 322 (по другим данным — 326) человека, остальные умерли от болезней во время плавания.


Острова Валлаби — северная группа островов архипелага Хоутман-Абральос.

Открытый в 1619 году голландским мореплавателем Фредериком Хоутманом архипелаг, расположенный в 80 километрах от побережья Западной Австралии, состоит из 122 необитаемых островов, окруженных коралловыми рифами. Населяют его только морские птицы и морские львы, хотя на одном из островов водится одна из разновидностей кенгуру.

Хотя «Батавию» облегчили, выбросив за борт пушки и мачты, сняться с рифа не удалось. Поэтому было принято решение переправить на шлюпках основную часть потерпевших кораблекрушение, пресную воду и продовольствие на расположенный неподалеку остров Бикон Айленд (Beacon Island), а меньшую группу из около 40 человек — на остров Трейторс Айленд (Traitor’s Island). Еще 70 человек во главе с Корнелисом оставались на борту.


Остров Бикон Айленд, современный вид


«Батавия» на рифах

Так как занятые подъемом на палубу хранившихся в трюме запасов воды и продовольствия матросы и солдаты, добравшись до спиртного, быстро перепились, то спасти до затопления трюма удалось только около 900 литров пресной воды и 20 бочонков с сухарями. Ситуация усугублялась из-за усилившегося ветра и волнения. Позднее из разрушенного корпуса судна на берег выбросило еще некоторое количество бочек с пресной водой и продовольствием.

Понимая, что при столь малых запасах ситуация становится катастрофической, Пельсарт решил на двух шлюпках с 48 человеками на борту, включая капитана Якобса с любовницей Звантье Хендрикс, еще двух женщин и ребенка, отправиться на остров Ява за помощью. Выйдя в путь 7 или 8 июня, они за 33 суток без человеческих потерь прошли 1600 морских миль, достигнув берегов Ост-Индии.

В Батавии Якобса и Звантье Хендрикс заключили в тюрьму, а одного из участников нападения на Лукрецию ван дер Мийлен повесили. Для спасения жертв крушения «Батавии» и находившихся на его борту ценностей местный генерал-губернатор выделил в распоряжение Пельсаерта 500-тонный парусник «Сардам» (“Sardam”). Это судно было частью вышедшей из Текселя флотилии во главе с Франсиско Пельсаертом и прибыло в Батавию 7 июля 1629 года. Переход спасательной экспедиции к далеким берегам Австралии и поиск места кораблекрушения занял 63 дня. Наконец, вечером 16 сентября обломки «Батавии» были обнаружены.

А в это время на островках архипелага Хоутман Аброльос разыгрывалась леденящая сердце кровавая трагедия. 13 июня под ударами волн корпус «Батавии» окончательно разрушился. Из числа находившихся на борту 70 человек 40 утонули, а остальным, включая Йеронимуса Корнелиса, после двухдневного дрейфа на обломках судна удалось добраться до берега Бикон Айленда.

Песчаный, местами покрытый гуано морских птиц, безводный островок Бикон Айленд площадью всего лишь 5,25 гектара имеет максимальные размеры 450 на 275 метров и возвышается над уровнем океана на два метра. Только местами здесь растут жесткие травы.

Будучи старшим по должности среди оставшихся на островах жертв кораблекрушения, Корнелис принял командование, присвоив себе чин «капитан-генерала», и потребовал, чтобы все именем Господа Бога в письменном виде поклялись ему в верности (что было исполнено 12 июля и позднее) и передали в его распоряжение оружие и продовольствие. Он также организовал «совет», который должен был придавать некую «легитимность» действиям Корнелиса и его подручных.

Заговорщики вынашивали зловещие планы убийства большинства уцелевших, намереваясь свести их численность до абсолютно верных 45 человек. С одной стороны, этим намеревались сократить число едоков, а с другой — сформировать группу людей, готовых захватить прибывшее на их спасение судно и заняться пиратством.

Группу сохранявших верность Ост-Индской компании безоружных солдат (около 20 человек) во главе с 42-летним Виеббе Хайесом (Wiebbe Hayes) отвезли на находившийся в девяти километрах Вест Валлаби Айленд «для поиска воды» и оставили там. В случае обнаружения воды они должны были подать дымовой сигнал, хотя Корнелис надеялся, что солдаты погибнут на острове от голода и жажды.

Первые убийства произошли в начале июля, при этом на первом этапе казни, в основном за кражу продовольствия, утверждались «советом», а позднее они превратились в настоящую вакханалию. Часто убийства становились своего рода развлечением.

Жертв топили в море, перерезали им горло, рубили мечами, забивали до смерти, а детей иногда просто душили. При этом руки Корнелиса оставались чистыми — лично он в убийствах не участвовал. Но по его приказу было убито от 115 до 125 человек, включая 12 женщин и 7 детей.


Резня на острове Бикон Айленд

Мятежники оставили в живых семерых женщин для сексуальных утех, при этом их заставили в письменном виде засвидетельствовать, что они будут беспрекословно подчиняться возжелавшим их мужчинам. Пять из них предназначались для «общего пользования», Лукреция досталась Йерониму Корнелису, а старшей дочери кальвинистского проповедника (жена которого и семь младших дочерей были безжалостно убиты) пришлось делить постель также с одним мужчиной.

Тем временем солдатам Хайеса удалось на одном из островов найти пресную воду, и они подали условный сигнал, но ответной реакции не последовало. Однако вскоре по ночам на самодельных плотиках с Бикон-Айленда мелкими группами стали прибывать люди, пытавшиеся спастись от резни. Их число достигло сорока семи.

Узнав о кровавом побоище и опасаясь нападения мятежников, Хайес приказал соорудить вокруг водяного колодца некое подобие каменных укреплений (считаются первыми европейскими постройками в Австралии), а из деревянных и металлических (обручей, трехдюймовых гвоздей) обломков кораблекрушения, выброшенных на берег, изготовили импровизированное оружие — пики, палицы и т. п. Вода, яйца и мясо птиц, таммар-валлаби (разновидность кенгуру) и морских львов позволяло этой группе сохранять хорошее физическое состояние в отличие от полуголодных обитателей Бикон-Айленда.

На протяжении августа и сентября мятежники предприняли четыре безуспешных попытки сломить сопротивление группы Хайеса. В ходе третьей из них в плен был захвачен Корнелис и убиты четверо его приспешников.

Руководство на Бикон-Айленде перешло в руки ближайшего приспешника Корнелиса — кровожадного 24-летнего солдата Воутера Лооса (Wouter Loos), и резня продолжилась.

17 сентября «Садам» подошел к острову Вест Валлаби Айленд, и прибывший на ялике, захваченном ранее у мятежников, Виббе Хайес предупредил Пельсаерта о трагической ситуации и намерении мятежников захватить прибывшее судно. Поэтому экипаж «Садама» встретил шлюпку мятежников в полной готовности и принудил их сдаться.


«Сардам»


Прибытие «Сардама» на помощь

В течение последующих пары месяцев Пельсаерт руководил следствием по делу мятежа и спасением затонувших ценностей компании. В мятеже, убийствах, хищении и порче собственности VOC и других преступлениях обвинялись 13 человек. В ходе следствия с применением пыток Корнелис считал себя невиновным и пытался возложить вину за убийства на других, но позднее все-таки частично признал справедливость обвинений. Досталось и Лукреции ван дер Мийлен, которую обвиняемый назвал идейным вдохновителем резни. Однако проведенное позднее в Батавии расследование не смогло собрать достаточно доказательств вины Лукреции.

Британский историк Майк Дэш в своем труде «Batavia's Graveyard» утверждает, основываясь на голландских архивах, что Йероним Корнелис был психопатом и, вероятно, страдал от нейросифилиса.


Руины первой тюрьмы в Австралии — здесь содержались на острове Бикон Айленд мятежники «Батавии» во время следствия.

2 октября 1629 года семеро преступников были повешены, перед этим им отрубили правые руки (Корнелису — обе). Воутера Лооса и еще одного мятежника высадили на австралийский берег, дальнейшая их судьба неизвестна. Подобные действия были вызваны опасениями за судьбу «Сардама», так как число мятежников превышало численность его экипажа. Участь остальных должна быть решена в Батавии.



Пытки и казнь мятежников

К середине ноября удалось с помощью находившихся на борту ныряльщиков из Индии извлечь из затонувших обломков «Батавии» десять из двенадцати сундуков с серебром и ряд других ценностей. 5 декабря «Сардам» вернулся в Батавию. По пути обвиняемых подвергали различного рода наказаниям: порке, протягиванию под килем, сбрасыванию с рей.

После проведенного в Батавии расследования 31 января 1630 года были повешены или колесованы еще шесть мятежников. Капитан «Батавии» Ариан Якобс, хотя и был подвергнут пыткам, но в своем участии в заговоре так и не признался. Однако, его признали виновным в гибели судна, и свою жизнь он закончил в тюрьме.

Допустивший гибель «Батавии» и мятеж Франсиско Пелсарт по решению Ост-Индской компании лишился своего поста и собственности. А ставший национальным героем Вилбе Хайес и его солдаты были повышены в звании.

В 1647 году в Амстердаме была опубликована книга “Ongeluckige voyagie van't schip Batavia” (Трагическое путешествие судна «Батавия»), основанная на «Журнале Франсиско Пельсаерта» и иллюстрированная пятнадцатью гравюрами с наиболее трагическими сценами прошедших событий.

Обломки «Батавии» были обнаружены австралийскими рыбаками в 1963 году. В 1970-х годах на поверхность были подняты кормовая часть судна, несколько пушек, якорь и другие артефакты. Часть этих находок демонстрируется в Морском музее Западной Австралии.



Обломки «Батавии» в музее Фримантла, Западная Австралия

В настоящее время Бикон Айленд объявлен объектом национального наследия, а весь архипелаг Хоутман Аброльос имеет статус национального парка.


Археологические раскопки на острове Бикон Айленд


Скелет жертвы резни на острове Бикон Айленд

В 1985-1995 годах на верфи Batavia-Werf в голландском городке Лелистад с использованием традиционной голландской судостроительной технологии 17 века и соответствующих материалов была построена точная реплика парусника Ост-Индской компании «Батавия». Руководил постройкой основатель верфи Виллем Вос (Willem Vos).


Виллем Вос


Реплика «Батавии»

Осенью 1999 года на борту судна «Батавию» перевезли в Австралию, где она демонстрировалась у причала Национального морского музея в Сиднее, а иногда и выходила в море. В июне 2001 года реплика вернулась к причалу родной верфи, где открыта для посещения.

Использованная литература

1. Dash, Mike. Batavia's Graveyard – The True Story of the Mad Heretic Who Led History's Bloodiest Mutiny. Лондон, 2002
2. Pelsaert, Francisco. The Batavia Journal of François Pelsaert. Western Australian Maritime Museum, 1994
3. Batavia's History.
4. Rupert Gerritsen. Australia’s First Criminal Prosecutions in 1629. Batavia Online Publishing 2011
5. Rupert Gerritsen. The Batavia Mutiny: Australia’s First Military Conflict in 1629. Batavia Online Publishing 2011
6. Ресурсы Интернета
44 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +17
    10 июня 2025 03:57
    Да уж история этой трагедии впечатляет...когда власть попадает в руки мерзавцев и садистов начинаются ужасные вещи...англосаксы не исключение, а правило.
    1. +19
      10 июня 2025 05:39
      [/quote][quote=Тот же ЛЕХА]Да уж история этой трагедии впечатляет...когда власть попадает в руки мерзавцев и садистов начинаются ужасные вещи...англосаксы не исключение, а правило.

      Привет честной компании!
      Если без прикрас- достаточно мерзкая история. В моем понимании ее популяризация в Голландии и Австралии у меня вызывает недоумение.
      Где-то так, всем хорошего дня, успехов и процветания, а также хороших соседей…
      1. +14
        10 июня 2025 10:51
        Бунт на корабле всегда считался большим преступлением и наказывался очень строго . Власть должна быть только у одного человека , и им должен быть капитан .
        Смотрел как то фильм о этой истории .
        Спасибо за хороший материал .
      2. -1
        11 июня 2025 13:40
        Не нужно путать популяризацию и информацию об исторических событиях
  2. +30
    10 июня 2025 04:56
    Хайес приказал соорудить вокруг водяного колодца некое подобие каменных укреплений (считаются первыми европейскими постройками в Австралии)
    Этот форт сохранился до сих пор!И залив назван у этого острова в честь Уэбби Хайеса!Спасибо за интересную историю!
  3. +21
    10 июня 2025 05:00
    Интересная статья!
    Спасибо автору!
    hi
  4. +18
    10 июня 2025 06:21
    Статья очень интересная, автору спасибо! Впервые узнал о данном факте из документального фильма "Исследователи затонувших останков. Кости Батавии". Форт Хайеса до сих пор стоит.
  5. +12
    10 июня 2025 07:52
    История трагичная, но никого не жалко. Ведь они плыли грабить , угнетать и нещадно эксплуатировать бедных туземцев.
  6. +10
    10 июня 2025 08:12
    Это был трехмачтовый корабль

    Галеон.
    1. +6
      10 июня 2025 14:35
      Цитата: solar
      Галеон.

      Галеон это таки тоже корабль. wink
      1. +1
        10 июня 2025 19:28
        Я разве ставил это под сомнение? Я просто написал тип корабля по парусному вооружению.
        1. +2
          11 июня 2025 20:39
          Цитата: solar
          Я просто написал тип корабля по парусному вооружению.

          А разве был такой тип именно по парусному вооружению? По парусам это типичный голландский флейт. lol
          1. 0
            12 июня 2025 21:05
            Цитата: Saxahorse
            А разве был такой тип именно по парусному вооружению? По парусам это типичный голландский флейт.

            У флейта круглая корма типичная для голландских судов (как например, тьялк, галиот, гукор).
            А у пинасса плоская, при одинаковом парусном вооружении.
            Но и у галеонов (если у галеона три мачты), линейных кораблей и более поздних фрегатов оно такое же.
            "Батавию" определяют как остиндский корабль.
            1. 0
              13 июня 2025 03:49
              Единственное добавлю.
              Поздние флейты и галеоны изображают с прямыми парусам, помимо косых на мачте. Но тут вопрос насколько это правильно.
            2. 0
              13 июня 2025 11:23
              Цитата: Maxim G
              У флейта круглая корма типичная для голландских судов (как например, тьялк, галиот, гукор).

              Галеон это в принципе растолстевший флейт. Интересной особенностью флейтов было сильное сужение в надводной части, высокие сильно сужающиеся кормовые надстройки. А галеону понадобилось значительно усилить вооружение. Напихали пушек и батарейная палуба раздалась вширь. Ну и круглая корма пала жертвой артиллерии, она лучше в плане мореходности но транцевая корма позволяла вместить более крупные пушки. А в плане парусов они все похожи, прямые на фок и грот и латинский парус на бизани. У более поздних "кораблей" на бизани всегда был гафельный парус.
              1. 0
                13 июня 2025 11:30
                Галеон от каракк произошел. А не от флейтов. И флейты появились позднее чем галеоны.
                Первое упоминание флейтов самый конец 16 века. А галеон уже к середине 16 века оформились как тип судна.
                1. 0
                  13 июня 2025 20:46
                  Цитата: Maxim G
                  Галеон от каракк произошел.

                  Не сильно галеон на каракку похож. На обшивку например взгляните. Каррака это миникрепость с двумя башнями, на корме и на бакен. Рассчитана на противодействие противнику с холодным оружием. Пушек нет и их не встроить. Скорее это был Неф, по крайней мере констурктивно он ближе.
                  Особо в этой теме не разбирался, но голландские галеоны точно были больше похожи на голландские же флейты. smile
                  1. 0
                    14 июня 2025 21:40
                    А непосредственно перед появлением галеонов и когда только появились первые галеоны, слова каррака, нао, неф означало один тип судна, который просто по-разному назывался в разных регионах.
                    И карраки имели пушки и пушечные порты.

                    https://royallib.com/book/ivanov_s/ispanskie_galeoni_1530__1690.html?ysclid=mbwkvaww65404814863

                    Советую, тут и изображения и популярно изложена история.
                    1. 0
                      15 июня 2025 23:19
                      Цитата: Maxim G
                      когда только появились первые галеоны, слова каррака, нао, неф означало один тип судна, который просто по-разному назывался в разных регионах.

                      Судя по тому что первые галеоны были гребными, вроде петровских бригантин, само слово использовалось довольно произвольно и обозначало порой что угодно.

                      Книжка по ссылке действительно неплохая, спасибо! good

                      Однако начинает ее автор с фразы: "происхождение галеона неясно" laughing
                      Сам автор считает галеон смесью Нао и Каравеллы. Каракка как предок вызывает сомнения из-за некоторых конструктивных особенностей. Считают что каракки помимо башен отличались внешними шпангоутами в средней части, да и стрингеры просматриваются. Чертежей не сохранилось, остается по рисункам определятся.
                      1. 0
                        16 июня 2025 18:18
                        А сильно линейный корабль или фрегат середины 17 века похожи на эти же корабли середины 19 века? yes

                        Эволюционируют суда.

                        Что касается каракки, то ведь галеон именно ее заменил.
                        Понятно, что те передовые технологии, которые применялись на других типах судов, и тут были применены.

                        Вообще был интересный тип судов, большая каравелла-каравелла армада.
                        Вот если взять ее корпус и парусное оснащение каракки, плюс получается, более развитый чем у каравеллы армады, то получится небольшой галеон.

                      2. 0
                        16 июня 2025 18:25
                        В дополнении, каравелла армада
              2. 0
                14 июня 2025 13:44
                Есть версия , что у голландцев начислялся налог на корабль по площади верхней палубы . Именно поэтому у голландских кораблей такая уменьшенная площадь верхней палубы . Плюс еще , заваленные борта давали защитное пространство в виде рва , при абордаже
                1. 0
                  14 июня 2025 21:32
                  Цитата: Алексей Кошкаров
                  Есть версия , что у голландцев начислялся налог на корабль по площади верхней палубы . Именно поэтому у голландских кораблей такая уменьшенная площадь верхней палубы .

                  Это исторический анекдот. Кто то где то когда то может и пробовал по размеру палубы оценивать, но вообще то в те времена уже брали сбор по объему трюма, для чего примерно измеряли длину и ширину по ватерлинии. А борта заваливали для снижения верхнего веса, остойчивость у парусника важный параметр. Флейты были уже в талии потому что пушек мало было. Но пиратов, причем цивилизованных, с пушечными батареями , становилось все больше вот и понадобилась широкая батарейная палуба у галеона.

                  Кстати этот прием, сужение верней части корабля, и позже активно использовали, посмотрите например на французские и российские броненосцы, типа Бородино например.
  7. +8
    10 июня 2025 11:17
    Да, большинство людей звереют и забывают все моральные и религиозные устои при таких бедах, что только раскрывают их настоящую сущность, скрытую под маской добродетели, но, что ведь интересно, в основном все колонизаторы и были моральными уродами и преступниками, от них просто избавлялись и изгоняли из метрополий. Неудивительно, что государства, основанными такими отбросами и становятся странами-агрессорами. За статью спасибо, было очень интересно читать.
    1. +4
      10 июня 2025 13:49
      Цитата: Soveticos
      в основном все колонизаторы и были моральными уродами и преступниками, от них просто избавлялись и изгоняли из метрополий.

      Все? или некоторые "особенные" несут диким народам свет культуры? строят им больницы, школы, библиотеки.
      Цитата: Soveticos
      Неудивительно, что государства, основанными такими отбросами и становятся странами-агрессорами.

      В Африке в основном угнетенные, но тем не менее нападают друг на друга только в путь.
      1. +4
        10 июня 2025 15:05
        Это куда они свет культуры несли? Из Европы индейцам Америк, аборигенам Австралии, маори в Новой Зеландии или чернокожим ЮАР прошлого века? Если что-то и строили, то только для своих сугубо капиталистических интересов.Конкистадоры или "покорители" Дикого Запада строили школы, больницы, библиотеки? Для себя, значительно позже, и строили.
        1. +1
          10 июня 2025 15:16
          Цитата: Soveticos
          Это куда они свет культуры несли?

          Это я про якутов, чукч, тлинкит, хантам, манси, в дикую Бухару? Мы там то же если что-то и строили, то только для своих сугубо капиталистических интересов? или все же свет культуры несли?
          1. +3
            10 июня 2025 16:07
            А разве там был геноцид, как в вышеперечисленных местах? Если был, то просветите. А всё хорошее там было построено при социализме, т.е., во времена Советского Союза.
            1. +2
              10 июня 2025 17:21
              Цитата: Soveticos
              А разве там был геноцид, как в вышеперечисленных местах?

              А это обязательное условие? ну что бы считаться колонизатором и быть моральными уродами и преступниками? так то в Сибирь далеко не с добрым словом и пряниками пришли, про тиклитов я и не говорю, ханты и манси практически исчезли, через 20 лет одно название останется. А так можно у местных народов в Средней Азии по спрашивать как они относятся к пребыванию в дружной семье братски народов.
              Цитата: Soveticos
              А всё хорошее там было построено при социализме, т.е., во времена Советского Союза.

              В Бухаре и Самарканде то же? они вроде бы немного старше Питера и Москвы. РИ туда пришла задолго до Союза. Там то же строили только для своих сугубо капиталистических интересов?
              1. +1
                10 июня 2025 18:00
                Да, и не только это. Бывает присоединение в целях самосохранения государства, чтобы другие враждебные государства не успели оказаться на границах, а бывает просто захватническая оккупация. Можете поискать в интернете и сравнить, что было построено во времена РИ на этих землях и что при СССР и понять разницу между капитализмом и социализмом. Мпасать
              2. +1
                10 июня 2025 18:27
                Насчёт братской семьи народов они уже отвечали на реферундуме за сохранение СССР.
                Вы задаёте такие вопросы, ответы на которые вы сами прекрасно знаете. Дальше мы всё больше отходим от темы.
                1. +2
                  10 июня 2025 18:32
                  Цитата: Soveticos
                  Насчёт братской семьи народов они уже отвечали на реферундуме за сохранение СССР.

                  Тогда была еще скажем так советская администрация, уже через пару лет совсем по другому запели, а в Прибалтике и тогда не голосовали.
                  Цитата: Soveticos
                  Вы задаёте такие вопросы, ответы на которые вы сами прекрасно знаете.

                  Да, у нас благородные разведчики, у них подлые шпионы.
                  1. +1
                    10 июня 2025 18:38
                    Ну да, до сих пор находят захоронения со останками детей коренных народов, которых они забирали у семей, так сказать, с "благородной" целью приобщения к их культуре. Про бизонов прочитайте и про чумные одеяла. Погуглите. Это в Канаде и не только.
                    1. +4
                      10 июня 2025 19:13
                      Цитата: Soveticos
                      Ну да, до сих пор находят захоронения со останками детей коренных народов, которых они забирали у семей, так сказать, с "благородной" целью приобщения к их культуре.

                      Читал, страшное событие, интернаты начали действовать в 1830г и работали больше ста лет, индейские историки насчитали около 6000 погибших от болезней и тяжелой работы учеников, но конец 19 века начало 20 в общем не очень хорошее время как для детей так и для в взрослых, что творилась в наших палестинах в это время можно почитать у советских историков. Кстати официальные извинения принес и Папа и правительство Канады, решение было признано преступным.
                      Цитата: Soveticos
                      про чумные одеяла.

                      Один эпизод из "войны Понтиака", осажденный форт 300 мужчин и больше сотни женщин, осаждало под 900 делаваров, в форте оспа, старший офицер ввиду тяжелейшего положения принял решение попытаться заразит индейцев оспой и передал зараженные одеяла. Насколько я помню зараженные чумой тела еще монголы в осаждённые города забрасывали, еще в бог знает каком веке.
                      Цитата: Soveticos
                      Про бизонов прочитайте

                      Человеческая жадность и бесконечные войны с индейцами.
                      1. +1
                        10 июня 2025 20:24
                        Грубо говоря, бизонов убивали, чтобы не доставлись коренным жителям, чумные одела дарили индейцам конкистадоры, скорее всего, монголы завезли чуму... Всё это лишь подчёркивает человеконенавистническую природу поклонения золотому тельцу и способов обогащения за счёт уничтожения других людей, прямое и косвенное. Всё это прикрывалось "культурной" и религиозной экспансией.
              3. +1
                11 июня 2025 20:50
                Огромное количество северных народов просто спились. Коренные были очень не стойкими к алкоголю.
        2. +2
          11 июня 2025 16:58
          Ну,испанские конкистадоры в Мексике многим племенам индейцев принесли освобождение от империи ацтеков.
          1. +1
            11 июня 2025 20:48
            Цитата: Grencer81
            Ну,испанские конкистадоры в Мексике многим племенам индейцев принесли освобождение от империи ацтеков.

            Кстати да! Контраст между колонизацией Центральной Америки испанцами и Северной Америки англо-саксами прямо таки в глаза бросается. Испанцы покорили индейцев и использовали как своих поданных. Англы аборигенов просто вырезали. Правда и туземцы разные, если в будущей Мексике в основном земледельцы, то на севере конченые дикари. У Сергей Махова эта тема в ряде статей интересно описана.
            1. +1
              12 июня 2025 21:17
              Французы в Северной Америке тоже не зверствовали.
        3. Чернокожие ЮАР при апартеиде жили намного лучше, чем сейчас
  8. +8
    10 июня 2025 11:26
    На одном дыхании, спасибо!)
  9. +6
    10 июня 2025 13:25
    Спасибо. Не слышал о таком эпизоде морской истории.
    Наверное, значительная часть известных пиратов с таких кровавых бунтов и резни свою карьеру и начинало.
  10. +6
    10 июня 2025 15:33
    Видимо пропал первый абзац статьи с расшифровкой названия компании
    Голландская Ост-Индская компания (старо-нидерл. Verenigde Oostindische Compagnie, VOC, дословно — «Объединённая Ост-Индская компания») — нидерландская торговая компания. Основана в 1602 году, просуществовала до 1798 года.
  11. +3
    10 июня 2025 21:45
    Хорошо они отгребли от япошат во вторую мировую. По делом тварям