Боевой настрой лисы Алисы и кота Базилио или распил по-итальянски

50 138 110
Боевой настрой лисы Алисы и кота Базилио или распил по-итальянски

Не горы, не овраги и не лес,
Не океан без дна и берегов,
А поле, поле, поле, поле Чудес,
Поле Чудес в Стране Дураков!
(Булат Окуджава)

Пусть никого да не смутит обращение к сказке Алексея Толстого про Буратино, нет. У нас речь пойдет скорее про сказку Карло Коллоди 1881 года издания, про Пиноккио. Тот еще трэш, надо сказать, но поучительный. Вот и у нас тоже будет поучительный трэш, причем с историческим экскурсом по полной программе.



8 июня текущего года начальник штаба ВМС Италии адмирал Энрико Кредендино подтвердил, что служба рассматривает возможность приобретения своего первого атомного авианосца, заявив, что это является частью более масштабных усилий по противодействию развивающимся морским угрозам и удовлетворению энергетических потребностей.


Энрико (чуть не сказал - Базилио) Кредендино - тот что слева, дальнейшие цитаты - из его выступлений

Потребность в увеличении мощности на борту для борьбы с беспилотными летательными аппаратами и беспилотных катеров делает «потенциально ценными возможности ядерных силовых установок». Вопрос в том, что с атомной энергетикой у Италии дела обстоят так себе: с 1959 по 1970 год в стране были построены четыре АЭС на американских энергоблоках, но в 1987 году, после Чернобыля, народ Италии проголосовал за отказ от атомной энергии, и все четыре станции были закрыты. Более того, отказ был подтвержден на всенародном референдуме в 2011 году (после Фукусимы) еще раз. А коль в стране нет атомной энергетики, откуда возьмутся разработки?

Вообще в Италии есть целый Национальный институт ядерной физики, и там работает 2 тысячи человек, плюс еще столько же корреспондентов в разных университетах вовлечены в различные программы под патронажем института. Однако это уважаемое заведение занимается всем: от исследований в области ядерной физики до физики элементарных частиц и астрофизики.

Смогут ли в институте в компактный ядерный реактор надлежащей мощности – вопрос.

Авианосец с ядерной силовой установкой по-прежнему находится на этапе концептуального проектирования и оценки целесообразности, хотя закупка такого корабля соответствовала бы развивающейся стратегической доктрине, которая делает акцент на необходимости постоянного глобального развёртывания, повышенной готовности к выполнению задач и более тесной интеграции с союзными силами на широком спектре театров военных действий.

Однако... Для Италии таким основным ТВД была акватория Средиземного моря, но аппетит обычно приходит во время еды. Италия собралась в мировое урегулирование проблем демократии.

Но вот способность итальянской промышленности самостоятельно разработать и построить авианосец с ядерной силовой установкой по-прежнему вызывает серьёзные сомнения, поскольку единственная предшествующая попытка европейцев построить такой корабль привела к серьёзным проблемам с производительностью и перерасходу средств.

В результате был построен французский военный корабль «Шарль де Голль», который имел (да что там говорить, большая часть недостатков никуда не делась) серьёзные недостатки. Атомная промышленность Италии в сравнении с Францией (57 действующих энергоблоков) не развита, и вполне вероятно, что программа строительства авианосца с ядерной силовой установкой будет зависеть от значительной поддержки и передачи технологий со стороны Франции или Соединённых Штатов.

То есть вариантов немного: купить готовый реактор и вокруг него построить корабль, либо купить готовый атомный авианосец.


Французский авианосец «Шарль де Голль» и американский авианосец класса «Нимиц» меряются... палубами

В прошлом только Франция и Соединённые Штаты производили атомные авианосцы. Справедливости ради стоит отметить, что в свое время Советский Союз заложил один авианосец с ядерной силовой установкой, «Ульяновск», который не был достроен.

Военно-морские силы Индии и Королевский военно-морской флот Великобритании входят в число служб, которые ранее рассматривали возможность приобретения таких кораблей, прежде чем сосредоточить внимание на кораблях с обычной силовой установкой.


"Зато я могу станцевать!"

Ожидается, что Народно-освободительная армия Китая начнёт использовать атомные авианосцы в 2030-х годах и близка к введению в эксплуатацию своего первого авианосца с обычным двигателем, «Фудзянь».


Несмотря на то, что Министерству обороны страны было представлено несколько проектов российских атомных авианосцев, ни один из них не был утвержден для дальнейшей проработки.

Помимо авианосцев, атомные подводные лодки производят Россия, США, Франция, Великобритания, Индия и Китай. Ожидается, что Северная Корея начнёт строить такие корабли в 2030-х годах. Россия также располагает единственным в мире надводным боевым кораблём с ядерной силовой установкой — крейсерами класса «Орлан», «Адмирал Нахимов» и «Петр Великий».

Ядерные силовые установки имеют ряд недостатков, в том числе значительные затраты на производство и обслуживание. Однако они обеспечивают значительно более высокую мощность для бортовых систем, позволяя кораблям развивать высокую скорость и не нуждаясь в дозаправке при дальних рейсах, обеспечивают просто прекрасную автономность. Плюс не надо таскать за собой канистру с топливом в виде пары танкеров и рисковать кораблями в случае потопления противником этих танкеров.

Но сможет ли Италия построить авианосец сама, опираясь на предыдущий опыт?

Но для того, чтобы ответить на этот вопрос, надо в очередной раз сходить в историю и оценить так называемый опыт постройки Италией авианосцев.

Надо признать, что опыт действительно так называемый.

Первый блин комом – это «Aquila» («Орёл»), авианосец, переоборудованный из бывшего трансатлантического лайнера «Roma».


Работы были начаты в июле 1941 года на верфи Ансальдо в Генуе и продолжались в течение двух лет. В 1943 году, после заключения перемирия, работы были прекращены, и авианосец остался недостроенным со степенью готовности 80%.

В сентябре 1943 года корабль был захвачен немецкими войсками в Генуе, а 16 июня 1944 года был повреждён союзной авиацией. Вскоре «Аквилу» навестили итальянские боевые пловцы, которые весьма сильно повредили корабль. В итоге немцы затопили недостроенный авианосец от греха подальше. В итоге корабль был поднят и разобран на металл в 1952 году.

Не лучше получилось с проектом переоборудования лайнера «Август» в авианосец «Спарвиеро» («Ястреб-перепелятник»). Переоборудование было начато в 1942 году под названием «Фалько», но так и не было завершено, и корабль так и не был передан Королевскому военно-морскому флоту Италии. «Спарвиеро» потопили немцы в 1944 году, чтобы перекрыть вход в гавань Генуи. Корабль был поднят в 1946 году, его начали разбирать на металлолом в 1947 году, и процесс был завершён к 1951 году.


Еще был проект переоборудования в авианосец тяжелого крейсера «Больцано», но там тоже не сложилось: сперва крейсер получил серьезные повреждения от попадания авиабомбы, затем в ходе своей последней операции получил торпеду от британской подлодки «Unbroken». Пока корабль ремонтировали, Италия в войне как-то закончилась.

И наступила долгая пауза на целых 40 лет. После поражения во Второй мировой войне Италии было запрещено иметь авианосцы.

Постройка нового корабля, который получил имя «Джузеппе Гарибальди», была начата в марте 1981 года, корабль был спущен на воду в 1983 году, введён в состав флота в 1985 году.


Это был не полноценный авианосец. Водоизмещение корабля составляло 13 800 тонн при 180 метрах длины. Сравнивать итальянский корабль можно было бы с эскортными авианосцами США времен Второй мировой войны. Те корабли имели водоизмещение 10-12 000 тонн и несли авиагруппы 24-28 самолетов.


Эскортный авианосец USS Hamlin

«Джузеппе Гарибальди» был классифицирован как авианесущий крейсер, хотя крейсерского вооружения не нес, но того требовали наложенные на Италию ограничения. Изначально на корабле базировались только вертолёты «Аугуста», но корабль мог принимать самолёты, так, во время учений НАТО на палубу приземлялись самолёты «Харриер» союзников. После отмены ограничений в 1989 году «Джузеппе Гарибальди» получил свои собственные штурмовики «Харриер». Максимум авианосец мог нести 16 самолётов или 18 вертолётов.

1 октября 2024 года корабль был снят с вооружения и исключён из боевого состава флота.

И вот последнее достижение итальянского судостроения: «Кавур»



Авианосец заложен 17 июля 2001 года, спущен на воду 20 июля 2004 года, официально передан ВМС 27 марта 2007 года. Введён в состав флота с 10 июня 2009 года.

Это уже авианосец. Легкий, но авианосец. Его водоизмещение 29 700 тонн стандартное и 35 000 тонн – полное. Для сравнения, российский ТАВКР «Адмирал Кузнецов» имеет водоизмещение 46 500 тонн стандартное и 59 100 тонн полное. То есть, итальянский корабль даже меньше российского.


Очень хорошо показаны размеры «Джузеппе Гарибальди» на фоне «Гарри Трумэна».

Авиационное вооружение под стать: 10 самолетов F-35B и 12 вертолетов. В целом практически вдвое меньше, чем у российского корабля, но, кроме самолётов и вертолётов, «Кавур» может перевозить десант в количестве 415 человек, до 100 единиц колёсной техники или 24 основных боевых танка или 50 тяжёлых боевых бронированных машин.

В целом больше как-то похоже на УДК, чем на полноценный авианосец. Но вполне приличный по количеству десант с тяжелой боевой техникой «Кавур» высадить сможет, сможет и поддержать десант авиационной ударной группой из самолетов и вертолетов.

В общем, неплохой корабль для выполнения отдельных задач в небольшом локальном конфликте, и не более того.

Но тут к нему стоит добавить новейший УДК, вертолетоносец «Триест», который флот Италии получил в 2024 году.


Это корабль еще больший по размерам, чем «Кавур» (38 000 тонн стандартного водоизмещения), способный взять на борт 600 человек десанта с приличным количеством техники. Авиационная группа состоит из 30–34 вертолетов Agusta Westland AW101 и американских истребителей F-35В в различных комбинациях.

В общем, два этих корабля могут представлять определенную боевую ценность, например, на островах в Адриатическом море или где-то на побережье Средиземного моря.

Однако у нас на повестке дня некие операции в Тихом океане! А это совершенно другой расклад по всем статьям.


Во-первых, до конца не ясно, зачем ВМС Италии это пресловутое развертывание сил в Тихоокеанском регионе. Были бы силы, как говорится, было бы что разворачивать, но флот Италии далеко не из тех, что представляют собой нечто внушительное.

Давайте оценим беспристрастно


Новый легкий (я бы сказал – легчайший) авианосец. Новейший УДК. Две дизельных подводных лодки немецкого проекта 212А. Шесть свежих фрегатов. И всё!

Остальные силы ВМС Италии – подводные лодки, эсминцы, фрегаты и корветы – они все родом из 80-90-х годов прошлого века! То есть ни о каком активном использовании в акватории Тихого океана речь не идет. Есть мнение, что далеко не все туда доберется своим ходом.

В принципе, можно сделать вывод о том, что в АТР зачем-то очень хотят ВВС со своими F-35, с которыми они устраивают какие-то движения совместно с японцами.

Такое дело имеет место: не надо забывать, что Италия и Япония под патронажем Великобритании участвуют в создании нового самолета 6-го поколения, Tempest который. Так что потепление на теме авиации – оно есть.

«Италия стала лидером в Европе по приоритетному развёртыванию вооружённых сил в Тихоокеанском регионе в рамках более широкой стратегии по поддержке европейскими государствами инициативы «Поворот к Азии», возглавляемой США, с целью сохранения баланса сил в регионе в пользу Запада.

4 августа 2024 года страна впервые развернула F-35 в Японии, когда F-35A прибыли на авиабазу Комацу Сил самообороны Японии в префектуре Исикава для участия в учениях с японскими военно-воздушными подразделениями. Далее вооружённые силы Италии начали второе развёртывание F-35 в Японии в августе 2024 года, когда восемь самолётов F-35B были размещены на авианосце «Кавур» в рамках турне по Тихому океану».


Министр обороны Италии Гвидо Крочетто посетил Японию и поднялся на борт «Кавур», где заявил о планах сотрудничества с военно-морским флотом Японии:
«Мы говорим о кораблях и самолётах из разных стран, которые готовятся к действиям в случае необходимости, как если бы они были частью одних и тех же сил».

Крочетто сказал, что операции «Кавура» в Тихом океане «не были направлены на то, чтобы послать сигнал Китаю или Северной Корее», подчеркнув основную причину, по которой, по мнению экспертов, было принято решение о развёртывании, а также вероятные будущие инвестиции в атомные авианосцы. Или в один авианосец.

Итак, могут ли построить в Италии атомный авианосец?


Теоретически — да. Это будет посудина по образу британского в плане корпуса и французского в плане силовой установки. То есть трамплинная схема, обусловленная тем, что F-35 катапульты не нужны, да он на них и не рассчитан.

Смогут ли построить? Господи, деньги на бочку, и Fincantieri построит всё, что будет угодно. Построили же «Кавур», построят и больших размеров, тут вопросов не возникает. Grand Princess, круизный лайнер, построенный Fincantieri, вытесняет 109 000 тонн воды, так что размерами итальянцев не напугать.

Радары, РЭБ, вся остальная электроника — Leonardo, тут тоже всё понятно. Даже с самолетами нет проблем, ибо F-35 уже итальянцами эксплуатируются.

Слабое звено – реактор. На самом деле, это то, что может вообще поставить под сомнение весь проект, ведь реактор – это сложнейший комплекс, который надо не просто зарядить (что тоже весьма непросто) и правильно эксплуатировать, но еще и обслуживать. Все это требует не просто подготовленных специалистов, а правильно подготовленных грамотных специалистов. Где такие возьмутся в Италии, которая более 25 лет не эксплуатирует ядерные реакторы, а значит, не готовит соответствующих инженеров – вопрос на миллион евро.

Сколько это займет времени — тоже вопрос. Ядерный реактор — это не то место, куда можно поставить человека с некими краткосрочными курсами повышения квалификации, если вот так грубо сказать. Если посмотреть на список аварий и катастроф атомных подводных лодок СССР/России, США, Великобритании и Франции, а также атомных авианосцев США и французского кошмара «Де Голль», то можно сделать вывод о том, насколько это сложное дело — ядерный реактор на корабле.

Желание итальянцев встать в один ряд с США в «наведении порядка» в Тихом океане странно. Тихий океан — он как бы далековато в плане расстояний, да и интересы Италии всегда находились поближе, чем берега Китая или Северной Кореи. Но на самом деле у Италии нет ничего для реализации таких амбициозных планов: флот не способен создать более-менее вменяемую группировку кораблей, а потому постройка атомного авианосца с любыми перспективами смотрится странно. Смысл появления такого корабля в Азиатско-Тихоокеанском регионе, если этот корабль некому будет защитить?

Будущее АТР — это не только помпезные демонстрации возможностей этакого альянса сил, это и возможные конфликты. А конфликт — это не только пара десятков F-35B, летящих куда-то туда, это еще и полчища ракет и дронов, которые полетят оттуда. И кто будет оборонять новый корабль с итальянским флагом от них?

Хорошо, там в регионе есть блок AUKUS, в который входят США, Великобритания и Австралия. Вполне себе приличный военный блок, хотя, конечно, возможности флота Великобритании смехотворные, в отличие от ВМС Австралии, которые хоть и невелики по своему составу, но состоят из новых кораблей. Но в случае кардинального развития событий, подозреваю, всем будет не до итальянцев.

Почему? Да потому, что не так давно довольно бесславно для европейцев закончилась операция «Страж процветания», в которой участвовали корабли нескольких государств. Что можно сказать? Да ничего. Около десятка коммерческих судов получили повреждения различной степени сложности, и одно британское судно (Rubymar) затонуло. Да, можно уверенно сказать, что если бы корабли антихуситской коалиции не приняли на себя основной удар, потерь было бы больше. Но то были хуситы из Йемена, что будет, когда в дело пойдут китайские противокорабельные ракеты, запущенные с береговых установок, кораблей и самолетов, это будет очень показательно.

Если посмотреть на весь расклад с высоты, то становится понятно: ну нет у Италии никаких реальных оснований для того, чтобы строить атомный авианосец. Даже если ну очень хочется, даже если США или Франция построят реакторы, толку от этого будет немного. Особенно если вспомнить надежность французских изделий, способных на ровном месте устроить Фукусиму в любой точке мирового океана.

Есть только одно направление, которое может принести реальные дивиденды. И вот тут снова можно вспомнить шикарный фильм про Буратино, точнее, песенки из него, написанные Булатом Окуджавой:

Покуда есть на свете дураки,
Обманом жить нам, стало быть, с руки.

Какое небо голубое,
Мы не сторонники разбоя:
На дурака не нужен нож,
Ему с три короба наврешь —
И делай с ним что хошь!

Коррумпированность всего итальянского общества известна очень давно. И сравниться с итальянцами могут разве что украинцы, хотя эти могут и превзойти легко и непринужденно.

Построить авианосец. Построить корабли, которые будут защищать его на переходе в Тихий океан, а это не одна тысяча миль. Построить корабли сопровождения: суда снабжения, плавучий госпиталь и так далее. Ведь никто еще даже не прикидывал примерно, во что обойдутся первоначальные расходы на проектировку корабля, реактора для него либо покупка реактора и все остальное.


В любом случае заказ очень жирный и вкусный, а результат, сами понимаете, дело не совсем и обязательное. Потому можно только представить, как на волне общего повышения расходов на оборону в Европе потирают лапки Алисы и Базилио, готовые уже запустить их в итальянский оборонный бюджет.

Создание такого отряда кораблей для не вполне понятных операций в Тихом океане – дело затратное, так еще и снарядить надо будет…

Действительно, зачем нож, если можно еще раз прокрутить изрядно заезженную пластинку о красной угрозе (а флаг у Китая вполне себе красный) с Востока и…

Все по классике.
110 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +20
    18 июня 2025 04:52
    Коррумпированность всего итальянского общества известна очень давно.

    Особенно кино и сериалы в этом постарались. Но при чем тут коррупция? Разве она помешала строить Триест и Кавур? Это так то очень большие корабли и довольно дорогие. Для примера Триест за четыре года построили и вывели на испытания, у нас Нахимов "модернизируют, модернизируют да невыдомарнизируют" куда как дольше. Наша коррупция круче итальянской получается?
    строительства авианосца с ядерной силовой установкой будет зависеть от значительной поддержки и передачи технологий со стороны Франции или Соединённых Штатов.

    Если у них серьезные намерения, то логично разработать атомный авианосец совместно с Францией, единая ГЭУ позволит снизить стоимость эксплуатации. Так то французы тоже наметились строить два атомных авианосца.
    В результате был построен французский военный корабль «Шарль де Голль», который имел (да что там говорить, большая часть недостатков никуда не делась) серьёзные недостатки.

    Тут может быть два варианта. Французы изучив опыт эксплуатации атомной ГЭУ сделают все точно также или учтя опыт ликвидируют выявленные недостатки. Логично, что скорее всего будет второй вариант.
    На пример на Сюффрен ставят улучшенные реакторы с перезарядкой раз в 10 лет.
    Так что особых препятствий (кроме финансовых) явно не существует
    1. +5
      18 июня 2025 07:26
      в Италии есть Национальный институт ядерной физики, и там работает 2 тысячи человек, плюс еще столько же корреспондентов в разных университетах вовлечены в различные программы под патронажем института.

      Тогда сколько-же людей работают над иранской ядерной программой, которая является залогом их существования? what
    2. +3
      18 июня 2025 12:40
      Наша коррупция круче итальянской получается?

      Вот Вы себе и ответили )))
      А если серьёзно, у нас (надеюсь, что пока) принято запускать ОКР и прочие работы с существенной неопределённостью в оценке их стоимости (например, делаем то, чего никогда не делали раньше) с директивно заданным финансированием, эдак, в 25-30% от реально необходимого. И процесс идёт ровно до конца тех денег, которые дали.
      Потом возникает вопрос "Что за...?" На стол лежаться расчёты пятилетней давности про то, сколько БЫЛО надо ТОГДА и сколько дали. Иииии... нет, вопрос "А сколько надо сейчас?" нормальный чиновник не задаст. И очередной проект опять застрянет из-за недофинансирования. И при этом не особенно важно, были ли какие-то суммы из бюджета проекта использованы не по назначению, бюджета не хватает в любом случае.
      Эта практика, кстати, провоцирует ту самую коррупцию.
      1. -1
        19 июня 2025 05:28
        Цитата: VasilyI
        Потом возникает вопрос "Что за...?" На стол лежаться расчёты пятилетней давности про то, сколько БЫЛО надо ТОГДА и сколько дали.

        Как будто это эксклюзивно в РФ так. Во всем мире сталкиваются с нестабильностью цен на ресурсы, на энергетику и рабочую силу.
        1. +1
          24 июня 2025 13:10
          Не надо путать факторы неопределённости, о которых Вы говорите и планово-директивное занижение бюджета проекта ниже минимально необходимого, что, разумеется, не является эксклюзивом наших чиновников, зато широко ими применяется при формировании бюджета типа "тришкин кафтан"..
  2. +11
    18 июня 2025 05:03
    А автор ядерный эксперт ? В СССР первая ядерная подлодка была принята на вооружение в 1958 году - через 4 года после запуска первой в мире Обнинской АЭС. И персонал для подлодки как-то обучить сумели.
    1. 0
      18 июня 2025 21:46
      Сравнение не совсем верное. СССР строил подлодки в гонке за выживание, первые лодки по сути были экспериментальными, с большим сопутствующим риском для экипажа. На современном авианосце такой подход не прокатит. Экипаж в разы больше, требования по надежности кратно выше.
    2. +2
      24 июня 2025 07:35
      Автор - эксперт во всём 🤣
  3. -12
    18 июня 2025 05:28
    Честно говоря смешно.. У них Альфа-Ромео глючные автомобили, всем плохи, кроме дизайна...А тут авианосец.. И куда "плавать" на нем будут? От Сицилии до Ливии сопровождая конвои нелегалов из Африки? Был когда то у них один поц по фамилии Муссолини, хотел воссоздать Римскую Империю...Чуть было не создал, но все проклятые англичане. 300000 тысячная армия маршала Грациани, сдалась в плен 100000 тысячам англичан. А так, все нормально.. Даже как то разочаровывает новость. Вот если бы космический авианосец, то да.. Итальянцы, как были итальянцами, так и остались..Прожектеры..
    1. +5
      18 июня 2025 05:45
      Цитата: Бонч
      У них Альфа-Ромео глючные автомобили, всем плохи, кроме дизайна...

      FIAT = Fix It Again, Tony lol
    2. +7
      18 июня 2025 07:33
      Цитата: Бонч
      300000 тысячная армия маршала Грациани, сдалась в плен 100000 тысячам англичан.

      Это какие-то невообразимые числа what
      Очевидно, слова "тысяч" тут лишние.
      1. 0
        18 июня 2025 07:50
        Согласен, погорячился. Простите дяденька..
    3. +2
      18 июня 2025 08:25
      И "Кавур", и "Триест" - это УДК, у них очень маленькие ангары для ЛА, чуть больше трети корпуса. Это итальянцы их так красиво называют))) Сильно сомневаюсь, что итальянцы могут построить атомный авианосец. Французы предполагают, что постройка их нового АВ займет около 10 лет, так у них, хоть какой-то опыт есть. Купить готовый - тоже большой вопрос.
      1. -6
        18 июня 2025 08:32
        УДК, ну да, как вариант, но что он может сделать с равным противником или технологически более развитым? УДК сейчас это как канонерские лодки, конца 19, начало 20 века. Даже термин есть - Политика канонерок. В бою вместе с крейсером "Варяг" сражалась канонерская лодка "Кореец", только толку от нее было немного. Про нее почему то не любят упоминать на фоне "Варяга"
        1. +1
          18 июня 2025 10:02
          У "Корейца" была достаточно хорошая артиллерия - 203-мм., почему Руднев все время держал его подальше от боя? На этот вопрос может ответить только он сам.
          1. +5
            18 июня 2025 10:39
            Цитата: ТермиНахТер
            У "Корейца" была достаточно хорошая артиллерия - 203-мм., почему Руднев все время держал его подальше от боя?

            "Подальше от боя" - это в 1-1,5 кабельтова за крейсером. И 8-дм "Корейца" достреливать до японцев не могли - ставили на максимальный угол возвышения, снаряды падали большим недолетом. Кстати, дальность стрельбы 2 8-дм "Корейца была 38 кбт.
      2. 0
        18 июня 2025 08:53
        И "Кавур", и "Триест" - это УДК, у них очень маленькие ангары для ЛА, чуть больше трети корпуса.

        Чуток побольше. Около половины длины.
        Кавур
        Длина 244 м
        Ангар для авиатехники размерами 134х21х7,2 м.
        Триест
        Длина 245 м
        в ангаре длиной 107,8 м и шириной 21 м
        1. -1
          18 июня 2025 09:52
          108 м. от 245 м. - это больше половины? И ширина ангаров - меня не вдохновляет, быстро подготовить к вылету и поднять на палубу, что нужно для авианосца - будет не просто.
          1. +1
            18 июня 2025 10:00
            это больше половины?

            Не писал про больше половины.
            чуть больше трети корпуса

            Чуток побольше. Около половины длины.

            А 134 от 244- это 55 процентов длины (явно не треть)
            108 м. от 245 м.
            это 44 процента, тоже далеко не треть
            быстро подготовить к вылету и поднять на палубу, что нужно для авианосца - будет не просто

            Конечно, многоцелевой на 100 тыс тонн лучше будет. Но и эти намного лучше, чем ничего.
            А так-то оно , конечно, лучше быть богатым и здоровым, чем бедным и больным.
            1. -2
              18 июня 2025 10:06
              Ширина и высота ангара, тоже весьма важные параметры. Если не придираться к метрам и процентам, то ангары у всех итальянцев, если считать еще "Гарибальди" очень маленькие. Хуже наверно было только на испанском уродце "Принсипе". И второй момент - количество авиатоплива и АСП. "Пингвин" в режиме вертикального взлета и посадки жрет керосин, как "мама дорогая". Во время войны в Заливе, американские авианосцы приходилось "дозаряжать" каждые трое суток.
              1. +1
                18 июня 2025 10:10
                Да они и не возьмутся за те задачи, что решают американские авианосцы.
                Насчет топлива- нужны танкеры для снабжения для интенсивных полетов.
                "Пингвин" в режиме вертикального взлета и посадки жрет керосин, как "мама дорогая".

                Взлетает горизонтально, с пробега.
                1. -2
                  18 июня 2025 10:14
                  Если не возьмутся - то зачем они нужные. Нужны не просто танкера, а универсальные транспорты снабжения, которых у итальянцев нет.
                  Взлетает, но расход топлива все равно большой. Это не с катапульты.
                  1. 0
                    18 июня 2025 10:17
                    Если не возьмутся - то зачем они нужные.

                    Задачи разные бывают.
                    А так-то оно , конечно, лучше быть богатым и здоровым, чем бедным и больным.
                    1. -1
                      18 июня 2025 10:22
                      Та кто же спорит, что лучше водку пить, чем воевать)))
                  2. +2
                    18 июня 2025 11:30
                    Цитата: ТермиНахТер
                    Нужны не просто танкера, а универсальные транспорты снабжения, которых у итальянцев нет.

                    27кт-ный Вулкано вошел в состав ВМС в конце 2021 года, как раз для этих целей и предусмотрен, на подходе однотипный Атланте, заказан третий и четвёртый...
                    Перевозит до 7500 тонн дизеля, 3300 тонн авиатоплива, 830 тонн воды, 220 тонн боеприпасов, а также продовольствие, смазочные материалы, сыпучие грузы, контейнеры и пр.
                    ВМС Франции тоже себе четвёрку подобных заказали.
                    1. -1
                      18 июня 2025 12:11
                      "Вулкано" и остальные, это аналог британского "Тайдспринга" - флотский танкер с возможностью перевозки некоторого количества сухих грузов. Сколько вооружения несет "пингвин" или вертушка? На сколько им 220 тонн АСП? 3300 тонн керосина - берем в среднем, тонна в час, итого 330 часов летного времени, делим "грубо" на 30 ЛА - итого 10 часов, 3 - 4 вылета. Сравните с американскими "Сакраменто". Даже британская старушка "Форт Виктория" и то, куда как лучше. Одно радует, ее уже списали)))
                      1. +1
                        18 июня 2025 12:55
                        Цитата: ТермиНахТер
                        На сколько им 220 тонн АСП

                        Это ведь стандартный набор, думается, что в час Х он сможет взять и более (там еще возможность десяток контейнеров взять на борт и тд.). Сейчам для двух имеющихся авианесущих кораблей этой четверки за глаза... И на первое время для будущего атомохода хватит, тем более, что он точно не станет флагманом международной эскадры НАТО... С учетом того, что подобный корабль не появился раньше, чем через 10-12 лет, за такое время не грех и более вместительное судно снабжения заиметь, ведь в отличии от тех же британцев, Италия сама не разучилась строить...
                      2. -1
                        18 июня 2025 13:33
                        Хранить АСП в контейнерах, без соответствующей температуры, влажности и т. д.? без систем пожаротушения?) можно конечно придумать и более заковыристый способ самоубийства. но сложновато будет. Хорошо, возьмут они 400 тонн - это существенно улучшает ситуацию? Повторяю - американские "нимицы" в Заливе "дозаряжали" каждые трое суток. Успеет за трое суток "Волкано" сбегать до Италии, загрузиться и прибежать обратно? Сильно сомневаюсь, даже если их будет два.
      3. +5
        18 июня 2025 09:46
        Цитата: ТермиНахТер
        Сильно сомневаюсь, что итальянцы могут построить атомный авианосец.

        Нет сомнений, что если всерьёз решат, то получится. У них есть опыт строительства и эксплуатации современных 40 кт. авианесущих кораблей и есть союзники по НАТО с колоссальным опытом эксплуатации корабельных атомных реакторов, а остальное - это время и средства. Во временных рамках они не скованы, а средства найдутся, было бы желание...
        Что до эскорта, то они ещё двадцать лет назад совместно с Францией строили фрегаты ПВО Горизонт. Что им может помешать заложить четверку современных фрегатов сегодня, если даже на производство кораблей для ВМС США тендер выиграли, а это о многом говорит...
        1. -1
          18 июня 2025 09:56
          Построить корпус - могут многие, включая Румынию. А вот ЯЭУ - это уже вопрос. И строительство, и эксплуатация. Сейчас только две страны, если "де Голля" можно считать авианосцем, могут. Теоретически Англия и Китай. Но после двух уродцев, Англия к вопросу новых авианосцев, вернется не скоро.
          1. +3
            18 июня 2025 11:35
            Цитата: ТермиНахТер
            Построить корпус - могут многие, включая Румынию.

            Корпус многоцелевого авианосца? wassat ну-ну...
            Цитата: ТермиНахТер
            А вот ЯЭУ - это уже вопрос

            Ну австралийцев же собираются научить...
            Итальянцы, думается, ребята вполне обучаемые.
            Цитата: ТермиНахТер
            Но после двух уродцев, Англия к вопросу новых авианосцев, вернется не скоро.

            Госпожа-экономия сыграла с британцами самую злую шутку...
            1. -1
              18 июня 2025 12:20
              1. А что ложно сварить "коробку"? Турки склепали "Анадолу" по испанскому проекту, чем румыны хуже? Уже давно отработан процесс - корпуса делает Румыния, а начинку ставит заказчик.
              2. Австралийцев учат эксплуатации, а не строительству и ремонту. Да, и думаю, что зря учат. Не получат осси МАПЛ, за которые они уже неплохо заплатили, в каком-то обозримом будущем.
              3. Да уж, из кучи проектов, выбрать самый худший - это надо уметь))) хотя, имел место и более смешной вариант - разрезать "Инвинсибл" и делать вставку 20 м. Жаль, не случилось - было бы с чего поржать.
              1. +2
                18 июня 2025 13:05
                Цитата: ТермиНахТер
                А что ложно сварить "коробку"?

                Чтобы "сварить коробку" (особенно такого размера) нужно иметь развитую судостроительную промышленность и квалифицированные кадры, а то возьмётся потом у "коробки" крен/дифферент выше нормы или ещё какой "сюрприз"...
                1. -4
                  18 июня 2025 13:28
                  Варят же танкера и балкеры. Коробка авианосца конечно сложнее, но не вижу каких-то глобальных проблем. В Керчи никогда не строили кораблей, кроме одного пр. 1135, чисто для отработки технологии, сейчас строят вертолетоносцы - 40 тыс. ВИ и не видят особых проблем.
                  1. +3
                    18 июня 2025 13:34
                    Цитата: ТермиНахТер
                    сейчас строят вертолетоносцы - 40 тыс. ВИ

                    А что не аналог Энтерпрайза?
                    Почему не сразу 100.000 тонн с 4 электромагнитными катапультами..?
                    Почему те же турки не взялись за нормальный авианосец стандартного типа, а УДК построили? Да потому-что опыт нужен!
                    Цитата: ТермиНахТер
                    Варят же танкера и балкеры.

                    Мда, ну вы сравнили....
                    Корейцы с китайцами весь мир завалили своими газовозами/танкерами/балкерами, а вот с авианосцами продвигаются с "определённым скрипом"...
                    1. -1
                      18 июня 2025 13:59
                      Но продвигаются, уже три на ходу и один в проекте. По поводу турок, прежде чем строить авианосец - надо подумать, что с него будет летать.
                      1. +1
                        18 июня 2025 18:10
                        Цитата: ТермиНахТер
                        Но продвигаются,

                        Четырнадцать лет понадобилось китайцам, чтобы достроить на 70% готовый Варяг...
                        Цитата: ТермиНахТер
                        По поводу турок, прежде чем строить авианосец - надо подумать, что с него будет летать.

                        Когда его строили, то расчитывали на 35-ый...
                      2. -1
                        18 июня 2025 20:56
                        1. Второй достроили быстрее, третий еще быстрее. "Варяг" был готов был готов на 70%?))) голый корпус без ничего, возможно готовность по корпусу была 70 %?
                        2. На "пингвина" они рассчитывали, когда строили "Анадолу". Что будет летать с авианосца, по поводу которого нет даже детальных чертежей, можно только догадываться)))
    4. +7
      18 июня 2025 12:36
      Цитата: Бонч
      Итальянцы, как были итальянцами, так и остались..Прожектеры..

      Ну пока что эти прожектеры имеют 2 современных корабля с авиацией, а также, вопреки желаниям автора статьи
      Две дизельных подводных лодки немецкого проекта 212А. Шесть свежих фрегатов. И всё!
      Остальные силы ВМС Италии – подводные лодки, эсминцы, фрегаты и корветы – они все родом из 80-90-х годов прошлого века!

      4 НАПЛ 212А и 15 современных фрегатов УРО.
  4. -7
    18 июня 2025 05:41
    Может Итальянской Республике войти в корпорацию Илона Маска? А что, товарищ тоже креативный. До сих пор автомобиль Тесла в космосе летает.
  5. -12
    18 июня 2025 05:46
    Пусть итальянцы выкупают USS Nimitz - его сейчас США сгоняют до Ирана и обратно, а дальше он идёт на списание)))
    1. -8
      18 июня 2025 05:50
      А вдруг не дойдет? Там парни в шлепанцах не далеко тусят, могут невзначай и утопить. Если память мне не изменяет, то американцы прикатили в тот регион, но гопники с Йемена, как то их "убедили" уплыть куда нибудь
    2. 0
      18 июня 2025 09:57
      Разве только на металлолом, да и то, опасно.
    3. +2
      18 июня 2025 12:00
      В свое время США предлагали Индии идущий на списание CV-63 Kitty Hawk. Индюки благоразумно отказались. Латать старое корыто пришлось бы бесконечно.
  6. +5
    18 июня 2025 05:55
    А собсно, если им денег не жалко, то построить вполне могут, мощности и компетенции в крупном судостроении есть. Бывал я в круизах на их лайнерах, той же Grand Princess, хорошо сделаны, по уму и качественно. Реакторы купят хоть у того же Westinghouse. Катапульты тоже купят в Америке, или вообще трамплином обойдутся.
    Но надо учесть, что стоимость постройки это всего лишь первый взнос. Эксплуатация не просто дорогое удовольствие, а ну очень дорогое. Впрочем, их бюджет, их проблемы.
    1. -5
      18 июня 2025 06:07
      Строительство мощного Авианосца удовольствие не из дешевых. А если к примеру Америка им откажет? Зачем Штатам какие то конкуренты? Вы деньги платите, а мы вас так уж и быть прикроем..
      1. +6
        18 июня 2025 06:14
        Цитата: Бонч
        А если к примеру Америка им откажет?
        Трамп не откажет. Наоборот, будет только рад продать им и реакторы, и катапульты, и авиакрыло - у Италии своих боевых, тем паче палубных, самолетов нет, ну разве что оморячат побочного брата Як-130. Но легкий штурмовик для авианосца - это ниочем.
        1. -6
          18 июня 2025 06:21
          А зачем ему это надо? Проще доить, чем получить какой то краткосрочный выигрыш и потом кое что сосать.
      2. +2
        18 июня 2025 10:01
        Цитата: Бонч
        А если к примеру Америка им откажет? Зачем Штатам какие то конкуренты?

        Не "конкуренты", а союзники в будущих войнах. Итальянцы им фрегаты строят, а вы о каких-то "конкурентах"...
        Если сложить пару британских, пару японских (вскоре), да будущие: два французских, корейский и итальянский, то получится очень приличное авианосное подспорье для ВМС США в предстоящей схватке с китайским флотом...
      3. +3
        18 июня 2025 12:02
        США нужна мощная коалиция против Китая. Так что они очень постараются, чтобы итальянцв со своим авианосцем в ней поучаствовали.
  7. +4
    18 июня 2025 05:57
    Цитата: Бонч
    Там парни в шлепанцах не далеко тусят, могут невзначай и утопить

    Напомните, сколько уже парни боевых кораблей утопили?
    1. -8
      18 июня 2025 06:03
      Факт не в том сколько утопили, а в том что матрасники вывели АУГ. Наверное продукты у них закончились...
      1. +1
        18 июня 2025 06:08
        Да-да, АУГ бежали, роняя кал.
        1. -6
          18 июня 2025 06:09
          Не знаю что ронял, но ушел.
          1. 0
            18 июня 2025 06:15
            Ну да - АУГ отбомбились и ушли.
            1. -6
              18 июня 2025 06:26
              По кому отбомбились?! по палаткам в пустыне? Это отличный ход по распилу бабла в Вашингтоне. Думаете хуситы такие тупые, что все свое вооружение в городе держать? У них кстати был замес с Саудитами, вооружёнными оружием из США, помните итог? Ушли не солоно хлебавши.
              1. +6
                18 июня 2025 12:02
                АУГи отработали, принудили хуситов к прекращению атак в проливе, и ушли. Хватит бред писать.
                1. -4
                  19 июня 2025 17:35
                  Только хуситы об этом не знали.
  8. BAI
    +9
    18 июня 2025 06:11
    Начать нужно с того, что Италия может строить хоть какие то авианосцы. Россия - нет
    1. -10
      18 июня 2025 06:19
      С чего вы решили, что нет? Взять хотя бы тот же самый "Ульяновск". Вопрос в другом зачем России авианосцы и как, и самое главное Где она и сможет использовать?! Да, сопровождение кто будет осуществлять? У России множество дружественных стран, возможно есть заморские владения или базы? Вот у США есть, по всему миру, а у России???
      1. +6
        18 июня 2025 11:09
        Цитата: Бонч
        Вопрос в другом зачем России авианосцы и как, и самое главное Где она и сможет использовать?! Да, сопровождение кто будет осуществлять?

        России, если она претендует на звание одного из немногих в мире независимых государств по-настоящему, необходим сбалансированный военный флот - это аксиома.
        1.без авианесущих кораблей флот не может быть на 100% сбалансированной системой.
        2.авианесущие корабли смогут надежно прикрыть небо над районом развертывания отечественных РПКСН (при условии господства над океанами противолодочной/разведывательной авиации вероятного противника) - это крайне важно!
        3.авианесущие корабли способны в радиусе 500-1500 км. обеспечить работу национального/союзного торгового флота (нет никаких гарантий на исполнение международных законов на просторах мирового океана, особенно в свете последних событий)
        4.авианесущий корабль имеет лучшие возможности для проецирования национальной силы в любом месте мирового океана, для поддержки: союзников (проверенных и гипотетических), зарубежных инвестиций, своих граждан.
        4.авиационная группа многоцелевого авианосца многократно превосходит по силам и средствам возможности любого надводного/подводного корабля, авианосец способен вести боевые действия более длительный период
        5.авианесущие корабли России нужны для Севере, Дальнем Востоке и Средиземном море. Мощные палубные истребители национальной разработки, превосходя зарубежные аналоги, могут нивелировать численное превосходство корабельного состава вероятных противников, отвлекая на парирование авиационной угрозы существенный наряд сил
        6.возможности палубной авиагруппы могут компенсировать недостачночные возможности береговой разведывательной/ противолодочной/ударной авиации в угрожаемый период в определённом районе
        7.корабельная группа с авианесущим кораблем всегда будет превосходить другую, не имеющую авиационной составляющей, особенно в сфете последнего революционного роста возможностей беспилотной авиации
        8.АУГ является одним из самых прочных столпов военного флота (по подсчетам советских специалистов конца 80-х годов, для гарантированного уничтожения АУГ США необходимо от 70 до 100 тяжелых ПКР с б.ч. 500 кг.)...
        9.наличие национального боеспособного флота (с авианесущими кораблями) и здоровой экономики увеличит число дружественных стран, с которыми могут быть заключены союзнические договоры, в т.ч. с возможностью базирования боевых кораблей.
        Это желаемое, а другое дело - объективная реальность, в которой строительство 80 кт. атомных многоцелевых авианосцев с проектированием целой линейки современной пилотируемой и беспилотной палубной авиации на сегодняшний день представляется малореалистичным...
        1. -1
          19 июня 2025 16:35
          Вы конечно многое правильно написали, но что бы это было реальностью должны быть базы раскинутые по всему миру, а иначе, как я написал это будет корыто, которое жмется к своим берегам или вообще запертое на своей базе. Пример - Тирпиц. Представляете, какая репутационные риски будут, в случае потопления авианосца?
      2. +1
        18 июня 2025 15:55
        Цитата: Бонч
        С чего вы решили, что нет? Взять хотя бы тот же самый "Ульяновск".

        Берём "Ульяновск". Заложен на Стапеле 0 в Николаеве. Где сейчас Николаев? wink
        Цитата: Бонч
        Вопрос в другом зачем России авианосцы и как, и самое главное Где она и сможет использовать?!

        Для решения тех же самых задач, что и в ВМФ СССР: ДРЛО и ПВО корабельных соединений внешнего периметра "бастионов" (защищённых позиционных районов РПКСН). То есть, как аэродром с малым временем подлёта резервов в тех краях, где до ближайшего сухопутного аэродрома более 300-350 км.
        Ибо если время подхода резервов с аэродрома к прикрывающей корабли дежурной группе больше, чем время между обнаружением самолётов противника и их выходом на дальность пуска - то противник практически беспрепятственно снесёт и корабли, и прикрывающие их самолёты. Вариант "дежурство авиаполком" не рассматривается за полной нереальностью.
        1. -1
          19 июня 2025 16:37
          В СССР была многочисленная морская авиация. У России много ее? Почему то СССР, принял эту концепцию, как самую сбалансированную.
          1. +1
            19 июня 2025 17:11
            Цитата: Бонч
            В СССР была многочисленная морская авиация. У России много ее? Почему то СССР, принял эту концепцию, как самую сбалансированную.

            Хорошо, что Вы вспомнили про МА ВМФ.
            Потому что ВМФ СССР даже при наличии этой самой многочисленной морской авиации регулярно требовал построить АВ. И отсутствие АВ в советском ВМФ было обусловлено отнюдь не стратегическими соображениями, а лишь волей одного конкретного человека и его клана. Все проекты АВ времён Горшкова резал товарищ Устинов, продвигая вместо этого орудия империалистической агрессии невнятные авианесущие крейсера с яковлевскими СВВП - "самолётами обороны фок-мачты".
            Серия 1143 без участия Устинова закончилась бы на втором корабле. Но он, и примкнувший к нему Амелько, приложили свою руку даже к превращению "Кузнецова" из полноценного АВ в трамплинное недоразумение. И лишь "Ульяновск" флоту удалось отстоять.
            1. -1
              19 июня 2025 17:28
              Вы поймите одно. Для строительства авианосца нужна концепция применения. Наличие военно-морских баз по всему земному шару. Этого сейчас нет. Все остальное это фантазии. Будут базы, тогда и вопрос ставить можно и да ... отсуствие или деградирующие тяжелое машиностроение и станкостроение плюс в копилку того, что авианосец не может быть построен. А это вопросы не ко мне.
              1. 0
                20 июня 2025 10:27
                Цитата: Бонч
                Вы поймите одно. Для строительства авианосца нужна концепция применения. Наличие военно-морских баз по всему земному шару. Этого сейчас нет.

                Концепция не изменилась со времён СССР - прикрытие сил обороны позиционного района РПКСН.
                Какие базы по всему миру? Нам хотя бы Белое, Печорское и восток Баренцева моря прикрыть. И без АВ это сделать не удастся. Потому что берег далеко, аэродромов мало. А эффективный радиус действия береговой истребительной авиации в первом приближении равен разности дальности обнаружения самолётов противника и эффективной дальности пуска их ПКР. В противном случае резерв с берега попросту не успеет.
      3. BAI
        +1
        18 июня 2025 21:18
        Взять хотя бы тот же самый "Ульяновск".

        "Ульяновск" собирался строить СССР, а не Россия
        1. -2
          19 июня 2025 16:38
          Он не собирался, а строить начал.
    2. -9
      18 июня 2025 06:35
      История Тирпица наглядный урок. Можно, какой угодно мощный корабль построить, но без баз раскинутых по всей планете и большого количества эсминцев это будет - корыто запертое в своей базе. А если вы не согласны, то в помощь пример Бисмарка вышедшего в свой первый и последний поход.
      1. -11
        18 июня 2025 08:05
        Кто минуснул. Ну пускай расскажет, как Тирпиц наводил шорох на коммуникациях союзников в Северной Атлантике, а Бисмарк потопил линкор Кинг Джордж V, авианосец Викториес, линкор Принц Уэльский и вспомогательные крейсера.. Послушаю с удовольствием человека живущем в альтернативном мире...Хотя вряд ли этот трус решится. Кое что жим-жим. Тут на сайте, я заметил есть категория "граждан" ну или крыс. Которые молча минусуют. Сказать нечего, но минусы кидают будь здоров. Ну давай крыса, напиши, что в моем посте выше не понравилось..
      2. +5
        18 июня 2025 08:43
        Цитата: Бонч
        Можно, какой угодно мощный корабль построить, но без баз раскинутых по всей планете и большого количества эсминцев это будет - корыто запертое в своей базе.

        Ну а у Италии в этом плане разве есть проблемы? Она так то в НАТО и в любом порту страны НАТО ее авианосец примут. Если будет с АЭУ конечно не в каждом, но в любом куда американские заходят.
        1. -7
          18 июня 2025 08:58
          Так то, то то и оно, когда есть сеть союзных государств и базы союзного гегемона это не проблема. А у России? Северный Флот - рядом натовская Норвегия, плюс американские подлодки постоянно пасутся. Тихий Океан? Тут возможностей больше и все зависит от Китая. Китайский ВМФ превосходит ТОФ. А если Китай своей любимой игрой займется в нейтралитет? Япония на голову превосходит наш флот, да и сама страна рядом, плюс база США, по авиации японцы так же нас превосходят на Тихом Океане. Опять таки, если что случится, флот будет заперт. Если на нас накинутся, то накинутся всем скопом и на востоке и на западе и на юге. Смысл в авианосце? Чтобы погиб, как крейсер Москва? по мне так лучше авиация будет.
          1. -5
            18 июня 2025 09:02
            Не располагаем мы сейчас ресурсами, чтобы производить все подряд. Мне идея авианосцев конечно нравится, но для чего они нужны? Показывать флаг Намибии...?
            1. 0
              18 июня 2025 15:39
              Во всем сказанном Вами есть одна мысль, которую стоит рассмотреть:
              по мне так авиация лучше

              Для авианосца нужен специальный самолет, а его у нас нет. Так что время "больших горшков" для нас наступит не завтра.
              В связи с этим напрашиваются два мероприятия:
              - срочный в вод в строй "Адмирала Кузнецова" в качестве учебно-боевого, для подготовки летного состава и ОКР по созданию универсального палубного истребителя-бомбардировщика;
              Передача стратегических ракетоносцев вместе с личным составом в состав ТОФ для плавшения боеспособности в зоне предстоящих боевых действий.
              И главное - отработка взаимодействия, в том числе с ВМФ Китая.
              1. -2
                19 июня 2025 16:49
                Кузнецов это так себе решение. не до крейсер, не до авианосец. Стратеги, кто прикрывать будет? Сколько полков морской истребительной авиации у России? На ТОФ по мне не авик нужен, а УДК. Толку больше. Куда из Владика Российская АУГ может выдвинутся? Все страны, за исключением КНДР и Китая или враждебны или соблюдают нейтралитет. Иначе это будет похоже на эскадру фон Шпее. Или поход Бисмарка. А без Китая никак? А если Китай не станет помогать, то что делать? Фантазии вещь хорошая..
    3. -5
      18 июня 2025 06:55
      А зачем нам оно надо ? Для примера, хоть одну задачу стратегического плана сможете сформулировать , где без авианосца не обойтись ? Ну чисто теоретически... wink
      1. +5
        18 июня 2025 07:03
        Италия- одна из составляющих НАТО, а не сама по себе, поэтому стоить переформулировать вопрос- есть ли у НАТО такие задачи? Есть и вторая сторона- сейчас речь идет о значительном увеличении расходов на оборону в НАТО, с 2 до 5 процентов, большие деньги, и ВМФ Италии пытается застолбить себе часть пирога.
  9. +1
    18 июня 2025 06:23
    С завидной периодичностью в Италии просыпаются имперские амбиции. Только империи у них при этом не получались.
  10. +2
    18 июня 2025 06:42
    Океанский авианосец - это корабль во вторую очередь. Прежде всего это подвижная база экспансионизма, то есть устрашения и вторжения. Они хороши только для экономически высокоразвитых стран с обширной портовой и судоремонтной инфраструктурой и только против заведомо более слабых стран. Италия никогда не использовала свой флот для океанской экспансии, а Франция уже давно растеряла интерес к "мировому реагированию". Россия не обладает ни экономической мощью, ни инфраструктурой, позволяющей долго использовать такое оружие. Да и целей экспансии Россия не ставит. Британский флот растерял всё что имел перед Второй мировой. Единственные, кто ещё могут использовать океанские авианосцы - американцы, но и для их экономики это всё более и более накладно.
    1. -11
      18 июня 2025 06:48
      Наконец то хоть кто правильно говорит. АУГ это прежде всего устрашение перед заведомо слабым противником. Это проекция силы. А когда враг равен, то никакой авианосец близко не сунется. И так же верно, сила экономики, чтобы такой корабль содержать.
      1. +5
        18 июня 2025 10:41
        Цитата: Бонч
        А когда враг равен, то никакой авианосец близко не сунется.

        ВМС США, правда, об этом не знали, поэтому вовсю пытались кошмарить нас и на Севере и на ДВ. И нередко получалось - см перл харбор 1982 г
    2. -1
      18 июня 2025 21:17
      Примерно тоже самое написал. А мне минусов навтыкали . Двойные стандарты, однако! laughing
  11. +5
    18 июня 2025 06:44
    То есть трамплинная схема, обусловленная тем, что F-35 катапульты не нужны, да он на них и не рассчитан.

    Как можно писать такие ляпы? Ф-35С...
  12. -6
    18 июня 2025 07:59
    Кто то мечтает попилить бюджет. Италия это уже давно сухопутная страна и нечего им лезть даже в море. Хотя и на суше те еще вояки. Римляне вымерли и деградировали в итальянцев.
    1. +3
      18 июня 2025 11:58
      Цитата: Виктор Сергеев
      Италия это уже давно сухопутная страна и нечего им лезть даже в море.

      Жаль, что Италия вас не слышит и по-прежнему имеет третий по тоннажу торговый флот в ЕС и входит в пятерку мировых лидеров по судостроению, уступая лишь трём азиатским "монстрам": КНР, Р.Корея,Япония и впечатляющим в последнее время Филиппинам...
  13. +3
    18 июня 2025 08:21
    Знаете, почему во время Второй мировой войны Италия не строила авианосцы? Потому что Муссолини сказал, что сама Италия - это есть непотопляемый авианосец...
  14. +1
    18 июня 2025 08:30
    Ну, Италия же в начале 20-го века участвовала в подавлении Боксерского восстания, держала в АТР флот и войска.
    Чего б не попробовать снова...
  15. -4
    18 июня 2025 09:06
    Если отбросить ольгинский стиль и ухватки автора,главное в статье следующее -" адмирал Энрико Кредендино подтвердил, что служба рассматривает возможность приобретения своего первого атомного авианосца, заявив, что это является частью более масштабных усилий по противодействию развивающимся морским угрозам и удовлетворению энергетических потребностей".
    Главное Италия вооружается для захвата энергоресурсов.То что они это вооружение пустят в дело у меня например сомнений нет,как и нет против кого.Главные цели после разгрома Ирана-будут страны персидского залива и РФ.
  16. +7
    18 июня 2025 09:07
    Для сравнения, российский ТАВКР «Адмирал Кузнецов» имеет водоизмещение 46 500 тонн стандартное и 59 100 тонн полное. То есть, итальянский корабль даже меньше российского.
    Зато он у них есть, в отличии от Кузнецова в непонятном состоянии.
    1. +3
      18 июня 2025 12:01
      Цитата: Алексей 1970
      Зато он у них есть

      И отрабатывает в тысячах км. от своей базы...
  17. 0
    18 июня 2025 09:17
    Вспоминая старый анекдот...

    - Дональд, Италия вступила в войну
    - Ну и что? Пошлите против них арли берк
    - Да, но она вступила в войну на нашей стороне!
    - О черт! Пошлите ей на помощь генри форда...
  18. +2
    18 июня 2025 10:07
    А зачем Италии океанские суда? Если приходится действовать в акватории Средиземного морей.
  19. -3
    18 июня 2025 10:40
    Надо уже показательно затопить одно такое корыто. Может эта честь выпадет Ирану . Понятно, что плотность защиты ПВО эскорта высокая, но гиперзвук и манёвры должны сделать своё дело.
  20. -2
    18 июня 2025 11:05
    "Хочешь разорить страну - подари ей авианосец !"®
    1. +1
      18 июня 2025 14:39
      Ну да, а то США, Китай и Южная Корея беднеют прям на глазах good
  21. 0
    18 июня 2025 12:39
    Новый легкий (я бы сказал – легчайший) авианосец. Новейший УДК. Две дизельных подводных лодки немецкого проекта 212А. Шесть свежих фрегатов. И всё!
    Остальные силы ВМС Италии – подводные лодки, эсминцы, фрегаты и корветы – они все родом из 80-90-х годов прошлого века! То есть ни о каком активном использовании в акватории Тихого океана речь не идет. Есть мнение, что далеко не все туда доберется своим ходом.
    Сейчас один уважаемый флот расстроился, где корабли "из 80-90-х годов прошлого века! То есть ни о каком активном использовании в акватории Тихого океана речь не идет. Есть мнение, что далеко не все туда доберется своим ходом "

    Коррумпированность всего итальянского общества известна очень давно. И сравниться с итальянцами могут разве что украинцы, хотя эти могут и превзойти легко и непринужденно.
    Есть другие бессменные чемпионы в этом деле и это не итальянцы с украинцами...

    Желание итальянцев встать в один ряд с США в «наведении порядка» в Тихом океане странно. Тихий океан — он как бы далековато в плане расстояний, да и интересы Италии всегда находились поближе, чем берега Китая или Северной Кореи. Но на самом деле у Италии нет ничего для реализации таких амбициозных планов: флот не способен создать более-менее вменяемую группировку кораблей, а потому постройка атомного авианосца с любыми перспективами смотрится странно. Смысл появления такого корабля в Азиатско-Тихоокеанском регионе, если этот корабль некому будет защитить?
    Смысл - участие в НАТО, где "все воюют вместе".
    С политической точки зрения Италии проще делать флот и развивать ВВС, чем большие СВ, (СВ полуострову Италия даже теоретически непонятно, против кого применять, для "защиты границ"). Да и не любит нынче избиратель потери сограждан, и все протесты против войн в основном про "но бутс он зе граунд" - а если бомбить кого-то, то возражений особых у избирателей не возникает.
  22. +2
    18 июня 2025 13:04
    Как много красивых эпитетов. Но давайте посмотрим на ситуацию НЕ в вакууме.
    Италия не просто какая то страна, это член ЕС и член НАТО. А какие проблемы у блока НАТО и ЕС - проблема экономического давления со стороны Китая. который постепенно всё производство строит именно у себя. А если смотреть на италию только как на члена ЕС, то после начало СВО и тёрок с Трампом, европейцы окончательно решили сделать весь блок ЕС более самостоятельным политическим блоком. В том числе для этого нужно сформировать ЕС и как серьёзный военный блок с унификацией вооружения внутри самого ЕС.
    И вот нужно понять что это не Италии нужен атомный авианосец, это ЕС нужны атомные авианосцы распределённые между крупнейшими странами ЕС с развитой морской и судостроительной инфраструктурой.
    Не удивлюсь если со временем Всё сформируется в систему при которой у Франции, Италии и Испании, будут по два авианосца, что бы в сумме ЕС располагал аж шестью атомными авианосцами. А если британия ещё захочет остаться вместе с европой и действовать сообща - то ещё +2 авианосца для единого "европейского" флота.
    И вот 6 (или 8) атомных авианосцев с базированием в портах Европы - это заметное усиление флота в Европе. При чём такая группа авианосцев, вышедших на патрулирование в южно-китайское море - создаст больший контроль над акваторией чем 1-2 американских суперавианосца.
    Но что бы это работало - нужна унификация. Что бы вся серия авианосцев и самолётов для них, были бы как Airbus. Производятся всеми участниками сообща и распределяя нагрузку и производство между всеми.
    Реакторы производит Франция, резервные дизельные установки Германия, Электрику в Нидерландах, Лёгкое вооружение Швеция, Сегменты корпуса Италия, Лёгкие конструкции и фермы Португалия и т.д.

    В сочетании с тем что есть идея единого истребителя, я думаю Европа будет способна создать серьёзную, собственную авианосную группировку.
  23. AVP
    -5
    18 июня 2025 14:02
    Ничего они не построят. не та страна не те возможности - надорвутся. И по той же причине не смогут купить.
    Все их интересы - охрана коммуникаций средиземноморья(разве что от пиратов сомалийских), для чего вполне достаточно тех УДК, которые уже есть. Более крупные кораблики мгновенно разорят Италию, в бюджете которой итак дебет с кредитом не сходится.
    1. +2
      18 июня 2025 14:48
      не та страна не те возможности - надорвутся.

      В Италии крайне мощная судостроительная промышленность.
      Захотят - сделают.
      Все их интересы - охрана коммуникаций средиземноморья

      Вы не забывайте что Италия это часть ЕС, а их интересы куда больше Средиземного моря.
      1. AVP
        -1
        19 июня 2025 13:04
        Да, да, а ещё у них на западе ввп выше нашего в 30 раз, и зарплаты выше в 15 раз. Стоит им захотеть - денег кинут, мышкой кликнут и родят атомный авианосец. в цивилизации же так всегда работает...
        1. +1
          19 июня 2025 13:54
          Да, да, а ещё у них на западе ввп выше нашего в 30 раз, и зарплаты выше в 15 раз.

          К чему это?
          Я написал факт. Италия крупный судостроитель и является частью ЕС.
  24. 0
    18 июня 2025 15:48
    Ядерные силовые установки имеют ряд недостатков, в том числе значительные затраты на производство и обслуживание. Однако они обеспечивают значительно более высокую мощность для бортовых систем, позволяя кораблям развивать высокую скорость и не нуждаясь в дозаправке при дальних рейсах, обеспечивают просто прекрасную автономность. Плюс не надо таскать за собой канистру с топливом в виде пары танкеров и рисковать кораблями в случае потопления противником этих танкеров.

    Танкеры всё равно таскать придётся. С корабельным топливом - для эскорта, и с авиатопливом - для палубного авиакрыла.
    Во-первых, до конца не ясно, зачем ВМС Италии это пресловутое развертывание сил в Тихоокеанском регионе.

    Старший приказал. ©
    В том смысле, что ВМС Италии в данном случае действуют не сами по себе, а как часть сил НАТО.
  25. +1
    18 июня 2025 19:11
    Интересно: где Италия найдет деньги на строительство атомного авианосца, авиакрыла для него, а так же кораблей сопровождения? Внешний долг Италии уже в прошлом году достиг 3 трлн дол, что составляет - 119% от ВВП, государственный долг составлял уже в 2023 г - 134% от ВВП. Конечно, это не Франция или Греция с их внешним долгом за 200% от ВВП, но все же. Тем же американцам уже многие годы предвещают дефолт. а между тем, там долг составляет лишь - 88% от ВВП. Тем более, нужно помнить об экономических трудностях ЕС, об идущей там деиндустриализации, о дорогих ресурсах, о том, что огромные деньги идут на содержание "незалежной" и пр.
    1. +1
      19 июня 2025 15:11
      Цитата: Андрей А
      Интересно: где Италия найдет деньги на строительство атомного авианосца, авиакрыла для него, а так же кораблей сопровождения?

      Отнимет у Украины! laughing
  26. +2
    18 июня 2025 20:59
    У всех всё плохо , а у нас все хорошо, правда задутая гранта стоит 1,2 ляма и цены растут , а зарплаты что-то в регионах не сильно выросли , все дураки одни мы прекрасные.
  27. +1
    18 июня 2025 22:15
    "Плюс не надо таскать за собой канистру с топливом в виде пары танкеров и рисковать кораблями в случае потопления противником этих танкеров...." да, только и сама АЭУ довольно уязвимая
  28. +1
    18 июня 2025 22:25
    Из ВМФ у итальянцев традиционно сильны диверсионные силы (10 флотилия MAS, группа "Гамма" (первый руководитель Волк Евгений),и т.д.).
  29. +1
    19 июня 2025 03:47
    Кредендино подтвердил, что служба рассматривает возможность приобретения своего первого атомного авианосца, заявив, что это является частью более масштабных усилий по противодействию развивающимся морским угрозам и удовлетворению энергетических потребностей.

    Про "энергетическое" могу предположить три [невзаимоисключающих] версии:
    a) Классическая физика. Если атомная энергетика дешевле тепловой (и ужъ тем более солярово-мазутной), но в Италии запрещена - погрузим ядерные станции на корабли ! (Много не нагенерируют, но хоть мазут сэкономят).
    б) Гегемон хочет/требует, чтоб нефтепродукты закупали у него. Если придвинуть аэродром ближе к США, то топливо для учебных полётов будет дешевле за счёт самовывоза ( и танкером то же ближе).
    в) Запад хочет "справедливых" цен на энергоносители - предположим, не более 10 долларов. "Спекулянтов" - под санкции. Попытчиков просочиться мимо запрета останавливать и арестовывать - как пиратов !
    Последний вариант - самый "жирный". И именно такой класс авианосцев наиболее подходит для его реализации. Ибо просто топить выявленных спутником "нефтяных пиратов" противокорабельными ракетами - сильно грубо и экологически небезопасно (да и недоходчиво - "ну исчез танкер, в эфир ничего не сообщил"). А тут сначала самолёт пролетит навиду. Потом близко и требовательно. Потом чирканут из пулемёта. Потом обездвижут. Потом прилетит вертолёт, "пиратов" и посудину [с нефтью] арестуют.
  30. +2
    23 июня 2025 18:45
    Автор забывает, что по ядерным технологиям Франция стоит на втором месте после России. У Франции очень большой опыт эксплуатации АЭС и атомных реакторов подводных лодок. Создать ядерный реактор для авианосца - не чрезмерно большая проблем для французской науки и промышленности.
    У Италии в этом плане всё грустно, но есть мощная судостроительная отрасль. В целом, она сможет купить реакторы если не у Франции, то у США. Эти с радостью продадут свой "Вестингауз" кому угодно, лишь бы купили.