Как устроен парусник XVI века: от киля до верхних реев

29 290 7
Как устроен парусник XVI века: от киля до верхних реев

В эпоху Великих географических открытий парусные корабли стали настоящим технологическим чудом, позволившим мореплавателям пересекать океаны. Один из таких кораблей – английская «Золотая лань», совершившая кругосветное плавание в 1577–1580 годах, – демонстрирует ключевые особенности судостроения того времени.

Основой корабля служил массивный дубовый киль – продольная балка, к которой крепились шпангоуты, формирующие корпус. Доски обшивки толщиной до 10 см соединялись железными гвоздями, а щели конопатились пропитанной смолой пенькой для водонепроницаемости. Подводную часть покрывали смесью сосновой смолы, серы и китового жира, защищая от корабельных червей и обрастания.



Три мачты – фок, грот и бизань – удерживались системой стоячего такелажа: вант, штагов и талрепов. На высоте более 30 метров крепились реи с прямыми парусами, которые управлялись сложной сетью тросов. Чтобы поднять тяжелый рей, использовали систему блоков, а для регулировки парусов – мартин-гики и шкоты.

Внутри корабля располагались трюмы с балластом из камней, кубрик для команды, пороховой погреб и капитанская каюта. На нижних палубах стояли чугунные пушки, стрелявшие ядрами весом до 5 фунтов на расстояние более километра. Якорь весом в тонну поднимали при помощи шпиля, вращаемого усилиями десятков матросов.

Навигация в XVI веке оставалась сложным искусством. Широту определяли по солнцу и звездам с помощью астролябии, а скорость измеряли лагом – доской с привязанным грузом. Компас с магнитной стрелой помогал держать курс, хотя расчет долготы оставался неточным.

В итоге, такие корабли, сочетавшие грубую силу и инженерную мысль, стали символом эпохи, когда технологии и отвага открыли человечеству новые горизонты.

7 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    10 июня 2025 11:06
    Ракета состоит от обтекателя, до выхлопа (из сопла диаметром и размером зависящем от мощей, наружного давления истекают быстренько горяченькие газики и п.р. и т.д. - короче обычный выхлоп, черви там точно сдохнут). В промежутках первая, вторая и третья ступень - последовательно после отработки предыдущей. Также может находиться полезная нагрузка, жилой модуль и пожарный кран (х.з. зачем но может). Англячане тоже есть но в прошлом веке ага, ну а видео см. интЫрнет.
    1. +1
      10 июня 2025 18:30
      Точнее не скажешь. Дипломная, гениалтная работа кличко...
  2. Комментарий был удален.
  3. 0
    10 июня 2025 13:51
    Это, что было учебник для третьего класса
  4. +2
    11 июня 2025 14:12
    Очень сложно. То ли дело шхуна! Косые паруса, вся работа с палубы, никуда лазить не надо, экипаж можно держать в 3 раза меньше!
    Винджаммер Томас У. Лоусон, при водоизмещении более 10 000 имел экипаж 18 человек. fellow
    1. +1
      16 июня 2025 20:53
      Вот хрен его знает, так то занимательно, но я дебилом себя почувствовал. Я летчик, аэродинамика без проблем/, термодинамика и сопромат... ну с тормозом , но проехал, штурманская подготовка, да раз это жизнь понятная, но тут блин ощутил себя полным неучем.... Видимо каждому свое. lol wink
      1. +2
        16 июня 2025 22:49
        Вот хрен его знает, так то занимательно, но я дебилом себя почувствовал. Я летчик, аэродинамика без проблем/, термодинамика и сопромат... ну с тормозом , но проехал, штурманская подготовка, да раз это жизнь понятная, но тут блин ощутил себя полным неучем.... Видимо каждому свое. lol wink

        С таких статей любой себя дебилом почувствует.)) Статья ведь для них написана. laughing
        А там все просто на самом деле. Система.

        Паруса - все тряпки. Рангоут - все деревяшки. Такелаж - все веревки.

        Три мачты, первая от носа - Фок-мачта, вторая Грот-мачта, третья Бизань-мачта.

        Удлинители мачт - стеньги.
        "Второго этажа" - фор-стеньга, грот-стеньга, крюйс (вместо бизань) стеньга.
        "Третий этаж" с добавлением "брам". Фор-брам-стеньга, грот-брам-стеньга, крюйс-брам-стеньга.
        "Четвертый этаж"- с добавлением "бом".
        Фор-бом-брам-стеньга, грот-бом-брам-стеньга, крюйс-бом-брам-стеньга.

        Перый парус снизу (самый большой) на каждой мачте так и называется - Фок, Грот, Бизань.
        Рея на которой он висит так и называется - Фока-рей, Грота-рей, а вот бизань висит на гафеле.

        Вторые паруса снизу - марсели.
        Фор-марсель, грот-марсель, а вот вместо "бизань" - "крюйс" - крюйс-марсель.
        Реи - фор-марса-рей, грот-марса-рей и тд
        Бывает по 2 марселя нижний и верхний.

        Третьи паруса снизу - брамсели. Фор-брамсель и тд. Реи соотвественно - фор-брам-рей, грот-брам-рей...

        Еще выше - бом-брамсели, 4 парус снизу на последней мачте, крюйс-бом-брамсель висит на крюйс-бом-брам рей.

        Все просто)) laughing
  5. 0
    12 июня 2025 10:03
    "Рея" - женского рода. Реи - реют, брамсели - брамсят, леера - леерят...) Автор, учи матчасть!