Контейнерные ракетные комплексы китайской разработки

22 492 20
Контейнерные ракетные комплексы китайской разработки
Контейнерная РСЗО, представленная в 2016 г. Фото ALIT


Несколько лет назад стало известно, что китайская оборонная промышленность разрабатывает ракетные комплексы контейнерного типа. Пусковые установки и другие устройства предлагалось помещать в стандартные грузовые контейнеры. Такая архитектура даёт ряд важных преимуществ, связанных с перевозкой, развёртыванием и применением. Комплексы такого рода неоднократно показывали на выставках, но на вооружение они пока не поступили.



Контейнер залпового огня


Китай занялся тематикой контейнерных ракетных комплексов не позднее середины прошлого десятилетия. Сообщалось, что «источником вдохновения» для таких проектов стал российский концепт Club-K, представленный несколькими годами ранее. Китайских специалистов заинтересовали особые возможности, которые можно было получить за счёт монтажа вооружений в контейнере.

Первый проект такого рода представили летом 2016 г. Его разработала компания Aerospace Long-March International (ALIT), входящая в состав государственной корпорации China Aerospace Science and Technology Corporation (CASC). Сообщалось, что комплекс контейнерного типа может поступить на вооружение НОАК и пойти на экспорт.

Комплекс выполнили на основе 40-футового контейнера. У одного из торцов разместили кабину операторов, а остальные объёмы отдали под пусковую установку. Кроме того, по бокам, под подъёмными крышками, расположили гидравлические домкраты для размещения на позиции и горизонтирования.

Пусковую установку комплекса выполнили в виде качающейся рамы с креплениями для транспортно-пусковых контейнеров с ракетами. Она помещалась вблизи одного из торцов контейнера и несла на себе секцию крыши. Рядом предусмотрели распашную дверь для выхода реактивных газов.


Ракетный комплекс CSDCS. Фото Vermilionchina.com

Новый комплекс мог использовать боеприпасы четырёх типов семейства «Вэйши» и выполнять разные боевые задачи. На универсальной установке предлагалось ставить ТПК под 122-мм неуправляемую ракету от РСЗО WS-15 с дальностью 40 км или под её корректируемую модификацию WS-22. Также можно было использовать 200-мм ракету WS-33 с дальностью 70 км. Любопытной новинкой был барражирующий боеприпас WS-43, способный улететь на 60 км.

Комплекс в контейнере предлагалось перевозить на подходящих многоосных автомобилях с манипулятором для выгрузки на позиции. Также не исключалось размещение на других платформах, включая надводные.

Береговая оборона


В конце 2021 г. в иностранных СМИ появилась информация о разработке в Китае нового контейнерного ракетного комплекса. Утверждалось, что это изделие вооружат противокорабельными ракетами тех или иных типов. Также высказывались опасения о возможности развёртывания таких комплексов на торговых судах для проведения скрытных атак.

Эта информация получила подтверждение осенью 2022 г. Тогда на выставке Airshow China представили новый контейнерный комплекс, разработанный корпорацией China Aerospace Science and Industrial Corporation (CASIC). На тот момент изделие называлось «контейнерной системой морской обороны» Containerized Sea Defense Combat System (CSDCS). В павильоне выставки показали полноразмерный макет комплекса либо его опытный образец.


Основная информация о проекте CSDCS. Фото Vermilionchina.com

Пусковую установку выполнили в размерах стандартного 40-футового контейнера. При этом сам контейнер подвергся значительной переработке: часть его корпуса отделили от остальных элементов и превратили в подвижную крышку пусковой установки.

Как и в предыдущем проекте, часть бывшего контейнера заняли кабина расчёта и приборный отсек. Доступ в них обеспечивался боковыми дверями, тогда как стандартная торцевая стала декоративной. Оставшийся объем контейнера отдали под поднимаемую пусковую установку. Демонстрировался вариант с четырьмя ТПК большого габарита. От внешних воздействий установка была прикрыта П-образным кожухом из элементов контейнера.

Комплекс CSDCS предназначался для использования противокорабельных ракет нескольких типов. Предлагались изделия семейства «Инцзи» разных модификаций в версиях для китайских вооружённых сил и для экспорта.

Для поражения надводных целей на дальностях не более 180 км предлагались дозвуковые ПКР типа JY-83 (C-802 для экспорта). На дальностях до 300 км должна применяться сверхзвуковая CM-103. Изделия YJ-62 (CM-602) позволяют атаковать цели с дистанции до 400 км. Сверхзвуковая YJ-12 позволила бы комплексу поражать корабли с 450-500 км. При этом дальность экспортного вооружения ограничивалась 280-300 км.

В дополнение к контейнерной пусковой установке разработали набор других средств комплекса. Для решения разных задач в ходе боевой работы предлагались радиолокатор, батарейный пункт управления, различные вспомогательные средства и т.д. Часть компонентов комплекса тоже выполнили в виде контейнеров.


Дозвуковые ПКР, совместимые с комплексом CSDCS. Фото Vermilionchina.com

Сообщалось, что комплекс CSDCS может использоваться с разным транспортом и платформами. Габариты и масса позволяли перевозить его на подходящих автомобилях и перебрасывать между позициями. Также упоминалась возможность развертывания на судах различных типов. При этом разработчики делали акцент на универсальности комплекса, а не на вопросах маскировки.

Интерес без перспектив


В 2016 г. ALIT и CASC представили свою контейнерную РСЗО на одной из китайских выставок. В 2022-м состоялась презентация проекта CSDCS от CASIC. Обе разработки китайской промышленности предсказуемо привлекли внимание специалистов и интересующейся общественности.

В профильных изданиях активно обсуждались потенциал и перспективы таких комплексов. Кроме того, в этом контексте вспоминали про российский проект «Клаб-К», который был представлен ранее и, вероятно, повлиял на китайские разработки. Специалисты отмечали характерные преимущества новых систем и высказывали понятные опасения.

Однако прогнозы не оправдались. Судя по всему, оба необычных комплекса не вышли из стадии демонстрации на выставках и поиска потенциальных заказчиков. НОАК или зарубежные армии не захотели закупать такую технику. В то же время, китайская промышленность с 2016 г. неоднократно получала заказы на ракетные комплексы традиционного облика.


Ракета YJ-62 / CM-602 на фоне самоходной пусковой установки. Фото Wikimedia Commons

В целом нетрудно понять, какие преимущества и недостатки имели две китайские разработки, и почему не имели успеха на рынке. Сильной стороной этих комплексов можно считать относительное удобство транспортировки, обусловленное корпусом стандартных размеров. Изделие можно перевозить автотранспортом, по железной дороге или по воде. При этом едва ли не в любой момент его можно перевести в боевое положение и осуществить пуски.

В этом контексте большое значение имеет маскировка. Контейнер с пусковой установкой трудно отличить от аналогичного изделия с иным грузом. В теории, это позволяет скрытно доставлять комплексы в нужный район и проводить неожиданные атаки.

Два проекта показывают, что контейнерная установка может нести ракеты самых разных типов. CASС и CASIC создали системы как под неуправляемые реактивные снаряды, так и под сверхзвуковые ПКР. Без значительной переработки, предложенные пусковые установки можно было бы адаптировать и под другие боеприпасы.

При всём этом, имелись и недостатки. Главный — отсутствие принципиальных преимуществ перед пусковыми установками традиционного облика. Контейнер с ракетами по своим функциям и задачам дублирует самоходные боевые машины или является аналогом комплексов на кораблях.


Пуск ракеты YJ-62 с серийной установки. Фото Wikimedia Commons

Возможность перевозки контейнера любым транспортом упрощает переброску на большие расстояния, но ограничивает тактическую мобильность. Развёртывание на позиции и уход с неё связаны с длительными погрузочными работами. В отличие от других РСЗО или БРК, контейнерная система не сможет быстро покинуть позицию.

Ещё во время премьеры проекта Club-K привлекла внимание идея размещения контейнера с ракетами на борту транспортного судна. Благодаря этому любой контейнеровоз мог стать «ракетным крейсером». Однако такой вариант развёртывания может быть сложным с точки зрения организации и реализации. При этом ракетный сухогруз имеет только одно преимущество перед боевым кораблём — возможность скрытной доставки ракет к рубежу пуска.

Разработки для выставки


За несколько лет китайская промышленность разработала и представила два ракетных комплекса разных классов, выполненные в форм-факторе стандартного контейнера. Они могли нести и применять ракеты разных классов, от неуправляемых снарядов до полноценных ПКР. Такие комплексы привлекли внимание, но не стали предметом заказов.

Как оказалось, интересная концепция с необычными возможностями и преимуществами не гарантирует коммерческий успех. Новые решения могут накладывать различные ограничения, которые отпугнут потенциального заказчика. Теперь можно предполагать, что после двух неудачных проектов Китай откажется от дальнейшего развития необычных идей.
20 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    20 июня 2025 04:28
    Теперь можно предполагать, что после двух неудачных проектов Китай откажется от дальнейшего развития необычных идей.
    Вот и все о статье...
    1. +5
      20 июня 2025 05:47
      Цитата: Uncle Lee
      Вот и все о статье...

      Автор судя по всему считает, что зря они это сделали. Я на пример с ним согласен ибо контейнерное размещение снижает эксплуатационные расходы.
      1. Контейнер проще хранить и вести учет т.к. есть система маркировки и учета.
      2. Контейнер перевозится обычным гражданским полуприцепом, которые производятся уже массово и могут быть мобилизованы из гражданского сектора.
      3. Контейнер на полуприцепе может перевозить любой гражданский седельный тягач, т.е. нет нужды заказывать НИОКР на его разработку и опять же можно мобилизовать из гражданского сектора.
      4. Для работы с контейнером не нужно создавать спецподъемники, обычный ричстакер с эти легко справляется.
      Ну и касаемо данного тезиса:
      Развёртывание на позиции и уход с неё связаны с длительными погрузочными работами.

      Зачем снимать контейнер с телеги? Если нужна лучшая устойчивость, то можно выставить на аутригеры. Зачем снимать контейнер?
      1. +2
        20 июня 2025 13:11
        Самое главное, в котексте возможной войны в Иране, его можно незаметно подвезти к береговой линии, маскируясь под гражданскую фуру. Или на любой сухогруз поставить. И подозреваю, что именно для подобных целей это и создавалось. В такой концепции это нужная и важная разработка.
        1. 0
          20 июня 2025 21:55
          Но, как понял, в контейнер не помещаются баллистические ракеты способные долететь до Израиля. В этом проблема. У крылатых ракет пониженная способность достижения цели из-за противодействия ПВО.
          1. 0
            20 июня 2025 22:10
            Так задача отогнать американский флот от берегов Персидского залива.
      2. 0
        20 июня 2025 21:02
        Цитата: Дырокол

        Автор судя по всему считает, что зря они это сделали. Я на пример с ним согласен ибо контейнерное размещение снижает эксплуатационные расходы.

        Мне показалось или вы пропустили частицу "НЕ" в своей фразе? wink
  2. +3
    20 июня 2025 05:55
    В России контейнерный комплекс придумали более 10-ти лет назад. Так что Китай опять "слизал" готовую идею.
    1. +2
      20 июня 2025 09:23
      Суть Русской цивилизации есть большевизм.

      Цитата: Добрый
      В России контейнерный комплекс придумали более 10-ти лет назад. Так что Китай опять "слизал" готовую идею.

      Ракетный комплекс Club-K:
      https://topwar.ru/18852-raketnyy-kompleks-club-k-kritika-i-perspektivy.html
  3. +4
    20 июня 2025 06:18
    Для НОАК они не нужны, а Ирану сейчас пригодились бы. Вполне возможно, что иранцы купили китайские для образца и разработали свои с собственными ПКР такой же дальности, что и оригинальные, а нее экспортные версии ПКР. Как американцы определят контейнеры с ПКР? Тут вариант только не заходить в Персидский залив, а то можно не выйти или выйти но не всем.
  4. +3
    20 июня 2025 08:29
    У НОАК полно рабочих комплексов,а вот Ирану и хууситам очень бы пригодилась.
  5. +3
    20 июня 2025 08:55
    Вообще, сделать контейнерное исполнение может любой, кто имеет производство КР(это проще) и БР(Это сложно).
    Главное чего не видно(открыто), система Разведки и ЦУ таким системам,которую нам показали США и НАТО.
    Они показали, что можно поставить в 404 ракетную установку типа Химарс и варьировать калибры и дальность. И самим, используя самолеты РЦ и АВАКС летать по нейтральной территории и выдавать ЦУ. В реальном режиме времени.
  6. Комментарий был удален.
  7. Комментарий был удален.
  8. +1
    20 июня 2025 10:14
    Не все понимают что оружие строится под ПАТРОН а ракетный комплекс под ракету/изделие … остальное антураж из возможностей размещения и средств доставки разной степени продвинутости плюс модули управления … но всё под параметры ракеты и ея потенциал применения
    1. 0
      20 июня 2025 21:06
      Цитата: silberwolf88
      Не все понимают что оружие строится под ПАТРОН а ракетный комплекс под ракету/изделие …

      Можно поспорить и еще как. Сегодня в тренде универсальные пусковые установки способные запускать ракеты разного типа и размера. У американцев это сейчас реализовано везде, от Хаймерсов до эсминцем типа Арли Берк, везде универсальные пусковые.
  9. 0
    20 июня 2025 16:53
    Тринадцать лет назад была тут интересная статья про контейнерные установки Club-K (экспортное обозначение)/Калибр-К. Начали разрабатывать с 2009 года. Применяли обычные транспортные ISO-контейнеры. В 2012 году были проведены испытания.
  10. +1
    20 июня 2025 21:14
    Тема очень интересная, жаль что многие не видят главных преимуществ такой схемы размещения оружия. А это стандартизация логистики! Контейнер сегодня это просто стандартная упаковка. Практически везде вы найдете машины умеющие транспортировать или перегружать контейнеры. Это наше ВПК норовит даже для миномета в 82 мм предложить отдельный, специальный броневик в 20 тонн весом (была такая статья на ВО). По факту в оружии не важно на чем и как возить, главное чтоб быстро и просто. Будь у нас те самые Клаб-К , не было б сейчас метаний со стратегами которые как я понимаю аж с Чукотки будут поднимать для пусков по Киеву.. А так бы просто приехали пара КаМаЗ-ов, пустили что надо и уехали без шума и пыли. Но видимо это не кошерно.. Нужно чтоб колес не менее 20 и чтоб аж с Луны такие установки невооруженным глазом видны были. negative
    1. +2
      20 июня 2025 22:01
      Про броневик в 20 тонн с 82-мм минометом верно написано. Ждали колесный танк, а получилось САО без возможности стрельбы прямой наводкой и без внятных перспектив.
  11. 0
    21 июня 2025 00:29
    Дальний предшественник (и широко скопированный...): 1982 год, Фолклендские острова, "Operation UKA UKA". 12 июня 1982 года, благодаря изобретательности военно-морских офицеров и аргентинской армии, военно-морская ракетная батарея стала наземным оружием, которое нанесло удар по английскому эсминцу "HMS Glamorgan". Большой объятий из Аргентины!!! https://www.facebook.com/malvinasune/posts/operaci%C3%B3n-uka-uka-itb-el-12-de-junio-de-1982-integrantes-de-la-armada-argentina-/1253532602802322/
  12. -1
    21 июня 2025 02:39
    Попытки впихать невпихуемое приводят к дорогим и малоэффективным вариантам. Да, краны для 40 футовых контейнеров есть, но располагаются они в основном в крупных портах и хабах. Да, есть трейлеры для 40футовиков, но проедут они не по всем дорогам. В нашем регионе при провозе такого монстра перекрывают дорогу по участкам, иначе без заезда на встречку просто не вписывается в поворот. И так несколько дней со скоростью беременной бабушки. Плюс ограниченный боезапас, а сейчас это очень важно. Выгодней комплекс на основе 20 футовых контейнеров. Контейнер управления, - размещается отдельно от других и снимать его с транспортера не надо. Контейнер радиолокации, если надо - тоже отдельно и тоже без погрузки/разгрузки - на аутригерах. И 2-5 контейнеров с пусковыми. И делать их максимально простыми, потому что расходники. Потому, что после залпа всегда прилетает ответка и рисковать жизнями и ценным оборудованием ради спасения пустой коробки не резон. А вот переключиться на очередной пусковой контейнер, стоящий где-то в километре в стороне - милое дело. И ракеты в контейнер без управляющего комплекса можно загрузить длиннее. Возможностей по перевозке и перегрузке 20футовиков гораздо больше. И никто не запрещает делать пусковую в 40 футовом контейнере. Если это конечно необходимо.
  13. 0
    24 сентября 2025 11:33
    Возможность перевозки контейнера любым транспортом упрощает переброску на большие расстояния, но ограничивает тактическую мобильность. Развёртывание на позиции и уход с неё связаны с длительными погрузочными работами. В отличие от других РСЗО или БРК, контейнерная система не сможет быстро покинуть позицию

    В чем проблема фуре-контейнеровозу, отработав по цели, быстро покинуть район. Ему и затеряться среди гражданских будет проще.
  14. 0
    24 сентября 2025 11:41
    Ещё во время премьеры проекта Club-K привлекла внимание идея размещения контейнера с ракетами на борту транспортного судна. Благодаря этому любой контейнеровоз мог стать «ракетным крейсером». Однако такой вариант развёртывания может быть сложным с точки зрения организации и реализации. При этом ракетный сухогруз имеет только одно преимущество перед боевым кораблём — возможность скрытной доставки ракет к рубежу пуска.

    Гражданский контейнеровоз по сравнению с боевым кораблем имеет целый ряд преимуществ:
    1. Указанная автором скрытность.
    2. Более высокая грузовместимость.
    3. Низкая цена и экономичность в отношении топлива.
    4. Неограниченный ресурс пополнения - огромное количество гражданских контейнеровозов на рынке, их не обязательно строить, можно покупать б/у.
    Минусы:
    1. Юридическася коллизия. Насколько правомерно использовать гражданские суда для атаки?
    2. Все гражданские суда оборудованы системой АИС и легко отслеживаются. Даже по открытым интернет-каналам. Если АИС выключен - судно сразу привлечет к себе внимание.
    3. Имея на борту большой запас ракет, нужно получать внешнее целеуказание. Это может быть военный корабль, самолет, вертолет, дрон. подводная лодка, спутник, агентурная разведка и т.д.