Как у ВАЗ дела?

5 730 20
Как у ВАЗ дела?
Новинка 2025 года - Lada Azimut. Фото - АвтоВАЗ


Тольятти рулит


Машинка получилась ладная. Это о кроссовере Lada Azimut, впервые представленном на ПМЭФ-2025. Пока это прототип прототипов, но заводчане оптимистично считают, что запустят его в серию в следующем году. Очень хочется верить, но АвтоВАЗ очень редко выдерживает обещанные сроки начала продаж. Нашумевшая Iskra до сих пор не появилась у автодилеров, даже цена толком не известна. Говорят, будет где-то от 1,2 миллионов рублей до полутора.



Но Azimut — это не Iskra. С малолитражным седаном (универсалом) АвтоВАЗ совершил почти самоубийственный трюк. Дело в рыночном позиционировании новинки. Iskra пытается втиснуться между Granta и Vesta. Изначально модель должна была заменить заслуженную и бесконечно устаревшую Granta, но менеджеры решили заработать. Теперь у АвтоВАЗа на конвейере — Granta, Iskra, Vesta и Largus. Не считая парочки Niva Travel и Niva Classic. И вот появляется Azimut, машина, которую очень давно ждали.

Российский рынок основательно подсел на кроссоверы. Сначала это были машины из Кореи, Японии, Европы, а с 2022 года — из Китая. АвтоВАЗу просто нечем было закрыть спрос. Парочка Niva не в счет — это настоящие внедорожники с постоянным полным приводом и демультипликатором. Народу в мегаполисах такие умения не нужны — подавай повыше дорожный просвет, мотор помощнее, автоматическую КПП и полный привод с межосевой муфтой. И вот оказывается, что ничего такого у АвтоВАЗа нет в принципе.

Azimut представляет собой серьезно модернизированную платформу Vesta, оснащенную исключительно передним приводом. Теоретически можно было оформить и полноприводную трансмиссию, но где взять ту самую межосевую муфту, позволяющую подключать (автоматически или принудительно) задние колеса? Например, Torsen или Haldex. Не углубляясь в технические тонкости, скажем, что производителей подобных узлов в мире считанные единицы и никто из них связываться с Тольятти не будет. Во-первых, из-за опасения санкций, а во-вторых, из-за небольших объемов производства. В итоге Azimut будет строго переднеприводный. Вариант превращения кроссовера в аналог Niva с понижающим рядом в КПП и постоянным 4х4 сразу отметается – дорого, сложно и габаритно. Да и кто будет мириться с воем раздаточной коробки, известной всем «нивоводам»? Сейчас мирятся только потому, что вынуждены – ничего другого рынок не предлагает.








Azimut на ПЭМФ-2025. Фото - телеграм-канал "Автопоток"

АвтоВАЗ представляет кроссовер как первую полностью самостоятельную разработку после развода с Renault-Nissan в 2022 году. Напомним, что Iskra создана на платформе Renault Logan, хотя и собрана из российских комплектующих. Azimut вроде бы и суверенный автомобиль, но даже беглый взгляд находит много импортного. Разумеется, китайского. Шестиступенчатая механическая КПП от конторы WanLiYang. Агрегат уже на конвейере – «шестиступкой» оснащаются Vesta. Вопрос: о каком уровне развития собственного инжиниринга мы говорим, если в Тольятти не способны самостоятельно разработать примитивный агрегат – механическую коробку передач?

Для острастки достаточно вспомнить речи автомобильных менеджеров трехлетней давности, обещавшие светлое суверенное будущее. Будущее, может быть, и светлое, но точно не суверенное. Продолжаем разбираться с Azimut. В ассортименте обещают вариатор и некий шестиступенчатый «автомат». С вариатором всё понятно – это китайский CVT18 от упоминаемого WanLiYang, переснятый с японского Jatco. Уже давно прижился на Lada Vesta. Неназванную АКПП также привезут из Китая, только не сейчас, а когда будет готов китайский же турбомотор на 150 лошадиных сил. Остальные двигатели, вроде бы, отечественные – 120-сильный объемом 1,6 литра и перспективный 1,8-литровый со 132 «лошадями». Учитывая габариты машины, подобную тяговую вооруженность можно считать условно-достаточной.

Из указанного мы видим, что в АвтоВАЗе пока даже не задумываются о собственных коробках передач и перспективных турбомоторах. Показательна еще одна новинка ПМЭФ-2025 – модернизированная в очередной раз пятидверная Niva Travel. Под капот старушке поставили серийный мотор объемом 1,8 литра, но с доработками. Поставили новую головку блока с 8 клапанами вместо 16, адаптировали системы охлаждения и топливоподачи. Уверяют, что модернизации подверглись 50 компонентов. Откровенно слабый и старый мотор теперь выдает 90 л.с. вместо прежнего 1,7-литрового «нивовского» со 83 л.с. Но вот тяга поднялась со 129 до 153 Нм. Настоящая квинтэссенция вазовского инжиниринга, ничего не скажешь.

Кто виноват?


Рынок, как говорится, порешает. В конце концов, покупатель голосует кошельком. Но в деле АвтоВАЗа всё не так просто. Обратимся к высказываниям Максима Соколова, руководителя тольяттинского автогиганта, датированных апрелем прошлого года. На Совете Федерации он заявил о необходимости повышения утилизационного сбора для автомобилей с мотором объемом от 1 до 2 литров с 300 тысяч до 550 тысяч рублей. К 2029 году в цену должны закладывать утильсбор на такие машины уже в миллион рублей. Дескать, нехорошие китайские автопроизводители везут слишком хорошие и дешевые машины, которые конкурируют с АвтоВАЗом. Если вы что-то не знали о честной конкуренции, то спросите об этом у менеджмента АвтоВАЗа. Предложение нашло отклик в сердцах законотворцев, и теперь импортный автомобиль моложе трех лет с мотором объемом от 1 до 2 литров дополнительно дорожает на 667 400 рублей. И этот самый утильсбор будет повышаться каждый год, пока конкурентов АвтоВАЗу в России вообще не останется. Что уже сейчас напрямую сказывается на качестве новых Lada. Пара цитат из профильного автомобильного издания «Авторевю», известного своим профессионализмом:

«Тихой Нива не стала. Но ее звуки перестали раздражать. Эффект — как от меховой шапки, которой нивоводы издавна «глушат» раздатку. В машине теперь слышны даже аудиокниги, чем не всегда могла похвастать Mazda MX-5! Почему эти копеечные в себестоимости рычаги, по конструкции повторяющие рычаг коробки передач, не ставят на заводе? Я проверял: о них там просто не знают. Мне кажется, что и люди, отвечающие сейчас за Ниву, уже давно сами на ней не ездят. Отсюда и качествозамещение ее конструкции. Коррозия, антифризные лужи из-под хомутов морозным утром, потеки бензина из-под криво закрывающейся крышки бака, клинящие тормозные суппорты, примерзающие вентиляторы, масложор и задиры стенок цилиндров. Это не теория. Это база. Например, на Ниве моего товарища, которому я помогал с покупкой, мотор пришлось менять по гарантии. И случай этот, мягко говоря, не единичный». Мнение экспертов-испытателей журнала о «импортозамещенной»

Vesta:

«Надеюсь, Искра на переставке будет столь же хороша. Ведь именно они с Вестой — главные звезды отечественной утильсборной. Ради них российский рынок закрывают так называемым утилизационным сбором, который будет расти каждый год экспоненциальными шагами. С возвращением мотора 1.8 и появлением китайского вариатора можно считать цикл «возрождения» Весты законченным. За это время она стала чуть ли не вдвое дороже, но потребительские качества в лучшем случае остались на прежнем уровне».

На этом стоило бы и закончить повествование, если бы не несколько моментов. Первый – АвтоВАЗ в 2025 году на 20 процентов сокращает производственные планы. После «жирных» 2023 и 2024 годов автогигант намерен выпустить из ворот всего 400 тысяч машин. Это чуть больше половины от потенциальных возможностей АвтоВАЗа. Свою лепту внесла драконовская ставка рефинансирования от Центробанка, фактически запретившая брать автокредиты.

Но и АвтоВАЗ хорош. Вдохновленный ростом утильсбора завод выставил совершенно неконкурентноспособные аппараты по невменяемым ценам. Granta по бумагам стоит чуть 750 тысяч, но такую комплектацию днем с огнем не найти, а реально доступная машина тянет уже на 966 тысяч. За эту сумму покупатель может рассчитывать (не падайте со стула) на водительскую подушку безопасности, два задних подголовника, бортовой компьютер, зеркало в козырьке пассажира, регулировку руля по высоте, электроусилитель руля, центральный замок, электропривод и обогрев зеркал. Просто роскошь! Похоже, пришел тот момент, когда все, кто готов был купить подобное, уже это сделали, а остальные довольствуются либо подержанными машинами, либо копят на очередного китайца, либо вообще отказались от покупки. С марта по май 2025 года продажи новых Lada падают в среднем на 34 процента.




В очередной раз обновленная Niva Travel на ПЭМФ-2025. Фото: телеграм-канал «Автопоток»

Второй момент, о котором нельзя не сказать. Речь о Китае, который стремительно отказывается от двигателей внутреннего сгорания (ДВС) в привычном понимании и переходит на гибридную автомобильную тягу либо на электромобили. По статистике, в 2019 году 94 процента новых автомобилей были с классическими ДВС, а в 2023 году – уже 60 процентов. К 2030 году доля электрокаров в КНР достигнет 70 процентов. К чему это приведет? К тому, что АвтоВАЗ вынужден будет закупать откровенно устаревшие моторы и КПП. В определенный момент агрегаты данного сегмента вообще перестанут разрабатывать. Все силы будут брошены на гибридные автомобили и чисто электрические. Адаптацией таких агрегатов для очередной итерации Vesta и Granta никто в Китае специально не будет – объемы производства в Тольятти совсем не те. К чему это приведет, догадаться несложно. Возможно, некому вообще будет задавать риторический вопрос: «Как у ВАЗ дела?»
20 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. ada
    +2
    Сегодня, 03:38
    Не оценивая автомобильную отрасль, хочу сказать, что очевидна потребность мобилизационного варианта малолитражного автомобиля для обеспечения потребностей ВС РФ, других войск и формирований министерств и ведомств, госорганизаций и ОГВ и МСУ на ВВ. Даже НИВА не годится как образец - прототип платформы такого автомобиля, нужна более простая и надежная платформа с многотопливным двигателем внутреннего сгорания
    1. ada
      -1
      Сегодня, 04:06
      Дополню. Конечно, учитывая модели УАЗ и упомянутую выше НИВУ, различных модификаций, часть мобилизационных потребностей на ВВ начального периода возможно обеспечить за счет этих типов и марок отечественного производства с изъятием их у населения и из других организаций, но далее растущую потребность обеспечить будет нечем. Возможно принять частичную замену войсковых и подобных типов автомобилей, повышенной проходимости за счет транспортных средств иностранного производства, схожих по характеристикам с указанными, но будут ли обеспечены их дальнейшие поставки из-за рубежа в военное время?
      Дополнительно, не могу не заметить, что существовавшие ранее представления о потребности в нашей стране на ВВ в таких автомобилях и вообще в автомобильной технике, других транспортных/технических средствах, в том числе узко специализированных, не имеют с сегодняшней реальностью ничего общего. Соответственно, что это отражается и на расчетах в потребности на ВВ запасов ГСМ, запасных частей и агрегатов, сменных элементов, а также мощностей для их обслуживания и ремонта.
      Всё это - критически важные составляющие не только периода мобилизационного развертывания, но и дальнейшего планового обеспечения потребностей войск и ЭКС в целом.
  2. +8
    Сегодня, 06:43
    Возможно, некому вообще будет задавать риторический вопрос: «Как у ВАЗ дела?»


    В иные времена, вопрос был бы другой: "Вас еще не расстреляли?"

    Директор уральского завода Малышев получил приказ прибыть в Москву. Прибыл. Поскребышев велел ждать в приемной. Через несколько часов мимо прошел Сталин, буркнул: "Вас еще не расстреляли?" Малышев сидел еще два часа, опять появился Сталин и опять спросил: "Вас еще не расстреляли?" Малышев продолжал сидеть. Через несколько часов вышел Поскребышев и сказал: "Можете быть свободны". Оказалось, Сталин получил доклад - у танков, выпускаемых Малышевым, броня недостаточно прочна, и поэтому немцы ее пробивают. Пока Малышев сидел в приемной, в лаборатории шла экспертиза, в конце концов, подтвердившая, что броня соответствует ГОСТу. Пришлось менять ГОСТ... https://linorius.livejournal.com/47576.html
  3. -1
    Сегодня, 07:10
    Автоваз надо сравнять с землей и построить на его месте,что угодно,но не автозавод.Место проклятое.
    1. +1
      Сегодня, 09:12
      Цитата: Million
      Место проклятое.

      Ну да, земля виновата yes
      Цитата: Million
      надо сравнять с землей и построить на его месте

      человейник в стопятьсот этажей fellow .
      Тысячи промпредприятий уже сравняли... sad
      1. +1
        Сегодня, 09:32
        За 55 лет даже двигателя своего не могли создать.О чем это говорит?
        1. +1
          Сегодня, 09:42
          Цитата: Million
          О чем это говорит?

          Видимо о том, что на отрасль "забили"...
          Насколько изменились вертолеты, истребители, боевые корабли за 55 лет? Существенно! А 452-ой УАЗ и по сей день "ковыляет" по нашим улицам, развозя стражей порядка, врачей и почту, как будто время остановилось в нашем автопроме (значит это кому-нибудь выгодно)...
          1. -1
            Сегодня, 09:47
            Плановая экономика ушла в бытие.
            Автоваз-акционерное общество,которое само на себя забило,но требует денег у государства не производя ничего нового.
            1. +1
              Сегодня, 10:05
              Цитата: Million
              Плановая экономика ушла в бытие.

              Как бы да.
              Цитата: Million
              Автоваз-акционерное общество,

              Ага, только вроде как там в основных собственниках само же государство в лице ростеха? Да еще французы были из рено? Государству должно быть выгодно развитие технологичной отрасли, и французские бизнесмены должны быть заинтересованы в постоянной прибыли...
              1. -1
                Сегодня, 10:49
                Цитата: Doccor18

                Ага, только вроде как там в основных собственниках само же государство в лице ростеха? Да еще французы были из рено? Государству должно быть выгодно развитие технологичной отрасли, и французские бизнесмены должны быть заинтересованы в постоянной прибыли...

                Сейчас автоваз на 100% гос.предприятие.
  4. 0
    Сегодня, 07:31
    Вариант превращения кроссовера в аналог Niva с понижающим рядом в КПП и постоянным 4х4 сразу отметается – дорого, сложно и габаритно. Да и кто будет мириться с воем раздаточной коробки, известной всем «нивоводам»?

    так внесите изменения в конструкцию - чтобы она "не выла" - конструкции 50 лет... а вы - только "барыши" стрежете - ничего не делая...
    а кроссоверы нам не нужны - с китайскими хотите конкурировать? - не получится...
    страна до сих пор живет не на асфальтовых дорогах, а зимой даже те дороги что есть - чистят не сразу после снегопада - и как проехать? - на работу, в больницу, в детский садик..... - кроссовер не вытянет...
    так, что в стране востребована "ниша" 4х4 - а там машины 50- летней давности...
    1. 0
      Сегодня, 11:08
      Госпади. Все давно придумали за нас. Электробалка с небольшим конденсатором. Может работать как гибрид и как полный привод.
      1. 0
        Сегодня, 11:25
        Электробалка с небольшим конденсатором. Может работать как гибрид и как полный привод.

        а в моей деревне, где кстати нет связи, кто будет обслуживать/ремонтировать этот девайс?
        чтобы вызвать эвакуатор надо сходить/съездить в соседнюю деревню...
        да и в районном центре, слесаря в сервисе могут только гайки крутить: оборудования, тем более специального - нет...
        "и куда податься крестьянину"?
        на Маскве - эти проблемы решаются, а как жить за МКАДом?
        вот вам и
        Госпади.
  5. +5
    Сегодня, 07:48
    Можно долго спорить, приводить аргументы "за" и "против", но! В Аргентине в результате отмены всяких заградительных пошлин и кучи протекционистских решений (очень схожие с нашими), цена на новые автомобили упала почти втрое, в результате рост продаж 77% с начала года! У нас тоже "рост", но как сейчас модно называть "отрицательный", аж 26%. Можно по разному относиться к Милею и говорить, "вы не понимаете, это другое", но факты вещь упрямая.
    1. +3
      Сегодня, 08:14
      Цитата: Алексей 1970
      Можно по разному относиться к Милею

      Милей профильный экономист с огромнейшим опытом, кучей наград, научными работами и тд. Поэтому абсолютно закономерно, что он намного лучше разбирается в экономике чем например полковник КГБ.
  6. +1
    Сегодня, 08:16
    "Я не могу взорвать завод и построить на его месте новый, как это сделали в свое время на Chrysler. Во-первых, у меня нет для этого необходимых средств, а во-вторых, я должен обеспечить квалифицированных работников соответствующей работой. Поэтому мы идем не путем взрыва, а путем постепенной модернизации и производства, и автомобилей. Это и дешевле, и быстрее в наших условиях", — сказал, завершая пресс-конференцию, президент АО "ГАЗ" Николай Пугин. Коммерсант 16.03.1996

    Можете поставить вместо Пугина фамилию Соколов, и получите ровно тот же результат, который получил в своё время ГАЗ, и к которому тем же путём идёт ВАЗ. wink
  7. 0
    Сегодня, 08:20
    Надо выпустить уже лада финал и успокоится. Это будет премиум Веста. С соответствующим ценником. На моноприводе, поющей КПП и древнем движке атмосфернике.
    Либо же на китайском моторе и с китайской коробкой, по цене явно выше чем китайцы у себя ставят
    Удачи в конкуренции
  8. 0
    Сегодня, 09:03
    Наверное хуже не будет если нанять команду студентов отличников и дать им возможность работать, а старичков отстранить от руковдства.
    1. 0
      Сегодня, 09:53
      Цитата: Alex66
      старичков отстранить от руководства.

      Эти "старички" в 90-е пол России ввергли в криминальные войны за автомобильные рынки. Сейчас там рулят их дети, которых интересуют только развлечения и размеры доходов, им принципиально ни кто из нянек не рассказывал "что такое хорошо и что такое плохо". Последствия отстранения думаю понятны. Путин не просто так установил заградительные пошлины.
  9. +1
    Сегодня, 11:10
    Смотрел вчера ролик от Кадакова о Азимуте . В конце ролика он прогнозирует цену Азимута от 2,5 (в базе- 1,6 литра с шестиступенчатой мешалкой) до 3,0 ("в полном фарше" -1,8 и гидроавтомат китайский) . Он обычно занижает цену на пару сотен , но даже с его ценами Ваз не в рынке . Тигго 7 про в полном фарше стоит 2,5 . Думаю выбор очевиден.