Униформа континентальной армии России в эпоху Великой Кавказской войны

Гренадер российской императорской армии периода Крымской войны 1853-1856 гг. Производитель: «Silver Dream Studio»
Книга Премудрости Иисуса, Сына Сирахова, 10:11
Униформа армии Отечества. Поход «Великой Армии» Наполеона в Россию закончился её разгромом, после которого уже в марте 1814 года русские войска во главе с императором Александром I вошли в Париж. Знаменитые «Сто дней» Наполеону также не удались, и пришлось ему закончить свою жизнь на острове Святой Елены у берегов знойной Африки. Но долгого мира России это не принесло, хотя новые войны, в которых она теперь участвовала, по своим масштабам не шли ни в какое сравнение с «грозой двенадцатого года». Причем именно в царствование Александра I России пришлось принять участие в самой продолжительной войне за всю свою историю, а именно – войне на Кавказе, начавшуюся в 1817 году, а закончившуюся лишь в 1864-ом. То есть вести ее кроме него самого довелось еще двум российским императорам: Николаю I и Александру II.
Что касается ее непосредственной причины, то она была очень проста. В начале XIX века в состав Российской империи вошли грузинские Картли-Кахетинское и Имеретинское царства (1801-1811), а также ряд территорий северного Ирана — так называемые Закавказские ханства (1804-1813). Вновь приобретенные земли требовалось защищать от посягательств. Поэтому в 1816 году на Кавказе был создан Отдельный Грузинский корпус из 15 пехотных полков. В 1820 году он стал называться Отдельным Кавказским корпусом, а главной его задачей стала охрана Грузии от набегов и защита движения по Военно-Грузинской дороге. Но так как между Российской империей и Грузией де-факто лежали земли независимых северокавказских народов с характерной набеговой системой экономики, исповедовавших ислам и не желавших пропускать по ней неверных, это привело к тому, что без применения военной силы решить ее оказалось невозможно. Вот так Россия и втянулась в долгую, кровопролитную и истребительную войну, вылившуюся в настоящее покорение Кавказа.
Со своей стороны многие горские народы, жившие на северных отрогах Главного Кавказского хребта, начали самым ожесточенным образом оказывать сопротивление усилению влияния России. Наиболее активные боевые действия в период 1817-1864 гг. происходили в Черкесии, Дагестане и Чечне, а также периодически в Закавказье и районах Кабарды. В 1825 году Большая Кабарда была приведена к покорности, и главными противниками российских войск в районе Черноморского побережья Кавказа и Прикубанья теперь уже стали адыги, а на востоке — Северо-Кавказский имамат — военно-теократическое исламское государство, во главе с имамом Шамилем. В это же время Кавказская война проходила одновременно с Русско-персидской (1826-1828) и Русско-турецкой (1828-1829) войнами, закончившимися победой России.
С середины 1830-х годов конфликт еще больше обострился из-за распространения в Дагестане (а в 1840 году и в Чечне) религиозно-политического движения под лозунгом газавата*. Причем противников России активно поддерживала Османская империя, в том числе и в ходе Крымской войны 1853-1856 гг. Несмотря на это, сопротивление горцев Чечни и Дагестана было сломлено уже в 1859 году, когда русским войскам удалось пленить имама Шамиля. Но с адыгскими племенами Западного Кавказа пришлось сражаться вплоть до 1864 года. Война прекратилась лишь после их массового исхода в Османскую империю, после которого незначительное количество оставшихся адыгов расселили на равнинных землях Прикубанья.
Кавказская война считается самой длинной войной в истории России, ведь шла она целых 47 лет, почти полвека! И неудивительно, что некоторые историки называют ее Великой Кавказской войной, и ведь по сути это так и есть. А еще она известна тем, что в ней участвовали многие классики отечественной литературы, посвятившие ей свои произведения**: поэт М. Ю. Лермонтов (там же на дуэли и погибший), Л. Н. Толстой в будущем автор романа «Война и мир», и ряд известных художников того времени. Использовался Кавказ и как место ссылки проштрафившихся солдат и офицеров, так и как место, где опробовались новые элементы военного костюма, а войска, в общем-то, в условиях довольно длительного мирного времени могли бы… «понюхать порох».
Специфика войны на Кавказе заключалась в том, что боевые действия происходили в горах и лесах. То есть в местах, для действий армии того времени совершенно непривычных. Да и противник у русских войск был совсем не таким, как в Европе – ловкий и отважный, прекрасно умеющий применяться к местности, предугадать встречу с которым чаще всего было невозможно. Именно поэтому все наступательные действия Отдельного Кавказского Корпуса были в основном двух видов: кратковременные набеги на аулы с целью наказать их жителей за нападения и уничтожить их запасы, и длительные «экспедиции» с целью покорения какого-нибудь горского района или устройства нового оборонительного укрепления. Самым удобным временем для таких экспедиций была, разумеется, зима, когда леса теряли свой лиственный покров. До 1845 года эта практика соблюдалась далеко не всегда, что приводило к излишним потерям от засад и других действий горцев партизанского характера.
Наиболее эффективной в этих условиях оказалась тактика генерала А. П. Ермолова, осуществлявшаяся через неуклонное продвижение войск во всех немирных районах с возведением на их территориях укрепленных линий и уничтожение всех враждебных аулов. В то же время мирным горцам предоставлялись различные льготы, и все это в совокупности дало свои положительные результаты.
И вот тут очень важно отметить, что развитие военной униформы армии «континентальной России» и ее частей на Кавказе происходило хотя и одновременно, но совершенно в разных направлениях. Все войны, которые в это время вела Россия, шли на окраинах империи и европейской части России практически не затрагивали. Поэтому для большей части армии были характерны сугубо мирные формы жизни: смотры, парады, учения. Соответственно все, что касалось изменений в ее обмундировании, должно было всему этому соответствовать, ну а уж о целевом предназначении армейской униформы в то время задумывались в последнюю очередь. Тем не менее форма продолжала изменяться в соответствии с изменениями мужской европейской моды, а ее вычурность мало-помалу уменьшалась.
Военный историк Штакельберг, характеризуя солдата николаевской эпохи, отозвался о нем так:
Причем помимо душевных, выделенных им качеств, давайте обратим внимание на то, что был «солдат украшен», то есть его униформа содержала множественные декоративные элементы, включая и награды за храбрость. И, да, действительно эпоха Наполеона и яркой опереточной униформы вроде бы и завершилась, но только завершилась она не вполне.
Впрочем, подобные взгляды на обмундирование и снаряжение солдата были типичными для того времени. И лишь уже после Крымской войны, в начале шестидесятых годов, под влиянием ее опыта и опытов французского военного министерства, в европейских армиях встал вопрос о соответствии переносимого солдатами груза его силам и о том, насколько гигиеничным и удобным в носке было его обмундирование.

Рядовой Гвардейского Экипажа, 1833-1837 гг. Производители: «Silver Dream Studio» и «Оловянный парад»
Важно отметить, что в обмундировании войск того времени совершенно игнорировалось главное предназначение военной одежды: дать солдату защиту от непогоды, по возможности сберечь его здоровье и силы и дать возможность с удобством передвигаться и действовать своим оружием. Но ни единому из всех этих требований обмундирование войск российской императорской армии в то время не удовлетворяло. Впрочем, не удовлетворяло оно этим требованиям в то время практически везде. Ну а в обмундировании армии николаевского времени преследовалась одна цель — придать грозный вид строю солдат и сделать воинственным и красивым каждого воина в отдельности. Понятно, что, исходя из этих требований, солдат наряжали в крайне неудобные мундиры, внешне, и уж тем более издалека, придававшие им щеголеватый внешний вид. Вот только про удобство ношения этой униформы никто их не спрашивал.

Песенники лейб-гвардии Семёновского полка. Художник Гебенс А. И. 1848 г. Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи, Санкт-Петербург
Что же касается нашей армии перед Крымской войной, то пехота была одета в темно-зеленые однобортные мундиры, введенные в 1826 году. Мундиры были узкими, с перехватом в талии, для гвардии и улан двубортные, с лацканами, они были длиной лишь до талии, и с фалдами сзади. Рукава тоже были узкие, с перехватом у кисти; воротник на мундире стоячий, высокий, без выреза спереди. Он застегивался доверху на крючки и так плотно охватывал шею, что солдату поневоле приходилось держать голову неподвижно. Солдатские шаровары для ношения зимой шились из темно-зеленого сукна, летом носили белые, из неотбеленного полотна. В кавалерии по традиции были в ходу рейтузы в обтяжку. Причем брюки, кроме походов (тогда их разрешалось заправлять в сапоги!), требовалось носить навыпуск. Шинели были длинные, однобортные и тоже с высоким стоячим воротником.

«Великий князь Николай Николаевич Старший осматривает работы гвардейских саперов в устье Невы». Справа – начальник инженеров Гвардейских корпусов генерал-лейтенант П. А. Витовтов, слева – командир лейб-гвардии Саперной бригады генерал-майор Н. Ф. Хомутов 2-й. Командир роты рапортует о ходе выполнения поставленной задачи. Время создания картины: 1856 г. Художник Гебенс А. И. (1819–1888). Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи, Санкт-Петербург
В 1844 году был сделан еще один шаг на пути повышения воинственности внешнего вида российских солдат. Кивера им заменили на каски из лакированной кожи черного цвета, с двумя козырьками, медной подбородной чешуей, налобным накладным гербом и многочисленными медными побрякушками. С парадной формой каска еще и украшалась султаном из конского волоса (черным в пехоте и в армейской кавалерии, белым — в гвардейской кавалерии, и у всех музыкантов красным). У генералов султан был из белого или черного (по роду войск) конского волоса. Сам император приложил руку к ее созданию, ориентируясь на шлемы древних русских воинов, но… только оказалась она не очень удачной. Весила более двух фунтов и была легче прежнего кивера, но на солнце сильно нагревалась, сморщивалась, давила на голову и вызывала головную боль, а от холода кожа растрескивалась. Медные украшения своим блеском демаскировали войска. И был этот головной убор настолько стеснителен, что уже в начале Крымской войны было дано разрешение в походе оставить их на складах и носить только фуражки, которые до того в обыкновенное время полагались солдату в качестве головного убора для разных «домашних дел».

Гренадер российской императорской армии в фуражке, 1853-1856 гг. Производитель: «Silver Dream Studio»

«Группа военных чинов 3-й батарейной батареи Л.-гв. 2-й Артиллерийской бригады за чаепитием». Художник Гебенс А. И. 1859 г. Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи, Санкт-Петербург
Кирасиры, по-прежнему существовавшие в николаевский армии, носили однобортные мундиры белого цвета, конные егеря и драгуны были одеты в темно-зеленые мундиры пехотного образца, а уланы – в темно-синие куртки и шапки-уланки с квадратным верхом, которые теперь обтягивались цветным сукном. Красивые цветные лацканы на мундирах улан теперь с 1 октября по 1 апреля отстегивали, а их конфедератки закрывали в носке чехлами из клеенки черного цвета.

Рядовой 23-го Украинского егерского полка, 1854 г. Производитель: «Silver Dream Studio» и компания «Ратник»
В гусарских полках по традиции носили доломаны и ментики, со шнурами на груди. Кивер у гусар стал еще выше (более 20 см), но теперь его также стали обтягивать разноцветным сукном под цвет ментика, доломана или даже ташки. Сами ментики теперь носили не на левом плече, а за спиной. Впрочем, все это красивое обмундирование являлось принадлежностью парадного строя, а в повседневной службе гусары тоже носили фуражки и куда более простые куртки-лейбики, сходные покроем с доломаном, но без богатой расшивки шнурами.

Французский зуав под Севастополем. Музей Армии, Париж. Фотография автора
Как результат, вся николаевская униформа больше годилось для парадов, чем для реальной войны, что и доказала Крымская война 1853-1856 гг. Поэтому неудивительно, что занявший место своего батюшки император Александр II тут же занялся любимым делом всех российских государей – наряду с реформой крепостного права начал реформу армейского обмундирования.
Так, уже в марте 1855 года армия получила новые мундиры: не узкую куртку с фалдами, а двубортный и длиннополый кафтан с двумя рядами пуговиц, причем в гвардии их почему-то было 16, а в армии – 12. Воротник-стойка, небольшой по высоте, шею больше не натирал. Рукава стали широкими, так же как и шаровары, заменившие прежние узкие и тесные панталоны. Вместо касок в армию вновь пришли кивера, обтянутые черным сукном, но высотой всего лишь около 19 см. Гусары и уланы свои головные уборы сохранили, но дизайн их изменился, и они стали не такими громоздкими, как раньше.

Наиболее простой, но элегантной в годы Крымской войны была униформа морских офицеров. Адмирал Нахимов П. С. (1802–1855). Производитель: «Silver Dream Studio»
Прошло два года, и все нижние чины всех родов войск получили высокие сапоги из черной кожи и право заправлять в них шаровары не только в походе, как это было при Николае I, но и в повседневном быту и даже во внеслужебное время. Затем в 1858 году войска получили новую шинель с отложным воротником и прорезными карманами серого цвета. В таком виде лишь с небольшими изменениями она дожила до 1917 года и затем вплоть до нашего времени. Наконец, в 1862 году головным убором стало кепи из сукна с лакированным козырьком, заменившее все прочие кивера, каски, папахи и фуражки. Кепи в российской императорской армии имело верх из черного сукна и высоту от околыша спереди вверх около семи сантиметров, и околышем чуть больше трех сантиметров. Над козырьком у него помещался чеканный государственный герб из латуни и султан из черного конского волоса, который, однако, в походе требовалось снимать. Зимой на кепи надевался суконный башлык в форме остроконечного колпака, имевшего спереди два длинных конца.
В 1869 году у солдат Туркестанского корпуса впервые появились гимнастерки – «гимнастические рубашки» из белого фламского полотна. Предназначались они для ношения во время гимнастических занятий, но оказались поистине универсальной одеждой и распространились во всей армии. А в 1872 году двубортный мундир вновь стал однобортным с восемью пуговицами. На них, как оказалось, тоже можно было немало сэкономить! Сукно на мундирах, как и раньше, именовалось темно-зеленым, но, по сути, оно было черного цвета, а его зеленый оттенок можно было заметить лишь при ярком боковом освещении. Зимой с таким мундиром надевали темно-зеленые, то есть фактически черные шаровары с красными выпушками на боковых швах, а летом – белые, полотняные, без выпушки.
Впрочем, некоторые полки своей униформой среди прочих продолжали выделяться. Например, до 1855 года очень необычную форменную одежду, связанную с его пребыванием на Кавказском театре военных действий, имел Нижегородский драгунский полк: куртки, застегивавшиеся на крючки с газырями на груди, заправлявшиеся в широкие темно-зеленые шаровары с красными лампасами и меховые шапки с козырьками. Правда, при Александре II нижегородских драгун этой формы лишили, а надели на них обычные темно-зеленые двубортные мундиры на пуговицах и шаровары серо-синеватого цвета. Правда, папаху им все же оставили, однако в 1862 году вроде бы заменили на кепи и ее, хотя информация обо всех изменениях в головных уборах у этого полка имеет противоречивый характер. Кстати, за отличные действия на Кавказе нижние чины этого полка в 1864 году получили особые отличия – Георгиевские петлицы в виде нашивок из тесьмы на воротник и обшлага мундира. На пуговицах и нижегородских драгун помещалась цифра «16», обозначавшая номер этого полка, который ему был присвоен в 1860 году.
На кавказский манер были обмундированы в то время казаки Кубанского и Терского казачьих войск, носившие черкески из черного сукна газырями (напатронниками) на груди и бешметами под ними. При этом у кубанцев бешметы были красными, а у терских казаков – голубыми. Головным убором и тех и других была цилиндрическая меховая папаха с суконным верхом красного и голубого цветов.
Свободного покроя мундиры, широкие шаровары, заправленные в сапоги, — все это представляло собой типичные образцы тогдашней простонародной моды, разве что кепи были срисованы с иностранных образцов. Однако российское офицерство с этими инновациями смирилось, причем в первую очередь, видимо, потому, что в очень похожую униформу, разве что с красными штанами и белыми гетрами, в это же время переоделась и французская армия. Так что стесняться тут было вроде бы и нечего, раз уж подобные мундиры в 60-ые годы XIX века появились во Франции, а кепи получили не только французы, но и солдаты в армиях США и Великобритании. Причем там кепи образца 1869 года с небольшим султанчиком надели шотландские стрелки в темно-зеленых мундирах и клетчатых штанах!

Фигурка обер-офицера в белом колете с серебряным галуном Лейб-гвардии Кирасирского Его Величества полка (так называемые «Жёлтые» или Царскосельские кирасиры). Воротник и выпушка на клапанах карманов и обшлагах желтого приборного сукна. Перчатки с крагами надевали только при полной парадной и походной форме в строю. Кираса и каска золоченные, фигурка орла и Андреевская звезда на каске – серебряные. Попона желтого цвета с голубой каймой. Производитель: «ЭЙДЖЕС. Санкт-петербургская историческая коллекция»
Кого все эти новации практически совершенно не затронули, так это полки конной гвардии, которые, как и раньше, продолжали носить на парадах кирасы из полированного «желтого металла», и также каски, только уже без волосяного гребня, как раньше, а с распростершим свои крылья серебряным двуглавым орлом. Конечно, орел внутри был пустотелым, иначе такой шлем был бы просто невозможен в носке, но вот впечатление он производил очень сильное. Дополняли блестящий металл кирасы и каски красные супервесты с орденской звездой, белые колеты и лосины, а также высокие ботфорты с наколенниками, позволявшие скакать в тесной шеренге нога к ноге. В гвардии было четыре таких кирасирских полка, которые составляли Гвардейскую кирасирскую дивизию и сохранялись вплоть до 1917 года. Это были Кавалергардский, лейб-гвардии Конный, лейб-кирасирский Его Величества и лейб-кирасирский Ея Величества полки, которые в 1817-1864 гг. на Кавказ, разумеется, не посылали.
* Газават – предписанная Кораном «священная война», которую должны вести мусульмане против представителей других верований, препятствующих распространению ислама.
** М. Ю. Лермонтов: «Герой нашего времени», «Кавказец». Л. Н. Толстой: «Набег», «Рубка леса», «Казаки», «Хаджи-Мурат».
Продолжение следует...
Информация