Израильская авиация и средства поражения «воздух-земля», задействованные в ударах по Ирану

24 383 69
Израильская авиация и средства поражения «воздух-земля», задействованные в ударах по Ирану

В свете последних событий у многих читателей «Военного обозрения» возрос интерес к израильским ВВС. Более того, ряд моих знакомых, являющихся посетителями этого сетевого издания, при личном общении задают вопросы о том, какие израильские самолёты непосредственно задействованы в воздушных атаках против Ирана и какие средства поражения они используют.

Для страны площадью 22 072 км² с населением 10 027 00 человек Израиль обладает весьма мощными и современными Военно-воздушными силами с очень квалифицированным и мотивированным лётным и техническим составом. Военно-воздушные силы Армии обороны Израиля, воюющие практически непрерывно с момента своего образования в мае 1948 года, имеют богатую историю боевого применения и большой опыт организации дальних рейдов для уничтожения различных объектов на значительном удалении от своих аэродромов.




В июне 1981 года в ходе операции «Опера» был разрушен недостроенный иракский ядерный реактор «Осирис» в Ираке, в сентябре 2007 года самолёты израильских ВВС в ходе операции «Фруктовый сад» уничтожили сирийский ядерный объект в районе Дейр-эз-Зор. Относительно недавно наносились удары по объектам хуситов в Йемене.

Структура, численность и места базирования ВВС Израиля


Согласно справочным данным, по состоянию на 2024 год ВВС Армии обороны Израиля располагали 610 самолётами и вертолётами. На них летали, обслуживали и охраняли 34 000 человек, ещё 11 000 человек являются резервистами, призываемыми в случае возникновения военной угрозы.

Во главе Военно-воздушных сил стоит командующий в звании генерал-майора. В состав административного командования, подчинённого командующему, входят шесть управлений, возглавляемых офицерами в звании бригадного генерала:
- Управление штаба — занимается вопросами планирования и боевой подготовки и координирует совместную деятельность управлений ВВС. Глава управления является заместителем командующего ВВС.

-Управление воздушных сил — занимается организацией учебного процесса и повседневной эксплуатацией.
-Управление воздушных операций — отвечает за оперативное применение Военно-воздушных сил.
-Управление содействия и вертолётного флота — занимается координацией действий ВВС с другими родами войск, а также вопросами эксплуатации и применения вертолётного парка ВВС.
-Управление кадров.

Помимо управлений, в составе ВВС имеются: Штаб сил противовоздушной обороны и Штаб контроля воздушного пространства, которым подчиняются учебные и строевые подразделения объектовой ПВО/ПРО, а также радиолокационные средства контроля воздушного и космического пространства.


Израильские авиабазы обозначены синими точками

На территории Израиля имеется 10 авиабаз. Из них пять используется для базирования истребителей-бомбардировщиков и перехватчиков ПВО.

Израильские перехватчики и истребители-бомбардировщики


В 2024 году в строевых эскадрильях ВВС Израиля имелось 66 тяжелых истребителей McDonnell Douglas F-15А/В/С/D Eagle, которые в основном используются для контроля воздушного пространства, перехвата воздушных целей и завоевания превосходства в воздухе.


Истребители F-15А/В/С/D, именуемые в Израиле как «Baz» («Сокол»), имеют очень приличный возраст. Для продления срока службы и повышения боевых возможностей машин с достаточным для дальнейшей эксплуатации ресурсом в ходе проведения капитальных ремонтов силами местной авиационной промышленности они были доведены до уровня «Baz Meshupar» («Улучшенный Сокол»).


Эти истребители, эксплуатируемые в составе 106-й и 133-й эскадрилий, размещаются на авиабазе «Тель-Ноф» в 27 км к югу от Тель-Авива, расположенной между Реховотом и Гедерой.


Спутниковый снимок Google Earth: дежурные израильские истребители F-15 на авиабазе «Тель-Ноф». Снимок сделан в июне 2024 года

Постоянно на стоянке дежурных сил в повышенной готовности к вылету находятся четыре перехватчика. Другие самолёты спрятаны в высокозащищённых железобетонных укрытиях, что с учётом перманентной угрозы ракетных обстрелов и возможных атак беспилотников является вполне оправданным.

Наиболее продвинутой версией является израильская версия «Ударного орла», имеющая обозначение F-15I Ra'am («Гром»). В настоящее время все 25 израильских истребителей-бомбардировщиков F-15I сведены в 69-ю эскадрилью, дислоцированную на авиабазе «Хацерим» неподалёку от города Беэр-Шевы.


Израильский многоцелевой истребитель F-15I «Ra'am»

Двухместные F-15I являются весьма продвинутыми машинами как в возможности ведения воздушного боя, так и в части нанесения ударов по наземным целям. По ряду характеристик они превосходят американские истребители-бомбардировщики F-15Е.

Модернизированный в Израиле многоцелевой истребитель-бомбардировщик F-15I имеет максимальный взлётный вес 36750 кг. Два двигателя Pratt & Whitney F100-PW-229 с тягой на форсаже 129,45 кН на высоте 11 000 м способны разогнать самолёт до 2655 км/ч. Крейсерская скорость – 920 км/ч. Практический потолок – 18200 м. Практическая дальность с ПТБ – 5745 км. Истребитель вооружен 20-мм шестиствольной пушкой М61А1 Vulcan с 512 патронами. На девяти внешних узлах может быть размещена полезная нагрузка массой 11113 кг. Первоначально для ночных ударов подвешивались контейнеры наведения Sharpshooter, разработанные для F-16, но они были менее эффективны, чем контейнеры LANTIRN, используемые на американских F-15E. В связи с чем Израиль купил 30 контейнеров LANTIRN. Кроме того, на F-15I установлено продвинутое электронное оборудование израильского производства. В частности, используется система РЭБ Elisra SPS-2110, улучшенный радар, системы навигации и связи.

Для замены части парка устаревших и изношенных истребителей F-15 ранних модификаций Израиль заказал 25 самолётов F-15IA, являющихся адаптированной версией многоцелевого истребителя Boeing F-15EX Eagle II. Также в этот вариант планируется переделать все имеющиеся F-15I.

Наиболее многочисленным типом боевого самолёта являются модернизированные в Израиле американские «Сражающиеся Соколы»: F-16C/D Barak 2020 и F-16I Sufa. Всего на вооружении в 2024 году имелось 174 таких истребителя.

В 1988 году США продали Израилю 60 самолётов General Dynamics F-16C/D Block 40 Fighting Falcon («С» — одноместный, «D» — двухместный), получивших после доработки название «Barak II» («Молния»). В 2011 году стартовала программа модернизации стареющих истребителей до уровня F-16C/D Barak 2020, завершенная в 2014 году. После модернизации самолёты Barak 2020 по своим возможностям приблизились к более свежей модификации F-16I Sufa.


Истребитель F-16C Barak 2020

Основная часть истребителей F-16C/D Barak 2020 служит в составе 1-го авиакрыла в 101-й, 105-й и 109-й эскадрильях на авиабазе Рамат-Давид в 20 км к юго-востоку от Хайфы. На этой авиабазе самолёты размещаются в больших подземных укрытиях, имеющих несколько ворот, где они скрываются после каждой посадки и которые имеют несколько входов и выходов. Укрытия защищают от ракетных обстрелов и не позволяют с помощью БПЛА и спутниковой разведки контролировать расположение авиатехники на базе. Постройка наземных укрытий признана необходимой в связи с тем, что расстояние до Сирии и Ливана составляет всего 50-60 км. Во время Войны Судного дня в 1973 году эта авиабаза была единственной, куда попадали арабские ракеты.

Хотя многие самолёты F-16C/D Barak 2020 провели в воздухе более 6000 часов, своевременный ремонт и обслуживание позволяют поддерживать их в хорошем техническом состоянии. В настоящее время истребители данной модификации используются для вспомогательных целей, рассматриваются в качестве оперативного резерва и по мере израсходования ресурса списываются.


Спутниковый снимок Google Earth: списанные истребители F-16C/D Barak 2020 на авиабазе Рамат-Давид

Списанные самолёты, предназначенные для утилизации, не размещают в подземные укрытия, а хранят на поверхности.

Гораздо более новые двухместные лёгкие истребители F-16I Sufa («Шторм») являются доработанной в соответствии с израильскими требованиями F-16D Block 52. Первые самолёты этого типа прибыли в Израиль в 2004 году. Всего компания Lockheed Martin поставила 102 истребителя F-16I Sufa. Впоследствии в авариях и катастрофах было потеряно четыре машины и один истребитель сбит ракетой сирийского ЗРК С-200ВЭ. Истребителями F-16I вооружены три эскадрильи 25-го авиакрыла: 119-я, 201-я и 253-я, размещённые на авиабазе Рамон в 50 км к югу от Беэр-Шевы.


Истребитель F-16I Sufa

От американских «Сражающихся соколов» истребители «Суфа» отличаются высокой долей электронного оборудования израильского производства. По информации, опубликованной в англоязычных источниках, заменено примерно 50% авионики. На самолётах F-16I вместо американской аппаратуры буксируемых ложных целей AN/ALE-50 используется местное изделие аналогичного назначения. Комплекс РЭБ включает системы предупреждения о радиолокационном облучении и постановки помех Elisra SPS 3000. В распоряжении пилотов имеется нашлемная система целеуказания, разработанная Elbit Systems, индикаторы на лобовом стекле и многофункциональные дисплеи, сопряженные с израильской системой управления огнём. Истребители F-16I вооружаются ракетами «воздух-воздух» ближнего боя Python 5 от компании Rafael и оснащены разработанными в Израиле конформными топливными баками, благодаря чему дальность полета увеличивается на 50%. Компоновка конформных баков также даёт возможность освободить стандартные узлы от подвесных топливных баков, что существенно увеличивает ударные возможности. Наличие на борту второго члена экипажа, выполняющего обязанности оператора вооружения и штурмана, позволяет разгрузить пилота и улучшить информационную осведомлённость.


На истребителе F-16I используется двухконтурный турбореактивный двигатель с форсажной камерой Pratt & Whitney F100-PW-229, унифицированный с F-15I. Максимальная взлётная масса достигает 15200 кг. Максимальная скорость на высоте – 2132 км/ч, у земли – 1480 км/ч. Практический потолок – 18500 м. Боевой радиус без дозаправки – 1500 км. Перегоночная дальность – 4500 км. Истребитель вооружен встроенной 20-мм пушкой M61A1 Vulcan, на внешних узлах подвески может нести боевую нагрузку массой 5420 кг.

Самым современным типом боевого самолёта в Воздушных силах Армии обороны Израиля является F-35I Adir («Могучий») производства компании Lockheed Martin.


Истребитель F-35I Adir

Эта машина обладает малой радиолокационной заметностью, оснащена различными датчиками и новейшими системами приёма, передачи и обработки информации в реальном режиме времени, что позволяет существенно повысить ситуационную осведомлённость и боевую эффективность. При взаимодействии с другими боевыми самолётами «Адир» способен работать как ретранслятор и передовой пункт управления.

Два истребителя 5-го поколения F-35I прибыли в Израиль 12 декабря 2016 года. Через год боеготовыми были признаны девять самолётов. 22 мая 2018 года командующий ВВС генерал-майор Амикам Норкин сообщил, что Израиль стал первой страной в мире, которая применила F-35 в боевых действиях в ходе нанесения ударов по объектам в Сирии. 15 марта 2021 года истребители F-35I сбили два иранских беспилотника, что стало первым перехватом реальной воздушной цели, осуществленным истребителем F-35. 23 октября 2023 года «Адир» сбил крылатую ракету, запущенную в сторону Израиля хуситами, что стало первым в мире перехватом крылатой ракеты самолетом F-35. В июле 2024 года F-35I участвовали в ударах по Йемену, в 1700 км от израильской территории.

Израиль сумел добиться от США возможности адаптировать F-35 под собственную боевую концепцию, включающую использование национальных систем связи, РЭБ и управления вооружением. Это делает «Адир» уникальной версией, отличающейся от стандартных экспортных F-35A. Помимо желания обеспечить работой национальный военно-промышленный комплекс и использовать собственные авиационные средства поражения, лучше подходящие для местных условий, израильское руководство постаралось снизить зависимость от США в части использования сложного американского оборудования и программного обеспечения. Существенным отличием «Адира» стало внедрение в состав его БРЭО израильской авионики, включая систему управления вооружением, шлем пилота, сопряженный с системой целеуказания, и собственную архитектуру обмена данными. Израиль получил доступ к исходному коду, что дало возможность интеграции собственного программного обеспечения и создания резервных каналов управления.


По основным данным израильский F-35I Adir соответствует F-35А Lightning II. Максимальный взлётный вес составляет 29 900 кг. Двухконтурный турбореактивный двигатель Pratt & Whitney F135-PW-100 с тягой на форсаже 190 кН на большой высоте разгоняет самолёт до 1930 км/ч. Крейсерская скорость полёта — 850 км/ч. Практический потолок — 15 000 м. Боевой радиус действия без ПТБ и дозаправки в воздухе с ракетами воздушного боя — 1410 км. При выполнении ударных задач — 1230 км. Истребитель вооружён встроенной четырёхствольной 25-мм пушкой GAU-12А с боекомплектом 180 выстрелов. Общий вес боевой нагрузки, размещённой на внешних узлах и во внутренних отсеках, достигает 8200 кг. F-35I способен нести как американские, так и израильские авиационные боеприпасы. В состав номенклатуры вооружения истребителя входят планирующие авиабомбы семейства JDAM, а также ракеты класса «воздух-земля» AGM-88 HARM. Израильское военно-промышленное лобби активно продвигает интеграцию собственных боеприпасов, включая высокоточные УАБ семейства SPICE с интеллектуальной системой наведения, УР “воздух-воздух” Python 5 и средства борьбы с ПВО.

По состоянию на апрель 2025 года израильские представители приняли 46 самолётов F-35I. Эти истребители, приписанные к 28-му авиакрылу, дислоцируются на авиабазе Неватим в 15 км к юго-востоку от Беэр-Шевы и стоят на вооружении 116-й и 140-й эскадрилий.


Ещё одна 117-я эскадрилья находится в процессе комплектования и обучения лётного и технического состава. Один «Адир» имеется в 601-й лётно-испытательной эскадрилье на авиабазе Тель-Ноф в 5 км к югу от Реховота.

Израильские самолёты-заправщики


Даже с учётом того, что полёт израильских истребителей-бомбардировщиков, наносящих ракетно-бомбовые удары по иранским объектам, осуществляется по кратчайшему маршруту через воздушное пространство Иордании и Ирака, это было бы невозможно без дозаправки ударных самолётов в воздухе.

Все израильские воздушные танкеры приписаны к авиабазе Неватим и входят в состав 28-го авиакрыла. В 131-й транспортно-заправочной эскадрилье имеется семь средних турбовинтовых заправщиков Lockheed КС-130Н Hercules. Во время иранских ударов по Израилю в апреле 2024 года один самолет этого типа получил некритические повреждения, но его нынешнее техническое состояние неизвестно.


Израильский транспортно-заправочный самолёт КС-130Н

Воздушные танкеры КС-130Н обеспечивают дозаправку в воздухе как тактических самолетов, так и вертолетов, а также быструю заправку на земле при использовании аэродромов подскока. Дополнительные выполняемые задачи включают доставку войск и грузов по воздуху, экстренное пополнение запасов в неподготовленных зонах и экстренную медицинскую эвакуацию.

Самолёт с максимальным взлётным весом 79380 кг оснащён четырьмя ТВД Allison T56-A-15 мощностью до 4508 л.с. каждый. Максимальная скорость полёта — 620 км/ч. Крейсерская — 555 км/ч. Практический потолок — 10 050 м. Полезная нагрузка — около 19 000 кг. Дальность с максимальной нагрузкой — около 3700 км. Экипаж — 5 человек.


При использовании в роли воздушных танкеров турбовинтовых «Геркулесов» они способны обеспечить дозаправку в воздухе не менее четырёх истребителей-бомбардировщиков на расстоянии до 930 км от своего аэродрома.

120-я эскадрилья укомплектована самолётами КС-707, которые в израильских ВВС имеют обозначение "707 Re'em".


Израильский воздушный заправщик КС-707

Как известно, США не поставляли Израилю специализированные воздушные танкеры КС-135, также созданные на базе пассажирского Boeing 707. Самолёты, эксплуатируемые израильскими ВВС, представляют собой приобретённые в 1979 году авиалайнеры Boeing 707-300 и переделанные компанией Israeli Aerospace Industries в заправщики путём установки съёмных ёмкостей для авиационного топлива, насосов, заправочных штанг и другого оборудования.


Кроме обеспечения авиационным топливом, израильские самолёты 707 Re'em, оснащённые спутниковыми терминалами и аппаратурой специальной связи, могут использоваться для коммуникации и оперативной выдачи целеуказания ударным самолётам, совершающим дальние рейды.


Спутниковый снимок Google Earth: самолёты-заправщики КС-130Н и КС-707 на авиабазе Неватим

На спутниковом снимке стоянок заправщиков КС-130Н и КС-707 видно, что эти машины стоят открыто и ничем не защищены. Впрочем, построить полноценные укрытия для самолётов такого размера является делом весьма накладным даже для Израиля.

Для замены устаревших воздушных танкеров КС-707, возраст которых перевалил за 50 лет, в 2020 году заказано восемь новых самолётов Boeing KC-46А Pegasus. Первые заправщики, построенные на базе авиалайнера Boeing 767, должны были поступить в 2025 году. Но имеются ли они в Воздушных силах Армии обороны Израиля, неизвестно.

С учётом масштабов воздушных атак на Иран, расстояния до мест нанесения ударов и численного парка израильских самолётов-заправщиков вызывает сомнение их способность обеспечить в полёте топливом все задействованные в боевых операциях ударные машины. Хотя американское руководство заявляет о своём неучастии в ударах, наверняка Израиль получает от США оперативную разведывательную информацию, и возможно, что американские ВВС осуществляют дозаправку израильских боевых самолётов.

Израильские самолёты дальнего радиолокационного дозора, радиотехнической разведки и радиоэлектронной борьбы


Проведение столь масштабной и хорошо скоординированной воздушной операции против Ирана было бы невозможно без использования самолётов ДРЛО, РТР и РЭБ.

В 1990-е годы перед командованием израильских воздушных сил встал вопрос замены выработавших ресурс четырёх самолётов ДРЛО Grumman E-2С Hawkeye, которые активно использовались с 1981 года. Американцы настойчиво предлагали улучшенные варианты «Хокая» и даже более крупные машины, такие как Boeing E-767 или Boeing 737 AEW&C. Однако с учётом местной специфики и в связи с желанием обеспечить заказами израильские компании, работающие в области электроники и авиастроения, было решено строить собственный самолёт ДРЛО, основываясь на относительно небольшой и лёгкой платформе. В качестве носителя перспективного радиотехнического комплекса был выбран относительно компактный двухдвигательный реактивный самолёт бизнес-класса Gulfstream G550. На тот момент это был новейший бизнесджет, в котором реализовались самые передовые достижения гражданского авиастроения. Благодаря хорошей аэродинамике и применению двигателей Rolls-Royce BR 710, имеющих высокую топливную эффективность, обеспечивались приемлемые дальность полёта и время нахождения в воздухе. Максимальная скорость — 926 км/ч, крейсерская — 850 км/ч. Платформа для самолёта G550 CAEW, собранная на американском предприятии компании Gulfstream в Саванне, штат Джорджия, впервые поднялась в воздух в мае 2006 года. После облёта самолёт передали израильской компании IAI Elta Systems.

Ядром радиотехнического комплекса самолёта G550 CAEW является радиолокационная станция с АФАР EL/W-2085 с плоскими антеннами, смонтированными по бортам в средней части фюзеляжа. Вспомогательные антенны размещаются в носовой и хвостовой части, что позволяет создать круговой радиолокационный охват. Антенны пассивной системы радиотехнической разведки смонтированы под законцовками крыла.


Израильский самолёт ДРЛО G550 CAEW

Максимальный взлётный вес самолёта ДРЛО G550 CAEW достигает 42 000 кг, при этом запас топлива составляет 23 000 литров горючего, что обеспечивает дальность полёта более 12 000 км и даёт возможность вести непрерывное патрулирование в течение 9 часов на удалении 200 км от своего аэродрома.

В рекламных материалах, предназначенных для иностранных заказчиков, заявлено, что радиолокатор EL/W-2085 имеет максимальную дальность обнаружения 370 км и способен сопровождать до 100 целей, а аппаратура связи позволяет в автоматизированном режиме наводить одновременно более чем 12 перехватчиков. Достоинством израильской РЛС является высокая частота обновления информации – каждые 2-4 секунды. Это увеличивает точность измерения координат, особенно при работе по целям, имеющим высокую скорость полёта. Также имеется аппаратура радиотехнической разведки, но её возможности и характеристики не раскрываются. Для передачи радиолокационной информации в реальном режиме времени на борту G550 CAEW имеется многофункциональная мультичастотная аппаратура, работающая в аналоговом и в цифровом режимах, а также терминал спутниковой связи.

В настоящее время ВВС Израиля располагают четырьмя самолётами G550 CAEW, которые базируются на авиабазе Неватим и входят в состав 122-й эскадрильи.

Для радиолокационной разведки наземных и надводных целей, а также для ведения радиоэлектронной борьбы в ВВС Израиля имеется три самолёта G550 SEMA, построенные на одинаковой с G550 CAEW базовой платформе.


Самолёт радиолокационной разведки G550 SEMA

Работы по созданию этой машины велись параллельно с проектированием самолёта ДРЛО G550 CAEW. Основным разработчиком радиотехнического комплекса для G550 SEMA также стала компания IAI Elta Systems.

Основным разведывательным инструментом израильского G550 SEMA является радиотехнический комплекс EL/I-3001 AISIS. Антенна РТК установлена в каноэобразном обтекателе в передней нижней части фюзеляжа. Такое расположение антенны является характерным для радиолокаторов разведки наземных целей. Также на самолёте смонтирована аппаратура радиоперехвата и комплекс радиотехнической разведки, способный на большом расстоянии идентифицировать и определять координаты работающих радиолокаторов. Помимо РТК на борту имеется вычислительные средства обработки разведывательной информации, аппаратура линии передачи данных, спутниковая система связи, система отстрела тепловых и радиолокационных ловушек, а также станция постановки активных помех.

Лётные данные G550 SEMA практически не отличаются от G550 CAEW. Максимальная скорость на высоте 10 000 м – 960 км/ч. Скорость патрулирования – 850 км/ч. Практическая дальность – 11 800 км. Экипаж 12 человек, из них 10 операторов РТК.

Первый G550 SEMA был передан заказчику в 2005 году. Через год этот самолёт признали боеготовым, и он принял участие в операции «Литой свинец». На данный момент в ВВС Израиля в 122-й эскадрилье эксплуатируют три самолёта G550 SEMA.

Израильское авиационное вооружение класса «воздух-земля»


В авиаударах по Ирану израильская авиация в основном использует средства поражения большой разрушительной силы. Исключение составляют самонаводящиеся противорадиолокационные ракеты AGM-88 HARM, предназначенные для уничтожения обзорных РЛС и станций наведения ЗРК. Первые «Хармы» были получены Израилем более 10 лет назад. Есть вероятность, что вместе с самолётами F-35I Adir поставлялись ракеты модификации AGM-88G AARGM с дальностью пуска с большой высоты до 300 км, оснащённые системами спутниковой и инерциальной навигации, а также радиолокатором миллиметрового диапазона, позволяющим самостоятельно наводиться на цель, в случае если противник отключает свой радар.


Противорадиолокационная ракета AGM-88G AARGM

При длине 4,06 м ракета весит 467 кг, имеет диаметр 292 мм и оснащена осколочно-фугасной боевой частью массой 68 кг. Максимальная скорость полёта 980 м/с.

В боекомплекте израильских истребителей-бомбардировщиков имеется противорадиолокационная аэробаллистическая ракета Rocks, разработанная компанией Rafael и впервые представленная на аэрокосмической выставке Aero India 2019.


Израильский истребитель F-15 c ракетой Rocks

Ракета Rocks создана на основе израильской высокоскоростной мишени Black Sparrow, используемой для отработки систем ПВО/ПРО. При этом Rocks оснащена системой наведения, аналогичной той, что используются на управляемых авиационных бомбах SPICE, включающей блок инерциально-спутниковой коррекции и комбинированную тепловизионно-телевизионную ГСН. Головка самонаведения использует разработанную Rafael оригинальную технологию запоминания образа цели. Также имеется вариант пассивной радиолокационной ГСН. Основные характеристики ракеты Rocks не раскрываются, оценочно дальность пуска с большой высоты может превышать 300 км.

Для борьбы с относительно небольшими подвижными целями, такими как мобильные ЗРК и пусковые установки баллистических ракет, могут применяться малогабаритные крылатые барражирующие ракеты Delilah с телевизионной системой наведения.


Крылатая ракета Delilah

Крылатая ракета, принятая на вооружение ВВС Израиля в конце 1990-х, весит около 190 кг и имеет дальность до 250 км. Скорость на маршевом участке – около 830 км/ч. Высота полёта – до 8,5 км. Длина – 2,71 м, диаметр – 330 мм. Поражение цели происходит боевой частью массой 30 кг. Точность наведения – около 1 м.

«Далила», запущенная с воздушного носителя и управляемая автопилотом, ориентирующемуся по данным спутниковой или инерциальной навигационной системы, способна следовать в район цели автономно и наводится оператором на конечном участке. Помимо обычной телевизионной камеры в тёмное время суток может использоваться тепловизор. Имеется возможность барражирования со скоростью около 400 км/ч, что облегчает поиск цели.

В настоящее время в серийном производстве находится ракета «воздух-поверхность» Rampage, созданная компаниями Israel Military Industries и Israel Aerospace Industries. Первый случай боевого применения этой управляемой УР с дальностью стрельбы до 250 км произошел в апреле 2019 года в Сирии.


Авиационная ракета класса "воздух-земля" Rampage

При весе 570 кг ракета Rampage имеет длину 4,7 м, диаметр – 306 мм. Масса боевой части – 150 кг. Максимальная скорость – 910 м/с. Высота полёта: 900-12 000 м. Ракета оснащена комбинированной телевизионной камерой с ИК-каналом и двухсторонней линией связи с носителем.

Для уничтожения крупных стационарных объектов может использоваться аэробаллистическая ракета Air LORA, разработанная компанией Israel Aerospace Industries.


Авиационная ракета класса «воздух-земля» Air LORA

Ракета имеет дальность полета до 430 километров и КВО при использовании комбинации GPS и ТВ наведения не более 10 метров. Снаряженная масса составляет 1600 кг. Длина — 5,2 м. Диаметр — 624 мм. Возможна установка фугасной, кассетной или проникающей боевой части массой 570 кг.

Израильские ВВС обладают значительным арсеналом управляемых авиабомб с лазерным наведением, массой 230, 450, 900 и 1800 кг и таких как GBU-12 Paveway II, GBU-16 Paveway II, GBU-27 Paveway III и GBU-28. Однако, судя по имеющейся информации, бомбы с системой наведения, требующей подсвета лазером от внешнего источника или со специального контейнера, в первые дни израильской воздушной операции не использовались. И потому рассматривать их подробно особого смысла нет.

До сих пор в арсенале израильских истребителей-бомбардировщиков имеются корректируемые авиабомбы американского производства GBU-15, выпускавшиеся с 1975 года. Масса бомбы составляет 1110 кг. Длина – 3,9 м. Диаметр – 475 мм. Дистанция сброса от цели – до 27 км.


Авиабомба GBU-15(V)21/B

Боеприпасы этого типа собираются из модульных компонентов, которые крепятся либо к авиабомбе общего назначения Mark 84, либо к противобункерной BLU-109. Каждый боеприпас состоит из пяти компонентов — секции переднего наведения, секции адаптера боеголовки, модуля управления, компонентов аэродинамического профиля и канала передачи данных. Секция наведения крепится к носовой части и содержит либо телевизионную головку для дневного времени, либо инфракрасную систему для ночи. Аппаратура передачи данных расположена в хвостовой части. Оператор наводит бомбу на цель по радиоканалу.

Соединённые Штаты поставляли Израилю комплекты JDAM для управляемых авиабомб калибра 1000, 2000 и 4000 фунтов. В частности, в распоряжении израильских ВВС имеются GBU-31 JDAM, созданные с использованием 907-кг свободнопадающих авиабомб Mk. 84.


Авиабомба GBU-31 JDAM

Исходная свободнопадающая 2000-фунтовая Mk. 84 содержит 429 кг взрывчатого вещества UWE, представляющего собой сплав тротила с алюминиевой пудрой в соотношении 80/20. Много это или мало, можно судить по тому, что при подрыве Mk. 84 в грунте средней плотности образуется воронка диаметром 15–16 м и глубиной 9–11 м и пробивается железобетон толщиной 3,4 м, а радиус сплошного поражения не укрытой живой силы достигает 130 м.

В 2012–2015 гг. Израиль закупил у Соединенных Штатов 7550 «малогабаритных» 110-кг (250-фунтовых) авиабомб GBU-39/B (SDB 1).


Управляемая авиабомба GBU-39/B с раскрытыми аэродинамическими поверхностями

В исходной версии эта бомба имела инерциальное управление с коррекцией по GPS. Также существует модификация с пассивной ГСН, наводящейся на источники высокочастотного излучения (радары, радиостанции и системы РЭБ). Масса авиабомбы составляет 110 кг, что позволяет подвесить под самолёт большее количество управляемых средств поражения. Боевая часть способна пробить 90 см железобетона, а система подрыва позволяет лётчику перед запуском также выбирать воздушный подрыв и задержку подрыва после попадания. При сбросе с высоты 10 км на скорости 900 км/ч дальность полёта составляет 110 км. Точность попадания — 5-8 м.

Помимо американских средств поражения, Воздушные силы Армии обороны Израиля используют собственные управляемые авиабомбы MPR500, MPR1000 и MPR2000 калибра 500, 1000 и 2000 фунтов производства Israel Military Industries.


Авиабомбы MPR500 на узлах подвески

Израильские MPR500 активно применялись в первые дни бомбардировок Ирана. По принципу наведения они аналогичны JDAM и считаются оптимальными при боевом снаряжении истребителей-бомбардировщиков F-16I Sufa. По сравнению с американскими 500-фунтовками MPR500 являются более эффективными. Согласно рекламным материалам, опубликованным в англоязычных источниках, этот боеприпас способен поразить цель, прикрытую 1,5 м железобетона, и при воздушном подрыве образует около 26 000 убойных осколков, поражающих неукрытую живую силу на дистанции до 400 м. При использовании ИНС КВО составляет 13 м.

Компания Israel Military Industries также производит крупнокалиберные планирующие авиабомбы MSOV с модулем коррекции по GPS.


Планирующая авиабомба MSOV

Cнаряженный вес авиабомбы составляет 1050 кг. Масса модульной боевой части – 675 кг. Длина – 3,97 м. Размах крыла – 2,70 м. Дальность полета – 100 км.

Для установки на свободнопадающие бомбы Mk.84 и Mk.83 калибра 1000 и 2000 фунтов компанией Rafael Advanced Defense Systems с 2017 года производятся управляемые комплекты SPICE.


Планирующая авиабомба SPICE-1000

Также существует 250-фунтовая авиабомба SPICE-250 массой 113 кг специальной разработки. На среднем участке траектории бомб, оснащенных комплектами SPICE, используется инерциальная система наведения, а на конечном задействуется оптоэлектронная система, в блок памяти которой загружается изображение цели с автономными алгоритмами сопоставления сценариев на базе технологий искусственного интеллекта, включающих в себя автоматическое обнаружение и опознание целей. Выбор цели и время замедления взрывателя может осуществляться на земле или программироваться в воздухе оператором вооружения.

В ходе международной авиационно-космической выставки Aero India 2021 была продемонстрирована компактная планирующая бомба SPICE 250 ER (Extended Range — увеличенной дальности).


Планирующая авиабомба SPICE 250 ER

Для увеличения дальности полёта до 160 км SPICE 250 ER оснащена миниатюрным турбореактивным двигателем. При весе около 113 кг боеприпас несёт 75-кг осколочно-фугасную или проникающую боевую часть с программируемым взрывателем. Заявленное КВО – 3 м.

Выводы


Исходя из всего вышеизложенного и доступной на данный момент информации, можно констатировать, что Воздушные силы Армии обороны Израиля, завоевав господство в воздухе и подавив наземную противовоздушную оборону, обладает достаточными возможностями для достижения ближайших оперативных целей. Таких как ликвидация значительной части иранского оборонного, промышленного и инфраструктурного потенциала, а также поражение центров управления и связи. Однако при наличии у руководства Ирана воли к сопротивлению и сохранения политической устойчивости режима, одной только даже самой успешной воздушной операции будет недостаточно. Более того, израильскими ударами без использования тяжелых противобункерных бомб GBU-57 массой 13 609 кг, заточенных под американские бомбардировщики B-2А Spirit, полностью нейтрализовать подземные предприятия, задействованные в иранской ядерной программе, по всей видимости, нереально.
69 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    19 июня 2025 04:18
    hi
    Как всегда, отличная статья!
    Соединённые Штаты поставляли Израилю комплекты JDAM для управляемых авиабомб калибра 1000, 2000 и 4000 фунтов.
    Попадалась отдельная не очень понятная дискуссия в израильской части Рунета, из которой можно было предположить, что модули коррекции и детонаторы освоили в Израиле, а из США идут сами корпуса "чугуния" со взрывчаткой. И вроде бы "узкое место" снабжения боеприпасами - как раз производство взрывчатки "на месте" и корпусов... request
    1. +1
      26 июня 2025 18:51
      Прочитав эту статью еще раз возникает вопрос, почему наша армия и ВПК не озаботились в свое время созданием такого дешевого и эффективного устройства как УМПК для авиационных бомб ФАБ. Занялись этим, стали производить и применять только по ходу СВО. Что мешало это сделать 15-20 лет назад? Ведь у наших "партнеров" американцев уже тогда эти устройства JDAM стояли на вооружении и успешно применялись. Как выясняется и израиль от США далеко в этом плане не отставал. Ведь даже людям далеким от армии было понятно, что УМПК для ФАБ необходимы для нашей авиации, как и производство БПЛА. Поражает недалекость, не компетентность или пофигизм людей в высшем командовании, ответственных за развитие и разработку вооружений и новой техники в армии. Тут и ума то особого и открытий делать не надо. Своевременно отслеживай, что делает враг и делай все необходимое и нужное у себя. Но почему то так зачастую не происходит. Как правило начинаем бежать "задрав штаны", когда "петух клюнет".
  2. +6
    19 июня 2025 04:31
    По заголовку сразу узнал стил Сергея
    Статью прочитал с удовольствием - все четко, доступно и о существу.
    Спасибо, Оле привет с хвостиком!
    1. +2
      20 июня 2025 00:20
      Цитата: Коте пане Коханка
      Спасибо, Оле привет с хвостиком!

      Владислав, спасибо! Как твои дела? Серёжа опять на рыбалке.
      1. +2
        21 июня 2025 18:32
        Мы на даче, собираемся а баню.
        1. +1
          22 июня 2025 12:43
          Цитата: Коте пане Коханка
          Мы на даче, собираемся а баню.

          Желаю лёгкого пара и вообщеприятно провести время!
          1. +2
            23 июня 2025 06:46
            Спасибо Оля, Сергею привет!
            Извини, что поздно отвечаю. Все выходные в режиме 1, 2, 3 - вошел в семейное русло, вторая половинка, голову поднять не дает. Гоняет в хвост и гриву. Видимо отвык от семейной жизни, виягиваюсь!
  3. 0
    19 июня 2025 05:07
    Меня давно мучает вопрос: а куда смотрят Ирак с Иорданией? В небо или куда ещё? Почему над их территорией свободно летают чьи-то военные самолёты, да ещё и производят дозаправку в воздухе? И почему они не закроют свое воздушное пространство?
    1. +7
      19 июня 2025 05:50
      Цитата: Голландец Михель
      а куда смотрят Ирак с Иорданией?

      Ираку то зачем встревать? В Ираке знают какие могут быть последствия. А Иордания фактически на стороне Израиля.
      1. 0
        19 июня 2025 06:16
        Цитата: Дырокол
        Ираку то зачем встревать?
        А как бы повели себя вы, если бы один сосед справа, а другой слева, начали бы кидаться друг в друга фекалиями. И все бы это летело через ваш двор? wink
        1. +4
          19 июня 2025 06:18
          Цитата: Голландец Михель
          А как бы повели себя вы, если бы один сосед справа, а другой слева, начали бы кидаться друг в друга фекалиями. И все бы это летело через ваш двор?

          У них есть выбор, терпеть это или приняв чью либо сторону пожинать плоды. Иных вариантов нет. Как мы видим они выбрали первый вариант.
      2. +3
        19 июня 2025 14:45
        Иордания сбивает иранские БПЛА над своей территорией.
    2. -3
      19 июня 2025 05:55
      Иордания давно уже сионистская марионетка. А Ирак ничего не может с этим поделать.
      1. +4
        19 июня 2025 21:46
        Цитата: Vulpes
        Иордания давно уже сионистская марионетка. А Ирак ничего не может с этим поделать.

        У Иордании был печальный опыт с палестинскими беженцами. Когда то они приняли их очень много и в "благодарность" палестинцы попытались устроить в Иордании переворот и свергнуть правящую там династию. Не получилось, переворот жестко подавили а к палестинцам стали относится очень холодно. Да и другие соседи выводы сделали. Вы видели реакцию арабов на идею Трампа вывезти всех из сектора Газа к соседям? Нафиг-нафиг, к себе таких везите. wassat
      2. -3
        26 июня 2025 16:14
        70 % населения Иордании - это беженцы из Палестины и им очень не нравится позиция короля.
    3. +4
      19 июня 2025 10:19
      Цитата: Голландец Михель
      Меня давно мучает вопрос: а куда смотрят Ирак с Иорданией?

      Ирак просто не хочет очередной раз попасть под "Бурю в пустыне". К нему у Израиля и так уже много вопросов в части поддержки Ирана и Хезболлы.
    4. 0
      4 августа 2025 18:59
      Ирак давно ничего не решает. А ещё их "свои" (то бишь проиранские) шииты и всякие произраильские ИГИЛовцы мучают. Потому Ираку не до чего. А Иордания... Там только королева (сама палестинка) ещё чего-то "против" говорит. А иорданские вооружённые силы давно на стороне США, а значит, и Израиля
  4. +2
    19 июня 2025 06:23
    Воздушные танкеры КС-130Н обеспечивают дозаправку в воздухе как тактических самолетов, так и вертолетов

    На счет самолетов сомнительно. На КС-130Н система заправки шланг-конус, которая не подходит для дозаправки F-15/16/35. КС-130Н может заправлять в воздухе Кфир и Мираж 3, но на вооружении их на сколько помню уже нет. Поэтому авиаудар Израильских ВВС полностью зависит от KC707 Re'em. Уничтожение их поставит Израиль в прямую зависимость от США.
    1. -1
      20 июня 2025 00:22
      Цитата: Дырокол
      На счет самолетов сомнительно. На КС-130Н система заправки шланг-конус, которая не подходит для дозаправки F-15/16/35.

      На спутниковых снимках эти самолёты есть, какие сомнения?
      1. +4
        20 июня 2025 09:30
        Цитата: zyablik.olga
        На спутниковых снимках эти самолёты есть, какие сомнения?

        Существуют две системы дозаправки в воздухе - штанга и шланг-конус. Первая представляет собой жёсткую трубу выпускаемую из задней части заправщика, на конце которой небольшие крылышки, используея которые оператор штанги вставляет её конец в горловину бака заправляемого самолёта. Вторая использует гибкий шланг со стабилизирующим конусом на конце, который разматывается из самолёта-заправщика, а заправляемый самолёт снабжён торчащей вперёд штангой которую его пилот вставляет в конус. Штанга позволяет перекачивать топливо с большей скоростью, но монтируется только на крупных самолётах, шланг-конус компактнее и может применяться даже с истребителей, но перекачивает медленнее. В США штанги используют ВВС, так как им нужно заправлять огромные бомбардировщики и транспортники, а шланг-конус - флот, так как на авианосец заправщик со штангой не влезет. На конец штанги можно поставить шланг с конусом для заправки соответствующих самолётов, но не наоборот.

        Так вот, на вооружении ВВС АОИ стоят истребители исключительно с горловинами для заправки штангой. От шлангов на C-130 могут заправляться только вертолёты CH-53. Вот короткий клип показывающий заправку в действии:

        https://www.youtube.com/watch?v=uqEyzJINONA
  5. +14
    19 июня 2025 06:51
    Исходя из всего вышеизложенного и доступной на данный момент информации, можно констатировать, что Воздушные силы Армии обороны Израиля, завоевав господство в воздухе и подавив наземную противовоздушную оборону, обладает достаточными возможностями для достижения ближайших оперативных целей.

    Правильный вывод. Очень. Автор забыл указать, что это было достигнуто за три дня. Заветный срок "за три дня..." удалось уничтожить ПВО Ирана состоящую из 4 дивизионов ЗРК С-300ПМУ2, как минимум 12 дивизионов ЗРК Bavar-373, неизвестное количество (ибо представили только год назад) ЗРК Arman, 42 дивизиона ЗРК Khordad 15 это то что современное, а также 10 дивизионов модернизированных С-200 Fajr-8 и Ghareh 10 и 8 дивизионов модернизированных С-75 Sayyad-1. ЭТО ЗРК большой дальности. А было еще и средней дальности 400 батарей Raad-1,2 и Khordad-3 ( ЗРК Бук), неизвестное количество ЗРК Kamin-2 (модернизация Хок) и многие многие ЗРК малой дальности.
    А что же сделали ВКС РФ не за три дня, но хотя бы за три месяца? При том, что ВКС РФ количественно превосходят ВВС Израиля им не нужно было совершать перелеты с дозаправками. Более того тактически они были в куда выгодных условиях. ВКС РФ и через три года не смогли сделать то, что ВВС Израиля сделали за три дня. На этом фоне особенно смешно выглядят насмешки и презрительные выпады в адрес F-35 типа пингвин, недосамолет, распил бабла и т.д.
    1. +11
      19 июня 2025 08:39
      Про ф35 это местная забава особенно на фоне статей Скомороха, постоянно какие-то в вакууме сравнения и принижение самолёта противника, а самих самолётов уже более 1000 шт, миллионы часов налета, на вооружении у кучи стран мира, Израиль вообще доволен им полностью, особенно, что с300 и другие комплексы ПВО его тупо не видят. А я напомню, что один американский пилот в интервью говорил, что ф35 также летали на Украине и проверяли возможности нашей ПВО и свои возможности. И как один человек писал, такое же провернуть можно и с другой страной из "ОСИ ЗЛА", именуемой на западе. Начать можно также против слабейшего звена. Одно слабое звено из уравнения уже убирают.
    2. -5
      19 июня 2025 08:47
      Что удалось за эти три дня, толком знают только в Тегеране. Обе стороны врут безбожно, когда озвучивают свои успехи и потери. У евреев нет АСП с дальностью больше 300 км. - большие проблемы в перспективе, пока они "обрабатывают" только запад Ирана. Сколько еще техника и летчики выдержат такие нагрузки? на сколько хватит АСП? Уже работают немецкие и британские воздушные заправщики, потому что еврейские не справляются. В общем, вопросов намного больше, чем ответов. Шампанское из холодильника доставать рано.
      1. +7
        19 июня 2025 09:46
        Цитата: ТермиНахТер
        Что удалось за эти три дня, толком знают только в Тегеране.

        В подробностях да. Но и без этого полно информации и видео как израильские ВВС летают над Ираном и наносят удары охотясь буквально за машинами на дороге. Иранские ВВС вообще испарились как не было.
        1. -5
          19 июня 2025 12:34
          Персы поступают умно, сейчас применение ВВС не целесообразно. По поводу наносят удары, буквально охотятся, как говаривал папаша Мюллер: "Оставь те прилагаемые политикам))) когда будет результат а не видосики сомнительного происхождения, тогда и решим.
          1. +6
            19 июня 2025 17:46
            Цитата: ТермиНахТер
            сейчас применение ВВС не целесообразно.

            Что за глупость вы транслирует? ВВС не представляют собой силу в отрыве от системы ПВО. Если ВВС на защищают наземные средства, то после дезорганизации последних ВВС беспомощны. Кто будет осуществлять целеуказание? Кто будет прикрывать взлет-посадка?
      2. +6
        19 июня 2025 14:35
        Цитата: ТермиНахТер
        Обе стороны врут безбожно, когда озвучивают свои успехи и потери.

        Так Израиль не только озвучивает, но и сотни видео уничтожения батарей ПВО и пусковых установок БР выложил. Есть даже видео с Ирана, от местных, где по среди Тегерана взлетает ракета и долбит что-то сотни метров дальше, то есть работает какой-то спецназ Моссада, Цахала или не пойми кто прям внутри страны. За 12 минут точечными ударами по квартирам вынести значительную часть командования тоже не баран чихнул. На этом фоне единичные удары иранских БР по городам Израиля не очень впечатляют. Хотя если бы не кропотливая подготовка израильских спецслужб, если бы не массированные атаки на сотни пусковых установок БР, то с большой вероятностью Тель Авив на Газу был бы похож. Ну и такого успеха израильские спецслужбы вряд-ли добились, если бы не режим Аятол, который давно уже не имеет поддержки большинства населения и держится только на массовых казнях и репрессиях. Как говорят проповедуют пить воду, жить в нищете, а сами вино бочками пьют, коррупция, кумовство, дети на западе учатся, околобизнес и подряды для приближённых.
        1. -2
          19 июня 2025 20:13
          Ага, если поделить сотни видео на то, что одно и тоже уничтожение снимается с нескольких ракурсов, то сотни уменьшаются до десятков.
          1. 0
            20 июня 2025 00:00
            Так последствия этого очевидны. Иначе ВВС Израиля не могли бы так летать над Ираном и сбрасывать бомбы. Иначе на Израиль не пара сотен БР прилетело, а пара тысяч.
            1. -2
              20 июня 2025 09:40
              Они, пока что, особо и не летают, в основном в западной части страны . А БР еще прилетят, я так понимаю, что персы начали "игру в долгую" - ракет в залпе меньше, чтобы хватило на дольше.
              1. +4
                20 июня 2025 10:55
                Цитата: ТермиНахТер
                персы начали "игру в долгую" - ракет в залпе меньше, чтобы хватило на дольше.

                С военной точки зрения это абсурдно, малым числом ракет систему ПВО/ПРО перенасытить не возможно. Чем больше ракет в залпе, тем выше шанс, что их не перехватят все. Более того, сейчас у ИРИ проблема не столько с ракетами, сколько с пусковыми установками, за которыми идёт весьма удачная охота. Смотрите на вещи здраво и не тешьте себя иллюзиями, при таком раскладе об "игре в долгую" речи идти не может. no
                1. -4
                  20 июня 2025 17:36
                  Это смотря какие ракеты перехватывать. Судя по тому, что в залпе из 20 - 30 штук, 2 - 3 проходят, значит дело не в перегрузке ПВО, а в том, что ПВО/ПРО не способно их сбить. "Игра в долгую" - это тоже хорошо, при пуске двух ЗУР по одной БР - у кого быстрее закончатся ракеты? А уж если там и Китай, помаленьку помогает, то вопрос не актуален вообще.
                  1. +3
                    21 июня 2025 02:41
                    Цитата: ТермиНахТер
                    Судя по тому, что в залпе из 20 - 30 штук

                    В последние дни ИРИ запускает до 20 ракет в сутки. Единовременно не более 3-5 ед.
                    Цитата: ТермиНахТер
                    дело не в перегрузке ПВО, а в том, что ПВО/ПРО не способно их сбить.
                    Никакая ПВО/ПРО не обладает 100% эффективностью, и количество иранских БР выполнивших боевую задачу вы сильно преувеличиваете. Не надо фантазировать, в открытых источниках статистика перехватов и прилётов имеется.
                    Цитата: ТермиНахТер
                    "Игра в долгую" - это тоже хорошо, при пуске двух ЗУР по одной БР - у кого быстрее закончатся ракеты?

                    В очередной раз убеждаюсь, что вы беретесь судить о том, в чём разбираетесь очень слабо. С учётом уровня планирования организации атаки на Иран и её информационного обеспечения, крайне наивно думать, что израильтяне не учитывали возможный ответ, не знали сколько ракет имеется у противника и не подготовились к этому. Розовые очки снимите.
                    Цитата: ТермиНахТер
                    А уж если там и Китай, помаленьку помогает, то вопрос не актуален вообще.

                    Вас конечно же не затруднит привести пример того как Китай "помог" Ирану после начала израильской воздушной операции? Я в очередной раз призываю воздерживаться от голословных ничем не подтверждённых заявлений.
                    1. -3
                      21 июня 2025 16:27
                      1. Важно то, что долетает и долетает нормально. "Маерск" сообщал, что больше заходов в Хайфу не будет. Эйлат уже давно стоит. Сегодня было виде, как иранский БПЛА поразил еврейский ЗРК, значит уже и "шахеды" долетают.
                      2. Дайте ссылку на открытые источники, а то статистика уж очень разница.
                      3. Любые планы хороши, пока не начнется война. Евреи в этом убедились. Прав я или не прав, разбираюсь или нет, увидим в итоге. Не торопитесь с выводами.
                      4. Если верить англичанам, уже три грузовых "боинга" прилетали в Иран из Китая. Есть ж/д "Урумчи - Тегеран", есть четыре шоссе из Пакистана в Иран. У вас есть обратная информация? Озвучьте.
                      1. +2
                        22 июня 2025 01:36
                        Такое впечатление, что вы пишите из параллельной вселенной. wassat
                      2. +2
                        22 июня 2025 11:18
                        Цитата: ТермиНахТер
                        "Маерск" сообщал, что больше заходов в Хайфу не будет.

                        Менеджеры из "ЦИМ" открывают шампанское. Кто такой "ЦИМ"? Израильский оператор морских перевозок, ВНИЗАПНА входит в двадцадку крупнейших в мире.
    3. +2
      19 июня 2025 13:51
      Цитата: Дырокол
      А что же сделали ВКС РФ не за три дня, но хотя бы за три месяца? При том, что ВКС РФ количественно превосходят ВВС Израиля им не нужно было совершать перелеты с дозаправками.

      На самом деле никто не знает реальное положение с иранскими ЗРК.Например сколько из них реально уничтожено.И это же конечно не главное:
      -Израиль действует при поддержке всего запада,прежде всего США - лидера в области аэрокосмических технологий;
      -в интересах Израиля работает пятая колонна в Иране,а в случае с СВО-то все ровно наоборот, - - -пятая колона работает против РФ;
      - реальный уровень состояния ВВС РФ уступает ВВС Израиля-это обусловлено целым рядом объективных причин которые приводить не стоит;
    4. +3
      19 июня 2025 14:12
      А что же сделали ВКС РФ не за три дня, но хотя бы за три месяца?


      Я бы не стал так на прямую сравнивать, СВО начиналась как быстрая операция, где Зеленский бежит, армия Украины быстро дезорганизуется и распадается на очаговые участки сопротивления, вся операция длится не больше 3-4 недель, тоесть серьёзного сопротивления не ожидалось.
      Израиль же готовил свою операцию сразу из расчёта что Иран будет жёстко отвечать, кроме ВВС в подавлении ПВО участвовали и диверсинные группы на земле, чего Россия не делала.
      1. +3
        19 июня 2025 17:40
        Цитата: Oldrover
        СВО начиналась как быстрая операция

        Нормальный человек планируя важное действие разрабатывает как минимум два варианта событий, положительный и отрицательный.
    5. +1
      19 июня 2025 14:26
      Цитата: Дырокол
      А что же сделали ВКС РФ не за три дня, но хотя бы за три месяца?

      Те же самые вопросы можно задать по действиям наших сил спецопераций. Но объективности ради там зачастую их вины нет, ибо жесты доброй воли это не в их компетенции. И воевать нашим приходится радуясь что наконец то свободнопадающий чугуний догадались проапгрейдить УМПК, а к ПТРК присобачить пульт дистанционного управления.
      1. 0
        19 июня 2025 22:13
        ну до СВО основной боевой опыт был из Сирии а там у врага не было норм ПВО(кроме ПЗРК)и вполне проходили обычные АСП(+ современный компы наведения)...но вот из Европы хлынул поток норм ЗРК(а наши вожди как когдато амеры во Вьетнаме с С-75 не решились перекрыть поставки..как и тогда так и сейчас по разным пречинам но резалт...тогда сбитые Фантомы и СтратоФортресы сегодня сбитые Сушки..и затягивание войны..)и полёты армейской(а тем более стратегов)за ленточку..это путь гастелло..ну и наш ответ JDAM УМПК..правда у меня сомнение..а на кой тогда сверхзвук и СТЕАЛС если нужно подойти к ленточке на 50 км и сбросить УМПК..и почему тогда не использовать обычный транспортный борт(Ил-76 котрые худо_бедно всё-же выпускают)а не уникальный Ту-96...но что маемо тому и..а Победа всё одно на стороне Больших батальонов..а значит Будет За Нами !!!
        1. +1
          22 июня 2025 10:36
          Цитата: WapentakeLokki
          но вот из Европы хлынул поток норм ЗРК

          Этот поток шел партиями и далеко не сразу и даже чисто украинское пво не смогли подавить изначально. В отличие от.
          Цитата: WapentakeLokki
          .а Победа всё одно на стороне Больших батальонов..а значит Будет За Нами !!!

          Хотелось бы верить. Но чем дальше тем меньше в это верится с таким то уровнем руководства. И большие батальоны давно закончились. У нас не та демография.
          1. -2
            22 июня 2025 11:23
            ну так я сравниваю не с Чайной(хвала Ктулху)и не с ''Обьединённой Европой'' а с страной 404(при всём..ЭТО не страна..)а там с демографией..эх ма.а там конечно можно заявить(ЗАЯВИТЬ Карл)что в бой идут(ага и старики то-же)ВСЕ..и пасаны(можно с 16 и да-же с 14)и бабы(пардон фемины)да и возраст поднять скажем до 70 но...это реал будут рекруты а не толпа потенциальных дезертиров..
            ..и по поводу ЗРК..есть видео фиксации как выглядели позиции ЗРК на момент начала СВО(со строны 404 конечно)да и вообще их армия закончилась к лет 2022 но...заграница им помогла..а вот почему(до сих пор сцко)не обрезанны пути снабжения..ну да учитьс яна ошибках других(а амеры натерпелись как я уже писал от ПВО вьетконга)это не про Россию
            1. 0
              22 июня 2025 14:22
              Цитата: WapentakeLokki
              и по поводу ЗРК..есть видео фиксации как выглядели позиции ЗРК

              ПВО не смогли подавить и поэтому все эти видеофиксации малоинтересны.
              Цитата: WapentakeLokki
              ну так я сравниваю не с Чайной(хвала Ктулху)и не с ''Обьединённой Европой'' а с страной 404

              Тем не менее страна 404 сопротивляется уже четвертый год, а все оптимистичные прогнозы наших властей и прочих телевизионных аналитиков оказались дутыми. Страна не думает разваливаться, всу не бегут и т.д.
              Цитата: WapentakeLokki
              а там с демографией

              А там еще хуже чем у нас. Я в курсе. Вот только они опираются на экономическую и военную помощь Европы и США. а нам никто не помогает и мало того давят санкциями. Плюс у них мотивация сильнее. Поэтому они из своей экономики могут выдернуть больше народа. Что собственно и наблюдаем.
              Цитата: WapentakeLokki
              не обрезанны пути снабжения..ну да учитьс яна ошибках других(а амеры натерпелись как я уже писал от ПВО вьетконга)это не про Россию

              Ну и чем тогда вообще можно говорить?
    6. -4
      26 июня 2025 16:15
      Судя по всему, ничего они не захватили. Если и заходят в воздушное пространство Ирана то недалеко и не надолго.
  6. +5
    19 июня 2025 06:53
    В свете последних событий

    Спасибо Автору за своевременный и актуальный обзор
    нейтрализовать подземные предприятия, задействованные в иранской ядерной программе, по всей видимости, нереально.

    Очевидно будет продолжение операции с помощью союзников
  7. +7
    19 июня 2025 08:52
    Из интересной статьи понял одно, у Израиля просто отлично развита электронная промышленность! Своя электроника позволяет сделать современным любой устаревший самолёт. Если они в 5ое поколение лезут и спокойно перекраивают для своих нужд, это говорит о многом. Браво! Вот во что надо вкладывать средства.
  8. +4
    19 июня 2025 08:59
    похоже автор пошерстил на наличие АСП имеющих израиловскую прописку..потом нашёл на неё инфу и выдал нам. Но есть уточнения. БП MSOV разрабатывался, но на вооружение не принимался. УАБ GBU-15 снята с вооружения амерами, в арсенале сша только ракета AGM-130 на её базе...и то уже не факт. SPICE 250 - не было офиц инфы о поставках...только мелкие партии для испытания и опробации. Он автор ещё не упамянул об использовании УАБ GBU-72,..2х тонный бетонобой..совсем свежак...в прошлом году израилы получили от амеров..и уже попробовали. Ничего не сказано о УР Попай..она ещё может иметься в арсенале. И ничего нет о вооружении БПЛА-малогабаритных УАБ, а именно они сейчас кошмарят логистику Ирана..вчера он Гермес-900 сбили..а на нём 8 УАБ Михолит. Вообщем что по статье-да что и ранее..много инфы про базы да носители, а про БП мизер..а именно про них нужно больше инфы выдавать..но израилы мало афишируют её. Но они поставляют некоторые образцы на экспорт. Напр Рампейдж поставлен в Индию, а учитывая страсть ражд к показухе, можно ыбло бы половить инфу там...на выставках хорошо пофотать ракету..если конечно её покажут..ну или "попросить" технарей сфоткать
  9. +4
    19 июня 2025 10:25
    Статьи Сергея узнаваемы сразу! Очень грамотно изложено, приятно читать. Плюс!
  10. +2
    19 июня 2025 11:59
    Автор забыл упомянуть,что часть ЗРК Ирана была уничтожена Spike,запущенными вблизи от них.
    Не помню,что бы любой ЗРК в мире смог бы сбить ПТУР,который в него летит.
    Получается у ЦАХАЛа только заправщики слабое звено? На открытой стоянке без защиты.
  11. +2
    19 июня 2025 13:59
    Цитата: Вадим С
    Из интересной статьи понял одно, у Израиля просто отлично развита электронная промышленность! Своя электроника позволяет сделать современным любой устаревший самолёт

    Израильские компании имеют сильные позиции в Индии и РФ.Иркутские СУ-30 МКИ имеют израильское БРЭО.Реальное положение дел с поставками израильских радиоэлектронных компонентов для нужд ВВС РФ и гражданских лайнеров мы узнаем не скоро.Бывший куратор российской оборонки живет в Израиле.
    1. -2
      26 июня 2025 16:17
      На индейские Су - 30, ставят еврейское БРЭО, потому что индейцы так захотели. А лучше оно российского - это вопрос.
  12. +3
    19 июня 2025 18:03
    Как и стало очевадно израильская пилотируемая авиация к территории Ирана ближе не подходила.
    Удари наносили:
    1. Агентура Моссада из самого Ирана дронами.
    2. Большие БПЛА сбрасивающие всех етих управлемих ракето-бомб или бомбо-ракет с дистанции 100-400 км. от целей.
    После разгрома и разкритие агентуру Моссада (что неизбежно) останутся только весьма дорогие(больше чем иранских ракет среднего радиуса) управлемие боеприпаси большого радиуса доставляемих из за рубежа количество которих и в США и НАТО весьма ограничено
  13. +3
    19 июня 2025 22:52
    В превие удари применялась аеробалистика но потом в ход пошли и другите боеприпаси. SPICE -1000,,GBU-39,Dalila и собствено JDAM. В замедлвнних кадрах уже в суботу видни били летящие на цели GBU-31и 38. У них дальнисть до 24 км но обично бросают с 15-18 км от цели
  14. -2
    19 июня 2025 23:23
    читаю и диву даюсь!тут некоторые так восхищаются евреями,что спасу нет!может вам следует последовать примеру палкиных и макаревичей?сейчас эти же черти и наминусуют!
  15. -1
    19 июня 2025 23:30
    . В июле 2024 года F-35I участвовали в ударах по Йемену, в 1700 км ....Боевой радиус действия без ПТБ и дозаправки в воздухе с ракетами воздушного боя — 1410 км. При выполнении ударных задач — 1230 км.эти цифры как то не стыкуются!!!
    1. 0
      19 июня 2025 23:31
      ау ,знатоки,откликнитесь!!!
    2. -1
      20 июня 2025 00:24
      Цитата: goga24
      При выполнении ударных задач — 1230 км.эти цифры как то не стыкуются!!!

      Про самолёты-заправщики с статье сказано.
      1. 0
        20 июня 2025 10:57
        Цитата: zyablik.olga
        Про самолёты-заправщики с статье сказано.

        Видимо, некоторые больше картинки смотрят.... wassat
  16. +2
    20 июня 2025 00:34
    Похоже, только 707 в дозаправках участвуют, фото С130 нет:
    "Самолеты-заправщики ВВС поддерживают истребители и к настоящему времени совершили десятки вылетов, выполнив более 600 дозаправок истребителей в небе над Ближним Востоком." https://www.idf.il/299449
  17. +3
    20 июня 2025 00:38
    Даже с учётом того, что полёт израильских истребителей-бомбардировщиков, наносящих ракетно-бомбовые удары по иранским объектам, осуществляется по кратчайшему маршруту через воздушное пространство Иордании и Ирака, это было бы невозможно без дозаправки ударных самолётов в воздухе.
    От пилотов даже требуют ... спать перед вылетом: "...день начинается с инструктажа, технической подготовки и, что самое важное, короткого сна перед вылетом. «Нужно приходить резко», — объясняет он, «иногда это нелегко. Но летчики говорят, что в такой период нужно летать, есть и спать. Каждый такой вылет требует как физических, так и моральных сил, и вы просто хотите прибыть максимально подготовленным ". https://www.idf.il/%D7%90%D7%AA%D7%A8%D7%99-%D7%99%D7%97%D7%99%D7%93%D7%95%D7%AA/%D7%97%D7%99%D7%9C-%D7%94%D7%90%D7%95%D7%95%D7%99%D7%A8/%D7%9B%D7%9C-%D7%94%D7%9B%D7%AA%D7%91%D7%95%D7%AA/2025/%D7%90%D7%97%D7%93-%D7%A2%D7%9C-%D7%90%D7%97%D7%93-%D7%A2%D7%9D-%D7%A0%D7%95%D7%95%D7%98-%D7%A7%D7%A8%D7%91-%D7%A9%D7%AA%D7%A7%D7%A3-%D7%91%D7%A2%D7%95%D7%9E%D7%A7-%D7%90%D7%99%D7%A8%D7%90%D7%9F/
  18. 0
    20 июня 2025 21:47
    Ещё фото Попай (Ф15, одна) и Рампейдж (Ф16, две).
    Взято здесь: https://oleggranovsky.livejournal.com/1433314.html
  19. 0
    20 июня 2025 21:53
    В частности, в распоряжении израильских ВВС имеются GBU-31 JDAM, созданные с использованием 907-кг свободнопадающих авиабомб Mk. 84.

    https://oleggranovsky.livejournal.com/
  20. +1
    20 июня 2025 22:08
    Общий вес боевой нагрузки, размещённой на внешних узлах и во внутренних отсеках, достигает 8200 кг. F-35I способен нести как американские, так и израильские авиационные боеприпасы. В состав номенклатуры вооружения истребителя входят планирующие авиабомбы семейства JDAM, а также ракеты класса «воздух-земля» AGM-88 HARM. Израильское военно-промышленное лобби активно продвигает интеграцию собственных боеприпасов, включая высокоточные УАБ семейства SPICE с интеллектуальной системой наведения, УР “воздух-воздух” Python 5 и средства борьбы с ПВО.

    Редкое фото Адир с внешними подвесками.
    "...фото F-35I Б/Н924 (т.н. «Адир МАНАТ») эскадрильи Центра испытательных полётов (МАНАТ) в Тель-Нофе с вооружением на внешней подвеске (т.н. BEAST MODE). Самолёт несёт 4 УАБ GBU-12 Paveway II (калибр 500 фунтов, лазерное полуактивное наведение) и 2 ракеты «воздух-воздух» AIM-9X. С вооружением на внешней подвеске заметность самолёта растёт (хотя всё равно остаётся ниже таковой у самолётов 4-го поколения), зато боевая нагрузка возрастает 2,600 до 8,200 кг." https://oleggranovsky.livejournal.com/742454.html
    1. +3
      21 июня 2025 02:48
      Цитата: Wildcat
      Редкое фото Адир с внешними подвесками.

      Андрей, с учётом того, что над Тегераном недавно был замечен израильский турбовинтовой "Геркулес" не удивлюсь, что F-35I летают с подвесными топливными баками и крупнокалиберными бомбами на внешней подвеске. А вообще, для иранского руководства, пока для него не стало слишком поздно, стоило бы "заключить сделку" с рыжим, как он это любит.
      1. 0
        21 июня 2025 14:10
        hi
        А вообще, для иранского руководства, пока для него не стало слишком поздно, стоило бы "заключить сделку" с рыжим, как он это любит.
        Зачем?
        Абрамсы и Меркавы по Тегерану не ездят, повстанцы по Тегерану не бегают. Армия спокойна, граждане мечутся от заправки к заправке, не бузят на улицах.
        Ну разбомбят Фордо/Натанз, ну "вынесут" объекты программы БР - все равно, рано или поздно, бомбардировки кончатся или пойдут на спад. Вот тогда и можно будет объявить о ПОБЕДЕ.
        Иранцы лет десять с иракцами воевали, народ ложился в землю сотнями тысяч при помощи не только БР, но и хим. оружия, электроудочек и прочих выдумок. Так что сейчас - да курам насмех и не такое в Иране видали.

        Власть, для самосохранения, ИМХО будет просто пережидать, переведя народ в режим самообеспечения и самовыживания.
        Ну и вешать на улицах... и вещать о разгроме сионистов (вон, в Новостях местная "Бригада мучеников Военного Обозрения" и "Корпус стражей диванной боротьбы" испытывает физиологическое удовольствие от новостей "В Израиль попали", даже когда им картинки для пруфов не дают).

        А остановиться и начать договоры подписывать - так народ тоже остановится в забегах за бензином и пойдут вопросики "и для чего сорок лет страдали, чтобы договор о разоружении подписать? А как же обещание уничтожить Израиль?" Нехорошо может получатся.
        Так что власти буквально надо делать - ничего - просто пережить бомбардировки.

        А ЯО потом у корейца купят, денег подкупят и купят.
        request
        1. +2
          22 июня 2025 01:45
          Цитата: Wildcat
          повстанцы по Тегерану не бегают.

          Это пока...
          Цитата: Wildcat
          граждане мечутся от заправки к заправке, не бузят на улицах.

          Граждане массово бегут из городов.
          Цитата: Wildcat
          Армия спокойна

          Да, для армейских командиров создаются небывалые перспективы для карьерного роста, но срок нахождения на высоких должностях измеряется часами.
          Цитата: Wildcat
          Ну разбомбят Фордо/Натанз, ну "вынесут" объекты программы БР - все равно, рано или поздно, бомбардировки кончатся или пойдут на спад.

          С учётом того, что иранское руководство упорствует, Израиль от ударов по военной и ядерной инфраструктуре может начать тотально уничтожать нефтянку, что для Ирана катастрофично.
          Цитата: Wildcat
          А ЯО потом у корейца купят, денег подкупят и купят.

          Это вряд ли, у Ына самого свободных боеголовок нет, да и Китай будет возражать.
          Цитата: Wildcat
          Так что власти буквально надо делать - ничего - просто пережить бомбардировки.

          Может так случиться, что не переживут. Евреи с американцами всерьёз обсуждают вариант "смены" верховного иранского руководства.
        2. -2
          24 июня 2025 20:02
          Цитата: Wildcat
          повстанцы по Тегерану не бегают
          бегают, но недолго. Там такие толпы настроенных на поддержку действий властей, что особо не побегаешь.
  21. -1
    24 июня 2025 20:00
    ого сколько там самолетов. Я честно говоря, думал в Израиле около сотни актуальных боевых машин, а их почти в 4 раза больше. Теперь я понимаю, почему Египет сидит тихо-тихо. Я видел в каком убитом состоянии его военные аэродромы.