Прогресс и планы: американский конвертоплан MV-75

6 102 10
Прогресс и планы: американский конвертоплан MV-75
Опытный конвертоплан V-280 на заводских испытаниях


Для авиации сухопутных войск США в настоящее время разрабатывается перспективный конвертоплан MV-75. Сейчас этот образец находится на стадии испытаний и доводки, а параллельно ведется подготовка будущего серийного производства. Согласно нынешним планам Пентагона, первые конвертопланы новой модели поступят в строевые части до конца десятилетия и тогда же достигнут начальной оперативной готовности.



Последние успехи


Следует напомнить, что будущий конвертоплан MV-75 разрабатывался компанией Bell Textron Inc. и сначала носил названия V-280 и Valor. Проект стартовал в начале десятых годов и создавался для конкурса армии США Joint Multi-Role (JMR). В 2013 г. его перевели в программу Future Vertical Lift (FVL), а с 2019-го конвертоплан был участником конкурса Future Long-Range Assault Aircraft (FLRAA).

В декабре 2022 г. армия объявила результаты программы FLRAA. Наилучшее соотношение характеристик и возможностей показал проект V-280 от Bell Textron. Был подписан контракт на продолжение разработки и строительство опытных партий техники.

В ноябре 2024 г. опытный V-280 получил армейское обозначение — YMV-75A. Литеры «MV» означали Multirole Vertical (многоцелевой аппарат вертикального взлёта), а буквой «Y» отметили конкретный прототип. В свою очередь, число «75» должно было напомнить о 1775 г., когда была сформирована армия США.


В середине мая 2025 г. стало известно, что Пентагон официально утвердил обозначение MV-75. Под этим индексом опытная техника продолжит испытания, и его в будущем получат серийные машины. Буквенно-цифровое обозначение теперь будет использоваться в официальных документах вместо аббревиатуры FLRAA.

Планы на будущее


Изначальной целью программы FLRAA являлось создание многоцелевого летательного аппарата для замены существующих вертолётов UH-60. Предполагалось, что за несколько десятилетий новая техника полностью вытеснит предшественников. Однако позже планы пересмотрели.

В середине мая по FLRAA и MV-75 замначальника штаба сухопутных войск генерал Джеймс Мингус на одном из публичных мероприятий раскрыл актуальные планы. Он отметил, что новый конвертоплан отличается уникальным соотношением характеристик и возможностей, и по этой причине представляет особый интерес для армии.

Сообщается, что в настоящее время компания «Белл Текстрон» выполняет ранее полученный контракт на сборку предсерийной техники. В рамках этой партии она должна передать армии шесть изделий MV-75. В следующем году эти машины выйдут на заводские испытания, после которых их передадут заказчику.

Армейская авиация начнет собственные испытания шести конвертопланов в 2027-28 гг. На эти мероприятия собираются потратить не более двух-трех лет. По их итогам техника получит разрешение на эксплуатацию, и начнется её освоение в строевых частях. Первое подразделение на MV-75 должно выйти на начальную оперативную готовность в 2030 г.


Испытания с грузом

Генерал Дж. Мингус рассказал, что новую технику первой получит 101-я воздушно-десантная дивизия. Это соединение регулярно участвует в различных операциях, и ему приходится действовать в разных условиях, без необходимой инфраструктуры и т.д. Ожидается, что конвертопланы MV-75 повысят мобильность дивизии и покажут требуемый уровень надежности для любых действий.

В дальнейшем новые конвертопланы могут попасть и в другие соединения армии США. Тем не менее, планы такого рода пока не уточняются. Кроме того, Пентагон не готов раскрывать планируемые объёмы и темпы серийного производства. Возможно, все планы такого рода еще не проработаны.

Любопытно, что армия пересмотрела часть глобальных планов. Так, MV-75 FLRAA больше не рассматривается как замена для наличных UH-60. Конвертопланы не должны будут вытеснять вертолёты. Наоборот, в течение нескольких следующих десятилетий два семейства техники будут служить параллельно и дополнять друг друга.

Как долго будет продолжаться совместная эксплуатация старых UH-60 и новых MV-75, сообщить пока не могут. Кроме того, неизвестно, что будет дальше. Возможно, к окончанию упомянутых десятилетий будут разработаны новые образцы авиационной техники с теми или иными особенностями. Впрочем, такие планы составлять пока рано.

Новые возможности


Фактически с момента старта программ FVL и FLRAA различные официальные лица говорили о большом значении таких разработок и упоминали, что эти проекты изменят возможности армейской авиации. Компании-участники проектов соглашались с такими оценками, а также не упускали возможность в очередной раз напомнить о своих разработках и сделать им дополнительную рекламу.


Конвертопланы за работой — пока только в виде графики

Следует отметить, что высокие оценки программы FLRAA были вполне обоснованными. К конкурсным проектам предъявлялись особые требования, и для их выполнения нужно было показать высокие характеристики. Конвертоплан V-280 / MV-75 справился с такими задачами, и теперь должен поступить на вооружение.

Целью программы FLRAA являлось создание летательного аппарата, по скорости и дальности полета превосходящего имеющиеся вертолёты. Именно по этой причине компания Bell Textron выбрала схему конвертоплана. Две мотогондолы с подвижными воздушными винтами большого диаметра позволяли обеспечить вертикальный взлёт и посадку, а также скоростной горизонтальный полёт. В то же время, такая архитектура отличается повышенной сложностью, но компания-разработчик успешно справилась с техническими задачами.

Перспективный конвертоплан построили по нормальной аэродинамической схеме с высокорасположенным прямым крылом и V-образным оперением. Он имеет длину 15,4 м и близкий к ней размах крыла. Сухая масса составляет 8,2 т, максимальная взлётная — 14 т.

MV-75 оснащен двумя турбовальными двигателями Rolls-Royce AE 1107F мощностью более 6100 л.с. каждый. Двигатель соединён с редуктором особой конструкции и вращает трёхлопастный воздушный винт диаметром 10,7 м. Конструкция редуктора позволяет носовой части гондолы качаться, изменяя положение винта.

В ходе испытаний опытный V-280 показал крейсерскую скорость на уровне 280 узлов или 520 км/ч. Максимальная скорость — свыше 550 км/ч. Боевой радиус действия, в зависимости от нагрузки и запаса топлива, достигает 1,5 тыс км. Перегоночная дальность — 3,9 тыс. км. Потолок — 1800 м.


По требованию заказчика, конвертоплан получил объёмную кабину для размещения различных нагрузок. Он способен перевозить 14 человек или сопоставимый груз. Посадка или погрузка осуществляются через сдвижные боковые двери. Также предусматривается внешняя подвеска грузов.

Конвертоплан MV-75 имеет ограниченные возможности с точки зрения вооружения. В пассажирской кабине могут монтироваться пулемёты или иное оружие для стрельбы вбок и вниз, однако конструкция установки должна учитывать наличие воздушных винтов и риски их поражения. Подвесное вооружение не предусмотрено.

В целом новый конвертоплан для армейской авиации по своим транспортным возможностям, как минимум, не уступает имеющимся вертолётам UH-60. Одновременно с этим он имеет преимущества в ключевых лётных характеристиках. Также он выгодно отличается новизной конструкции и приборного оснащения.

Накануне успеха


Таким образом, программа армии США FLRAA приближается к своему завершению, и ожидается успех. Опытный конвертоплан V-280 / MV-75 справился с основной частью испытаний и подтвердил расчётные характеристики. Сейчас проводятся дополнительные тесты, а также готовится предсерийное производство.

Уже в следующем году начнется следующий этап испытаний, для которого строится новая партия техники. Затем, в течение нескольких лет, MV-75 доведут до серии и внедрения в войсках. Пентагон рассчитывает, что полноценная эксплуатация конвертопланов начнётся к 2030 г., и пока такие прогнозы выглядят реалистично.
10 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    10 июня 2025 10:01
    По требованию заказчика, конвертоплан получил объёмную кабину для размещения различных нагрузок. Он способен перевозить 14 человек или сопоставимый груз.

    Как то не очень объемно. Примерно как у Ан-2, но немножко дороже. laughing
    1. -2
      10 июня 2025 19:45
      Ан-2 в отличии от вундервафли, может садиться с остановившемся пропеллером
  2. +4
    10 июня 2025 10:11
    Только США эксплутирует конвертопланы. Для других это либо слишком дорого, либо нет технологий, а может и не имеет смысла. Хотя конвертопланы имеют больший радиус по сравнению с вертолетами, что очень важно для флота.
    1. -2
      10 июня 2025 19:39
      Даже в Сибири в районе 200 км всегда найдётся аэродром для самолётов.
      1. +1
        10 июня 2025 19:58
        Концепт в основном для оперирования с кораблей, которые находятся за 50- 100 миль от побережья.
  3. -1
    10 июня 2025 10:34
    Самая большая беда ковертопланов, это отвратительные статические характеристики. Затраты мощности на создание тяги на режиме висения там до неприличия большие. Особенно, если винты некий гибрид воздушного и несущего винтов. А если сюда добавить понижение давления воздуха, рост его температуры (высокогорье, жара), то вообще грусть-печаль.
    Короче, конвертоплан как вертолёт работает только на уровне моря и в умеренном климате.
    Вот и вопрос, - а зачем эти пожиратели керосина там, где прекрасно справится самолёт КВП?
    Единственная цель разработки и производства конвертопланов, это демонстрация мнимого технологического превосходства, а также попытка втянуть вероятного противника с ограниченным военным бюджетом в столь неразумный расход средств.
    1. 0
      10 июня 2025 13:48
      Цитата: vovochkarzhevsky
      А если сюда добавить понижение давления воздуха, рост его температуры (высокогорье, жара), то вообще грусть-печаль...
      ...а зачем эти пожиратели керосина там, где прекрасно справится самолёт КВП?
      ... демонстрация мнимого технологического превосходства, а также попытка втянуть вероятного противника с ограниченным военным бюджетом в столь неразумный расход средств
      Выразиться точнее и при всем желании просто-таки невозможно, но я бы к этому списку еще добавил и высокую аварийность...
    2. -2
      10 июня 2025 19:47
      Это поняли, уже 80 лет назад. Но до американцев так и не дошло
  4. 0
    10 июня 2025 11:16
    Интересно, а что делать при повреждении одного двигателя "стрелой" (мы ведь с папуасами воюем)? Вертолет уйдет на авторотацию. Самолет выставит лопасти параллельно потоку и компенсирует поворотный момент рулем. Допустим, действуем по-самолетному. Но как приземлиться, если лопасти бьют ниже шасси, а нос аппарата короткий?
    1. 0
      10 июня 2025 19:43
      У таких драндулетов, режим флюгерирования не предусмотрен. Это бесполезно, виду огромных лопастей и их удалённости от диаметральной плоскости. При отказе двигателя, он садится на одном. При отказе обоих в горизонтальном полёте, он планирует с одновременной авторотацией. Во всех остальных случаях - гибель машины с экипажем