«Пароход Тома Сойера». Двухколесные исполины

Двухколесный пароход «Роберт. Е. Ли». Картина Августа Нориери
Марк Твен «Приключения Тома Сойера»
Артефакты истории техники. Мы продолжаем наш рассказ о раритетах истории техники, но если в прошлых материалах речь шла о пароходах великой американской реки Миссисипи и ее притоках с одним задним гребным колесом, то сегодня речь у нас пойдет о похожих и также многоярусных плавучих «отелях», но только уже с двумя гребными колесами. Строить их начали потому, что размеры пароходов начали возрастать, и обойтись только одним только задним колесом стало уже невозможно.
Такие суда обладали не очень хорошей маневренностью, а их в гавани приходило всё больше и больше. Тут нужно было умение разворачиваться буквально на пятачке, и вот тут-то двухколесники себя и показали. Их колеса могли крутиться «враздай», то есть в противоположные стороны одновременно, что было очень полезно при швартовке у забитых пароходами причалов.

Причал, полный пароходов, стоящих под погрузкой. По крайней мере два из них, те, что видны нам справа, — двухколесные. Фотография XIX в.

Понятно, что такой пароход, как «Роберт. Е. Ли» постоянно изображали и на гравюрах и в цвете… В частности вот этот рисунок выполнил известный американский график XIX в. Сэмиюэль В. Стентон (1870-1912)

Цветная открытка того времени изображающая пароход «Роберт. Е. Ли» поставленный под погрузку кип хлопка

Еще одно графическое изображение парохода «Роберт. Е. Ли» на ходу

А это его постоянный конкурент, пароход «Натчез». Обе гравюры относятся к 1870 году
Пароход «Роберт Э. Ли», прозванный «Монархом Миссисипи», был построен в Нью-Олбани, штат Индиана, в 1866 году. Корпус был спроектирован ДеВиттом Хиллом, причем его стоимость обошлась более чем в 200 000 долларов. Тут надо понимать, что минимальная стоимость парохода с одним задним колесом составляла в то время 13000 долларов, а прибыль всего лишь за один рейс он мог принести в 30000! Разница в цене, как мы видим, значительная, но и размеры парохода были очень велики. Тоннаж судна составлял 1467 тонн, а длина равнялась 87,02 метрам при ширине 14,02! На пароходе стояло сразу восемь котлов по 14,02 м длинной и диаметров 68,6 см каждый и две паровые машины высокого давления. Диаметр цилиндров составлял 101,6 см; ход поршня 304,8 см. Рабочее давление пара достигало 120 фунтов на дюйм, так что пароход был способен развивать скорость до 15 миль/ч.

Состязание в скорости 1870 г. между пароходами «Натчез» и «Роберт Э. Ли». Работа Гордона Джонсона для журнала «Атлантик Иншуранс» 1960-х годов. Возможно, на него повлияла картина Дина Корнуэлла, также изобразившего гонку этих пароходов…
Назвали его в честь генерала Роберта Э. Ли, главнокомандующего армией Конфедеративных Штатов. Пароход получил наибольшую известность после участия в пароходных гонках 1870 года и победы над тогдашним рекордсменом по скорости, пароходом «Натчез». Его вместимость составляла 5741 тюк хлопка. Местная газета в Нью-Олбани писала о нем так:
Ковер в главной каюте представляет собой цельный кусок королевского бархата «Винтон», шириной 17 ½ футов и длиной более 225 футов (69 м), купленный у A. T. Стюарта из Нью-Йорка и сделанный им на заказ. Мебель также сделана на заказ, в современном стиле и из дорогих пород дерева — цельного палисандра, причем и стулья, и диваны, и скамейки очень даже искусно вырезаны. Подушки всех сидений из тяжелого малинового атласа, и всё это сделано в этом городе на мануфактуре Джона Сима.
В главной каюте имеется 20 раздвижных обеденных столов, каждый из которых вмещает двенадцать гостей; таким образом, за ужином здесь можно разместиться 240 человек с большим количеством места для дополнительных боковых столиков. ...
Двигатели — самые большие на реке. Пароход также оснащен тремя отдельными насосными пожарными машинами с большим количеством шлангов на случай пожара. … У машины есть кованые железные валы весом 18 750 фунтов, каждый из которых имеет длину 23 фута (7,0 м) и диаметр 18 дюймов (460 мм). Каждый из кривошипов, которые также сделаны из кованого железа, весит 6000 фунтов. «Палуба Техас» на этом пароходе имеет длину 140 футов (43 м), с 24 пассажирскими каютами в дополнение к помещениям для офицеров. У нее также есть два огромных багажных отделения, все под охраной, … чтобы избежать необходимости иметь багаж в каютах или на карауле. …
Главная каюта парохода с ее богатой отделкой и великолепной мебелью, ослепительными люстрами, арочными и резными потолками, украшенными золотом, витражными окнами, огромными зеркалами, бархатным ковром, чистым цинковым белым цветом стен, дверями парадных кают из розового дерева и имитацией египетского мрамора, всё это в совокупности придавало ей вид восточной роскоши и великолепия, редко встречающихся и никогда ранее не виданных в бурных водах этого так называемого полуварварского западного мира».

Модель парохода «Роберт Э. Ли» в Государственном выставочном музее Луизианы в Шривпорте
Кстати, «Роберт Э. Ли» не просто выиграл гонку пароходов против «Натчеза», он еще и прошел от Нового Орлеана до Сент-Луиса в штате Миссури расстояние в 1154 мили (1857 км) за 3 дня, 18 часов и 14 минут. Интересно, что его капитан, Джон У. Кэннон, обеспечил победу, убрав с парохода лишний вес, взяв с собой лишь нескольких пассажиров и использовав заранее подготовленные баржи для увеличения скорости дозаправки. «Натчез» закончил гонку несколькими часами позже, но был задержан туманом на шесть часов, и на нем было много пассажиров, что способствовало его большему весу. Как бы там ни было, а «Роберт Э. Ли» получил серебряный кубок с выгравированным на нем именем генерала южан Роберта Э. Ли.

Проекции парохода «Роберт Э. Ли»

Еще один двухколесный пароход. Раскрашенная гравюра XIX в.

Двухколесник «Кэйт Адамс»
Впрочем, капитан парохода и историк Фредерик Уэй-младший историю о том, что «Ли» был специально облегчен перед гонкой, оспаривает. При этом он цитирует Джонни Фаррелла, второго механика «Натчеза»:
Уэй также пишет, что в Виксбурге оба судна взяли на буксир топливные баржи и опорожняли их на ходу. Кроме того, оба судна перед гонкой объявили, что будут принимать грузы и пассажиров. Интересно, что долгое время ни одно коммерческое судно не могло побить рекорд скорости, установленный «Робертом Э. Ли» во время этой гонки. И лишь в 1929 году пароход «Боги», построенный компанией «Лерой Крафт», побил его рекорд.

Пароход «Курьер»
В середине апреля 1876 года было решено пустить пароход на слом, и тогда несколько тысяч человек пришли проводить его в «последний путь», а по пути его провожали множеством салютов в ознаменование завершения его карьеры. Затем корпус парохода отбуксировали в Мемфис, где использовали в качестве причала. Большая часть оборудования, снятого с парохода, перешла к его преемнику, известному как «Роберт Э. Ли — два» (1876–1882). Ну а колокол с «Роберта Э. Ли» якобы находится в коллекции музея Исторического общества округа Дельта в Дельте, штат Колорадо.

А вот это собранная и покрашенная модель парохода «Роберт Э. Ли», изготовленная из пластмассовых деталей набора фирмы «Линберг» в масштабе 1:163.
22 декабря 1870 года он столкнулся с пароходом «Потомак» как раз напротив Натчеза, штат Миссисипи. «Ли» получил серьезные повреждения и был выброшен на песчаную отмель, однако его с нее сняли и отремонтировали.

Коробка от сборной модели фирмы «Линдберг», начало 70-ых годов прошлого века

Еще одна модель парохода «Роберт Э. Ли», собранная из пластмассовых деталей фирмы «Линдберг»
Продолжение следует…
Информация