Беспилотники вместо вертолетов

35 534 80
Беспилотники вместо вертолетов
Вертолет Apache АН-64


Армия США планирует отказаться от закупки «устаревших» летательных аппаратов, таких как боевые вертолеты AH-64 и разведывательные БПЛА MQ-1C Gray Eagle (об этом уже кратко рассказывалось на страницах Военного обозрения).



Для американской армии настали нелегкие времена. Она должна подстраиваться под нового министра Пита Хегсета и воплощать в жизнь его идеи, часто очень сомнительные. Одной из них является «Программа преобразования армии» (Army Transformation Initiative – ATI), целью которой является «повышение эффективности и снижение нецелевых затрат». В распоряжении от 30 апреля 2025 года говорится об отказе от «устаревших, избыточных и неэффективных» программ в пользу новых, таких как противовоздушная и противоракетная оборона и высокоточные системы большой дальности.

«Апач» не нужен


Под сокращение, наряду с некоторыми образцами наземной техники, попали и летательные аппараты, такие как устаревшие боевые вертолеты Apache АН-64D и разведывательные БПЛА MQ-1C Gray Eagle. Расформированию подлежат одиннадцать эскадронов воздушной кавалерии (Aerial Cavalry Squadrons) – по одному на каждую бригаду армейской авиации. Эскадроны насчитывают по 24 «Апача». Таким образом, их численность уменьшится на 264 единицы. В состав этих эскадронов, наряду с вертолетами, входят и разведывательные БПЛА RQ-7B Shadow, которые уже снимаются с вооружения.

В настоящее время на вооружении армии находятся около 840 вертолетов «Апач». Более 600 из них относятся к модификации D, которые уже с 2013 года заменяются на более новый вариант Е.

БПЛА MQ-1C Gray Eagle ещё недавно участвовали в программе Project Convergence – серии учений, целью которых является испытание новых технологий и систем вооружений. Фирма General Atomics – производитель этих аппаратов – в настоящее время разрабатывает новую модель «Gray Eagle Extended Range» с увеличенной дальностью полета и поставляет в Национальную гвардию модель Gray Eagle 25М.


БПЛА MQ-1C Gray Eagle

До недавнего времени было неизвестно, какие малогабаритные дроны выберет американская армия.

Из-за такой неопределенности 173-я воздушно-десантная бригада, расквартированная в Италии, организовала собственную лабораторию по изготовлению и испытанию дронов. Таким образом десантники пытаются обойти долгую и бюрократизированную процедуру испытаний новых вооружений. БПЛА изготавливаются собственными силами и обходятся примерно в 1000 долларов. Солдаты «печатают» корпуса на 3Д-принтерах, паяют кабели и штекеры, склеивают детали и пишут собственные программы для управления аппаратами.

Военные заявляют:

В целях повышения устойчивости дронов к кибер-угрозам мы стараемся не использовать электронные компоненты от сторонних производителей. Радиоуправляемые БПЛА уязвимы к радиопомехам, и мы надеемся уменьшить эти риски благодаря использованию автономного навигационного программного обеспечения и расширения используемых для управления радиочастот.


Лаборатория по изготовлению дронов 173-й воздушно-десантной бригады армии США

По опыту текущей войны на Украине малые БПЛА планируют применять не только для наступательных действий, но и для обороны от роев дронов противника. Каждый взвод (примерно 40 солдат) в следующем году должен быть оснащен средствами защиты от дронов. Для этого планируют использовать имеющиеся на гражданском рынке системы и приспособить их для военного использования.

FLRAA остается


На фоне сокращений относительно неплохо выглядят перспективы FLRAA (Future Long Range Assault Aircraft) – нового скоростного летательного аппарата для армейской авиации.

Его окончательный облик должен определиться к концу текущего года, а поступить в войска новый летательный аппарат должен к концу десятилетия. Опытный конвертоплан проходит испытания с 2017 года. Он должен заменить вертолеты UH-60 Black Hawk. Ожидается, что он будет перевозить 12 десантников со скоростью, вдвое большей, чем у «ястреба».

Перевод: Slug_BDMP
80 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +9
    23 июня 2025 06:12
    Ударным вертолетам не осталось места на современном поле боя. Беспелотники могут выполнить все функции ударных вертолетов лучше и дешевле.
    1. +5
      23 июня 2025 08:06
      Цитата: Епифанцев Сергей
      Беспелотники могут выполнить все функции ударных вертолетов лучше и дешевле
      А главное без потерь в живой силе...
    2. -1
      23 июня 2025 09:03
      В отражении наступления, они показали себя прекрасно.....а в наступлении и поддержке наступления уже не могут.
      1. +2
        23 июня 2025 09:56
        Цитата: Zaurbek
        а в наступлении и поддержке наступления уже не могут.


        Бред. Сейчас все наступления идут с поддержкой дронов. Без них невозможно наступать.
        1. +2
          23 июня 2025 10:00
          Я про ударные хеликоптеры.....
        2. 0
          23 июня 2025 14:25
          Таких наступлений, когда тебе на голову падают дроны, с продвижением по несколько метров в день и в контактом бою, в передовой армии быть не должно. ВС РФ в СВО используют отсталые методы ведения войны, и делать на основании этого опыта какие-то выводы, по крайней мере, глупо. СВО - это так, как не должно быть в современной войне...
          1. -1
            23 июня 2025 16:46
            Даже без дронов, все планы больших войн подразумевали применение ТЯО от ВОП и выше..
            Не думаю, что дроны будут хорошо работать после чистого ТЯУ
            1. +2
              23 июня 2025 20:21
              Ещё в прошлом веке моделирование показало что ограниченного применения яо против страны или группы стран его имеющего быть не может - стопроцентно переходит к полномасштабной ядерной войне . Потому его и стали сокращать .
              1. +1
                23 июня 2025 23:05
                Там есть много концептов....самый новый у США с быстрым глобальным ударом.
                1. 0
                  24 июня 2025 13:02
                  Быстрый-медленный не имеет значения , если сохранившихся зарядов хватит для критического ущерба . А их хватит за десятилетия накопили для "многократного уничтожения" .
    3. 0
      23 июня 2025 11:08
      Какой беспилотник увезет 2,8 тонны боевой нагрузки?
      1. 0
        23 июня 2025 11:14
        Вы слишком сложные вопросы задаёте для секты всепобеждающих БПЛА.
      2. +1
        23 июня 2025 18:01
        Цитата: Умник
        Какой беспилотник увезет 2,8 тонны боевой нагрузки?

        Эммм... Вот:
        1. +1
          23 июня 2025 19:21
          И сколько он стоит в сравнении с к52?
          1. +3
            24 июня 2025 15:51
            Цитата: Умник
            И сколько он стоит в сравнении с к52?

            Стоимость новейших беспилотных летательных аппаратов С-70 «Охотник» серийного производства компании «Сухой» составит около миллиарда рублей. Об этом сообщают «Известия»

            Ка-52М: каждый будет стоить один миллиард 75 миллионов рублей
            1. 0
              24 июня 2025 18:42
              Вот когда доделают тогда и узнаем сколько будет стоить а сейчас непонятно
      3. +1
        23 июня 2025 19:13
        А так же плюс 2 пилотов камикадзе,
      4. +1
        23 июня 2025 20:24
        А зачем всё грузить на ОДИН дрон ? Что бы сразу всё потерять , если его собьют ?
      5. +1
        24 июня 2025 17:07
        Какой беспилотник увезет 2,8 тонны боевой нагрузки?

        Какой вертолёт поднимает 2,8 тонны нагрузки?
        Что это за нагрузка? НАР и ПТУР?
        Дроны это тоже таскают.
        ФАБы? Ну этим только наши занимаются. Да и то, УПАБ явно дешевле и эффективнее чем целый вертолёт для бомбометания.
        1. 0
          25 июня 2025 03:32
          Цитата: Английский тарантас
          Какой беспилотник увезет 2,8 тонны боевой нагрузки?

          Какой вертолёт поднимает 2,8 тонны нагрузки?
          Что это за нагрузка? НАР и ПТУР?
          Дроны это тоже таскают.
          ФАБы? Ну этим только наши занимаются. Да и то, УПАБ явно дешевле и эффективнее чем целый вертолёт для бомбометания.

          Ми-8,Ми-24.Ми-35 достаточно? Если нет , то гораздо больше Ми-6, Ми-26, Ми-10
          1. +1
            25 июня 2025 15:00
            Ми-8,Ми-24.Ми-35 достаточно? Если нет , то гораздо больше Ми-6, Ми-26, Ми-10

            Если вам не понятно ещё, речь шла об ударных вертолётах и списании Апачей.
            Максимально возможная боевая нагрузка, которую я знаю - 4 ФАБа по 500кг.
            Это если что, 2 тонны всего.
            Ну конечно, можно ещё посчитать пару ЗУР и массу ленты на автопушке.
            Но вообще, бомбометание с вертолёта и работа с автопушки это крайне сомнительные занятия, учитывая, что это дистанции работы ККП, которого достаточно для уничтожения вертолёта.
            В итоге выходит, что такая нагрузка это сомнительный вариант даже для борьбы с "мужиками с АКМ и в тапках", учитывая стоимость ударного вертолёта - вообще абсурд.
            К транпортникам вопросов вообще и не было.
    4. 0
      25 июня 2025 03:26
      Цитата: Епифанцев Сергей
      Ударным вертолетам не осталось места на современном поле боя. Беспелотники могут выполнить все функции ударных вертолетов лучше и дешевле.

      Да вот ...как бы не так! Пример надо эвакуировать нашу группу из тыла противника. И какой беспилотник ты пошлёшь? Правильно МИ-8 с тремя членами экипажа! И ещё задачи выполняемые АА не входят в противоречие с задачами "дронов"! Дальность поражения Атакой достигает 6 км и где здесь дрон? Это как на охоте на какую дичь идёшь такое оружие и берёшь! Универсального оружия НЕТ! И долго не будет.
      1. +1
        25 июня 2025 03:55
        Я писал о ударных вертолетах, к транспортным вопросов нет. Их нужно как можно больше. По поводу Атаки, её можно подвесить под дрон сложности нет. Причем у Дронов есть несколько преимуществ. Главное не подвергает опасности экипаж. Второе, эксплуатация как и стоимость самой машины дешевле чем у вертолета. Третье не нужно таскать пилотов, а этот вес потратить под вооружение, оборудование и топливо.
        1. 0
          25 июня 2025 04:13
          Интересно было бы посмотреть,каким образом Вы навесите систему управления "атакой" на дрон? Если учесть, что она использует метод 3-х точек.
          1. +1
            25 июня 2025 04:39
            Дроны бывают разные, создать дрон на который можно повесить систему управления "атакой" вполне посильная задача.
          2. 0
            25 июня 2025 15:08
            Вы навесите систему управления "атакой" на дрон? Если учесть, что она использует метод 3-х точек.

            Каких точек?
            Атака наводится по лазерному лучу. Для нанесения поражения цели Атакой, нужен прямой зрительный контакт.
            Чем Атаке уступает ФПВ на оптоволокне? Он даже к помехам неустойчив принципиально. При этом позволяет не просто попасть в цель, со стороны визирования, а полетать вокруг, прицениться и выцелить нужное место, вплоть до того, что можно запулить дрон в двери и люки машины.
            1. 0
              26 июня 2025 01:09
              Во первых Атака наводится на цель с использованием радиокомандного принципа наведения (от туда и 3 точки). Во вторых вы с лазером попали не туда. Отсюда делаю вывод, что вы некомпетентны в данном вопросе и дискуссию прекращаю.
              1. 0
                26 июня 2025 13:42
                Во первых Атака наводится на цель с использованием радиокомандного принципа наведения (от туда и 3 точки). Во вторых вы с лазером попали не туда.

                Почему-то думал, что ПТУР семейства Штурм так и продолжает использовать лазерный луч. Вихрю это не мешает.
                Суть дискуссии остаётся той же. Атака может поражать цель только с одной стороны, со стороны визирования, требует собственно прямой видимости на цель, требует от вертолёта находится в прямой видимости поражаемой цели вне укрытия достаточно продолжительное время.
                Чем связка вертолёт-ПТУР лучше чем оператор ФПВ так и не понял.
                (вероятность поражения ПТУРом всё равно ниже чем у коптера, тем более коптера на оптоволокне, можно держать прицельную марку точно, но куда попадёт сам ПТУР только ему известно)
                Даже Вихрь на своих 1,5М скорости так и не решил проблему поражения атакующего вертолёта средствами ПВО.
      2. +1
        25 июня 2025 15:05
        Пример надо эвакуировать нашу группу из тыла противника

        В реалиях Афганистана работает, в реалиях СВО нет.
        Вы забываете, что вертолёт это очень громкая, большая и радиолокационно заметная штука, которая боится ПЗРК и ККП. А если на пути вертолёта попадётся какая-то БМП - пиши пропало.
        Дальность поражения Атакой достигает 6 км и где здесь дрон?

        Дальность полёта коптеров знаете? Дальность полёта коптеров на волокне? Сколько можно выставить дронов ретранстояторов для коптеров на радиоканале?
        Да что там. Дальность работы ПТУР семейства Spike знаете?
        1. 0
          26 июня 2025 01:31
          Цитата: Английский тарантас
          Пример надо эвакуировать нашу группу из тыла противника

          В реалиях Афганистана работает, в реалиях СВО нет.
          Вы забываете, что вертолёт это очень громкая, большая и радиолокационно заметная штука, которая боится ПЗРК и ККП. А если на пути вертолёта попадётся какая-то БМП - пиши пропало.
          Дальность поражения Атакой достигает 6 км и где здесь дрон?

          Дальность полёта коптеров знаете? Дальность полёта коптеров на волокне? Сколько можно выставить дронов ретранстояторов для коптеров на радиоканале?
          Да что там. Дальность работы ПТУР семейства Spike знаете?

          Ну конечно, сколько раз "хоронили" танки и ствольную артиллерию, теперь и вертолёты туда записали! А "спайки" бывают разные и последняя модификация с ОЧЕНЬ завышенными характеристиками! В чём наши вероятные враги никогда не стеснялись!
          1. -1
            26 июня 2025 13:54
            раз "хоронили" танки и ствольную артиллерию

            Давно на СВО видели прорыв танковой группой оборонительных позиций противника?
            Кто хоронил ствольную артиллерию? Может буксируемую?
            Почти вся работа танков это быстрый выход на позицию, короткий огневой налёт и отступление. Вся работа буксируемой артиллерии это получить координаты, снять маскировку, отправить несколько снарядов, закидать обратно кустами орудие и бегом с позиции по окопам.
            Единственное, что спасает буксируемую арту - небогатость противника на высокоточные средства поражения.
            А "спайки" бывают разные и последняя модификация с ОЧЕНЬ завышенными характеристиками!

            Ну то есть ФПВ на десятки километров летают, Ланцеты летают, а Тамуз не летает?
            У нас все ТТХ это правдивая правда, а у них ничего как надо не работает и стоит миллионы миллиардов?
  2. +7
    23 июня 2025 06:15
    Вертолёт Ка-52 стоит миллиард рублей, дрон типа байрактара 100 мл рублей, это я к тому что 10 дронов дадут больший результат чем Ка-52, хотя я чистый вертолетчик и всей душой за вертолеты, пилот вертолёта подготовка уходит минимум 5 лет и я вообще за ракеты и дроны с телеуправлением, эффективнее и дешевле, ну а вертолёты пусть дроны сбивают в тылу am
    1. +9
      23 июня 2025 09:55
      Цитата: air wolf
      пилот вертолёта подготовка уходит минимум 5 лет

      Это ключевой момент. Оператора БПЛА подготовить 5 месяцев край.
    2. -4
      23 июня 2025 10:02
      Вертолёт Ка-52 стоит миллиард рублей, дрон типа байрактара 100 мл рублей, это я к тому что 10 дронов дадут больший результат чем Ка-52, хотя я чистый вертолетчик и всей душой за вертолеты, пилот вертолёта подготовка уходит минимум 5 лет и я вообще за ракеты и дроны с телеуправлением, эффективнее и дешевле, ну а вертолёты пусть дроны сбивают в тылу


      После такого откровения большие сомнения что вы тот, кем себя заявляете.
      Во-первых, боевая нагрузка байрактара максимум 100 кг, в то время как у Ка-52 более 2000 кг. Что, 1000 больше 2000? lol
      Во-вторых, я оставлю в стороне скорость байрактара, хотя это снижение времени реакции, но вертолётчик должен знать, что удалённо пилотировать не поднимаясь выше 10 метров над рельефом, попутно реагируя на динамично изменяющуюся обстановку не получится.
      В-третьих, вертолётчика можно подготовить и за два года, в том же СССР были курсы младших лейтенантов. (Лично я учился 4 года, летали все четыре курса, общий налёт по выпуску 285 часов, сейчас о таком и не мечтать).
      В-четвёртых, вертолётчик которого учили целых пять лет должен знать, что боевые вертолёты выполняют свои задач за исключением участия в ПСО и десантировании (обеспечение прикрытия), не приближаясь ближе 2 км к линии боевого соприкосновения.
      1. -2
        23 июня 2025 10:27
        Вес ПТУРа 10-50 кг в зависимости модели, как правило вертолёт летит с 4 птурам, максимум 8, а НАРами в небо пулять смешно, к чему эта нагрузка в 2,5 тонны am
        Вертолет это большая летающая мишень и достаточно одного попадания в тягу, в лопасть и ему хана, я против вертолётов в атаке как штурмовик, для этого есть штурмовик который немного быстрее и бронированный немного, а вообще лучше БПЛА и телеуправляемые ракеты, их век уже наступает или настал уже...
        1. -2
          23 июня 2025 11:32
          Вес ПТУРа 10-50 кг в зависимости модели,


          О как, я таки прав. Вы только выдаёте себя за вертолётчика. Ибо та же 9М114 с контейнером-направляющей весит все 45 кг. Кто служил, тот это хорошо это знает. Когда по тревоге разгрузку БК осуществляет экипаж, то это очень способствует хорошей памяти. Учитывая что вес "сигары" вместе с транспортной тарой за 80 кг. Хорошая "зарядка" для двоих лётчиков снять 8 штук с грузовика и поднести их к вертолёту. wassat

          как правило вертолёт летит с 4 птурам, максимум 8, а НАРами в небо пулять смешно, к чему эта нагрузка в 2,5 тонны


          Это не правило, это просто производственные мощи РФ не в силах обеспечить достаточное для армии производство ПТУР.

          Вертолет это большая летающая мишень и достаточно одного попадания в тягу,


          И какова вероятность попадания в тягу? И главное чем, когда работаешь вне зоны досягаемости МЗА?

          в лопасть и ему хана,


          Ведомый привёз 5 пробоин в лонжероне одной лопасти, размером с пятикопеечную монету советского образца. И без всякого хана.

          я против вертолётов в атаке как штурмовик, для этого есть штурмовик который немного быстрее и бронированный немного,


          Вы хоть немного представляете себе, для чего нужен боевой вертолёт?

          а вообще лучше БПЛА


          Уже говорилось, кратно уступают в нагрузке.

          телеуправляемые ракеты, их век уже наступает или настал уже...


          О боги. Да теленаведение, или метод трёх точек используется ещё с тех пор как начались первые попытки навесить ПТУР на вертолёты. Вы не знаете что это? Однако. belay
          1. osp
            0
            23 июня 2025 13:56
            О телеуправляемых ракетах.
            На Су-24М , Су-34 и Су-30 под правой рукой штурмана есть маленький рычажок с надписью "Пикир изд.59".
            Так вот то и есть управление ракетой с телевизионным наведением.
            Визуально по картинке на дисплее.
            А на Ка-50 стояла система "Шквал" аналогичная штурмовику Су-39.
            1. 0
              23 июня 2025 17:42
              О телеуправляемых ракетах.
              На Су-24М , Су-34 и Су-30 под правой рукой штурмана есть маленький рычажок с надписью "Пикир изд.59".
              Так вот то и есть управление ракетой с телевизионным наведением.
              Визуально по картинке на дисплее.
              А на Ка-50 стояла система "Шквал" аналогичная штурмовику Су-39.


              Не надо путать теленаведение и телевизионное, оно же оптико-электронное наведение.
          2. -3
            23 июня 2025 14:19
            Мне повезло как раз эти ПТУРы не таскать, мы морские лётчики постоянно ржали над армейскими коллегами в сввауле, те птуры на занятия постоянно таскали laughing пилотировал Ми-8Т, так кроме НАР, Фабов, баков не было, а вот мой Ка-27ПЛ, поднимал кучу буйков типа Чинара, Плабы, АПР и прочие компактные торпеды, там еще ОГАС была, ну и как оружие последнего шанса это спец изделие тактическое
            1. 0
              23 июня 2025 17:49
              Мне повезло как раз эти ПТУРы не таскать, мы морские лётчики постоянно ржали над армейскими коллегами в сввауле, те птуры на занятия постоянно таскали laughing


              Не фантазируйте. Никто никуда ничего не таскал. Все учебные пособия находились в аудиториях.

              пилотировал Ми-8Т, так кроме НАР, Фабов, баков не было, а вот мой Ка-27ПЛ, поднимал кучу буйков типа Чинара, Плабы, АПР и прочие компактные торпеды, там еще ОГАС была, ну и как оружие последнего шанса это спец изделие тактическое


              В морской авиации и Ка-29 есть. Ну и зачем говорить тогда о том, о чём понятия нет?
      2. -2
        23 июня 2025 19:30
        Одна только заправка топлива К52 составляет 1700 литров( около 1200 кг) это не считая подвесных баков +вес экипажа около 200 кг + системы жизнеобеспечения( кресла,бронирование и тому подобное) + нурсы + боезапас для пулеметов пушек .Это бесполезный груз,возимый вертолетом.
        1. +1
          24 июня 2025 13:39
          Можно хоть 100 ланцетов со складными крыльями загрузить и работать в режиме нон-стоп
    3. +3
      23 июня 2025 10:04
      И как минимум, для работы нормальной ударного вертолета, нужно обеспечение от БПЛА
    4. -3
      23 июня 2025 13:00
      дрон типа байрактара 100 мл рублей
      что за бред? Байрактар стоит 5-7 лямов баксов, с половину вертолета
      1. -1
        23 июня 2025 20:44
        TB-2 2.5-5 млн против 60-130 млн за AH-64 . Сравнивать цену с российской техникой , где перекрёстное финансирование нет смысла .
        1. +1
          23 июня 2025 21:09
          А в турецком байрактаре нет перекрестного финансирования? Почему не начинать сравнивать тогда с американскими беспилотниками? Или байрактар с турецким вертолетом?
          1. +1
            23 июня 2025 21:48
            Перекрёстное финансирование это когда власти давят на банки для "льготного кредитования" , ограничивают цену ресурсов и комплектующих для некоторых предприятий , финансируют завышенные зарплаты их работникам итп То есть в конечном счёте большая часть цены "размазывается" по экономике , вытягивая из неё силы . ТАМ такого не потерпят - "платить за дядю" .
            1. 0
              23 июня 2025 23:03
              И какие же честные цены на наши вертолеты и турецкие беспилотники?
              1. 0
                23 июня 2025 23:07
                Когда российские оружейники начнут конкурировать друг с другом , как на западе - узнаете о ценах .
                1. 0
                  24 июня 2025 11:47
                  От конкуренции цена вырастет, как на западе?
                  1. +1
                    24 июня 2025 13:19
                    От конкуренции цена станет реальной , а не теневой , которую скрыто платят совсем другие . Реальная цена не вырастет , но она вся будет открыто в ценнике . "Как на западе" . laughing
            2. +1
              24 июня 2025 13:12
              Новейший пример со ставропольским Оптроном . Принудительно у него покупают силовые диоды по 2600р , а только затраты (не то что прибыль) - 3600р . И отказаться от военных заказов нельзя . Завод предбанкрот с громадными долгами , зато военная техника "дешёвая" .
              1. 0
                24 июня 2025 16:38
                Мне что-то подсказывает что если прекратят с одной стороны кидать поставщиков, а с другой урежут осетра эффективным менеджерам, то на выходе ещё и дешевле может стать
    5. -3
      23 июня 2025 14:22
      Товарищ, чистый вертолётчик ! Вы очень сильно ошибаетесь вместе с американцами. Вы не знаете особенностей современной войны, и судите о применении вертолётов по СВО. Но СВО -это не современная война и вертолёты там применяются бездарно. У американцев в составе вертолётных подразделений давно есть БПЛА для целеуказания , которые управляются с вертолёта. В такой связке дальности их передовой ракеты JAGM "Воздух - земля" в 18 км им не хватает. Уже сейчас у них разрабатывается ракета с дальность более 30 км, которой БПЛА-целеуказатели уже сейчас обеспечивают наведение. Так, что не всё просто...
      1. +1
        26 июня 2025 13:59
        СВО -это не современная война

        Аргументируйте такое спорное заявление.
        1. 0
          27 июня 2025 11:48
          Это не спорное заявление. В чём современная тактика ведения Боевых Действий , и почему она существенно отличается от войн прошлого века ? Что такого произошло, что коренным образом изменило характер БД ? Произошла Информационная Революция, которая резко повысила возможности технических средств разведки, обнаружения и целеуказания. Эти средства позволяют обнаруживать противника и уничтожать на значительном удалении от условной линии разграничения и избегать контактного боя. Позиционный район накрывается информационным пространством, которое обеспечивает его контроль в реальном времени. Все группы противника и техника уничтожаются в нём сразу при входе, а населённые пункты блокируются и отрезаются от противника...США накрывают таким информационным зонтиком целые страны. ВС РФ не заметили информационной революции и остались в прошлом. У нас не развиты технические средства разведки всех уровней, начиная от тактических и заканчивая стратегическими. Они не работают в реальном времени . У нас генералы понятия не имеют о современной войне... Чтобы ничего не делать, они говорят , что нужна государственная программа, огромные средства и десятки лет для перехода на новую систему. Но это так !
    6. +1
      26 июня 2025 13:58
      что 10 дронов дадут больший результат чем Ка-52

      Да тоже не факт.
      Главная проблема вертолёта - его уязвимость перед средствам ПВО даже самого низового уровня.
      На западе нашли решение - ПТУРы с ГСН.
      В таком исполнении вертолёт может кошмарить бронетехнику противника при грамотной работе в связке с разведывательным коптером, выдающим ЦУ.
      Но у нас только выход на линию визирования и ожидание поражения цели вне укрытия рельефа.
  3. +3
    23 июня 2025 07:08
    «Апач» не нужен
    Под сокращение, наряду с некоторыми образцами наземной техники, попали и летательные аппараты, такие как устаревшие боевые вертолеты Apache АН-64D и разведывательные БПЛА MQ-1C Gray Eagle. Расформированию подлежат одиннадцать эскадронов воздушной кавалерии (Aerial Cavalry Squadrons) – по одному на каждую бригаду армейской авиации. Эскадроны насчитывают по 24 «Апача». Таким образом, их численность уменьшится на 264 единицы. В состав этих эскадронов, наряду с вертолетами, входят и разведывательные БПЛА RQ-7B Shadow, которые уже снимаются с вооружения.
    В настоящее время на вооружении армии находятся около 840 вертолетов «Апач». Более 600 из них относятся к модификации D, которые уже с 2013 года заменяются на более новый вариант Е.
    Целиком не списывают, уходит только старая версия.

    И по результатам войны на БВ Апач опять доказал свою нужность: "высказывается предположение, что США могут заинтересоваться «бартерной сделкой» в связи с войной в Украине: если США решат усилить Украину штурмовыми вертолётами, то передача AH-64D и тем более AH-64E может вызвать опасение, из-за возможности их захвата Россией и, соответственно, утечки технологий. Тогда возникает возможность выкупить у Израиля AH-64А за скидку на AH-64E.
    Также подчёркивается важность штурмовых вертолётов, даже на фоне широкого использования ударных БПЛА и барражирующих боеприпасов. Есть задачи, которые могут сделать только штурмовые вертолёты, и последняя операция в Секторе Газа («Щит и стрела», 09-13.05.23) это вновь показала."

    https://oleggranovsky.livejournal.com/1087239.html

    "... есть ряд ниш, где боевые вертолёты справлялись лучше, а то и такие, с которыми БПЛА просто не способны справиться. Например, вертолёты показали себя отличным средством борьбы с низколетящими БПЛА-камикадзе, когда не справлялись ни ЗРК, ни истребители. Хотя герметично закрыть небо они всё равно не смогли и сейчас идёт работа над поиском иных решений. Впрочем и тогда вертолёты смогут дополнять их, обеспечивая ещё один уровень защиты.
    Но наиболее полно значение вертолётов было показано в ходе событий 7/10. Атака шла по всему периметру забора с Сектором Газа (СГ). Операторы БПЛА, видя землю через электро-оптические системы своих аппаратов (т.е. с достаточно узким полем зрения) затруднялись понять происходящее. Лётчикам же «Апачи» с их отличным обзором из кабины, совместной работой двух членов экипажа и наличием собственных электро-оптических систем было гораздо проще разобраться с происходящим (хотя и для них не всё было гладко).
    Ещё одно преимущество «Апачи» – система вооружения. Нет полных данных о том, какое вооружение используют израильские БПЛА. Но то что известно – это малокалиберные УАБ с лазерным полуактивным наведением. Они могут уничтожить цель типа танк или автомобиль, но мало что могут сделать с рассыпавшейся по местности пехотой. «Апачи» же сочетает 3 вида ракет («Хелфаер», «Тамуз» и 70-мм с лазерной коррекцией) и 30-мм пушку с боекомплетом в 1,200 патронов. При необходимости можно принять решение о возвращении на вооружение НАР.
    ...
    «Апачи» 7/10
    На момент начала войны 113-я эскадрилья держала боеготовность, а 190-я была в отпуске («Адмама»). При этом 4 «Апачи» 113-й эскадрильи находились на боевом дежурстве на базе Рамат-Давид на севере страны, в т.ч. 2 в готовности к вылету в течении нескольких минут («Коненут Кцара» – «Короткая боеготовность») и ещё 2 можно было подготовить к вылету достаточно быстро («Коненут Арука» – «Длинная боеготовность»). Причём ситуация с всего 2 вертолётами на «Короткой боеготовности» длилась на момент начала войны уже почти 10 лет – с момента окончания операции «Цук Эйтан» 2014 г. (замечу, что это и год окончательного снятия с вооружения парка «Кобр»).
    По словам командиров 113-й и 190-й эскадрилий (подполковник Аин и подполковник Алеф соответственно) время полёта из Рамат-Давид до севера СГ и время полёта с базы Рамон (место постоянного базирования обоих эскадрилий «Апачи») до севера СГ примерно одинаково (из Рамат-Давид на 5-7 минут дольше). В то же время большинство лётчиков-резервистов живут в центре и на севере страны и им быстрее прибыть в Рамат-Давид, чем в Рамон. Последнее означает, что 2 вертолёта на «Длинной боеготовности» были вообще без дежурных экипажей.
    Первые 2 вертолёта вылетели из Рамат-Давид ровно в 07:00. Уже в 07:30 они были в районе кибуца Зиким, но ещё до этого их перенаправляют к штабу территориальной дивизии Газа (143-я) в районе кибуца Реим. В 07:40 вертолёты достигли Реим и видят, как по ним с земли выпускают 3-4 ЗУР ПЗРК. Пилоты успешно уклоняются. Первый огонь с вертолёта, как раз в районе Реим, был открыт в 08:02.
    Параллельно со взлётом первой пары Аин по собственной инициативе принимает решение подготовить к немедленному взлёту и вторую пару. Причём подготовка шла по экстренной процедуре: без проверок, заправка, вооружение – и в воздух. Когда на базу прибыли экипажи – не уточняется.
    В то же время Алеф отдаёт приказ вызвать из дома персонал 190-й эскадрильи и срочно начать готовить вертолёты этой эскадрильи к вылету. Уже в 08:10 вертолет с Алеф и ещё один вертолёт 190-й эскадрильи из Рамон вылетают в сторону СГ, их направляют к кибуцу Беэри. В 08:30 они на месте. Первое задание – прикрыть посадку транспортно-десантных вертолётов «Блек-Хок», доставивших в район Беэри бойцов спецназа «Шальдаг».
    Далее пара Алеф направляется к пограничному забору, где замечен пролом. С воздуха кажется, что там происходит демонстрация, как несколькими годами ранее ХАМАС проводил чуть ли не каждую пятницу «Марши возвращения». Алеф находится в районе около 10 минут, даёт несколько предупредительных очередей, толпа отступает. Но далее по наводке Северной бригады 143-й дивизии пара вертолётов перемещается к другому пролому. Время 08:58, Алеф выпускает ракету по пикапу. Те, кто выжил внутри или находился по соседству с пикапом, бегут не назад в СГ, а внутрь Израиля и Алеф ведёт по ним огонь из пушки. С этого момента и далее до конца дня Алеф наносит все удары по собственному решению, без запроса разрешений сверху.
    Примерно одновремено с Алем из Рамон вылетает и «Апачи» 113-й эскадрильи с Аин. В то же время два первых вертолёта его эскадрильи ведут огонь по террористам в районе ворот базы Реим. Далее эти вертолёты перенаправлены на юг, для работы с Южной бригадой 143-й дивизии. В целом в течении утра вертолёты перенаправляются с места на место каждые 5-6 минут.
    В 09:30 командующий ВВС, после совещания с командующим ЮВО, отдаёт общую команду: закрыть границу с СГ, нанося удары по всему, что движется, в зоне 1 км к западу и востоку от пограничного забора. Но и тогда лётчики не действовали автоматически и пытались опознать цели. Например:
    пилот «Апачи» не был убежден, что фигуры на транспортном средстве, которые он видел возле забора кибуца Нир Оз, были террористами или израильтянами, и в течение нескольких минут воздерживался от стрельбы по ним; только когда машины помчались на запад (т.е. в СГ) пилот атаковал их;
    недалеко от фестиваля «Нова» пилот увидел проезжающие мимо пикапы и не был уверен, были ли это израильтяне или террористы, и воздержался от стрельбы; позже выяснилось, что это были террористы.
    На 09:00 в воздухе было 6 «Апачи», по 3 из каждой эскадрильи. Они уже выпустили 18 ракет и 870 патронов 30-мм пушек. Алеф приближается к кибуцу Кфар Аза, видит пикап, выпускает по нему ракету. Однако далее становится ясно, что этот пикап закрытого типа, террористы же используют машины с открытым кузовом. И за 3 секунды до попадания ракеты в цель, Алеф уводит её в сторону. Движения вблизи машины не видно, Алеф продолжает далее. На 10:00 Алеф израсходывал вооружение и возвращается в Рамон. Посадка в 10:20. Алеф быстро проводит инструктаж другим лётчикам его эскадрильи. Главное – объяснить, что началась война, что на территорию Израиля вторглись сотни террористов и неоходимо уничтожать их.
    Аин получает сообщение об атаке на базу «Нахаль Оз», со стороны её северо-западного угла. Через оптику Аин видит 40 человек в светлых рубашках. Получив подтверждение, что это террористы, он выпускает 2 ракеты и далее начинает вести огонь из пушки. Эта атака сорвана.
    ...
    По состоянию на 11:00 «Апачи» выполнили 51 атаку, в т.ч. выпустили 2,426 патронов. На 13:00 – уже 104 атаки. В момент израсходования топлива или боезапаса «Апачи» возвращались на базу Рамон, дозаправлялись, довооружались и вновь летели к СГ. Время полёта в каждую сторону составляло 20 минут, время на земле не указано. До конца дня «Апачи» выпустили 179 ракет и многие тысячи снарядов. Значительная часть решений относительно атак основывалась не на приказах КП ВВС, а на просьбах солдат или гражданских лиц, поступавших непосредственно к пилотам в воздухе, часто по сотовому телефону, а другая часть решений принималась самостоятельно самими пилотами, на основе собственного обнаружения целей.
    ...
    Отмечается, что нередко огонь вёлся с занижением безопасных зон огня. Так, при огне из пушки безопасная зона от своих сил – 300 метров. На практике же нередко стреляли в зоне 70-80 метров. До захода солнца всего было выполнено 48 вертолёто-вылета «Апачи». Далее были и ночные вылеты, в т.ч. пуски ракет по захваченной террористами полицейской станции города Сдерот. И это было только начало войны. Причём всю первую неделю (до четверга включительно) все ракетные удары и все стрельбы из пушек «Апачи» происходили только на территории Израиля. В атаках внутри СГ они не участвовали.
    "
    https://oleggranovsky.livejournal.com/1501353.html
    1. +1
      23 июня 2025 18:04
      Интересно использовать вертолеты как платформы для БПЛА. Тут наш прекрасный Ми-8 лучше всех справится.
      1. +1
        23 июня 2025 18:18
        Да, как один и вариантов.
        Как в свое время ПТУРы перекочевали на вертолеты, так и сейчас дроны всех размеров - от камикадзе до Лойал Вингманов - будут ставится.

        Вопрос только в том, будут ли дальше развиваться "ударные вертолеты" Апач/Тигр/Ка52/Ми28, способные выдерживать в какой-то мере удар ПВО.
        Если Израиль "прямо сейчас" хочет больше Апачей.
        То Германия напротив, списывает свои Тигры и делает ставку на Airbus H145M.
        В общем, неочевидные решения, со своими плюсами и минусами.
      2. 0
        23 июня 2025 22:49
        Зачем вешать на вертолёт то - что самостоятельно может лететь дальше и быстрее , патрулируя в воздухе сутки , а то и несколько ? А мелочь только для применения в тактических подразделениях - магазинные тележки нет смысла перевозить по магазину на самосвале .
  4. -4
    23 июня 2025 11:14
    В 50е то же самое писали про ракетное вооружение, хороня артиллерию и пехоту....
  5. +1
    23 июня 2025 12:42
    (Future Long Range Assault Aircraft) – нового скоростного летательного аппарата для армейской авиации. не корректный перевод.
    Корректный перевод термина Future Long Range Assault Aircraft с учётом технической и военной специфики будет следующим:

    «Перспективный дальнобойный штурмовой/ударный летательный аппарат»
    или
    «Перспективный дальнодействующий штурмовой/ударный самолёт»

    Обоснование выбора терминов:

    Future — «Перспективный», «Будущий» (подчёркивает, что речь о разрабатываемом или планируемом образце).
    Long Range — «Дальний» или «Дальнодействующий» (характеристика дальности действия).
    Assault Aircraft — «Штурмовой самолёт», «Ударный самолёт», «Штурмовой летательный аппарат» (часто используется для обозначения типа самолёта, предназначенного для непосредственной поддержки наземных войск и атак целей на поле боя).
  6. +2
    23 июня 2025 16:14
    173-я воздушно-десантная бригада, расквартированная в Италии, организовала собственную лабораторию по изготовлению и испытанию дронов. Таким образом десантники пытаются обойти долгую и бюрократизированную процедуру испытаний новых вооружений. БПЛА изготавливаются собственными силами и обходятся примерно в 1000 долларов. Солдаты «печатают» корпуса на 3Д-принтерах, паяют кабели и штекеры, склеивают детали и пишут собственные программы для управления аппаратами.

    В американской армии, оказывается, тоже есть толковые парни. Может, конечно, влияние Италии, итальянок, капучино и пасты сказывается. Мы же привыкли смотреть на армию США как на сборище идиотов, гомосеков, транвеститов, бешеных сержантов и единственного бесстрашного бойца, Форреста Гампа.
  7. +1
    23 июня 2025 16:24
    Я по образованию мотострелок, все же я думаю, что истина где-то посередине, предполагаю, что вертолеты серьёзно порежут в угоду бпла, тут в дискуссии, были изложенны 2 правильных преимущества дронов, дешевый и срок обучения радикально короткий, ещё хочу добавить 1 преимущество, производство бпла не требует высокой квалификации и мощной промышленной базы, конечно, нужны посьавки из заграницы, но в наш век такие посьавки возможны, даже в условиях санкций, мы и Иран тому пример. А вертолёт? Как его производить в промышленных масштабах? Я ещё хочу добавить, что мы не видели дронов с пулеметами или автоматами, когда они появятся, то возрастёт время воздействия бпла по переднему краю, а это и есть основная задача штурмовика, но и без человека в воздухе не обойтись, нужен командный пункт и радиогоризонт.
    1. +1
      23 июня 2025 23:12
      Украина уже применяет дроны со стрелковым оружием и огнемётами . Остался следующий шаг : дрон-оружие , а не просто носитель .
      1. +1
        24 июня 2025 06:17
        Огнеметы и мы применяем, по стрелковке не видел, но думаю, что эти дроны не могут нести ленту в 250 патронов, а иначе смысла нет, ну и мы бы уже увидели видосы в каком-то большом количестве, но всё равно, я как понимаю работы в направлении ведутся, скорее всего скоро поставят пулемёты, хотя бы в калибре 5.45 или 5.56
        1. +1
          24 июня 2025 13:25
          Видосы как раз выкладывают , только доступ [роскомпозор] .
      2. 0
        27 июня 2025 06:12
        Тут надо понимать, что гладкоствод и нарезное разные вещи, а также возможность установки автоматического вооружения.
    2. -2
      24 июня 2025 11:10
      Я по образованию мотострелок

      вы о чем?
      1. 0
        27 июня 2025 06:10
        Я о своём военном образовании))) чтобы вы поняли из каких критериев я исхошу и степень моей осведомленности в данной проблеме.
        1. 0
          27 июня 2025 07:21
          Я о своём военном образовании

          вы говорите о военно-учетной специальности или закончили военное училище?
          1. 0
            28 июня 2025 15:47
            Я закончил военное училище
  8. +1
    24 июня 2025 13:37
    Вертолет-носитель БПЛА им в помощь, и дальность и грузоподъёмность у классического вертолета на порядки больше чем у дрынов
    1. +1
      24 июня 2025 14:37
      а эта дальность и грузоподъемность сейчас востребованы на лбс при выполнении огневых задач? Пишут в основном про точечный удар по разведанной цели и моментальный уход, барражируют в ожидании только беспилотные системы. А к транспортным и многоцелевым вертолетам вопросов нет, конечно.
      Вообще многие комментарии по ударным вертолетам напоминает классическое "конница еще себя покажет". Да, покажет, при решении отдельных задач, но не в перспективе. В перспективе надо вкладываться в разработку беспилотных систем, ударные пилотируемые вертолеты надо кмк только поддерживать и по возможности модернизировать, коли уж они у нас есть, и на очень хорошем уровне разработаны.
      1. +2
        24 июня 2025 15:27
        Просто и статья и комменты ударяются в крайности : одним вертолёты-динозавры , выживут только дроны , другие что бы хоть как то пристроить грузят дроны на вертолёты бочками (что на самом деле всё тот же первый пункт) . Никому не приходит в голову что и одни и другие подходят для совершенно разных задач .
        1. +1
          24 июня 2025 15:41
          согласен, так и есть.
          Кмк прорыв с беспилотными ударными системами среднего и тяжелого класса взамен вертолетов и штурмовиков сейчас сдерживается только отсутствием надежного и широкого канала связи, иначе наличие на борту управляющего центра в виде пилота теряет смысл. То же самое и с вертолетом - потенциальным носителем беспилотников: как только будет в наличии устойчивый канал связи - сажать живого оператора на фактически ретранслятор сигнала не станет никакого смысла, тем более что ретранслятор вообще самое уязвимое звено такой системы, его будут выводить из строя в первую очередь. Место оператора - на земле, в хорошо защищенном и скрытом пункте управления, а бездушные железки - просто расходник той или иной степени стоимости.
          1. +1
            24 июня 2025 16:07
            Прогресс идёт в сторону автономных дронов, которым никакой канал связи не нужен . Дело в другом . Если вычленить основную задачу противотанкового вертолёта - это доставка птрк на дальность применения , все остальные навороты только для компенсации недостатков птрк . Ключевые слова - дальность применения . Для дронов это не актуально . Просто все воспринимают дрон как ракету , только подальнобойнее - потому и хотят её куда-то привесить . Имхо для вертолётов подходит другая задача - тактический вариант ганшипа . Они доказали свою эффективность и постоянно совершенствуются , но это большая , неповоротливая и уязвимая машина , мало подходящая для тактической поддержки . Для вертолётов настало время вернуться к истокам времён вьетнамской войны , до появления кобры . А "висение" над полем боя оставить дронам .
            1. +1
              24 июня 2025 16:18
              Прогресс идёт в сторону автономных дронов, которым никакой канал связи не нужен .
              вероятно тут можно вести речь только о классе барражирующих боеприпасов и условных охотников типа "коптеров со сбросом", работающих строго по заложенным алгоритмам, ведь без канала обмена данными о какой-то гибкости применения можно просто забыть?
              1. +1
                24 июня 2025 18:14
                Вами описанное - техника ещё восьмидесятых . Ренессанс дронов случился потому что технологии позволили впихнуть это в дешёвые гражданские , а потому запредельно массовые машинки (но из за этого и все ограничения) . А всяким продвинутым сверхдержавам , вроде Ирана , переставить их потроха во что то потяжелее . Но разработки то не прекращались и адаптивные , самоподстраивающиеся алгоритмы УЖЕ созданы - осталось их применить к сравнительно дешёвым дронам . Дешёвым - это главное и самое трудное , но выполнимое . А обратный канал разве что для разведки .