«Пароход Тома Сойера». Двухколесные исполины

6 006 31
«Пароход Тома Сойера». Двухколесные исполины
Двухколесный пароход «Роберт. Е. Ли». Картина Августа Нориери


– Стоп, сэр! Линг-а-линг-линг. – Пароход приостановился и медленно повернул к тротуару. – Задний ход. Линг-а-линг-линг! – Его руки выпрямились и вытянулись вдоль боков. – Правым бортом назад! Линг-а-линг-линг! Шу-гя… шу… у… шу! – тем временем его правая рука описывала большие круги, так как изображала сорокафутовое колесо. – Левым бортом назад! Линг-а-линг-линг! Шу… ш… шу… шу! – Левая рука стала описывать круги.



Марк Твен «Приключения Тома Сойера»


Артефакты истории техники. Мы продолжаем наш рассказ о раритетах истории техники, но если в прошлых материалах речь шла о пароходах великой американской реки Миссисипи и ее притоках с одним задним гребным колесом, то сегодня речь у нас пойдет о похожих и также многоярусных плавучих «отелях», но только уже с двумя гребными колесами. Строить их начали потому, что размеры пароходов начали возрастать, и обойтись только одним только задним колесом стало уже невозможно.

Такие суда обладали не очень хорошей маневренностью, а их в гавани приходило всё больше и больше. Тут нужно было умение разворачиваться буквально на пятачке, и вот тут-то двухколесники себя и показали. Их колеса могли крутиться «враздай», то есть в противоположные стороны одновременно, что было очень полезно при швартовке у забитых пароходами причалов.


Причал, полный пароходов, стоящих под погрузкой. По крайней мере два из них, те, что видны нам справа, — двухколесные. Фотография XIX в.


Понятно, что такой пароход, как «Роберт. Е. Ли» постоянно изображали и на гравюрах и в цвете… В частности вот этот рисунок выполнил известный американский график XIX в. Сэмиюэль В. Стентон (1870-1912)


Цветная открытка того времени изображающая пароход «Роберт. Е. Ли» поставленный под погрузку кип хлопка


Еще одно графическое изображение парохода «Роберт. Е. Ли» на ходу


А это его постоянный конкурент, пароход «Натчез». Обе гравюры относятся к 1870 году

Пароход «Роберт Э. Ли», прозванный «Монархом Миссисипи», был построен в Нью-Олбани, штат Индиана, в 1866 году. Корпус был спроектирован ДеВиттом Хиллом, причем его стоимость обошлась более чем в 200 000 долларов. Тут надо понимать, что минимальная стоимость парохода с одним задним колесом составляла в то время 13000 долларов, а прибыль всего лишь за один рейс он мог принести в 30000! Разница в цене, как мы видим, значительная, но и размеры парохода были очень велики. Тоннаж судна составлял 1467 тонн, а длина равнялась 87,02 метрам при ширине 14,02! На пароходе стояло сразу восемь котлов по 14,02 м длинной и диаметров 68,6 см каждый и две паровые машины высокого давления. Диаметр цилиндров составлял 101,6 см; ход поршня 304,8 см. Рабочее давление пара достигало 120 фунтов на дюйм, так что пароход был способен развивать скорость до 15 миль/ч.


Состязание в скорости 1870 г. между пароходами «Натчез» и «Роберт Э. Ли». Работа Гордона Джонсона для журнала «Атлантик Иншуранс» 1960-х годов. Возможно, на него повлияла картина Дина Корнуэлла, также изобразившего гонку этих пароходов…

Назвали его в честь генерала Роберта Э. Ли, главнокомандующего армией Конфедеративных Штатов. Пароход получил наибольшую известность после участия в пароходных гонках 1870 года и победы над тогдашним рекордсменом по скорости, пароходом «Натчез». Его вместимость составляла 5741 тюк хлопка. Местная газета в Нью-Олбани писала о нем так:

«Оснащение этого большого южного парохода превосходит всё остальное, что когда-либо появлялось на судах, а его помещения находятся на том же уровне величия и великолепия. Он имеет шестьдесят одну каюту на главной палубе, двадцать четыре дополнительных комнаты на «палубе Техас», детскую для слуг и детей, и еще помещение, примыкающее к детской, в котором находятся каюты для пятидесяти пассажиров. …

Ковер в главной каюте представляет собой цельный кусок королевского бархата «Винтон», шириной 17 ½ футов и длиной более 225 футов (69 м), купленный у A. T. Стюарта из Нью-Йорка и сделанный им на заказ. Мебель также сделана на заказ, в современном стиле и из дорогих пород дерева — цельного палисандра, причем и стулья, и диваны, и скамейки очень даже искусно вырезаны. Подушки всех сидений из тяжелого малинового атласа, и всё это сделано в этом городе на мануфактуре Джона Сима.

В главной каюте имеется 20 раздвижных обеденных столов, каждый из которых вмещает двенадцать гостей; таким образом, за ужином здесь можно разместиться 240 человек с большим количеством места для дополнительных боковых столиков. ...

Двигатели — самые большие на реке. Пароход также оснащен тремя отдельными насосными пожарными машинами с большим количеством шлангов на случай пожара. … У машины есть кованые железные валы весом 18 750 фунтов, каждый из которых имеет длину 23 фута (7,0 м) и диаметр 18 дюймов (460 мм). Каждый из кривошипов, которые также сделаны из кованого железа, весит 6000 фунтов. «Палуба Техас» на этом пароходе имеет длину 140 футов (43 м), с 24 пассажирскими каютами в дополнение к помещениям для офицеров. У нее также есть два огромных багажных отделения, все под охраной, … чтобы избежать необходимости иметь багаж в каютах или на карауле. …

Главная каюта парохода с ее богатой отделкой и великолепной мебелью, ослепительными люстрами, арочными и резными потолками, украшенными золотом, витражными окнами, огромными зеркалами, бархатным ковром, чистым цинковым белым цветом стен, дверями парадных кают из розового дерева и имитацией египетского мрамора, всё это в совокупности придавало ей вид восточной роскоши и великолепия, редко встречающихся и никогда ранее не виданных в бурных водах этого так называемого полуварварского западного мира».


Модель парохода «Роберт Э. Ли» в Государственном выставочном музее Луизианы в Шривпорте

Кстати, «Роберт Э. Ли» не просто выиграл гонку пароходов против «Натчеза», он еще и прошел от Нового Орлеана до Сент-Луиса в штате Миссури расстояние в 1154 мили (1857 км) за 3 дня, 18 часов и 14 минут. Интересно, что его капитан, Джон У. Кэннон, обеспечил победу, убрав с парохода лишний вес, взяв с собой лишь нескольких пассажиров и использовав заранее подготовленные баржи для увеличения скорости дозаправки. «Натчез» закончил гонку несколькими часами позже, но был задержан туманом на шесть часов, и на нем было много пассажиров, что способствовало его большему весу. Как бы там ни было, а «Роберт Э. Ли» получил серебряный кубок с выгравированным на нем именем генерала южан Роберта Э. Ли.


Проекции парохода «Роберт Э. Ли»


Еще один двухколесный пароход. Раскрашенная гравюра XIX в.


Двухколесник «Кэйт Адамс»

Впрочем, капитан парохода и историк Фредерик Уэй-младший историю о том, что «Ли» был специально облегчен перед гонкой, оспаривает. При этом он цитирует Джонни Фаррелла, второго механика «Натчеза»:

«Эта старая история о том, что два парохода готовились к гонке в течение нескольких дней, снимали переборки и делали многое другое, чтобы их облегчить. Но это не соответствует действительности. Когда я поднялся на борт «Роберта Э. Ли», всё, что они сделали, это немного передвинули угольные бункеры вперед... На нашем судне не было абсолютно никакой подготовки. Не было развевающихся флагов, играющих оркестров, и палубы на обоих пароходах были заполнены пассажирами».

Уэй также пишет, что в Виксбурге оба судна взяли на буксир топливные баржи и опорожняли их на ходу. Кроме того, оба судна перед гонкой объявили, что будут принимать грузы и пассажиров. Интересно, что долгое время ни одно коммерческое судно не могло побить рекорд скорости, установленный «Робертом Э. Ли» во время этой гонки. И лишь в 1929 году пароход «Боги», построенный компанией «Лерой Крафт», побил его рекорд.


Пароход «Курьер»

В середине апреля 1876 года было решено пустить пароход на слом, и тогда несколько тысяч человек пришли проводить его в «последний путь», а по пути его провожали множеством салютов в ознаменование завершения его карьеры. Затем корпус парохода отбуксировали в Мемфис, где использовали в качестве причала. Большая часть оборудования, снятого с парохода, перешла к его преемнику, известному как «Роберт Э. Ли — два» (1876–1882). Ну а колокол с «Роберта Э. Ли» якобы находится в коллекции музея Исторического общества округа Дельта в Дельте, штат Колорадо.


А вот это собранная и покрашенная модель парохода «Роберт Э. Ли», изготовленная из пластмассовых деталей набора фирмы «Линберг» в масштабе 1:163.

22 декабря 1870 года он столкнулся с пароходом «Потомак» как раз напротив Натчеза, штат Миссисипи. «Ли» получил серьезные повреждения и был выброшен на песчаную отмель, однако его с нее сняли и отремонтировали.


Коробка от сборной модели фирмы «Линдберг», начало 70-ых годов прошлого века


Еще одна модель парохода «Роберт Э. Ли», собранная из пластмассовых деталей фирмы «Линдберг»


Продолжение следует…
31 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    Вчера, 05:10
    На американские пароходы можно смотреть вечно.
    Автору посоветую ресурс shorpy.com. тоже можно смотреть вечно. Американец собирает фото. Много фотографий,в том числе есть и пароходы. Разрешение фото ошеломительное.
    Теперь там как бы два ресурса. Но все ссылки все равно с Шорпи.
    1. +3
      Вчера, 06:58
      Цитата: MCmaximus
      Американец собирает фото.

      Спасибо Вам за помощь. Не знаю, тот ли я использую сайт. Но есть какой-то, с фото мужика, что собирает фото пароходов. Кстати, этих сайтов много. Так что фотографий тоже много. Приходится отбирать лучшие и в тему статьи.
      1. +5
        Вчера, 07:03
        Там все подряд. Просто американское фото во всех видах.
  2. +7
    Вчера, 05:18
    Американский дизайн, архитектура речных пароходов ещё неофициально называется "Свадебный торт", с различными украшательствами надстройки. В России ничего такого как правило не было, всё в строгом стиле, да и в Европе тоже. Сейчас до сих пор по виду судна, дизайну кораблестроитель может определить где спроектировано и построено судно. hi
    1. +3
      Вчера, 07:00
      Цитата: Солдатов В.
      В России ничего такого как правило не было, всё в строгом стиле,

      Да, волжские пароходы фон Зевеке "американки", "козы", очень просто оформлены, но все равно очень элегантны. Сделал бы и такую модель. Чертежей вот нет...
    2. +4
      Вчера, 07:11
      С Вами согласен по поводу архитектуры речных пароходов того времени . Что бы судить какие речные пароходы тогда ходили по самой полноводной и самой глубокой реке США Миссисипи мы видим в этой статье . А что бы сравнить какие пароходы в том же 19 веке ходили по самой большой реке России Волге , для этого в chronograph.livejournal.com есть фотоблог Вадима Кондратьева про Волжские суда и пароходы 19 века . С множеством фотографий из архива Владимира Самарцева. Кстати , по Волге тогда ходил колёсный пароход под названием " Миссисипи ". Он лишь один своей корабельной архитектурой чем то из далека напоминает богатство надстроек пароходов тогда ходивших по рекам США.
      Что касается дизайна и архитектуры кораблестроения вообще , то , по моему мнению , гармония в дизайне и в архитектуре была достигнута только советскими корабелами при постройке военных кораблей после ВОВ для ВМФ СССР . Про красивую архитектуру надводных кораблей Кригсмарине , напоминать как то не этично . Кстати , одни из самых красивых в корабкельных дизайне и в архитектуре советские крейсера пр. 68 бис , не были скопированы с немецких крейсеров . После войны советские кораблестроители до совершентства развыли мысль и проекты , заложенные в КБ СССР ещё до ВОВ. Но это мое личное мнение , тем более что не совсем ещё и в тему сегодняшней статьи...
  3. +4
    Вчера, 06:40
    Цитата: Солдатов В.
    Сейчас до сих пор по виду судна, дизайну кораблестроитель может определить где спроектировано и построено судно
    Точно так же страну-производителя можно определить и по дизайну автомобилей, одежде, архитектуре и многому другому... Ниже фотография французского автомобиля Citroën. Уверен, что ни немецкому, ни американскому инженеру подобный дизайн не мог прийти даже и в голову... wink
    1. +1
      Вчера, 07:00
      Цитата: Luminman
      подобный дизайн не мог прийти даже и в голову...

      Вспомните знаменитый автомобиль Фантомаса...
      1. +3
        Вчера, 08:33
        Вспомните знаменитый автомобиль Фантомаса...

        Ну Citroen DS19 стал культовым авто ещё до съёмки фантомасной серии,как поговаривают злые языки именно он являлся любимой машиной Шарля де Голая. laughing
        1. +4
          Вчера, 08:57
          Ситроен DS "был известен как "Богиня". Почему? Все очень просто, Богиня по французски Deese, и когда говоришь Ситроен DS, то звучит, как Ситроен богиня. Вот и стала машинка богиней сначала во Франции, а следом и по всему миру. В то время, президент Франции Шарль де Голль так же был влюблен в эту машину и заказал себе целый парк богинь для Елисейского дворца. (фото 1-2) В одной из этих машин он пережил очередное покушение. Богиня де Голля была изрешечена пулями, но чудом, ни президента, ни водителя не задело. Но вот автомобилю изрядно досталось. (фото3)
          В гуще перестрелки были пробиты оба задних колеса. Но тут сработала одна очень важная особенность богини. Простым языком, богиня умела подниматься и опускаться на своей подвеске за счет гидравлической системы, что на то время было уникальным техническим решением. Водитель, используя эту возможность сумел сохранить автомобиль в стабильном положении и быстро вывезти президента с места покушения.
          1. +4
            Вчера, 09:05
            В гараже де Голя была даже сделанная в единственном экземпляре по спецзаказу "Богиня" лимузин. Дело в том, что президенту был подарен американский лимузин, который во дворике Елисейского дворца мог развернуться только в 3 приема. Это было неудобно и некрасиво. Конструкторы разработали и произвели специально для президента защищенный богиню-лимузин, который был на 13 см длиннее американца и при этом в один прием разворачивался во дворике. Прекрасный экземпляр! Но де Голь пользовался им только во время официозов. Де Голль любил в поездке поболтать с водителем, а новая изолирующая перегородка не давала такой возможности.
            1. +4
              Вчера, 09:13
              Добрый день Сергей Владимирович.
              Со спецзащитой были и все посольские Ситроены DS
              В один такой (французского посольства) в Москве на перекрёстке сзади врезался наш автомобиль. От удара двигатель упал на асфальт, чтобы не влетел в салон, а сам салон мгновенно заполнился противопожарной пеной. Все тайные средства безопасности сработали одновременно!
              Больше всего от шока увиденного пострадал милиционер на перекрёстке - его увезли в больницу.
              1. +3
                Вчера, 09:22
                Добрый день Сергей Владимирович.

                Утро доброе Дмитрий!
                Ответы очень даже развёрнутые,если кратко-*зачёт*! good
            2. +2
              Вчера, 09:20
              богиню-лимузин

              DS21?
              Очень яркий пример как можно испортить шедевр.
    2. +3
      Вчера, 09:45
      Ниже фотография французского автомобиля Citroën.

      И тем не менее в 1975-ом году SX получил звание *Европейский автомобиль года*.
      Точно так же страну-производителя можно определить и по дизайну автомобилей, одежде, архитектуре и многому другому...

      Вот здесь Вы абсолютно правы!Сейчас с этим...сложнее. laughing
      1. +5
        Вчера, 18:22
        Цитата: АрхиФил
        Сейчас с этим...сложнее
        Согласен. Сейчас национальный дизайн вымывается, а вместо него идет что-то безликое, серое и убогое, одинаково похожее во всех странах. Джинсы, гамбургеры, смартфоны... Ничего индивидуального...
    3. +4
      Вчера, 10:23
      Цитата: Luminman
      . Уверен, что ни немецкому, ни американскому инженеру подобный дизайн не мог прийти даже и в голову

      Москвич 2141..
      1. +4
        Вчера, 11:37
        Москвич 2141

        Скорее не пошедшая в серию модель *Москвича* С1.Почему и как это произошло конечно же другая история.Грустная.Перед армией видел её макет вживую.
        1. +4
          Вчера, 17:12
          Цитата: АрхиФил
          Скорее не пошедшая в серию модель *Москвича* С1

          вот эта была хороша и самобытна... жаль... впрочем, как и многого другого в том же духе
          1. +4
            Вчера, 17:56
            хороша и самобытна...

            К вопросу о самобытности.Рискну взять на себя смелость и сказать,что золотая эпоха автодизайна пришлась всё-таки на первую половину двадцатого века.Смотрим на Форд-eliminator,33-года выпуска.Ну ведь прелесть какая,а?!Красавчик!А это ведь всего лишь фордик,по сути машина для пролетариата. bully
            1. +4
              Вчера, 18:19
              Цитата: АрхиФил
              Красавчик!А это ведь всего лишь фордик,по сути машина для пролетариата

              также думаю... правда моя "любимица" не совсем "для пролетариата", хорьх 853 рурбек спорт кабриолет 37-го... но были и многие другие
              1. +3
                Вчера, 19:13
                ", хорьх 853 рурбек спорт кабриолет 37-го...

                Да,это красавец! good Очень стильная машина.
      2. +3
        Вчера, 17:10
        Цитата: Ольгович
        Москвич 2141..

        посмотрите на французскую симку 1307
      3. +3
        Вчера, 18:23
        Цитата: Ольгович
        Москвич 2141..
        Все в соответствии с народной пословицей - похожа свинья на ёжа... wink
    4. +2
      Вчера, 11:30
      Уверен, что ни немецкому, ни американскому инженеру подобный дизайн не мог прийти даже и в голову...

      На фото - Porsche 356. Дизайнер - Erwin Komenda.
      1. +2
        Вчера, 18:18
        Цитата: Nikname2025
        На фото - Porsche 356
        Это авто относится к премиально/спортивно/люксовому классу, а следовательно, не подпадает ни под какое национальное техническое мышление. В качестве примера могу привести логотип авиакомпании Lufthansa - журавль в круге. Все, а не только логотип, но и фирменные цвета компании, выполнены в стиле классического северного дизайна, характеризующегося лаконичностью, точностью и в то же время выразительной простотой - и подобный минимализм тоже никак не мог прийти в голову ни французским, ни итальянскии дизайнерам, склонным к бессмысленным декорациям, игривости и прочей дешевки, не имеющей никакого функционального значения.

        Еще один пример - технический дизайн смартфонов iPhone, да и вообще всей экосистемы Apple. До такого дизайна никак не смог бы додуматься ни немец, ни швед, склонные к минимализму, где каждая деталь должна выполнять определенную роль. И таких примеров множество - от архитектуры до одежды... Посмотрите на технику Grundig, Braun, Bosch и Telefunken и визуально сравните ее с безликой японской или корейской продукцией...
  4. +2
    Вчера, 08:47
    Спасибо автору за интересную и прекрасно иллюстрированную работу!
  5. +2
    Вчера, 13:00
    Интересная статья. Автору еще бы поработать над родным языком:
    причем его стоимость обошлась более чем в 200 000 долларов. Тут надо понимать, что минимальная стоимость парохода с одним задним колесом составляла в то время 13000 долларов, а прибыль всего лишь за один рейс он мог принести в 30000!

    Стоимость не может обходиться. 30000 долларов в приведенном предложении относятся к одноколесному пароходу.
    Понятно, что автору не до читателей, но демонстрировать такое неуважение к себе, любимому.....
    1. +2
      Вчера, 14:26
      Автору еще бы поработать над родным языком:

      Издержки спешки при рерайте статьи из английской вики. В тексте таких огрехов много.
      Ну а колокол с «Роберта Э. Ли» якобы находится в коллекции музея Исторического общества округа Дельта в Дельте, штат Колорадо.

      На самом деле, колокол в Delta County Historical Society museum находится без всяких "якобы" (на фото). Но поскольку на нем стоит клеймо "Buckeye Bell Foundry 1895" (Литейный завод Buckeye Bell, 1895), то понятно, что это копия, поскольку в 1895 году парохода уже не существовало.
      1. +2
        Вчера, 21:14
        Цитата: Nikname2025
        Издержки спешки при рерайте статьи из английской вики. В тексте таких огрехов много.

        Очень странное замечание smile
        Вики тоже люди пишут и редактируют. Вполне допускаю использование инфо там и здесь из одного источника.
        Какая либо версия 'рерайта" в современных обстоятельствах просто забавна...
        Особенно при неопровергаемой достоверности изложенного...
        С Уважением.
  6. +5
    Вчера, 17:14
    Быстро продал он нашу маленькую лавчонку, и 10 апреля 1856 года мы уехали из Сан-Луи на новеньком пароходе «Чиппева», недавно купленном компанией. Было мне тогда тринадцать лет, а на пароходе я ехал впервые. Когда колесо за кормой стало разбивать лопастями воду и пароход быстро поплыл вверх по течению, я пришел в восторг и готов был плясать по палубе, вспомнив, что нам предстоит пройти по реке около трех тысяч километров до места нашего назначения.

    Джеймс Уиллард Шульц.
    С индейцами в Скалистых горах.