Золтан Дани – победитель самолета-невидимки

24 марта 1999 года началась военная операция НАТО против Югославии. Бомбардировки страны продолжались на протяжении 78 дней и закончились тем, что югославская армия покинула территорию Косово, чего и добивались представители североатлантического альянса. К удивлению многих, уже на 3-й день авианалетов, югославская система ПВО смогла сбить американский самолет-невидимку F-117A, выполненный по технологии «Стелс». Данный самолет был гордостью американского военного самолетостроения, важным пропагандистским инструментом и одним из самых известных самолетов конца XX века.

Как удалось установить впоследствии, F-117A был сбит 27 марта 1999 года примерно в 40 километрах от Белграда 3-й батареей 250-й бригады ПВО, защищавшей столицу. Данной батареей командовал полковник Золтон Дани. Гордость американской военной авиации стала жертвой ракеты комплекса ПВО С-125, который был создан в СССР в конце 1950-х годов. Вот так самый знаменитый американский самолет был сбит над Югославией советским комплексом ПВО, которым командовал офицер, обучавшийся в Минском высшем инженерном зенитно-ракетном училище войск ПВО. Более чем наглядный пример эха холодной войны. Часть обломков сбитого над Сербией самолета затем была передана для изучения российским военным.

В настоящее время полковник Золтан Дани ушел с военной службы и занимается вполне мирными вещами, он держит хлебопекарню в сербской деревне Скореновац. Каждый год 27 марта он отмечает события 1999 года. В этот день он выпекает торт в виде сбитого самолета-невидимки F-117A, который становится главным угощением праздничного вечера. Золтан считает, что прославивший его эпизод, как и все в этой жизни, является результатом точного знания и упорного труда.
Золтан Дани – победитель самолета-невидимки


Стоит отметить, что этому удачному эпизоду, неудачной в целом для Югославии войны, приписывают большое значение. Для сербских военных, особенно зенитчиков Золтона, это большая победа и, возможно, самое значимое событие в их военной карьере. Косвенно этот эпизод стал причиной свертывания всей программы F-117A Night Hawk (англ. Ночной Ястреб), в которую американцы вложили миллиарды долларов. Стоимость одного самолета составляла более 111 млн. долларов. Случай 27 марта 1999 года в окрестностях Белграда поставил крест на пропагандистском значении данной машины. Имиджу американских ВВС и программе F-117A был нанесен непоправимый урон. В то же время не до этого не после не был сбит ни один самолет данного типа. В той же Югославии тактические бомбардировщики F-117A совершили около 850 боевых вылетов.

Всего в США было построено 64 самолета F-117A – 59 серийных и 5 прототипов. Данный самолет достаточно успешно эксплуатировался ВВС США и принимал участие в военных конфликтах, наиболее известными из которых являются две военные кампании в Ираке в 1991 и 2003 годах, а также военная кампания против Югославии в 1999 году. За все это время в боевых вылетах был потерян 1 самолет, еще 6 самолетов было потеряно в мирное время в результате аварий и авиационных происшествий.

Данный самолет планировалось использоваться как минимум до 2018 года, но в итоге все самолеты этого типа были сняты с вооружения к середине 2008 года. F-117 стал заложником своей идеи и обстоятельств. Как показало время, создание самолета с преобладанием какого-либо одного качества в ущерб другим, в данном случае величины ЭПР, себя не оправдала. Со временем никто не отказался от идеи малозаметности и американский F-22, и российский перспективный ПАК ФА эксплуатируют эту идею, но она не является главенствующей, в первую очередь это высокоэффективные многофункциональные машины, способные решать на поле боя разные задачи.
Золтан Дани – победитель самолета-невидимки

При создании перспективного самолета-невидимки F-117 американцы впервые решили убрать все демаскирующие самолет факторы: способность отражать радиолокационное облучение; самому излучать электромагнитные волны; оставлять дымный и инверсионный следы; издавать звук; быть незаметным в инфракрасном диапазоне. Все это привело к появлению весьма оригинальной формы самолета, которую можно сравнить с утюгом и которая никак не способствовала хорошим летным характеристикам машины. Самолет был очень сложен в управлении. В помощь пилоту на нем использовалась электронно-дистанционная система управления с четырехкратным резервированием каналов управления, при этом из-за того что самолет был неустойчив по рысканию и тангажу на него ставили автоматическую систему обеспечения устойчивости, начиная с 1991 года ее дополнили автоматом тяги. Самолет мог летать только на дозвуковых скоростях и обладал плохой маневренностью. В том числе и поэтому он не смог уйти от ракеты комплекса ПВО С-125.

На самолете отсутствовала РЛС, за исключением лазера подсветки цели все системы навигации и прицеливания были пассивными. Для навигации использовалась инерциальная система и приемник системы спутниковой навигации, для наведения – система ИК-камер. Активных средств РЭБ на самолете просто не существовало. В конце-концов отсутствие современного БРЭО в сочетании с посредственной аэродинамикой, а также путевой и продольной статической неустойчивостью вели к большому риску при пилотировании самолета.

Но вернемся непосредственно к событиям 27 марта 1999 года и комментариям самого полковника Золтона. По его словам, он не питал никаких иллюзий относительно технического превосходства НАТО, поэтому предпочитал не вступать в открытое противодействие бомбардировщикам, раскрывая положение своих пусковых установок и радаров. Он использовал тактику засад, выжидая, когда подвернется случай сбить самолет противника наверняка. Еще одним фактором, который предопределил события того дня было то, что американцы использовали F-117 без прикрытия и не изменяли маршруты полетов, будучи уверенными в неуязвимости своих машин. Сообщается, что сбитый F-117 проходил по одному и тому же маршруту уже несколько раз, так что сербские зенитчики могли хорошо подготовиться к «охоте».
Золтан Дани – победитель самолета-невидимки

Сербские зенитчики использовали радар П-18, обладающий метровым диапазоном частот. Известно, что радар отслеживает воздушную цель, регистрируя поступающие от нее сигналы. Современные радары построены на использовании высокой частоты сигнала. При этом в случае со «Стелсом» короткие волны рассеиваются специальной рубленной формой корпуса самолета и его внутренней структурой. Именно причудливая форма и была основой технологии незаметности.

В то же время для длинноволновых (низкочастотных) радаров подобная форма воздушной цели не является препятствием. Данные локаторы не так точны, но в состоянии видеть любой объект. Помимо этого, как уже говорилось ранее, американский самолет отличался низкой дозвуковой скоростью полета и невысокой маневренностью. Это делало его более уязвимым для старых ЗРК с низкочастотными радарами. Да и выполнить маневр отклонения от ракеты, выпущенной с близкого расстояния, на данном самолете было бы весьма проблематично. Натовский самолет был сбит на расстоянии в 13 км. от ЗРК.

Сербские военные не держали радары включенными постоянно. Они запускали их в определенный момент на короткое время, для того чтобы их не могли засечь самолеты ДЛРО противника и навести на батареи бомбардировщики. Обнаружив на экране цель, зенитчики провели необходимые расчеты и повторно включили радар, когда самолет был в 15 км. от них. Дальше в игру вступила зенитная управляемая ракета, обладающая достаточно большой БЧ (вес 50-100 кг), подрыв такой ракеты обеспечивает радиус поражения осколками в зоне 200-500 метров.
Золтан Дани – победитель самолета-невидимки

Стоит отметить также тот факт, что за все время бомбардировок Югославии в подразделении, которым командовал полковник Золтон Дани, не было потерь, а всего под его началом находилось порядка 200 человек. Для обеспечения безопасности сербские зенитчики часто меняли стартовые позиции. Часть людей Золтана постоянно была занята поиском новых мест, куда можно было перевезти военную технику, а также подготовкой к ее переброске. Всего за 78 дней бомбардировок, батарея преодолела несколько тысяч километров.

Также отдавая себе отчет в том, что при существующем уровне натовской электронной разведки радиопереговоры могут демаскировать его раньше, чем его заметят вражеские радары, полковник организовал системы кабельной связи. Нередко приказы приходилось передавать даже через посыльных. Но такие методы работали, так как натовцы не могли засечь батарею.

Так или иначе, случай 27 марта 1999 года наглядно доказал то, как в современной войне грамотный командир может организовать успешное сопротивление врагу даже с помощью устаревшего вооружения. Золтон Дани заслужил свою победу, и никто не сможет отобрать ее у него.

Источники информации:
-http://lenta.ru/articles/2005/11/23/f117
-http://rus.ruvr.ru/2012_03_23/69380867
-http://topwar.ru/15910-f-117a-stels-ot-panamy-do-yugoslavii.html
-http://ru.wikipedia.org
Автор: Юферев Сергей


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

Видео в тему

Читайте также
Комментарии 56
  1. Денис 11 апреля 2013 08:55
    Молодец он,честь ему и хвала!
    Только надо ещё помнить-Главные конструкторы А. А. Расплетин
    Ю. Н. Фигуровский П. Д. Грушин
    про них и про преподавателей минского высшего инженерного зенитно-ракетного училища войск ПВО
    На таких людях страна держится
    1. vadimus 11 апреля 2013 09:02
      Простой офицер сербии и простая русская ракета и миф американский развеян по ветру...
      vadimus
      1. opkozak 11 апреля 2013 12:29
        4 марта 2003 года в информационных лентах всего мира появилась сенсационная новость из Ирака. Согласно сообщениям иракских средств массовой информации, в ночь с 23 на 24 марта простой иракский крестьянин Али Обейд Мангаш из охотничьего ружья сбил американский ударный вертолет AH-64 Apache.
        opkozak
        1. GEOKING95 11 апреля 2013 14:43
          Цитата: opkozak
          4 марта 2003 года в информационных лентах всего мира появилась сенсационная новость из Ирака. Согласно сообщениям иракских средств массовой информации, в ночь с 23 на 24 марта простой иракский крестьянин Али Обейд Мангаш из охотничьего ружья сбил американский ударный вертолет AH-64 Apache.

          Иракцы позируют на фоне американского ударного вертолета "Лонгбоу Апач", захваченного ими 24 марта 2003 года на месте вынужденной посадки!
          http://crimso.msk.ru/Site/Crafts/Craft30648.htm
      2. Sirocco 11 апреля 2013 14:37
        Я бы сказал по другому, Когда пентагон узнал о сбитом невидимке,У них настал ШОК и ТРЕПЕТ, Как так не может быть. Может, Получай фаш ист гранату, от сербского солдата laughing
      3. donchepano 11 апреля 2013 15:34
        Цитата: vadimus

        Простой офицер сербии и простая русская ракета и миф американский развеян по ветру...

        Этот день праздник российского оружия и сербской армии!!
        donchepano
    2. sancho 11 апреля 2013 12:13
      Интересная статья! Но вот в чем вопрос! Я, не ПВО-шник, и не сильно разбираюсь в специфике данного направления. Но, с 1999 г. меня интересовал этот вопрос, а как же сбили столь защищенный самолет.
      Секрет мне раскрыл мой отец, который служил на комплексах С-125. И в отличии от этой версии, у него мнение было другое.

      В то же время для длинноволновых (низкочастотных) радаров подобная форма воздушной цели не является препятствием. Данные локаторы не так точны, но в состоянии видеть любой объект.

      Оказывается, что после 80-х годов комплексы С-125 были модифицированы наведением по видеоканалу. Такие комплексы были у всех членов Варшавского договора. Так вот, при любом облучении самолета радаром ПВО, у пилота это облучение фиксировалось (летчики знают), и даже 15 км. удаленности давали пилоту возможность сделать контр маневр или отстрелить ловушки. И, как сказал мне отец, хрен бы они сбили самолет по радио каналу. Для С-125, резкий контр маневр равен промаху, ракета не очень маневренная, и ее необходимо постоянно наводить на цель. А, вот стрельба по видео-каналу, это скорей всего был тот шанс. Т.к. ВК не излучал ни чего, ракету наводили в ручную, и пилот даже и не знал, что по нему всадили, уже только по факту, качаясь на парашюте.

      Это лишь версия, которая мне кажется более верная. Т.к. других подобных случаев больше не было. Да и "партнеры" больше не испытывали судьбу. Видимо поняли, что шапка невидимка, вовсе не неведимка....
      1. Sirocco 11 апреля 2013 14:41
        Цитата: sancho
        Это лишь версия,

        Я бы добавил к вашей версии, и другое приложение, незнаю правда или нет? При взлете самолета с аэродрома базирования, разведка передавала этот факт Золтану, Тут зная место, время, итд всадили по самое нехочу.
      2. Varog 12 апреля 2013 06:48
        Сам видел этот видеоканал. Проще говоря, с платформой ракет синхронизирована видеокамера - видеоприцел, одним словом.
        Однако! Эти невидимки по определению летают только ночью. Иначе их бы сбивали любым зенитным оружием или перехватом.
        А вот еще вопрос, если у самого невидимки радар-детектор настроен на сантиметровый диапазон, засечет ли он облучение метровым радаром?
      3. sanandreas 12 апреля 2013 08:31
        Когда учился на военной кафедре(а направленность у нас как раз была ПВО), офицеры рассказывали про этот случай, и они тоже говорили, что самолет был сбит при помощи теленаведения. Но и про метровый диапазон тоже правда, ему все эти стелсы по одному месту, только громоздкие они и не особо точные.
        sanandreas
  2. Greyfox 11 апреля 2013 08:57
    Респект полковнику и его людям! hi
  3. Денис_СФ 11 апреля 2013 09:08
    27 марта 1999 года примерно в 40 километрах от Багдада 3-й батареей 250-й бригады ПВО, защищавшей столицу

    Четыре раза перечитывал, думал что доработался.. ) Занесло же Золтона Дани на чужбинушку)
    Денис_СФ
  4. luta 11 апреля 2013 09:22
    Вы что не читаете текст. Сбил стелс действующий на тот момент офицер ПВО ВС РФ. А этот Золдан тока командовал батареей. С этим офицером (п-к С) знаком лично. Наши офицеры работали там одни за всех и обучали югославов. Респект войсковой ПВО.
    luta
    1. Drosselmeyer 11 апреля 2013 13:11
      Извините, а где в тексте о "действующем на тот момент офицер ПВО ВС РФ"???? В тексте написано, что полковник Золдан выпускник Минского высшего инженерного зенитно-ракетного училища войск ПВО.
      Drosselmeyer
      1. luta 11 апреля 2013 16:14
        Данной батареей командовал полковник Золтон Дани. Гордость американской военной авиации стала жертвой ракеты комплекса ПВО С-125, который был создан в СССР в конце 1950-х годов. Вот так самый знаменитый американский самолет был сбит над Югославией советским комплексом ПВО, которым командовал офицер, обучавшийся в Минском высшем инженерном зенитно-ракетном училище войск ПВО
        luta
  5. v53993 11 апреля 2013 09:33
    Ну не понимают тупые америкосы, что против лома нет приема. В тем более когда этот лом в руках славян.
    1. fartfraer 11 апреля 2013 10:05
      против лома достаточно приемов,об этом вам скажет любой человек,который занимался Рб или бегом))
      про тупость амеров не надо,это далеко не так.
      а фашизм ваш "когда этот лом в руках славян"
      вообще не уместен.с вашей манией полного превосходства не согласится ни один здравомыслящий человек.кстати,в свете текущего момента-спорим северокорейский диверсант поломает вас хоть с ломом,хоть без лома?
      если не поняли смысл-обьясню. унижением вероятного противника вы не показываете своей "доблести",а только выставляете себя с не самой лучшей стороны.ваши "шапкозакидательские" настроения уже проходили,история России богата подобными вам "коментаторами".личное мнение,можете не соглашаться
      fartfraer
  6. ALEW 11 апреля 2013 10:12
    Досадно вспоминать те времена ельцина и дерьмократов сдавших Сербию, за то теперь беню и поливают синькой. Золтану и его людям почёт и уважение!
    ALEW
  7. dmitry46 11 апреля 2013 10:21
    у меня такое ощущение, что американцы больше пиарят свою технику. на самом деле она не так уж хороша. но я могу и ошибаться...
    dmitry46
    1. Sirocco 11 апреля 2013 10:41
      Вы правы. США можно сравнить с плохой хозяйкой, у которой губы, глаза накрашены, а неделями не моется. Не может везде и всегда быть так гладко и безупречно как в США. Природа не позволит такого. Мы с вами и то ассиметричны laughing А у США сплошная симетрия, а такого не бывает, Если они не боги. А США тянут, разве только что на жулика, с тузом в рукаве.
  8. Kazbek 11 апреля 2013 11:13
    Пролетел как фанера над Парижем, только Париж оказался Белградом.
  9. ОлегЮган 11 апреля 2013 11:23
    Фильм к статье интересен, Стелс и есть фанера laughing
    ОлегЮган
  10. iliq 11 апреля 2013 11:49
    Так или иначе, случай 27 марта 1999 года наглядно доказал то, как в современной войне грамотный командир может организовать успешное сопротивление врагу даже с помощью устаревшего вооружения.

    фантазии автора...
    натовцы раскатали сербов как хотели и когда хотели. никакого "успешного сопротивления" и в помине небыло.

    Александр Булах:
    F-117 сделал в трёх войнах более 3000 боевых вылетов, один раз был сбит, один раз был подбит, но дотянул до авиабазы и благополучно сел, он "очень плохой, скверный, никчёмный самолёт! После этого он сделал ещё 850 боевых вылетов в Югославии!

    В ходе операции "Буря в Пустыне" F-117 выполнили 1271 вылет
    http://www.airwar.ru/history/locwar/persg/f117/f117.html
    http://www.waronline.org/write/world-military/f-117-in-combat/

    Вы отдаётет себе отчёт о масштабах применения этих машин?..
    Наверняка - нет...


    вот как-то так.
    iliq
    1. ленивый 11 апреля 2013 18:11
      то что от него амеры уже отказались, лучше всего его характеризует как неудачный самолёт, а вот б-52 летал летет и ещё летать будет, даже б-1 перелетает, удачный самолёт оптимально заточеный под поставленные ему задачи, как и ту 95
    2. Varog 12 апреля 2013 18:01
      натовцы раскатали сербов как хотели и когда хотели. никакого "успешного сопротивления" и в помине небыло.


      К счастью, вы не правы. Уничтоженных объектов в Сербии под 1000, в Белграде несколько сотен. При этом в основном велось разрушение с воздуха, по возможности вне зон действия ПВО. Наряду с этим, сбитый Ф-117 не единственный. Есть сообщения и о других потерях, с большей достоверностью известно об еще одном самолете этого типа, аварийно севшем в Хорватии.
      Так или иначе, в Югославию не вводилось никаких сухопутных войск НАТО, так что поражение в этой войне можно считать всецело дипломатическим. Важную роль тоже сыграли вооруженные "повстанцы" внутри страны, а потом и оранжевое движение "Отпор".
  11. ОлегЮган 11 апреля 2013 12:03
    iliq :
    Небыло бы Авиации у Натовцев - еще посмотрели бы кто кого закотал бы!
    ОлегЮган
  12. sven27 11 апреля 2013 12:16
    Молодец полковник,я бы ему Героя России дал, и гражданство РФ, и квартиру в Москве...
    Жалко, что наши политики в той войне сербов предали.
    sven27
    1. luta 11 апреля 2013 16:16
      Квартиру в Москве и генеральскую должность дали.тока генерала не дали
      luta
  13. pinecone 11 апреля 2013 12:19
    Слава югославскому полковнику зенитчику. Будь у сербов С-300, результат был бы ещё более впечатляющим.
    pinecone
  14. redwar6 11 апреля 2013 12:21
    Цитата: sven27
    Молодец полковник,я бы ему Героя России дал, и гражданство РФ, и квартиру в Москве...
    Жалко, что наши политики в той войне сербов предали.
    Жаль у нас за подвиги не дают квартиры тлт героя РФ,за такие подвиги..
    redwar6
    1. sven27 11 апреля 2013 12:26
      Цитата: redwar6
      Жаль у нас за подвиги не дают квартиры тлт героя РФ,за такие подвиги..

      Зато французским актерам-перебежчикам и гражданство и квартиру, а чуть попозже и какой-нибудь медалью наградят
      sven27
  15. GEOKING95 11 апреля 2013 12:31


    вообщето это интересней случай
    1. GEOKING95 11 апреля 2013 17:04
      дорогой зачем минус? :)
      1. sven27 12 апреля 2013 10:39
        не волнуйся, вот тебе плюс wink
        sven27
  16. синоби 11 апреля 2013 13:05
    Достоинства техники США также как и недостатки Российской очень раздуты западными СМИ в своей основе неимеющие никакого отношения к военным.У военных же прямой приказ следуя которому максимум что может сказать,оружие равноценно.Обычная практика их рекламных компаний.Бизнес,неболее и ничего личного.
    ЗЫ:Хороший товар в рекламе ненуждается
    1. iliq 11 апреля 2013 13:38
      как бы 4 войны (Ирак-1,2, Югославия, Афганистан), в которых США "рекламировала" своё оружие ни о чём не говорят?
      iliq
      1. pechv 11 апреля 2013 21:26
        Особо стоит отметить выдающиеся характеристики американского оружия после Афганистана? Вы о чем? Разве война с талибами рекламирует качество современного оружия?
  17. deman73 11 апреля 2013 14:25
    Любое оружие в руках профессионалов становится грозным аргументом
  18. Vovka Levka 11 апреля 2013 15:17
    Закрыть полностью позиционный район комплексами С-75, С-125, С-200 уже в начале 70- х было не возможно.
    А основная задача ПВО закрыть район. То есть задача не выполнена.
    В данной ситуации, единственный способ сидеть в засаде и ждать, момент настал, врубились - пуск, и ходу в темпе на запасную. В Вьетнаме бывало, что ракеты пускали, визуально, без излучения. А лётчик старт видит и ходу, бывало что и катапультировались с перепугу. В данном эпизоде американцев подвела самоуверенность, они еще бы расписание полётов вывесили в интернете.
    В данном эпизоде, я думаю никто на излучение не работал, работали по оптическому каналу. Результат получился по двух факторах:
    1. Правильная оценка ситуации и использование шанса ПВО.
    2. Самоуверенность и шаблонность американцев.
    Vovka Levka
    1. Гордей. 16 апреля 2013 21:23
      В принципе согласен.Потому,закрывали не районы,а жизненно важные объекты и предприятия.
  19. crambol 11 апреля 2013 16:05
    Браво, Золтон! Пирог тебе с капустой, он самый вкусный!
  20. Evrepid 11 апреля 2013 16:42
    Пять балов командиру батареи!
    И пусть больше не сбили, но и амеры стали меньше летать. Эффект достигнут был.
    И еще раз доказывается что надо знать и уметь пользоваться техникой, а не заниматься шапозакидательством!

    Лозунг Ленина надо в капиталистическом мире возродить, актуальность его не пропала!
    "Учиться, учиться и еще раз учиться!"
    Как сейчас помню красный транспорант в кабинете истории! :)
  21. Дядька 11 апреля 2013 17:12
    Я очень сожалею, что то, что сделали мосвичи с американским посольством, (на фото) не смогла сделать югославская армия с силами НАТО. Слишком не равны силы, а Россия не поддержала, никак! Хотя бы оружием!
  22. aviamed90 11 апреля 2013 18:02
    Респект ему и уважуха! Настоящий офицер и профессионал!
  23. ButchCassidy 11 апреля 2013 18:15
    Опыт и советская школа зенитчиков - это такая вещь, против которой никакие миллиарды и пропагандистские мифы не помогут.

    Косово йе Сербиjа!
    ButchCassidy
  24. Любитель 11 апреля 2013 18:36
    А интересно, те ЗРК "Бук", которыми Россия снабдили Венесуэлу, способны сбивать америкосовские "невидимки"? Надо бы венесуэльских бойцов ПВО к нам, на стажировку. soldier
    Любитель
  25. искандер 11 апреля 2013 19:17
    Жаль что ограничились одним самолетом,еще бы парочку сбить ,совсем хорошо было.Респект зенитчикам!!!
  26. mib1982 11 апреля 2013 21:08
    Браття Сербы, мы ещё отомстим и за Югославию и за СССР.
    mib1982
  27. tomket 11 апреля 2013 22:25
    была информация о первом сбитом ф-117 в первую иракскую компанию из зрк "оса" в принципе вполне может быть,учитывая возможности полосатиков быстро вывезти обломки и замять инцидент,списав потерю на небоевую в мирное время.
    1. Akellastambul 12 апреля 2013 12:00
      Скорей всего поврежденный, разбился при посадке и списали на небоевые потери в ходе эксплуатации, они могут.
      Akellastambul
  28. Pinguin 11 апреля 2013 23:15
    За хлеб,за воду, за свободу,за счастливый труд! Советские ракеты пусть буржуев Всех сотрут!!!!!
    Да здравствуют зенитчики Югославии и советская школа ПВО.
  29. Захєр Мазох 11 апреля 2013 23:47
    Почему братья? Какие они братья? Югославы с СССР поддерживали ВЕСЬМА прохладные отношения. Забыли? Они всегда явно тяготели к западу. Не были членом Варшавского договора. Откуда такая любовь вдруг у вас к ним?
    Захєр Мазох
  30. phantom359 12 апреля 2013 00:59
    Молодец Золтан. Добавить нечего.
    phantom359
  31. Svatdevostator 12 апреля 2013 01:04
    Братья или не братья, но учились у нас, а СССР учило у себя только союзников,Вьетнам и Северная корея тоже не были членами варшавского договора и тем не менее они были нашими друзьями!
  32. de Klermon 12 апреля 2013 01:16
    А Гвинея-Бисау, например? СССР не только союзников и друзей учил! И правильно делал - поступил учиться никто, а закончил лучший друг!))) Часто задача стояла не столько знания дать, сколько крепко "подружить" студента-иностранца с СССР!
  33. georg737577 12 апреля 2013 01:34
    Считал бы за честь служить у такого командира. Думаю,что и хлеб он печет отличный. Долгих ему лет жизни и удачи!
    georg737577
  34. waisson 12 апреля 2013 05:31
    МВИЗРУ ПВО обучало не только югославов но немцев.вьетнамцев.сирийцев.ливийцев.но югославы и немцы проходили основное обучение но 200 а остальные на 75-125 это была середина 80 до 300 тогда не кого не допускали кроме нас
    waisson
  35. mib1982 13 апреля 2013 14:47
    Цитата: Захєр Мазох
    Почему братья? Какие они братья?

    Братья Славяне и братья по вере.
    mib1982
  36. вася-45 14 апреля 2013 21:46
    я в тот день сильно напился стыдно за российских политиков того времени
    вася-45
  37. xomaNN 16 апреля 2013 15:48
    Красноречивый пример грамотного полковника творчески, а не шаблонно, применившего в бою даже древние средства ПВО еще советских времён.Побольше бы таких полковников у нас1
    1. Гордей. 16 апреля 2013 21:25
      Учителя были шибко грамотные(наши Спецы).Имевшие опыт Вьетнама,Сирии и Ливии.
  38. Sereja.smile 19 апреля 2013 23:38
    Вот молодец. Голова! Лишний раз доказывает, что не только техника, но и тактика хорошего командира важна в противостоянии!
    Sereja.smile
  39. vikot9 18 октября 2016 20:37
    ничего так что он его по оптической наводке сбил, а по радару навести ракету просто не получилось так как цель мигала?

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня