«Пароход Тома Сойера». Двухколесные исполины

10 441 36
«Пароход Тома Сойера». Двухколесные исполины
Двухколесный пароход «Роберт. Е. Ли». Картина Августа Нориери


– Стоп, сэр! Линг-а-линг-линг. – Пароход приостановился и медленно повернул к тротуару. – Задний ход. Линг-а-линг-линг! – Его руки выпрямились и вытянулись вдоль боков. – Правым бортом назад! Линг-а-линг-линг! Шу-гя… шу… у… шу! – тем временем его правая рука описывала большие круги, так как изображала сорокафутовое колесо. – Левым бортом назад! Линг-а-линг-линг! Шу… ш… шу… шу! – Левая рука стала описывать круги.



Марк Твен «Приключения Тома Сойера»


Артефакты истории техники. Мы продолжаем наш рассказ о раритетах истории техники, но если в прошлых материалах речь шла о пароходах великой американской реки Миссисипи и ее притоках с одним задним гребным колесом, то сегодня речь у нас пойдет о похожих и также многоярусных плавучих «отелях», но только уже с двумя гребными колесами. Строить их начали потому, что размеры пароходов начали возрастать, и обойтись только одним только задним колесом стало уже невозможно.

Такие суда обладали не очень хорошей маневренностью, а их в гавани приходило всё больше и больше. Тут нужно было умение разворачиваться буквально на пятачке, и вот тут-то двухколесники себя и показали. Их колеса могли крутиться «враздай», то есть в противоположные стороны одновременно, что было очень полезно при швартовке у забитых пароходами причалов.


Причал, полный пароходов, стоящих под погрузкой. По крайней мере два из них, те, что видны нам справа, — двухколесные. Фотография XIX в.


Понятно, что такой пароход, как «Роберт. Е. Ли» постоянно изображали и на гравюрах и в цвете… В частности вот этот рисунок выполнил известный американский график XIX в. Сэмиюэль В. Стентон (1870-1912)


Цветная открытка того времени изображающая пароход «Роберт. Е. Ли» поставленный под погрузку кип хлопка


Еще одно графическое изображение парохода «Роберт. Е. Ли» на ходу


А это его постоянный конкурент, пароход «Натчез». Обе гравюры относятся к 1870 году

Пароход «Роберт Э. Ли», прозванный «Монархом Миссисипи», был построен в Нью-Олбани, штат Индиана, в 1866 году. Корпус был спроектирован ДеВиттом Хиллом, причем его стоимость обошлась более чем в 200 000 долларов. Тут надо понимать, что минимальная стоимость парохода с одним задним колесом составляла в то время 13000 долларов, а прибыль всего лишь за один рейс он мог принести в 30000! Разница в цене, как мы видим, значительная, но и размеры парохода были очень велики. Тоннаж судна составлял 1467 тонн, а длина равнялась 87,02 метрам при ширине 14,02! На пароходе стояло сразу восемь котлов по 14,02 м длинной и диаметров 68,6 см каждый и две паровые машины высокого давления. Диаметр цилиндров составлял 101,6 см; ход поршня 304,8 см. Рабочее давление пара достигало 120 фунтов на дюйм, так что пароход был способен развивать скорость до 15 миль/ч.


Состязание в скорости 1870 г. между пароходами «Натчез» и «Роберт Э. Ли». Работа Гордона Джонсона для журнала «Атлантик Иншуранс» 1960-х годов. Возможно, на него повлияла картина Дина Корнуэлла, также изобразившего гонку этих пароходов…

Назвали его в честь генерала Роберта Э. Ли, главнокомандующего армией Конфедеративных Штатов. Пароход получил наибольшую известность после участия в пароходных гонках 1870 года и победы над тогдашним рекордсменом по скорости, пароходом «Натчез». Его вместимость составляла 5741 тюк хлопка. Местная газета в Нью-Олбани писала о нем так:

«Оснащение этого большого южного парохода превосходит всё остальное, что когда-либо появлялось на судах, а его помещения находятся на том же уровне величия и великолепия. Он имеет шестьдесят одну каюту на главной палубе, двадцать четыре дополнительных комнаты на «палубе Техас», детскую для слуг и детей, и еще помещение, примыкающее к детской, в котором находятся каюты для пятидесяти пассажиров. …

Ковер в главной каюте представляет собой цельный кусок королевского бархата «Винтон», шириной 17 ½ футов и длиной более 225 футов (69 м), купленный у A. T. Стюарта из Нью-Йорка и сделанный им на заказ. Мебель также сделана на заказ, в современном стиле и из дорогих пород дерева — цельного палисандра, причем и стулья, и диваны, и скамейки очень даже искусно вырезаны. Подушки всех сидений из тяжелого малинового атласа, и всё это сделано в этом городе на мануфактуре Джона Сима.

В главной каюте имеется 20 раздвижных обеденных столов, каждый из которых вмещает двенадцать гостей; таким образом, за ужином здесь можно разместиться 240 человек с большим количеством места для дополнительных боковых столиков. ...

Двигатели — самые большие на реке. Пароход также оснащен тремя отдельными насосными пожарными машинами с большим количеством шлангов на случай пожара. … У машины есть кованые железные валы весом 18 750 фунтов, каждый из которых имеет длину 23 фута (7,0 м) и диаметр 18 дюймов (460 мм). Каждый из кривошипов, которые также сделаны из кованого железа, весит 6000 фунтов. «Палуба Техас» на этом пароходе имеет длину 140 футов (43 м), с 24 пассажирскими каютами в дополнение к помещениям для офицеров. У нее также есть два огромных багажных отделения, все под охраной, … чтобы избежать необходимости иметь багаж в каютах или на карауле. …

Главная каюта парохода с ее богатой отделкой и великолепной мебелью, ослепительными люстрами, арочными и резными потолками, украшенными золотом, витражными окнами, огромными зеркалами, бархатным ковром, чистым цинковым белым цветом стен, дверями парадных кают из розового дерева и имитацией египетского мрамора, всё это в совокупности придавало ей вид восточной роскоши и великолепия, редко встречающихся и никогда ранее не виданных в бурных водах этого так называемого полуварварского западного мира».


Модель парохода «Роберт Э. Ли» в Государственном выставочном музее Луизианы в Шривпорте

Кстати, «Роберт Э. Ли» не просто выиграл гонку пароходов против «Натчеза», он еще и прошел от Нового Орлеана до Сент-Луиса в штате Миссури расстояние в 1154 мили (1857 км) за 3 дня, 18 часов и 14 минут. Интересно, что его капитан, Джон У. Кэннон, обеспечил победу, убрав с парохода лишний вес, взяв с собой лишь нескольких пассажиров и использовав заранее подготовленные баржи для увеличения скорости дозаправки. «Натчез» закончил гонку несколькими часами позже, но был задержан туманом на шесть часов, и на нем было много пассажиров, что способствовало его большему весу. Как бы там ни было, а «Роберт Э. Ли» получил серебряный кубок с выгравированным на нем именем генерала южан Роберта Э. Ли.


Проекции парохода «Роберт Э. Ли»


Еще один двухколесный пароход. Раскрашенная гравюра XIX в.


Двухколесник «Кэйт Адамс»

Впрочем, капитан парохода и историк Фредерик Уэй-младший историю о том, что «Ли» был специально облегчен перед гонкой, оспаривает. При этом он цитирует Джонни Фаррелла, второго механика «Натчеза»:

«Эта старая история о том, что два парохода готовились к гонке в течение нескольких дней, снимали переборки и делали многое другое, чтобы их облегчить. Но это не соответствует действительности. Когда я поднялся на борт «Роберта Э. Ли», всё, что они сделали, это немного передвинули угольные бункеры вперед... На нашем судне не было абсолютно никакой подготовки. Не было развевающихся флагов, играющих оркестров, и палубы на обоих пароходах были заполнены пассажирами».

Уэй также пишет, что в Виксбурге оба судна взяли на буксир топливные баржи и опорожняли их на ходу. Кроме того, оба судна перед гонкой объявили, что будут принимать грузы и пассажиров. Интересно, что долгое время ни одно коммерческое судно не могло побить рекорд скорости, установленный «Робертом Э. Ли» во время этой гонки. И лишь в 1929 году пароход «Боги», построенный компанией «Лерой Крафт», побил его рекорд.


Пароход «Курьер»

В середине апреля 1876 года было решено пустить пароход на слом, и тогда несколько тысяч человек пришли проводить его в «последний путь», а по пути его провожали множеством салютов в ознаменование завершения его карьеры. Затем корпус парохода отбуксировали в Мемфис, где использовали в качестве причала. Большая часть оборудования, снятого с парохода, перешла к его преемнику, известному как «Роберт Э. Ли — два» (1876–1882). Ну а колокол с «Роберта Э. Ли» якобы находится в коллекции музея Исторического общества округа Дельта в Дельте, штат Колорадо.


А вот это собранная и покрашенная модель парохода «Роберт Э. Ли», изготовленная из пластмассовых деталей набора фирмы «Линберг» в масштабе 1:163.

22 декабря 1870 года он столкнулся с пароходом «Потомак» как раз напротив Натчеза, штат Миссисипи. «Ли» получил серьезные повреждения и был выброшен на песчаную отмель, однако его с нее сняли и отремонтировали.


Коробка от сборной модели фирмы «Линдберг», начало 70-ых годов прошлого века


Еще одна модель парохода «Роберт Э. Ли», собранная из пластмассовых деталей фирмы «Линдберг»


Продолжение следует…
36 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    28 июня 2025 05:10
    На американские пароходы можно смотреть вечно.
    Автору посоветую ресурс shorpy.com. тоже можно смотреть вечно. Американец собирает фото. Много фотографий,в том числе есть и пароходы. Разрешение фото ошеломительное.
    Теперь там как бы два ресурса. Но все ссылки все равно с Шорпи.
    1. +3
      28 июня 2025 06:58
      Цитата: MCmaximus
      Американец собирает фото.

      Спасибо Вам за помощь. Не знаю, тот ли я использую сайт. Но есть какой-то, с фото мужика, что собирает фото пароходов. Кстати, этих сайтов много. Так что фотографий тоже много. Приходится отбирать лучшие и в тему статьи.
      1. +6
        28 июня 2025 07:03
        Там все подряд. Просто американское фото во всех видах.
  2. +9
    28 июня 2025 05:18
    Американский дизайн, архитектура речных пароходов ещё неофициально называется "Свадебный торт", с различными украшательствами надстройки. В России ничего такого как правило не было, всё в строгом стиле, да и в Европе тоже. Сейчас до сих пор по виду судна, дизайну кораблестроитель может определить где спроектировано и построено судно. hi
    1. +3
      28 июня 2025 07:00
      Цитата: Солдатов В.
      В России ничего такого как правило не было, всё в строгом стиле,

      Да, волжские пароходы фон Зевеке "американки", "козы", очень просто оформлены, но все равно очень элегантны. Сделал бы и такую модель. Чертежей вот нет...
    2. +5
      28 июня 2025 07:11
      С Вами согласен по поводу архитектуры речных пароходов того времени . Что бы судить какие речные пароходы тогда ходили по самой полноводной и самой глубокой реке США Миссисипи мы видим в этой статье . А что бы сравнить какие пароходы в том же 19 веке ходили по самой большой реке России Волге , для этого в chronograph.livejournal.com есть фотоблог Вадима Кондратьева про Волжские суда и пароходы 19 века . С множеством фотографий из архива Владимира Самарцева. Кстати , по Волге тогда ходил колёсный пароход под названием " Миссисипи ". Он лишь один своей корабельной архитектурой чем то из далека напоминает богатство надстроек пароходов тогда ходивших по рекам США.
      Что касается дизайна и архитектуры кораблестроения вообще , то , по моему мнению , гармония в дизайне и в архитектуре была достигнута только советскими корабелами при постройке военных кораблей после ВОВ для ВМФ СССР . Про красивую архитектуру надводных кораблей Кригсмарине , напоминать как то не этично . Кстати , одни из самых красивых в корабкельных дизайне и в архитектуре советские крейсера пр. 68 бис , не были скопированы с немецких крейсеров . После войны советские кораблестроители до совершентства развыли мысль и проекты , заложенные в КБ СССР ещё до ВОВ. Но это мое личное мнение , тем более что не совсем ещё и в тему сегодняшней статьи...
      1. 0
        30 июня 2025 19:45
        Советские крейсера и эм особенно предвоенные это всё-таки итальянская школа.
  3. +4
    28 июня 2025 06:40
    Цитата: Солдатов В.
    Сейчас до сих пор по виду судна, дизайну кораблестроитель может определить где спроектировано и построено судно
    Точно так же страну-производителя можно определить и по дизайну автомобилей, одежде, архитектуре и многому другому... Ниже фотография французского автомобиля Citroën. Уверен, что ни немецкому, ни американскому инженеру подобный дизайн не мог прийти даже и в голову... wink
    1. +2
      28 июня 2025 07:00
      Цитата: Luminman
      подобный дизайн не мог прийти даже и в голову...

      Вспомните знаменитый автомобиль Фантомаса...
      1. +4
        28 июня 2025 08:33
        Вспомните знаменитый автомобиль Фантомаса...

        Ну Citroen DS19 стал культовым авто ещё до съёмки фантомасной серии,как поговаривают злые языки именно он являлся любимой машиной Шарля де Голая. laughing
        1. +6
          28 июня 2025 08:57
          Ситроен DS "был известен как "Богиня". Почему? Все очень просто, Богиня по французски Deese, и когда говоришь Ситроен DS, то звучит, как Ситроен богиня. Вот и стала машинка богиней сначала во Франции, а следом и по всему миру. В то время, президент Франции Шарль де Голль так же был влюблен в эту машину и заказал себе целый парк богинь для Елисейского дворца. (фото 1-2) В одной из этих машин он пережил очередное покушение. Богиня де Голля была изрешечена пулями, но чудом, ни президента, ни водителя не задело. Но вот автомобилю изрядно досталось. (фото3)
          В гуще перестрелки были пробиты оба задних колеса. Но тут сработала одна очень важная особенность богини. Простым языком, богиня умела подниматься и опускаться на своей подвеске за счет гидравлической системы, что на то время было уникальным техническим решением. Водитель, используя эту возможность сумел сохранить автомобиль в стабильном положении и быстро вывезти президента с места покушения.
          1. +4
            28 июня 2025 09:05
            В гараже де Голя была даже сделанная в единственном экземпляре по спецзаказу "Богиня" лимузин. Дело в том, что президенту был подарен американский лимузин, который во дворике Елисейского дворца мог развернуться только в 3 приема. Это было неудобно и некрасиво. Конструкторы разработали и произвели специально для президента защищенный богиню-лимузин, который был на 13 см длиннее американца и при этом в один прием разворачивался во дворике. Прекрасный экземпляр! Но де Голь пользовался им только во время официозов. Де Голль любил в поездке поболтать с водителем, а новая изолирующая перегородка не давала такой возможности.
            1. +4
              28 июня 2025 09:13
              Добрый день Сергей Владимирович.
              Со спецзащитой были и все посольские Ситроены DS
              В один такой (французского посольства) в Москве на перекрёстке сзади врезался наш автомобиль. От удара двигатель упал на асфальт, чтобы не влетел в салон, а сам салон мгновенно заполнился противопожарной пеной. Все тайные средства безопасности сработали одновременно!
              Больше всего от шока увиденного пострадал милиционер на перекрёстке - его увезли в больницу.
              1. +3
                28 июня 2025 09:22
                Добрый день Сергей Владимирович.

                Утро доброе Дмитрий!
                Ответы очень даже развёрнутые,если кратко-*зачёт*! good
            2. +2
              28 июня 2025 09:20
              богиню-лимузин

              DS21?
              Очень яркий пример как можно испортить шедевр.
    2. +3
      28 июня 2025 09:45
      Ниже фотография французского автомобиля Citroën.

      И тем не менее в 1975-ом году SX получил звание *Европейский автомобиль года*.
      Точно так же страну-производителя можно определить и по дизайну автомобилей, одежде, архитектуре и многому другому...

      Вот здесь Вы абсолютно правы!Сейчас с этим...сложнее. laughing
      1. +5
        28 июня 2025 18:22
        Цитата: АрхиФил
        Сейчас с этим...сложнее
        Согласен. Сейчас национальный дизайн вымывается, а вместо него идет что-то безликое, серое и убогое, одинаково похожее во всех странах. Джинсы, гамбургеры, смартфоны... Ничего индивидуального...
        1. 0
          29 июня 2025 14:50
          одинаково похожее во всех странах. Джинсы
          Это вы зря. Мир джинсов полон истории, загадок и мифов, технологий и различных решений. Но погружаться в этот мир получается если есть время и интерес познакомиться с вопросом. Со временем тяжелее всего.
    3. +5
      28 июня 2025 10:23
      Цитата: Luminman
      . Уверен, что ни немецкому, ни американскому инженеру подобный дизайн не мог прийти даже и в голову

      Москвич 2141..
      1. +6
        28 июня 2025 11:37
        Москвич 2141

        Скорее не пошедшая в серию модель *Москвича* С1.Почему и как это произошло конечно же другая история.Грустная.Перед армией видел её макет вживую.
        1. +5
          28 июня 2025 17:12
          Цитата: АрхиФил
          Скорее не пошедшая в серию модель *Москвича* С1

          вот эта была хороша и самобытна... жаль... впрочем, как и многого другого в том же духе
          1. +5
            28 июня 2025 17:56
            хороша и самобытна...

            К вопросу о самобытности.Рискну взять на себя смелость и сказать,что золотая эпоха автодизайна пришлась всё-таки на первую половину двадцатого века.Смотрим на Форд-eliminator,33-года выпуска.Ну ведь прелесть какая,а?!Красавчик!А это ведь всего лишь фордик,по сути машина для пролетариата. bully
            1. +5
              28 июня 2025 18:19
              Цитата: АрхиФил
              Красавчик!А это ведь всего лишь фордик,по сути машина для пролетариата

              также думаю... правда моя "любимица" не совсем "для пролетариата", хорьх 853 рурбек спорт кабриолет 37-го... но были и многие другие
              1. +5
                28 июня 2025 19:13
                ", хорьх 853 рурбек спорт кабриолет 37-го...

                Да,это красавец! good Очень стильная машина.
      2. +5
        28 июня 2025 17:10
        Цитата: Ольгович
        Москвич 2141..

        посмотрите на французскую симку 1307
      3. +5
        28 июня 2025 18:23
        Цитата: Ольгович
        Москвич 2141..
        Все в соответствии с народной пословицей - похожа свинья на ёжа... wink
    4. +5
      28 июня 2025 11:30
      Уверен, что ни немецкому, ни американскому инженеру подобный дизайн не мог прийти даже и в голову...

      На фото - Porsche 356. Дизайнер - Erwin Komenda.
      1. +7
        28 июня 2025 18:18
        Цитата: Nikname2025
        На фото - Porsche 356
        Это авто относится к премиально/спортивно/люксовому классу, а следовательно, не подпадает ни под какое национальное техническое мышление. В качестве примера могу привести логотип авиакомпании Lufthansa - журавль в круге. Все, а не только логотип, но и фирменные цвета компании, выполнены в стиле классического северного дизайна, характеризующегося лаконичностью, точностью и в то же время выразительной простотой - и подобный минимализм тоже никак не мог прийти в голову ни французским, ни итальянскии дизайнерам, склонным к бессмысленным декорациям, игривости и прочей дешевки, не имеющей никакого функционального значения.

        Еще один пример - технический дизайн смартфонов iPhone, да и вообще всей экосистемы Apple. До такого дизайна никак не смог бы додуматься ни немец, ни швед, склонные к минимализму, где каждая деталь должна выполнять определенную роль. И таких примеров множество - от архитектуры до одежды... Посмотрите на технику Grundig, Braun, Bosch и Telefunken и визуально сравните ее с безликой японской или корейской продукцией...
  4. +10
    28 июня 2025 08:47
    Спасибо автору за интересную и прекрасно иллюстрированную работу!
  5. Комментарий был удален.
    1. +2
      28 июня 2025 14:26
      Автору еще бы поработать над родным языком:

      Издержки спешки при рерайте статьи из английской вики. В тексте таких огрехов много.
      Ну а колокол с «Роберта Э. Ли» якобы находится в коллекции музея Исторического общества округа Дельта в Дельте, штат Колорадо.

      На самом деле, колокол в Delta County Historical Society museum находится без всяких "якобы" (на фото). Но поскольку на нем стоит клеймо "Buckeye Bell Foundry 1895" (Литейный завод Buckeye Bell, 1895), то понятно, что это копия, поскольку в 1895 году парохода уже не существовало.
      1. +5
        28 июня 2025 21:14
        Цитата: Nikname2025
        Издержки спешки при рерайте статьи из английской вики. В тексте таких огрехов много.

        Очень странное замечание smile
        Вики тоже люди пишут и редактируют. Вполне допускаю использование инфо там и здесь из одного источника.
        Какая либо версия 'рерайта" в современных обстоятельствах просто забавна...
        Особенно при неопровергаемой достоверности изложенного...
        С Уважением.
  6. +8
    28 июня 2025 17:14
    Быстро продал он нашу маленькую лавчонку, и 10 апреля 1856 года мы уехали из Сан-Луи на новеньком пароходе «Чиппева», недавно купленном компанией. Было мне тогда тринадцать лет, а на пароходе я ехал впервые. Когда колесо за кормой стало разбивать лопастями воду и пароход быстро поплыл вверх по течению, я пришел в восторг и готов был плясать по палубе, вспомнив, что нам предстоит пройти по реке около трех тысяч километров до места нашего назначения.

    Джеймс Уиллард Шульц.
    С индейцами в Скалистых горах.
  7. +5
    29 июня 2025 12:58
    Тут надо понимать, что минимальная стоимость парохода с одним задним колесом составляла в то время 13000 долларов, а прибыль всего лишь за один рейс он мог принести в 30000
    Прибыль почти в 3 раза превышающий вложения на рынке это нереальный случай. Только запрещенные вещества, но явно речь ни о них.
    В бухгалтерском учёте понятия доход и прибыль имеют разное содержание и функции, и важно их правильно различать.
    Доход (Revenue)
    Доход — это валовый денежный или натуральный прирост экономических выгод организации за определённый период, связанный с основной деятельностью (продажа товаров, услуг, выполнение работ) и другими операциями.
    Отражает общую сумму поступлений без учёта расходов.
    Включает выручку от реализации продукции, услуг, а также прочие операционные и внереализационные доходы.
    Заносится по счетам учета выручки и доходов (например, счёт 90 «Продажи» в РСБУ).
    Пример: компания продала товар на 1 000 000 рублей — это доход.
    Прибыль (Profit)
    Прибыль — это разница между доходами и расходами за период, то есть то, что остаётся после вычитания из доходов всех затрат, связанных с хозяйственной деятельностью.
    Показывает экономический результат деятельности.
    Может быть разной: валовая прибыль, операционная прибыль, прибыль до налогообложения, чистая прибыль и т.д.
    Отражается в финансовой отчётности в итоговых строках отчёта о финансовых результатах.
    Пример: из полученных 1 000 000 рублей дохода вычли 990 000 рублей расходов — прибыль составит 10 000 рублей.
  8. +3
    29 июня 2025 13:18
    На пароходе стояло сразу восемь котлов по 14,02 м длинной и диаметров 68,6 см каждый и две паровые машины высокого давления. Диаметр цилиндров составлял 101,6 см; ход поршня 304,8 см. Рабочее давление пара достигало 120 фунтов на дюйм, так что пароход был способен развивать скорость до 15 миль/ч.
    Да ладно, восемь котлов по 14,02 м длинной и диаметров 68,6 см каждый. Это как так? Кто нибудь пытался перекидать тонны угля в топку диаметром 68 см?
    Описание из Википедии, но она часто врет. Ссылка Википедии ведет в некое издание и там написано :
    В книге Samuel Ward Tanton автор подробно рассматривает конструкции паровых котлов, используемых на американских речных пароходах конца XIX века, к которым относится и пароход «Robert E. Lee» (1866 г.) как представитель колёсных речных судов того периода.
    Основные характеристики котлов
    • Тип котлов:
    Горизонтальные горизонтально-трубчатые жаротрубные котлы (fire-tube boilers). Классическая конструкция речных паровых котлов, при которой горячие газы от сгорания топлива проходят по тысячам металлических трубок, омываемых водой, таким образом эффективно нагревая ее и создавая пар.
    • Конструкция:
    Котлы представляли собой массивные цилиндрические резервуары с большим количеством горизонтальных тонкостенных стальных трубок. Концы котла закрывались толстыми, коваными металлическими крышками.
    • Размеры:
    Длина котлов обычно варьировалась от 18 до 24 футов (5,5-7,3 м), диаметр — от 5,5 до 7 футов (~1,7-2,1 м). Это позволяло котлам эффективно занимать объём котельного отделения при обеспечении необходимой мощности судна.
    • Качество материалов:
    Для изготовления котлов использовалась высокая по тем временам прочность стали и ковка, что повышало надежность и долговечность оборудования при значительном рабочем давлении.
    Рабочее давление и эффективность
    • Давление пара: Обычно рабочее давление составляло 60–75 psi (~4,1–5,2 бар). В ряде случаев котлы модифицировались для работы с повышенным давлением, что увеличивало мощность паровых машин.
    • Поверхность нагрева:
    Наличие тысяч узких горизонтальных труб обеспечивало огромную площадь теплообмена, что позволяло котлам быстро образовывать пар и сохранять устойчивую работу при больших нагрузках. Котлы подобных размеров имели поверхность теплопередачи от 700 до 1,200 квадратных футов (65–110 м²).
    • Топка и загрузка топлива:
    Топка котла разместалась в передней части, имела большую загрузочную дверцу для угля. Уголь загружался вручную и сжигался на решётке, под которой находилась зольная камера с зольником.
    Обслуживание и безопасность
    • Предохранительные устройства:
    Опираясь на опыт эксплуатации, котлы комплектовались несколькими предохранительными клапанами, манометрами и индикаторами уровня воды, что позволило снизить риски аварийных ситуаций, включая взрывы и перегрев.
    • Контроль состояния:
    Регулярное техническое обслуживание, включая очистку труб и проверку корпуса котла, было обязательным для безопасной эксплуатации.
    Применение на речных пароходах
    • Котлы такого типа применялись на крупнейших пароходах эпохи, в том числе на «Монархах Миссисипи» — к которым относился и «Robert E. Lee».
    • Эти котлы были оптимизированы под малую осадку и гибкие условия речного судоходства.
  9. +4
    29 июня 2025 13:20
    Ну и количестве котлов
    Технические параметры парохода «Robert E. Lee» (1866)
    Общие сведения
    • Название: Robert E. Lee
    • Тип: Боковой колесный речной пароход (sidewheel steamer)
    • Построен: 1866 г., Нью-Олбани, Индиана
    • Назначение: Пассажирско-грузовое речное судно

    Размеры корпуса и конструкция
    • Длина корпуса: 280 футов (~85.3 м)
    Источник: “Steamboats on the Western Rivers” by Louis C. Hunter (1949)
    • Ширина корпуса (без колёс): 40 футов (~12.2 м)
    • Ширина по колёсам: около 70 футов (~21.3 м)
    Отмечается, что колёсные колёса значительно расширяли общую ширину судна.
    • Осадка: 5 футов (~1.5 м)
    Мелководная осадка позволяла судну глубоко проникать по рекам и мелким заливам
    • Водоизмещение: порядка 1,000 тонн (на основе грузоподъемности и габаритов)
    • Корпус: деревянный; традиционная клееная древесина с усилением металлическими обручами

    Паровая установка и энергооборудование
    • Двигатель: Одноцилиндровый паровой двигатель с вертикальным расположением цилиндра
    ◦ Диаметр цилиндра: примерно 42 дюйма (~1067 мм)
    ◦ Ход поршня: около 96 дюймов (~2438 мм)
    Источник: Steamboat Engineering Archives, Smithsonian Institution
    • Паровые котлы: Два горизонтальных цилиндрических трубчатых котла (более совершенного типа для повышения эффективности)
    ◦ Рабочее давление: порядка 60–70 фунтов на квадратный дюйм (psi)
    • Мощность: ориентировочно 1,500-1,800 индикаторных лошадиных сил (IHP)
    Высокая мощность позволяла развивать значительную скорость при полном загрузке.
    • Главный движитель: два боковых колесных колеса диаметром около 33 футов (~10 м)

    Характеристики скорости и производительности
    • Максимальная скорость: 18–20 миль в час (~15-17 узлов)
    Конкурентоспособная скорость для речных пароходов того периода
    • Пассажировместимость: ориентировочно 400-500 человек
    Включая каюты и палубные места, что было типично для больших современных речных пароходов
    • Грузоподъемность: рассчитана на перевозку нескольких сотен тонн грузов (около 600-800 тонн)

    Конструктивные особенности
    • Палубы: Три уровня — главная палуба (грузовая и механическая зона), пассажирская палуба (салон, каюты), верхняя палуба (открытые места, рулевая рубка)
    • Рулевая рубка: На верхней палубе с обзором 360°
    • Комфорт: судно оснащалось общественными залами, столовой, а также медицинскими помещениями — это выделяло его среди прочих речных пароходов эпохи
    • Безопасность: Усиленный корпус и система паровых котлов отвечали стандартам того времени, с некоторыми инновациями в области защиты от пожаров
  10. +3
    29 июня 2025 18:22
    Для тех, кто ценит наши пароходы, но не готов заморачиваться постройкой модели "с нуля":
    https://model-lavka.ru/product/sbornaya-model-parohod-n-v-gogol-655435
    Не реклама))))))))))))))))))