Как у ВАЗ дела?

Новинка 2025 года - Lada Azimut. Фото - АвтоВАЗ
Тольятти рулит
Машинка получилась ладная. Это о кроссовере Lada Azimut, впервые представленном на ПМЭФ-2025. Пока это прототип прототипов, но заводчане оптимистично считают, что запустят его в серию в следующем году. Очень хочется верить, но АвтоВАЗ очень редко выдерживает обещанные сроки начала продаж. Нашумевшая Iskra до сих пор не появилась у автодилеров, даже цена толком не известна. Говорят, будет где-то от 1,2 миллионов рублей до полутора.
Но Azimut — это не Iskra. С малолитражным седаном (универсалом) АвтоВАЗ совершил почти самоубийственный трюк. Дело в рыночном позиционировании новинки. Iskra пытается втиснуться между Granta и Vesta. Изначально модель должна была заменить заслуженную и бесконечно устаревшую Granta, но менеджеры решили заработать. Теперь у АвтоВАЗа на конвейере — Granta, Iskra, Vesta и Largus. Не считая парочки Niva Travel и Niva Classic. И вот появляется Azimut, машина, которую очень давно ждали.
Российский рынок основательно подсел на кроссоверы. Сначала это были машины из Кореи, Японии, Европы, а с 2022 года — из Китая. АвтоВАЗу просто нечем было закрыть спрос. Парочка Niva не в счет — это настоящие внедорожники с постоянным полным приводом и демультипликатором. Народу в мегаполисах такие умения не нужны — подавай повыше дорожный просвет, мотор помощнее, автоматическую КПП и полный привод с межосевой муфтой. И вот оказывается, что ничего такого у АвтоВАЗа нет в принципе.
Azimut представляет собой серьезно модернизированную платформу Vesta, оснащенную исключительно передним приводом. Теоретически можно было оформить и полноприводную трансмиссию, но где взять ту самую межосевую муфту, позволяющую подключать (автоматически или принудительно) задние колеса? Например, Torsen или Haldex. Не углубляясь в технические тонкости, скажем, что производителей подобных узлов в мире считанные единицы и никто из них связываться с Тольятти не будет. Во-первых, из-за опасения санкций, а во-вторых, из-за небольших объемов производства. В итоге Azimut будет строго переднеприводный. Вариант превращения кроссовера в аналог Niva с понижающим рядом в КПП и постоянным 4х4 сразу отметается – дорого, сложно и габаритно. Да и кто будет мириться с воем раздаточной коробки, известной всем «нивоводам»? Сейчас мирятся только потому, что вынуждены – ничего другого рынок не предлагает.




Azimut на ПЭМФ-2025. Фото - телеграм-канал "Автопоток"
АвтоВАЗ представляет кроссовер как первую полностью самостоятельную разработку после развода с Renault-Nissan в 2022 году. Напомним, что Iskra создана на платформе Renault Logan, хотя и собрана из российских комплектующих. Azimut вроде бы и суверенный автомобиль, но даже беглый взгляд находит много импортного. Разумеется, китайского. Шестиступенчатая механическая КПП от конторы WanLiYang. Агрегат уже на конвейере – «шестиступкой» оснащаются Vesta. Вопрос: о каком уровне развития собственного инжиниринга мы говорим, если в Тольятти не способны самостоятельно разработать примитивный агрегат – механическую коробку передач?
Для острастки достаточно вспомнить речи автомобильных менеджеров трехлетней давности, обещавшие светлое суверенное будущее. Будущее, может быть, и светлое, но точно не суверенное. Продолжаем разбираться с Azimut. В ассортименте обещают вариатор и некий шестиступенчатый «автомат». С вариатором всё понятно – это китайский CVT18 от упоминаемого WanLiYang, переснятый с японского Jatco. Уже давно прижился на Lada Vesta. Неназванную АКПП также привезут из Китая, только не сейчас, а когда будет готов китайский же турбомотор на 150 лошадиных сил. Остальные двигатели, вроде бы, отечественные – 120-сильный объемом 1,6 литра и перспективный 1,8-литровый со 132 «лошадями». Учитывая габариты машины, подобную тяговую вооруженность можно считать условно-достаточной.
Из указанного мы видим, что в АвтоВАЗе пока даже не задумываются о собственных коробках передач и перспективных турбомоторах. Показательна еще одна новинка ПМЭФ-2025 – модернизированная в очередной раз пятидверная Niva Travel. Под капот старушке поставили серийный мотор объемом 1,8 литра, но с доработками. Поставили новую головку блока с 8 клапанами вместо 16, адаптировали системы охлаждения и топливоподачи. Уверяют, что модернизации подверглись 50 компонентов. Откровенно слабый и старый мотор теперь выдает 90 л.с. вместо прежнего 1,7-литрового «нивовского» со 83 л.с. Но вот тяга поднялась со 129 до 153 Нм. Настоящая квинтэссенция вазовского инжиниринга, ничего не скажешь.
Кто виноват?
Рынок, как говорится, порешает. В конце концов, покупатель голосует кошельком. Но в деле АвтоВАЗа всё не так просто. Обратимся к высказываниям Максима Соколова, руководителя тольяттинского автогиганта, датированных апрелем прошлого года. На Совете Федерации он заявил о необходимости повышения утилизационного сбора для автомобилей с мотором объемом от 1 до 2 литров с 300 тысяч до 550 тысяч рублей. К 2029 году в цену должны закладывать утильсбор на такие машины уже в миллион рублей. Дескать, нехорошие китайские автопроизводители везут слишком хорошие и дешевые машины, которые конкурируют с АвтоВАЗом. Если вы что-то не знали о честной конкуренции, то спросите об этом у менеджмента АвтоВАЗа. Предложение нашло отклик в сердцах законотворцев, и теперь импортный автомобиль моложе трех лет с мотором объемом от 1 до 2 литров дополнительно дорожает на 667 400 рублей. И этот самый утильсбор будет повышаться каждый год, пока конкурентов АвтоВАЗу в России вообще не останется. Что уже сейчас напрямую сказывается на качестве новых Lada. Пара цитат из профильного автомобильного издания «Авторевю», известного своим профессионализмом:
Vesta:
На этом стоило бы и закончить повествование, если бы не несколько моментов. Первый – АвтоВАЗ в 2025 году на 20 процентов сокращает производственные планы. После «жирных» 2023 и 2024 годов автогигант намерен выпустить из ворот всего 400 тысяч машин. Это чуть больше половины от потенциальных возможностей АвтоВАЗа. Свою лепту внесла драконовская ставка рефинансирования от Центробанка, фактически запретившая брать автокредиты.
Но и АвтоВАЗ хорош. Вдохновленный ростом утильсбора завод выставил совершенно неконкурентноспособные аппараты по невменяемым ценам. Granta по бумагам стоит чуть 750 тысяч, но такую комплектацию днем с огнем не найти, а реально доступная машина тянет уже на 966 тысяч. За эту сумму покупатель может рассчитывать (не падайте со стула) на водительскую подушку безопасности, два задних подголовника, бортовой компьютер, зеркало в козырьке пассажира, регулировку руля по высоте, электроусилитель руля, центральный замок, электропривод и обогрев зеркал. Просто роскошь! Похоже, пришел тот момент, когда все, кто готов был купить подобное, уже это сделали, а остальные довольствуются либо подержанными машинами, либо копят на очередного китайца, либо вообще отказались от покупки. С марта по май 2025 года продажи новых Lada падают в среднем на 34 процента.


В очередной раз обновленная Niva Travel на ПЭМФ-2025. Фото: телеграм-канал «Автопоток»
Второй момент, о котором нельзя не сказать. Речь о Китае, который стремительно отказывается от двигателей внутреннего сгорания (ДВС) в привычном понимании и переходит на гибридную автомобильную тягу либо на электромобили. По статистике, в 2019 году 94 процента новых автомобилей были с классическими ДВС, а в 2023 году – уже 60 процентов. К 2030 году доля электрокаров в КНР достигнет 70 процентов. К чему это приведет? К тому, что АвтоВАЗ вынужден будет закупать откровенно устаревшие моторы и КПП. В определенный момент агрегаты данного сегмента вообще перестанут разрабатывать. Все силы будут брошены на гибридные автомобили и чисто электрические. Адаптацией таких агрегатов для очередной итерации Vesta и Granta никто в Китае специально не будет – объемы производства в Тольятти совсем не те. К чему это приведет, догадаться несложно. Возможно, некому вообще будет задавать риторический вопрос: «Как у ВАЗ дела?»
Информация