Страсти по Узбеку: верность традиции или торжество ислама?

9 323 13
Страсти по Узбеку: верность традиции или торжество ислама?
Единственный прижизненный, хотя и выполненный не с натуры, портрет хана Узбека работы итальянского картографа Анджелино Далорто


Не новый Константин


Сегодняшней статьей завершим посвященный исламизации Золотой Орды цикл. Завершим, казалось бы, на пике, когда рожденная в Аравии религия стала государственной в одной из ведущих евразийских держав.



Сам же пик связан с султаном Гийасом ад-Дином Мухаммедом, более известным в отечественной истории под именем Узбек. Медиевист Р.Ю. Почекаев называет его новым Константином и Юстинианом. Преувеличивает, на мой взгляд. По масштабу личности и деяний Узбек уступает обоим монархам.

Да и во внешнеполитическом статусе Золотой Орды в его правление произошел любопытный нюанс. В прошлом материале мы отметили обретение ею независимости при Менгу-Тимуре.

Однако в начале XIV столетия вступившая в полосу распада Монгольская империя снова обрела недолгое единство под эгидой династии Юань, и Узбек признал себя подданным великого хана, получив, по словам Р.Ю. Почекаева, в имперской иерархии статус князя третьей степени. Впрочем, признание сюзеренитета Пекина – перенесенной из Каракорума имперской столицы – Сараем носило номинальный характер и диктовалось практическими соображениями: золотоордынский хан получал доходы с расположенных в Поднебесной областей Пиннъян, Цзиньчжоу и Юнчжоу.

Когда нет под рукой Субудэя


Правда, в отличие от Бату, Узбек не располагал военными ресурсами империи, во всяком случае в необходимом ему масштабе для реализации амбиций на международной арене. В целом военный аспект его внешней политики, если не считать карательных походов в земли Северо-Восточной Руси, не выглядит успешным. Да и от разгрома Твери в 1327-м получила выгоду Москва, а не Сарай, разрушавший собственную налоговую базу.


Организованный Узбеком суд над Михаилом Тверским, отраженный в картине В.В. Верещагина
Иными словами, политику Менгу-Тимура можно сравнить с римской в завоеванных провинциях: налаживание мирной жизни, поддержание баланса интересов между автохтонными элитами, укрепление межрегиональных торгово-экономических связей, обеспечение поступления выхода — не сказать, что большого: доходы золотоордынской казны из Хаджи-Тархана (Астрахани) были существеннее, нежели из Великого княжества Владимирского, — применение военной силы только при крайней необходимости.

Стратегию же Узбека в отношении Руси уместнее сопоставить с ассирийской: выкачивание средств из покоренных земель и репрессии в отношении недовольных, причем не столько недовольных, сколько видевшихся таковыми хану. И если уж сравнивать Узбека с выдающимися монархами в контексте внешней политики, то не с Константином, а с Синаххерибом, только хан оказался не в пример ассирийскому царю менее успешным в военном плане.

Соответственно, Р.Ю. Почекаев обоснованно пишет:

Столь известное в отечественной истории понятие «ордынское иго на Руси» наиболее оправданно можно применить именно к эпохе Узбек-хана.

При этом попытка ордынских войск воспрепятствовать установлению контроля над Смоленском со стороны усилившегося в XIV столетии Великого княжества Литовского закончилась провалом, равно как предпринятые ими военные действия против Хулагидов.

Одна из причин: подобно Бату, Узбек не обладал полководческим талантом, но, в отличие от первого, в его распоряжении не оказалось равного Субудэю военачальника.

Полигамия как фактор кризиса


Плюс Узбек был капризен и непоследователен в своих решениях. Следует также принимать во внимание расшатывавшую не только Золотую Орду, но и в целом средневековые мусульманские государства полигамию, дестабилизировавшую процесс транзита власти и нередко приводившую к гибели наиболее способных представителей элиты.

Само восшествие Узбека на престол также носило характер эксцесса, сопряженного с борьбой придворных группировок, одна из которых ставила на сына умершего в 1312-м хана Тохты – Илбасара, другая – на правнука Бату.

И тем не менее в рамках истории Улуса Джучи Узбек занимает высокое место. Причина – певшие хану дифирамбы мусульманские авторы за придание исповедуемой ими религии статуса государственной в Орде.

Подобного рода представления: отождествление правления Узбека с исламизацией Улуса Джучи – перекочевали на страницы учебников, публицистической литературы и нашли отражение в массовом сознании.

Узбек, ислам и тенгрианство, или Путем синкретизма


Но именно здесь следует поставить многоточие. Почему? Потому что история с исламизацией Улуса Джучи парадоксальна, хотя и типична для кочевых обществ, завоевавших территории с оседлым населением и развитой городской цивилизацией. Применительно к Золотой Орде это упоминавшиеся в прошлых статьях Волжская Булгария и Хорезм.


Руины Булгара – столицы не только Волжской Булгарии, но и, некоторое время, Золотой Орды.

Получалась причудливая картина: с одной стороны, город с его культурой и наукой – не забудем, что речь идет о золотом веке ислама, – с другой: за высокими стенами пастбища скотоводов, пребывающих, как сказал бы Л.Н. Гумилев, в гомеостазе.

Отсюда парадокс: правление Узбека в учебниках рассматривается как торжество ислама в Золотой Орде, но при этом один из самых интересных исследователей ее истории, медиевист А. Г. Юрченко, ставит под сомнение исламизацию татарской элиты, включая самого хана. Уточню: мне думается, ученый акцентирует внимание читателей и коллег на гремучей смеси в мировоззрении Узбека ценностных установок ислама и следовании языческим обычаям.

Да, в Орде возводились мечети, медресе, ханаки, развивались наука, архитектура, литература и искусство, и, пишет историк Ибн Арабшах в своей книге «Чудеса судьбы истории Темура»:

Сарай сделался средоточием науки и рудников благодатей, в короткое время в нем набралась такая добрая и здоровая доля ученых и знаменитостей, словесников и искусников, да всяких людей заслуженных, какой подобная не набиралась ни в многолюдных частях Египта, ни в деревнях его.

Но при этом были и недовольные исламизацией. С ними, по словам мусульманских авторов, например Рашид ад-Дина, хан не церемонился, казнив свыше сотни чингизидов.

Однако здесь возникают вопросы: насколько можно доверять последнему, не являвшемуся, как, впрочем, и многие другие арабо-персидские писатели, непосредственным свидетелем репрессий. Это первое. Второе: не стал ли религиозный конфликт только предлогом для расправы Узбека с неугодной элитой, ставившей под сомнение легитимность его власти.

В борьбе за трон после смерти симпатизировавшего буддизму Тохты, приходившегося хану племянником, Узбека поддержала часть аристократии, ранее занимавшая второстепенное положение в золотоордынской иерархии и рассчитывавшая путем устранения от власти Илбасара изменить ситуацию в свою пользу.

Однако группировавшаяся вокруг последнего элита не собиралась сдавать позиции и составила против Узбека заговор. Его-то мусульманские авторы и трактуют как попытку приверженцев тенгрианства воспрепятствовать распространению ислама, хотя заговор следует рассматривать в политической плоскости. И религия была в данном случае поводом, а вовсе не причиной.

Заговор составили бывшие любимцы Токты со времен его победы над Ногаем – нойоны Тунгуз и Таз,
— пишет Р.Ю. Почекаев.

Разумеется, любимцы не хотели терять прежний статус и привилегии. Типологически распространенный конфликт в рамках противостояния пребывающих у власти элит и стремящихся к ней прорваться контрэлит: вспомним конфликт Нарышкиных и Милославских в 1682-м в контексте более знакомой нам российской истории.

Нужно также принимать во внимание проведенную Узбеком административную реформу, в рамках которой власть в принадлежащих Джучидам улусах переходила к назначаемым ханом эмирам. Таким образом хан боролся с удельной системой и делал решительный шаг на пути централизации государства.

Разумеется, у джучидов подобные нововведения восторга не вызывали и, возможно, отождествлялись с мусульманским окружением Узбека, формируя негативное к нему отношение, наполняя борьбу военно-политических элит религиозным пафосом.

А. Г. Юрченко также обращает внимание на отсутствие корпуса подтверждающих исламизацию Орды ханских документов рассматриваемого нами периода и предлагает проанализировать доступные исследователям и связанные с повседневностью детали ордынского быта, в частности казни.

По поводу последних. Формы умерщвления представителей «Золотого рода» Борджигинов основывались строго на монгольских обычаях:

Способы смертной казни, – пишет медиевист С.Ж. Дугаров, – зависели от сословной принадлежности преступника. Члены Золотого рода, а также знатные люди приговаривались к смертной казни без пролития крови: путем поединка, закатывания в войлок, удушения. Самым суровым видом смертной казни было закупоривание землей глаз, ноздрей, ротовой полости, ушных раковин человека. При приведении в исполнение наказания смертной казни прибегали к поединку – борьбе. Известно, что для этого готовили «улсын бох барилдаач» – специального государственного борца. Так, при Чингисхане одним из таких борцов был Хубилай, при Угэдэй-хане – Филэ. «Бөх барилдах» – поединок с целью перелома позвоночника – представлял собой вид смертной казни, применяемый к представителям знати, членов Золотого рода.

Но подобного рода обычаи касались не только способа казней. Со школьной скамьи известно, пожалуй, каждому россиянину о казни по приказу Узбека Михаила Тверского. В ответ, спустя годы, сын князя, Дмитрий Грозные Очи, в Сарае собственноручно убил московского князя Юрия – бывшего ханского зятя, инициировавшего расправу над своим соперником в борьбе за великокняжеский ярлык. И тогда истовый мусульманин Узбек, по мнению Р.Ю. Почекаева, испугался гнева Неба.

В рамках бытовавших среди кочевников представлений, он ниспадает на того, в чьем доме пролилась кровь. То есть рациональное следование нормам ислама сочеталось в структуре поведения Узбека с иррациональными страхами, обусловленными свойственными язычеству табу.


Мечеть Джума-Джами, возведенная при Девлет Гирее в 1564-м и представлявшая собой зримое свидетельство продолжения политики эмира Берке и хана Узбека

Следующий вопрос: изменилась ли в Улусе Джучи система судопроизводства после принятия ислама в качестве государственной религии? Не в полной мере:
В составе золотоордынской администрации, – пишет Р.Ю. Почекаев, – появляются визири, наибы, муфтии, наряду с традиционным монгольским судом-заргу также учреждаются суды кади, разбиравшие дела по законам шариата.
Ключевое в цитате слово «наряду».

Соответственно, принятые у кочевников правовые нормы продолжали действовать в Золотой Орде, сосуществуя с исламскими, в том числе и в XV столетии.

Медиевист А.Г. Шереметьев приводит на сей счет интересные данные:

Письмо Бату Угедею (преемник Чингисхана на троне – И.Х.); ярлык Менгу-Тимура митрополиту Кириллу, ярлыки Узбека и Джанибека венецианским торговцам, ярлык Бердибека митрополиту Алексию, пайцзы (выполненный на деревянной или металлической пластине своего рода символ делегирования власти – И.Х.) Токты, Узбека, Кельдибека и Абдуллаха – эти документы открываются формулой, являющейся апелляцией к силе Тенгри («Силою Вечного Неба» в русском переводе). Джучиды ясно осознавали преемственность идеологических традиций и легитимность своей власти оценивали в рамках ценностной системы, оформившейся в эпоху Чингисхана.

Больше того, с распадом Золотой Орды, главным образом среди кочевников-узбеков и казахов, произошла консервация традиционных норм права. Шариат показал бóльшую устойчивость в городах с мусульманским населением – Хорезме, Волжской Булгарии.

А. Г. Юрченко обращает внимание на отмечание Узбеком имперских, не имеющих ничего общего с исламом, праздников – например, середины лунного года, представлявшего собой типично монгольское торжество. То есть очевиден синкретизм в мировоззрении хана, который, впрочем, не стоит и преувеличивать.

В этой связи некоторые доводы А. Г. Юрченко мне видятся натянутыми:

Парадная посуда и золотая посуда (использовавшаяся Узбеком — И. Х.) идут вразрез с предписаниями шариата.

Однако аскетизм был свойственен, может быть, первым халифам. Да и, опять же, сведения об этом мы черпаем из ангажированных исламских источников. В любом случае Омейяды и Аббасиды, равно как и мусульманская элита в целом, не чуждались роскоши.

Можно привести еще пример синкретизма мировоззрения Узбека, связанный с одной из его жен – незаконнорожденной дочерью императора ромеев Андроника III – Баялун. В Сарае она номинально приняла ислам, но тайно исповедовала православие, а приехав в Константинополь проведать отца, возвращаться в Орду отказалась. Хан, судя по всему, отнесся к этому спокойно. То есть свойственного неофитам религиозного рвения в отношении супруги со стороны Узбека не было.

И тем не менее процесс исламизации Золотой Орды при Узбеке и его преемниках носил поступательный характер, о чем пишет медиевист Ю.В. Селезнев:

Структура повседневности золотоордынского государства на протяжении XIII–XIV вв. оставалась сложной системой, в которой одну из важных позиций занимала исламская культура. Оставалась она не менее сложной и после принятия Узбек-ханом ислама: построенная на кочевой традиции имперская «вертикаль власти» и сопутствующие ее ритуалы менялись медленно. Тем не менее на высшем управленческом уровне, в среде элиты Золотой Орды, принадлежность к мусульманской вере стала обязательной, и только она позволяла занимать высшие должностные посты в государстве.

Именно Узбек ввел в качестве органа управления общепринятый в исламском мире диван, после чего слово «нойон» вышло из употребления, будучи замененным на «эмир».

Однако поступательный процесс исламизации Орды был замедлен, а к востоку от Яика сведен на нет. Причина – чума, не раз вмешивавшаяся в мир творимой людьми истории.


Где-то на просторах Северного Казахстана, некогда входившего в состав Синей Орды и где патриархальные нормы кочевого быта сохранялись долгое время

В прошлом материале речь шла о Юстиниановой чуме, ослабившей Восточно-Римскую империю. Ситуацию усугублял порожденный богословскими спорами диофизитов и монофизитов политико-религиозный конфликт имперского центра в лице Константинополя и его равноценной в культурном плане периферии – Александрии, а также истощавшие Рим и Персию взаимные войны. Всё это в совокупности и принесло победу арабам и привело к распространению ислама.

Спустя восемь столетий чума снова вмешалась в историю, в 1346–1349 гг. накрыв саваном Золотую Орду. Но прежде чем сказать о последствиях, сделаем шаг в сторону.

Изначально Улус Джучи делился на два крыла. Правым правили потомки Бату; левым, или Синей Ордой, – потомки его старшего брата Орду-Эджена.

В правом крыле, по словам выдающегося медиевиста, недавно, к сожалению, ушедшего от нас, В.В. Трепавлова, существовала созданная оседлым населением, прежде всего булгарами, развитая городская цивилизация с отлаженными межрегиональными торговыми связями, посредством которых распространялась исламская культура.

И там же происходило постепенное отмирание свойственных кочевникам патриархальных племенных норм и, напротив, формировалась татарская народность. Не случайно первой столицей Бату стал Булгар, на восстановление которого, равно как и других городов Волжской Булгарии, он не жалел средств.

Собственно, чума прервала поступательный процесс развития городской золотоордынской цивилизации и привела к консервированию патриархальных норм быта, в большей степени распространенных в Синей Орде – за упомянутым Яиком, на территории современного Казахстана. Жившие там племена далеко не сразу попали под влияние городской исламской цивилизации и долгое время оставались носителями архаичных, патриархальных, языческих структур общества.

И как результат: в XV столетии, пусть и в традиционной для монотеизма форме двоеверия, ислам восторжествовал в Поволжье, от Казани до Астрахани, в чем бесспорная заслуга Узбека и его предшественника Берке, о котором мы говорили в прошлом материале.


Арабские, персидские и тюркские средневековые путешественники, географы, математики, врачи и историки должны быть примером и эталоном поведения для современных мусульман

Единственное — не будь Узбек столь экспрессивен и порою неоправданно жесток, проводи он более сбалансированную политику в отношении той же Руси, не приди, наконец, после него чума, то городская золотоордынская цивилизация в культурном плане носила бы более развитый характер.

И тем не менее: традиционный ислам ханафитского толка, деятельность суфиев со времен Средневековья стали прививкой его адептам от увлечения ныне модными ваххабитскими и салафитскими течениями, бросившими вызов и мусульманам – тем, которым ближе Ибн Баттута и Омар Хайям, а не зловещая фигура «Черного араба» и ему подобные персонажи, видящие в неисламских землях дар аль-харб, о чем у нас недавно шла речь: «Изетбегович и Юлдашев – единство непохожих, или Территория войны», – и православным.

Использованная литература

Дугаров С.Ж. Характеристика уголовно-правовых запретов Великой Ясы
Почекаев Р.Ю. Цари ордынские. Биографии ханов и правителей Золотой Орды. СПб., 2010
Сайфетдинова Э.Г. Суфийские традиции в духовной культуре Золотой Орды // Золотоордынское обозрение. – 2014. – № 1 (3). – С. 75–78
Селезнев Ю.В. - Элита Золотой орды. Казань: Издательство «Фэн» АН РТ, 2009
Селезнев Ю.В. Золотая Орда между государственным управлением и вероучением: размышления над дилогией А. Г. Юрченко (золотая Орда: между Ясой и Кораном. Начало конфликта. СПб. : Евразия, 2012; хан Узбек: между империей и исламом (структуры повседневности). Книга-конспект. СПб. : Евразия, 2012)
Юрченко А.Г. Хан Узбек. Между империей и исламом. Структуры повседневности. -СПб.: Евразия, 2012
13 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    Вчера, 06:12
    Спасибо!
    Если по существу, то доминантой ислам в улусе Джучи стал спустя два века после смерти хана Узбека.
    Например, сибирские татары принимают ислам за 15 лет до похода Ермака, башкиры - 16-17 веках и т.д.
    Всем хорошего дня!
    1. +6
      Вчера, 07:20
      Цитата: Коте пане Коханка
      Если по существу, то доминантой ислам в улусе Джучи стал спустя два века после смерти хана Узбека
      Обращение Узбека в ислам совсем не препятствовало ему придерживаться политики конфессиональной терпимости, которой следовали все его предшественники - он даже пожаловал францисканским проповедникам привилегиии свободного передвижения по своим владениям и беспрепятственного проповедования ими Закона Божьего, лишь бы они не презирали Магомета....

      Игорь Данилевский, много изучающий этот вопрос, даже писал, что нехватка христианских проповедников на Востоке, была первейшей причиной, предрешившей общую неудачу христианского апостолата среди кочевников Золотой Орды...
      1. +1
        Вчера, 07:30
        нехватка христианских проповедников на Востоке, была первейшей причиной, предрешившей общую неудачу христианского апостолата среди кочевников Золотой Орды

        Соглашусь, но с оговорками.
        Для православного ордынский хан был царем, но «поганым» независимо от вероисповедания. Хотя надо отметить, что иго дало церкви максимально возможные привелегии и послабления.
        1. +6
          Вчера, 07:52
          Цитата: Коте пане Коханка
          иго дало церкви максимально возможные привелегии и послабления
          Церковь при Узбеке, а равно как и при других правителях, не облагалась налогами - в полном соответствии с законами Чингис-хана. Ну и Шапка Мономаха - тоже в каком-то смысле, привиления и подарок Узбека московским государям. Если верить преданиям...
      2. +1
        Вчера, 09:07
        Кочевники в принципе были периферией христианского мира. Все-таки ислам в лице таких культурно-религиозных центров как Самарканд, Ургенч и в особенности Бухара был ближе к ним и соответственно имел большие рычаги влияния - скажем, на тех же кипчакских наемников, служивших в армии хорезмшаха.
    2. +2
      Вчера, 09:03
      Да, распространение ислама шло медленно и через преломление местных традиций.
  2. +3
    Вчера, 08:25
    .
    Члены Золотого рода, а также знатные люди приговаривались к смертной казни без пролития крови: путем поединка, закатывания в войлок, удушения. Самым суровым видом смертной казни было закупоривание землей глаз, ноздрей, ротовой полости, ушных раковин человека.

    Очень почетно, а главное-гуманно...
    1. +6
      Вчера, 08:33
      В тот период были свои представления о гуманности.
  3. +3
    Вчера, 08:58
    Слушая лекцию о религиозности ногайцев, я понял назначение степных курганов, ногайцы на зимних стоянках на кургане ставили шатер, который служил мечетью.
    Степные курганы всех времён и народов это забитые места зимних стоянок.
  4. +3
    Вчера, 09:26
    Автор за источники взял мнение медиавистов, которые формируют свои представления о истории на мнении других медиавистов, а как было реально ХЗ?
    Хан Узбек официально принял ислам в 1320-21 году, как же Рашид ад Дин, казённый в 1318 году пишет "хан не церемонился, казнив свыше сотни чингизидов"(с)???
    Или это вырвано из контекста?
    1. +1
      Вчера, 14:13
      Трепавлов и Юрченко формируют свое мнение на базе анализа источников. Трепавлов на это вообще свою жизнь положил. Было бы странно не опираться на его фундаментальное научное наследие. По поводу дат - там сложно. Писали мусульманские авторы, зачастую не бывшие свидетелями происходивших событий и интерпретировавшие их в выгодном для себя ключе.
      1. +2
        Вчера, 16:39
        Мнение оно и есть мнение. Пусть даже на а- ля исторических документах и что интересно некоторые документы отметаются т.к. не имеют исторической достоверности. Правда, кто это это определяет?
        Люди жизни клали , чтобы доказать не доказуемое. Например теорию Дарвина и что? Пшик!
        Ваши "Трепавлов и Юрченко формируют свое мнение"(с) да мне всё равно на чём они его формируют,хоть на опаре!
        Это не первоисточник! Это опара!
        По этому, что и как было знать нам пока не дано.
        А на что потратили они свои жизни и государственные деньги - бог им судья!
  5. +5
    Вчера, 10:51
    Единственный прижизненный, хотя и выполненный не с натуры, портрет хана Узбека работы итальянского картографа Анджелино Далорто-Дульсерта
    Речь ведь идёт о портулане из собрания Парижской Национальной библиотеки, который составлен на Мальорке в 1339 году, так ? Ведь именно карта якобы 1339 года украшена изображениями трёх царей: в Азии — Узбек-хан, на Аравийском полуострове — Царица Савская, в Африке — король Мали, Муса.
    Но есть скользкий момент. Кроме этого, карты Далорто-Дульсерта являются одним из старейших европейских источников, содержащих известия о Руси и Кумании. Представления об территории России отражены весьма приблизительно, изображены Чёрное море с впадающей в него рекой Дон и Каспийское море с дельтой Волги. В северной части отмечен город Новгород с латинской надписью Rutenia siu Rossia (Рутения или Россия). К западу расположена Швеция (Svecia).
    Могли ли в 1339 году, то есть при жизни этого картографа (правда, о нём ничего не известно, ни когда и где он родился, ни когда и где он умер. Более того, неизвестна даже его национальность. По одной из версий он был итальянцем из Лигурии, обучался в Генуе и впоследствии эмигрировал на Мальорку. Другие историки считают его каталонцем или генуэзцем, некоторые считают, что Далорто и Дульсерт — это два разных человека) применяться термины Rossia и Svecia ?
    А если не могли, то какого на самом деле года может быть портулан с "Узбеком" ?