Усталость металла: в районе Соледара разбился российский Су-25

81 861 60
Усталость металла: в районе Соледара разбился российский Су-25

Российский самолет Су-25 потерпел крушение в районе Соледара. Причиной падения стало, вероятно, разрушение крыла машины, вызванное усталостью металла, не выдержавшего перегрузок при выходе из маневра. Огневого воздействия противника не было.

К счастью, в экстремальной ситуации наш летчик сумел сконцентрироваться, катапультировался и выжил. Летчика с поломанной рукой под налетом FPV-дронов противника удалось эвакуировать нашим пехотинцам. В настоящее время летчик доставлен в госпиталь.



Удары планирующими авиабомбами остаются одним из ключевых инструментов огневого воздействия ВС РФ по объектам в ближнем тылу противника. В отличие от традиционных бомб, модификация с УМПК позволяет наносить удары с безопасного расстояния в 40–60, а то и 80 километров от линии фронта.

Дополнительную защиту российским Су-34 обеспечивают Су-35 с ракетами Р-37, а также тактическая авиация с противорадиолокационными ракетами, атакующими ПВО ВСУ. Это позволяет самолетам ВКС РФ работать ближе к передовой и наносить удары по тыловым объектам, включая Харьков, Сумы и Запорожье. УМПК беспрерывно модифицируется, модернизируются системы наведения, включая инерционные и оптические модули, что позволяет авиабомбам успешно обходить средства РЭБ противника.

Между тем, как сетует противник, дальность применения наших ФАБ с УМПК значительно возросла — теперь бомбы способны поражать цели на расстоянии до 95 километров.


60 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Главное, летчик жив! Спасибо пехоте, царице полей!
    1. +1
      14 июня 2025 16:08
      Спасибо советским авиоиженерам.
  2. +14
    13 июня 2025 20:19
    Вроде как самолет получил удар. На телефоне слишком мелко видно. Но тем не менее..
    Летчику выздоровления и отличной дальнейшей службы!
    1. Комментарий был удален.
    2. +3
      13 июня 2025 22:55
      Не, удара не было - от резкого рывка и тряпка рвется громко как выстрел.
    3. +10
      14 июня 2025 08:17
      Крайне не понятна эффективность Су-25 при стрельбе НУРС с кабрирования. В прицеле такого режима нет, угол наклона лазерного-дальномера целеуказателя не позволяет выполнить расчёты и навести марку на цель. НУРСы предназначены для стрельбы с пикирования, где стабилизация угла пикирования приводит к точному попаданию, а при стрельбе с кабрирования и ещё с возрастанием угла они летят чёрт знает куда !!! Зачем такая стрельба? Кроме деморализации необученного и не обстрелянного противника другой цели нет. Идиотизм.
      Второе, при ремонте самолёта производится дефектоскопия узлов крепления крыла и самого крыла. Су-25 давно выработал ресурс и летать на этих "гробах" могут только отчаянные парни. Зачем рисковать жизнью лётчиков для бездарного пуляния в небо ? У Су-25 с разумным продлением ресурс 25 лет и кто и как организует продление не понятно. Всех этих людей с одной стороны нужно благодарить, а с другой - посадить в тюрьму. И это результат тупого руководства.
      При стрельбе залпом из блоков неуправляемыми ракетами самолёт замирает и крыло испытывает бешенные нагрузки в узлах крепления самого крыла и подвесок на крыле. Ударные нагрузки на дряхлом самолёте и ЗАЧЕМ ? Для имитации и пропаганды бездарной тупости руководства !
      1. +3
        14 июня 2025 08:27
        Крайне не понятна эффективность Су-25 при стрельбе НУРС с кабрирования.

        Почему же, вполне понятна. Дорогостоящая ИБД.
      2. +1
        14 июня 2025 14:27
        По словам Наших с передовой: "Когда небо чёрное, не наше, удар С-5 летунами, даёт хотя бы 10-15 минут "тишины".
      3. 0
        14 июня 2025 16:35
        Написали приказ о продлении ресурса. Зачитали, ознакомили. Чего еще этой железяке надо?
      4. +1
        14 июня 2025 17:04
        Усталость металла проявляется в образовании микротрещин, возникновение их характеризуется возникновением акустических колебаний в металле -- акустической эмиссией. см.https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BA%D1%83%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%8D%D0%BC%D0%B8%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%8F
        Метод давно применяется для диагностики ответственных нагруженных конструкций, вроде бы применяется и в самолетостроении. Этим вопросом интересовался, но вплотную не занимался.
        Конечно сильную перегрузку этот метод не предскажет, вот когда есть большие нагружения, но ещё ничего не отвалилось, звоночек прозвенит.
      5. +1
        15 июня 2025 13:28
        Какое замирание самолета? Нурс это неуправляемая ракета, у нее как у снаряда нет отдачи
  3. +2
    13 июня 2025 20:20
    Не пойму, как первые два абзаца статьи связаны со следующими тремя.
    На первых двух новость следовало и закончить, летчик жив, и это главное, а про усталость... нельзя исключать и диверсии, следствие разберется.
    1. +6
      13 июня 2025 20:44
      Текст Вашей статьи слишком короткий и по мнению администрации сайта не несёт полезной информации. laughing
    2. +10
      13 июня 2025 21:42
      Ну, тут, как всегда. Не успел самолет упасть, а интернет-эксперты по мутным кадрам уже провели расследование и выдали причину - "на старье летаем, всё сгнило, всё пропало...."
  4. -4
    13 июня 2025 20:20
    Крыло устало, бомбы метать, ракеты пускать, так и подумал когда видео увидел.
  5. +3
    13 июня 2025 20:23
    Причиной падения стало, вероятно, разрушение крыла машины, вызванное усталостью металла, не выдержавшего перегрузок при выходе из маневра. Огневого воздействия противника не было.

    Ладно крыло оторвалось, верю.
    А почему следом полыхнуло, как будто добавлено из ПЗРК ?
    P.S. Может таки попал под что-то похожее на "Шилку", крыло "отпилило", а остаток добрался до баков ?
    1. +14
      13 июня 2025 20:26
      Топливо вылилось. Оно же в крыльях.
    2. +9
      13 июня 2025 21:12
      А почему следом полыхнуло, как будто добавлено из ПЗРК ?
      Похоже произошёл выброс топлива из крыльевого бака-кессона, с последующим воспламенением топлива от реактивной струи двигателя.
      1. +1
        13 июня 2025 23:39
        Цитата: ИВЗ
        А почему следом полыхнуло, как будто добавлено из ПЗРК ?
        Похоже произошёл выброс топлива из крыльевого бака-кессона, с последующим воспламенением топлива от реактивной струи двигателя.

        От реактивной струи? От форсажного факела, я понимаю, а так?
  6. -10
    13 июня 2025 20:28
    Плохо. Потерян самолёт. Лётчик жив. Это хорошо.
    А как связано разрушение крыла от усталости с дымом, возгоранием и взрывом самолёта?
    1. -5
      14 июня 2025 11:12
      Похоже, тут сожалеющих тому, что лётчик жив, больше, чем радующихся, судя по минусам. Удивительная страна Россия.. wassat
      1. +1
        14 июня 2025 19:23
        Цитата: Анатолька
        Похоже, тут сожалеющих тому, что лётчик жив, больше, чем радующихся, судя по минусам. Удивительная страна Россия.. wassat
        А кто Вам сказал что минусы по поводу того, что лётчик остался жив ?
        1. -3
          14 июня 2025 19:45
          Ну, тогда объясните логику минусования. Учитывая, что сайт российский и вроде как бЭ, хотя бЭ из чувства любви к своей стране, россияне должны были бы покрыть минусы плюсами комментарий сочувственного содержания, если их ставили те, кто рад гибели самолёта - наши общие "небратья/братья" известной страны? Или уря-патриотов возмутил простой вопрос? Да, потом я посмотрел конструкцию Су-25 и всё прояснил для себя. И? Или слабы россияне на сплочённость?
          1. +2
            14 июня 2025 19:52
            Цитата: Анатолька
            Ну, тогда объясните логику минусования.
            Думаю, минус Вам поставили за контекст вопроса, который подразумевает не согласие с официальной точкой зрения (авария из-за усталости металла). Вот те, кто не согласен с Вашими выводами и поставили минус.
            Я так понимаю.
            1. -2
              14 июня 2025 19:54
              Да, охотно допускаю. Но разве не здравомысленнее дать исчерпывающий ответ, а не мучаться "додумками о контекстах". Такая реакция говорит о болезненном устроении в обществе. Так ведь и ребёнка с водой можно выплеснуть из таза.
  7. +24
    13 июня 2025 20:32
    А какая связь между "самолет Су-25 потерпел крушение в районе Соледара." и "Удары планирующими авиабомбами остаются одним из ключевых инструментов" ? Су-25 не носит УМПК, только НУРСы. Каша какая то а не новость.
    1. +6
      13 июня 2025 20:49
      Мало того, пехота спасла лётчика? Это о чем говорит? Это говорит что летчик летал над линией фронта. Чего? Если УМПК, то нет необходимости подлетать прямо к ЛБС. Летчики СУ-25, как и пехота - это современные гладиаторы. Герои.
  8. osp
    +11
    13 июня 2025 20:49
    Все возможно. Этим самолетам 35-40 лет, они помнят еще советский Тбилиси и возможно небо Афганистана.
    Конечно с той поры часть этих Су-25 на АРЗ в Одинцово модернизировали в варианты Су-25СМ и Су-25СМ3 , но существенно смысла в этом не было - планер сильно изношен. Двигатели не производятся как и все оборудование для этого самолета.
    Завод в Тбилиси поставил в Россию последние машины примерно к середине 90-х годов, то были прототипы Су-39 (6 машин) которых передали в Липецкий авиацентр но их карьера была недолгой.
    Завод в Улан-Удэ делал спарки Су-25УБ и корабельные Су-25УТГ. Последние машины пришли в середине 90-х годов примерно.
    Потом еще несколько Су-39 (их 3 штуки произвели) и Су-25УБМ (1 штуку вроде) за период с 1998 по 2010 годы.
    И все. Никаких других новых Су-25 уже больше 30 лет нету.
    1. +3
      14 июня 2025 11:31
      Цитата: osp
      планер сильно изношен

      При такой нещадной эксплуатации, совсем не мудрено. Вопрос в другом. Заменять чем будут, и будут ли. СУ-34 для замены "Грача" не годится.
      1. osp
        0
        14 июня 2025 14:13
        Не будут.
        Часть ударных задач на вертолеты возложена.
        Часть на БПЛА.
  9. osp
    +8
    13 июня 2025 20:51
    Цитата: Анатолька
    Плохо. Потерян самолёт. Лётчик жив. Это хорошо.
    А как связано разрушение крыла от усталости с дымом, возгоранием и взрывом самолёта?

    Разрушение бака и топливных магистралей. Вспышка топлива от газов двигателей. И взрыв.
  10. 197
    -2
    13 июня 2025 22:40
    Жив лётчик, это конечно хорошо. Однако есть проблемка, " калоши из СССР " устают, чисто по свойствам материалов, а вот некто кто у нас " бессменный№ " так и не создал системы замены калош " из СССР" .
  11. -1
    13 июня 2025 22:53
    Цитата: Starover_Z
    Причиной падения стало, вероятно, разрушение крыла машины, вызванное усталостью металла, не выдержавшего перегрузок при выходе из маневра. Огневого воздействия противника не было.

    Ладно крыло оторвалось, верю.
    А почему следом полыхнуло, как будто добавлено из ПЗРК ?
    P.S. Может таки попал под что-то похожее на "Шилку", крыло "отпилило", а остаток добрался до баков ?

    Крыло оторвалось, на видео видно как керосин в мелкие брызги привратился, про реактивную струю незабывайте, керосин и реактивные струя вот вам и пыхнуло потом, если бы пзрк, то сначала бы увидели вспышку, при этом крыло не обязательно отрывается.
  12. +2
    13 июня 2025 22:53
    Летчик молодец - вовремя среагировал, и пехота подоспела во время - всё прекрасно, но нельзя же до такой степени занашивать технику.
  13. +2
    13 июня 2025 23:08
    Краткое содержание статьи: «В огороде бузина, а в Киеве — дядька».

    Определить причину крушения самолета по этому видео - это все равно как поставить диагноз человеку по фотографии, причем черно-белой. А может попадание было при атаке, но оно не попало на видео?
    1. +1
      13 июня 2025 23:19
      Тем более, аварийный самолет летел первым, а второй его как бы прикрывал.



      Причина аварии ясна. Причина в разрушении крыла. А из-за чего? Причин может быть много.
    2. -2
      14 июня 2025 00:10
      Цитата: Товарищ Берия
      А может попадание было при атаке, но оно не попало на видео?

      Судя по звуку, отрыв крыла сопровождался взрывом, а вот полыхнуло позже.
      Возможно, манёвр был вынужденным, для уклонения от ракеты, взрыв которой и слышен на видео.
    3. +1
      14 июня 2025 09:00
      Товарищ Берия, вы плохо знаете наших диванных экспертов! Они знают всё и даже больше! Они как в том анекдоте, ты пукнул, а они ужу кричат, что ты обкакался, причем выдают уже состав субстанции по фракционному составу и консистенции, не говоря уже о запахе!
  14. +6
    13 июня 2025 23:38
    100% вранье про усталость металла. Это плевок в лицо всем тем коллективам, которые отвечают за тех состояние самолета. Приехал бы для начала в АРЗ и посмотрел как проводят техоценку состояния самолета, а потом умничал бы.
    1. +6
      14 июня 2025 01:13
      Цитата: Ярик
      100% вранье про усталость металла. Это плевок в лицо всем тем коллективам, которые отвечают за тех состояние самолета. Приехал бы для начала в АРЗ и посмотрел как проводят техоценку состояния самолета, а потом умничал бы.

      Полностью согласен! Добавлю, что не только АРЗ но группа техников СД на любом аэродроме ведут жесточайший контроль за состоянием планера! Причины мы скорее всего так и не узнаем. Лётчик жив! И это главное, спасибо нашим воинам на земле! Поправлюсь героям на земле!
    2. Комментарий был удален.
    3. +3
      14 июня 2025 06:34
      Похоже на то, что ведомый зацепил Нурсами ведущего.
  15. osp
    +1
    14 июня 2025 01:09
    Цитата: 197
    Жив лётчик, это конечно хорошо. Однако есть проблемка, " калоши из СССР " устают, чисто по свойствам материалов, а вот некто кто у нас " бессменный№ " так и не создал системы замены калош " из СССР" .

    Григорьевич хотел у себя Су-25 делать. Вероятно на АРЗ в Барановичах где модернизация этих штурмовиков проходила.
    Оно и понятно почему. Старые Су-25 и МиГ-29 Белоруссии нужно чем-то заменить да вот нечем.
    Поскольку самолеты простые, надежные дешевые в эксплуатации.
    Которые еще как носитель ТЯО там рассматривались.
    Так как поставленные Россией Як-130 и Су-30СМ не тянут на эту роль - для Белоруссии накладно их эксплуатировать.
    Но сейчас Су-25 ни в каком виде нигде производится уже не будет.
    Производственной кооперации нет , УМПО двигатели Р-195 не делает , завод в Улан-Удэ вообще под Сердюковым и переведен чисто на вертолетную тематику.
    1. 0
      14 июня 2025 03:09
      Неужели Як-130 дороже в эксплуатации че м Су-25?
      1. osp
        +3
        14 июня 2025 14:14
        Вероятно да. И сложнее намного.
        Он вообще дорогой и сложный самолет.
        А Су-25 дешевым стал в содержании за счет запчастей с доноров.
        Дармовых.
        1. 0
          14 июня 2025 22:43
          Вообще смысл не понятен его существования.
          По нагрузке это по-сути легкий боевой самолёт (3 тонны), а вовсе не учебный, он слишком тяжёлый, двухдвигательный и соответственно дорогой и по цене, и по эксплуатации.

          На мой взгляд хороший вариант, что-то вроде испанского CASA с рампой.

          Он может быть и транспортным, и ДРЛОиУ, и ракетоносцем с поддонами на которых ракеты.
  16. osp
    +4
    14 июня 2025 01:15
    Цитата: Ярик
    100% вранье про усталость металла. Это плевок в лицо всем тем коллективам, которые отвечают за тех состояние самолета. Приехал бы для начала в АРЗ и посмотрел как проводят техоценку состояния самолета, а потом умничал бы.

    Комплексно для самолетов данного типа никакие АРЗ техоценку и рекомендации на ресурс планера не проводят - там просто нету условий для этого.
    Этим ЦАГИ и СибНИА занимались всегда.
    Туда передаются планеры самолетов разных годов выпуска и разной степени износа.
    Там проводятся испытания на статику и ресурс.
    Оттуда идут рекомендации на АРЗ по планеру.
    Разумеется в тестном взаимодействии с фирмой Бабака - долгие лета этому человеку.
  17. +5
    14 июня 2025 09:07
    Автор транслируя такую ересь откровенно дискредитирует российские ВКС. Мол лётчиков отправляют воевать на откровенной рухляди у которой при небольшом манёвре 2g отрывается крыло. А ещё десятки подпевал разгоняют эту тему.
    Мерзость.
  18. +4
    14 июня 2025 09:29
    Сложилось впечатление, что ведомый пуском НУРС попал во впередилетящий самолёт.
  19. -3
    14 июня 2025 10:52
    Вопрос из зала: " А, как, у нас, поставлен вопрос контроля за состоянием планера, двигателя, авионики военных летательных аппаратов? Регламент и вне регламент существуют или, только, на бумаге и в бодрых отчётах???" Налицо - преступная халатность или не профессионализм инженерно - технического состава, в процессе подготовки штурмовика к боевому вылету, возможен банальный "Авось..."...
  20. +4
    14 июня 2025 11:27
    Чел с камерой выжидает появление самолётов в точке еще до того как они появились в видимости, значит знал о них.
    1. 0
      14 июня 2025 13:12
      Цитата: ettore
      Чел с камерой выжидает появление самолётов в точке еще до того как они появились в видимости, значит знал о них.

      Значит, мог и о засаде знать. Хотя, справедливости ради - мог заранее на звук среагировать. Почему никто здесь не анализирует звук видео ?
      1. +1
        14 июня 2025 18:51
        Цитата: cpls22
        Хотя, справедливости ради - мог заранее на звук среагировать. Почему никто здесь не анализирует звук видео ?

        Сколько не пытался по звуку определить положение самолёта - не получалось, только когда он уже близко, слишком объёмно на высоте звук распространяется.
        1. 0
          14 июня 2025 19:30
          Цитата: ettore
          Цитата: cpls22
          Хотя, справедливости ради - мог заранее на звук среагировать. Почему никто здесь не анализирует звук видео ?

          Сколько не пытался по звуку определить положение самолёта - не получалось, только когда он уже близко, слишком объёмно на высоте звук распространяется.

          Да, есть такое. Но сам звук может заставить шарить глазами по горизонту.
          1. 0
            14 июня 2025 19:35
            Цитата: cpls22
            Да, есть такое. Но сам звук может заставить шарить глазами по горизонту.

            Да. Но на видео уже ждали в конкретной точке.
  21. +1
    14 июня 2025 19:04
    У нуров часто стабилизаторы не встают в замок, тогда он летит как бык поссал, как в этом случае, в крыло ведущему.
  22. 0
    14 июня 2025 19:45
    Вообще-то там два СУ-25 летело рядом друг за другом и последний то ли специально, то ли случайно выстрелил из пушки и сбил впереди летящий.
  23. 0
    15 июня 2025 02:14
    ..."разрушение крыла машины, вызванное усталостью металла" -удобный метод прикрыть седалищное место .наверху сидящим !!! Неприятная вещь ,если учесть что 3-4 каждый день над головой заходят на посадку.
  24. 0
    15 июня 2025 02:53
    Самолет безбожно устарел и это было ясно еще по Афгану. Без планирующих бомб и ракет по Глорнасу это просто куча мусора в современной войне. Подходит разве что для охоты за наркобаронами. А ведь были идеи усовершенствования в 90е годы....
    1. KCA
      0
      26 июня 2025 19:10
      И что было ясно по Афгану? СУ-25 заканчивал гос испытания в боевых условиях в Афгане ещё до принятия на вооружение и если-бы что-то было ясно, исправили-бы или вообще сняли с разработки
      1. 0
        26 июня 2025 23:53
        "Сразу обнаружилась «ахиллесова пята» данного оружия — зависимость от погодных условий: из-за плотного дыма две из четырёх ракет не попали в цель. Тактику применения высокоточного оружия также пришлось серьёзно пересмотреть. Изначально предполагалось, что весь комплекс мер по применению Х-29 будет выполняться одним самолётом. Но для одноместных штурмовиков Су-25 это оказалось неприменимо — один лётчик не справлялся: ему нужно было вести самолёт под огнём противника и при этом за короткое время обнаружить цель, навести ракету и подсвечивать цель до попадания боеприпаса. По аналогичной причине неэффективной оказалась и схема, при которой использовалась пара самолётов, один из которых подсвечивал цель, а другой наносил удар. Наиболее удачной оказалась практика использования ракет в хорошую погоду при помощи наземных наводчиков, которые хорошо знали местность и могли необходимое время облучать цель лазером, а ракета запускалась со штурмовика с дистанции 4-5 км при пикировании с углом около 30°"
  25. Ray
    0
    15 июня 2025 22:08
    Удары НУРСами с кабрирования, усталость металла, Су-25... Израиль с Ф-35 ПВО Ирана выносит :( разведка знает, где какой ученый или генерал КСИР живет и где прямо в это время он находится, ракета со спутникового наведения выносит ученого вместе с жильцами всего подъезда.