Туманные перспективы единого школьного учебника

12 503 94
Туманные перспективы единого школьного учебника


Без критики никак


В России, как известно, граждане разбираются в двух дисциплинах – в образовании и медицине. Последние три года ещё все вокруг стали экспертами в военном деле. Не будем и мы отставать от общественности. Рассмотрим актуальную новость – Министерство просвещения анонсировало разработку новых единых учебников по всем дисциплинам. По словам министра Кравцова, в ближайшие три года эта задача будет выполнена.



Начнём последовательно и по пунктам. Первое – Единому государственному экзамену уже больше двадцати лет, но только сейчас задумались о единых школьных учебниках. Если этот вопрос сейчас стал настолько актуальным, то, получается, всё это время детей готовили в разных регионах по разным программам. Кому-то повезло – и в руки попался «правильный» учебник, а кому-то нет. Логика подсказывает, что с введением Единого экзамена ученикам положен Единый учебник. Иначе мы нарушаем конституционное право каждого на доступное образование. Но это всё лирика. На самом деле никто особо и не заботился о единых подходах к написанию учебников. Педагогическая работа по подготовке к единым экзаменационным и проверочным работам строится совсем не на содержании учебников, а на индивидуальном мастерстве и мотивации учителя. Будет у педагога и администрации школы желание и возможности выпускать из школы высококонкурентных подростков, им не помешает самый лучший учебник.

Второй момент, о котором нельзя не вспомнить, это новые ФГОСы или Федеральные государственные образовательные стандарты. Их ещё называют стандартами третьего поколения. Появились они в 2021 году, вступили в силу в школах 1 сентября 2022 года и представляют собой законодательное отражение компетентностного подхода. Расшифруем. Теперь во главу угла ставят не знания как таковые, а умение самостоятельно учиться и применять полученные знания на практике. У такого подхода есть свои противники, но немало и последователей. Если совсем углубляться в педагогические тонкости, то каждый ученик должен взять на вооружение «универсальные учебные действия» предметного, коммуникативного и регулятивного характера. Обратите внимание, какое место в этой триаде занимает предметная составляющая – всего одну треть. Теоретически всё придумано из лучших побуждений. Вчерашние школьники будут более адаптивными на постоянно меняющемся рынке труда, а все необходимые знания они добудут из интернета. Немного упрощённо, но именно так. Но вопрос сейчас не в этой проблеме, а в отсутствии учебников, заточенных под те самые ФГОСы третьего поколения. Стандарт, получается, имеется, а учебников и нормальных методических материалов не хватает. Учителя в недоумении – программы обязали новые, а учебники под них не заготовили. Если интересно, обратите внимание на учебники своих детей – много на них маркировки «ФГОС нового поколения»?


К чему вся эта история? К тому, что Министерство просвещения ещё не снабдило школы учебниками под новые стандарты, а уже готовится разрабатывать единую учебную литературу для всех предметов. Столь резкие кульбиты система рискует не выдержать.

Учителей не спросили


Если абстрагироваться от всего вышесказанного, то намерение создать единые учебники выглядит неплохо. По словам министра просвещения, к разработке содержания, к примеру, физики, химии и биологии, привлекут специалистов Российской академии наук. Углублённые, то есть профильные, учебники будут готовить при участии преподавателей Московского физико-технического института (МФТИ). Это замечательно, но где мнение учителей? И насколько академические учёные и профессора вузов компетентны в школьном образовании? Кравцов не упомянул по какой-то причине Российскую академию образования, которая именно для этих целей и организована. В этих случаях характерен пример из медицины. Почему вопросами здравоохранения занимается исключительно министерство здравоохранения? А к школьным вопросам привлекают всех подряд – учёных, непрофильных профессоров и ещё кучу «компетентных» специалистов. Представим ситуацию, когда новый единый учебник понравился всем подряд, кроме учителей. Он красивый, в Российской академии на него возлагают много надежд, а в МФТИ считают предметом национальной гордости. Но его не воспринимают школьники (слишком сложный или, наоборот, примитивен), а учителя не могут по нему настроить учебный процесс. Пример не фантастический – так действительно может случиться, и случалось уже не раз. В педагогическом сообществе постоянно идёт спор о целесообразности использования того или иного автора. Этот вот хороший, а вот программу строить по вот этому не стоит. Но люди наверху лучше учителей знают, как и чему учить детей в школах. Принцип конкуренции никто не отменял, и зачатки его стоит оставить в школах. Унификация всего и вся не оставляет места для педагогического эксперимента, поиска новых дидактических методик. Или этим будут заниматься в РАН и МФТИ?


Сложностей добавляет постоянное раскачивание лодки. Речь о событиях, усложняющих жизнь педагога. Из последнего – решили ограничить объём домашнего задания. Министр Кравцов заявляет:

Приказ согласован с Роспотребнадзором, учитывает все требования, чтобы исключить чрезмерную нагрузку на учеников. Очень важно, чтобы регионы им руководствовались в организации учебного процесса.

Подождите, а как же содержание ФГОС и объём тех самых компетенций, знаний и умения, которые он регламентирует? Почти три года работаем по новым стандартам, и тут оказывается, что дети перегружены. Либо придётся здорово уплотнять ход урока, чтобы успеть всё пройти в стенах школы, либо чем-то жертвовать. Или педагоги наши настолько талантливы и мобильны, что сами подстроятся под новые требования? Уменьшение объёма домашнего задания – это и новые требования к учебникам, а то и переписывание того самого обновлённого образовательного стандарта. В общем, действия очень разнонаправленные, и хотелось бы видеть больше координации в среднем и общем образовании.

И напоследок о самой сути учебника. Есть ощущение, что его значимость переоценена. С одной стороны, мы декларируем единые подходы к содержанию, с другой – максимально расширяем спектр онлайн-платформ для учителей и учеников. Некоторые государственные образовательные порталы предлагают уроки, в которых учебник открывается лишь эпизодически. Это не сравнится со временами 40-50-летней давности, когда содержание учебника действительно было определяющим в школьной жизни. Источников информации было гораздо меньше для всех участников обучения. Поэтому вывод останется прежним – хороший учебник всегда хорошо (особенно если учитывали мнение учителей), но он не спасёт школу, если в ней будут работать посредственные учителя. А вот над этой проблемой стоит подумать очень крепко.
94 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    15 июня 2025 04:37
    Туманные перспективы единого школьного учебника

    В СССР была признанно лучшая система образования. Казалось бы, добавь новшеств, наглядных пособий и прибавь физической подготовки с трудовым обучением, чтобы выпускник школы мог не только банку с пивом открыть и спайса вкурить...
    А точно, что в российском Минобразе собраны лучшие кадры или там пристроили позвоночных и прочих верхоглядов?
    1. +5
      15 июня 2025 05:18
      В СССР была возможность, если не тянешь школу, то уйти в ГПТУ и получить специальность.
      1. 0
        15 июня 2025 07:34
        Цитата: Сергей250455
        В СССР была возможность, если не тянешь школу, то уйти в ГПТУ и получить специальность.

        В СССР рабочий получал больше инженера в среднем - поэтому и шел народ. А сейчас рабочий не будет получать больше, а молодёжь хочет много, здесь и сейчас....
        1. +4
          15 июня 2025 08:58
          Вот не надо... конкретно сейчас, когда надо много чего собирать прям физически, а не на бумаге, рабочие получают побольше инженеров. Опять же смотря где и сколько это продлится... да и "много, здесь и сейчас" я бы эти суммы назвал года 2 назад. Но пропорция на мой взгляд именно в пользу рабочих.
          1. -1
            15 июня 2025 11:28
            Цитата: Inженегр
            Вот не надо... конкретно сейчас, когда надо много чего собирать прям физически, а не на бумаге, рабочие получают побольше инженеров. Опять же смотря где и сколько это продлится... да и "много, здесь и сейчас" я бы эти суммы назвал года 2 назад. Но пропорция на мой взгляд именно в пользу рабочих.

            Значит будет советский перекос- только сейчас ИТР к заводу не привязаны
        2. +1
          16 июня 2025 09:38
          Цитата: свой1970
          В СССР рабочий получал больше инженера в среднем - поэтому и шел народ.

          В Москве на вакансию токаря приглашают зарплатой от 250 тыс.руб. Сварщику могут предложить и больше, в зависимости от квалификации.
          Цитата: Сергей250455
          В СССР была возможность, если не тянешь школу, то уйти в ГПТУ и получить специальность.

          И сегодня можно после 9-го класса уйти заведение среднего профессионального образования, просто то же ГПТУ сегодня может оказаться колледжем, обучающим рабочим специальностям.
          1. +2
            16 июня 2025 09:55
            Цитата: Hagen
            В Москве на вакансию токаря приглашают зарплатой от 250 тыс.руб. Сварщику могут предложить и больше, в зависимости от квалификации.

            А вы думали в СССР на заводы просто так "лимитуУ" завозили? Не работали москвичи отродясь на заводах.
            И да, это опять перекос идет в советских традициях - зп ИТР меньше чем у рабочих.
            Через 5-10 лет уйдет мое поколение и инженера будут ловить и за ногу к заводу приковывать......
            1. +1
              16 июня 2025 12:10
              Цитата: свой1970
              А вы думали в СССР на заводы просто так "лимитуУ" завозили? Не работали москвичи отродясь на заводах.

              Лимита в Москве появилась и процветала потому, что Москва получала половину всех средств, направленных на жилстрой в СССР. Один мой родственник приехал и стал москвичем на метрострое, а другой родился в Москве, начал слесарить на первом подшипнике и ушел оттуда на пенсию с должности начальника цеха.
              Цитата: свой1970
              Через 5-10 лет уйдет мое поколение и инженера будут ловить и за ногу к заводу приковывать......

              Не будут. Начнется "разбег", добавят зарплату.... И так по кругу. Дypaки обанкротятся, умные во время сообразит, каким способом крепить кадровый состав. Так было всегда, и пока ничего не происходит, чтобы это как-то поменялось.
              1. +1
                16 июня 2025 12:16
                Цитата: Hagen
                Лимита в Москве появилась и процветала потому, что Москва получала половину всех средств, направленных на жилстрой в СССР.

                Нет. Многократно меньше.. Иначе общаги ЗИЛа уходили бы за горизонт в соседние области.
              2. +1
                17 июня 2025 11:21
                Цитата: Hagen
                Не будут. Начнется "разбег", добавят зарплату.... И так по кругу.

                Хе-хе-хе... ЕМНИП, про Комсомольск-на Амуре была байка, что там высококлассные рабочие в 2000-х по кругу ходили между тремя заводами, которые друг за другом поднимали зарплату.
    2. +5
      15 июня 2025 05:26
      Цитата: ROSS 42
      В СССР была признанно лучшая система образования.

      Признано ? Так доставайте учебники, пособия, методы обучения и используйте опыт СССР.
    3. -5
      15 июня 2025 06:50
      Простите, а кем признано?Лучшее образование-это сферический конь в вакууме.
      1. +9
        15 июня 2025 07:30
        Цитата: ЙЕХУ
        Простите, а кем признано?
        Министерством образования Великобритании, которое в конце 80-х годов начало перениммть советский опыт преподавания в средних школах. Британские школьники учились по некоторым советским учебникам, переведенным на английский язык и повсеместно создавались школы с определенным уклоном (математическим, лингвистическим и т.д.)...
        1. -2
          15 июня 2025 07:50
          Обмен опытом- нормальная практика.А лучшее в мире это сферический конь в вакууме. Потому что встает вопрос. По каким критериям судить, и в каких попугаях. Если судить по конечным результатом, то советское образование себя не оправдала. Спасло оно СССР? Вот говорят-юдей обманули. А почему они дали себя обмануть? Почему ставили банки перед телевизорам с Чумаком? А потому, что заиделогизированная советская система образования не воспитывала в людях критического мышления Я успел немножко поучиться в советской школе. На мой взгляд на сегодняшний день там многое устарела. Поясню. В нынешний век информационных технологий приоритет должен отдаваться не пичканью определенным набором знаний, а умению работе с информацией. ИМХО. Но дело даже не в этом. Просто сама постановка вопроса о лучшей системе, на мой взгляд, неправомочна. Для начала надо хотя бы определить цели образования. Если, скажем, у советской системы была цель вырастить строителя коммунизма, то лучшей она не была.
          1. +7
            15 июня 2025 07:59
            Вы путаете пропаганду с образованием. И потом зачем водителю газели работа с информацией?
            1. +1
              15 июня 2025 08:13
              1)
              Мне казалось, что целью образовательной системы является вырастить достойного члена общества.И строится она согласно запросам этого самого общества. Например, у нас светское образование. Поговаривают вон о патриотическом воспитании. Хотя я не любитель казенного патриотизма.
              2Наемному водителю может и ни к чему. А если заняться частными перевозками, тут думаю объяснять не надо.
              1. +2
                15 июня 2025 09:13
                Опять же кто такой достойный член общества. Вон лет двадцать назад провозглашали воспитание грамотного потребителя.
                И потом мы опятьупираемся в наличие идеологии.Даже если сейчас ее не провозглашают она всё равно есть.
                1. 0
                  15 июня 2025 09:17
                  Ну, в принципе, я об этом и веду речь.
            2. +5
              15 июня 2025 08:19
              Государству нужна цель. Идеология.

              Примеры. Российская Империя. Уроки закона Божьего. Православие-Самодержавие-Народность.

              СССР. Политинформации. Кодекс строительства коммунизма. Октябрята-пионеры-комсомольцы-коммунисты.

              Что сейчас? Абстрактные компетенции, мобильность знаний, владение информацией. Для чего? Чтобы...Устроится на работу. Выплачивать кредиты, ипотеки и т.п. Работать на "дядю". Вот для чего все эти ФГОСы...
              1. +6
                15 июня 2025 11:31
                Цитата: Ilya-spb
                Что сейчас?

                Деньги.
                Культ "богатства-успешности". Всё на это работало последние десятилетия. Последние поколения впитывали это из телевизора и монитора компьютера. И примеры какие "достойные" появились, которые не обременены знаниями, не блистают интеллектом и какими-то уникальными навыками, но зато удачно стали "богатыми-счастливыми"... А с другой стороны каждого "невписавшегося" поджидает серая безысходность: ипотека/кредиты/скучная малооплачиваемая работа. Вот и задумается молодой человек, а где во всей этой новой реальности место геометрии и физики, ботаники и истории...
                1. 0
                  16 июня 2025 09:51
                  Цитата: Doccor18
                  Культ "богатства-успешности".

                  Этот культ родился не вчера. Этот культ родом от хрущевской идеи "догнать и перегнать Америку".
                  Цитата: Doccor18
                  Вот и задумается молодой человек, а где во всей этой новой реальности место геометрии и физики, ботаники и истории

                  Молодой человек во время изучения ботаники и геометрии еще не обладает в должной мере критическим мышлением. Просто в силу своего возраста. Эти вопросы ему должны разъяснить самые близкие и авторитетные люди - родители. И если они этим занимаются, то результат будет и при старых учебниках и без ФГОСов. А если родители только рассуждают в чатах и форумах, какие бездарные у нас руководители, а о своих детях вспоминают лишь при покупке выпускного костюма перед сдачей ЕГЭ, то никакие учебники не помогут. Проверено на собственном опыте... winked
                  1. +2
                    16 июня 2025 12:40
                    Цитата: Hagen
                    Этот культ родом от хрущевской идеи "догнать и перегнать Америку".

                    Эка вы хватили... Тогда наоборот был культ образования: "С высшим - значит уважаемый человек".
                    Цитата: Hagen
                    не обладает в должной мере критическим мышлением

                    Образованные родители не могут себе позволить и части того, что может какой-то известный блогер-недоучка, понять ребёнку это легко, и тут не нужно большого жизненного опыта и стратегического мышления. Многие подростки сейчас подрабатывают и прекрасно осведомлены о разнице в доходах образованного учителя и простого курьера. Можно пытаться что-то кому-то внушить, но когда реальность жестко ставит всё на свои места, то слова превращаются в пыль...
                    Цитата: Hagen
                    если родители только рассуждают в чатах и форумах... а о своих детях вспоминают лишь при покупке выпускного костюма перед сдачей ЕГЭ...

                    Тут отчасти с вами согласен. Многим взрослым сейчас не до воспитания детей, в силу разных причин, и это ненормально, это потом ни чем нельзя будет компенсировать.
                    С другой стороны, здоровая критика полезна, если она основывается на фактах, а они говорят о том, что в большинстве своём качество образования падает, на это есть причины, известные причины. А сейчас для блестящей сдачи ЕГЭ недостаточно только внимательных и участливых родителей, нужны педагоги-профессионалы, нужна качественная учебно-методическая литература, нужны репетиторы и немалые средства на них. Но где всё это взять каждой семье?
                    1. +1
                      16 июня 2025 13:10
                      Цитата: Doccor18
                      нужны репетиторы и немалые средства на них. Но где всё это взять каждой семье?

                      Пять лет назад на репетиторов (групповые занятия) мы тратили до 5 тр в месяц. Сдали ЕГЭ (история и общ.) 93 и 97 баллов. Прокуриваем больше. Внимательные родители находят возможность приучать детей выполнять дз с начальной школы. А этого порой вполне хватает, чтобы ребенок имел твердый хороший и отличный результат. И нет нужды глубоко вникать, как там министр строит своих подопечных с ФГОСами какие там учебники введут, и куда введут. Не надо лезть в "высокие материи", надо просто сделать свою часть работы. И результат будет...
              2. 0
                15 июня 2025 19:04
                Цитата: Ilya-spb
                Государству нужна цель. Идеология.
                Нет.
                Цитата: Ilya-spb
                Российская Империя. Уроки закона Божьего. Православие-Самодержавие-Народность.
                Результат - империя рухнула.
                Цитата: Ilya-spb
                СССР. Политинформации. Кодекс строительства коммунизма. Октябрята-пионеры-комсомольцы-коммунисты.
                Результат - страна рухнула. В первую очередь из-за краха идеологии.
        2. +1
          15 июня 2025 10:11
          Вас же не затруднит подтвердить свои слова? Показать пару переведенных учебников, дать ссылку на какой-нибудь нормативный документ Министерства образования Великобритании. Может какую-нибудь программу заимствования советских методик..
          1. +5
            16 июня 2025 08:11
            Цитата: Рязанец87
            Вас же не затруднит подтвердить свои слова?

            Это байка от издания ИА «Панорама», известного своими вымышленными новостями. Одна из их публикаций сообщала о полном переходе британских школ на советскую систему образования и учебники таких авторов, как Розенталь, Ландау и Колмогоров. Несмотря на пародийный характер, эта «новость» была воспринята всерьез некоторыми пользователями и СМИ, что и привело к ее широкому распространению.
            Но заимствование идей все же было, например создание в Великобритании специализированных математических школ, вдохновленных опытом советских физико-математических школ-интернатов, основанных академиком Андреем Колмогоровым. Эти школы, предназначенные для одаренных старшеклассников, переняли принципы углубленного изучения математики и физики, но не использовали дословно советские учебные пособия. Речь шла об адаптации методических подходов, а не о прямом импорте учебной литературы.
      2. +1
        15 июня 2025 08:16
        Войну выигрывает учитель, он же её и проигрывает.

        Цитата: ЙЕХУ
        Простите, а кем признано?

        Всеми. И это доказано нашими делами:
        1-й спутник.
        1-й человек в космосе.
        1-й мирный атомный реактор.
        1-й атомный ледокол "Ленин".
        и т.д..
        Для всего этого нужны высоко квалифицированные кадры.

        Остальной Мир долго догонял нас, пока Запад в перестройку не выкрал все технические наработки. Ракеты Маска летают на устаревших двигателях, документацию на которых они выкрали в перестройку...
        1. 0
          15 июня 2025 08:32
          Да, физмат был не плох. Но , во первых, задача системы образования шире, чем обучение определенного количества инженеров. Во вторых, не все могли подобное потянуть чисто физически. Но это еще не значит, что в Швейцарии или Бельгии учили хуже. А атомные ледоколы и вовсе никому, кроме нас, не нужны. Ибо СМП. В третьих. Так что выиграли то. Кроме промежуточных стартов?
          1. -3
            15 июня 2025 08:45
            Суть Русской цивилизации есть большевизм.

            Цитата: ЙЕХУ
            Но это еще не значит, что в Швейцарии или Бельгии учили хуже.

            Хуже. Какими мировыми достижениями они могут похвастаться?

            В чём ещё СССР был впереди планеты все - поищите в интернете. Возможно для вса это будет откровение...

            Кстити. Всемирно известная игра "Тетрис" была изобретена в СССР Алексеем Пажитновым в 1984 году и первый в Мире компьютер был создан под руководством Брука в 1950–1951 M-I. СССР практически во всех областях был первым.
            1. +3
              15 июня 2025 09:14
              Всемирно известная игра "Тетрис" была изобретена в СССР Алексеем Пажитновым в 1984 году и первый в Мире компьютер был создан под руководством Брука в 1950–1951 M-I. СССР практически во всех областях был первым.


              У на же не соревнования кто первый добежит, компьютер первый сделали в СССР(пускай так) но распространили его массово совсем в других странах и свехзвуковой пассажирский самолет первым сделал СССР, только вот пассажиров он перевёл сильно меньше чем чуть позже полетевший Конкорд.
              1. 0
                15 июня 2025 09:23
                Суть Русской цивилизации есть большевизм.

                Цитата: Oldrover
                У на же не соревнования кто первый добежит

                Реализация достигнутых достижений - это уже другой вопрос. Речь об образовании и почему оно в СССР было лучшее в Мире.

                Под лозунг Хрущёва: "догоним и перегоним Америку" нас начали пристраивать в хвост Запада... и в конце-концов пристроили. Отсюда и такая реализация достигнутых результатов - в убеждённости руководителей, что на Западе всё самое лучшее, а у нас такого не может быть, поэтому и стремиться не стоит...
            2. +1
              15 июня 2025 09:20
              Посмотрите, сколько нобелевских лауреатов у Швейцарии. С демагогом продолжать дискуссию не вижу смысла.
              1. -1
                15 июня 2025 09:28
                Суть Русской цивилизации есть большевизм.

                Цитата: ЙЕХУ
                Посмотрите, сколько нобелевских лауреатов у Швейцарии.

                По существу предъявить нечего... Швейцария - сыр да часы, Бельгия - квартал красных фонарей... Вот и все их достижения.

                Спрашиваете сколько нобелевских лауреатов у Швейцарии, а сколько у них Сталинских лауреатов? Ответ понятен или разжевать надо?
                1. +2
                  15 июня 2025 10:03
                  Вклад в мировую науку это не достижение? А советские инженеры все велосипеды сами изобрели? Ответ понятен, или вам мясорубку подарить?
              2. 0
                15 июня 2025 19:06
                Цитата: ЙЕХУ
                Посмотрите, сколько нобелевских лауреатов у Швейцарии.
                Не показатель: там важно, кто премию выдаёт. Для ясности - посмотрите, сколько лауреатов Ленинской премии у США.
                1. +2
                  15 июня 2025 22:22
                  Даже если иногда советских ученых и зажимали, что бывало. Это еще не повод обесценивать ее в ноль.Равно как и абсолютизировать Ленинку. Согласитесь, там не было международной конкуренции.
                2. 0
                  20 июня 2025 17:59
                  посмотрите, сколько лауреатов Ленинской премии у США.

                  А сейчас,в настоящее время, куда Вы смотрите и что видите?
                  Если хорошо всмотритесь, то увидите, выход от нескольких нобелевских премий: электрон, транзистор, гигантское магнетосопротивление, синий светодиод, это только то сто сразу вспомнилось.
              3. +1
                16 июня 2025 14:34
                Вики дает вот это (Лауреаты Нобелевской премии из Швейцарии). Этого достаточно?

                А

                Арбер, Вернер

                В

                Вернер, Альфред
                Вютрих, Курт

                Г

                Гесс, Вальтер
                Гессе, Герман
                Гийом, Шарль Эдуар
                Гоба, Шарль Альбер

                Д

                Дюбоше, Жак
                Дюнан, Анри

                К

                Каррер, Пауль
                Кело, Дидье
                Кохер, Эмиль Теодор

                М

                Майор, Мишель
                Мюллер, Карл Александр
                Мюллер, Пауль Герман

                Р

                Рорер, Генрих

                Ц

                Цинкернагель, Рольф

                Ш

                Шпиттелер, Карл

                Э

                Эйнштейн, Альберт
                Эрнст, Рихард
            3. +5
              15 июня 2025 09:38
              Первый компьютер в современном понимании был сделан Конрадом Цузе в 1941 году- назывался Z3.
              Первый электронный цифровой вычислитель общего назначения, который можно было перепрограммировать для решения широкого спектра задач- ЭНИАК, был создан в США в 1945 году.
              Первый советский компьютер- МЭСМ (Малая электронная счётная машина), был создан академиком Лебедевым в 1950 году.
              Что касается Тетриса, то это электронная версия популярной настольной игры Тетромино.
              1. 0
                20 июня 2025 18:02
                Первый электронный цифровой вычислитель общего назначения, который можно было перепрограммировать для решения широкого спектра задач- ЭНИАК, был создан в США в 1945 году.

                Суд признал приоритет за патентом на компьютером Компьютер Атанасова — Берри против ЭНИАКа.
                1. 0
                  21 июня 2025 01:19
                  Суд признал приоритет за патентом на компьютером Компьютер Атанасова — Берри против ЭНИАКа.

                  По моему, вы слишком вольно трактуете решения суда. Суд признал, что некоторые важные идеи были позаимствованы у Атанасова, скорее всего так и было. Но у Атанасова был не компьютер в современном понимании этого слова, а узкоспециализированный вычислитель для решения уравнений, он не программировался, в отличии от ЭНИАКа или машины Цузе. В английском эта разница теряется, компьютер- в переводе и есть вычислитель, поэтому переводчики часто вольно трактуют решение суда и заявление судьи на этот счёт.
                  Я особо оговорил
                  можно было перепрограммировать для решения широкого спектра задач

                  к вычислителю Атанасова это не относится.
                  Опять же, США- страна адвокатов.
          2. +4
            15 июня 2025 11:43
            Цитата: ЙЕХУ
            Да, физмат был не плох. Но , во первых, задача системы образования шире

            Бесусловно шире. В том, как нищая, неграмотная и полуголодная страна, перенесшая на своих плечах гражданскую и две мировых войны сделала за столь короткий промежуток времени такой ошеломительный рывок во многих сферах, есть огромная заслуга образования - массового образования советского типа.

            К статье:
            Поэтому вывод останется прежним – хороший учебник всегда хорошо (особенно если учитывали мнение учителей), но он не спасёт школу, если в ней будут работать посредственные учителя

            Хочется добавить к этому свои впечатления: по советскому учебнику можно было самостоятельно осваивать ту или иную тему, всё было изложено простым и понятным языком, в чем современные учебники, на мой взгляд, проигрывают вчистую - сухой академический и крайне сложный пониманию язык, крайне непросто с помощью такого материала самостоятельно освоить новую тему.
        2. 0
          17 июня 2025 11:23
          Цитата: Boris55
          Всеми. И это доказано нашими делами:
          1-й спутник.
          1-й человек в космосе.
          1-й мирный атомный реактор.
          1-й атомный ледокол "Ленин".
          и т.д..

          Угу... лучшее в мире советское образование дало людей, заряжавших воду перед телевизором и неспособных просчитать обычную финансовую пирамиду.
      3. 0
        16 июня 2025 02:20
        Цитата: ЙЕХУ
        Простите, а кем признано?

        Советским Союзом и всем миром, как вершиной развития государственного, научного, социального и прочего строя в мировом масштабе. Все остальные Ваши умозаключения - словесный понос во имя очернения советского образования и строя в целом и оправдания нынешней идиотизации по примеру США.
        Заметьте, в Китае, Японии, Южной Корее, Великобритании, Германии не снесли качественное образование и не построили франкенштейна по Болонской системе, конвейер клинических идиотов-потребителей. А в России расстарались, потому что был прямой заказ из Госдепа.
        Первое лицо по телеку что-то там вякнуло на тему образования, потому что был запрос от населения и нужно было как-то заткнуть ему рты (как всегда), все, к этому причастные поржали и продолжили делать своё чёрное дело. Так и живём.

        Я горжусь своим советским средним и высшим образованием, а Вас мне искренне жаль.
        1. +4
          16 июня 2025 05:19
          Простите, но очерняете советское образование как раз вы. Читая ваш комментарий,можно сделать вывод, что оно порождало каких то религиозных фанатиков святого и неприкасаемого СССР. Заметьте, про нынешнее образование я вообще не упоминал. Прекратите уже видеть в любом, имеющем отличное от вас мнение человека, врага. Поверьте, вы не вершина эволюции. И с вашим мнением можно не соглашаться. Ко мне это, безусловно, тоже относится.А эмоции ничего не доказывают.
        2. 0
          17 июня 2025 11:26
          Цитата: AlexSam
          Советским Союзом и всем миром, как вершиной развития государственного, научного, социального и прочего строя в мировом масштабе.

          Проблема в том, что именно эти люди с лучшим в мире образованием и разрушили СССР. Ибо других людей в Союзе не было.
          И да, Кашпировскому с Чумаком и прочим экстрасенсам верили тоже эти люди. И несли деньги Мавроди тоже они. smile
    4. -5
      15 июня 2025 07:30
      Цитата: ROSS 42
      В СССР была признанно лучшая система образования

      В "лучшем в мире образовании" учебник истории переписывали регулярно:
      Троцкий -организатор Революции - написали учебники
      Троцкий- фашист - переписали
      Сталин - Вождь - переписали
      Сталин - нехороший- переписали
      Малая Земля - главное событие войны переписали.
      А потом пришел МСГ и опять переписали...
      А в промежутках переписывали по мелким вопросам - китайцы братья вовек, неее, китайцы гады вовек, ФРГ плохая- ФРГ ничего, можно газ гнать....

      И да, образование дипломы которого не признавали нигде в мире - как минимум не является лучшим в мире. Оно лучшее только для конкретной страны в конкретное время и для тех стран -где со специалистами глобальные проблемы
      1. +4
        15 июня 2025 07:37
        Цитата: свой1970
        В "лучшем в мире образовании" учебник истории переписывали регулярно
        Речь идёт не о конкретных фактах, а о мето́де получения образования. Школьник в советской средней школе мог получить знания, равные знаниям, полученным в самых дорогих колледжах на Западе (разумеется, при условии, что школьник слушает учителя, а не спит на уроках и не прогуливает их).

        Историю переписывают не только в нашей стране, да и речь не о ней. Я говорю о точных дисциплинах, в которых два, умноженное на два, всегда дает неизменный результат, а не вызывают, как в истории, дискуссии...
        1. -8
          15 июня 2025 07:40
          Цитата: Luminman
          Речь идёт не о конкретных фактах, а о мето́де образования.

          И? Если методы хороши - отчего бегунки инженеры не работали по специальности, а врачи работали только там где врачей не было?
          Но при этом врачи из Испании работали в США, а американцы в Европе - имея как и наши эмигранты - языковый барьер?
          1. +5
            15 июня 2025 07:43
            Цитата: свой1970
            И? Если методы хороши - отчего бегунки инженеры не работали по специальности
            Инженеры бегали не потому что у них хреновое образование (были и такие), а потому что у них были смешные зарплаты, не соответствующие уровню их образованию...
            1. -7
              15 июня 2025 07:48
              Цитата: Luminman
              Цитата: свой1970
              И? Если методы хороши - отчего бегунки инженеры не работали по специальности
              Инженеры бегали не потому что у них хреновое образование (были и такие), а потому что у них были смешные зарплаты, не соответствующие уровню их образованию...

              Вопрос не в зп или идейным причинам эмиграции конкретного инженера - вопрос к требованиям к образованию в конкретной стране эмиграции. Нигде в мире наши дипломы не котировались.Было бы оно реально лучшим - все инженеры/ врачи расхватывались бы на этапе пересечения границы.
              А если оно не соответствует стандартам конкретной страны - считать его лучшим не корректно.
              1. +6
                15 июня 2025 07:56
                Цитата: свой1970
                Нигде в мире наши дипломы не котировались
                Не котировались только потому, что не было межправительственных соглашений о равенстве дипломов. Совершенно точно вам скажу, что выпускника нашей Бауманки, Физтеха или мехмата МГУ любая фирма на Западе оторвет в руками...

                В Америке есть Массачусетский технологический институт, готовивший высококлассных инженеров и есть какой-нибудь университет штата Айова, где выпускаемые им инженеры котируются так себе, ничуть не лучше выпускника нашего Мухоcpанского политеха. Точно так же и у нас...
                1. +1
                  15 июня 2025 21:17
                  Цитата: Luminman
                  Совершенно точно вам скажу, что выпускника нашей Бауманки, Физтеха или мехмата МГУ любая фирма на Западе оторвет в руками...

                  Разговор шел о советских эмигрантах и советском образовании.
      2. +3
        15 июня 2025 09:17
        И да, образование дипломы которого не признавали нигде в мире - как минимум не является лучшим в мире.
        Чисто политическое решение, чтобы нагадить хоть в чём-то. Как и в ГА по нормам шума и топливной эффективности. Помните, на чём гробанулись ляхи под Смоленском в 2001? На Ту-154М. То есть он удовлетворял по всем нормам.
      3. +6
        15 июня 2025 11:55
        Цитата: свой1970
        учебник истории переписывали регулярно:

        Всё это новейшая история (самая сложная для изложения/изучения, ибо всё время вмешивается политика/власть), но во всём другом был относительно стабильный порядок и результат не заставил себя ждать.
        Цитата: свой1970
        образование дипломы которого не признавали нигде в мире - как минимум не является лучшим в мире

        Весьма неоднозначное заявление. Какого рожна тогда те же США в постперестроечное время приняли сотню тысяч советских ученых, в основном технического профиля - физиков/инженеров, если всё так нерадужно было в советском образовании? А то, что не признавали, так там чистая политика. Как может признать капиталист соцалистический диплом? Это значит нужно будет признать, что социализм, как минимум, не хуже капитализма, раз готовит таких же специалистов...
        1. 0
          15 июня 2025 21:20
          Цитата: Doccor18
          Какого рожна тогда те же США в постперестроечное время приняли сотню тысяч советских ученых, в основном технического профиля - физиков/инженеров, если всё так нерадужно было в советском образовании?

          Халявные посудомойки, официанты, водители. В лучшем случае - лаборанты.
          Принимали оттого что побежали люди в США заметно более образованные - чем мексиканцы или негры.
          Цитата: Doccor18
          Это значит нужно будет признать, что социализм, как минимум, не хуже капитализма, раз готовит таких же специалистов...
          на момент массового бегства инженеров и ученых в США - в 1990е - СССР и социализма уже не было.
          И да, среднего капиталиста интересовало то что он местных должен платить в три раза больше чем какому то эмигранту из какого то бывшего СССР- "деньги превыше всего"(с)
    5. -7
      15 июня 2025 08:04
      Суть Русской цивилизации есть большевизм.

      Цитата: ROSS 42
      В СССР была признанно лучшая система образования.

      В СССР была цель построения рая для всех. Капиталистам не нужен рай для всех, им нужен рай для себя, а для этого нужно устроить ад для всех остальных т.к. богатство видно только на фоне нищеты.

      Путину потребовался не один год, что бы добиться выпуска единого учебника истории. Надеюсь с остальными учебниками дело пойдёт веселее.

      Разные учебники формируют разное мировоззрение, что вписывается в программу Запада по разделению России. Как пример - Украина. На западе биндеровцы рассказывали свою правду, на востоке солдаты РККА - свою. В результате - война, война одной правды против другой...

      ps
      Образование народу даётся по мере необходимости решения задач, поставленных властью.
      1. +7
        15 июня 2025 09:10
        Путину потребовался не один год, что бы добиться выпуска единого учебника истории. Надеюсь с остальными учебниками дело пойдёт веселее.


        Что вы думаете о "внесённых" Карыровым правок в этот учебник?
      2. +1
        16 июня 2025 18:29
        Борис, есть заповедь библейская.. причем номер один! - Не создай себе Кумира.. Вы б задумались над этим, что ли? У Вас везде- только великий ВВП, а остальные враги.. это ненормально, в конце концов..
    6. -2
      15 июня 2025 08:04
      Лицо российского школьного образования говорит само за себя.
    7. +3
      15 июня 2025 09:09
      В СССР была признанно лучшая система образования.


      Да спорно она была не плохая как и во многих странах со своими плюсами и минусами.

      Казалось бы, добавь новшеств, наглядных пособий и прибавь физической подготовки с трудовым обучением,


      Да все это есть, есть другая проблема по всему миру, дети меньше хотят учиться, я это видел в Росиий, тоже самое есть в Европе и США, уровень прогресса и жизни такой, что даже с минимальным доходом можно получать удовлетворение от жизни, интернет и современное развитие ИТ в целом обеспечит непрерывный поток дофрмина о котором раньше можно было только мечтать. Еда доступна, техника, автомобили тоже, вот и получается что сильно снизился уровень мотивации во всем мире.
    8. +2
      15 июня 2025 22:37
      Судя по тому, что мы имеем сейчас с образованием, можно предположить, что доля правды в вашем предположении имеется. Судя по тому потку ГОСов, ФГОСов, в результате чего преподавателям приходится переписывать кучу объемных бумаг, убивая на это время, то... И есть подозрение, что создатели стандартоа 3-го поаоления не очень отчетливо сами предсавляют себе, как реализтвывать компетентнтстный подход.
    9. 0
      19 июня 2025 14:12
      В СССР была признанно лучшая система образования.

      Сколько не касался этого вопроса так и не нашел - признана кем? Были какие-то сравнения или рейтинги в то время?
  2. +7
    15 июня 2025 06:15
    В России, как известно, граждане разбираются в двух дисциплинах – в образовании и медицине

    Граждане страдают больше всего от этих двух дисциплин.
    И чтобы выжить - им приходится в них разбираться.
    1. +5
      15 июня 2025 06:48
      Цитата: tsvetahaki
      Граждане страдают больше всего от этих двух дисциплин.
      И чтобы выжить - им приходится в них разбираться.

      Поставил Вам "+", ибо очень меткое замечание).
      Но, в плане медицины уже начинают граждане перебарщивать, сплошь и рядом пытаясь "учить" врачей как их надо лечить. А если с их мнением не согласны, то как то не стремятся следовать "законом рынка" и искать себе более подходящего их "хотелкам" специалиста, а моментально "строчат" жалобы во все возможные инстанции request
      1. +4
        15 июня 2025 12:27
        Цитата: Адрей
        а моментально "строчат" жалобы во все возможные инстанции

        Ну это не надолго. Времена доступного доктора уходят безвозвратно. Уже совсем скоро врач станет тем самым редким атрибутом роскошной жизни не для всех. А остальные будут пользоваться услугами бабок-повитух да потомственных лекарей-провидцев, вот пусть на них и строчат жалобы:)
    2. +1
      15 июня 2025 07:36
      Цитата: tsvetahaki
      В России, как известно, граждане разбираются в двух дисциплинах – в образовании и медицине

      Граждане страдают больше всего от этих двух дисциплин.
      И чтобы выжить - им приходится в них разбираться.

      А также в вирусологии, истории, военном деле, авиации, атоме и так далее - без какого либо образования
      1. +5
        15 июня 2025 12:29
        Цитата: свой1970
        А также в вирусологии, истории, военном деле, авиации, атоме и так далее - без какого либо образования

        А зачем образование, ведь есть же интернет wassat fellow laughing
  3. +2
    15 июня 2025 07:29
    ...хороший учебник всегда хорошо (особенно если учитывали мнение учителей), но он не спасёт школу, если в ней будут работать посредственные учителя.

    Это главное и важное замечание.

    Интересно, а мнения учителей будут учитываться при разработке единой учебной литературы для всех предметов.

    Случайно встретил информацию на сайте муниципальной службы администрации г. Ульяновск о вакансиях в Управлении образованием.
    "- заместитель начальник отдела общего образования и инновационной деятельности (от 41968 руб. до 54272 руб.)
    - консультант сектора контроля качества учебно-воспитательного процесса (от 33630 руб. до 44355 руб.)
    - консультант отдела муниципальных закупок (от 33630 руб. до 44355 руб.)
    - главный специалист отдела планирования и анализа (до 34462 руб.)"
    https://ulyanovsk-r73.gosweb.gosuslugi.ru/glavnoe/vakansii/

    Взглянул на список вакансий, подумалось: если заполнятся вакансии, эти чиновники будут требовать справки и отчеты от учителей и директоров школ для своих отчётов, аналитических справок, информационных материалов для передачи их в вышестоящие инстанции, чтобы отчитаться о выполненной работе.
    А нет чиновников - не нужно заполнять отчёты.
    1. +4
      15 июня 2025 08:01
      Цитата: АА17
      А нет чиновников - не нужно заполнять отчёты.

      В армии нет госслужащих - одни военные. Влияет ли это на количество отчетов?

      Цитата: АА17
      Взглянул на список вакансий, подумалось: если заполнятся вакансии

      Не заполняться скорее всего. И работают люди за себя и "того парня"

      А вообще 01.07 сокращение госслужих на 10 % - уже давно раздали уведомления
      1. +1
        15 июня 2025 22:41
        Хочется верить, что с сокращением чиновников хоть немного сократтся количество требуемых отчетов.
        1. +2
          16 июня 2025 07:15
          Цитата: Вик_Вик
          Хочется верить, что с сокращением чиновников хоть немного сократтся количество требуемых отчетов.

          Попадалось как то давно на исторических форумах статья об отчётах
          В 1944 отчетность в РККА была на уровне от батальона выше в 1.3, от дивизии почти в 2 раза выше чем в Вермахте.
          Это при том что например по автотранспорту автозоопарк Вермахта насчитывал около 40 разных фирм производителей - каждая со своими запчастями.......
        2. 0
          17 июня 2025 11:32
          Цитата: Вик_Вик
          Хочется верить, что с сокращением чиновников хоть немного сократтся количество требуемых отчетов.

          Скорее увеличится. И взвоют все: одни из-за того, что им нужно будет эти отчёты составлять. А другие - из-за того, что им нужно буде эти отчёты собирать и обрабатывать. И всё это - в срок.
          ЕМНИП, у Паркинсона было описание британской больницы, в которой у медсестёр не было времени на уход за больными, потому что на каждое действие нужно было заполнить десяток бумаг.
  4. -1
    15 июня 2025 08:45
    Простой вопрос, а сколько человек оставившие свой комментарий имеют прямое отношение к гколе? Не как родитель или дедушка ученика, а именно работающий в сфере образования?
  5. +1
    15 июня 2025 09:09
    . Из последнего – решили ограничить объём домашнего задания. Министр Кравцов заявляет:

    Эту проблему на местах уже «решили». За весь первый класс ребенка ни одной домашней работы в тетрадях нет. Банально домашнее задание дописывается в «классной»! feel
  6. BAI
    0
    15 июня 2025 09:23
    1.
    В России, как известно, граждане разбираются в двух дисциплинах – в образовании и медицине.

    В России все разбираются в 3-х вещах: как воспитывать детей, как управлять государством и как играть в футбол.
    2
    Кравцов не упомянул по какой-то причине Российскую академию образования, которая именно для этих целей и организована.

    Потому что власти наконец осознали, что академия образования является гнездом либералов, которые могут научить только русофобии и предательству России
    1. -1
      15 июня 2025 22:43
      Согласен с вами. И еще добавлю, что она вредна для образования.
    2. -1
      16 июня 2025 20:05
      Потому что власти наконец осознали, что академия образования является гнездом либералов, которые могут научить только русофобии и предательству России
      если вы думаете, что в РАН, особенно на руководящих должностях, сидят истинные патриоты России, ты вы не правы. Те же яйца
  7. 0
    15 июня 2025 09:34
    КВАрцов не в состоянии сделать что-то годное и он даже не заинтересован. Он не смог отчитаться за триллион полученный по федеральной программе соврав о тысячах где-то построенных школах и детсадах, хотя минрос ни к одной школе по положению и постановлению 1293-р не имеет. Этот ставленник дибилизатлра фурсенко отрабатывает на всю катушку цифрофашистское лобби. Все учебники печатали все кому не лень и с ошибками и даже с повесткой. Теперь оставили коротенький список, но ошибки в учебниках так и остались, разработкой которых занимается исключительно само издательство, а не как раньше целые НИИ.
    1. -1
      16 июня 2025 14:37
      Так его, кажется, Путин поставил. Теперь стоит подумать зачем ему это было надо.
      1. +1
        18 июня 2025 01:29
        Когда кажется, крестятся.

        https://ria.ru/20240511/kravtsov-1945275735.html

        Его предложил главный цифродел мастер всея руси.
  8. 0
    15 июня 2025 10:13
    главный критерий единого школьного учебника должен быть единый учебник по истории Российского Государства и по русскому языку и литературе . История государства и государственный язык - это один из основных столпов на чём держатся государство . Школьник придя домой после уроков не найдёт в интернете доказательств против того чего его учили на уроке геометрии , против того,что треугольник , дескать , есть круг. А вот против того чего его учили в школе на уроке истории , что Россия , дескать , уже много веков как " поработила " и "оккупировала " Чечню и Татарстан да Башкирию и Бурятию и была оккупировавшая ещё и Украину да Белоруссию и Прибалтику с Таджикистанами и другими там Молдовами - таких "исторических " материалов русских же историков с академическими званиями в интернете полным полно . Т,е . в школе учебник по истории и преподавание истории должны быть таковыми и на таком высочайшем уровне , что школьник почитав интернете искажённую историю России это чтиво принял бы как лженауку . А кто будет преподавать даже правдивую историю России в школах , если учителя по истории недавние выпускники пед. институтов где обучению истории России их готовили сороские профессора , ну те же самые , лженаукой которых до сих пор завален интернет . Кстати , лжеисторию , сегодня ,пихают в уши и глаза не только историки. Недавно вернулся из ежегодного отдыха в прекраснейшем Кисловодске . Ездили на экскурсию в Чечню . Так в комплексе "Мемориала памяти и славы" в Назрани наш гид , русский по национальности , так и заливал , что в 1943 году чеченцев и ингушей депортировали просто так , ну из за мести и злости коммунистов что чеченцы с ингушами жили хорошо ,не назвав истиной причины депортации по службу ингушей и чеченцев Гитлеру во время ВОВ. А про Дудаева гид сообщил , что несколько банд уголовников воспользовались доверчивостью Дудаева ивсё это перешло в примитивный бандитизм на несколько лет в Чечне и Дагестане , а не в международный организованный терроризм против России . Такую вот лжеисторию "преподают "нам до сих пор из всех "рупоров". Кстати , интересно, а лет эдак через десять-пятнадцать , послевоенные города Донбасса будут тоже все блестеть в мраморе , в граните , стекле и в небоскрёбах , как блестит в них сегодня послевоенный Грозный ...
    И главное , про единый учебник государственного языка России . Как известно , первое было слово ... Вот при СССР в Прибалтике и на Украине преподавание единым государственным русским языком было не на первом а на втором , мягко говоря , месте . Для прибалтов и для украинцев там в школах соотношение преподавания литературы и грамматики ихними языками по отношению к преподаванию русской литературы и грамматики было 5:1 ! А остальные предметы преподавались исключительно на ихних языках ! А должно быть наоборот ! Национальные языки в школах и на тв. должны иметь только этнографический- фольклорный статус .Не более ! Если , конечно , не хотим развала России по национальных " хуторам " , " саклям " , "хатам " , "кишлакам" да "аулам " как произошло с СССР в 1991 году . Как только тогда по вине русских коммунистов в Москве произошло предательство , так тут же прибалты и другие там украинцы мигом вспомнили , что всё преподавание у них в школах , слава богу , велось не на государственном языке Советского Союза - не на русском языке. А какое может быть единое государство , если даже в школах ,в субъектах государства, преподают не на государственном едином языке .
    1. +2
      15 июня 2025 10:35
      Для прибалтов и для украинцев там в школах соотношение преподавания литературы и грамматики ихними языками

      А вы прибалт или украинец?
    2. -4
      15 июня 2025 11:53
      Никогда враги СССР ,захватившие республики СССР ,не напишут честные учебники истории нашей страны и народа ,потому что у них в менталитете ненависть к многовековой истории нашей страны ,ко всем великим людям в истории нашей страны ,и оправдание ими своих преступлений и преступлений тех ,кто им выгоден .
      И точно так же от них бесполезно ждать ,что они напишут честную историю своего антисоветского периода ,начиная с их Перестройки .
  9. -1
    15 июня 2025 10:17
    Враги СССР старшего поколения ,захватившие СССР ,на своём примере доказали ,что есть люди ,которым даже самое лучшее образование не впрок . Их учили по тем же учебникам ,что и будущих коммунистов и их сторонников, но если результат работы коммунистов и их сторонников масштабное развитие всех отраслей , и по сравнению с Российской Империей ,и по сравнению с процентами 80 капстран мира ,то результат высокооплачиваемой работы врагов СССР ,захвативших СССР-это тотальная деградация всех отраслей .
  10. +3
    15 июня 2025 11:00
    Поэтому вывод останется прежним – хороший учебник всегда хорошо (особенно если учитывали мнение учителей), но он не спасёт школу, если в ней будут) работать посредственные учителя. А вот над этой проблемой стоит подумать очень крепко.

    Для меня тема знакомая, даже близкая, т.к. дочь учитель с 30-летним стажем. Что бы сказала она:
    - наша школа - это начальная школа (1-4 кл), неполная средняя (5-9), средняя 10-11. Для этих этапов обучения нужны разные подходы к пользованию учебниками. В частности для начальной школы уже давно мог быть единый учебник, который не менялся бы несколько лет и не требовал бы никакого интернета. Для написания учебников не нужно допускать кандидатов и докторов, не имеющих практического стажа работы в школе, хотя бы лет 5. Учебники должны быть одобрены независимыми школьными педагогами.
  11. +1
    15 июня 2025 11:06
    Любопытно, как единый учебник пробьётся через то, что называют словами: кластер, локальный, частная собственность, коммерческая тайна, тендер. А как бизнес смотрит на единый учебник, у него же больший финансовый, да и политический вес, чем у учительства?
    1. +3
      15 июня 2025 12:37
      Цитата: Александр Ра
      бизнес смотрит на единый учебник, у него же больший финансовый, да и политический вес, чем у учительства?

      У учительства есть хоть какой-то вес?
  12. -1
    15 июня 2025 15:49
    учебники будут готовить при участии преподавателей Московского физико-технического института (МФТИ). Это замечательно, но где мнение учителей?

    Мнение учителей можно узнать в самом МИФИ.

    Заочная школа при Национальном исследовательском ядерном университете «МИФИ» существует более 40 лет. Учредителем Заочной школы является Национальный исследовательский ядерный университет "МИФИ". Заочная школа МИФИ предоставляет школьникам 6 - 11 классов дистанционные услуги по изучению математики, физики, русского языка, химии. Вы сможете не только подготовиться к сдаче ОГЭ (ГИА) и ЕГЭ, но и в дальнейшем успешно обучаться в университете. Услуги Заочной школы будут полезны тем, кто стремится овладеть дополнительными знаниями самостоятельно с нашей помощью.

    https://ros-obrazovanie.ru/uz/253/

    МГУ Университетская гимназия (школа-интернат)
    https://msu.ru/divisions/faculteti/school/

    Как пример хорошо написанных научно-популярных книг для самой широкой аудитории приведу пример
    серии «Научно-популярная библиотека солдата и матроса» издававшейся 1947-1972 гг (название серии дважды менялось). С удовольствием некоторые книги прочитал
    https://publ.lib.ru/ARCHIVES/N/%27%27Nauchno-populyarnaya_biblioteka_soldata_i_matrosa%27%27_(seriya)/_NPBSM.html
  13. +1
    15 июня 2025 19:02
    Официально не рекомендуют заниматься самолечением, а на всех TV рекламируют различные медпрепараты, тут хочеш не хочешь а понемногу начнёшь разбираться и заниматься самолечением.
    Все дети ходят в школу и родители волей неволей во второй раз проходят школьную программу и в курсе школьных проблем.
    Переписывание учебников связано с двумя факторами:
    1.Смена политики гособразования.
    2.Гонорары авторов, доходы издательств, бумпрома, контор по переподготовке и т.п.
  14. 0
    15 июня 2025 19:13
    В России, как известно, граждане разбираются в двух дисциплинах – в образовании и медицине. Последние три года ещё все вокруг стали экспертами в военном деле.
    Приходится, из-за некомпетентности спецов по этим направлениям и влиянию этих направлений на себя и близких. Так что не надо сарказма. Если вы не знаете хорошего врача, то собрать самому информацию по побочкам и совместимости выписанных лекарств - святое дело (если человек вам дорог). С учебой - тоже самое, проверяйте тетради детей, интересуйтесь их делами. Если они вам дороги, конечно.
  15. +2
    15 июня 2025 20:14
    Не понимаю зачем изобретать велосипед! В России уже есть отличные учебники: Устав внутренней службы, Дисциплинарный устав, Устав гарнизонной и караульной служб, и Строевой устав. Более единообразных и полезных учебников я в своей жизни не видел. Как говорится "Живи по Уставу, заслужишь честь и славу!"
  16. +2
    15 июня 2025 22:27
    Всегда вызывало много вопросов у меня образование, особенно историческое , всегда вижу линию: вот тут мы побольше расскажем, тут мы правы, а вот тут мы вообще тему не раскроем (где не правы или проиграли) и получается что история преподносит юному дарованию картинку что мы то святые, а все вокруг не правы.
    Сознательно вычёркивать неудобное и оставлять удобное, получается не история а пропаганда
  17. 0
    19 июня 2025 19:05
    Я считаю, что если Российская академия наук будет активнее участвовать в проверке школьных учебников, это поможет сделать учебники лучше и надёжнее. РАН — это серьёзные учёные, которые хорошо разбираются в науке, поэтому их мнение поможет избежать ошибок и сделать материал более понятным и современным. Такой подход — это не лишняя бюрократия, а забота о качестве образования hi