MB 174 на войне и после

18 753 38
MB 174 на войне и после
MB 174 из группы GR II/33


Как было сказано выше, первые три самолета MB 174 прибыли в разведывательную группу GR II/33 19 марта 1940 года. В дальнейшем именно эта группа будет единственной, полностью пересевшей на новые самолеты, но лишь к 18 июня, т. е. за несколько дней до капитуляции, которую во Франции почему-то принято называть перемирием. Группа GR I/52 получила первые три машины 7 апреля, а группы GR I/33 и GR II/36 начали перевооружение в конце этого месяца. Еще позднее, в конце мая, получила первые три MB 174 группа GR I/35.



Как известно, в это время шла так называемая Странная или Фальшивая война. Но она шла, в основном, на земле и никак не касалась действий разведывательной авиации обоих сторон. Группа GR II/33 использовала Potez 637 и 63-11 и уже успела потерять несколько из них. Причем один был сбит английскими «Харрикейнами» — сказалось сходство с немецкими Bf-110. Для французских разведчиков дело сильно осложнялось двумя факторами — во-первых, с января 1940 года в Люфтваффе начали поступать истребители Bf-109E-1 (наверно, можно не писать, насколько они превосходили предыдущие модели, так же как и истребители союзников), во-вторых, к началу 40-го года у границ Германии были развернуты несколько наземных радиолокаторов «Фрейя», о чем французское командование не имело ни малейшего понятия (оно, командование, предполагало работу наземных наблюдателей или даже шпионов).


Радиолокатор Фрейя
 
Поэтому новые машины были встречены с восторгом — они намного превосходили Potez-ы по скорости, скороподъемности, потолку и дальности полета. Первый боевой вылет произвел капитан де Сент-Экзюпери 27 (или 29) марта. Он оказался неудачным — из-за облачности полет пришлось отменить на середине маршрута. Вторая миссия прошла успешно на высоте 9000 метров и принесла 180 снимков Ротгена, Райнбурга, Дюссельдорфа и Кельна. Поначалу полеты проходили на высотах 8,5–9 км, при этом фотоаппаратура и управление работали достаточно надежно, несмотря на температуру наружного воздуха -42°. Продолжительность полета обычно составляла около 2 часов. Но уже 16 апреля пятьдесят первый вылет закончился боевой потерей: MB 174 (N 16) был перехвачен во время разведки над Рейном двумя Bf 109E из I/JG 3 на высоте 8,5 км. Один из двигателей был поврежден, а второй отказал; летчик попытался выйти из боя и посадить машину на территории нейтральной Бельгии, но при посадке самолет загорелся. 20 апреля был сбит еще один, N 31, предположительно на малой высоте. Стало понятно, что требуется или еще больше поднять высоту полета, несмотря на проблемы с замерзанием, или летать с истребительным сопровождением. Разумеется, желательно было и то и другое, но из всех французских истребителей по скорости, потолку и дальности полета подходил только D 520, которых было абсолютно недостаточно.

Разумеется, боевые потери сопровождались небоевыми, т. е. авариями и катастрофами, неизбежными при освоении новой техники. Поэтому к 9 мая, т. е. за день до начала активных боевых действий, в группах по-прежнему преобладали более старые и освоенные Potez-ы:
- GR II/33 (аэродром Атиес-су-Лаон ): 2 MB.174 (только 1 исправен) и 13 Potez 637/63.11 (11 исправных), действующие в интересах 1-й авиационной  дивизии (Северная зона воздушных операций — ZOAN).
- GR II/36 ( Нанси -Азело): 3 MB.174 (2 исправных) и 11 Potez 63.11 (6 исправных), действующие в интересах 5-й армии  (Восточная зона воздушных операций — ZOAE).
- GR I/52 ( Сен-Дизье ): 3 MB.174 (2 исправных) и 12 Potez 637/63.11 (8 исправных), действующие в интересах 3-й воздушной  дивизии (Восточная зона воздушных операций — ZOAE).
- GR I/33 ( Доль-Таво): 3 MB.174 (только 1 исправен) и 13 Potez 637/63.11 (3 исправных), действующие в интересах 6-й воздушной  дивизии (Южная зона воздушных операций — ZOAS).
- Группа GR II/52 также получила несколько MB 174 — в дальнейшем она стала получателем бомбардировщиков MB 175.

По понятным причинам наиболее известна группа GR II/33 — и как первый эксплуатант MB 174, и как место службы знаменитого писателя капитана Сент-Экзюпери (в летчики-истребители его не взяли по возрасту и состоянию здоровья, а в бомбардировочную авиацию он сам не хотел идти, чтобы не бомбить гражданских). Для этой группы настоящая война началась ранним утром 10 мая с бомбежки, как и положено для блицкрига. Шестерка Do-17 отработала по аэродрому, выведя из строя большинство самолетов, правда, безвозвратных потерь было немного. Стало понятно, что Люфтваффе тоже вело разведку, причем гораздо более качественно.


Капитан Сент-Экзюпери

Группа продолжала выполнять разведывательные полеты, отвлекаясь только на перебазирования каждые несколько дней — из Ати-су-Лаон 17 мая в Суассон-Саконен, 21 мая на аэродром в Орли, 3 июня в Нанжи и так далее, все дальше на юг. В основном разведывательные полеты проводились на высотах 9–10 км, во всяком случае для MB 174. Например, известно, что Сент-Экзюпери выполнил 9 боевых вылетов на MB 174 (он также летал на Potez 637 и 63-11), причем 8 — на высотах 9–10 км. Лишь один боевой вылет, 23 мая, проходил на малых высотах. В этом случае его прикрывала пятерка D 520, два из которых были сбиты. За этот боевой вылет он был награжден Военным крестом (Croix de Guerre).

Вообще, в книге Сент-Экзюпери сквозит ощущение полной бесполезности всего, что они делали: даже если они что-то обнаружат, то не сумеют передать информацию, если ее передадут, то сухопутное командование отмахнется, как от назойливой мухи, а если даже отреагирует, то все равно будет слишком поздно. Разумеется, были все основания для таких ощущений. Еще ранним утром 12 мая экипаж Potez 63-11 лейтенанта Шери из GR II/33 обнаружил движение 7-й немецкой танковой дивизии через Арденнские горы, которые французское командование считало непроходимыми для танков. Но летчику просто не поверили — какой-то сухопутный офицер из штаба 9-й армии спросил лейтенанта, умеет ли он опознавать наземные цели. Собственно, после этого прорыва судьба всей компании была решена.

Немногим лучше было положение и в последующие дни. Рано утром 16 мая экипаж MB 174 обнаружил колонну немецких танков в деревне Монкорне. То, что танки немецкие, подтвердил и экипаж второго самолета, которому с трудом удалось оторваться от шестерки Bf-109. Собственно, для самих летчиков это было понятно уже по точности и плотности огня ПВО. Но лишь после третьего вылета командир GR II/33 сумел убедить командира бомбардировочного групента (примерно соответствовал авиаполку и состоял из 2 групп по 12 машин) N6 начать атаку на немецкие танки. Впрочем, в данном случае все-таки сумел, хоть и с опозданием более чем на 3 часа.

Очень трудно сказать, сколько у MB 174 было вылетов на штурмовку, вероятно — очень немного. Я нашел лишь одно такое описание от шеф-сержанта Кюньо (Cugnot) из GR I/52 о боевом вылете 19 мая. Там было и бомбометание с предельно малой высоты, и обстрел наземной цели, т. е. грузовика, из курсовых пулеметов, и преследование вражескими истребителями (причем один из них был сбит стрелком-радистом). Но некоторые детали из описания вызывают вопросы. Также и Сент-Экзюпери упоминает эпизод, когда один из его коллег пулеметным огнем подавил батарею ПВО. Я все-таки предполагаю, что с этой батареей ничего страшного не произошло. Тем более, что в 1940 году 20-мм зенитные пушки Flak 30 — основные в системе ПВО — уже имели съемные бронещиты.

Всего за время от начала эксплуатации и до 20 июня 1940 года было потеряно 4 MB 174 в воздушных боях, столько же в авариях и катастрофах, 2 были сбиты зенитным огнем. Несколько поврежденных машин были уничтожены на земле экипажами. Об общем количестве боевых вылетов можно лишь догадываться. Например, GR II/33 до 20 июня совершил 186 боевых вылетов, налетав 346 часов. Но даже тут невозможно определить, сколько из них на счету MB 174.

Что же касается MB 175, то группа GR II/52 получила первые машины 28 мая 1940 года и до капитуляции успела принять 12 из 25 построенных машин, но боевых вылетов на них не было, во всяком случае, об этом нет никакой информации. Возможно, еще пару самолетов получила группа воздушного наблюдения (Groupe Aérien d'Observation) GAO 510. Понятно, что это лишь в порядке общей информации.

К середине июня 1940 года уже было понятно, что война проиграна. Точнее, была проиграна война в самой Франции, идея тогдашнего премьер-министра Поля Рейно о «крепости Бретань» не пользовалась популярностью в правящей элите. Победили сторонники капитуляции, для которых «лучше Гитлер, чем Сталин». Они даже не хотели продолжать войну вне Франции, используя ее сильный флот и колонии.

В этих условиях 16 июня командующий французскими ВВС генерал Вюйемен приказал всем авиачастям, чья матчасть это позволяла, перебазироваться в Северную Африку. Всего переправились 39 авиагрупп, или 40% истребительных групп, две трети бомбардировочных и почти 70% разведывательных. Разумеется, это касалось и групп с самолетами MB 174/175. GR I/52 прибыл в Алжир, аэродром Мезон-Бланш, 18 июня, а через два дня за ним последовали GR II/52 и GR I/35. 20 июня GR II/36 рассредоточил свои самолеты между Тунисом (имеется в виду город и столица одноименной страны) и Сетифом (город на северо-востоке Алжира), 22 июня GR I/55, в свою очередь, присоединился к Алжиру-Мезон-Бланш, а 25 июня GR I/33 прибыл в Бизерту (город и порт на севере Туниса) на аэродром Сиди-Ахмед, в то время как GR II/33 приземлился в Алжире-Мезон-Бланш.

Соглашения о перемирии ограничивали количество подразделений на «Блохе» тремя группами, размещенными в Северной Африке. Поэтому 15 июля 1940 года GR I/35 был расформирован, 30 августа за ним последовал GR II/36, а 31-го — GR I/33. Прибыв в Алжир-Мезон Бланш 22 июня 1940 года, GR I/55, который только что начал свою трансформацию в MB.175 в Оране (город и порт на севере Алжира), в августе получил приказ вернуться в метрополию на своем единственном Potez 63.11 и быть расформированным там 30-го числа того же месяца. Неизвестно, какое количество MB 174 сумело достичь Северной Африки, но не более 25-26.

Поэтому MB.174 и MB.175 были разделены между GR II/33, переведенным в Тунис-Эль-Ауину 26 августа 1940 года, GR I/52, назначенным в Марокко 25 июня 1940 года, и GR II/52, размещенным в Оран-Ла-Сения с 25 июня 1940 года. Однако в дальнейшем GR I/52 пришлось снова пересесть на Potez 63.11, и группы GR II/33 и GR II/52 остались единственными эксплуатантами MB 174/175.

Для самолетов началось время службы «И вашим, и нашим». Что касается «ваших», то относительно использования MB 175 в летных школах Люфтваффе неизвестно абсолютно ничего. Как было сказано в предыдущей статье, даже нет ясности, сколько машин туда поступило — от 50 до 200. Есть лишь предположение, что из-за отсутствия запчастей эта служба не была продолжительной.


3 июля 1940 британский флот осуществил операцию «Катапульта» — попытку захватить или уничтожить французский флот, чтобы предотвратить его переход в руки стран Оси, т. е. Германии или Италии. Правда, даже у Гитлера тогда не было подобных планов. Когда же они появились, т. е. в конце ноября 1942 года, уже после операции «Факел» (о ней чуть позже) и перехода всех североафриканских колоний Франции на сторону союзников, то французские моряки сами затопили свои корабли в Тулоне.

В англоязычной литературе, начиная с мемуаров Черчилля, внезапное нападение на бывших союзников оценивается как жестокая, даже варварская, но необходимая мера. На мой дилетантский взгляд, это была типичная перестраховка, которая принесла англичанам гораздо больше вреда, чем пользы. Как сказал небезызвестный Талейран по схожему поводу: «Это хуже, чем преступление, это ошибка». Нейтрализовать французский флот удалось лишь частично, а отношения с Францией и французами были испорчены полностью. Например, когда в сентябре того же года британский флот вместе с десантом из сторонников де Голля попытался захватить Дакар, то их ждала горячая встреча и в результате — позорное отступление. Теперь французская армия, в т. ч. авиация, оказалась в одном лагере со странами Оси.

Как и до этого, из двух групп, вооруженных MB 174/175, о GR II/33 информации гораздо больше. После перемирия в июне 1940 года она избежала расформирования и была переименована в GR 2/33. Ее эскадрильи также были перенумерованы, 4-я стала 2-й эскадрильей; но они сохранили свои традиции. Группа провела несколько разведывательных миссий против Гибралтара из Алжира, а затем — на побережье и владения Италии из Туниса. Но в основном группа пыталась сохранить боеспособность в условиях нехватки топлива и запчастей. Начиная с 1941 года летчики также тренировались в бомбометании с пологого пикирования с использованием 500 кг-ых бомб. Разумеется, полеты сопровождались авариями и катастрофами. Вероятно, примерно аналогичная картина имела место с группой GR II/52.

Осенью 1942 года союзники, т.е. Соединенные Штаты и Британия, начали готовить операцию «Факел» — высадку во французских североафриканских колониях. Поскольку на отсутствие сопротивления после «Катапульты» было трудно рассчитывать, то готовилась полноценная десантная операция с участием флотов обоих стран, в т.ч. авианосной авиации. Десантники должны были захватить важные порты: Алжир и Оран на средиземноморском побережье и Касабланку (Марокко) на атлантическом. В то же время союзники не решились на одновременную высадку в Тунисе, который находился дальше от Гибралтара и намного ближе к Италии, что в дальнейшем сказалось.

Днем D было назначено 8 ноября. В это время группа GR II/52 насчитывала 9 MB 175 и 2 MB 174, а группа GR 2/33 — 11 MB 174, 2 MB 175 и 1 MB 176. Но еще 6 ноября MB 175 из GR II/52 был сбит над Средиземным морем истребителями Martlet IV (английское обозначение самолета Grumman F4F-4) с авианосца Formidable. Здесь интересно, что в нормальном, т. е. неизношенном состоянии, MB 175 превосходил английские истребители и по скорости, и по скороподъемности. Но разведчик шел на средней высоте, а истребители получили целеуказание от радиолокатора авианосца и смогли занять выгодное положение для атаки. Гибель машины абсолютно не встревожила командование группы, и спустя два дня все (или почти все) самолеты были уничтожены на земле во время штурмовки аэродрома ла-Сения английской авиацией.

Сопротивление французской армии в некоторых местах, например в районе города Алжир, было символическим — здесь потрудились участники французского Сопротивления, в других — довольно ожесточенным. Но уже 10 ноября было подписано соглашение, по которому французская армия в Северной Африке прекращает сопротивление и переходит на «Светлую сторону». Группе GR II/52 оставалось только дожидаться поставок американской техники, а для группы GR 2/33 сложилась другая ситуация.

Как было сказано выше, союзники высадились в Алжире, чтобы в дальнейшем наступать на Тунис в тыл немецко-итальянской группировке. Но немецкое командование очень оперативно (и явно быстрее, чем ожидали союзные планировщики) организовало воздушный мост в Тунис, и уже 13 ноября в Тунис начали прибывать немецкие подкрепления. В результате боевые действия в Северной Африке продолжались до мая 1943 года. В них, теперь уже на стороне союзников, принимали участие и французские части.

Когда немецкие войска высадились на севере Туниса, группе GR 2/33 пришлось отступать — сперва на юг Туниса, а затем в Алжир. Группа, в которой осталось всего 10 исправных самолетов, с конца участвовала в боевых действиях, совершая как разведывательные полеты, так и бомбометание с пологого пикирования, сперва с аэродрома в районе городка Кольбер, а с января 1943 г. — с аэродрома Лагуат. Жак Мулен также писал, что одна или несколько машин участвовала в боевых действиях над Атлантикой. Разумеется, сразу выяснилось, что ни как разведчик, ни как легкий бомбардировщик, MB 174 уже не соответствует требованиям 1942-1943 годов. Неизвестно, сколько всего боевых вылетов совершили 174-ые — пишут от нескольких до нескольких десятков.

1-я эскадрилья к 30 марта была перевооружена на разведчики Lockheed F-5 Lightning (на базе знаменитого P-38) и в дальнейшем действовала автономно. 2-я эскадрилья оставалась в Лагуате до лета 1943 года, когда эскадрилья перебазировалась и также получила американскую матчасть, для данной статьи даже неважно, какую именно — главное, что для самолетов MB 174/175 война закончилась.

Служба послевоенных Bloch 175T была непродолжительной и довольно тусклой. Машина задумывалась как торпедоносец, но, как было сказано в первой части, использование торпед было отменено уже в 1947 году — практически сразу после начала эксплуатации. О дальнейшей службе на одном из французских авиафорумов пишут следующее:

В период с 1949 по 1951 год оперативная деятельность 6F в Агадире была по существу переориентирована на наземные миссии, из-за отсутствия радара Bloch редко выполняли противолодочные миссии, обучение включало навигационные полеты, ASM (это как раз и есть Anti-Submarine Missions, т. е. противолодочные операции), групповые полеты в секции или даже иногда воздушные бои, а также стрельбу из пушек и ракет, упражнения, для которых Bloch был прекрасно оснащен.
Совместные учения с эскадрильей и самолетами ВВС иногда дополняли эти занятия.

Мнения о самолете были достаточно противоречивы: например, Жан Мулен писал:

Bloch 175T считался сложным самолетом, инциденты и аварии случались часто, и следует признать, что они не приносили удовлетворения экипажам, которым не хватало самолетов Ventura (на которых они летали до 175Т)… Первоначально 6.F базировался в Агадире, Марокко, затем в 1950 году он был перемещен в Лартиг-Тафарауи в Алжире. Флотилия рассталась с Blochs в марте 1952 года, чтобы быть преобразованной в палубную флотилию (на авианосцах), оснащенную TBM-3 Avenger… Часть самолетов временно оставалась приписанной к 10-й южной флотилии для проведения различных экспериментов... За свою короткую карьеру самолеты Bloch 175T налетали 7237 часов, что очень мало для восьмидесяти самолетов…


У самолета MB 175T № 68 с кодом 6F-3 в Агадире возникли проблемы с шасси, и он врезался в стену. (Фото Mennetre)

В то же время на вышеупомянутом форуме есть и гораздо более положительные оценки — «Несмотря на все эти недостатки, самолет ценился пилотами за его летные качества. В рассказе о своей временной работе на 6F в мае 1950 года сержант Жан-Клод Эрвио писал: ... это был хороший самолет, который летал без проблем и был очень маневренным, это была отличная огневая платформа, а использование ракет было очень впечатляющим… Для меня, который несколькими месяцами ранее только что покинул Sea Otter и Loire 130 в Кат Лае, полеты с крутыми виражами, преследования и перевернутый полет заставили меня открыть для себя новые ощущения, несомненно, похожие на те, которые испытывали радисты SBD, помещенные в похожие условия».
 
Тем не менее, полет на Bloch 175Т — одно из моих лучших воспоминаний о полетах... На заднем сиденье я не делал многого... Пилоты так веселились с этим самолетом, который должен был вести противолодочную войну, но никогда не был способен на это из-за отсутствия радара... Так почему бы не повеселиться с ним, раз он был прост в управлении... Мне это нравилось больше, чем долгие часы патрулирования над прекрасным морем в поисках только дельфинов или кашалотов.


Как видим, оценка самолета в значительной степени зависела от времени, когда давалась эта оценка, и от предыдущего опыта летчика. В начале 50-х машину довели до более-менее приемлемого уровня надежности, но к тому времени век поршневых самолетов, да еще спроектированных до начала Второй мировой войны, окончательно завершился.
38 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    25 июня 2025 05:38
    На мой дилетантский взгляд, это была типичная перестраховка

    Это стало понятно уже после, а до того была вероятность того, что немцы используют мощнейший флот в свою пользу. Кстати само поведение французской армии в Сирии, на Мадагаскаре было явно навеяно не событиями в Северной Африке.
    1. +3
      25 июня 2025 06:18
      А в Дакаре? Мало того, что противолодочная база накрылась медным тазом, так ещё и два ЛК были повреждены, Ладно, Barham - легко, а Resolution и ТК Cumberland вышли из чата почти на год. Да и потерь при Факеле можно было избежать, по крайней мере - сильно уменьшить.
      И, по-моему, хороший политик тем и отличается от плохого, что умеет отличать реальную угрозу от мнимой. Даже обиженный французский флот не перешёл на сторону немцев - мог бы, как и доставить много неприятностей союзникам.
      1. -1
        25 июня 2025 07:31
        Цитата: sivuch
        Даже обиженный французский флот не перешёл на сторону немцев

        Вы рассуждаете опираясь на "послезнание". А в 1940 году выход Франции из войны открыто называли предательством. Никаких гарантий, что флот Франции не будет использован против Великобритании не было и вы их назвать не сможете. Это мы сейчас знаем, что Гитлер начал творить глупость за глупостью. Но тогда вероятность того, что он начнет использовать колонии Франции в Африке и еще важнее на Ближнем Востоке была очень высока. Вернее это было бы логично. Что мешало вермахту высадиться в Сирии и далее взять под контроль всю нефть? Напомню, в Великобритании сухопутная армия разбита и противопоставить Германии на суше было особо нечего. Британский флот в Средиземном море, а для его блокирования нужен был флот Италии и Франции.
        Что должна была сделать Британия дабы не лишиться нефти и не отдать ее Германии? Исключить из войны флот Франции и захватить ее колонии в Сирии, что она и сделала.
        1. +1
          25 июня 2025 07:44
          Во-первых - не сделала. 27 сентября в Тулоне самозатопились 3 линкора и куча кораблей поменьше. Англичане атаковали французские корабли только там, где немцы в принципе не могли добраться, Тулон же они не пытались атаковать.
          А сами вишистов в мыслях не имели передавать флот фрицам - ведь флот и колонии были единственными факторами, из-за которых с ними считались.
          А высадка Вермахта в Сирии - из разряда ненаучной фантастики
          1. -1
            25 июня 2025 07:51
            Цитата: sivuch
            А сами вишистов в мыслях не имели передавать флот фрицам - ведь флот и колонии были единственными факторами, из-за которых с ними считались.

            Опять же, послезнание.
            Цитата: sivuch
            Тулон же они не пытались атаковать.

            Потому что это очень защищенная ВМБ.
            Цитата: sivuch
            А высадка Вермахта в Сирии - из разряда ненаучной фантастики

            О как... А чего же тогда Сталин и Черчилль Иран оккупировали? Начитались ненаучной фантастики?
            1. +1
              25 июня 2025 07:55
              Почему послезнание? Сам режим Виши только из-за них и существовал и это все знали уже тогда.
              Была возможность - вот и оккупировали. Сталину и плыть некуда не требовалось
              1. +1
                25 июня 2025 08:10
                Цитата: sivuch
                режим Виши только из-за них и существовал

                Режим Виши существовал только из прихоти Гитлера. Никакой флот или французская армия никакой роли не играли. Когда Гитлер захотел он и до Тулона дошел.
                Цитата: sivuch
                Была возможность - вот и оккупировали.

                Несерьезная отговорка. Иран был оккупирован для предотвращения появления там немцев, никто этого никогда не скрывал и не называл ненаучной фантастикой. Хотя в 1941 году вероятность того был еще ниже, чем в 1940.
                1. +2
                  25 июня 2025 08:32
                  Простите - а Вы не могли бы процитировать мнение Гитлера - что это была его прихоть? И если флот, как Вы пишете, никакой роли не играл - то зачем Черчилль его пытался уничтожить (полуудачно)? Вообще-то, а Гитлера перед глазами был пример Нидерландов -сама страна была оккупирована, но колонии и флот перешли к союзникам.
                  В Иране, насколько помню, был про германский мятеж и, опять же, по памяти, Люфтваффе прислала пару эскадрилий Bf-110. Ни о каких частях Вермахтат в товарных количествах и речи не было. Кстати, до той же Сирии мало было доплыть, ее потом требовалось снабжать, а это вообще было нереально. Ну, если у фюрера не было дюжины авианосцев, о которых официальные историки не знают.
                  1. -1
                    25 июня 2025 08:49
                    Цитата: sivuch
                    а Вы не могли бы процитировать мнение Гитлера - что это была его прихоть?

                    Для этого фактов недостаточно? Когда немцы зашли в Тулон, чем французский флот им мешал в этом?
                    Цитата: sivuch
                    пример Нидерландов -сама страна была оккупирована, но колонии и флот перешли к союзникам

                    Колонии Нидерландов были в пределах доступности германии? Нет. Германия могла в союзе с Италией захватить колонии Франции в Средиземноморье? Могла. А в союзе с Японией в Вест-Индии? Нет. Пример не подходит, найдите новый.
                    Цитата: sivuch
                    Кстати, до той же Сирии мало было доплыть, ее потом требовалось снабжать, а это вообще было нереально.

                    При наличии британского флота конечно. А что нужно чтобы заблокировать или вообще его ликвидировать? Флот сильнее британского. Где его взять? У французов, где еще то? Ведь у фюрера не было дюжины авианосцев
                    1. +2
                      25 июня 2025 12:06
                      Когда немцы зашли в Тулон, чем французский флот им мешал в этом?
                      Т.е. французский флот должен был мешать сухопутной операции (я даже не говорю о его, флота, состоянии) при фактическом отсутствии своих сухопутных сил? И, опять противоречие - то флот бессилен, то необходим.
                      . Германия могла в союзе с Италией захватить колонии Франции в Средиземноморье? Могла.
                      Простите, это Вы серьезно? Германия с Италией будут устраивать гигантскую десантную операцию, не имея ни сил, ни средств для этого? Помнится, у фрицев тот же Морской Лев как-то не задался при несравнимо меньших расстояниях.Даже операции по снабжению сил Оси в Тунисе сопровождались гигантскими потерями транспортов и самолетов, а ведь расстояние от Сицилии до Туниса куда меньше. Кстати, если бы Гитлер с дуче ввязались бы в такую авантюру, то для Советского Союза это была бы самая лучшая опция.
                      Где его взять? У французов, где еще то?
                      А как фрицы могли его взять, простите? Они даже в ноябре 1942 года при рывке к Тулону не успели дотянуться, а в Мерс-аль-Кебире, и ,тем более, в Александрии это было нереально.
                      Но, вообще-то говоря, я совсем не хотел, чтобы обсуждение статьи о самолете свернуло в дебри геополитики. В конце-концов я не первые десять лет на форумах и знаю, что каждый остается при своем мнении.
                    2. -1
                      11 июля 2025 05:42
                      А французы конечно так и горели желанием отдать колонии немцам и итальянцам?На каких пароходах немцы стали бы проводить операции по захвату колоний Франции?
                      1. 0
                        11 июля 2025 05:59
                        Цитата: Grencer81
                        А французы конечно так и горели желанием отдать колонии немцам и итальянцам?

                        Мнение побежденных имеет значение? Ну и никто и не говорит о передаче колонии в владении германии на пример. Нужен Иран, а Сирия это плацдарм.
                        Цитата: Grencer81
                        На каких пароходах немцы стали бы проводить операции по захвату колоний Франции?

                        Если вы про гражданский флот, то у Франции он был достаточно большой, как и у Италии.
                  2. 0
                    11 июля 2025 13:42
                    Прогерманский мятеж Рашида Али был в Ираке.
            2. 0
              11 июля 2025 05:35
              У т.Сталина и м.Черчилля с Ираном были общие границы, у херра Адольфа Алоизыча таких границ с Сирией не было.
              1. 0
                11 июля 2025 05:54
                Цитата: Grencer81
                Адольфа Алоизыча таких границ с Сирией не было.

                Несомненно. Но в Сирии стояли французские войска. Гитлер мог их усилить за счет тех же эльзасцев под французским флагом. А после захвата Греции уже самим высадиться в Сирии. Можно также было договориться с Турцией на транзит грузов и войск, как вариант.
                Вообще 22.06.1941 Гитлер совершил глупейший поступок. Если бы он в 1941 пусть даже не через Сирию, а через Тунис действовал бы основными силами, то легко бы уничтожил англичан в Африке, прорвался бы на Ближний Восток и решил бы сразу три задачи.
                1. Лишил бы Англию ближневосточной нефти.
                2. Взял бы под контроль практически всю нефть в Евразии.
                3. Поставил бы под угрозу нефтяные прииски СССР.
                В таком случае он мог склонить Англию к миру и предотвратить СССР от любых альянсов с Англией и США.
                1. 0
                  11 июля 2025 10:20
                  Ага,а англичане будут сидеть в Александрии и спокойно смотреть?
                  1. 0
                    11 июля 2025 10:33
                    Цитата: Grencer81
                    Ага,а англичане будут сидеть в Александрии и спокойно смотреть?

                    В 1941 году сухопутная армия Великобритании была малочисленна и слабо вооружена. ВВС были разделены на три театра, острова, Африка и Азия. При том, что основная часть на островах.
                    Все что нужно было Гитлеру, это высадить в Африке не маленький корпус Роммеля, а реальные силы и обеспечив это хотя бы 20% Люфтваффе. Сначала решить вопрос с Мальтой, а далее марш на Александрию. Было ли это возможно? Несомненно, ибо Роммель имея мизерные силы чуть было это не сделал. Ему тупо не хватило резервов. Могли бы англичане противостоять этому? Нет, у них резервов не было.
                    1. -1
                      11 июля 2025 13:46
                      В Северной Африке у англичан были австралийские и новозеландские части.
                      Чтобы решить вопрос с Мальтой надо иметь флот,а его у немцев там не было. А на что была Реджина Марина показали первые же столкновения...
                      Так что резервы для Роммеля шли на дно.
                      1. 0
                        12 июля 2025 08:48
                        Цитата: Grencer81
                        В Северной Африке у англичан были австралийские и новозеландские части.

                        Численность дорогой товарищ, огласите численность. Сравните с численностью Вермахта задействованного в операции Барбаросса. А теперь представьте, что вместо нападения на РФ Вермахт начал действовать на Средиземноморье.
                        Цитата: Grencer81
                        Чтобы решить вопрос с Мальтой надо иметь флот

                        Вопрс с Мальтой был практически решён весной 1941 года, но операция Барбаросса потребовала изъять из Африки авиацию отложив вопрос на потом, а потом уже и резервов не стало.
                        Цитата: Grencer81
                        А на что была Реджина Марина показали первые же столкновения...

                        Не стоит оценивать боеспособность Итальянских ВМС по одному сражению у Матапан. Вы не можете не признать, что Королевские ВВС не царствовали в Средиземном море. Они были сильны только потому, что немцы не могли акцентировать на этом театре свои главные силы. И то они несли тяжёлые потери.
              2. +1
                11 июля 2025 14:02
                У т.Сталина и м.Черчилля
                Вообще-то, Черчилль был сэром. На мистера он бы очень сильно обиделся wink
                1. 0
                  11 июля 2025 19:33
                  Ну,это вряд ли бы обиделся...
      2. +2
        25 июня 2025 10:07
        Тут многое зависело от ситуации на Советско-Германском фронте.В случае поражения СССР или достижения линии немцами Архангельск-Астрахань с захватом Баку, весьма вероятно что руководство Франции и Турции выступит на стороне Германии.В этом случае Великобритания автоматом лишалась Средиземного моря,-Мальты,Гибралтара,Египта-вообщем это была бы катастрофа.
      3. +2
        25 июня 2025 10:31
        Цитата: sivuch
        И, по-моему, хороший политик тем и отличается от плохого, что умеет отличать реальную угрозу от мнимой. Даже обиженный французский флот не перешёл на сторону немцев - мог бы, как и доставить много неприятностей союзникам.

        Так Жансулю сначала был передан документ с описанием вариантов, при которых "Катапульты" не будет. Включая интернирование в нейтральной стране.
        А. Идти с нами и продолжать сражаться против Германии и Италии.
        Б. Направиться под нашим контролем в один из английских портов, имея на борту экипажи уменьшенного состава...
        В. В противном случае, если вы считаете себя обязанным поставить условие, что ваши корабли не должны использоваться против Германии или Италии, так как это нарушило бы перемирие, пусть ваши корабли с экипажами уменьшенного состава отправятся с нами в какой-либо французский порт в Вест-Индии, например на Мартинике, где их можно будет разоружить, к нашему удовлетворению, или передать под охрану Соединенных Штатов, где они и останутся в безопасности до конца войны, а их экипажи будут репатриированы.
        Если вы отвергнете эти справедливые предложения, я должен с глубоким прискорбием потребовать, чтобы вы потопили свои корабли в течение шести часов. И наконец, если это не будет выполнено, я имею приказ правительства его величества применить любую силу, которая может оказаться необходимой для того, чтобы ваши корабли не попали в руки немцев или итальянцев

        И лишь когда тот отказался - британцы перешли к копенгагенированию.
        1. 0
          25 июня 2025 11:31
          Вообще-то, они перешли даже не дожидаясь истечения срока ультиматума.
          А вообще, я жалею, что высказал свое мнение о Катапульте. Так, по крайней мере, обсуждали бы саму статью
    2. 0
      11 июля 2025 05:32
      И каким образом немцы использовали бы французский флот?
      1. 0
        11 июля 2025 05:44
        Цитата: Grencer81
        И каким образом немцы использовали бы французский флот?

        По прямому назначению. Не открою для вас секрет, что в Франции хватало сторонников Гитлеровской Германии. Именно французов, а не французских немцев. Заменить на флоте нелояльных офицеров и матросов на лояльных, либо приставить в качестве комиссаров. Объявить французским морякам о недопущении саботажа и попытке сдачи в плен с последствиями для их родных вплоть до заключения в концлагерь.
        Могли нацисты так поступить?
        1. +1
          11 июля 2025 10:17
          Да вы такой фантазер,батенька! laughing
          1. 0
            11 июля 2025 10:18
            Цитата: Grencer81
            Да вы такой фантазер,батенька!

            Ок. Можете представить аргумент делающий невозможность описанного варианта?
            1. 0
              11 июля 2025 10:22
              Royal Navi and Royal Air Force...
              1. 0
                11 июля 2025 10:38
                Цитата: Grencer81
                Royal Navi

                Не смог бы противостоять объединенному флоту Франции и Италии.
                Цитата: Grencer81
                Royal Air Force

                Если бы не напали на СССР, то те силы Люфтваффе, что участвовали в этом перемололи бы Royal Air Force, потому как численность их была мала.
                1. 0
                  11 июля 2025 13:41
                  RN противостоял бы и объединённым флотам Италии и Франции,да,с проблемами,но у него не было традиции делать самозатопление...
                  Сил у Люфтваффе тоже было не так уж и много до нападения.
                  Это всё фантазии...
                  1. 0
                    12 июля 2025 08:39
                    Цитата: Grencer81
                    RN противостоял бы и объединённым флотам Италии и Франции

                    Несомненно. Даже не собираюсь оспаривать сей тезис.
                    Цитата: Grencer81
                    Сил у Люфтваффе тоже было не так уж и много

                    Возьмите численность Люфтваффе на 22.06.1941 на границе с СССР и транспортируйте её на Средиземноморье. Сравните с численностью королевских ВВС.
        2. 0
          11 июля 2025 14:10
          Могли нацисты так поступить?
          Нет, к большому сожалению для де Голля
          1. 0
            12 июля 2025 08:51
            Цитата: sivuch
            Могли нацисты так поступить?
            Нет, к большому сожалению для де Голля

            Странный у вас вывод. Хватать людей на улице и убивать их потом в газовых камерах могли, вешать на площадях могли, а вот тут вот никак...
            Или мы о разных Гитлерах говорим?
  2. +1
    25 июня 2025 05:58
    Спасибо Игорь за продолжение статьи, камрадам хорошего дня!
  3. 0
    25 июня 2025 09:57
    во-вторых, к началу 40-го года у границ Германии были развернуты несколько наземных радиолокаторов «Фрейя», о чем французское командование не имело ни малейшего понятия (оно, командование, предполагало работу наземных наблюдателей или даже шпионов).

    Одиннадцать, если быть точным. А о том, что немцы используют радиолокаторы, не знали не только французы, но и англичане, пока в июне 1941 года агент британской разведки Томас Снеум не сфотографировал радарные установки на датском острове Фанё.
  4. -1
    25 июня 2025 10:10
    Спасибо автору за интересный материал.
  5. -1
    25 июня 2025 16:58
    Привет заклепочникам!! laughing