Учебно-тренировочные самолёты M-345 для ВВС Италии

13 332 30
Учебно-тренировочные самолёты M-345 для ВВС Италии
Учебно-тренировочный самолет M-345 с подвешенной нагрузкой


Несколько лет назад на вооружение военно-воздушных сил Италии поступил новый учебно-тренировочный самолёт M-345 / T-345A, выпускаемый компанией Leonardo. Машины этого типа поступают в учебные эскадрильи ВВС и постепенно заменяют имеющуюся устаревшую технику. Ожидается, что в обозримом будущем учебные подразделения полностью перейдут на современный УТС и получат новые возможности.



Глубокая модернизация


В середине восьмидесятых годов итальянская авиастроительная компания SIAI-Marchetti (позже вошла в состав Aermacchi и затем в Leonardo) вывела на рынок учебно-тренировочный самолёт (УТС) S-211. ВВС Италии не заинтересовались этой машиной, но она выпускалась серийно для иностранных заказчиков.

В начале двухтысячных годов компания «Аэрмакки», к которой ранее перешли права на проект S-211, объявила о планах его модернизации. В проекте M-311 хотели обновить конструкцию самолёта и его оснащение. При сохранении технических характеристик он должен был соответствовать новым требованиям к обучению лётчиков.

Одновременно с учебно-тренировочным M-311 разрабатывался учебно-боевой самолёт M-346. Их собирались предлагать заказчикам вместе: два самолёта должны были отвечать за разные этапы подготовки лётчиков.


Первый опытный УТС S-211 в музее

Разработку самолёта M-311 завершили уже в 2004-2005 гг. В июне 2005-го опытный образец впервые поднялся в воздух. В течение нескольких следующих лет его испытывали и совершенствовали, а также показывали на разных выставках.

Новый вариант


Несмотря на все усилия, в двухтысячных годах УТС M-311 так и не нашёл своего заказчика. В связи с этим в 2012 г. компания Alenia Aermacchi начала новую переработку проекта. Как и ранее, целью работ было улучшение ряда параметров и приведение самолёта в соответствие с текущими требованиями. Новый вариант УТС получил обозначение M-345.

Проектные работы по M-345 продолжались до середины десятых годов. В 2015-16 гг. «Алениа-Аэрмакки» построила и вывела на испытания опытный самолёт. Отсутствие принципиальных изменений и нововведений в известной мере ускорило последующие мероприятия.

Все испытания, в т.ч. под надзором потенциального заказчика в лице ВВС Италии, завершили к концу десятилетия. Тогда же подготовили производственные мощности для будущего выпуска серийных УТС. На этом этапе проект не сталкивался с какими-либо непредвиденными трудностями, и у его создателей были поводы для оптимизма.


Прототип УТС M-311

Современная замена


Следует напомнить, что с конца семидесятых годов на вооружении ВВС Италии состоит учебно-боевой самолёт Aermacchi MB-339. Он используется для подготовки лётчиков тактической авиации, а также может самостоятельно решать некоторые боевые задачи. За время своей службы MB-339 неоднократно дорабатывался и модернизировался, но к настоящему времени он безнадёжно устарел.

С конца двухтысячных годов ВВС Италии строили планы по обновлению парка своих УТС. Тогда появился первый заказ на поставку ограниченной партии учебно-боевых самолётов M-346. В середине десятых подписали новый контракт на подобную технику, и в дальнейшем закупки продолжались.

Кроме того, в качестве непосредственной замены для MB-339 и дополнения для M-346 решили закупить самолёты M-345. С их помощью предлагалось проводить первый этап обучения лётчиков перед более сложной подготовкой на M-346.

В 2018 г. M-345 приняли в опытную эксплуатацию в одной из эскадрилий. По ее итогам УТС получил высокие оценки и рекомендацию к закупкам и принятию на вооружение.

Самолёты на службе


В конце десятых годов ВВС Италии выдали компании «Леонардо» заказ на строительство и поставку 18 новых учебно-тренировочных самолётов. Первый из них передали покупателю уже в декабре 2020 г. Вскоре последовали новые машины. На вооружение ВВС самолёт поступил под обозначением T-345A.


M-345 в окраске пилотажной группы Frecce Tricolore

По известным данным, выполнение первого заказа продолжается до сих пор, но приближается к своему завершению. Очередную партию техники передали ВВС недавно, в середине июня 2025 г. При этом точное количество УТС M-345 в частях на данный момент не раскрывают.

Ранее сообщалось, что для полноценного обновления учебного парка требуется не менее 45 новых самолётов. При этом сейчас в эксплуатации остается не менее 120 УТС MB-339 всех модификаций. Очевидно, что замена не будет равноценной, но ВВС, вероятно, могут обосновать такое решение.

По имеющимся данным, сейчас MB-339 эксплуатируются в пяти учебных эскадрильях. Одной из них является 313 Gruppo Addestramento Acrobatico — пилотажная группа Frecce Tricolori. Согласно ранее раскрытым планам, все эти подразделения в будущем получат новые УТС M-345. Сокращение или перестройка эскадрилий пока не планируются.

Технические особенности


УТС M-345 / T-345 построен на основе более старого S-211 и сохранил основные черты его облика. При этом исходную конструкцию существенно переработали с использованием новых материалов и технологий. Кроме того, радикально обновили бортовое оборудование в соответствии с современными требованиями.


M-345 идёт на взлёт

M-345 построен по нормальной аэродинамической схеме. Он имеет удлинённый фюзеляж эллиптического сечения, значительную часть которого занимает двухместная тандемная кабина. По бокам от кабины имеются воздухозаборники, а в хвосте находится один турбореактивный двигатель. Самолёт получил среднерасположенное крыло небольшой стреловидности и оперение традиционной конструкции.

Общая длина M-345 — 9.85 м, размах крыла — 8,5 м. Сухая масса составляет всего 3,3 т, максимальная взлётная — 4,5 т. При необходимости, самолёт может нести до 1 т боевой нагрузки.

Машина оснащена турбореактивным двигателем Williams FJ44-4M-34 тягой 1540 кг. С его помощью достигается максимальная скорость 740 км/ч. Потолок превышает 12100 м, дальность полёта — 1400 км. Обеспечивается высокая маневренность, соответствующая современным истребителям.

УТС получил «стеклянную кабину» с выводом всей информации на три дисплея. В состав авионики входят приборы навигации, связи, средства обеспечения безопасности и т.д. Бортовой компьютер имеет несколько учебных режимов с симуляцией присутствия противника и применения вооружений.

В рамках учебных мероприятий M-345 может применять вооружение. Под крылом предусмотрено четыре точки подвески для различных бомб или ракет, состоящих на вооружении ВВС Италии и НАТО.


Пара итальянских M-346

Затянувшееся ожидание


Разработка будущего учебно-тренировочного самолёта M-345 стартовала в начале двухтысячных годов. Первый заказ на эту машину удалось получить только в конце десятых. К настоящему времени ВВС Италии получили несколько серийных УТС, однако переоснащение всех учебных эскадрилий займёт ещё несколько лет.

Таким образом, реализация перспективного проекта серьёзно затянулась, даже если считать от старта работ по M-345 в его нынешнем виде. При этом желаемый результат остается делом неопределённого будущего, из-за чего ситуация выглядит ещё хуже, а перспективы учебных частей ВВС Италии оказываются туманными.

Тем не менее, нельзя не отметить, что итальянские ВВС планомерно и, с оговорками, успешно реализуют ранее принятый план. Они постепенно переводят учебные эскадрильи на современные самолеты M-345 и M-346. УТС двух типов дополняют друг друга и обеспечивают два этапа подготовки летчиков.

В настоящее время Минобороны Италии проводит крупное перевооружение тактической авиации. Ряд эскадрилий ВВС и ВМС планируют перевести на американские истребители F-35A/B. Заказано 95 самолётов двух модификаций, и более 30 уже прибыли к заказчику.

В процессе подготовки летного состава для новых боевых самолетов должны использоваться современные УТС. По этой причине нынешние закупки учебных M-345 / T-345A имеют большое значение для развития итальянской авиации. Удастся ли выполнить все планы и не сорвать сроки, покажет время.
30 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    19 июня 2025 04:23
    Да ,лихо они нас с этим, подозрительно похожим на Як-130 ,аэропланом провели. В этом и вся суть"сотрудничества" с ними.
    1. +6
      19 июня 2025 10:59
      Итальянский вариант Як-130 - это М-346. А статья про М-345 - он попроще, однодвигательный, аналог L-39.
    2. +1
      19 июня 2025 13:23
      Цитата: двп
      Да ,лихо они нас с этим, подозрительно похожим на Як-130 ,аэропланом провели. В этом и вся суть"сотрудничества" с ними.

      Вы бы сначала изучили историю создания Як-130 и знали бы тогда кто на кого похож. Aermacchi разрабатывала учебный самолёт для Яковлева, по требованиям МО РФ, на базе С-211, позже на базе этого проекта создали М-346, который хоть и создавался на базе проекта для Яковлева, но во многом видоизменён, там перемещено крыло и много чего другого. А уж внутри, авионика, двигатели вообще ничего общего с Як-130 не имеют.
      1. -2
        19 июня 2025 13:33
        Понятно, значит в наших статьях в интернете сплошное враньё?
        1. +1
          19 июня 2025 13:55
          А что там могут писать?? Ну если речь о том как подлые итальянцы украли у КБ Яковлева планы по Як-130 и сделали на этой базе свой М-346 то да, это откровенная чушь. Aermacchi, а сегодня Леонардо, это очень серьёзное КБ с более чем 100 летней историей и сотрудничество КБ Яковлева с Aermacchi, у которых есть и опыт и база в виде того же С-211, для создания Як-130 имеет конечно смысл. Двигатели АИ 222 вообще украинские, их якобы в прошлом году заменили, в смысле какую-то замену разработали, до заменить ещё долго.
          1. 0
            20 июня 2025 07:04
            Двигатели АИ 222 вообще украинские

            Двигатели не украинские, а советские.
          2. -2
            21 июня 2025 22:39
            А что, Aermacchi еще и с южнокорейцами и китайцами сотрудничали по созданию учебно-тренировочного самолета..? У них тоже есть УТС очень похожие на ЯК-130...
      2. +1
        21 июня 2025 22:49
        Aermacchi разрабатывала учебный самолёт для Яковлева, по требованиям МО РФ, на базе С-211, позже на базе этого проекта создали М-346, который хоть и создавался на базе проекта для Яковлева
        надо же такое написать......
    3. +2
      20 июня 2025 11:02
      Цитата: двп
      подозрительно похожим на Як-130
      Leonardo отстаивает европейское происхождение своего учебного реактивного самолёта M-346, опровергая заявления британских таблоидов о его якобы российском происхождении.
      «M-346 спроектирован, разработан и произведён в Европе по самым строгим стандартам НАТО», – говорится в заявлении Leonardo.
      Интересно, что в истерике поучаствовали вполне себе известные британские авиационные журналисты Тим Робинсон (Aerospace) и Тони Озборн (Aviation Week).

      И мимо этого змеиного клубка можно было бы пройти, если бы не одно но. Может быть кто-то из ОКБ "Яковлева" обратит внимание. Один из бывших сотрудников Aermacchi Паоло Меццанотте (Paolo Alessandro Mezzanotte) решил дать "расширенное" интервью, которое теперь расходится в Сети. Он заявил буквально следующее:
      Было полное разногласие –
      россияне не согласились установить американский двигатель
      (На М-346 установлен Honeywell F124-GA-200 - прим.ред) на своё воздушное судно.
      -После разрыва
      русские продолжили копировать двигатель Honeywell, по иронии судьбы производя его на Украине
      - Италия получила документацию от Яковлева, но затем полностью переработала её. У Яковлева были отличные инженеры, но
      - их производство соответствовало уровню итальянского производства 1950-х годов
      Хочется надеяться, что Яковлев со своим "производством уровня 50-х годов" вынес урок из "совместной работы" с итальянцами и снова сделает вводы из последних заявлений.
  2. 0
    19 июня 2025 05:01
    Двигатель импортный, авионика с композитами тоже. Наработки совместные с компанией "Яковлев". Все как в песенке про Колчака: "мундир английский, погон французский, табак японский", а самолёт итальянский wink
    1. +3
      19 июня 2025 13:57
      Двигатель да, авионика у Леонардо своя не плохая, они одни из лидеров в авиастроении в общем. На Як-130 двигатель то же украинский.
      1. 0
        19 июня 2025 17:11
        Двигатель да, авионика у Леонардо своя не плохая. На Як-130 двигатель то же украинский
        Двигатель Williams FJ44-4M-34, судя по названию, никак на итальянский не тянет. А на Як-130 давно уже устанавливают двигатели, собранные в Москве. Про авионика не скажу, но как мне думается, не их это тема
        1. 0
          19 июня 2025 19:26
          Как давно устанавливают двигатели собранные в Москве? Этот двигатель, который только относительно недавно на выставке в Москве представили, является копией АИ-222, а может это даже и не копия вовсе, а оригинал. Хотя везде пишут только о создании цифровой копии АИ -222, для того чтобы иметь возможность локализировать производство в РФ. Смогли ли в РФ освоить серийное производство украинского двигателя, пока ещё вопрос. А у Вас уже давно устанавливают. Авионика думаете не тема Леонардо? Ну думайте, кто Вам мешает.
          1. +1
            19 июня 2025 23:38
            Тогда, встречный вопрос, Як-130, произведенные в 2023 и 2024 годах, сделаны на украинских двигателях?
            1. -2
              19 июня 2025 23:57
              А Вы как думаете, если в 2023м на выставке представили "оцифрованную версию" двигателя АИ-222? То есть не какой-то новый двигатель представили, а сообщили что разобрали АИ-222 и оцифровали все детальки и компоненты, после чего собираются только наладить производство копии АИ-222? Вы верите что за такой короткий срок смогли не только сделать, испытать, но и в серийной производство запустить авиационный двигатель? Значит последние на последние Як-130 хватило украинских двигателей. Их же как известно всегда больше заказывают, чем собираются производить самолётов. Китайцы на свой Л-15 тоже получают украинский двигатель АИ-222, только с форсажной камерой, что делает его в 2 раза быстрее чем Як-130. Ну а китайцы поставляют свой Л-15 украинцам. Это кстати очень наглядная история. Китайцам вместо того чтоб продавать Як-130 подарили всю документацию и теперь китайцы свои Л-15 с лучшими характеристиками чем у Як-130 и будут экспортировать туда, куда в общем Яковлев должен был экспортировать.
              1. +1
                20 июня 2025 00:20
                Производственный комплекс «Салют» АО «ОДК» полностью освоил серийное производство двигателя АИ-222-25 в 2015 году. В 2019 году запущена программа ОДК по модернизации ряда узлов этого двигателя. С 2021 года предприятие является главным разработчиком цифрового двойника двигателя АИ-222-25.


                https://www.uecrus.com/press/odk-zavershila-vtoroy-etap-sozdaniya-tsifrovogo-dvoynika-aviatsionnogo-dvigatelya-ai-222-25/
                1. -2
                  20 июня 2025 00:23
                  Да да, конечно, оцифровали, симулировали, а в будущем что-то создадут. Где конкретные, серийно произведённые двигатели?
                  1. 0
                    20 июня 2025 00:31
                    Написано полностью освоили производство ещё в 2015 году.
                    Оцифровка, я так понимаю для автоматизации труда по совершенствованию двигателя.
                    В 2015 году ОДК завершила мероприятия по импортозамещению деталей и узлов двигателя АИ-222-25. В настоящее время он производится московским заводом "Салют" полностью из российских комплектующих. Ранее примерно половина комплектующих поставлялась из Украины.

                    До завершения испытаний российский двигатель АИ-222-25 обладал межремонтным ресурсом в 600 часов и назначенным - 1 200 часов. Работы проводились на двигателе АИ-222-25 №001С, первом двигателе, полностью изготовленном на "Салюте" без использования зарубежных компонентов.

                    "Успешные испытания, результатом которых стало значительное увеличение ресурса двигателя, стали знаковым этапом в реализации программы АИ-222-25, - говорит заместитель генерального директора - управляющий директор АО "НПЦ газотурбостроения "Салют" Виталий Клочков. - С учетом опыта строевой эксплуатации двигателя АИ-222-25 в ВКС РФ и у иностранных заказчиков мы будем продолжать работать над его дальнейшим развитием".

                    В 2016 году "Салют" полностью выполнил свои обязательства по поставке новых двигателей АИ-222-25 Министерству обороны РФ и ремонту силовых установок, находящихся в эксплуатации. В обеспечении эксплуатации двигателей данного типа всестороннее содействие заказчикам оказывает Объединенная двигателестроительная корпорация. Также двигатель АИ-222-25 в составе самолетов Як-130 поставляется
                    в зарубежные страны.

                    https://www.aviaport.ru/news/465761/
                    1. -1
                      20 июня 2025 00:34
                      Вы разницу между "освоили производство" и производят не знаете? Если я сейчас насобираю всяких таких заявлений, особенно на "сделано у нас" таких полно, то можно подумать РФ всех давно технологически и по производству всего обогнала. И именно по этому столько людей в это верят.
                      1. 0
                        20 июня 2025 00:38
                        Написано полностью были выполнены обязательства по поставке новых двигателей, значит производят.

                        Если конечно, судить по новости.
                        В цеху проверить, вряд ли у кого то из нас есть возможность проверить.
                      2. -2
                        20 июня 2025 00:42
                        Хорошо, раз для Вас это что-то значит, Ваше дело. Я нигде не нашёл ничего что подтверждало бы серийное производство АИ-222 в РФ.
                      3. +1
                        20 июня 2025 00:55
                        А что бы Вас убедило?
                        Получается таким новостям не стоит верить?
                      4. +1
                        20 июня 2025 04:58
                        Цитата: karabas-barabas
                        Я нигде не нашёл ничего что подтверждало бы серийное производство АИ-222 в РФ
                        Поиском пользоваться умеете? Буковки знаете?
                  2. +1
                    20 июня 2025 04:57
                    Цитата: karabas-barabas
                    в будущем что-то создадут
                    Из уже давно создают, ещё с 2010 года. Там же где производят и Ал-31ф. Проснитесь
        2. +4
          19 июня 2025 20:13
          И авионика и космос и РЛС и многое - многое другое. ТНК "Leonardo" это более 150 компаний по всему миру.
  3. 0
    19 июня 2025 13:00
    маки 326 и 339 воевали...посему и арсенал у них был не плохой для своего времени, хоть и малый по весу. А эти два-как пижоны. 346 в ударной версии хоть имеется и с не плохим арсеналом. А 345 бы на смену mb339 и s211 пришёл бы..что бы помимо учёбы сражался в бедных странах...хотя теперь многие делают ставку на дроны. И 345 будут как японские Т4..внешне красивые...но школяры...а им бы арсенал
  4. +2
    19 июня 2025 23:18
    Цитата: двп
    Да ,лихо они нас с этим, подозрительно похожим на Як-130 ,аэропланом провели. В этом и вся суть"сотрудничества" с ними.

    Не провели. Оплатили 70млн. За разработку проекта, что в условиях безденежья 90х было неплохо.
    1. +1
      21 июня 2025 22:47
      китайцы с южнокорейцами, дай Бог, тоже заплатили... С китайцами сомнения на этот счет, они все тырили...
  5. +1
    19 июня 2025 23:21
    Цитата: karabas-barabas
    Как давно устанавливают двигатели собранные в Москве? Этот двигатель, который только относительно недавно на выставке в Москве представили, является копией АИ-222, а может это даже и не копия вовсе, а оригинал. Хотя везде пишут только о создании цифровой копии АИ -222, для того чтобы иметь возможность локализировать производство в РФ. Смогли ли в РФ освоить серийное производство украинского двигателя, пока ещё вопрос. А у Вас уже давно устанавливают. Авионика думаете не тема Леонардо? Ну думайте, кто Вам мешает.

    Вопросов нет.
    Полностью локализованый с 2016г. двигатель на Салюте, Москва.
  6. +2
    22 июня 2025 15:09
    Цитата: Джунгар
    китайцы с южнокорейцами, дай Бог, тоже заплатили... С китайцами сомнения на этот счет, они все тырили...

    Китайцы- да. А южнокорейцы с какого бока? Их Т-50 создан с участием Локхида