Индия, США и цена возможной Большой ошибки

Взаимодействие США и Индии в течение последних двадцати лет можно охарактеризовать как «половинчатые». Казалось бы, Индия для США является естественным партнером в реалиях новейшего времени, тем более в условиях не просто конкуренции, а уже откровенной торгово-экономической войны США против Китая. Нынешняя администрация Д. Трампа как через базовую программу «Мандат на лидерство — 2025», так и посредством открытой официальной риторики заявила своего рода «крестовый поход» против Пекина.
Лучшего союзника или партнера, чем Индия, найти для США было бы задачей малореальной. Тем не менее мы видим, что США работают с Индией просто по остаточному принципу. После саммита «Джи-7» («Большая семерка») такое отношение становится взаимным.
Глубокой (да и неглубокой тоже) стратегии в отношении Индии у США нет. Д. Трамп в отношении Нью-Дели делает шаги, которые свидетельствуют о полном непонимании роли и места Индии. Д. Трамп и его концептуалисты из фонда «Наследие», его администраторы просто не разрабатывали эту тему. Это очень заметно, и для США это крупная ошибка.
В этом плане у России и Индии образуется уникальное окно возможностей, не открыть которое было бы со стороны Москвы и Нью-Дели ошибкой не меньшей, чем делает, собственно, сам Д. Трамп.
Индия, США, а также саммит Большой семерки и его контекст
С марта новая администрация США вошла в полноценный активный режим работы, сразу «взяв быка за рога» и делая заявки беспрецедентного масштаба. В целом понятно, что, заявляя максимальные позиции и делая максимальные ставки, Д. Трамп и его команда прощупывают реакцию, чтобы перейти в зону прагматизма и реализма. Тем не менее сопровождается всё это откровенным сумбуром с точки зрения экономических и политических сигналов, масштаб (что логично) которого сопоставим с масштабом первоначальных заявок.
Разобраться, где сумбур срежиссирован заранее, а где это просто следствие недоработок и просчетов, на самом деле не так уж просто. В итоге довольно популярным стало мнение, что Д. Трамп откровенно мутит внешнеполитическую воду, а большая часть его политики просто не проработана и идет по принципу: «мы нанесли политический удар, а дальше хоть не рассветай».
«За» и «против» тут мнений наберется примерно поровну, поэтому индийский «кейс» в плане США исключительно важен — анализ ошибок на этом направлении позволяет создать своего рода шаблон, при помощи которого можно попытаться понять, где нынешний Вашингтон играет по плану, а где просто «набрасывает» по ситуации.
В целом было ясно, что на саммите «Большой семерки» будет затрагиваться тема Украины и израильской атаки на Иран, а подавляющая часть основного состава «Семерки» будет Д. Трампа агитировать за помощь Киеву, а также за давление на Израиль. В качестве приглашенного участника на саммит приехал и глава Индии Н. Моди. Для главы Индии встреча с Д. Трампом была вовсе не протокольной. В Индии не понимают, какова у новой администрации стратегия в отношении Индии и есть ли таковая вообще.
Вице-президент Дж. Ди Вэнс во время мартовского европейского турне вначале дал Н. Моди довольно позитивные сигналы, да и его самого с учетом семейных нюансов вполне логично рассматривают как своего рода лобби. Сильны позиции выходцев из Индии и в IT-сфере, представители которой играют в новой политике США очень существенную роль. В итоге «благодарный» Д. Трамп не нашел ничего лучше, как запихнуть Индию в общую «бочку» с заградительными тарифами.
В Индии возмутились даже не столько тарифами как таковыми, сколько самой манерой общения с причесыванием Индии под общую гребенку без тени индивидуального подхода. Встреча Н. Моди и Д. Трампа показывала, что тот совершенно искренне не понимает, чего от него хотят в Нью-Дели.
Времени понять у Д. Трампа было вполне достаточно, и на саммите «Большой семерки» Н. Моди как раз и планировал вернуться к обсуждению стратегии. Итог: Д. Трамп улетел с саммита, не пообщавшись с главой Индии, позже в телефонном разговоре пригласил Н. Моди в США, однако индийский лидер от предложения отказался, сославшись на занятость на направлении индо-пакистанского урегулирования.
Будет не лишним тут вспомнить, что неоднократно Д. Трамп заявлял, что угрозой тарифов «заставил Индию и Пакистан остановиться». Унизительное «заставил» — это полбеды, вторая половина — это тема тарифов, которая просто притянута с потолка, ведь ни у Индии, ни у Пакистана товарооборот с США не является критически значимым для экономики.
Заявление Д. Трампа просто показывает, насколько ему этот регион безразличен (пока, по крайней мере) — можно к обоснованию своих шагов даже не проводить предварительную подготовку, путая круглое и квадратное, мягкое и теплое и т. п. Н. Моди — это опытный политик, вполне возможно, что он прагматично в итоге прилетит на встречу с Д. Трампом в США, но очевидно, что разозлил индусов американский лидер очень серьезно. Это еще не стадия «белого каления», но что-то довольно близкое к ней.
Израильская операция против Ирана, которую для внешнего мира поддерживают в США, хотя на самом деле там много фасадной риторики, Индии не нужна от слова совсем. Иран — это поставщик ресурсов, это проекты вроде МТК «Север — Юг» и доступ к морской инфраструктуре Ирана. Для Индии эта военная операция по сути — экономическое безумие, но кто же спрашивает Нью-Дели.
Что предлагалось Индии. Д.Трамп, его предшественники и цена Большой ошибки
Не секрет, что если брать концептуальный, стратегический уровень, то связка демократов и «неоконов» США демонстрировала проработку на голову (а может и больше) выше, чем трамписты с их фондом «Наследие». Не то чтобы фонд не мог привлекать нужные умы, в конце концов «Наследие» прямо в прошлом участвовало в выработке стратегий и является органической частью того, что называют «глубинное государство».
Нет, просто в последние годы, готовя программу трампистам, они сосредоточились на внутренних реформах, подборе командных кадров и Китае как главной цели, причем по линии прямого экономического противостояния между Китаем и США, уделяя не столь много внимания многообразию китайских политических и экономических связей.
Со стороны Д. Трампа на его первом сроке главной ошибкой, без всякого сомнения, стала ликвидация проектов «Трансатлантического партнерства» и партнерства «Транстихоокеанского». Между тем, для стран, враждующих или сопротивляющихся гегемонии США, эти проекты были очень и очень опасны, по сути дела, в условиях глобализации фатальны.
Вводя в рамках глобальной экономики второй «эксклюзивный» торговый контур восточных и западных близких партнеров США, последние закрепляли за собой целые стоимостные цепочки — своего рода армированный фундамент американского лидерства на вторую половину 2020-х годов с прицелом на несколько десятилетий вперед. Нюанс в том, что Индия рассматривалась как часть восточного партнерства, но без особого эксклюзива на индивидуальном уровне.
При Дж. Байдене к идее партнерств (еще и на фоне пандемии и ее последствий) не возвращались, однако творчески переосмыслили идею самого Д. Трампа с его «соглашениями Авраама». Если Д. Трамп просто хотел получить документальное свидетельство хотя бы формального урегулирования отношений между арабскими странами и Израилем, то специалисты под руководством Дж. Салливана и экспертов из WINAP («Вашингтонский институт ближневосточной политики») пошли намного дальше.
Там предложили опереться на сильные связи Индии, ОАЭ, Омана и Бахрейна и развить их до уровня отдельного экономического макро-кластера. Фабрику товаров народного потребления на этой основе не создать, но планировалась не фабрика, а третий экономический полюс высоких технологий, где США дают сами технологии, рынок, аравийские фонды — финансовые ресурсы. В таком виде сюда уже вполне органично вписывался и Израиль. В 2023 г. идея оформилась в официальную концепцию-программу, а Индия получила конкретные предложения.
Привычно уже этому процессу мешали, причем через тему Украины. Можно вспомнить, как прошлым летом там встречали Н. Моди. Но чья реальная креатура нынешняя украинская политическая клика? Британская и только отчасти американская.
Д. Трамп не только ввел тарифы для Индии, потоптавшись на теме Индии и Пакистана, но и устроил мега-турне по Ближнему Востоку, добившись (пусть на словах) «очень хороших сделок». Очень хорошие сделки заключались в том, что аравийцы согласились распечатать для инвестиций в США на умопомрачительные суммы свои суверенные фонды. Вопрос: где тут инвестиции в высокие технологии в связке Индия, США и аравийские страны? Ответ: нигде.
Убрав Индию из стратегических расчетов, Д. Трамп и его команда совершают ошибку, по уровню сопоставимую с аннулированием проектов Трансатлантического и Транстихоокеанского партнерств. Понятно, что обозначенных триллионов долларов инвестиций аравийцы в США не дадут, как не прервут и исторические торговые связи с Индией, а вот что-то отдельное и практически реализуемое они сделать будут пытаться. Пропадает не только для США Индия как одна из антикитайских опор — вплетение в отношения Израиля перестает быть органичным, тем более с учетом сектора Газа и Ирана.
В Израиле (да и в трамповской администрации) уже открыто рассчитывают на смену правящего режима в Иране. Но кто придет на смену, если теория воплотится на практике? Бывшая шахская элита, окормляемая в Лондоне. Да, Великобритания имеет в таком раскладе получить себе в Иране «и здравницу, и житницу», но, помимо нового раунда конкуренции с США на Ближнем Востоке, этим запирается и северный путь в Индию, берется под контроль граница с Афганистаном и Пакистаном, перехватывается влияние в Ираке. А учитывая просто-таки историческую ненависть Британской империи к американо-советскому детищу — Израилю, занозе, которая нивелирует британское влияние в регионе, так еще большой вопрос, кто быстрее создаст реальную ядерную бомбу: аятоллы или бывшая шахская элита.
Выводы
Ослепленность антииранской кампанией в США и Израиле не дает этим игрокам увидеть то, что хорошо понимали и видели в прошлой американской администрации, когда одергивали периодически своих либерал-радикалов и даже часть израильского лобби.
Сказать, что данная ситуация для Индии и России в плане переговоров с США не представляет собой окно возможностей, это не сказать ничего. Тут не окно, а просто переговорный портал размером с озоновую дыру. В поддержке израильской операции Д. Трамп колеблется как маятник: от лобби Б. Нетаньяху до умеренной позиции и обратно. И понять это можно — риски получить вместо проамериканского Ирана пробританский тут не меньше, чем политическая инверсия-перевертыш на Украине.
Одна Россия такие переговоры инициировать не сможет, хотя бы в силу определенного лобби и украинского фактора, но в связке вроде Россия, ОАЭ, Оман и Индия это становится задачей решаемой и реалистичной. Цена вопроса для России — южный коридор, последний из выхода на мировые рынки. Цена вопроса для Индии — обрубание проектов возврата под британское колониальное крыло в новом формате. Цена вопроса для США — контроль над ресурсами Ближнего Востока, да, собственно, и израильский проект как таковой. Это очень серьезные переговорные факторы, которые можно и нужно использовать на полный максимум. Другое дело, что сколько таких практических возможностей упущено, не хватит для перечисления амбарной книги, а сколько реализовано — можно пересчитать по пальцам одной руки.
Информация